Все отзывы на произведения Елены Щетининой |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 216
Страницы: [1] 2 3 4 5
«Царский гостинец» |
| |||
StasKr, 06 февраля 2017 г. в 11:07 | ||||
Этот рассказ оскорбляет чувства верующих! Не, ну а что, если фильм «Матильда», рассказывающий о факте любовной связи Николая II с балериной Кшесинской, вызвал истерику в околомонархических кругах и у части воцерковлённых граждан, то рассказ, который максимально ярко и наглядно показывающий ЧТО из себя представляла легендарная Ходынка, однозначно должен вызывать неадекватную реакцию у тех людей, которые считают Николая II святым. Сам рассказ удался на славу. Подозреваю, что автор прыгнула выше своей головы, ибо «Царский гостинец» производит на читателя очень сильное впечатление. Не слишком большое произведение вмещает в себя три сюжетные линии: семилетнего паренька из ближайшей к ходынскому полю деревни, шестнадцатилетней барышни из «благородных», которая не вовремя решила «сходить в народ» и опытного карманного вора, пришедшего «поработать» на народных гуляниях. Повествование захватывает на первых же страницах и не отпускает до самого финала. Неистребимая людская любовь к дармовщине, бездумная жестокость толпы, ужас от осознания неизбежной и жуткой гибели – всё это прописано в высшей степени мастерски. Описание Дороги Смерти, по которой прошли подданные Николая II чтобы получить гостинцы от своего императора, производит тяжёлое впечатление. И ещё раз о государе. В конце рассказа приводится цитата из дневника Николая II от 18 мая 1896 года, в которой самодержец раскрывается во всей своей мелочности и ограниченности. Вот он фиксирует, что на мероприятии устроенном в его честь погибло 1 300 человек – и при этом ни никаких выводов не делается. Выступить перед подданными? Отменить празднования и объявить траур? Наказать исполнителей? Привлечь к ответственности или хотя бы снять с должности московского генерал-губернатора родного дядю, который так его подставил? Ничего подобного здесь нет. Отобедать у мамы и поехать на бал к французскому послу – вот и весь план на день. Считаю, что Наталье Поклонской и иже с ними необходимо потребовать запретить к публикации дневники Николая II, ибо никто лучше не порочит образ «святого монарха» как сам этот самый «святой». Сразу после прочтения «Царского гостинца» решил сравнить его с рассказами Фёдора Сологуба «В толпе» и Льва Толстого «Ходынка». Надо же было понять, чего и сколько Щетина позаимствовала у классиков для написания своей истории. Сразу оговорюсь, использование воспоминаний Гиляровского при написании рассказа о Ходынке является просто неизбежным (ибо слишком ценны его свидетельства как очевидца событий), поэтому на совпадения «Царского гостинца» с заметками Владимира Алексеевича я не обращал внимание. Сравнительный анализ показал, что рассказ у Щетиной получился вполне оригинальным. Да, есть отдельные совпадения с вышеназванными произведениями, однако нельзя сказать, что они так уж значительны. Из Толстова в «Царский гостинец» перекочевала экзальтированная девица желающая «сходить в народ» и карманные воры, орудующие в давке. Из рассказа Сологуба взят рыжий парень, давящий соседей в толпе. При этом все эти элементы сюжета обыграны Щетиной совершенно иначе, чем это сделали классики. Так же следует указать, что и Толстой и Сологуб написали на эту же тему гораздо более слабые произведения. Для героев Льва Николаевича вся ходынская история сведена к счастливому концу, на основании которого автор конструирует лёгкий морализаторский финал. Рассказ же Фёдора Кузьмича откровенно провален, так как жестокая история о массовой давке рассказана в чрезвычайно сентиментальном ключе. Так могли писать во времена Карамзина, когда русская литература ещё толком не сложилась и образцом для подражания служила «Бедная Лиза». Но для 1908 года подобная манера повествования просто позорна. Таким образом, вы ничего не потеряете, если вместо малоизвестных рассказов Толстова и Сологуба прочтёте историю Щетининой. Впечатления от неё вам гарантированы. Ну и, конечно, Гиляровский, ибо там первоисточник из которого каждый автор, желающий написать о Ходынке, черпает материал для своих произведений. Итог: рассказ на все времена. Собираясь на любое массовое мероприятие человек должен держать в памяти пример Ходынки, так как малейшая накладка в работе организаторов способна превратить любой праздник в кровавый кошмар. Особенно хорошо это должны понимать родители маленьких детей, перед тем как брать своих чад на подобные мероприятия. Даже могучий Гиляровский, который был способен завязать узлом кочергу, в полной мере почувствовал свою беспомощность перед лицом людской стихии. Маленький же ребёнок в такой ситуации будет просто обречён на смерть. | ||||
| ||||
«Царский гостинец» |
| |||
DulcineadelTobos, 21 февраля 2017 г. в 19:13 | ||||
С трепетом бралась за рассказ. Историческая тема. Непростая тема. Просто болезненная. Елена Щетинина молодец, что взялась за это, не побоялась взяться. Мне кажется, на такую тему писать почти как репортаж нельзя. Надо всё через себя пропускать. Но порой меня не покидало ощущение... знаете, как у актёров говорят, плюсует. Вот что-то такое. Даже в именах что-то, простите, пародийное : Гунька, Лизонька, Порфирий Николаевич. В описаниях героев трагедии даже сквозит лёгкая брезгливость: прыщи, парша всякая, воры-карманники разные, да и Лизонька, по сути, глупая, строптивая девица. Симпатии искренней никто не вызывает. Ближе к развязке создаётся впечатление, что автор как бы говорит : поделом вам всем. Такой подход тоже имел бы право на существование, если бы не последние абзацы про царский «ужин у маман».Поэтому складывается ощущение непродуманности. Хм... впрочем, такая концовка может предполагать вывод типа «а барин-то и не знал!». Тогда вполне может быть. Задумано хорошо. Ужас по нарастающей. Но вот перебор во всём, мне показалось. Концовка великолепна. Эта фраза про «ужин у маман в 8» — это то, что надо. Это сильно. Но мне бы хотелось, чтобы в повествовании было больше сочувствия к погибшим. Это жанру совсем не помеха. Елена Щетинина большая молодчина. Моя оценка 8. | ||||
| ||||
«Царский гостинец» |
| |||
Ролик, 16 декабря 2016 г. в 23:11 | ||||
Да, реальность страшнее вымысла. Можно пугаться нафантазированных авторами чудовищ, но умом понимаешь, что в Антарктиде не существует никаких Хребтов безумия. Что в канализации никак не мог затаиться Пеннивайз. Что вряд ли в океанских глубинах покоится Великий Ктулху, ожидая, когда его пробудит от спячки секта фанатиков. А вот такие ужасы, как тот, что случился в 1896 году на Ходынском поле — это реальность, от которой не отмахнешься пренебрежительным «Детские сказочки!» Елена Щетинина, о которой по предыдущим ССК у меня сложилось не самое лучшее впечатление — ремесленница, кропающая ужастики-однодневки, не более — прыгнула выше головы. Её «Царский гостинец» получился страшным, кровавым, безжалостным, душераздирающим и при этом совершенно правдивым рассказом. Речь пойдет о Ходынской давке. Во время которой на бедных людей не нападут ещё и монстры. Нет, всё будет происходить в соответствии с горькой исторической правдой. Не монстров, не маньяков, никаких мистических событий — да рассказ ли это ужасов? Разумеется. Это самый настоящий рассказ ужасов. Более того, этот рассказ и есть Ужас. Теперь, когда меня будут просить посоветовать «что-нибудь страшное», первым делом я буду указывать совсем не Кинга... Кстати, интересное дело — окинул взглядом три наиболее напугавших меня рассказа из всей серии ССК — «Царский гостинец», «Африкан», «Веерное отключение» (хотелось добавить к этому списку и «Навсегда», один из моих любимцев в ССК-серии, но тот рассказ цепляет всё же не как хоррор, для меня он в первую очередь драма). Во всех трех историях нет ничего сверхъестественного. Монстры, которые мерещились герою «Отключения», были, скорее всего, лишь плодом его разгулявшейся фантазии, Африкан являлся чем-то абстрактным, эдаким лицом отчаяния и голода, а в «Царском гостинце» и вовсе один беспощадный реализм. И первые два рассказа из списка основаны на страшных исторических событиях, фантазии в них совсем чуть-чуть. Так что перерос я уже вымышленные страшилки. То же «Кладбище домашних животных» могу читать хоть перед сном, кошмары все равно мучать не будут. Зато от какого-нибудь «Африкана» с «Царским гостинцем» — пожалуйста, тут вам и кошмары, и долгое неприятное впечатление, которое не может заглушить просмотр даже нескольких комедий. | ||||
