Детали Времени в романе ...


  Детали Времени в романе Виктора Колупаева «Сократ Сибирских Афин»

© Антон Никитин, ученик 11 класса МОУ гимназии №24 (Томск, 2011г., рук. Чеснокова Т.В.)


В романе Виктора Колупаева «Сократ Сибирских Афин» огромное внимание уделено вопросу Времени. Причем, помимо размышлений и дискуссий героев, само Время в романе живет своей жизнью, смешивает привычные понятия и детали, пытаясь запутать, но тем самым наставляет на верный путь размышлений. Основными временными периодами в романе являются античный мир и наше Время. И эти два временных периода настолько тесно переплетены между собой, что сложно сказать, в какое же Время происходит действие.

Творчество томского писателя Виктора Колупаева мало изучено. Поднятые им вопросы требуют тщательного размышления и точного анализа, целью которого является предоставление систематизированных данных по его роману «Сократ Сибирских Афин». Для анализа был выбран один из поднятых В.Колупаевым вопросов – вопрос Времени. Время изучается человеком с древнейших Времен: древние цивилизации уже создавали свои календари, часы, другие измерительные схемы и приборы. Но взгляд В.Колупаева обращен не к процессу изучения, а к процессу осознания Времени. Ему интересно не то, как человек изобрел часы, а то, как он понимает Время. Что такое Время, в каком виде оно существует, как влияет на мир, как изменяется? Для изучения этого вопроса автор берет в качестве героев многих древнегреческих ученых: Сократа, Пифагора, Анаксимена, Анаксимандра, Фалеса, Гераклита и многих других, и через их теории с помощью главного героя – Глобального человека – показывает свое отношение ко всем этим теориям, складывая их в одну картинку.

Анализ Времени в романе В.Колупаева «Сократ Сибирских Афин» осуществлен посредством анализа деталей, это Время характеризующих. Любые детали по тем или иным критериям можно отнести к разным группам. И эта классификация способствует более легкому их восприятию. Вот именно для лучшего восприятия детали, так или иначе характеризующие Время в романе, и разделены мной на следующие группы: предметы быта, одежда, еда и напитки, географические названия, имена героев, род деятельности героев, известные деятели культуры, искусства, науки.

Предметы быта

Самой обширной группой являются, несомненно, предметы быта. Ведь именно они встречаются нам на каждом шагу, они создают обстановку вокруг нас. Роман «Сократ Сибирских Афин» пронизан мельчайшими деталями обстановки, часто противоречащими друг другу, но именно это противоречие является основной характеристикой Времени.

Не сложно провести параллель между древнегреческими кратерами (большая ваза на устойчивой ножке с широким горлом и двумя ручками, предназначенная для смешивания вина с водой), киафами (ковш с высокой ручкой и крючком на конце), кувшинами с одной ручкой и тремя устьями, из которых одновременно разливается в три чаши вино, и гранеными и пластиковыми стаканами, из которых пьют самогон. Также из упомянутой посуды можно отметить древнегреческие килик (неглубокая открытая чаша с двумя горизонтальными ручками на высокой или низкой ножке) и похожие на него скифос, котил и канфар, которым можно противопоставить кастрюлю и чайник.

Наше Время точнее всего характеризуется предметами-следствиями научно-технического прогресса. Например, сотовый телефон, транспорт (упомянутые в романе автомобили, автобусы, подводные лодки, велосипеды), гидрофон, светофор являют собой неотъемлемые части современной жизни. В романе же с ними легко уживаются повозки, запряженные буйволами, мифические средства передвижения, созданные античными богами, водяные часы (клепсидр).

Также можно отметить, что такие изобретения, как электричество называются героями «древними» и «варварскими», тогда как используемые ими древние предметы обихода они, не раздумывая, считают современными.

Что касается жилья, контраст между деревянным бараком, в котором происходят большая часть симпосия и в который входят все герои, и самой Мыслильней, с ее скамьями, ложными окнами и бассейном в середине, расположенной в этом бараке, сбивает с толку и заставляет усомниться, имеют ли смысл какие-либо детали Времени.

Одежда

Каждую историческую эпоху характеризует определенный стиль в одежде, определенный внешний вид. Большинство героев романа носят такие одежды, как хитон (подобие рубашки (льняной или шерстяной), чаще без рукавов), гиматий (длинный кусок ткани, переброшенный через левое плечо на спину), но некоторые герои (Глобальный человек, Межеумович, строители и ремонтники, славный Агатий) носят вполне современную одежду: «Человек, одетый по последней моде в стиле “новый сибирский эллин”: красный пиджак, светлые брюки, цветастая рубашка с ярко-зеленым галстуком» (Славный Агатий), «Старотайгинские джинсы и клетчатая ковбойка» (Глобальный человек), «Темно-серый варварский костюм и синтетическая рубашка, правда, без галстука» (Межеумович).

