Все отзывы на произведения Натальи Анисковой
Отзывы (всего: 77 шт.)
Рейтинг отзыва
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
видфара, 27 января 08:49
Тема – братоубийственное кровопролитие как медленный яд.
Написано странновато, у этой истории сразу два рассказчика, причём первый является для второго одним из персонажей… Читалось дёргано, словно читатель сам при этом участвовал скакал и рубил. Картинка простая, яркая, не перегруженная деталями, которых тут достаточно. Послевкусие пыльно-холодное.
Тайна чёрных коней и их духовых всадников возникает плавно, раскрывается частично и оставляет определённый простор для читательской фантазии.
Чудо страшное, хтоническое, как сама война. Катарсис относительный, на фоне закатно-рассветного солнца цветные фигуры всадников, конечно, напоминают заставку легендарного фильма «Неуловимые мстители» …
Достоверность условная – против неё работают и выбранный стиль повествования, и не(?)намеренные ляпы, диссонирующие с эпохой «Той, единственной Гражданской» …
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
Осанов, 23 января 18:44
Зачем делать стилизацию под Гражданскую войну, если даже не знаешь, что никаких капитанов в Красной армии той поры быть не могло? Декрет Ленина упразднил воинские звания ещё в 1917. Формально все красноармейцы были равны, зато назначались на должности: комбриг, начдив, в случае рассказа — комэск. Капитаны — за речкой у Деникина. Поэтому за вводный вопрос: «Где мне найти капитана Мельчука?» красноармейцы порубили бы шашками заехавшего не туда беляка. Ну, а потом и самого Мельчука, когда тот признался, что капитан — он.
Естественно, историческая безграмотность не сулит ничего хорошего. Так и происходит. Лубочные диалоги, гофрированные персонажи, соцреалистическая плакатность, в довесок ещё и «пламенеющие закаты». Выжить среди этого может только весьма посредственная идея: война — это яд, идеология — тоже. Кто бы мог подумать.
Фокальные качели не обоснованы, у нас же не Фолкнер в Конармию записался. Повествовательные скачки пытались передать динамику (в том числе конницы, боя), но на деле скукожили и без того жухлый сюжет. Вероятно, так хотели скрыть простоту замысла, который в том числе драпировала историческая стилизация. Зачем? Ведь потенциальная сила рассказа в двух вещах: в том, как чувствительный юноша превращается в безразличного мясника, и в том, кто такие «чёрные» конармейцы. Если путь Николая от рвоты к расстрелу вполне шаблонен, «чёрные» конники так и остались загадкой. Это ведь самое интересное: какие у них ритуалы, иерархия, поведение… Перед нами закрытое братство орденского типа. Что-то мистическое, неотмирное. Что, кстати, прекрасно бы противоречило большевикам, для которых любая мистика — предрассудок. Здесь уже можно приспособить писаря-Андрея, сделать из него юного коммуниста, чей фанатичный материализм вынужден столкнуться с испытанием. Рассказ становится полнокровным, с двумя направлениями, теперь есть смысл дать его от первого и третьего лиц... увы-увы.
Пока что всё предсказуемо. К тому же на весьма скромном языковом уровне и без какой-либо исторической проработки. Радует лишь сравнительно небольшой объём. Вот бы все войны так быстро заканчивались.
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
maxxx8721, 22 января 00:05
Кавалергарды, век недолог, и потому так сладок он. Поет труба, откинут полог, и где-то слышен сабель звон.
Впрочем, здесь не о кавалергардах, а о Первой конной армии, которая громит врагов Революции и в хвост, и в гриву. Собственно, и сюжет разудалый, гонит вскачь, гремит, лязгает саблями, ревёт медным горном. И всё это описано смачно, ярко, атмосферно. В общем, меня сюжет схватил и не отпускал до самого конца. А эта таинственная конница — действительно очень атмосферный образ. Вообще, литературный образ, где есть некий элитный обособленный отряд — он всегда играет, потому что нём есть тайна, есть скрытая героическая мощь и мифологическая потенция, т.е. за его образованием уже скрывается целая история, которая читателю неизвестна, но так интригует. И неважно за дело правое ли они или за дело левое — вспомнить, хотя бы, какими атмосферными были назгулы у Толкина.
При всём при этом меня удивляли иногда совсем небрежные фразы («Коля мешком сполз») или криповые диалоги. Во-первых, диалоги как-то уж нарочито идеологически шаблонны, как в топорных раннесоветских агитках. Вспомнить хотя бы пламенные речи Мельчука про «белогвардейскую гидру, святое пламя революции» — сюда бы ещё папановское «раздавить этот змеючник и выдавить кусючее жало» из «Служили два товарища». Это делало сам рассказ нарочито искусственным, неживым и трафаретным. Хотя, может, это было сделано умышленно с какой-то целью.
Иногда, специально или нет, но выглядели реплики топорно и смешно.
"– Поросенка зарубил. Представляешь, Андрей?
– Больше никого?
– Здесь? – Коля огляделся по сторонам. – Нет, здесь никого. Тебя капитан искал, он на площади.»
Что имелось в виду под «Больше никого?» — больше никого не зарубил или больше никого здесь нет? И ответ «Нет, здесь никого» — нет, в смысле здесь никого не зарубил, а вот около соседней избушки двоих положил, или же — нет, здесь никого больше нет?
Ну, или:
«Капитан задумчиво посмотрел на Колю и двинул ртом так, что борода покосилась вправо, как стрелка часов.»
Но всё это, на самом деле, где-то цепляет шероховатостью, если только останавливаться на этих моментах, вчитываться, вдумываться. А так, стиль бойкий, и мимо этих эпизодов можно легко пролетать без рисков упустить что-то важное. Рассказ-то берёт совсем другим. Этим и хорош.
Рассказ понравился.
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
nervenklinik, 20 января 18:54
Это похоже на черновик. Вроде что-то интересное, но довольно сложно продираться сквозь не редактированный текст. Смена лица повествования. Довольно натужная концовка, оставляющая в недоумении, не лучший выбор некоторых эпитетов, все это очень сильно меня коробило в процессе прочтения.