| ||||
«Лягушка — прожорливое брюшко» |
| |||
Бафомет1969, 28 ноября 2016 г. в 10:34 | ||||
Пожалуй, лучший рассказ, что я читал у Щетининой! Невероятно мрачный, страшный, зловещий. В провинциальном городке пропадают дети. Главная героиня вляпывается в это безобразие по полной и пытается разобраться, что случилось — это маньяк, или что-то более злое и страшное? Вот как раз такой рассказ способен напугать и за это ставлю ему высшую оценку. Щетинина по-прежнему многословна, многие ее рассказы этим грешат, но очень уж в Лягушке все к месту. Даже излишняя затянутость. А уж какой тут монстр — любо-дорого! | ||||
| ||||
«Чучело-мяучело» |
| |||
senoid, 07 октября 2018 г. в 13:37 | ||||
Подвальный хоррор – если такого поджанра еще не существует, то пора бы его официально зафиксировать. Ведь героев ужасов не так уж и редко заносит туда, в царство труб, пыли и темноты. И ничего хорошего из этого, как правило, не выходит. В центре истории – муж с женой, живущие на первом этаже многоквартирного дома. Они слышат жалобное мяуканье из подвала, и муж, повинуясь уговорам благоверной, решает вызволить животинку. Но подвал у Щетининой – не тесная каморка, а здоровенная локация, где поселиться может кто и что угодно. Собственно, оно там и поселилось. Основное место действия выбрано мрачное и атмосферное, не отнять. Правда, не покидает ощущение, что автор слегка подкрутил настройки реальности, чтобы всё у него вышло еще жутче. В наше время, где в полуподвальных помещениях базируются всякие почты, кружки по интересам, парикмахерские и прочая, кто-то просто забил на огромное пространство длиной во всё здание? Речь ведь не о древней развалюхе, а о современной высотке на 15 подъездов. Но рукой на нее махнула в том числе и управляющая компания (судя по тому, что внутри), которая еще и ключи от подвала и чердака раздала жильцам. Мой внутренний Фома Неверующий голосит вместе с котенком, но фанат хоррора кричит: еее, один бескрайний тёмный подвал с НЁХ внутри! Потому что такой расклад обещает саспенс, мрак, жуть. И тут Щетинина не подводит. Блуждания героя полны шорохов, странных звуков, жутких запахов и не менее жутких находок. Всё как полагается: с тревожными маячками, с нагнетаемым напряжением. Возможно, после определенного момента человек в здравом уме должен был забить на котенка и рвануть обратно к жене, но оставим мотивации героя на совести автора. Все-таки люди разные бывают. Главное, что читателю не скучно наблюдать за этой спасательной операцией, сопровождаемой шевелящейся вокруг тьмой и мигающим светом фонаря. А когда на сцену выходит монстр, становится совсем интересно. Эта причудливая подвальная херовина буквально требует иллюстрации от Александра Соломина. Мне кажется, он любит подобных тварей. А может, и не любит, но получаются они у него шикарно. В сухом остатке имеем очередную крепкую жанровую вещь: со спорными моментами, но и с очевидными достоинствами. Вывод один: читать. | ||||
| ||||
«Лягушка — прожорливое брюшко» |
| |||
Mo3k, 16 декабря 2016 г. в 03:15 | ||||
Да, атмосферно, тоскливо, аура запуганного городка передается прекрасно. Где-то даже убогость. Штрихи восхитительные, эпизоды смачные, хотя место действия можно и поразнообразнее выбрать, а то квартира да парк. Психологичный, безумный рассказ. Еще бы и правда избавится от излишней словоохотливости автора. Где она только находит их? В жизни болтушка, вестимо. Особенно хорош эпизод со звонком и нечто у двери. Злодей хороший получился, вроде бы и близкий да родной, таких в любом городке встретишь, а с другой стороны непонятный и иной. Развязка восхитительна, грубая, дурная. Пока читал рассказ реально верил, что весь город двинулся, охваченный массовой истерией. Прекрасно удалась атмосфера. | ||||
| ||||
«Немного любви» |
| |||
senoid, 17 октября 2018 г. в 23:23 | ||||
Вот это годная крипота. Качественная городская страшилка, в которой есть практически всё, что нужно для полного счастья: мрачная атмосфера, НЁХ, странные персонажи, детские страхи, даже котики! И немного любви, разумеется. История охватывает период в несколько лет, за развитием событий читатель следит глазами нескольких персонажей (даже в шкуре собаки побывать придется), но самый яркий образ – это, конечно, двинутая бабка. Такая классическая проблемная соседка, которая разводит кошек и таскает в дом всякий хлам с помойки, которая занимается черт знает чем и всё никак не помрет, из квартиры которой постоянно воняет – и не только мочой. Хорошо прописано ее житие-бытие среди мусорных куч, ее эээ хобби, да и вообще бабка рулит. За подобным персонажем на самом деле любопытно наблюдать. А уж когда среди помянутых куч обнаруживается неведомая зверушка, вечер окончательно перестает быть томным. Дальше сюжет развивается довольно предсказуемо, но от этого не менее жутко. Вообще если бы НЁХ просто сжирала людей, то эффект был бы не тот. Здесь всё поизобретательнее, а вместе с тем страшнее, противнее, мерзопакостнее. Описания сочные, склизкие, прямо скажем, неаппетитные. А вот почти все герои, столкнувшиеся с чудой-юдой, напротив – симпатичные, со своими проблемами, что только добавляет сопереживательности. Возможно, история чуток перегружена; вторая часть поначалу воспринимается как не особо нужный сиквел, но в итоге всё выруливает куда надо. Концовка вышла клевая, запоминающаяся. Словом, зачёт. Один из лучших рассказов ССК-2019. | ||||
| ||||
«Царский гостинец» |
| |||
Jekritch, 18 декабря 2016 г. в 07:52 | ||||
«Царский гостинец», на мой взгляд, самый страшный рассказ сборника. В нём нет фантастики, мистики, маньяков, поджидающих человека за дверью и монстров, гнездящихся в подсознании. Автор описывает ужас Ходынки с беспристрастностью обозревателя, а читателю остается лишь следить за восьмимиллеметровкой, мечущейся от одного героя к другому. И это по-настоящему страшно. Потому что это по-настоящему. Последняя строчка про Лизоньку — проста и безжалостна. Неужели всё? Неужели Лизоньки больше нет, вот прямо так сразу и навсегда, и сюжет двинется дальше без неё? Но жалко не только Лизоньку. Жалко всех, даже тех, кто и жалости не достоин. От вора Сеньки до царя Николая. Хотя с последним в рассказе ничего плохого не происходит. Но мы-то знаем, что произойдёт, и что Ходынка — это всего лишь начало эпохи, которая, как толпа, подомнёт, обескровит, обесчеловечит, перемелет, чтобы извергнуть из себя на снег вместе с пряниками, орехами и всем тем, ради чего... Невольно задумываешься, почему мы становимся свидетелями событий, на ход которых никак не можем повлиять? Когда, став частью чего-то большого, страшного и неумолимого, уже не волен ничего изменить, и единственный выбор — это смотреть или не смотреть. И смотришь. И изо всех сил стараешься не упасть. | ||||
| ||||
«Скырлы-скырлы» |
| |||
Бафомет1969, 13 октября 2016 г. в 11:40 | ||||
Близкое соседство с «Костяным» не идет рассказу на пользу. Чрезмерно раздутый от ненужных подробностей, он, тем не менее, мог бы стать хорошей страшилкой, если бы не был так сумбурен. Мало взять старую сказку, нужно еще и обыграть ее так, чтобы у читателя дух захватило. Тут же автор похоже сам не сумел определиться, о чем ему больше хочется рассказать — о взаимоотношениях деда и внука, или о противостоянии ведьмы и медведя. Однако слог неплох, а некоторые сцены довольно жуткие, за что и оценка выше среднего. | ||||
| ||||
«Мать сырой земли» |
| |||
senoid, 20 ноября 2019 г. в 23:52 | ||||
