FantLab ru

Аластер Рейнольдс «Пространство Откровения»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.92
Голосов:
932
Моя оценка:
-

подробнее

Пространство Откровения

Revelation Space

Другие названия: Космический Апокалипсис

Роман, год; цикл «Пространство Откровения»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 79
Аннотация:

Дэн Силвест ищет на Ресургеме ответ на вопрос — что погубило цивилизацию амарантийцев? Экипаж «Ностальгии по Бесконечности» ищет Силвеста, знания отца которого могут помочь в излечении капитана звездолёта. Ана Хоури тоже ищет Дэна — но лишь затем, чтобы отправить его на тот свет. Впрочем планам людей и ультра не суждено сбыться и найдут герои совершенно иное. Более древнее и опасное, чем они могут предположить.

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Премия «Италия» / Premio Italia, 2010 // Зарубежный роман. 2 место

Номинации на премии:


номинант
Премия Артура Ч. Кларка / Arthur C. Clarke Award, 2001 // Роман

номинант
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2001 // Роман

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Научная фантастика (Великобритания)

номинант
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 2003 // Зарубежная книга (Великобритания)

номинант
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第37回 (2006) // Переводной роман

Похожие произведения:

 

 


Космический Апокалипсис
2002 г.
Пространство Откровения
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Revelation Space
2001 г.
(английский)
Revelation Space
2007 г.
(английский)
Revelation Space
2008 г.
(английский)
Revelation Space
2012 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  37  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то я встретил роман, посвященный исследованию артефактов неких могущественных цивилизаций вне Земли, который не вызывает чувства скуки. С моей точки зрения, это лучший роман в этой области, но именно его достоинства позволяют лучше понять недостатки всех подобных произведений. Потому отзыв этот о превосходном «Космическом апокалипсисе», рассматриваемом с точки зрения идеального, чистого представителя огромного корпуса текстов о, скажем так, опосредованном Контакте.

Масштабность, прописанность, а иногда даже и выписанность некоторых деталей, интересные и далеко не всегда предсказуемые повороты сюжета, не позволяющие с позиции здравого смысла воскликнуть «Ну, я так и знал!», оригинальная трактовка хорошо известных данных астрофизики, герои, воплощающие (хотя о плоти в случае с Ультра и химерийцами говорить приходится с опаской!) некую толику инаковости, еще более усиливающую чуждость описываемого и тем самым все более достоверного фантастического мира, – все это у А. Рейнольдса есть, и в немалом количестве.

Также, что еще более подкупает, есть совершенно невероятные метафоры Другого; в качестве примера здесь можно привести то, как автор попытался передать визуальный характер коммуникации амарантян: «Когда он говорил, то слов слышно не было. Было безмолвное отсутствие, которое непонятным способом передавало смысл, как бы вырезая его из молчания. Сложные челюсти этого создания вообще не двигались». Клянусь, любые попытки внушить ужас от столкновения с Пожирателем Солнц меркнут в сравнении с этой игрой отсутствия/присутствия, своеобразной пустой клеткой Ж. Делеза. Я никогда не думал, что создаваемый неподвижностью челюстей смысл может так сильно беспокоить!

Это не значит, что творение А.Рейнольдса лишено недостатков, их тут предостаточно. Начиная с путаницы в диспозиции автора (то текст разворачивается как бы отстраненно, то чуть ли не от лица героев, то вдруг автор появляется и сообщает о том, что кто-то там что-то кратко рассказал) и заканчивая не совсем внятными метафорами, вроде «подгоревшее жаркое» или сравнениями героев с земными животными, правомерность использования которых для мира будущего, а тем более для проводящих чуть ли не все свое время в космическом корабле, тяжело себе представить. Но не эти «проколы» делают роман, а нечто совсем другое; в конце концов, можешь написать лучше, дерзай!

Однако принять оригинальный авторский мир и погрузиться в него с головой мешает нечто другое, а именно: родовое проклятие большинства таких текстов, и о нем можно сказать словами самого А. Рейнольдса, выдранными, правда, из контекста: в этом всем есть «что-то слишком регулярное, слишком искусственное, беременное рассудочным дизайном». «Свидание с Рамой» А. Кларка, «Врата» Ф. Пола, «Мир-кольцо» Л. Нивена, «Космический апокалипсис» А. Рейнольдса и неисчислимое множество подобных романов в качестве общей черты имеют явно выраженную апелляцию к рассудочной деятельности и, как следствие, акцент на разгадывании головоломок.