Правда, присутствует в романе и довольно своеобразный, не характерный ни для какого периода вид одежды: Пифагоровы штаны. Но поскольку одет в них Глобальный человек, который и задает основные вопросы Времени, то его «вневременной» костюм закономерен.

Географические названия

Географические названия в романе практически не адаптированы к временным рамкам, тем не менее уже в самом названии его идет указание на то, что Время и место действий неоднозначно. Сибирские Афины – неофициальное название Томска, появившееся предположительно в конце XIX века. Остальные же города – части государства Сибирских Афин – наподобие древнегреческого государственного устройства.

Упоминаются такие географические объекты, как Себастополис (Севастополь), Старотайгинск (Тайга), Семилужки, Новоэллинск (Новосибирск), Зоркальцево, Семейкин остров, Межениновка, Лоскутово, Богашово.

Еда, напитки

Еда и напитки также разбиты на две группы, пусть и менее явные. Вино, которое пьют с фруктами и миндалем из древнегреческих сосудов, разбавляя водой, можно отнести к античным Временам. Такие блюда и напитки, как борщ, квашеная капуста, водка, самогон, семечки явно имеют отношение лишь к нашим дням.

Герои

Все имена деятелей, упомянутых в романе, также разбиты на группы.

1. Герои, носящие древнегреческие имена, реальные и вымышленные. Все реальные герои являются древнегреческими учеными, философами, фисиологами (как они сами себя называют) и несут идеологическую нагрузку: их реальные теории на темы, поднятые в романе, представлены посредством диалога с ними. Все вымышленные герои, носящие древнегреческие имена, являются создателями общества романа, которое характеризует Время.

2. Герои, носящие не древнегреческие имена, реальные и вымышленные. Среди них – реальные ученые, философы, писатели, например, Эйнштейн, Гейзенберг, Ньютон, Томсон, которых герои романа (в том числе и все представители античной эпохи) называют варварами и говорят о том, что все их идеи уже давно не актуальны и не имеют практически никакого смысла. При этом ни один из этих «варваров» на протяжении действия романа так и не появляется. Они только упоминаются другими персонажами. Вымышленные же герои (Межеумович, прораб Митрич, Даздраперма) исполняют ту же роль, что и вымышленные герои с именами древнегреческими.

* * *

Детали, наиболее ярко характеризующие Время в романе Виктора Колупаева «Сократ Сибирских Афин», отобраны, разбиты на группы и представлены в понятной форме, при этом большинству деталей дается пояснение, каждая деталь имеет характеристику, относящую ее к той или иной эпохе. Аналогично и герои разбиты на эпохи. Проведена систематизация деталей и главных персонажей.

Детали двух эпох соединены в одно, они представляют собой некую их совокупность. Под сомнение, таким образом, ставится сам процесс течения Времени. И не только процесс: само Время ставится под сомнение. Неопределенность и субъективность главенствуют в нашем восприятии, Время таково, каким мы его чувствуем в данный конкретный момент. Правда, и момент, как понятие, относится к этому течению, в то же время являющемуся и общим массивом – целым, неделимым.

То же самое происходит в романе и с Пространством: оно изменчиво. Оно и разбито на части, и целостно.

Все представления рождаются в нашем сознании. И это уже и есть само существование. Соответственно, даже при наличии небольшого сомнения в чем-либо, объект сомнения не может являться истиной.

Так и Время течет лишь в нашем понимании, останавливается лишь в нашем понимании, меняется, делится на эпохи, тысячелетия, века, годы, дни, часы, минуты, секунды лишь в нашем понимании. Но, как это ни парадоксально, именно в нашем же сознании оно и едино, неделимо, неизменно.

Сбивающие с толку детали на самом деле наводят на размышления о нашем их восприятии. И чем этих деталей больше, тем больше уверенность в том, что античный мудрец может ходить по одной улице с основателем финансовой пирамиды МММ («мы-мы-мы-все» в романе), в том, что человек в тоге и человек в джинсах в одной комнате – это вполне естественно. Ведь вся суть заключается в нашем восприятии. Лишь зашоренный разум может отвергнуть идею соединения двух Времен: склонность строить предположения, склонность мечтать, планировать будущее (что является особенностью человека) строятся именно на этом принципе соединения разных Времен.

 

источник: Живой журнал "Творчество Виктора Колупаева"


⇑ Наверх