Рассказ из тех, что зайдет далеко не всем. Больно уж плотный, вязкий, тяжеловесный. Дискомфортный даже. Но в данном случае это ни в коем случае не минусы. И слава Ктулху, что орги ССК в свое время ввели право вето — возможность заменить несколько «проходных», но слабых с литературной точки зрения рассказов, на более качественные из числа тех, что немного не добрали баллов. Иначе «Мать сырой земли» мы бы тут не увидели — она проскочила в книжку как раз со скамейки запасных. Сюжет можно описать двумя словами: идет война. Событийности тут немного, читателю просто дают возможность увидеть ужасы войны своими глазами. Да еще как! Вместе с героями мы погружаемся в сырой и грязный мир окопов; в мир, где стираются границы реальности и застывает время. И где прямо посреди поля боя в комьях земли стоит жуткая старуха. Написано здорово, с яркими находками и множеством мелких деталей, которые на все 100% обеспечивают эффект присутствия. Звуки, запахи, вкус земли на зубах — всё здесь, всё настоящее. Поначалу рассказ воспринимается нелегко, кажется затянутым, но потом ты сам проваливаешься в этот военный лимб, где люди уже не помнят, как долго воюют. Рядом противник, рядом смерть, а еще земля, сырая земля с гильзами, кровью и костями повсюду. И старуха, чей жутковатый образ карябает что-то глубоко внутри, тоже рядом. Тебя окутывает странная безумно-безысходная атмосфера, а в голове грохочет андреевский «Красный смех». И это круто. Пожалуй, лучший рассказ ССК-2020. | ||||
| ||||
«Чвянь» |
| |||
Karnosaur123, 08 апреля 2018 г. в 13:56 | ||||
Совершенно чумовой рассказ о злоключениях незадачливой леди, проехавшей свою остановку и в итоге оказавшейся в Богом забытом упадочном районе. Эти райончики и сами-то по себе жуткая жуть и до ужаса напоминают населенные получеловеческим сбродом трущобы в рассказах Лавкрафта, а тут еще орудует некая НЕХ, превратившая это место в свои охотничьи угодья. И ладно бы только жрала! От описания страшной погони в лабиринте гаражей не оторваться, попыткам героини спастись искренне сочувствуешь, а совершаемые ею пугающие открытия нет-нет да и проберут очерствевшую душу хоррормана почти позабытой сладостной дрожью страха... Одним словом — практически эталонный ужастик высшей пробы. То что доктор прописал! | ||||
| ||||
«Царский гостинец» |
| |||
sergej210477, 17 февраля 2017 г. в 01:07 | ||||
Да, страшный рассказ! И тем он страшнее, что это не выдумка. Мастерски написано. Такое ощущение, что сам там побывал. Не дай Бог таких праздников. Обсуждать Николая II, искать виноватых, неблагодарное занятие. Наверное, судьба решила собрать вместе стечение всех обстоятельств, повлёкших эту трагедию. Вот так просто и незамысловато народные праздники могут превратиться в народные трагедии, о которых люди помнят уже более ста лет. И само слово «Ходынка» стало синонимом кровавой катастрофы. Один из лучших рассказов сборника «ССК 2017». | ||||
| ||||
«Зеркало, зеркало на стене...» |
| |||
DulcineadelTobos, 06 февраля 2017 г. в 12:08 | ||||
Тема такая интересная — зеркала. Но как-то, на мой взгляд, ... не раскрыта. Просто перечисление суеверий. Хотелось бы чуть глубже, серьёзней. Darker весьма почтенный журнал. А статья на уровне «А вот ещё, помню, было в 1812 году...» | ||||
| ||||
«Вы поедете на бал?» |
| |||
Wolf94, 28 октября 2023 г. в 19:55 | ||||
Елена — одна из сторожил ССК. Мне кажется ни один сборник не обошелся без ее рассказа, и вполне объяснимо. Есть в творчестве Щетининой что-то такое, что выделяет ее среди других. Правда «Вы поедете на бал?» все же выделился даже среди работа автора. Начиналось все складно, а потом будто выдрали кусок текста, и перешли в черновую версию Булгакова, сцена где Маргарита летает, с Баркеровскими отголосками. Тетя подозревает племянника, что он ворует и начинает выяснять откуда у него машинка. Тот отвечает, что купил в домике и повел показывать. Ладно бы была какая-нибудь предыстория этого дома, или что хотя бы дети пропадают, легенды местные и т.п., но ведь читателю остается только догадываться, как так вышло. Как по мне, так рассказ недоработан. | ||||
| ||||
«Перепечь» |
| |||
Seidhe, 05 февраля 2021 г. в 11:23 | ||||
Я не знаю, от кого из соавторов в этом рассказе больше (потому как с творчеством Елены знаком всего лишь по нескольким рассказам, а с творчеством Натальи не знаком вовсе), но это и не важно, потому что рассказ у них однозначно получился. Это по-настоящему мрачная история, которая настраивает на благостный лад лишь поначалу. И героиню действительно жалко, потому как всё в её жизни плохо — и ребёнок родился слабеньким, и муж холоден, и свекровь своей ненависти не скрывает. А тут старуха-соседка, которая так пугала в детстве, предлагает какой-никакой, а выход, да и поиски героини в недрах Сети приводят её к удивительному открытию, что наши предки действительно знали обряд «перепекания ребёнка», и решение даётся пусть не легко, но оно кажется верным... А дальше авторы мастерски перекручивают сюжет пару-тройку раз, и становится понятно, что буквально ВСЕ герои рассказа — не те, кем кажутся! И мелкие детальки повествования встают на свои места, и главная героиня предстаёт в совсем ином свете, и жуткий финал кажется единственным закономерным... Хороший рассказ. Страшный. И про настоящее колдовство. Вторая 9-ка антологии. P.S. Возможно, поставил бы и меньше, но когда мне было лет 10-12 мне несколько раз снился сон, в котором я шугал обычную дворовую кошку, типа «Пошла вон!», а кошка отбегала на некоторое расстояние и отвечала мне вполне человеческим голосом: «Сам пошёл!»; и лежал я потом в темноте, от страха буквально цепенеющий, хотя позже, при свете дня, и не понимал, чего в этом может быть пугающего... Одним словом, сцена с участием говорящей кошки авторам однозначно удалась — главную героиню я, ох, как хорошо понимаю! =))) | ||||
| ||||
«Отражение тайны» |
| |||
Deliann, 22 ноября 2018 г. в 22:07 | ||||
Десятую книгу «Зеркала» я ждал в основном из-за имени Елены Щетининой на обложке. Автор отлично себя зарекомендовал на поле хоррора, соответственно определенные надежды на книгу были. В то же время, с Дмитрием Градинаром я до этого вообще не сталкивался, и чего от него ждать не имел ни малейшего представления. «Отражение тайны» получилось довольно унылым. Причем не в смысле «скучным», а в смысле оставляющим довольно тягостное и грустное впечатление из-за своей атмосферы и настроений. Почти все рассказы меланхоличные, меньшая часть со светлой меланхолией, большая часть — с мрачной. Увы, сборник пришелся мне не в настроение и видимо придется к нему вернуться более подготовленным. Так что давайте я коротко опишу что понравилось, а что нет, и на этом закончу с целью вернуться к отзыву после повторного прочтения. Начну с хорошего: Во-первых, все рассказы написаны приятным и профессиональным языком. Чувствуется большая проделанная работа, читать легко, взгляд не спотыкается. Во-вторых, в книге очень хорошие иллюстрации, которые понравились мне больше иллюстраций из предыдущих книг. Теперь пара слов про плохое: Часть рассказов выглядят просто зарисовками с идеями, но без сюжета. В некоторых рассказах даже конфликта нет. Ну и хоррора в сборнике очень мало, чего я не ожидал. Особенно хотелось бы выделить следующие рассказы: • «Что вы знаете о Шушурбане», Е. Щетинина. Отличная юмористическая фантастика в духе Шекли о необычном инопланетянине и находчивых таксистах. • «Театр фон Клейста», Е. Щетинина. Отличный хоррор в духе Лавкрафта. Раз в год маленький городок посещает театр фон Клейста. В это время всегда отмечается самая дождливая погода из всех возможных, и пропадают люди. Очень атмосферное повествование, вязкое и тягучее. • «Поезд Ольги», Д. Градинар. Легкая фантасмагория с копаниями в себе. Не понял рассказ до конца, но в целом понравилось. Что ж, ждем одиннадцатый томик. Он получил название «Зеркало воды», а в его авторах значится наша старая знакомая по третьей книге Софья Ролдугина и пока еще не знакомый Сергей Игнатьев. | ||||
| ||||
«Царский гостинец» |
| |||
Тиань, 16 мая 2017 г. в 19:06 | ||||