В конце концов, наука, при всей своей привлекательности и значимости, отнюдь не самое человеческое творение человека! Взгляните на масштаб «Космического апокалипсиса» – миллионы и миллиарды лет. Это захватывает и завораживает, но это тяжело, мягко говоря, себе представить. А если говорить о событиях, укладывающихся в этот промежуток, то предсказать их вообще невозможно, если только не оперировать некими гипостазированными сущностями, наподобие «цивилизация». Поднявшись же на этот уровень абстрагирования, ты теряешь толику своей человечности и, как ни странно, здравого смысла и им даруемой проницательности.

Интерес и любознательность, но не сочувствие и переживание, – вот те эмоции, которые возбуждает «Космический апокалипсис». В этом тексте все рационализировано, случайности в разворачивании текста просчитаны до десятитысячного знака, так что места юмору, этому предохранительному механизму человеческого зазнайства и тщеславия, просто не остается. Хотя бы тому смеху, что явил некогда Ф. Пол, когда написал, что во времена молодости его героя продавалась книга с перечислением достоверных фактов о хичи, в которой было, если память не изменяет, 128 страниц, и все пустые…

Оценка: 9
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пять лет назад я первый раз прочитала «Космический Апокалипсис», и он мне категорически не понравился. Слишком масштабно, посчитала я. Так масштабно, что «в лесу» не видно отдельных «деревьев». Едва попадаем на Ресургем с его космическими тайнами, вечными политическими интригами и не совсем понятными научными разногласиями, как оставляем интригующий мир, и оказываемся на другом, не менее интригующем, мире Йолустоуна. Или на космическом корабле. Или в глубоком космосе. Тайны, древние и только народившиеся, громоздятся выше Эвереста. Трюкачи, Конджойнеры, Странники, Завеса Ласкаля, Ультра, Пожиратель Солнц, проблемы бессмертия и виртуальной реальности. И еще много чего, о чем узнаем только вскользь. Что-то появляется, как загадка звездолета Ультра, его таинственного капитана и непонятной верности ему экипажа, проскальзывает по краю сюжета, а затем исчезает за волнами новых сюжетных находок. И мне , потерявшейся среди этого множества, показалась тогда подобная масштабность чрезмерной, вызывающей нездоровое привыкание и убивающей интерес.

Но вот прошло пять лет, и я решила вновь прочитать этот роман. После еще более масштабной «Культуры» и захватывающей галактической Вселенной Кенг-Хо Винджа. Захотелось чего-то не менее масштабного, с артефактами и множеством загадок. И вот, что интересно. Все, что не нравилось в первый раз, во второй оказалось наиболее притягательным и захватывающим. Основная сюжетная линия с раскрытием тайны гибели амарантян и жизнью Дэна Силвеста теперь воспринималась лишь эпизодом, маленьким кусочком огромной мозаики — археологической находкой, которую расчищаем неуверенными движениями кисточки от наслоений домыслов, полузабытых легенд и намеков. И это уже совсем другое восприятие. Из наносов слов вдруг проявляется небольшой кусочек чего-то яркого и обещающего новые открытия. Даже уже, казалось бы, завершенная история жизни семьи Силвестов, оставляет еще множество «нераскрытых» деталей. Многое осталось «за кадром»: почему жители сразу двух планет так ненавидели Дэна Силвеста? Откуда взялся капитан и почему его команда с такой маниакальной настойчивостью пыталась его спасти? Информации по Конджойнерам, вообще, практически ноль.

Да, и финал «генеральной» линии оставил больше вопросов, чем ответов. Что случилось с космической интриганкой Мадвуазелью: не ее записью, а материальным телом на Йолустоуне? А Странники за своей Завесой: получили они ответы на свои вопросы и намерены ли выйти в изменившуюся Вселенную? То , что таилось много миллионов лет, маскируясь и выжидая: что предпримет сейчас, когда тайна его существования раскрыта? Все эти вопросы, пять лет назад заставившие бросить чтение, сейчас побуждают продолжать погружаться в новые детали, «кисточкой» расчищая новые элементы узора.

Вот такие интересные метаморфозы читательского восприятия. Что казалось скучным и нудным стало интересным и захватывающим. Думаю, произошло нечто фантастическое: совпало время, пространство/место и нечто неуловимое — квантовое состояние души. Надеюсь это, с таким трудом достигнутое равновесие, удержится надолго, и я успею прочитать оставшиеся, весьма объемные, тома серии.

Оценка: 8
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасно охарактеризовал данный роман Sprinsky: «Отличное произведение о чём-то. О чём-то здесь думают и рассуждают герои, о чём-то повествует автор на протяжении более чем 500 страниц из 637.» В десятку!