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
Mishshanya, 19 января 16:54
Очень интересный рассказ с сеттингом, нечасто встречающимся у фантастов и мистиков. Однако к существенным недостаткам я бы отнес то, что как-то не проработан вопрос превращения гг из наивного мальчика в завзятого рубаку. Кроме того, я как читатель много внимания потратил, чтобы разобраться, кто это «я», от лица которого даётся существенная часть рассказа. Местами терялась логика, местами плыл фокус.
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
J.Owling, 18 января 00:02
Рассказ просто великолепный, получила большое удовольствие.
Дьявольские кони, пропащие души, рубящие друг друга.
Пока я читала рассказ, в голове вертелось выдуманное другим отличным писателем:
«Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный
живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по
багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке?»
Понравилось в рассказе: спокойный и искренний язык.
Не понравилось в рассказе: прочерк (то есть все понравилось).
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
Olga Bor, 17 января 17:29
На Дону и в Замостье
Я вообще совсем-совсем не разбираюс в гимнастерках и эскадронах, поэтому мне исторический сеттинг очень даже зашел. И фантдоп с конями тоже. В процессе чтения я заскрипела, когда автор перешёл на 3 лицо, но в финале вдруг подумалось, а почему бы, собственно, и нет. Понятно, привычнее читать текст, написанный либо от первого, либо от третьего, но мне вроде и так зашло. Даже подумалось, что в этом что-то есть :) Я в героях не запуталась, мне все нормально было.
Понравилось, как они обнялись и повернулись к закату, бгг :)
Странно, что у Андрея никаких вопросов по поводу коней раньше не возникало.
А, ещё я вот что не поняла. Они же там по деревням и весям передвигались с этой армией, но всадники все окаменели почему-то в одном месте — именно в том, рядом с которым оказался Андрей. Или там все рядышком?
Тема, наверное, яд.
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
Zangezi, 17 января 14:19
Ну вот:
— Стой! Кто таков? — крикнул один из бойцов.
Автор, если ты сразу перешел на дактиль, так и чеши дальше, а если все-таки пишешь прозу, так незачем нас смущать стихами.
Далее, в чем такая необходимость рассказа, чтобы вести повествование то от первого лица, то от третьего? Это довольно неоднозначный модернистский прием, ему обоснование нужно, а не как захотелось пятке автора.
Еще один странный «прием»: дважды познакомить читателя с одним из героев. Вот описали нам дядю Федю как пожилого седоусого солдата, а через несколько страниц: опять выходит знакомиться пожилой солдат с пышными белыми усами. Или это другой???
Вообще, вот вроде рассказ не короткий, а на что ушла куча знаков, непонятно. За коней так и не пояснили, откуда они, что за дьявольская масть, почему каменеют и проч. Типа красные продались адским силам? А кроме тайны коней, ничего в рассказе и нет.
Даже название «неряшливое»: Понятно, строчка из казацкой песни, но ведь дальше как:
На Дону и в Замостье
Тлеют белые кости
а что у нас в рассказе? Каменеют, а не тлеют!
Надо же и песни подбирать, чтобы на сюжет работали, а не просто как получится.
Из позитивных моментов несомненно удачно получилась стилизация речи дяди Феди. Вот остальных казаков не очень. Даже «красного капитана» (понимаю, фантдоп такой) Мельчука. Остальные сливаются до неразберихи.
В целом, рассказу ощутимо не хватает даже не динамики, а сюжетной идеи. Фантдоп есть: адские кони (кстати, известный мифологический персонаж), но автор, придумав их, не придумал, что с ними делать. Не создал яркого сюжета, интриги, коллизии, драмы, наконец. Они просто дерутся, потом окаменевают. Окей, и что?
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
Karapapas, 14 января 14:52
Фокал скачет, от какого лица повествование не ясно. Я на второй странице запутался. Коля и Андрей то сливаются в одного персонажа, то распадаются. Ближе к концу получалось, хоть и не сразу отличать, но давалось это с трудом. Интересный рассказ, но из-за перечисленных ранее проблем, получается почти нечитабельным. Думал сведется к дикой охоте, но здесь статуи в поле. Финал для меня тоже остался непонятен.
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
PhysaLis, 13 января 21:47
Рассказ в целом, любопытный. Выбран необычный сеттинг.
Но ошибок многовато. И очень странное повествование. Автор ввел и первое и третье лицо, в которых постоянно путается. А вместе с ним путаемся и мы. Вместе с тем, очень странно подана тема.
Однако, общая атмосфера заставляет оценить рассказ достаточно неплохо.
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
bbg, 13 января 17:26
Кто такие Я, Андрей, Коля? Как меняются они, мельтешат перед глазами? Про стилизацию ничего не скажу, сравнивать не с чем. Хотя некоторая надежда на неоднозначность есть.
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
K3K, 12 января 14:01
Хороший рассказ. И если бы фокал не прыгал от одного героя к другому — был бы еще лучше!
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
Дочь Самурая, 12 января 11:34
Рассказ сильный. Пожалуй, для меня самый сильный из прочитанных тут. Возможно, потому что близка тема. И возможно, я не правильно поняла идею. Но для меня это не про войну и убийства, а про яд идей, за которые приходится платить даже большим, чем жизнь. Кмк, рассказ глубже, чем кажется. И у меня ощущение, что я его не понимаю до конца. Возможно, как и сам автор. Тут что-то из ощущений, образов на уровне генетического кода. Кони, степь, трава, кровь.
Но да, пов и фокал плохо, выбивает из рассказа,цепляет. Если будет возможность, лучше это переделать.
Наталья Анискова «На Дону и в Замостье»
Esminets Marat, 12 января 09:56
Это очень хороший рассказ про то, что все бойцы равны, но некоторые бойцы равнее других
Тема конкурса: ну, можно притянуть за уши медленный яд революционного самосознания, но на самом деле темы нет, как по мне
Фантдоп: мистические чёрные кони, они же дар Сотоны, которые дают бойцу временную неуязвимость в обмен на вечную окаменелость.