Редкостная гадость — такое впечатление оставляет этот рассказ, автору которого явно не дают покоя лавры Владимира Сорокина. Уважаемая госпожа Щетинина со вкусом выписывает, как вор Сенька извлекает из сапог полуразложившиеся фрагменты трупа, дабы потом сапожки на свои ножки обуть, в подробностях расписывает, как люди в толпе давят друг друга до смерти со всем отсюда следующим — кишками, экскрементами, новорожденными, затоптанными толпой. Рассказ является образчиком хоррора, основанного на возбуждении чувства отвращения и брезгливости. Но удержаться от демонстрации собственного образовательного уровня автор не в силах, и в эту грязь зачем-то втаскивает строку из Цветаевой, да и другие литературные отсылки можно отследить, если желание есть. Приятнее рассказ от этого не становится, да он и не рассчитан на приятность. В финале сюжету придается историчность. Не просто так нам групповое взаимоубиение в обезумевшей толпе показывают, а как осуждение царизма, классовости, отношения аристократии к народу и т.д. Но и народ при этом не идеализируется, для чего в сюжет введена бедная Лизонька. Всё соразмерно и взвешенно. Но главное всё-таки в описании массовой гибели людей в толпе, и описание это натуралистично до гадкости. Нельзя сказать, что автор нагнетает или преувеличивает. Полагаю, что люди в толпе гибнут именно так, со всеми представленными в рассказе подробностями. Правда жизни воспроизведена без умолчаний и прикрас. Рассказ сильно на любителя. Натурализм снижает трагизм ситуации. От нее отстраняешься, никто из героев не пробуждает сочувствия. Кроме, может быть, солдат. Солдаты, выдергивающие людей из смертоносной толпы — это сильно. ИМХО, разумеется. | ||||
| ||||
«Царский гостинец» |
| |||
пан Туман, 25 марта 2017 г. в 21:07 | ||||
Прекрасный рассказ — насколько так уместно говорить о совершенно жуткой вещи. Вершина сборника, его кульминация. Темная жемчужина. Никаких монстров, никаких маньяков. Никакого хоррора — сугубый реализм, отстранённый и функциональный, с minimum minimorum метафор и прочих украшательств (отчего они выглядят только зримей и выпуклей). Каждый получит то, что заслуживает, ибо каждый по отдельности — человек со своими стремлениями, желаниями, а может быть даже и идеалами, но вместе — толпа. А толпа убивает и калечит, невзирая на то, кто в неё входит и что у него или у неё за душой. Толпа давит. Не входите в толпу. Не становитесь толпой. И не слушайте тех, кто сулит пряники и кружки, орехов и чернослива. Вещаю я исключительно потому, что о художественных достоинствах уже высказались и гораздо лучше, и остается только вещать. Напоследок напомню, о судьбе некоторых фигурантов истории, оставшихся за кадром. Обер-полицмейстер Власовский (Лизонька вспоминает его сына, гимназиста) уволен с должности и почти сразу — со службы. Московский генерал-губернатор Сергей Александрович получил «презент» от эсера Каляева в 1905, а чем закончил тот, «кто начал царствовать Ходынкой», известно каждому. | ||||
| ||||
«Царский гостинец» |
| |||
Львова Лариса, 10 марта 2017 г. в 14:20 | ||||
Вштырил текст. Бью поясные поклоны автору, утираю восхищённую слезу. Из тёмной пропасти истории несёт кровью, слышатся хруст костей и предсмертные хрипы. А над ней (пропастью) поднимаются тени страдальцев, бессмысленно и жестоко убитых... потому что так бывает всегда. Спасибо. | ||||
| ||||
«Скырлы-скырлы» |
| |||
sdmbank, 07 декабря 2016 г. в 15:04 | ||||
Сплошной сумбур, как почти все отметили. В первой трети рассказа рассказывается, как ГГ любил (и любит) до сих пор своего деда. Однако, добравшись до сторожки и увидев, как ведьма просто взяла и выставила деда за дверь, он, вместо того, чтобы попытаться поговорить с дедом или хотя бы вытрясти информацию от старухи, садится за стол и пытается наладить отношения с ней. Откуда взялась старуха? Как давно она с дедом и зачем? Откуда медведь и вторая тварь? Зачем они? Что случилось с дедом? Вот уж, действительно, как думал ГГ «не всегда в сказках есть логика». Тут, хотя это и не сказка, с логикой тоже проблемы. Я, конечно, люблю произведения, где надо какие-то вещи домысливать, и не настаиваю, чтобы мне все разжевали и в рот положили, но тут уж слишком много лакун. Самое слабое произведение у Щетининой, которое читал (кроме одного из самых ранних). | ||||
| ||||
«Царский гостинец» |
| |||
Бафомет1969, 02 декабря 2016 г. в 09:48 | ||||
Для меня лично в этом сборнике Щетинина прыгнула выше головы. Целых три рассказа (кажется ни у кого до нее не было такого количества в серии ССК) и все три хороши! Снизил оценку за неполное соответствие теме. Все-таки хочется ужасов мистических, а не бытовых, путь даже быт этот относится к Ходынской давке. Многократно уже пережевывалась эта мысль, что человек страшнее всех чудовищ, и сам творит зло, куда там Люциферу, так что мое мнение таково, этот рассказ лучше смотрелся бы в сборнике исторической прозы. Тем не менее, читать было интересно и даже волнительно. | ||||
| ||||
«Царский гостинец» |
| |||
blade73, 16 ноября 2016 г. в 00:16 | ||||
на дворе 1896 год. Вот вот начнут короновать нового Царя.И рассвет уж недалече и главные герои уже в самом центре ...Жуткая и страшная ДАВКА НА ХОДЫНКЕ выступает в этом рассказе настоящим всепоглощающим Злом..Зло что перемалывает кости,ломает судьбы, давит головы и кости....Доброе утро Ходыка.. Всем советую !! Отличный рассказ.Из тех что прочтя первый раз с нетерпение хочется прочесть снова. Моя оценка 10... | ||||
| ||||
«Только маме не говорим...» |
| |||
muravied, 21 ноября 2015 г. в 14:33 | ||||
Самое жуткое в этом рассказе, то что в «папаше» я узнал себя. Тоже когда остаюсь с сыном наедине начинаю его воспитывать или играть с ним. Помню пошли в лес на снегокатах кататься с горы, а там сбоку от горы откос, ну и туда снегокат улетел. Ну я за ним туда и прыгнул, чтоб достать, а сын видит, что я прыгнул и вслед за мной — прыг! А там торчала какая-то арматурина и он на неё прям животом. Во я тогда испугался (мягко говоря), но оказалось, что сын цел, а куртку пропороло нехило. ну я потом втихаря заштопал куртку, а маме мы ничего не сказали;) А собственно рассказ хороший, читается легко и непринужденно. А главное концовка оригинальная, такого я ещё не встречал. Ну папаша конечно жуть, сын того и гляди ласты склеит, а он всё думает лишь бы жена не заругала:) | ||||
| ||||
«Царский гостинец» |
| |||
Mishel5014, 27 февраля 2017 г. в 17:31 | ||||
Коротко, сильно и страшно. Совершенная композиция. Фрагмент дневника царя — финальный аккорд-приговор. Временами натурализм описаний несколько чрезмерен... Но это, пожалуй, оправданно. В этом рассказе самый страшный персонаж — чудовище по имени ТОЛПА. | ||||
| ||||
«Карта памяти заполнена» |
| |||
senoid, 24 февраля 2015 г. в 14:18 | ||||
Фольклорные пласты любого народа представляют собой бездонное море сюжетов для разного рода страшных историй. А уж в умелых руках это вообще убийственный инструмент. Вот и рассказ Елены Щетиной вытянула фольклорная составляющая, да еще и с казахским колоритом. Поначалу бытовая история об очередном полтергейсте впечатления не производит, но после появления старика в инвалидной коляске, который догадывается о природе чертовщины, настроение меняется. Хорош образ «латунной» девушки, очень хорош общий образ остальной, закадровой нечисти, которая пытается найти «проход». Только вот герой вызывает по большей части равнодушие, самый эмоциональный момент был в миг осознания, что опасность грозит племяннице. Ну и финал любители хоррора давно уже посмотрели в фильме «Астрал» Джеймса Вана. Но в целом — вполне себе крепкий ужастик. Не из той породы, что завораживает атмосферой и прогоняет волну мурашек по спине, а из той, что держит читательский интерес до самой последней страницы. А это уже немало. | ||||
| ||||
«Карта памяти заполнена» |
| |||
darklot, 14 февраля 2015 г. в 19:03 | ||||
Как по мне — отменный пример хорошего, бодрого, интересного, местами и правда жутковатого развлекательного хоррора. Первое ощущение после прочтения — как будто фильм ужасов посмотрел, причем не из плохих. Увлекательно, живо, а в некоторых моментах — дух захватывает. И написано ладно. | ||||
| ||||
«Вы поедете на бал?» |
| |||
Nord, 20 января 2024 г. в 16:31 | ||||
