FantLab ru

Арису Арисугава (有栖川有栖 / Arisugawa Arisu)

Арису Арисугава
Страна: Япония
Родился: 26 марта 1959 г.

Настоящее имя:

Масахидэ Уэхара (上原 正英 / Uehara Masahide)


Арису Арисугава (有栖川有栖 / Arisugawa Arisu) – современный японский писатель, работающий в жанре детектива.

Родился 26 апреля 1959 г. в г. Осака. Образование получил на юридическом факультете университета Дошиша.

Путь к писательству

Будучи учеником пятого класса, написал полноценный роман, так как с детства мечтал стать детективом. Обучаясь на 3-м курсе средней школы написал сценарий для художественного фильма под названием «Великое убийство» и подал его на соискание премии Эдогавы Рампо, но получил отказ. Позже, обучаясь в университете, подавал заявку на премию «を幻影城新», но и тут он также потерпел неудачу. В колледже входил в группу по изучению детективных романов (в настоящее время – «Группа по изучению тайн Дошиша»).

После окончания университета устроился на работу в крупный сетевой книжный магазин. В 1984 г. вновь подал заявку на премию Эдогавы Рампо, теперь с романом «月光ゲーム Yの悲劇'86», но снова проиграл, не пройдя первый отборочный тур.

Первые публикации

В 1986 г. его рассказ «やけた線路の上の死体» был опубликован в антологии «無人踏切», составленной Тэцуя Аюкавой и посвящённой таинственным историям, произошедшим на железных дорогах.

В 1989 г. произошёл полноценный дебют Арисугавы как писателя – был опубликован его роман «月光ゲーム Yの悲劇'88» (отредактированная версия романа «月光ゲーム Yの悲劇'86»), представленный на премию Эдогавы Рампо.

В 1992 г. его роман «双頭の悪魔» занимает 4-е место в рейтинге «10 лучших тайн» еженедельника «Bunharu Mystery Best» и 6-е место в рейтинге «Эта удивительная тайна!».

После этих успехов какое-то время Арисугава продолжал работать в магазине и писать в свободное время, но в 1994 г. в возрасте 35 лет ушёл из магазина и целиком сосредоточился на творчестве.

С ноября 2000 по июнь 2005 г. был первым Президентом Клуба писателей хонкаку.

Очерк о творчестве

Своим кумиром Арису Арисугава избрал американского писателя Эллери Куина, чьи детективные книги получили признание в первой половине XX века, в особенности цикл произведений с географическими названиями, начавшийся с романа «Тайна римской шляпы» (1929). Под псевдонимом «Эллери Квин» скрывались два автора, и, словно в продолжение литературной игры, главный герой в их основных произведениях носит точно такое же имя. Примерно по такому же пути пошёл и Арису Арисугава, поскольку его экзотический псевдоним совпадает с именем рассказчика. Главный герой популярных серий Арисугавы раздвоился на два основных, никак не связанных между собой цикла — «Студент Арису» и «Писатель Арису». Правда, в обоих случаях Арисугава выступает в роли грамотного ассистента, уступая почетное право раскрытия дел своим друзьям – Дзиро Эгами (в цикле «Студент Арису») и университетскому профессору Химуре (в цикле «Писатель Арису»).

Учитывая всплеск интереса к детективному жанру, начавшийся в Японии в 80-х годах и продолжающийся и поныне, книги Арисугавы всегда пользовались стабильным успехом у местной публики. В сюжетах его книг нередко можно встретить такие ставшие давно классическими приёмы, как происшествия в «закрытой комнате» (убийство совершено в наглухо закрытом изнутри помещении, откуда никто не мог выбраться незамеченным). Сюжеты на эту тему содержатся в книгах «マレー鉄道の謎» (2002) и «46 番目の密室» (1992). В этих книгах Арисугава демонстрирует незаурядную фантазию в построении сложных трюков для объяснения происшествий.

В книге «スウェーデン館の謎» (1995) используется другой приём для создания эффекта «невероятности» – отсутствие следов на снегу вокруг дома со стороны главного «виновника» происшествия.

В романе «孤島パズル» / «The Moai Island Puzzle» (1989) загадка формируется на уединённом острове, куда ни при каких обстоятельствах не может добраться никто из посторонних. Как отмечает признанный мэтр японского остросюжетного романа Содзи Симада в предисловии к данной книге: “Читатель будет тронут тем, как спокойно детектив Дзиро Эгами, используя обычный, повседневный стиль речи, разоблачает убийцу. Объяснение происходит без всякой эксцентричности, но читатель испытывает спокойное интеллектуальное изумление и молчаливое уважение к уму автора, который смог выстроить логику, ведущую к идентификации убийцы”.

Определённую экзотику в стиль автора вносят и межнациональные элементы, свойственные циклу «Писатель Арису». В рассказах представлены и бразильские бабочки, персидские кошки, швейцарские часы, и даже... русский чай, всякий раз являющиеся ядром очередной истории.

Вместе с тем следует отметить, что автор чужд лёгким способам привлечения внимания – в его книгах трудно встретить элементы показного насилия или сексуальные сцены, акцент на убийствах строится исключительно для формирования очередной неожиданной таинственной истории. Арису Арисугава стремится адаптировать классические наработки к современной реальности, без использования ретро-экспозиций или переноса действия в прошлое.