Идея: все там будем
Язык: отличный язык, уместная стилизация
В целом: автор взялся за военно-историческую тему, не потрудившись хотя бы немного вникнуть в детали.
. С первой же строки: «Третий эскадрон Первой конной армии»: Третий эскадрон может быть только ПОЛКА, а не армии. Потому что армия состоит из корпусов, корпуса из дивизий, дивизии из бригад, бригады из полков, а вот уже полки из эскадронов.
Это то же самое, как сказать «квартира номер три города Москвы».
Звания «капитан» в принципе не может быть в Рабоче-Крестьянской Красной Армии в 1920 году, потому как офицерики — это из ранешнего времени царского прижима.
А ведь исправляются эти косяки за три секунды: достаточно поменять «капитана» на «комэска» (командира эскадрона), и вставить «Третий эскадрон Петроградского пролетарского полка имени взятия Бастилии парижскими коммунарами»
«тиранят знамя революции» — это что ещё такое? Случайно заодно не изнасиловали красную революционную звезду?
«одетый в дореволюционную гимнастёрку» — гимнастёрка изначально есть рубаха для гимнастических занятий нижних чинов, она в принципе появилась до революции. Хотелось бы понять, чем у автора дореволюционная гимнастёрка отличается от революционной, а та — от постреволюционной.
«Колиной шашки и моего нагана против десятерых вооружённых людей никак не хватит». А где всё остальное? Каждый кавалерист вооружён карабином, наганом и шашкой. Куда оружие девали?
«Капитан Мельчук отправил роту на разведку в соседнее село» — бесит, реально. Откуда эту роту «капитан» Мельчук взял? Эскадрон состоит из сабельных взводов, рота — это вообще подразделение пехоты в описываемые времена.
Оценка: несмотря на неряшливое отношение автора к матчасти и полный подсумок косяков, текст написан душевно, язык лёгкий, стилизация удачная. Я бы отнёс рассказ к поджанру сказок для взрослых. Весьма душевный текст, автору спасибо
Майк Гелприн, Наталья Анискова «Однажды в Одессе»
mputnik, 14 сентября 2023 г. 21:22
Одесский колорит — да, есть. Гопники, биндюжники, контрабандисты, бывшие интеллигенты от культуры, а ныне — наймиты иноземных спецслужб. Малороссы, евреи, греки. Непередаваемая прелесть суржика, пышная зелень акации, бычки, семечки, все по полной программе.
Анархисты, бандиты, грабежи, погромы, Лёва Задов в кресле мэра (пардон, градоначальника), специфическая спецслужба уркаганов, перестрелки, погони — это всё тоже есть. А еще — катакомбы, огарок сальной свечи в полной темноте, влага на стенах бывших кменоломен и тд и тп — масса всевозможных антуражных фишек, фенечек, картинок и побасенок. Да — это всё есть.
Чего нет — так это Фантастики. Некая нечеткая схематически, фрагментарно обрисованная ситуация с неким артефактом, пространственно-временным локальным катаклизмом. Который — полностью теряется на фоне этого многоголосия, многокрасочности и вакханалии эмоций, спонтанных реакций, вычурных вывертов души и всего прочего.
Это не про Светлый Храм Фантастики. Это — за Одессу. «…Но и Молдаванка и ПерЕсыпь — обожают Костю — моряка…». Шаланды, полные кефали, понимаешь
Darth_Veter, 14 июня 2023 г. 16:18
Кафе «Сайгон» в советскую эпоху всегда было прибежищем не вписывающихся в социализм людей: «хипующей» молодежи, опальных поэтов и исполнителей, оппозиционных политиков и всех, кто считал себя «независимыми». Именно там и начал свою удачную биографию герой рассказа, известный ныне исполнитель песен. Теперь у него есть и слава, и деньги, и возможности. Но чего-то всё же не хватает... И действительно: почему прошлое всегда кажется нам лучше, чем оно было на самом деле? Может, это чисто психологическая реакция, вызванная яркостью и эмоциональной окрашенностью детских воспоминаний? Или прямое следствие деградации памяти, утомленной обыденной действительностью? Вернуться в прошлое хотят все, кроме олигархов и откровенных дебилов. Впрочем, настоящие дебилы (те, которых на Руси называли «блаженными») уже живут в этом прошлом. Постоянно. И потому так счастливы. А остальным «нормальным» людям приходится сильно изгаляться, чтобы чувствовать себя прилично. Как ни странно, самыми несчастными в этом мире являются те самые олигархи и богачи, к которым принадлежит и сам герой. Только он, в отличие от всей остальной «братии», прекрасно понимает это. Потому что не до конца «окостенел» душой. Он чувствует, что романтика для него закончилась, и начались обычные и неинтересные будни, полные концертов и немыслимого ранее богатства. Но счастья ему это уже не приносит. И нестерпимо хочется вновь испытать давно забытое чувство, сделав заветный «шаг назад» во времени. Вообще-то так нельзя на самом деле, но если очень хочется, то...
-------------
РЕЗЮМЕ: ностальгическая притча о «светлом прошлом», которое всегда остается лучше и привлекательней «сытого настоящего». Олигархам, политикам и прочим негодяям просьба не беспокоиться.