Бывает, в голове крутится хорошая идея, но не получается развить ее во что-то полноценное. Ты садишься за написание, рассчитывая, что придумаешь оставшееся в процессе – и все идет прахом. Ярчайший пример такого подхода “Вы поедете на бал?” Елены Щетининой. Автор умеет писать: быстро разворачивает экспозицию, намечает конфликт. Четким шагом Елена ведет своего читателя вперед, ровно до середины текста – потом она теряется на незнакомой территории, заводя вместе с собой и читателей в тупик. Известный сценарист Сид Филд – дядечка, популяризовавший трех актовую структуру – всегда говорил: “Не знаешь каким будет финал – не пиши!”. Елена этим золотым правилом пренебрегла: конец рассказа скоротечен и сумбурен донельзя; уверенный хоррор с четкой структурой вдруг скатывается до “вирда” самого низкого пошиба. Намеки на эльфов, подменыши и похищения детей, «Дикая охота» на русской земле, старинная детская игра из названия? Чиво? Как это все связано? Никогда не имел ничего против недосказанности, открытых финалов и прочих типичных фишек современного “вирда”, однако все эти вещи должны работать на художественную задачу, как минимум хороший “вирд” несет в себе какую-то важную идею, центральный смысл. Прочитанный мной рассказ не опирается на видимую тему и не касается актуальной проблематики. Что хотела донести до нас автор: халява – зло; не стоит играть с дьяволом? Страх потери детей? Вероятно, но смущает одно: героиня только присматривает за пацаном, а мать появляется в одном абзаце и ее ничего не смутило. Смысл рассказа от меня укрылся. Текст делится на две части: ясный сюжет и попытки довести рассказ до логического финала, когда идеи иссякли. Автор замаскировала безыдейность второй половины текста атмосферными красивостями – особого смысла этот ход не привнес, скорее добавил еще больше вопросов. Впрочем, финал мы в итоге получили — разочаровывающий, шитый белыми нитками, – но какой есть. Реклама опять обманула: лучшее за год? Ха! Определенно нет, менее опытные авторы предлагали более интересные и – главное! – цельные работы. Чем думала таргет-группа, когда отбирала этот текст – клюнула на красивости и богатый язык? Если этими двумя критериями определяется лучшее за год, то я – пас! UPD: Оказалось, что текст — финалист «Чертовой Дюжины 22». Снимаю претензии с таргет-группы и перевожу недоуменный взгляд на участников конкурса (водя пальцем у виска) и составителя. | ||||
| ||||
«Здесь, у зеркала» |
| |||
Deliann, 14 июля 2020 г. в 15:18 | ||||
Вот и закончилась серия «Зеркало», и на сей раз, похоже, окончательно. Так же как и «Там, за зеркалом», «Здесь, у зеркала» разделен на три части. Давайте же поговорим о понравившихся мне рассказах каждой части чуть подробнее. «Наши дамы»: • «Приручить принцесску», И. Лазаренко. Неплохая сказка про взаимоотношения принцессы и дракона, в которой последний похитил первую. Не то чтобы она сильно ему нужна была, но так уж вышло. А дальше все завертелось. Легкий слог, приятный юмор, незамысловатый сюжет. • «Подарки из теплых стран», Н. Караванова. Грустная история в обёртке из планетарной фантастики. Шадрин возвращается с вахты к друзьям-коллегам, вот только ждут его еще и неприятные известия. Рассказ хорошо написан, но оставляет достаточно тягостное впечатление. • «Переполох на Буяне», О. Голотвина. Хорошая сказка, навевающая своим сюжетом чудные воспоминания об армейской жизни. Сюжет довольно прост: на остров Буян отправляется Кащей с проверкой, и Черномор, используя всю свою смекалку, пытается спешно подготовиться. Зато исполнение на высоте: буквально наслаждаешься каждым словом и каждой метафорой. • «Пустота, что осталась после», Е. Щетинина и Н. Волочаевская. Рассказ, который не до конца определился, является он драмой или хоррором. В семье умер кот, а немного погодя вместо кота в доме завелось нечто иное. Написано неплохо, но чувствуется какая-то недожатость, словно история могла стать чем-то большим. • «Госпожа Тренога», Е. Медведева. Хорошая деревенская мистика. Блерта с детства живет с бабушкой и делает много работы по дому. Вот только бабушка неизменно ее тиранит. Но все меняется, когда к ним в дом возвращается брат Блерты Грен. Рассказ интересен своей необычной мистической составляющей и пронизывающей атмосферой. «Наши союзы»: • «Скворцы», Н. Гамильнот и Е. Абрамович. Мистическая военная драма. Вадима в числе прочих десантников отправили в Афганистан. Но там, помимо ужасов войны, его ждало кое-что похуже. Сильный рассказ, мастерски написанный. Трогает за живое. • «Любовник», Н. Анискова и М. Гелприн. Небольшая юмористическая зарисовка из жизни доктора любовных дел. Написана приятным языком, отлично уравновешивает печаль от предыдущего рассказа, и даже несмотря на предсказуемый сюжет, оставляет много положительных эмоций. «Наши кавалеры»: • «Сомния», В. Венгловский. Рассказ с необычным миром и хорошим слогом. Дабы не портить удовольствия от сюжета, говорить о нем не буду. Скажу только, что вещь стоящая, и подходить к ней стоит, именно не зная о рассказе ничего. • «Все обрыдаются», Е. Шиков. Внезапная социальная драма без каких-либо примесей. Читается легко, но на тему внимания к ветеранам сказано уже так много, что автору не удалось добавить чего-то нового. Тем не менее, рассказ производит впечатление. • «Букашки за стеклом», Р. Суржиков. Рассказ напоминает «Королей-пустынников» Дж. Мартина, но приводит к совсем другой идее. Главный герой находит банку с занимательными букашками. Наблюдая за ними день за днем, он обнаруживает нечто странное. Несмотря на малый объем, автору удалось сказать довольно много и раскрыть идею полностью. • «Огнь», А. Кокоулин. Очень неоднозначный рассказ. Начинается как история в духе вирд-фэнтези, но быстро перерастает в хоррор. В мире, где все персонажи обладают какой-то мистической болячкой, дочка главных героев подхватила себе огневицу. Последствия этого будут ужасающие. Рассказ хорошо написан, но очень тяжелый. Буквально режет по-живому. Рассказы женского блока вновь мне понравились больше. Грустно расставаться с отличной серией рассказов, но стоит переключить внимание на ее преемницу. «Зеркальная волна» уже началась, и, надеюсь, принесет столько же хороших рассказов, или даже больше. | ||||
| ||||
«Выкройка» |
| |||
senoid, 08 ноября 2019 г. в 21:24 | ||||
Едва завидев в содержании такой мощный авторский состав, сразу готовишься читать отличный рассказ. Кабир, Щетинина и Костюкевич круты и по отдельности, а уж вместе… Ну в самом деле, не могло же такое трио написать какой-то проходняк? Проходняка и не случилось. Когда девушка с работы дарит Андрею фигурку из бумаги, тот не особо впечатляется. Но немного погодя всё меняется: Андрей начинает всерьез интересоваться паперкрафтом, постоянно что-то мастерит, покупает специальные инструменты и полностью погружается в новое хобби. Вскоре он становится обладателем раритетного альбома с выкройками и принимается собирать новую фигурку… Ну а поскольку паперкрафт звучит практически как Лавкрафт, ничего хорошего с героем случиться не могло. Артефакты, таинственные книги или схемы сборки чего-то неведомого — бездонная тема для «тёмного» жанра. Это всегда интересно, это всегда интригует. И в умелых руках такой сюжет обязательно заиграет. А уж если умелых рук аж шесть, то годноты не избежать. У авторов получился клевый рассказ — яркий, бодрый, нигде не провисающий, психологичный. «Выкройку» просто интересно читать — а под конец еще и тревожно. Помешанный на картонных фигурках герой, конверт со схемами странных звероподобных существ… Здесь буквально загривком можно ощутить прикосновение к чему-то древнему, тёмному и чужеродному. Здорово. Честно говоря, поначалу было дурное желание «расшифровать» рассказ: попытаться понять, где чья рука. Тем более что знакомые авторские фишечки то и дело попадались на глаза. Но сюжет быстро увлек и стало совсем не до того. А это тоже показатель. Отличная работа от авторов, которые что вместе, что по отдельности держат планку на высоком уровне. | ||||
| ||||
«Выкройка» |
| |||
Lass, 22 октября 2019 г. в 20:22 | ||||