Это один из тех романов, где объем формируется непонятными событиями, невнятными описаниями и прочими нелогичностями. Излюбленный прием в таких книгах (а их сейчас очень много: «Анафем», «Танцор января», «Иные песни и прочее и прочее) — это «начать с середины». Т.е. придумать расы, существ, их историю, поведение, язык и т.д. и вести повествование так, как-будто нам совершенно понятно кто такие жонглеры образами, ультра, химерики, кто выступает за какие фракции на Ресургеме (что совершенно не важно для нити романа) и т.д. В результате это заставляет работать ваш мозг над тем, чтобы понять о чем вообще идет речь. Не для того, чтобы разгадать загадку монолита, оценить интригу властей или вероломство триумвирата — нет — чтобы просто угадать, а кто вообще все эти люди? Хотя все это можно было бы объяснить вначале на одной странице. И вот это сейчас считается интеллектуальной фантастикой и эталоном космооперы.

В результате, опять же обращаясь к прекрасному отзыву коллеги, «прочитанный только что абзац моментально выветривался из памяти и приходилось возвращаться к нему, чтобы понять, что же я всё-таки прочитал буквально несколько секунд назад». Первые 250 страниц совершенно бессмысленные. Ничего не происходит. Знакомство с героями и с их жизнью. Но для чего нам на протяжении стольких страниц читать про борьбу за власть на Ресургеме, переворот, контрпереворот, если все это не имеет никакого отношения к сюжету и просто оборвется. Бессмысленные отвлечения, бессмысленные разговоры, множество мелких и крупных роялей в кустах.

Хотя стоит сказать, что линия с ультра и «Ностальгией по бесконечности» очень интересна. Понравились мысли про восприятие времени людьми, проводящих много времени в анабиозе. Хотя было бы здорово узнать как вообще такой уникальный корабль попал к этим уже не совсем людям? И почему власти планет позволяют владеть субсветовиком с чудовищным вооружением горстке безумцев? Но ответа нет.

Прочитав до конца все видится уже не таким печальным, когда начинаешь понимать кто есть кто и хоть как-то выстраиваешь цепь событий, по крупицам собрав факты, становится интересно. У Рейнольдса много идей, достаточно обоснованный враг

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
правда, очень уж напоминающий Берсеркеров Сабархагена
, мощная задумка с нейтронной звездой, не получившая продолжения линия с плавящей чумой, очень понравилась идея про химериков. Т.е. футурология на высоте. Герои тоже интересны. Хотя называть их героями язык как-то не поворачивается. Самовлюбленный Дэн Силвест откровенно раздражал, глуповатая Хоури тоже никак не располагала к переживанию. Более-менее нормальный персонаж, вызывающий сочувствие — это Вольева. Ну, если закрыть глаза на зомбирование ею подчиненных и прочие заскоки.

Я понимаю, почему у этого романа много поклонников. Крепкой НФ авторы нас не балуют. А здесь есть и тайны и угроза извне и черте сколько всяких непонятностей. А как говорил Борис Гребенщиков — наш народ любит непонятное. Но неужели нельзя было сделать этот роман более удобоваримым для чтения?Ведь куда приятнее читать и ломать мозг над назначением непонятных артефактов, сущности Похитителя Солнц и Ингибиторов. Но когда главная загадка романа — что здесь вообще происходит?-я считаю, что это не идут на пользу крепкой книге.

Оценка: 7
–  [  21  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Оооо. Рейнольдс. Вот уж не подумал бы раньше, что меня, давно потерянного для иной, кроме «невзаправдашней» литературы, можно чем-то удивить. И такИ да. Удалось. Как же приятно читать умные книги. Как же приятно читать умного автора, как же приятно понимать, что в космических реалиях автор понимает гораздо больше тебя. Читай – больше среднестатистического читателя. Рейнольдсу веришь. А это нонче редкость.

Я вообще стал ценить книги, которые погружают читателя в состояние «да, точно. Вот как-то так и будет. Не сегодня. Да и вообще, я вряд ли доживу. Но точно будет…» Этакая вера в прекрасное далеко. Правда, согласно Рейлольдсу, не такое уж и прекрасное. Но не суть. Человек вообще существо, в принципе, избирательно позитивное и эгоцентричное по природе своей. И такое существо вряд ли сможет построить коммунизм, как бы не была прекрасна идея по сути своей. Вся совместная деятельность наших семи с гаком миллиардов в итоге приведет к чему-то неумолимо похожему на мир Рейнольдса. Лично я в этом уверен.

Можно до хрипоты спорить о том, что есть Литература. Является ли фантастика Литературой. Лично у меня сомнений нет. Жанр индифферентен. А вот мастерство Автора – это суть. И это единственный критерий, преобразующий шлак в настоящую литературу. Это единственный критерий, бронирующий автору место в истории. Жюль Верн, Герберт Уэллс, Рэй Брэдберри (банально, да, знаю). И Рейнольдс тоже будет в этом ряду. Обязательно и без вариантов. «Вот как-то так и будет».