Майк Гелприн, Наталья Анискова «Однажды в Одессе»
Darth_Veter, 18 мая 2023 г. 17:22
Гражданская война в России закончилась победой анархистов, а на московский трон сел сам «батька Махно». Естественно, это повлекло весьма кардинальные изменения в нашей истории. В частности, начались гонения на абсолютно все политические партии — некий аналог сталинских репрессий, только в зеркальном варианте. Новая власть начала судить не «по закону», а «по понятиям». Это заметно уже хотя бы по «воровскому» жаргону самого рассказа. Дело, правда, происходит в Одессе, где в ходу весьма оригинальный еврейско-малороссийский говорок, который трудно спутать с чем-либо иным. В центре истории — попытка побега из города известной актрисы Полины Гурвич, которая по совместительству является агентом французской разведки. Чтобы вырваться из наброшенных на нее сыскных сетей, актриса прибегает к помощи не менее известных одесских контрабандистов во главе с Моисеем Перельмутером. Но путь к свободе совершенно неожиданно приводит ее в параллельный мир, где анархисты были уничтожены Красной Армией... Как и все «альтернативные истории», данная задумка по-своему интересна. Как по местному колориту (Одесса — это своеобразная российская Мекка), так и по ключевой идее (каменоломни — это точка перехода в иное измерение). Как это принято у Гелприна, главный герой не является героем в полном смысле этого слова: у него куча недостатков (как и у любого еврея-контрабандиста), которые заставляют читателя относиться к нему с подозрением. Даже когда он вступает в Красную Армию, создается впечатление, что это ненадолго, «до первого удобного момента». И момент, действительно, наступает. А вот «счастливой развязки» не ждите — это тоже гелприновский стиль. Правда, в данной ситуации такая негативность вполне оправдана: мы, ведь, знаем, чем у нас закончилась эта история...
------------
РЕЗЮМЕ: зарисовка времен Гражданской войны в России из альтернативной вселенной, где победу праздновали анархисты. Чисто занимательная история без какого-либо морально-философского подтекста.
Наталья Анискова, Майк Гелприн «Ищи меня»
mputnik, 8 декабря 2022 г. 21:56
Красивая фантазийная сказка. Ду-ше-щи-па-тель-ная. Море разливАнное меланхолического романтИзму.
И всё бы ничего бы, но идиллию оную — портит мерзость очередного обсасывания идеологического противостояния. Традиционные картинки об кровавых комиссарах, служителях Сатаны, и героических рыцарях белого движения, без страха и упрёка. С последующим развертыванием уже в плоскости более современных «*-измов».
Не знаю, как тебе зайдёт, уважаемый потенциальный читатель, а у меня осталось впечатление…эээ… подвенечного платья, заблёванного алкашным вывертом.
Поразительная способность у оной идеологии — всегда исключительно не к месту — откровенно гадить, упиваясь собственной самодостаточностью
mputnik, 21 октября 2022 г. 15:59
«Три с плюсом. Исключительно — за волю к победе» — как сказал бы курсовой во дни курсантской юности. Ибо — результат, без сомнения — отрицательный, но видно, что человек старался, и сил — не пожалел.
Совсем чего-то малого не хватило. Чего-то из области слабовыразимого и трудно формулируемого, чего-то ускользающе почти что очевидного и хорошо знакомого. Нереальная ситуация. Неправдоподобная. Искусственно сымитированная. Это так Подсознание глаголет. Правда, исключительно бездоказательно глаголет. Зато — настойчиво и непрерывно.
Эмоции, которые оная ситуация формирует, они — вполне себе зачётны, без претензий. НО… Что-то здесь не так. Как рассказ непрофессионала о ситуации, делающей оный рассказ абсолютно неинформативным для узких специалистов. Слов — много, сути — никакой. Сплошные слова. И ничего, кроме слов. Чего-то важного, на самом деле знАчимого, стОящего много больше всех этих слов, об этом — увы, ни слова. Как картинки с надписями на иностранном языке: примерно понятно, о чем речь, но буковки — незнакомы
Злобный Мышалет, 27 июля 2021 г. 19:57
Всем известно, что совесть, ум и честь , благородство и верность продаются. И этот постулат автор взяла для своего рассказа. В ее мире некая польская девушка, рано овдовевшая, потерявшая опору в жизни, носит в ломбард свои лучшие качества.
И за них платят копейки. Она все продает и продает. А в другом параллельном мире мужчина их покупает. Вернее, ему их покупают. Он их употребляет и становится лучше, достойнее. Но кого? Вот как раз той самой польской вдовушки.
В конце вас ждет хэппи-энд и прекрасное настроение от чтения нежной любовной истории. А это уже не мало. Язык автора чистый, как родник
mputnik, 27 июня 2021 г. 22:24
«…Сайгон» был не про еду. И даже не про кофе. «Сайгон» был про стихи, картины, пластинки, квартирные выставки, лекции и концерты, про возможность быть услышанным…». Да. Это — непередаваемая, лютая, убийственная Ностальгия. Но — увы — более чем специфическая: об этом, почему-то вспоминается всё реже. И — зря.
Ибо негоже забывать — о чём, обставленной говоря, речь: «…конечно, не случайно даты жизни «Сайгона», 1964-1989, совпадают с золотым веком советской культуры. Золотым веком, который сегодня называют «застоем». И не случайно, что «Сайгон» погас именно тогда, когда этот культ культуры сменился культом успеха, культом денег, культом потребления…».
Не бывает «абстрактной ностальгии», уважаемый потенциальный читатель. То, что невозможно вернуть — всегда более чем конкретно. Не стоит об этом забывать
muravied, 19 февраля 2021 г. 21:50
Вроде рассказ прочёл, а словно 20 лет в космосе летел. Это показатель качества, значит погружение случилось.
Поначалу коробило обилие испанской матершины (я, к своему стыду, умею материться на 7 языках включая китайский), но потом забил и стал просто следить за судьбой этих несчастных астронавтов.
Мне кажется сидеть в одном помещении в течение 20 лет невозможно. Вот до Марса лететь 500 дней примерно и то есть сомнения, что люди не двинутся рассудком к концу дороги. А тут, ё-маё, целых 7305 дней пилить! Ну ладно, допустим, долетели не свихнулись, но оголодали до новых картинок и локаций, до женщин, до общения. Думаю тут будешь рад даже встретить говорящих синих осьминогов. Эти же голубчики
Майк Гелприн, Марина Ясинская, Наталья Анискова «Одор»
pavelgubarev, 16 ноября 2020 г. 19:14
Дочитывал по диагонали: сюжеты банальные, текст перегружен техническими подробностями и выдуманными терминами, которые ну никак не держатся в голове в таком количестве. И главное: зачем авторам понадобился фантдоп со всей терминологией и правилами? Ну кастовая система. Можно было про Индию написать. Как по мне -- если фантоп не работает на то, чтобы удивить читателя, расширить его представления о мире (возможном и невозможном), то это забивание гвоздей микроскопом (в данном случае газовым хроматографом).