Хиккан Андрей обнаруживает в изъятых вещах на работе инструкцию по изготовлению «помеси медведя и свиньи» из пайперкрафта (читай — фигурку из бумаги). Так как герой как раз увлекается данным видом творчества, фигурку он немедленно склеивает, и вот тут-то и выясняется, что со сборкой не все так просто. «Поместь медведя и свиньи» оживает и отправляется творить кровавые дела... Средний на мой взгляд рассказ, зато написанный уверенной рукой. Точнее, в нашем случае, руками. Отобран в книгу вне конкурса по праву финалиста «Чертовой Дюжины». Треть рассказа я хихикал над помесью «медведя и свиньи» (простите, но челмедведосвин из саус-парка подложил свинью этому монстру, сейчас я говорю супер-сурьезно!), треть рассказа не понимал, почему герой даже не попытался как-то избавиться от страшной штуки (она же бумажная! ты хотя бы попробуй, чтоли). Ну и не знаю, не напугала эта бумажная коллекция. Наверное, давно не резал палец бумажным листиком)). Оценка 7 баллов. | ||||
| ||||
«Чучело-мяучело» |
| |||
Artem_Nochkin, 15 января 2019 г. в 12:22 | ||||
Рассказ Елены Щетининой (лично для меня) представляет собой идеальный образчик отечественного хоррора. В нём буквально всё находится на должном уровне и всё призвано этот самый уровень подчеркнуть. Смотрите сами: 1. У нас в наличии наиболее привычный для большинства читателей сеттинг. Т.е. это наши дни, современность, средних размеров многоэтажка и территория близ нее. Что может быть проще и понятнее для восприятия, чем знакомая всем обыденность, не правда ли? 2. Далее, используя знакомое нам окружение, автор подбрасывает и знакомую ситуацию, тем самым заставляя читателей ещё сильнее вжиться в шкуру глав.героя и начать по максимуму ему сопереживать. И знаете, что? У Елены Щетининой это блестяще получается. 3. Отдельно хочется отметить и мотивацию персонажей, потому как в жанре ужасов у глав.героев с ней зачастую случаются весьма досадные проблемы. Уверен, и у вас есть масса забавных примеров, когда вырывая последние остатки волос, буквально умоляешь одного из основных персонажей не идти по кровавому следу, что ведёт в тёмный подвал, из которого время от времени издаются по-настоящему адские крики. Знакомо? Так вот, ни одного маломальски подобного момента в данном рассказе вы не увидите — все персонажи ведут себя адекватно, максимально логично и во всех смыслах правильно. 4. Далее, что касается непосредственно хоррора и отношении данного рассказа к жанру ужасов. Если говорить без спойлеров и максимально кратко, то «Чучело-Мяучело» пугает. И пусть вас не смущает забавное название — я тоже вначале на него повёлся и воспринял, если не серьёзно, то по крайней мере с изрядной доли скепсиса. А зря, сейчас же название рассказа Елены Щетининой смешным мне совсем не кажется. Я бы и хотел рассказать вам побольше и поделиться всеми подробностями касательно сюжета, но вы и сами понимаете, что любые подробности сверх озвученных будут лишними. А самым вкусным и интересным я по традиции предлагаю вам ознакомиться самостоятельно. Приятного чтения. | ||||
| ||||
«Царский гостинец» |
| |||
Женя Халь, 08 июля 2017 г. в 17:08 | ||||
О событиях на Ходынке сказано очень много, но ни разу и нигде я не видела такое глубокой погружение в события. Написано так ярко, что, кажется будто стоишь там с этими людьми, чувствуешь запах страха, задыхаешься вместе с ними. Недаром говорят, что дьявол в деталях, хоррор тоже в них. Ничего не пугает больше, чем мелкие и очень бытовые подробности, как например, куски трупа в сапогах. Потому что в реальности это тоже пугает больше всего. Великолепная работа! Спасибо автору! | ||||
| ||||
«Карта памяти заполнена» |
| |||
warizik, 25 марта 2016 г. в 08:19 | ||||
Поразительно безграмотный текст. Настолько поразительно, что об этом невозможно умолчать. На каждой странице по опечатке, сложные предложения обрываются на полуслове, либо уводят читателя не туда (вялая попытка продемонстрировать стилистический талант при писательской импотенции) путаница с местоимениями, в общем — кошмар, позор и мракобесие. Спасти рассказ от полного фиаско мог бы сюжет, но и тут без тухлых помидоров не обойдешься. Лоскутное одеяло из подсмотренных сцен в фильмах Звонок, Астрал и доброй дюжине фильмов про привидения, плюс аляповатая концовка вызывали у меня лишь гомерический хохот. Сложилось ощущение, что автор больше преуспел в работе над комедийным жанром, элементы которого так и сквозят в этом «хоррор» рассказе. Какой-то там в жопу ужас?! ССК — страх в сердце каждого! Смех в сердце каждого. | ||||
| ||||
«Карта памяти заполнена» |
| |||
Илья Пивоваров, 16 января 2015 г. в 12:12 | ||||
Герой рассказа «Карта памяти заполнена» в свободное время запечатлевает на фотоплёнку жизнь своего городка, расположенного где-то в Казахстанской глуши. Он хочет найти новую натуру для съемок... и однажды это желание сбывается, да ещё как. Рассказчик фотографирует незнакомую женщину. После этого начинается всякая паранормальщина: мебель сдвигается сама по себе, а герою мерещатся всякие существа. Вы спросите, при чем здесь фотоаппарат? Не волнуйтесь, ближе к финалу становится ясно, что Елена органично связала мифы Казахстана с современными технологиями. Как именно, вы узнаете, когда прочтете эту мистическую историю. | ||||
| ||||
«Мертвецы идут домой» |
| |||
Mo3k, 04 августа 2022 г. в 19:04 | ||||
Мне не понравилось. Интересные декорации — отступление армии Наполеона из России. Атмосферно, мрачно, с некоторыми деталями эпохи, но как-то затянуто, скучно, очень метафорично. Целостность не наблюдается, какие-то отрывки, наброски. Написано хорошо, но не зашло. | ||||
| ||||
«Вдоль села Кукуева» |
| |||
Manowar76, 02 июля 2022 г. в 08:19 | ||||
Опытный читатель, зачастую против воли, начинает с первых строк сюжета угадывать, какой же из сюжетных ходов использует писатель в рассказе. Конец девятнадцатого века. Дворянчик, чтобы набрать колоритных народных присказок, едет в «мужицком» вагоне. Начинается сущая мистика с визгливыми выкриками что-де поезд — исчадье ада и всё такое. Потом исчезновение только что бывших в вагоне пассажиров. Я сразу предположил, что перед нами очередное описание «мытарств души»; сюжетный ход, который лучше всего удаётся Виктору Олеговичу Пелевину, когда главный герой, сам того не ведая, уже не жив. В масскульте данный троп идеально обыгрывает Шьямалан в «Шестом чувстве» и Аменабар в «Других». Не совсем угадал. В следующей главке мы уже наблюдаем как богема, во главе с самим Гиляровским (колоритная была личность) изволят ужинать в саду «Эрмитаж». Жутенькие метаморфозы тухлой селедки можно отнести на счёт возможной белой горячки. Истории смыкаются и оказываются мистической беллетризированной зарисовкой из биографии Гиляровского. Там же и предупреждение — «на царские гостинцы не зарься только». Намёк на то, что журналист будет свидетелем катастрофы на Ходынском поле. Всё бы ничего, но трижды за несколько страниц сравнить глаза мертвецов с в крутую сваренными яйцами... это баг или фича? Атмосферный, укоренённый в реальной истории жуткий рассказ. 8(ОЧЕНЬ ХОРОШО) | ||||
| ||||
«Мертвецы идут домой» |
| |||
sergej210477, 08 мая 2022 г. в 15:33 | ||||
Мрачная и гнетущая история. 1812 год. Зима. Отступление армии Наполеона из России. Холод и голод. Жуть и безнадежность. «Генерал Мороз» добивает остатки непобедимой ранее французской армии... И, параллельно, рассказывается история о двух жителях деревни, которую разорила война. Очень атмосферно. Не знаю, по-моему, и без мистики, достаточно страшно. Но, в Отечественную войну 1812 года вмешивается и нечисть. (Ну, оно и понятно — война отечественная, и, нечисть отечественная, родная, славянская, куда же, без ее вмешательства!) Хороший, страшный рассказ, хотя, по-моему, логически, и не совсем связный. | ||||
| ||||
«Плоть-трава» |
| |||
Ravina, 05 февраля 2022 г. в 14:20 | ||||