«Твердая НФ» — редкий зверь. Давно уже минули золотые годы англо-американской фантастики апологетов жанра, да и «молодогвардейские» советские реалии приказали долго жить. И вдвойне приятно, что есть еще подвижники этого непростого поджанра. Умные люди. Иначе – никак.

Пардоньте, друзья, за несколько сумбурный отзыв. Пишу «по горячим следам». Даже не знаю, на какой из романов замечательного цикла. Пусть будет заглавный (по времени написания, конечно) – Пространство откровения. Хотя, эмоции применимы к любому. Сильный цикл. Умный. 10.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Обычно книги с большим содержанием технических описаний даются мне не просто. Эту же книгу я прочитала с удовольствием и на удивление легко, хотя она изобилует техническими деталями, специфическими речевыми оборотами, пояснениями, но, по всей видимости, это сделано тонко и умело, т.к. мне совсем не было скучно, а даже наоборот, хотелось поскорее сложить всю картину целиком.

С первых же страниц история поразила своей масштабностью. Здесь всё огромное: подземный город, огромный космический корабль, сама ситуация, которая зародилась в, страшно сказать, какой глубине веков назад и свела воедино героев в данный момент. Загадки начинаются с планеты Ресургем, куда главного героя Силвеста привел поиск разгадки тайны расы амарантян и отсюда толкнула его дальше в глубину космоса к неведомым и загадочным местам. Интересен корабль «Тоска по бесконечности», который и кораблём то назвать сложно – это огромнейшее сооружение, насчитывающие километры лифтовых шахт, огромных залов технически насыщенных, которое движется в пространстве космоса уже большое количество лет. Не менее интересен и экипаж этого корабля: Капитан, находящийся в странном состоянии болезни и команда Ультра и химерийцев – продукт неизвестного, но совершенно не дарвиновского происхождения, результат биоинженерных работ по выведению особых человеческих линий – они полностью оправдывают своё название. Атмосфера на «Тоске» очень тяжёлая, члены команды не доверяют друг другу и находятся в состоянии угрозы и ненависти, у каждого из них своя игра, даже у Капитана, свои скрытые планы и мотивы, которые постепенно раскрываются и соединяются с историей главного героя Силвеста.

Сначала Автор знакомит нас с персонажами, которые находятся в разных местах и отделены друг от друга десятками лет, создавая вокруг них интригу, многое говоря намёками и постепенно сводит всех в одном месте и тут остаётся только не зевать, а внимательно следить за разрешением сложнейшей головоломки. Что интересно, в книге практически нет простых людей, вернее они есть, но копошаться где-то там, на Ресургеме, участвуя в раскопках, в простой жизни, которая затрагивается лишь вскользь и совершая военные перевороты. В основном здесь люди с имплантами, с искусственными частями тела, с датчиками, они могут продлить себе существование на других уровнях или воссоздать себя в другом объекте. Особенно мне понравилось такое явление, как Пожиратель Солнц – древняя сущность, присутствующая везде вокруг, в эфире, в волнах излучения, в компьютерной сети, внутри корабля, внутри живого существа, в пространстве космоса – он способен влиять, направлять, подчинять, каждое его появление приводило в трепет от понимания того, что перед ним абсолютно бессилен. А в итоге произвёл впечатление временной промежуток – миллиарды лет – который привёл к разгадке и некоему разрешению созданной ситуации, где каждый из участников истории вольно или невольно приложил свои силы.

Что интересно, для меня в этой книге не было ни одного положительного персонажа, за которого я бы переживала, ни один из героев не вызвал симпатии, каждый из них жесток, одержим, скрытен, хитёр, корыстен. Но в таком мире, наверное, по-другому не может и быть, особенно, если имеешь дело с такими субъектами. А сам по себе мир, созданный Автором, невероятно труден, жесток, некрасив и безрадостен – не хотелось бы оказаться в таком мире.

Мне осталось непонятным почему жители Ресургема так ненавидели Силвеста, что готовы были его уничтожить – если только из-за его одержимости амарантянами, то я её не прочувствовала в самом начале, это открылось гораздо позже. Личность Капитана – почему он являлся монстром для многих миров и каким образом вокруг него сплотилась команда Ультра, таких разных и таких жестоких. Для полноты картины мне этой информации не хватило. Но в основном разрешение всех вопросов оказалось интересным и здорово то, что Автор раскрывал загадки постепенно, а не выдал всё буквально в самом конце. В итоге, книга очень понравилась, возможно, я не всё уловила, но всё же история произвела очень хорошее впечатление.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Полностью согласен с предыдущим автором.