Увы, разочарован.
strannik102, 10 сентября 2020 г. 19:59
Литературный трельяж фантастической венецианской красоты
Крайне удачный сборник! По нескольким параметрам.
Во-первых, весьма знакомое авторское имя — при прочтении на корешке любой книги имени Майка Гелприна моя читательская сучность всегда делает азартную охотничью стойку.
Во-вторых, совсем новые для меня имена остальных авторов — а ведь всегда интересно и немножко волнительно знакомиться с кем-то новым — как-то оно сложится?..
В третьих, оригинальный древнегреческий мифологический посыл к раскрытию тем творческих заданий — всегда были интересны мифы именно Древней Греции (в изложении Парандовского), а не Рима.
В четвёртых, разнообразие стилей прочитанных рассказов — от авторизованных вариантов старых почти народных сказок (про Аленький цветочек и др.) сквозь стилизации вампирских, космических, этнических, попаданческих и альтернативно-исторических, мистических и эзотерических, научно фантастических и темпоральных, постапокалиптических, фэнтезийных и прочих рас_сказок уже к просто обыденно реалистическим историям (Не кисни, Сеня).
Довольно оригинальным стал принцип подбора авторов для этого сборника: прежде всего, практически все рассказы соавторские, ну и вот этот подход сборки соавторов по признаку .ru, .com + .ru и .com тоже весьма интересен — чисто наша российская глубинка, родные американские просторы и смесь того и этого — заманчиво было глянуть, что вышло.
Наконец, нельзя не вспомнить о писательском мастерстве, с которым исполнены практически все вошедшие в сборник рассказы — хотелось смаковать и вкушать и тщательно разжёвывать и перекатывать во рту и даже иногда пристанывать от вкуснотищи.
Один из лучших сборников зеркальной серии! Это впечатление/ощущение после прочтения. Но при этом нужно иметь ввиду, что примерно такое же восклицание рождалось после прочтения почти каждого «зеркального» сборника, что говорит только о полном успехе всей «зеркальной» задумки.
Наталья Анискова «Птицы небесные»
technocrator, 23 июля 2020 г. 07:44
«Бытовое» фэнтези с историей женщины народа майя. Законченный сюжет со сказочно-мифологическими мотивами и живописным описанием метаморфозы, опирающийся, однако, на предельно простые банальные сюжетные ходы: поход в «плохое» место (заброшенный город с пирамидой) – аналог спуска в загробный мир с целью вернуть умершего близкого человека, и
Майк Гелприн, Наталья Анискова «Не верь, не бойся, не проси»
astnik82, 6 мая 2020 г. 06:28
С этого рассказа началось моё знакомство с творчеством и стилем Майка Гелприна. И пускай здесь он не был единственным автором, это не суть важно. Идея, как мне кажется, вполне на уровне, да и отсылка к Солженицыну и Шаламову уже в названии весьма прозрачная. А что блатной жаргон присутствует — так то исключительно для передачи колорита и создания убедительного образа персонажа, который (персонаж, а не образ, естественно), несмотря на уголовное прошлое, проявил в итоге довольно-таки положительные черты.
Майк Гелприн, Марина Ясинская, Наталья Анискова «Одор»
technocrator, 4 апреля 2020 г. 11:26
«У каждого дела
Запах особый...» (с)
Детально разработанный мир, который можно было бы назвать полностью оригинальным, если б не напрашивающееся сразу сравнение с «Оттенками серого» Ффорде (в частности, важнейшая роль цветовосприятия). Впрочем, здесь красочные описания задействуют сразу три спектра – цветов, запахов и эмоций (а в концовке вовлекается ещё и «запах мысли»), что даёт возможность объёмно развернуться в нескольких ассоциативных измерениях.
Сюжетные цепочки, частично связанные друг с другом, тут очень простые. Может даже показаться, что нужны лишь для демонстрации сеттинга (в процессе мы поднимаемся вверх по «социально-хроматической» лестнице, рассматривая жизнь и возможности каст), и основная смысловая линия отсутствует.
Но, кажется, общий замысел усматривается. Можно заметить, что большинство историй заканчиваются в той или иной степени трагически для персонажей. Чему виной – система, основанная на «хроматико-одорическом» неравенстве и воздвижении барьеров между людьми разного происхождения, так скрупулезно продуманная. А остаются в моральном выигрыше те, кто стремится эти барьеры разрушить, причём не для личной корысти. Ну и младенец, с которым знакомимся в финале, становится символом надежды...
Майк Гелприн, Марина Ясинская, Наталья Анискова «Одор»
anagor1, 2 апреля 2020 г. 17:24
Проделана большая работа, выстроен замысловатый мир... А зачем? Такое ощущение, что автор начал набрасывать этот рассказ лет в пять, когда учился считать до девяти. Причем до четырех у него получалось особенно хорошо, из-за чего данная цифра звучит навязчивым рефреном. Уже на третий повтор хочется сказать: «Да помню я, помню». Но увы, тебя буквально заставляют взять бумажку и старательно, без ошибок переписать в столбик все девять каст. И желательно с циферками рядом: кто сколько умеет нюхать. Ведь это самое главное! То есть, написан рассказ, видимо, лет в пятнадцать, когда о стремлении продумать социальную конструкцию чуть глубже можно только мечтать, зато степени двойки приводят в восхищение.
UPD Возможно, это экспозиция более крупной формы. Либо набросок сеттинга для создания в нем других текстов. Но социально-психологические реалии в такой системе (если полагать ее устойчивой) должны быть гораздо сложнее, они не будут простой проекцией нашего социума.
a0001, 31 марта 2020 г. 12:26
Как порой хочется оказаться там, в уже далеких и во многом забытых временах своей молодости, окунуться в неповторимую атмосферу тех лет, поговорить со старыми друзьями, но... Рассказ понравился, не без банальностей, но понравился, прочитался легко и с удовольствием.