Фантастическое в творчестве

Фантастика в творчестве Арисугавы присутствует в его новом цикле «濱地健三郎», начатом в 2019 г. Это истории о детективе-экстрасенсе, способном видеть призраков и благодаря этой своей способности раскрывающем преступления.


Примечание к биографии:

Раздел «Очерк о творчестве» написан совместно с Walles.

Сортировка:

Арису Арисугава. Циклы произведений

  ソラシリーズ(空閑純シリーズ)  [= Sora series (Sorashizu Jun series)]  
-
-
-
-
-
  作家アリスシリーズ(火村英生シリーズ)  [= Writer Alice series (Criminology Professor Himura series)]  
-
6.00 (1)
-
-
-
1 отз.
-
-
-
-
-
-
-
-
8.00 (1)
-
1 отз.
-
-
-
-
-
-
7.00 (1)
-
1 отз.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
1 отз.
6.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
7.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  学生アリスシリーズ  [= Student Alice series; Amateur Detective Egami series]  
-
-
6.00 (1)
-
-
1 отз.
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Арису Арисугава. Романы

-
  1989 孤島パズル / Koto Pazuru  [= The Moai Island Puzzle]  
6.00 (1)
-
-
6.00 (1)
-
-
1 отз.
-
-
-
-
7.00 (1)
-
1 отз.
-
-
-
1 отз.
-
7.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-

Арису Арисугава. Рассказы

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1995 鍵 / Kagi  
-
-
-
-
-
-
-
  1996 崖の教祖  
-
  1996 毒の晩餐会  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1998 パテオ  
-
-
-
  1998 危険な席  
-
-
-
-
  1998 幸運の女神  
-
  1998 落とし穴  
-
  1998 裏切る眼  
-
  1998 遠い出張  
-
-
-
-
-
-
  2000 恋人  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  2001 作家漫才  
-
-
  2001 夢物語  
-
  2001 奇骨先生  
-
-
  2001 書く機械  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  2005 怪物画趣味  
-
-
-
-
-
-
  2007 迷宮書房  
-
  2008 Cの妄想  
-
-
-
-
-
  2008 天国と地獄  
-
-
  2008 幕間 / Makuai  
-
  2008 彼方に?  
-
-
-
-
-
-
-
  2009 密林の奥へ  
-
-
  2009 海原にて  
-
  2009 清水坂  
-
-
-
-
  2009 途中下車  
-
-
-
  2009 黒い車掌  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  2013 口縄坂  
-
  2013 夕陽庵  
-
  2013 天神坂  
-
  2013 愛染坂  
-
-
  2013 枯野  
-
  2013 源聖寺坂  
-
-
  2013 真言坂  
-
-
-
  2013 逢坂  
-
-
  2013 館の一夜  
-
-
-
-
-
-
  2015 怪獣の夢  
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  2017 見知らぬ女  
-
-
-
  2018 未来人F  
-
-
-
-
  2019 妖術師  
-
-
  2019  
-
-
  2020 それは叫ぶ  
-
-
-
  2020 姉は何処  
-
  2020 浴槽の花婿  
-
-

Арису Арисугава. Киносценарии

  2004 箱の中の殺意 // Соавтор: Нобухико Уэда  
-

Арису Арисугава. Статьи

-
-

Арису Арисугава. Эссе

-
  1998 有栖の乱読  
-
-
  2002 迷宮逍遥  [= 迷宮逍遥 有栖のミステリ・ウォーク]  
-
-
-
-
-
-
-
-

Арису Арисугава. Сборники

-
1 отз.
8.00 (1)
-
1 отз.
-
-
-
-
-
-
-
6.00 (1)
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Арису Арисугава. Антологии

  1998 鮎川哲也読本 // Соавторы: Таку Асибэ, Никаида Рейто  
-
-
-
  2008 綾辻行人と有栖川有栖のミステリ・ジョッキー1 // Соавтор: Юкито Аяцудзи  
-
  2009 綾辻行人と有栖川有栖のミステリ・ジョッキー2 // Соавтор: Юкито Аяцудзи  
-
  2012 綾辻行人と有栖川有栖のミステリ・ジョッキー3 // Соавтор: Юкито Аяцудзи  
-
-
  2014 大阪ラビリンス // Соавтор: Каору Китамура  
-
  2016 凍りつく! 怪奇と恐怖 // Соавтор: Каору Китамура  
-
  2016 巻 みごとに解決! 謎と推理 // Соавтор: Каору Китамура  
-
  2016 巻 集まれ! 世界の名探偵 // Соавтор: Каору Китамура  
-

Арису Арисугава. Прочие произведения

  2009 密室入門! // Соавтор: Тосио Ясуи  
-
-
-


  Примечание

Публицистика (эссе) в библиографию автора включена выборочно.


  Библиографы

  • Составители библиографии — Tsathogua, Ведьмак Герасим

  • Куратор библиографии — Ведьмак Герасим


  • Этот автор не является фантастом как таковым и не включен в рейтинг фантастов, но администрация сайта считает, что это не повод обходить стороной его творчество.


  • ⇑ Наверх