Это было мое первое и, наверное, последнее знакомство с произведениями Рейнольдса. Чрезмерно затянутый, местами просто скучноватый и тягучий, как кусок резины, роман. Как говорится — замах на рубль, а удар на копейку. Хороший редактор поработав с неделю создал бы из 500 страниц 20-30 страничный рассказ. Сюжет в целом более чем на 20 страниц и не тянет. Если очистить его от шелухи второстепенных событий и персонажей было бы вполне достойное произведение. Собственно весь его смысл может быть изложен в 3-4 главах

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Краткое вступление о Сильвесте и его раскопках и путешествии к Завесе — страниц на 5-7, рассказ о корабле «Ностальгия по бесконечности» и приключениях его экипажа страниц на 10-15 и основная часть — о походе к нейтронной звезде и Ингибиторах, тоже, на 10-15 страниц.
И этого будет вполне достаточно ! Собственно уже к середине романа я все ждал хоть какой-то динамики. К сожаление, ее там почти не было. Очень жаль, т.к. в целом и стиль хороший и персонажи прописаны качественно. Порадовали только несколько эпизодов. Вот в них автор и продемонстрировал как надо создавать качественную НФ.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Эпизод 1 — Повествование о походе к Завесе. Эпизод 2 — как Сильвест убегал в лабиринте от бунтовщиков, эпизод 3 — приключения с взбунтовавшимся орудием на борту Ностальгии и эпизод с погоней в космосе за Вольевой в финале и проникновении Сильвеста в зал к Ингибитору + описание нейтронной звезды. Всё !
Только наличие этих эпизодов не позволили мне поставить излишне низкую оценку за этот роман.

Оценка: 6
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличное произведение о чём-то. О чём-то здесь думают и рассуждают герои, о чём-то повествует автор на протяжении более чем 500 страниц из 637.

Запредельно вязкий стиль романа, который при иных обстоятельствах мог оказаться вполне интересной и динамичной повестью, уже после первой сотни страниц заставил меня всерьёз усомниться в способности воспринимать печатный текст. Почти любой прочитанный только что абзац моментально выветривался из памяти и приходилось возвращаться к нему, чтобы понять, что же я всё-таки прочитал буквально несколько секунд назад. Текст читаешь, словно пробираешься сквозь густой клей. Здесь не помогает даже выработанная много лет назад способность к скорочтению — когда вокруг одного важного слова располагается 5-6 пустых и ненужных, а ключевые слова вязнут в этой массе. За такое умение мастерски сплести слова в вязкую липкую массу, автор даже заслуживает своеобразной похвалы.

При этом книга вовсе не скучная. Вселенная здесь интересна и обширна, герои вполне живые. Но всё хорошее что есть в этом романе, безнадёжно вязнет в авторском стиле. После этого хорошо понимаешь, как бывают хороши некоторые книги в сокращённом переводе. Убрать бесконечные длинноты «о чём-то» — и на выходе получится вполне приличная повесть. Кстати, именно повести и рассказы у Рейнольдса вполне хороши.

Оценка: 3
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что может быть лучше, чем разгадывать тайну гибели древней инопланетной цивилизации? Вот именно, что ничего! Особенно, когда эта тайна действительно покрыта не только мраком, но и многокилометровым сооружением...

Если бы я не был осведомлен, то не поверил бы в то, что это дебютный роман. Здесь им и не пахнет. Такое ощущение, будто писал матёрый и заколённый «в боях» писатель-фантаст. Конечно сейчас Рейнольдс таким и является. Но еще тогда он начинал пописывать фантрассказики.

Пространство Откровения — это суровый олдскул. Будущий читатель знай, что беря в руки эту книгу, будь готов к серьезному испытанию своего серого вещества. Этот роман не попкорно-развлекательная вещь. В нем присутствует всё: тайны, интриги, человеческий эгоизм, расследования и многое-многое другое.

Середину романа, мне кажется, автор затянул намеренно. Там показываются сложные взаимоотношения между персонажами. Как только начинаешь симпотизировать одному из героев, то через несколько страниц ты уже испытываешь к нему ненависть. Чтение еще усложняется повсеместными научными терминами. Автор действительно серьезно подошел к написанию романа.

Но самое главное, что без всего выше изложенного произведение не смогло бы просто существовать. Это многоклеточный организм, каждая часть которого выполняет свою функцию на 100%.

Серьезно. Масштабно. Откровенно....