Angvat, 22 января 2020 г. 17:17
Пока только один цвет.
Когда мне предложили любой сборник данной серии на выбор, вопрос что брать быстро решился по одному простому критерию: а где здесь Белаши? Тем паче что с малой формой творчества сих демиургов я доселе был практически не знаком. В итоге, в общем-то так и вышло, что только рассказы этих авторов во всем сборнике я пока и прочитал, не в обиду сказано прочим. Остальные же… «Однажды в Одессе» и «На чем стоит Земля» как-то совсем не вызвали у меня какого-либо внутреннего отклика, так что как-нибудь потом, однажды. А пока просто посмотрим, чем же нас в этот раз порадовали (или же не очень) мои любимые российские авторы.
«Царевна Метель» и «Гости» как-то меня не впечатлили. Техногенная перепевка известной сказки и фантастическая вариация фильма «Кукушка» показались мне вещами вполне средненькими. «Поющая йойк» про Белоснежку с отрезанной ногой и вовсе показался каким-то сюром не к месту. «Сток» — просто неплохой боевичек, но с набившими мне уже оскомину зомби. У нашей фантастики и так полно своих проблем, зачем еще в нее тащить чужие… «Родная кровь» — эдакая мрачная метафора по поводу родичей (да и не только их) кровососов, похоже намеренно доведенная до полного абсурда. Кто сталкивался с подобным в жизни, тот поймет. Ну а больше всего мне понравился рассказ «Альберта Сокровенная», об инопланетянке, угодившей в средневековое семейство.
Что сказать по итогу этой одной трети? Что-то мне у этих авторов понравилось, что-то нет. Впрочем, как обычно. С крупной формой у них было также. Помнится, «Войну кукол» я в свое время прочитал взахлеб, а «Капитана Удачу» так и не смог осилить. В любом случае, как оказалось, интересные вещи у них есть и в форме рассказов.
Наталья Анискова, Майк Гелприн «Ищи меня»
Fiametta, 9 января 2020 г. 20:57
Я очень хочу верить в вечную любовь и вечный брак, так что рассказ меня очень умилил. Но кроме умиления возникло у меня много вопросов к матчасти. Православного священника не называют «святой отец» (так называют католических). Могла ли сирота-дворянка в начале XX века жить одна в усадьбе? Мог ли быть в 1918 году прямой поезд Петроград-Брюссель? Могла ли немецкая девушка приехать туристкой в Ленинград в мае 1941 года (через общество «Сила через радость»)? Может быть, авторам не надо было так четко привязывать рассказ к определенным эпохам.
Еще интересная деталь: если верить авторам тело обретает душу с рождения, а не с зачатия.
Оценка- твердая семерка.
Наталья Анискова «Однажды в Богемии»
Lilian, 5 декабря 2019 г. 13:44
Рассказ, состоящий из двух неравных частей. Первая часть — условно-историческая, атмосферная. Написано с вниманием к местному быту, нравам и настроениям. Немного суховато, под историческую хронику — в пределах одной деревни. Жизнь местных крестьян — с их тяготами, маленькими радостями и тревогами. В качестве маленькой тайны — личность пришлого странного парня Богдана. И вот честно, существовало много самых разных способов эту тайну раскрыть в финале. Но автор выбрал чуть ли не самый грубый, диссонирующий со сложившейся атмосферой вариант. Вторая часть рассказа — сухая, безликая, с такой же безликой лабораторией и учеными. И разгадка тайны Богдана в итоге совсем не впечатляет.
Наталья Анискова «Чернее чёрного»
видфара, 11 сентября 2019 г. 01:35
Этой фантастической истории категорически не хватило фантастики! Вот где тут фантдоп, например? В том, что
Юморная адвенчура, сделанная по шаблону, расположилась в сборнике фант.рассказов. Послевкусие огорчительное, словно не ту конфету съел…
Чудо – ожидалось, но так и не пришло. Или явилось, но стоит за спиной у читателя и сопит нерешительно.
Тайна – помаячила и осталась за кадром, словно последствие от ЧМТ небольшой тяжести. Видимо, ожидается продолжение — про загадки городов майя, да?
Достоверность – годная, все персонажи убедительные, живо на всё реагируют, автору не приходится лишний раз дёргать их за ниточки. Но всё здесь как-то просто и не захватывающе...
Наталья Анискова «Птицы небесные»
mputnik, 13 августа 2019 г. 13:26
Перефразируя предисловие к сборнику – «…мистика, маскирующаяся под научную фантастику…». ИМХО, конечно же, но у меня «чёртиком из коробочки» моментально выскочила «Пленённая Вселенная» Гаррисона, со всяческими «брызгами ассоциаций» вроде «Подземелья ведьм» Булычева.
Для любителей жанровой ниши – видимо – вполне неплохо.
«Видимо» — потому что первейшее впечатление от текста – «…сделано ТЩАТЕЛЬНО…», то бишь – результат весьма и весьма кропотливого литературного ТРУДА. Но… именно это и удручает. Лёгкости нет. Есть нагромождение обязательных элементов, предполагаемых базисными основами ремесла. Даже Идея – и та вполне себе основательна и многообразна, очевидна и правильна: что-то вроде логической цепочки «…Любовь – всесильна…» — «…ни одно доброе дело не остается безнаказанным…» — «…нам не дано предугадать…». Но… все это как-то по-школярски. С претензией на Соответствие, так сказать.
Но – как-то без души, формально-обязательно. ИМХО, естественно, но уж – как есть
Наталья Анискова «Чернее чёрного»
Тиань, 28 июля 2019 г. 18:47
Несколько осовремененная вариация в стиле Аллана Коутермейна и Лары Крофт: эффектные герои, древние сокровища, опасные приключения в недрах гор. прикольный финт в финале, любовь и хорошая доля юмора.