Мне очень понравилась тема рассказа и локации. Но, к сожалению, совсем не понравилась подача материала. Ощущение – как будто соавторы работали порознь и не поняли друг друга, или забыли вставить какие-то куски текста, чтобы объяснить происходящее... Нет психологической достоверности, персонажи ведут себя неадекватно, неправдоподобно. Да и причинно-следственные связи всего вот этого вот вызывают вопросы. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Представьте, что у вас на теле начала расти трава. Лезет из пальцев, из дёсен, из других деликатных отверстий. С каждым днëм травы всë больше, а вам всë хуже. Уже соседи пугаются, уже на работу нельзя пойти. Что бы вы сделали? По-моему, логично было бы позвонить в скорую, рассказать о странном заболевании, возможно, заразном, которое угрожает не только вам, но и всему городу. Но главный герой сидит в квартире, как дурачок. Допустим, его контролирует трава. Но жена тоже сидит с ним, как дурочка. Испуганная соседка сидит в квартире, как дурочка. Испуганная подруга убегает домой, как дурочка. И все молчат, как партизаны. Никому ничего не рассказывают. Что? Где? Какая болезнь? Человек погибает? Да и хрен бы с ним! Как трава попала в тело Олега из далëкого леса, в котором он никогда не бывал, понять не удалось. Вероятно телепортировалась через динамик телефона, когда он разговаривал с дедушкой Митей. Живьëм-то деда он три года назад видел, даже воздушно-капельным путëм нереально. Дедушка Митя – тот ещё тугодум. Прекрасно зная, какая опасность грозит внуку из-за того, что того назвали Олегом, он за столько лет не смог найти ни одного другого человека по имени Олег, чтобы подсунуть траве его. Это же так просто! Звонишь по любому объявлению в газете, ну или на каком-нибудь Авито, первому попавшемуся Олегу, которого не жалко: – Аллë? Это Олег?.. Профит! Трава услышала – трава наелась. Для верности можно ещë парочке Олегов позвонить. Убедиться, что внучок спасëн. Но вообще, очень сомнительно, что в лесу, в начале войны, выжил именно Митька. Представьте, что ваш друг, этот самый Митька, наступил в капкан и лежит под кустом в полузабытьис перебитой ногой. Вы бежите за помощью, потом возвращаетесь. Что вы сделаете в первую очередь? Опуститесь на колени, похлопаете белолагу по щекам, пощупаете пульс и спросите: – Митька, ты как? Живой?.. Трава услышала бы... И конец Митьке. И не было бы рассказа. Или у травы какой-то пунктик на Олегах, она питается только Олегами, и только раз в столетие? Ведь сколько людей Митька повидал за всю жизнь, и многих наверняка называл по именам. Больше всего понравилось, что партизаны не замечают, как странная трава убивает мальчика в нескольких метрах от них. Да и самого мальчика, похоже, никто так и не хватился. Да и траву на спасëнном мальчике не заметили. И куда она делась, кстати? Если бы это был весëлый треш – ещë ладно, но авторы пишут серьёзно... | ||||
| ||||
«Скырлы-скырлы» |
| |||
euthanazia, 14 января 2021 г. в 20:52 | ||||
Начинался рассказ вроде неплохо и здраво. Когда ГГ попал в избушку, стартовал какой-то треш и угар, какой бывает в бредовых и сумбурных кошмарных снах — что-то вроде и происходит, но так спутанно и несвязно, что аж мозг в узелок заворачивается, а потом просыпаешься, а в голове уже ни следа от сюжета не осталось. Вот и тут так же. Сказка про медведя с липовой ногой сама по себе поинтересней будет. | ||||
| ||||
«Вдоль села Кукуева» |
| |||
senoid, 23 октября 2020 г. в 20:56 | ||||
Щетинина вновь обращается к реальным историческим событиям, и вновь получается здорово. Вообще исторические рассказы Елены словно магией какой-то обладают, засасывают читателя внутрь. Они лучше в плане языка, мрачнее и атмосфернее, чем другие сольники, которые мне попадались. Может, просто так совпало, а может, здесь автор чувствует больше ответственности и выкладывается на полную катушку. Так или иначе, читателю получать такие тексты одно удовольствие. Сюжет построен вокруг Кукуевской железнодорожной катастрофы. Этот случай страшен сам по себе, но здесь автор не пускается в обычный пересказ, а вводит мистический элемент, отчего происходящее выглядит еще жутче. Потому что странности начинают происходить еще до катастрофы. Напряжение создается мастерски, на него работают и чудные пассажиры, и описание вагона, и, конечно, непогода, этот смывающий саму ночь ливень. Сцены в поезде удачно чередуются со сценами с Гиляровским, пьянка которого вдруг приобретает зловеще-абсурдистский характер. Всё очень круто и колоритно. Небольшая проблемка заключается в том, что остальные герои (в основном герой) не так ярки, они не успевают запасть в душу. И ты, проживая трагедию в чужой шкуре, воспринимаешь это скорее как кинохронику. Такого мощного эффекта погружения, как было в случае с «Царским гостинцем», на этот раз не вышло. Впрочем, это всё из области личного восприятия. Рассказ в любом случае хорош, как хороши и три мистические сущности, которые в нем отметились. К слову, по сценарию Щетининой сняли хоррор-короткометражку, где как раз задействованы похожие персонажи. Говорят, они есть в каждом городе, и в каждом городе они выглядят по-разному. Одно неизменно: они всегда там, где смерть. | ||||
| ||||
«Первые: советский маньяк» |
| |||
библиотекарь, 04 апреля 2019 г. в 14:17 | ||||
Прочёл статью только потому что она заняла одно из призовых мест по итогам голосования 2018 года. Читаю и ловлю себя на мысли, что мной это уже где — то читано, и при этом то что было прочитано — было написано лучше, объёмней, полнее. Вспоминаю. Батюшки, да это же очерк из книги Алексея Ракитина «Социализм не порождает преступность», которая вышла в издательстве «Кабинетный учёный» в 2016 года тиражом 1200 экземпляров. И очерк там назывался «Торговец с московского Конного рынка», и был объёмнее очерка Щетининой раз в 15. И написан очерк Ракитина куда более талантливо и «вкусно». Но премию дали почему — то Щетининой за краткий пересказ очерка Ракитина. Ну что тут сказать. Двойка тебе, Щетинина. | ||||
| ||||
«Чучело-мяучело» |
| |||
holodny_writer, 24 января 2019 г. в 22:45 | ||||
«Чучело-мяучело» Елены Щетининой вызвало смешанные впечатления. Признаюсь, что само название рассказа навеяло мне мысль о возможном имени автора. Но, при чтении, догадка, что рассказ написала Елена пропала: возможно потому, что ожидал от неё большего. Я давно слежу за творчеством Щетининой и рассказы типа «Царского гостинца» считаю высшим образцом стиля среди русскоязычных авторов жанра. Только в этот раз что-то пошло не так... Открывая книгу, тематически завязанную на ужасах, мистике, триллере и других тёмных жанрах, ожидаешь получить чего-то мрачного. А нарываешься на рассказ, первая половина которого вообще не темная и где-то даже подана в светлых тонах. На фоне этого, «пугливые» впечатления героя от спуска в подвал, где обитает неизвестная тварь, заметно диссонируют. Они не могут не диссонировать, ведь начало подано светлым, «не предвещающим беды». И тут, резко — темнота, Кириллу стало страшно. К сожалению, мне не стало страшно вообще. Ситуация, когда герой испытывает страх, а читатель — нет, оставляет желать лучшего. Но хуже, когда герою страшно, а читателю смешно — как было и у меня, на середине рассказа. Так получилось потому, что страх гл. героя, на мой взгляд, преувеличен и и, поначалу, не соответствует обстоятельствам. Причина: всё то же «светлое» начало, так как атмосфера в нём нагнетена не была и надвигающаяся угроза даже не ощущалась. Ближе к концу страх героя выглядит оправданным (позади ведь та самая тварь). Более тому, ему начинаешь сопереживать. Но, сожалению, не знаешь, как сопереживать, потому что не понимаешь, кто перед тобой: взрослый парень-мужчина или пацан 17-18 лет? Потому что, представляя зрелого человека, сопереживаешь ему по-другому: ожидаешь конкретных шагов в преодолении им опасности. Когда перед тобой ребёнок, всё проще: ожидаешь, что сейчас будут бежать. То есть, понимая (хотя бы приближённо!) возраст героя, можешь оценить, логичны ли его действия. А когда даже не догадываешься, что Кирилл из себя представляет, оценить его трудно. Образ смазывается и, соответственно, становится картонным. Жаль, ведь писала это Сама... Но следует отдать должное: монстр получился неплохим. Хоть и не была объяснена его природа. К сожалению, тварь, просто живущая в подвале дома, меня заинтересовать не смогла. Потому что, если не знаешь, как она там оказалась, можно подумать, что её поместили туда «искусственно». Такой себе deus ex mashina, или «монстр из пробирки», что ещё хуже, ибо веет Кингом. А Кинга я не люблю. В отличие от творчества Елены. Я уверен, что «Чучело-мяучело» было просто не доработано и отправлено на отбор впопыхах. Потому, что Елена может писать отлично — и пишет отлично. Если бы только не такие чучелы.... | ||||