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неоднозначное впечатление оставила книга. С одной стороны — интересный мир, точнее вселенная с хорошо продумаными принцыпами развития, наукой, культурой. Автор умело раставляет сюжетные ходы. Тут тебе: и биоинженерия, и геномодификация, и искусственный интеллект, и археологические раскопки инопланетной культуры, и ксенофантастика, а также сплошные тайны и секреты покрытые мраком и на закуску внеземной артефакт способный на коллосальные действия.

С другой стороны местами полное провисание сюжетной динамики, излишняя многословность и герои, которые практически не вызывают симпатии.

В процессе прочтения книги наблюдался поразительный эффект : пока читаю — интересно, местами даже очень, но стоит отложить книгу и приходиться буквально насильно заставлять себя снова взять её в руки. Иногда приходилось уговаривать себя несколько дней, что-бы продолжить чтение.

Порекомендовать роман могу любителям умной научной фантастики, основанной на научных изысканиях и научных допущениях, но никак не на полёте авторской фантазии. Также не уверен, что книгу по достоинству оценят любители динамичного сюжета, как например у Гаррисона или любители фантастики с философским уклоном, как у Симменса в «Гиперионе», заставляющей сопереживать героям, буквально проживать их жизни.

Оценка: 6
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

При словосочетаниях «серьёзная фантастика» и «твёрдая» научная фантастика» я встаю по стойке смирно, отдаю честь и.… И кладу книгу обратно на полку. Вот таким малодушным подходом я добился того, что уже и не припомню когда в последний раз читал что ни будь из этого жанра.

Ну всё, хватит! — сказал я себе — довольно питаться одними драконами, рыцарями, бластерами и световыми мечами, будь мужиком, откинь страницы наполненные эмоциональными всплесками и душевными переживаниями, окунись в холодный мир космоса, не дай серому веществу зарасти плесенью праздности. На бумаге мой призыв к себе выглядит немного пафосно, на деле же всё сводилось к тому, что бы найти книгу, которая бы в очередной раз, вдруг, не отбила во мне охоту читать и дальше фантастику подобного рода. Просмотрев и проанализировав библиотеку, я понял, что из имеющегося у меня в наличии, «Пространство Откровения» вполне отвечает моим запросам и сиюминутному настроению. К счастью, я не ошибся.

Что бы избежать излишней многословности и не дай бог тавтологии, скажу, что два прилагательных — «густой» и «плотный», подходят как к описанию атмосферы романа, так и его персонажам. Надеюсь прочитав книгу Вы со мной согласитесь.

Может показаться, что мир, показанный нам автором где-то бездушный и очень уж эгоистичный. Но почему бы и нет, все действующие лица в большинстве своём, так или иначе, учёные, притом весьма одержимые своей работой, так что их чувства, а они, кстати, всё-таки есть, вполне уживаются с прагматизмом. Да и потом, откуда мы знаем, как эволюция в реальном будущем поступит с родной нам сентиментальностью, может она возьмёт её, проглотит и даже не поперхнётся.

Вселенная, где происходят события, выглядит очень объёмной как с точки зрения настоящего времени, того отрезка где мы знакомимся с героями и следуем с ними далее по нитям сюжета, так и её прошлого. Антураж не создаёт впечатления наспех сколоченных декораций, за каждой сценой, за каждым её краем ощущается живое наполнение, в которое и заглянуть то боязно, настолько впечатляет масштаб и размах, как самого происходящего, так и того, что остаётся вне страниц этой книги.

Про сюжет вообще не буду нечего писать, он хорош, тут и спорить не приходится. Пусть все перипетии останутся для Вас сюрпризом. Уверяю, разглядеть только общий замысел, куда уж там развязку, удастся, дай бог к середине романа. Но это не значит, что в первой половине Вам будет скучно, нет конечно, всё будет на уровне.

Что касается восприимчивости текста, то и мне показалось, что тут присутствует некоторое поверхностное натяжение, но преодолев которое, погружаешься полностью, да так глубоко, что порой и вынырнуть уже трудно. Но, даже найдя в себе силы и отставив книгу в сторону, долго ещё стряхиваешь с себя пыль космических пространств, о которых нам так увлекательно рассказывает Аластер Рейнольдс.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Парадокс Рейнольдса

***

Оно того стоило – читать малопонятные «Префект» и «Город Бездны» (вкупе с «Великой стеной» и «Растяжением сна»), чтобы начать получать ответы в «Пространстве Откровения». Роман, который открывает цикл (по хронологии написания) является мостиком сразу к нескольким произведениям. Конечно, это не кинговские перекрестные связи, которые приятно замечать, которые позволяют потешить собственное самолюбие за внимательность и зоркость. У Рейнольдса связи куда прочнее, но при этом его произведения всё же можно читать по отдельности, правда, из-за этого многие ружья останутся висеть на стене либо долго, либо навсегда.