За приключения и юмор подумывала поставить высший бал — люблю читать такие вещи — но очень огорчила небрежность, когда в самом начале персонаж по имени Кеша внезапно трансформировался в Тёму. Потом всё было замечательно. Заимствованные из приключенческих романов клише Автор сумел обыграть с иронией и выдумкой. История просится на экран. Я просто представляю себе кадры, когда Таня тащит сундук, а за сундуком ползет негр, потом этот сундук открывают, а там...
Можно сколько угодно заявлять о шаблонах, повторах и т.д., но приключение от этого менее волнительным не становится, если автор умеет описать его живо, волнующе и с нужными акцентами. Здесь раскрутка сюжета на высоте, читается влёт. Автору спасибо.
Deliann, 15 марта 2019 г. 15:59
«Три цвета отражений» — уже двенадцатый сборник серии «Зеркало» и первый, в котором количество авторов больше двух. Представляю, насколько сложным он был при составлении, ведь нужно сработаться не только двум авторам для создания одного произведения, но еще и согласоваться с остальными парами авторов, оставаясь в рамках темы и настроения сборника. Авторов, кстати, в этот раз шесть: Майк Гелприн и Наталья Анискова, Александр и Людмила Белаш, Алексей Карташов и Александра Тайц. Из них мне было уже знакомо творчество Майка Гелприна, да несколько рассказов Александра и Людмилы Белаш попадались в журналах «Мир фантастики».
Что касается самого сборника, то он получился достаточно мягким по настроениям, пропитанным сказочными мотивами в начале и переходящим в странную фантастику в конце. Читать было приятно, после жести в «Золотой пуле» – даже полезно и с особым удовольствием от контраста. Рассказов всего 18, но особо выделить хотелось бы пять из них, причем один – в негативном ключе. Но сперва о хорошем:
• «Ищи меня», М. Гелприн и Н. Анискова. Простенькая зарисовка о любви, родственных душах и карме. Такая честная и приятная романтика, что рука не поднялась поставить рассказу семерку, хотя ничего особенного в рассказе как будто бы и нет.
• «Однажды в Париже», М. Гелприн и Н. Анискова. Вновь романтика, вновь завязка на времени, вновь те же авторы, но совершенно иной посыл, иные настроения и иной финал. Отличный контраст.
• «Сток», Александр и Людмила Белаш. Внезапно зомби-хоррор, причем неплохой. Хороший язык, атмосфера, чувствуется напряжение, а интерес не утихает до самого конца.
• «Родная кровь», Александр и Людмила Белаш. Метафора абьюзивных отношений, причем очень яркая. Да и в целом интересный взгляд на вампиров и заложенных мертвецов в рамках социальной антиутопии.
А вот теперь про единственную ложку дегтя в сборнике:
• «Не кисни, Сеня», М. Гелприн и Н. Анискова. Рассказ о фиктивном браке еврея нетрадиционной ориентации и простой российской девушки. Сюжет настолько прост и банален, что я встречал его у Донцовой лет 15 назад. Язык, конечно, хорош, много новых еврейских ругательств узнал, но авторы явно могут придумывать сюжеты намного лучше и интереснее.
В целом же неплохой сборник, который я прочитал не без удовольствия. Скоро возьмусь за тринадцатую книгу серии, к авторам которой у меня особое отношение.
mshvez, 6 августа 2018 г. 00:55
Очень атмосферная вещь. Читается легко, хороший авторский язык делает своё дело. Трое землян летят двадцать лет в корабле. Изначально четверо, но один погиб, своей смертью, от сердца, что называется. Сразу ставится мысленная заметка — ага, этот полёт сам по себе уже не сахар. Экипажу приходится бодрствовать и преодолевать классические прелести многолетнего перелёта в замкнутом пространстве и ограниченном коллективе. К тому же неясно, будет ли достигнута цель спасательной экспедиции (а на деле это она самая и есть) — может оказаться, что и спасать уже некого. Полёт в неизвестность, в прямом смысле слова.
Финал рассказа понравился. Экипажу пришлось сделать выбор. И выбор оказался очень человеческим. Мало шансов (практически никаких) на успешное выполнение просьбы спасаемых. Осознание этого горького факта. И воистину, человеческая Надежда на какое-то чудо. А вдруг все-таки получится? И ради этой крохотной искры надежды, переходящей в самообман, стоит продолжать жить. Как знакомо, да?
Остаётся пожелать автору набраться побольше мастерства, т.к. в некоторых эпизодах рассказ смотрится несколько архаичным — и по образам «спасаемых» и по техническим деталям (если человечество смогло осуществить межзвездные перелеты, то почему до сих пор такие провалы в делах со связью, с передачей информации? Высадились на планету — и давай прослушивать эфир по радио).
Твердая восьмерка.
Sawwin, 29 августа 2015 г. 17:26
Хорошо написанный, хотя полностью предсказуемый рассказ. За эту предсказуемость хотел было сильно снизить оценку, но как прижала ностальгия по тому самому доперестроечному «Сайгону», где и был-то всего несколько раз... Так что неважно, что рассказ предсказуем, главное, что он хорошо написан.
vovun, 16 марта 2015 г. 21:57
Чудесный рассказ! Прочитал с огромным удовольствием. Понравилось, как меняется язык автора при действиях в том или ином мире, а самое главное, как мастерски выстрелило название в самом конце!
Майк Гелприн, Наталья Анискова «Самый главный домашний любимец»
Ольгун4ик, 20 августа 2014 г. 21:17
Второй рассказ, прочитанный из сборника и опять параллели с сегодняшним днем. Как же страшно, когда люди видят только одну сторону, только свою правду и не могут посмотреть со стороны. Попытки понять других стоят очень дорого, а если даже не пытаешься, то последствия необратимы.
Майк Гелприн, Наталья Анискова «Самый главный домашний любимец»
god54, 5 июня 2014 г. 09:03
Неблагодарное это дело писать на тему, которую предложил другой автор, а тем более такой, как К.Булычев. Правда, тема уж больно выйгрышная и сентиментальная. Здесь можно такого наворотить. В данном случае, как мне кажется, рассказ получился и строго соответствует канонам первичного произведения. А вот концовка осталась в стиле М.Гелприна — неожиданная и очень психологически верная, вернее психилогически реалистичная. Именно такого развития не хотелось, но именно так будут правильно. Все-таки воспитание определяет поведение, а не наоборот.