| ||||
«Немного любви» |
| |||
Wolf94, 23 ноября 2018 г. в 19:24 | ||||
А вокруг них пульсирующим розовым ковром шевелятся черви. Они порождают отчаяние и тоску,боль и безысходность — о именно здесь и сейчас они учатся еще одному. Настоящей любви Давайте признаем тот факт, что Елена мастер литературного слова. Ее рассказы структурированы и имеют прилюбопытные концовки. Второй рассказ чуть лучше, чем «Чучело-мяучело» , но он не каждому придется по вкусу. Здесь есть самые простые, но настолько реальные персонажи, что вы их можете увидеть даже в своем доме. Одна бабка чего стоит! Правда, уж извините меня автор, она представлялась мне в образе безумной кошатницы из Симпсонов. Квартира такой соседки , — это целый город мусора. Вот, например, в юго-западной куче что-то шевелится. А коллекция кошек чего стоит? Причем я не только о живых говорю... Не мудрено, что среди складского рая отходов завелся нёшечка... Вообще, да рассказ довольно странноватый, но колоритная бабуся, и живой лексикон, так и радуют глаз. И вот даже язык не поворачивается сказать что-то плохое в адрес рассказа. Здесь три временные линии, за событиями следим от разных лиц. Единственное «но», которые все же выскажу, и это уже чисто моя претензия, мне было дико жалко собаку. Кошки тоже не обошли стороной, но из-за собаки реально защемило сердце... Короче говоря, Щетинина сделала то, что мне так нравится — написала классный и необычный рассказ, попутно задела за живое. | ||||
| ||||
«Чучело-мяучело» |
| |||
Wolf94, 17 ноября 2018 г. в 18:22 | ||||
Елена Щетинина уже давно стоит в рядах любимых авторов серии ССК. Ее рассказы хороши, как не посмотри, но что же пошло не так на этот раз? Чучело-мяучело — классический рассказ про подвального монстра. Он как кашка малашка — вроде вкусно, но непрезентабельно. В подвале завелся котенок который жалобно мяучит. Добрая женская душа отправляет на его поиски мужа. Выбора у него особого нет, так что он лезет. Даже если вы не боитесь подвала, то от этого точно пойдут мурашки. Мне он представился в виде минотавровского лабиринта, где за углом притаилось зло... Хорошо написано, но этого оказалось недостаточно чтобы испугать. Надеюсь другой рассказ из сборника будет лучше. | ||||
| ||||
«Лягушка — прожорливое брюшко» |
| |||
alex great, 10 января 2017 г. в 22:19 | ||||
На волне новомодных ужастиков ,рассказ Щетининой выглядит как глоток свежего воздуха(хотя как раз в рассказе только и говориться о непереносимой вони то из мусорки., то в подъезде,то от того самого злодея-видимо для создания должного ощущения)) ,посреди загазованного города.Атмосфера маленького городка ,живые персонажи и жуткий злодей не отпустят вас до самой последней строчки. Да, эпизод на лестничной клетки действительно пугает(нечто похожее было у Глуховского в его Сумерках,когда к гг ночью в дверь некто постучался). Но как по мне , то концовку можно было и по сильнее сделать,а не так легко слить такого страшилу).По всей видимости на большие объемы автор пока не заглядывается. Хотя пора уже начинать) | ||||
| ||||
«Скырлы-скырлы» |
| |||
Heckel, 12 октября 2016 г. в 11:20 | ||||
Хорошая инкарнация Медведя-Липовая нога. Правда, мотивы страшной сказки звучат в рассказе много сильней, чем ожидаешь на первых порах, и особенно к финалу. Ну, и как-то, Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Ну, это в порядке брюзжания, рассказ-то понравился.получить лапой по рёбрам даже от простого медведя — ломотой да хрустом в костях не отделаешься, не то что кого-то там нести по ночному лесу бегом. | ||||
| ||||
«Закон скримера» |
| |||
kimdeform, 28 февраля 2016 г. в 13:31 | ||||
Отличный рассказ, читал по дороге с работы в метро, чуть не проехал свою остановку. Эффект скримера (Ща оно выпрыгнет! Ну где же... да господибожемой, ведь в любую секунду... не сейчас? Жамкать по крестику, жамкать срочно, тут меня не ждет ничего хорошего!) перенесен на бумагу добротно, читается вкусно. По мне один из лучших рассказов сборника. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) К прочтению рекомендуется однозначно.А еще, кстати, труп хомяка порадовал — вроде и улыбает, и на нагнетание работает. | ||||
| ||||
«Малюточка» |
| |||
Deliann, 23 января 2016 г. в 07:22 | ||||
Небольшая компания за городом отмечает Новый Год. В какой-то момент Алиса застает своего мужа в объятиях незнакомой девицы, устраивает сцену (очень театрально) и в спешке уезжает домой. Увы, но вместо того чтобы сосредоточиться на малознакомой дороге, девушка ведет машину очень небрежно, постоянно отвлекаясь на жалобы подруге во «Вконтакте». Итог предсказуем: очень скоро мы увидим Алису в заглохшей машине, посреди незнакомой местности, почти смертельно замерзшую и мечтающую лишь об одном: выжить. Перед нами не недавно вышедший «Выживший» с Леонардо Ди Каприо и не «Террор» Дэна Симмонса, мерзнуть в теплом помещении при чтении мы не будем. Рассказ цепляет совершенно другим. Эта история производит впечатление своей концовкой (которую мне нещадно проспойлерили, за что я этих людей нравственно порицаю). Только представьте: вы читаете средней руки триллер о живых, но непривлекательных персонажах, который на последних страницах вдруг начинает заигрывать и переворачивать с ног на голову классику русской литературы. И вот вы уже не можете воспринимать рассказ как что-то пугающее, зато можете оценить черный юмор автора и поразмыслить на тему «А не привиделось ли все это Алисе». Рассказ неплох, но несколько специфичен и подойдет не всем. Если вы готовы к небольшой литературной игре, то прочитать эту историю я рекомендую. | ||||
| ||||
«Вверх и наружу» |
| |||
ii00429935, 13 мая 2015 г. в 00:48 | ||||
Всего один герой. Замкнутое пространство лифта. Никаких логических объяснений происходящего. Здравый смысл подсказывает, что такую историю трудно сделать по-настоящему увлекательной. Однако у Елены Щетининой получилось. Даже под финал, когда все начинает походить на наркотический бред, читается это с интересом. Конечно же, помог старый добрый Стивен Кинг. Его сильнейшее влияние во «Вверх и наружу» глупо отрицать. Ничего зазорного в этом нет. На то Кинг и «король ужасов», что создал в своём роде энциклопедию жанра хоррор, откуда другие авторы могут черпать идеи. В классическом рассказе « Двигающийся палец» кошмар настигал главного героя в собственной квартире, в ванной комнате. Кирилл из рассказа «Вверх и наружу» попадает в ловушку в родном подъезде. Потому и работает старая схема, что исходная ситуация в рассказе близка и понятна каждому, а главный герой, условно говоря, простой парень из соседнего подъезда. Сразу вспоминается фраза из старой советской комедии: «Бедняга! Ребята, на его месте должен был быть я». Итак, приятного вам чтения! И будьте осторожны, когда заходите в лифт... | ||||
| ||||
«Вверх и наружу» |
| |||
Илья Пивоваров, 18 января 2015 г. в 01:23 | ||||
Почему-то этот рассказ писательницы «зацепил» меня гораздо сильнее, нежели «Карта памяти заполнена». Возможно, дело в том, что я люблю некую иррациональность, сюрреалистичность в хоррора. А здесь её полно. Начать хотя бы с того, как мастерски обыгран банальный, казалось бы, сюжет с « человеком в лифте», не раз обыгранный в кино. Проклятая кабина застревает между этажами, звонок диспетчеру не работает, а весь дом как будто вымирает — ни один жилец не отзывается на крики о помощи. Уже как-то не по себе. А дальше в кабину проникает Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) После этого Елена даёт волю своей фантазии, отправляя героя... короче, не буду спойлерить. Лучше прочитайте сами.НЁХ, которая, я уверен, напомнит многим кингоманам тварюгу из рассказа «Скреб-поскреб». Уж очень похоже. Ну да ладно. | ||||
|
Страницы: [1] 2 3 4 5