Итак, «Пространство откровения» — многогранный роман. В нём сразу несколько сюжетных линий, множество пространств-времен повествования, а так же несколько стилей, несколько главных героев. Давайте разбираться. Первая сюжетная линия – это Дэн Силвест. Знакомая фамилия? Если вы, как и я, читали «Префект» и «Город Бездны», то лампочка должна зажечься. Восемьдесят. СИИИ. Ласкаль. Думаю, излишне будет уточнять, что Силвест – тот самый создатель Восьмидесяти, создатель Альф. И это он создал

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Аврору и Часовщика
. Правда, это речь об отца Дэна. С другой стороны, Кэлвин тут будет далеко не на последних ролях. Это не полноценный ПОВ, но и не статист. Кэлвин нужен не только для сюжета данного романа, но и для общей истории. Всё-таки с ним становится понятнее все, что касается альф и бет. Первую сюжетную ветвь можно охарактеризовать как приключенческую. Эдакий Индиана Джонс, только футуристический. Вторая линия – Илиа Вольева (чувствуется русскую стилизацию?). Илиа – член команды корабля «Ностальгия по бесконечности». Илиа остро нуждается в Кэлвине Силвесте. Точнее, не совсем она, скорее, вся команда корабля. Что еще нужно знать об Илии? Она – ультра. Впервые Аластер Рейнольдс так плотно знакомит читателя с этой людской расой. Линия Вольевой – это чистый квест. Наконец, третья линия сюжета – это Анна Хоури. Анна – наёмник. Ее купили, чтобы устранить Силвеста. Данная ветвь сюжета более всего походит на неспешный боевик \ шпионский триллер. По законам жанра все три ветви сюжета рано (или поздно) сойдутся воедино. Рассказывать дальше – это спойлер, поэтому о сюжете я закончу здесь.

Почему этот роман так хорош? Во-первых, это дебютное произведение Аластера Рейнольдса в крупной форме. Надо сказать, что стилистически книга намного лучше того же «Города Бездны», который «запрягал» 70% времени. Отсюда делается простой вывод – Рейнольдс не столько оттачивал мастерство слога и композиции, сколько работал над стилистикой повествования. Поэтому его книги столь разняться в рамках жанра. Во-вторых, «Пространство откровения» связывает прошлые книги по рукам и ногам. Здесь и более расширенная история Восьмидесяти, здесь и Таннер Мирабель (пусть и совсем мельком), и Город Бездны с Йеллоустоуном (как места действия). К тому же эта книга многое дает для общей истории. С ней образ будущего Рейнольдса становится более выпуклым. Наконец, еще один важный момент – многие явлений «Пространства Откровения» (цикла, а не книги) становятся детерминированными. Автор чётко определил линию, сославшись на парадокс Ферма. Теперь понятно, что вскоре расскажут два последующих романа цикла. По отношению к будущему эта книга напомнила мне другую у Рейнольдса – «Звездный лед». Такая же холодная, мрачная, беспросветная в своей безысходности. На что мы можем надеяться в будущем? Мы и сейчас заботимся о гаджетах, а пяти камерах, о новой IoS и так далее. Действительно, разве это побеспокоит Подавляющих? Вы только взгляните на последние новости – в инстаграмме теперь самый «залайканный» пост – это фотография обычного куриного яйца с хештегом, прямо призывающим «сотворить самый хайповый пост». Людей открыто разводят, они и ведутся. Нам ли боятся Подавляющих? Определенно нет. Вот вам и парадокс Ферма. Я бы даже назвал это Парадоксом Рейнольдса. О нём же упоминает и Нил Стивенсон в великолепном «Семиевии».

Заключение: выдающийся роман. Настолько же сильный, насколько сильным был «Звездный лед» или «Обереченный мир». Здесь достаточно космооперы, много тайн и загадок, многое дается для общей космогонии. Будущее Рейнольдса очень тяжелое, его непросто принять. Искренне надеюсь, что Азбука всё-таки одумается и продолжит издавать (или хотя бы доптиражировать) данного автора. Уж слишком силен валлиец. На мой взгляд, сейчас Аластер Рейнольдс – лучший автор в жанре хард сай фай. Речь, конечно же, об авторах, у которых больше 2-3 произведений в жанре. Из конкурентов могу выделить лишь Питера Гамильтона (но у него я прочитал только 1 роман).