Наталья Анискова, Майк Гелприн «Птиба»
god54, 5 июня 2014 г. 08:25
Это скорее притча, да, и стиль письма подстать жанру. Написано красиво. А вот описание животного просто феноменально. Люблю, когда автору или авторам удается придумать что-то такое, о чем даже предположить невозможно, ибо теперь оно меня будет преследовать всю жизнь, так ярко и образно оно описано. Да, и имя ему подстать — Птиба, состоит из двух слов: птица и рыба. А то какую удачу оно может принести человеку и пересказать трудно... Только одно она, или оно, нет скорее она, на нерест летает, не может дать человеку — любви... Думаю, есть смысл прочитать, написано красиво.
Майк Гелприн, Наталья Анискова «Однажды в Одессе»
god54, 4 июня 2014 г. 22:16
Много написано про сопряженные реальности или вселенные, кому как нравится. Хотя в этом рассказе они практически не играют никакой роли. Здесь, как мне кажется, главное текст: слова, фразы, выражения, их сопряженность друг с другом и картины, которые они рисуют. Здесь главное чтение, слово за слово и рисуется достаточно масштабная картина событий, портреты людей, набор приключений. А слова, а колорит этих слов, а непередаваемый колорит Одессы, одесского говора, а еврейский вопрос... Одним словом прочитать и получить удовольствие. На два раза врядли хватит, но прочитать очень даже можно.
Майк Гелприн, Наталья Анискова «Мой человек из СССР»
god54, 4 июня 2014 г. 21:28
Более чем странный рассказ. Привязка к СССР и война в космосе — это по всей видимости обязательные атрибуты тематического сборника и это же является ограничением в сюжете рассказа. Хотя любовная линия вполне на высоте и, как мне кажется, является единственной линией, которую можно читать и воспринимать. Все остальное не имеет большого логического смысла. Во-первых, не верю в то, что СССР мог бы выжить даже при самых благоприятных обстоятельствах. Он был обречен на исчезновение и вчерашние и сегодняшние события это со всей очевидностью доказывают. Тому кто всю жизнь прожил там — это ясно, а потому читать о мечте в виде великой империи явно не способствует пищеварению. В остальном смысл миротворческих сил, противостояния, дворцовых интриг так и не смог логически обосновать. В целом же рассказ на один раз.
Наталья Анискова, Майк Гелприн «Шарлатанство»
god54, 3 июня 2014 г. 20:56
Так красиво и сказочно все начиналось... И так реалистично все закончилось. Почти сказочная история о снадобьях, дарующих человеку, те черты характера, которые он хотел бы иметь: честность, верность, смекалку, ум и т.д., включая любовь. Именно по этой части рассказ вполне можно классифицировать в фэнтези, там встречаются такие сюжетные ходы. Но с другой стороны, почему не посчитать это чистой фантастикой, когда нашли химические вещества, которые активируют в человеке те или иные черты характера, включая любовь. А ведь рассказ не об этом, а о людях, которые не познали любовь... и, похоже, не узнают. А так ли уж она нужна вообще?..
Наталья Анискова, Майк Гелприн «Любовник»
god54, 3 июня 2014 г. 20:34
Давно мне уже не попадались такие озорные и добрые рассказы. В нем привлекает все: и идея, надо отметить оригинальная и фантастическая, и стиль письма, и набор главных и не главных героев, сюжетные ситуации, хороший юмор... А главное тот заряд удовольствия, который получаешь после прочтения. Написано без наворотов и вывертов, что и привлекает, просто и реалистично, словно и в самом деле такой доктор есть в поликлинике. Завтра обязательно проверю штатное расписание нескольких медицинских организаций, может совсем отстал от жизни. А в итоге рекомендую к прочтению обязательному.
Женя Халь, 5 октября 2013 г. 17:08
Сильнейший рассказ! Яркий, мощный, а главное, очень стильный.
Безупречное чутье в стиле — это большой талант, которым владеют не все
из знаменитых и признанных.
Браво, автор!
Наталья Анискова «Разлитая вода»
Dim75, 24 сентября 2013 г. 12:31
Идея рассказа понравилась. Не понравилась однобокость суждений о белых и красных. Белые — воплощение благородства и интеллигентности, красные — гикающее быдло. А на самом деле истина, как обычно, где-то посередине. И ведь в самом рассказе по разную сторону баррикад оказались два брата-близнеца. Согласен со skein, не могли они быть настолько разными.
И вот еще что. После прочтения подумалось: если бы Виталий «прозрел» в плену у белых и вспомнил про своего брата Виктора, сказал бы он что-то наподобие: «Я комиссар Виктор Сулеев, офицерская сволочь?» или нет?
Наталья Анискова «Лепреконы в Москве не водятся»
Fantasmagor, 13 декабря 2012 г. 03:50
Ещё одна добрая и весёлая фантастическая история, больше похожая на сказку. Понравилось. Только вот концовка наступила как-то вдруг, не дав мне, читателю, опомнится. Осталось стойкое ощущение что прочитал книгу, в которой кто-то нехороший вырвал последнюю четверть страниц, оставив только самую последнюю, с эпилогом. Если бы не это, рассказ смело бы потянул на восьмёрку или даже девятку.
Майк Гелприн, Наталья Анискова «Не верь, не бойся, не проси»
Fantasmagor, 13 декабря 2012 г. 02:10
Некая могучая (но гуманная!) цивилизация похищает (ради их же блага) попавших в беду представителей культуры из не очень-то гуманных миров .Рассказ интересен тем, что написан не от лица продвинутых и всё знающих наперёд «прогрессоров», а немного растерянных, но вместе с тем искренних аборигенов, и это позволило хорошо показать, что мудрые и передовые «исследователи» порой оказываются не способны разглядеть все глубины загадочной души «испытуемых». Читалось с интересом. Концовка порадовала!