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне понравился этот, и все последующие романы Рейнольдса, что переведены на русский язык. Очень реалистичный, но не излишне, мрачный и стильный мир. В этом мире не очень хочется жить, но благодаря очень точно проработанным и достоверным персонажам, за этим миром очень интересно наблюдать.Мотивы этой книги перекликаются с темами которые часто затрагивал в своих книгах Артур кларк в космической одиссее и в одиссеи времени. Для меня эти книги стоят даже выше вышеупомянутых романов Кларка, хотя и их я тоже ценю очень высоко, так что я воспринимаю это как аккуратное заимствование идеи и очень талантливое её развитие.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это один из самых ярких романов в жанре фантастики, которые я успел прочитать. Именно такие истории вызывают непреодолимое влечение к книгам, вне зависимости от жанра.

В романе Аластера Рейнольдса есть все необходимые ингредиенты: древние артефакты ушедших цивилизаций, чуждые человеческому пониманию формы инопланетной жизни, множество тайн и загадок, невиданные технологии и возможности науки. На мой взгляд, в этом произведении нет слабых мест. Персонажи прописаны четко, они по-настоящему выглядят живыми, за них можно переживать, хотя вряд ли кто-то это делал. Как это ни странно, но я не нашел ни одного положительного героя. Не знаю с чем это связано, но практически все участники событий скрывают мрачные тайны из прошлого, в которых они выглядят в довольно неприглядном свете.

Чувствуется, что автор имеет непосредственное отношение к астрономии и физике. К счастью, текст не перегружен научными терминами, все подается в доступной форме для неподготовленного читателя. Такой подход, когда научная составляющая чередуется с приключениями, не выходя на первый план, для меня является оптимальным. Всё-таки, я читаю книги для отдыха и не хочу читать научные трактаты, написанные сугубо для подкованных и сверхэрудированных читателей.

Это первая часть серии. Книга вполне закончена и отлично подходит для знакомства с циклом. Всем любителям масштабных космических саг, обязательно нужно прочитать этот роман. Огромное спасибо издательству «Азбука» за возможность ознакомиться с этим произведением. Отдельно хочу отметить само издание: великолепная обложка, приятная бумага, книгу не хочется выпускать из рук.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй самая сильная космоопера которую я прочитал. Автор действительно задействовал грандиозные идеи в данном романе и показал такое холодное и даже бесчелвечное будущее. Видно, что Рейнольдс хорошо разбирается в науке и все у него построено на научных гипотезах, из-за этого в романе часто встречаются научные термины, которые кстати(несмотря на непонимание) не смутили меня .Сразу скажу, что это вам не развлекательное чтиво в стиле Звездных войн, а очень твердая нф, нет конечно динамика здесь присутствует и все же это не боевик.

Сюжет хороший, но затянутый, местами подвисает, страниц так сто точно можно было убрать без вреда. Зато получилась отличная и довольно стремительная концовка

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
а воскресение необычным образом главных герое привело в восторг, злодеи наказаны и вроде бы все вышло хеппи-эндом, но так никто и не узнал активизировались ли ингибиторы, скорей всего это будет освящено в следующих книгах

Персонажи также хороши, но поначалу симпатию никто не вызывает , у каждого есть свои секреты, которые раскрываются по ходу роману и постепенно начинаешь понимать кто есть кто.

Заявленной масштабности не увидел, хоть дело и касается чуть ли жизни всего человечества основное действие произведения разворачивается всего лишь на нескольких планетах и на звездном корабле.

Автор подал идею интересного мира, с разбитием людей на группы(ультра, химерики...),но все это показалось мне недостаточно раскрытым, по ходу мы вскользь узнаем о них, также не совсем понятен политический строй и история в галактике, то ли это империя или земная федерация, также непонятно из-за чего жители Ресургема ненавидели Силвеста, ,так я оставляю надежду на объяснения в следующих романах.

В целом роман получился отличным и не подумал бы ,что является дебютом, рекомендую любителям твердой нф с космической тематикой, а сам в ближайшее время куплю продолжение и не пожалел, что познакомился с Аластером Рейнольдсом.

P.S. Поставил все же 9 так как в романе больше плюсов чем минусов и вообще очень понравился.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению не разделяю восторженных отзывов по поводу этого романа. По ходу чтения несколько раз ловил себя на мысли, что не роман меня увлекает, а я сам насильно пытаюсь им увлечься. Вся эта грандиозность и масштабность, технические подробности, скачки между временами, постоянное прыганье от одного героя к другому, быстро утомляет и не вызывает никакого сопереживания. Приступая к написанию Пространства откровения, господин Рейнольдс видимо не имел каких то четких планов по развитию сюжета и скорее всего развивал его на ходу, что очень чувствуется. Тот случай когда размах и грандиозность идут в ущерб сюжету и атмосферности..

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх