Все отзывы на произведения Джеффа Вандермеера (Jeff VanderMeer)
Отзывы (всего: 254 шт.)
Рейтинг отзыва
vanishrap, 27 сентября 19:04
Чтение рассказа (или скорее повести) Джеффа Вандермеера «Клетка» далось мне с трудом. Признаться, я не был знаком с другими произведениями автора и вообще не имел представления о происходящем в этом мире. Из-за этого чтение сначала было сложным и даже скучным. Странные образы животных, клеток, люди, страдающие от непонятной болезни, загадочные цели главного героя — всё это создаёт атмосферу хаоса и непонимания.
Именно из-за этого изначального непонимания мне в какой-то момент стало просто всё равно на сюжет. Когда я впервые попытался прочесть «Клетку», я забросил её где-то в начале или середине. Но этот рассказ не давал мне покоя, и я решил всё-таки вернуться к нему и попробовать разобраться.
После того, как я прочитал больше о вселенной, в которой происходит действие, я смог лучше понять, как устроен этот мир. Существование грибного вируса, который убивает людей, споры, являющиеся источником ужаса, таинственная клетка, которая пугает своим содержимым или даже отсутствием такового — всё это дало мне больше контекста для восприятия. С таким пониманием загадки, ранее казавшиеся скучными, стали намного интереснее.
Атмосфера этого рассказа всё ещё остаётся тяжёлой, мрачной и наполненной серыми оттенками. В этом есть что-то от Лавкрафта, но без древних богов — здесь ужасающим фактором стало царство грибов, которое нависает над всем миром. Тягучесть и пугающая неизвестность придают происходящему ощущение жуткого сюрреализма. Вандермеер создаёт иной, необычный мир, где ужас не связан с чем-то сверхъестественным, а с самой природой — и это ощущается свежо и пугающе.
Если суметь преодолеть первую половину рассказа и своё собственное непонимание, «Клетка» оказывается достойным произведением. Оно требует терпения, но раскрывается постепенно, становясь всё более интересным. Рассказ обладает уникальной атмосферой страха, построенной не на привычных образах ужаса, а на непостижимых явлениях природы и странностях этого мира.
Джефф Вандермеер «Аннигиляция»
dima9275, 8 июля 07:17
Замечательная книга, в отличии от фильма читателя с первых же страниц окунают в неизведанное и непонятное. Несмотря на свой малый объём книга богата событиями и переживаниями, все флешбэки к месту и не раздражают. Интересно переплетение прошлого и настоящего персонажа. При чтении немного напомнило «Пикник на обочине» и «Беспокойство» Стругацких (да и сам автор заявлял, что является поклонником братьев). Саспиенс и так начавшийся лихо дальше всё нагнетается и нагнетается. По итогу: книга крепко держит, увлекает и интригует, повествование довольно плотное, загадок уйма также как и вопросов без ответов (скорее всего будут даны в следующих частях). Рекомендую всем любителям хорошей литературы.
RebeccaPopova, 14 мая 13:51
Возможно, это — одна из самых необычных книг, которые мне попадались. Во всяком случае, это точно — книга, которую стоит читать людям с богатым воображением и пожалуй что еще с чувством юмора.
Взаимоотношения мусорщицы Рахили и торговца наркотиками Вика прописаны на уровне и в традициях взрослой прозы со всякими тонкими оттенками психологии и т.д. Именно эта составляющая книги вызывала у меня наибольший интерес, хотя в процентном отношении этой самой «психологии отношенек» и просто «психологии героев» в тексте немного и она, прямо скажем, не такая уж и оригинальная.
Ну, а теперь — к более оригинальному:)
Действие происходит в мире постапокалипсиса, законы которого — точнее, законы выживания в котором — очень сильно отличаются от чего-то привычного. Некоторые жители, например, за неимением других подходящих питательных веществ, наловчились постепенно поедать сами себя.
Или вот, к примеру, мусорщики:
«Мусорщики яростно сражались со зверями за право пожирать отходы».
«О квалификации мусорщика вы могли судить не только по ловкости рук, но и по тому, насколько притуплено его обоняние».
Но с помощью редких воспоминаний Рахиль нас раз за разом убеждают, что когда-то в прошлом у человечества имелась-таки вполне себе привычная традиционная жизнь. Периодически упоминается о некоем ставшем уж легендарном периоде, в течение которого произошло это самое изменение — т.е. о том моменте, когда Компания уничтожила Город. Почти любая невероятная существующая ныне вещь объясняется необратимыми изменениями, произошедшими в окружающей среде — загрязнением, мутациями и т.д.
Какие-то элементы сюжета своей безграничной изобретательностью, не сильно опирающейся на что-то правдоподобное, напоминают прежде всего сказку. Или, возможно, фэнтези, поскольку все завязано на противоборстве «двух тиранов» (иногда это называется «гражданской войной»), которые сами по себе довольно колоритны и которых по описанию не так просто себе вообразить.
А, ну еще я не рассказала, а кто такой, собственно, этот самый Борн из названия книги... Это — «креатура» и «жизнерадостный монстр»...
В своем дневнике Борн написал:
«Борн — это то, как Рахиль меня назвала. Борн — это слово означает, что тебя породили, хотя сам ты об этом никогда не просил».
К примеру, скоро выясняется, что Борн способен быстро менять размер и цвет, а его щупальца могут принимать любую форму. И Рахиль подозревает, что, кроме привычных пяти чувств, он к тому же имеет орган-радар.
А вообще и герои, и сам Борн весь роман как раз и разбираются, кто же он такой, этот Борн — откуда взялся (кроме того, что был найден на мусорной свалке) и если был кем-то создан, то в чем его предназначение.
Джефф Вандермеер «Аннигиляция»
wayne coyne, 13 мая 16:46
Отличный фантастический роман. Умные идеи дозированно перемежаются с экшен сценами. Вандермеер определенно умеет не только сочинять, но и описывать. Вызывает недоумение такая низкая оценка
skravec679, 27 марта 06:25
Когда написанный в 2011-м году сборник эссе и коротких заметок о стимпанке переводится и отправляется в печать аж в 2023-м, это навевает печальные мысли.
С одной стороны книгу про стимпанк, как про широкое направление в искусстве, издавать надо. Собрать фотоматериалы, рассказать историю становления, взять парочку интервью. О, уже кто-то проделал эту работу? Хорошо. И в этом сборнике есть даже эссе Брюса Стерлинга? Двести с хвостиком страниц? Берем, берем...
С другой — «спохватились». За прошедшие двенадцать лет много чего появилось. В книге тепло отозвались о «Ходячем замке Хоула», упомянули «Стимбоя» и еще сколько лент. Но сейчас-то номером один по качеству стимпанковской рисовки, по духу и стилю той эпохи, стал сериал «Аркейн». И вообще виртуальные художники подтянулись, отлично выполненной картинкой сегодня никого не удивишь. Киноделы продолжают выдавать продукт на гора, и к первому «Шерлоку Холмсу» (2009) вышло продолжение, которое сейчас уже и забыть успели, а «Золотой компас» из фильма стал сериалом. Не отстают и ремесленники: декоративно-прикладные предметы вышли на новый уровень. Да некоторые самогонные аппараты 2020-х смотрятся как паровые двигатели для вертолета 1860-х :). Любой серьезный стимпанковский блог по количеству эффектных и удачных работ кроет эту «Библию...» как бык овцу. Литераторы не отстают: «Восхождение Рэнсом-сити» Ф. Гилмана это пример совершенно не-европейского понимания стимпанковской эпохи — без викторианства и Первой мировой. И если отсчитывать возникновение стимпанка с начала 90-х, то вообще-то его история стала длиннее на треть.
Повторюсь, что сделали? Взяли хорошо оформленный сборник эссе и фотографий, которые подобрал человек, бывший свидетелем рождения стимпанка и сам неплохой автор. Но скорее журналист и редактор, чем теоретик искусства. Получился аналог довольно субъективной истории футбола от возникновения до 1920-х, написанный по воспоминаниям создателей игры и первых чемпионов. Штука интересная, но слишком уж специфическая. Наполненная неоправдавшимися прогнозами :)
Что надо было сделать? Фактически заново написать книгу о становлении и развитии движения. И не только потому, что стало больше фактического материала, но и потому, что мир серьезно изменился за это время, а стимпанк все еще жив. Стало быть, в нем есть что-то, что позволяет снова и снова возвращаться в эпоху заклепок и шестеренок. Да, из «Библии...» лучше заимствовать пару эссе (Б. Стерлинг — это имя для стимпанкеров). Собрать новый материал (его очень-очень-невероятно много). А, главное, попытаться понять истоки жанра, которые делают его по-настоящему интернациональным и таким живучим.
Но для этого надо напрягаться и тратиться.
Официально купить свежие права на материалы (дорого).
Нанять несколько критиков, искусствоведов и, может быть, прозаиков. Привлечь в проект хотя бы одного хорошего фотографа, заодно специалиста по дизайну и вёрстке, чтобы собранный материал правильно ложился в макет издания, а не «фигню какую-то придумают, у нас вот всегда так идет, обрезайте ваши фото». А чтобы вся эта компания не просто передрала очередную книгу про викторианский Лондон (человек слаб), выделить под это дело работоспособного редактора, который просеет кучу материала.
И точно сформулировать задачу.
Тогда бы получилась книга на шестьсот страниц, треть из которых заняла графика и фото. Такую вещь не стыдно подарить серьезному человеку и она украсит книжную полку любого любителя фантастики.
Увы, проще тиснуть устаревший почти в год выхода сборник под эффектным заголовком и со знаменитой фамилией в оглавлении. Переводчик всяко дешевле, а права на публикацию таких материалов не будут стоить дорого. Получилось издание для полуфриков и библиофилов. Окупится? С несколько большей вероятностью, чем серьезный проект. Исполнит ли какую-то образовательную или справочную функцию? Да, там есть полдюжины неожиданных фамилий, но и только.
Кто-то может сказать, что стимпанк у нас недостаточно ценят и маленькая субкультура не стоит таких усилий.
Или что я просто придираюсь и брюзжу? И книга просто очень долго лежала в переводе и никак не могла пойти в печать?
.
Нужен конкретный список претензий к этой «Библии...» и список пожеланий к будущему изданию:
— нет фундаментального обоснования: что отличает стимпанк от дизельпанка и от киберпанка? Кажется, что под всякий новый случай смешения стилей или под каждое оригинальное произведение автор изобретает новое слово (клокпанк, бойлерпанк, дизельпанк, маннерпанк). Тут нужен хороший анализ, с понятной классификацией. Были такие за последние десять лет?
— в книге есть разделение на «жюльверновщину» и «уэллсовщину»: социальный оптимизм и претензия на реалистичность. Неужели этими двумя красками исчерпывается вся палитра? Есть эсхатология, есть технофобии. Есть «повседневность», в которую отлично научилось играть аниме. Есть в конце-концов создание нового мира с нуля или похожая на это революция;
— не решена проблема: может ли стимпанк существовать как жанр до появления слова «стимпанк»? Ведь модели паровых двигателей строить не прекращали, и отблесками латуни на механизмах восхищались весь двадцатый век. Писатели и киноделы постоянно возвращаются к образам Belle Еpoque;
— как более общий случай той же проблемы: где заканчивается альтернативка и начинается ретрофутуризм? И где пределы ретрофутуризма, в которых еще можно использовать стимпанк, а после каких дополнений это просто стильные рюшечки на атомном реакторе? Что насчет стимпанка в будущем, когда после глобального кризиса и катастрофы человечество снова будет выходить на уровень развития Модерна? В книге упоминался «Алмазный век или букварь для благородных девиц», и тамошние «викторианцы», которые мастерили механических кукол. Но это был скорее заповедник прошлого, способ поддержать свои социальную идентичность в новом мире. А вот «Заводная» П. Бачигалуппи — вещь в двух шагах от стимпанка, и одновременно бесконечно от него далека, потому что нет дешевого угля? Или это клокпанк, потому что там есть энергоёмкая пружина?
— нет решения чисто искусствоведческих вопросов: происходит ли в стимпанке заимствование биологических образов, попытка создания целостных произведений — то, чем увлекались художники модерна — и где пределы такого заимствования? Заклепка и шестеренка — насколько они достаточны, чтобы обозначить стимпанковость? Может ли что-то заменить гоглы? Что с перечнем материалов? Кто может объяснить, почему алюминий не вписывается в фактуру стимпанка (да, есть историческое объяснение, но как насчет художественного)?
— в книге фигурирует лишь единственный российский художник — Владимир Гвоздев — и ничего не сказано о прозаиках. И хотелось бы понять, где чистое подражание викторианским штампам (таких вещей хватает), а где какие-то оригинальные мысли. Кроме того, в книге ничего нет про испанский стимпанк, про немецкий (Deutscher Steampunk, Karl!), про итальянский. Автор дает единственный критерий не-викторианского стимпанка, это «антиколониализм» и его откровенно недостаточно. Сложно понять статус японского подражания Жюль Верну, в котором Осикава Сюнро опасался коварных планов европейцев — Япония это еще жертва колониализма или сама уже захватчик?
— что было бы интересно: это перечислить исторические сюжеты, которые могут быть источниками незаезженного материала для стимпанковских произведений и сопроводить их хоть каким-то изображениями. Попробуем вспомнить хоть что-то. Гибель Парагвая — эпическая, полная трагизма история, а то пока есть только «Война миров» и бесконечные аллюзии на Гражданскую войну в США. Оборона С.-Петербурга в Крымскую войну, а это классический скачок в стимпанк, прыжок в новую эпоху, где паровые канонерки стали как современные беспилотники (кто видел фото этих канонерок?). 1848-й, «весна народов»; социалистические восстания, вроде Парижа-1871-го — это частично показано в «Аркейне», но материала ведь там очень много. Прокладка Транссиба (про прокладку железки в США снято уже несколько фильмов, но ведь совершенно иные декорации и стиль строительства). Соотношение голода и стимпанка (1891-92) — когда нового еще слишком мало, а бедствие очень велико. И хотелось бы понять, как в процессе Первой мировой войны сходит на нет та эпоха, из которой современные любители стимпанка черпают вдохновение.
.
Итого: книга не про то, что есть в стимпанке сейчас, а про то, что думали о стимпанке в 2011-м.
Джефф Вандермеер «Последнее поручение Сарнода»
Prosto_Chitatel, 17 марта 19:10
Лирически-ироническая притча о зеркальности всего сущего, двойственности сознания и вообще дуализме Вселенной. Все сделано со вкусом, красиво, история хорошо написана, динамика соблюдена настолько, что читать — в удовольствие. Кое-где автор слегка затпруууу-ривает лошадь, чтобы полюбоваться красотами и описаловками подземного жития-бытия, и это только добавляет нужного колорита и делает рассказ еще более душевным. Персонажи сплошь инетересные, кое-кто даже со вторым дном, маг Сарнод — еще та говняшка, как и положено большинству эгоцентричных магов Умирающей Земли, но, в то же время, гадски обаятелен для того, чтобы в конце не потерять удовольствия от твиста, перестановки слогаемых и тасования настоящих и поддельных магов.
Рассказ Вандермеера хорош, однако ровно настолько, чтобы быть удачным последователем культового Вэнса. Все-таки вторичность по сравнению с оригиналом явно чувствуется. И это не попытка принизить. Скорее очень достойный результат в прыжке, чуть не дотягивающий до мирового рекорда. Что называется, ученик очень толковый, но мастера еще не превзошел. Да и вообще — нужно ли это: гнаться за тенью ушедших времен? Не смотря на ту самую небольшую вторичность, быть последователем, очень хорошим последователем — тоже весьма и весьма недурно. В мире Умирающей Земли такие точно нужны.
ааа иии, 12 февраля 20:31
Определения стимпанка и его разновидностей в данном отзыве не будет.
Впечатление от книги, как от тематического номера журнала типа «Мира фантастики». Большая часть книги — сиюминутно актуальные обзоры моды, фестивалей, выступлений, музыки и продукции индустриальных художников (ремесленников). Ролевые игры всегда только для своих, заразить восторгом по поводу груд крашеного металла, названных «Ракета бластерной готики» и «Форевертон», не вышло, а сленг типа «гуманизация и персонализация технологий» заставляет ежиться. Руководство по электрохимическому перенесению принтерной распечатки на баночку из-под леденцов в домашних условиях? Хорошо, выкроек нет.
Ценны два эссе, мрачное Стерлинга и юморное Валенте. Интервью Вестерфельда времен «Левиафана». Имена, названия, странички, картинки... Из художников похвалили Владимира Гвоздева... Чуток о Франции, Жак Барсия звезда бразильской НФ... Очерк про Осикава Сюнро, его капитан Сакураги клон Немо, противник белых пиратов, губитель флотов России и прочих держав еще до русско-японской (1-я алармисткая японская НФ 1849 год). Неожидано про Эдгара По, его мистификации в переводе Бодлера, оказывается, открыли двери Жюлю Верну, а он Уэллсу. Безумные изобретатели и машиностроение — их и надо стимпанку.
Прочие предшественники — вот, «Кочевники времени» Муркока. Почти стимпанк, да нет ностальгии по прошлому (как и в «Машине различий»). Комикс Талбота про Лютера Аркрайта конца 70-х нарабатывал стилистику. Но термин «паропанк/стимпанк» придуман К. В. Джетером, позже отрицавшим и принадлежность к стимпанку, и даже посещение калифорнийского бара, в котором Блэйлок, он и Пауэрс делились идеями.
Эти трое — весь настоящий литературный стимпанк по 1992 г. Потом книги Пулмана, Нила Стивенсона, ди Филиппио... Всё изменила и легимитизировала статья в «Нью Йорк Таймс» 8 мая 2008 года — что и комментировать неохота.
На момент написания, по мнению составителя, в литературе рулят дамы: Черри Прист (о да), Кэрригер (да? а в переводе практически нечитаемо) и Седиа («The Alchemy of Stone»). Море позитива в адрес «Псы газового света» Ловачи и «Мечты о вечном движении» Декстера Палмера. Учтите, рекомендации Вандермеера, насколько могу знать, практически ярлык «странное и темное».
Изрядно нерадостного. Много воды утекло: хвалят периодику анархического вектора SteamPunk Magazine, а сноска информирует, сдохло в 2016-м. Мультфильм «Девять» будет новой основой — нет, не будет. Обзор положения на ТВ, сделанный Кло и так список провалов, вроде Jack of All Trades (пока не дошло до аниме, в котором со стимпанком всё ОК). В одном месте «Дикий, Дикий Запад» успешен и жаль, что не открыл эпоху стимпанк-вестерна, в другом фильм объявлен провалом. Дирижабли вот-вот станут экономически эффективны. И т.д.
В кино самый неудачный стимпанк-транстпорт в «Хрониках мутантов». Выражена признательность Миядзаки и «Стимбою»... Очаровал «Легион» 2004 года Кадзуаки Кирии. «Лига выдающихся джентльменов» запорола все, в комикс вложенное, вот «Шерлок Холмс» Гая Ричи — хороший. Хорош Riese 2009 года, недурны «Тайные приключения Жюля Верна» и т.п.
Усугубляет эффект идеология. Главное, важно составителям, что стимпанк это субкультура, а для них раз субкультура, то, значит, протест и манифест. Намеки на связь весьма недешево косплеящих викторианцев (4 главных стиля: уличный сорванец, механик, исследователь и эстет) с анархизмом и «зелеными» обоснованы просто: желание что-то сделать своими руками против всех современных тенденций, не так ли? Да и, стимпанк, вообще, как жанр не невинен, помнит о костях индустриальных рабочих и колониализме, жаждет разрушить порядки прошлого, ведь многие из проблем никуда не делись, только контекст совершенно другой.
Перевод читается гладко, примечания в тему, но «травление жестянок при помощи раствора соли электрического тока» и переменный ток аккумулятора выдают ограниченную компетенцию и ответственность.
Издано отменно. Впервые понял, что в очках персонажа пристовской обложки отражается золотой дирижабль, а не нечто горящее. Недобро глядящая Валенте в корсете, зачетная фотка Черри Прист. Однако, подбор иллюстраций рандомный — целый разворот на мастерскую лучевого оружия и всей линейки их игрушек зачем?
Рекомендации: хорошо иллюстрированный привет из года 2010.
Стивен Эриксон, Джефф Вандермеер «Стивен Эриксон: без лжи и увёрток»
vfvfhm, 19 января 13:08
Не прорывное, но довольно любопытное интервью. Начинается оно, правда, со славословий Джеффа Вандермеера в адрес МКП. На голубом глазу он заявил ,что Эриксон пишет «реалистичную фантастику». Видимо, на фоне творений самого интервьюёра))
Зато сам Эриксон показал себя умницей. Мысль о том, что литература структурирует реальность и помогает человеку не сойти с ума от творящихся вокруг непотребств, не нова, но проговаривать ее никогда не бывает лишним.
Также хорошо было сказано о негативном влиянии СМИ на сознание современного человека. Интересно, сейчас он так же думает? Когда видит по телеку, например, выступление столетнего нациста в канадском парламенте под громкие овации?
Еще понравилась мысль о том, что не смотря на стремительный рост интереса к «темному фэнтези», этот интерес может так же быстро и схлынуть, и вкусы читателей станут более консервативными. Со мной лично так и произошло.
Он смог и утешить меня, объяснив, почему я бросил попытки одолеть «Малазанскую книгу павших». Он сказал про себя: «Я стал меньше читать фэнтези. Я стал разборчивым читателем. У меня нет времени на небрежную литературу и небрежных писателей». Прямо в точку!
А вот короткие вещи у него чудо как хороши!
Джефф Вандермеер «Ассимиляция»
FayValentine, 28 декабря 2023 г. 12:21
Есть книги, которые меняют, и книги, которые развлекают. Эта трилогия не делает ни того, ни другого (может за исключением Первого романа). Эта трилогия — пошлая.
Джефф Вандермеер «Консолидация»
FayValentine, 28 декабря 2023 г. 12:01
А для чего нужны вставки пурпурной прозы??? Что они дают? Автор кажется мимоходом Марселя Пруста почитывал. Да только сам он далеко не Пруст...
Джефф Вандермеер «Аннигиляция»
FayValentine, 17 ноября 2023 г. 17:01
Большой вопрос к героине: эмоциональная холодность, безразличие, отсутствие привязанности, склонность к бродяжничеству и алкоголизму, беспорядочные половые связи. Все это логично, если учесть ее детство. Это норма нашего времени. Она отталкивающая, но правдоподобная. Какой диагноз? Соципатизм? шизотипическое расстройство? аутизм? А! Это «крайняя самодостаточность«! Обалдеть ... Социопат — это хорошо!
Джефф Вандермеер «Дарден влюблённый»
Deliann, 17 августа 2023 г. 15:10
«Дарден влюблённый», как и положено рассказу, открывающему сборник, представляет собой эдакую лакмусовую бумажку. Вот берёте вы в руки «Город святых и безумцев» Вандермеера и хотите узнать, что же вас ждёт впереди. Начинаете читать первый рассказ и понимаете, стоит ли вам продолжать знакомство с автором. Я вот, например, понял, что мне с Вандермеером пока не по пути и книгу отложил.
«Дарден влюблённый под окном возлюбленной смотрит на неё снизу вверх, а вокруг него шумит и, в неведении толкая и пихая его, тысячами поношенных тел, тысячами накрашенных лиц, клубится толпа. Не замечая, Дарден смотрит на женщину, а она пишет под диктовку машины, непостижимого серого куба, отрастившего наушники на проводах, которые надеты на её изящную, удлинённую головку. Дарден сражён наповал и сейчас теряет разум от серафимической голубизны её глаз, каскада длинных и блестящих локонов у неё на плечах, бледного сосредоточенного лица в окне, наполовину заслонённого отражением в стекле серого неба. Она – на третьем этаже, заключена в кирпич и известь, почти памятник; её трон – возле окна…»
Как вы уже поняли, это история о Дардене, который оказался в странном городе Амбра и влюбился в девушку, увиденную в окне. Все помыслы Дардена теперь направлены на объект его вспыхнувших чувств, но в Амбре добиться расположения незнакомки будет не так-то просто... И пока наш главный герой мучается от любви и пытается найти способ завязать отношения, читатель узнаёт о скелетах в шкафу Дардена, а в городе близится время таинственного Праздника.
Сюжет рассказа очень быстро вязнет в описаниях Амбры и бытовухе главного героя. Так что, если стиль написания вам сразу не понравился, то лучше не продолжать чтение. В цитате, приведённой ранее, вы, кстати, могли оценить язык произведения.
Первые две трети рассказа автор выстраивает атмосферу и даёт детальный психологический портрет главного героя. Ни то, ни другое меня особо не впечатлило, поэтому, когда в городе начался Праздник, в сознании Дардена открылись двери, которые он старался держать закрытыми, а в рассказе наметился ощутимый крен в психоделический хоррор, я уже устал от этой истории и хотел только чтобы она поскорее закончилась.
В итоге всё, что я нашёл в этой истории – это минимум сюжета, максимум витиеватости и некоторое количество крови, грязи и духоты. Не ставлю на авторе крест, но сейчас продолжать знакомство с его творчеством точно не буду.
Джефф Вандермеер «Аннигиляция»
Ynona, 2 июля 2023 г. 00:16
Никто не знает, откуда взялась Зона Икс – смертельно опасная территория, где творятся аномальные вещи. Тайная правительственная организация отправляет в Зону одну исследовательскую экспедицию за другой. И вот пришло время двенадцатой экспедиции, состоящей из одних женщин: антрополог, психолог, биолог. Ни у одного из персонажей нет имени. Наш рассказчик — Биолог.
Я изначально подходила к книге с враждебным настроем. Мне не понравился фильм, а вернее то, как описывается путь к бессмертию. Удалось получить линию “бессмертных” клеток под названием HeLa. Бессмертие клеток и приводит к образованию опухоли. Когда организм функционирует нормально клетки рождаются и умирают. На место умерших клеток приходят новые. Если старые клетки не умирают, то происходит наслоение, так образуется опухоль, которая может стать злокачественной. То есть автор бессмертием назвал РАК. Браво! И это еще позиционируется, как научная фантастика. Проблема бессмертия не в том, что клетки умирают, а в том, что со временем они перестают обновляться. Организм стареет!
Но я попыталась отстраниться и взглянуть на книгу не предвзято. Женщины исследуют таинственную зону Х, отделенная от нашего мира каким-то барьером. История несколько жутковатая. Мы видим как на протяжении всего повествования меняется рассказчик. Что это? Она сходит с ума? Мы также не знаем, что точно произошло с предыдущими экспедициями; они либо погибли, либо вернулись не полными. Я не буду писать о научной подоплеке романа, так как автор уже дискредитировал себя темой бессмертия. Лучше поговорим об атмосфере и развитии сюжета. Атмосфера книги хороша. Язык автора заслуживает отдельного упоминания. Книга написана очень хорошо. Автор позволяет читателю побывать в зоне Х, вдохнуть ее воздух.
Книга не плохая как ужастик. Есть пугающие сцены — находка изуродованного, пораженного грибком трупа одной женщины... произвело впечатление! У Вандермеера есть стиль. Но над научным аспектом ей стоит поработать!..
Джефф Вандермеер «Третий Медведь»
SeverianX, 29 января 2023 г. 17:59
У Джеффа Вандермеера совсем недавно я прочитал роман «Борн», который показался мне ярким, но противоречивым. Хотелось узнать, как чувствует себя автор в малой прозе. «Третий Медведь» – хоррор-рассказ, написанный в мрачном готическом стиле. В маленькой деревушке, скрытой от остального мира густыми лесами, поселяется ужас. На местных жителей нападает гигантский медведь, названный Третьим, т.к. двух уже убили ранее. В этот момент я ожидал чего-то в стиле «Террора» Дэна Симмонса. Однако этот медведь ведёт себя скорее как разумное существо – намерено устрашает людей, подкидывая изуродованные останки. В образе этого «медведя» на мой взгляд есть отсылка к «Борну».
Итог: Самое примечательное в рассказе для меня – атмосфера. Мне сразу представились декорации к фильму «Сонная Лощина» Тима Бёртона. На мой взгляд, этот рассказ также очень кинематографичен. Без сомнения понравится любителям хоррора.
SeverianX, 17 января 2023 г. 19:41
Джефф Вандермеер принадлежит к литературному движению «новых странных». От романа я ожидал интересного и нестандартного подхода к фантастике, необычных сюжетных поворотов, яркого мира. Ожидания мои оправдались лишь отчасти.
Мир, описанный Вандермеером, действительно совсем не похож на наш. Думаю, вполне можно назвать «Борна» биопанком. Из-за неконтролируемого воздействия на окружающую среду флора и фауна радикально изменились. Радикально поменялись ландшафт, море и даже небо. Возникает ощущение, что читаешь о совсем другой планете – столь мало это все напоминает Землю. Из рассказа главной героини о ее странствиях в детстве складывается образ постепенного скатывания мира в полный хаос. Биотехнологии постепенно захватили и уничтожили весь мир, а остаткам человечества приходится выживать на руинах былого величия. Многие люди также подверглись вольным или невольным модификациям, изменившим их облик. Они борются за немногие оставшиеся ресурсы с такими же несчастными или с биотехами – искусственно созданными существами, многие из которых чрезвычайно опасны. Вполне понятно, что в столь непростых условиях не могла не измениться мораль: повсюду царит подозрительность, а человек видит в человеке в первую очередь конкурента и врага. Убить могут за безделушку или кусочек еды.
События романа происходят в безымянном приморском городке с пересохшим морем. На окраине находится некогда могущественная Компания, специализирующаяся на биотехах. О ней ходит много слухов, но доподлинно известно очень мало. Город поделили на сферы влияния огромный мутант-медведь Морд и Морокунья – загадочная личность, окружившая себя армией из генномодифицированных детей. Морд имеет поистине колоссальные размеры и играючи уничтожает целые здания. Помимо этого он совершенно необъяснимым образом может летать. В прошлом Морд был человеком, работал на Компанию и подвергся изменениям, чтобы ещё лучше ее охранять. В какой-то момент эксперимент вышел из-под контроля, и Морд получил свободу. Постепенно вокруг гигантского медведя сформировался культ, и даже появились Последыши – медведи-мутанты, но поменьше и нелетающие. Если Морд – это мощная стихия, с которой невозможно бороться, но при должной сноровке вполне можно сосуществовать, то Морокунья – более понятный, человечный и от того ещё более страшный противник. В своих лабораториях она ставит эксперименты над детьми, превращая в жутких тварей. Она жаждет избавиться от Морда, тем самым подчинив себе весь город. В прошлом Морокунья была связана с некогда всесильной Компанией.
Повествование ведётся от первого лица. Главная героиня Рахиль – мусорщица, добывающая себе средства к существованию в руинах разрушенного города. Она живёт вместе со своим партнёром Виком, прошлое которого также как-то связано с Компанией. Однажды Рахиль находит маленькое полипообразное существо и называет его Борн. Постепенно у Борна обнаруживаются зачатки интеллекта и множество интересных способностей. Борн поначалу ведёт себя как ребенок, а Рахиль, проникшись материнским инстинктом, начинает его растить и воспитывать, как человека. Было действительно интересно наблюдать за тем, как женщина читает сказки и рассказывает истории гигантскому полипу. Борн быстро учится, и постепенно становится понятно, что, несмотря на искренние старания быть похожим на человека, ему это не всегда удается. Хотя Рахиль и старается привить ему нашу мораль, не стоит забывать, что Борн – это совершенно чуждое существо с довольно своеобразным разумом. К чему же приведет такая попытка очеловечить биотеха, мы узнаем ближе к финалу.
К плюсам романа можно отнести необычный фантасмагорический мир и «химию» взаимоотношений Борна и Рахиль. К минусам же я бы отнес некоторую незавершённость, нераскрытие некоторых сюжетных линий. Финал получился скомканным, и не совсем понятно, что всем этим хотел сказать автор. О событиях в лабораториях Компании лучше вообще не упоминать. Стоит сказать и о своеобразном ритме повествования. Читая про взросление Борна, мы плавно движемся по сюжету, но затем темп резко ускоряется, и мы уже галопом скачем от одного события к другому.
Итог: «Борн» – очень своеобразный, но увлекательный роман. Многих он может отпугнуть своеобразным миром и рваным темпом. Однако мне очень понравилась мысль, что человечным может стать даже биологическое оружие, созданное бороться со всем человечным.
IlyaT, 22 декабря 2022 г. 14:09
Всё ждал когда ГГ начнет рассуждать про «Счастье для всех. ДАРОМ, и пусть никто не уйдет обиженный!». Но это так из серии старческого ворчания. Книжка добротная, качественная. И при этом абсолютно никакая. Не уверен что я через неделю смогу вспомнить о чем она. Читается легко, быстро, местами даже с удовольствием, но не оставляет никакого «послевкусия».
Джефф Вандермеер «Аннигиляция»
Vuh, 19 октября 2022 г. 08:15
Это ужасно. Полное отсутствие сюжета и логики. Пустословие — самое подходящее определение этого «творения»
Джефф Вандермеер «Аннигиляция»
hagtorp, 15 августа 2022 г. 00:25
Лучше всего «Аннигиляцию» описывает цитата из самого этого произведения: «Рассказ получился сбивчивый и невнятный, да и чёрт с ним». Лучше и не скажешь!
Джефф Вандермеер «Книга чудес: Иллюстрированное пособие по созданию художественных миров»
KROKS, 12 августа 2022 г. 14:48
Перегруженный текст, полный зауми и самолюбования. Книгу трудно оценивать: она состоит с одной стороны из унылых метафор и общих мест, а с другой – совершенно фантастического, невероятного и потрясающего визуального ряда.
Конечно, каждый хочет поделиться своими (или хотя бы заемными) гениальными мыслями о писательском процессе и приоткрыть неофитам дверь на свою писательскую кухню. Но здесь нет ничего, о чем бы стоило рассказать Историю, ничего, что делает писательский процесс таким притягательным и таинственным – ни забавных коллизий, ни удивительных совпадений, ни судьбоносных опечаток, ни войны с собственными героями.
Зато есть разномастные классификации в больших количествах (помните, на первом курсе, их так же выдавали, чтоб забыть после экзамена и никогда не использовать на практике?). Еще есть «скромный» анализ своих текстов и твердая убежденность в том, что я знаю «как надо».
Приглашенные гости-писатели во врезках упражняются в словоблудии и соревнуются в количестве банальностей на единицу текста. По существу высказался только (!) Джордж Мартин. Не поклонник его творчества, но признаю, здесь Мартин лучший и умеет изложить свои мысли коротко и ясно (может, когда хочет, видимо).
Если вы увлеченный читатель, которому интересно «как они делают ЭТО» — не ожидайте слишком многого, просто смотрите красивые картинки.
Если вы начинающий писатель, держитесь от этого опуса подальше, особенно, если склонны к самокритике и неуверенны в себе. Следуя рекомендациям гражданина Вандермеера, вы… никогда ничего не напишете. Лучше просто посмотрите красивые картинки и, вдохновившись ими, придумайте новый безумный сюжет.
Ну, а если вы состоявшийся автор… а оно вам надо? Разве что посмотреть красивые картинки…
Джефф Вандермеер «Мёртвые астронавты»
Eternal-Thunder, 9 марта 2022 г. 09:53
Выглядит, как жалкий гибрид Аннигиляции и Орикс и Коростель Этвуд (скорее трилогии в целом, чем конкретной части) с налетом инновационных находок автора вроде повторяющихся фраз и предложений. Понятно, что так подразумевалось передать некое безумие или что-то около того, но по итогу получилось нарочито и неуместно.
Если это выглядит как утка, и крякает как утка, может это и есть утка? 5/10, но после этого произведения Вандермеер для меня всё.
П.С. Странная птица из той же книги понравилась больше, но тоже не фонтан. Вообще после завершения трилогии Зоны Икс Борн если и не блистал, то хотя бы вселял некую надежду. В очередной раз Вандермеер ничего не оставил от нее.
VovaZ, 22 февраля 2022 г. 16:57
Что бы Джефф Вандермеер не писал, околосталкерскую “Аннигиляцию” или постапокалипсис, него всегда выходит женский роман хорошего качества. Охи, ахи. Романтика, даже в луже гниющих внутренностей. Женская энергия, на крайнем пике кровавого насилия.
Каждая сцена описывается сначала, с точки ГГ, потом, второстепенного героя, и наконец, с точки зрения пня, торчащего на заднем фоне. Причём, описания самих событий займут лишь 25% текста. Остальные 75% — это будут переживания всех троих.
Из положительных моментов, высокий уровень фантазии автора, богатый колорит сцен. Персонажи, я сказал бы, даже слишком глубокие и живые. Все, как один.
Роман вызвал определённый интерес, но прочёлся не слишком легко.
Джефф Вандермеер «Ассимиляция»
JonesyTheCat, 31 декабря 2021 г. 19:57
Со скрипом преодолев вторую часть трилогии, я, морально готовая к худшему, взялась за чтение финальной части. Я осталась довольна.
На этот раз мы наконец возвращаемся и исследуем Зону со знакомыми нам героями: Кукушкой и Контролем, временами мы также возвращаемся в прошлое Саула Эванса и Психолога, чтобы приоткрыть завесу тайны о возникновении и сути Зоны.
Постепенно пазл складывается, и мы получаем многие ответы.
Однако, далеко не все. Концовка тоже остаётся открытой, что не удивительно для такой полной загадок книги.
«Человечеству придется довольствоваться банальными ответами благодаря отсутствию воображения, благодаря тому что человеческому существу не под силу представить, что происходит в голове баклана, или филина, или кита, или шмеля.»
В этой части нас ждут неожиданные встречи, грустные и жуткие моменты, немножко «офисно-детективной» мути(как во второй части), ужас и бессилие человеческого существа перед неведомым, непостижимым явлением, перед самой природой.
Для меня эта книга—попытка человеческой фантазии представить, познать, понять нечто такое, чего наш мозг понять не способен, нечто вроде структуры мироздания и смерти.
Я получила удовольствие от прочтения трилогии. В основном благодаря тому, что мне понравилась манера повествования автора, вся эта образность, атмосфера, ближе к концу во мне плотно поселились чувство смутной ностальгии и грусть, вытеснив жуть (а ведь местами было и правда жутко).
Герои понравилась почти все.
Книга немного странная, как и главная героиня Биолог/Кукушка. Люблю странное, и в целом книга впечатлила, заставила задуматься о вечном.
P. S.
СПОЙЛЕР!
´◔‿ゝ◔`)━☞
Встреча с новым биологом просто вынесла мне мозг, это было круто!
Джефф Вандермеер «Консолидация»
JonesyTheCat, 31 декабря 2021 г. 19:51
Вторая книга разочаровала почти так же сильно, как первая, Аннигиляция, порадовала. Обычно я читаю книги такого объема за пару дней, эту же я мучила больше недели, приходилось себя заставлять, очень хотелось бросить.
Зоны в книге почти нет.
Зато есть: ГГ с громким именем Контроль, которого я очень хотела переименовать в Мямлю; унылое, пыльное зднаие 'Южного предела'(организация, занимающаяся Зоной Х),где мы проводим большую часть книги; такие же унылые персонажи и повествование; много описаний скучной жизни, мыслей и однообразных действий ГГ; мышиная возня и склоки в коллективе; монотонное копание в чужом барахле.
Ближе к концу книга все же немного оживает и даёт надежду, что заключительная часть будет лучше. *скрестила пальцы*
Джефф Вандермеер «Аннигиляция»
JonesyTheCat, 31 декабря 2021 г. 19:48
Книгу читала после фильма.
Жутко? Завораживающе? Для меня да. Книга короткая и наскучить не успела.
Мне очень понравилась главная героиня (биолог). Было приятно смотреть на странный растительный мир зоны икс ее глазами, изучать различные аномалии и собирать образцы.
Книга оставила очень много вопросов. Надаюсь остальные части не разочаруют.
Очень ждала жуткие сцены из фильма или похожие по атмосферности, но увы. (〒﹏〒)
Джефф Вандермеер, Люциус Шепард «Вирд и Люциус Шепард»
vam-1970, 8 ноября 2021 г. 13:46
Интервью 2012 года с писателем. Об истории становления писателя по его словам. О лучших его романах, о перспективных писателях -фантастах. Довольно таки интересно.
lwiw, 4 октября 2021 г. 18:14
Очень неровный цикл: интересная, загадочная, таниственной первая книга, невыносимо нудная вторая, словно вообще о другом и от другого автора, и средненькая третья. Вандермеер придумал и начал нечто такое, с чем в итоге не справился. Многие загадки таковыми и остались, а после финала появилось ощущение недосказанности и разочарования. Но главный минус всей серии — это диалоги. Они будто не интересны самим персонажам: задаётся вопрос, ответа нет и так повторяется из раза в раз.
Джефф Вандермеер «Консолидация»
lwiw, 24 сентября 2021 г. 17:26
Продолжения хуже, чем это, я бы и представить не смог. Вместо крепкой таинственной научной фантастики получаем приключения офисного работника: рефлексия, интриги под налётом сюрреализма. Действия минимум, но максимум отношений с мамой. Полторы тайны раскрыто, ещё столько же добавлено. Плюс ко всему кошмарный язык автора или переводчика. В соседних предложениях можно найти слова типа «репатриировал», «земеля», «давеча», «терруар», «волглый» и «итерации». Дочитал с трудом в надежде на третью часть.
Джефф Вандермеер «Аннигиляция»
lwiw, 20 сентября 2021 г. 16:38
Достойная научная фантастика, незаслуженно низко оценена на этом сайте. Атмосферно, загадочно, фантастично. Придраться можно к диалогам и некоторым поступкам персонажей, но я лично это книге простил и сразу перешёл ко второй части. «Аннигиляция» может существовать и как самостоятельное произведение, но при этом будет, наверное, слишком много недосказанности.
Джефф Вандермеер «Аннигиляция»
gm1, 17 августа 2021 г. 20:54
Ерунда. Потерянное время. Экранизация так же плоха, как и книга
Джефф Вандермеер «Город святых и безумцев»
drugndrug, 6 июля 2021 г. 08:06
На мой взгляд — превосходный образец сплава фантастики и постмодернизма (короче говоря, того самого, что я так люблю читать). Амбра не просто фантастический город, Амбра в причудливом коктейле изображает множество сторон и граней деятельности человеческого общества (даже если и на примерах отдельных индивидуумах), намеренно иногда искажая (а то и извращая) реальную действительность. Автор предлагает читателям заглянуть в глубины своего сознания и достать до дна своей сущности
Makisima Shogo, 29 июня 2021 г. 21:33
Так надеялся на годноту, а оказалось булщит! Ну может для каких-нибудь там подростков, для которой “Дивергент” – это крутотень, и сгодится. После а**енной трилогии про Зону Икс автор решил вернуться в ***ую подростковую х***.
Разрушенный войнами неизвестный город, заросший деревьями, в неизвестном мире; выживающие остатки человечества, модифицированные различными биопримочками вроде крылышек, фасеточных глаз или червей-анализаторов; расцвет биотехнологий, которые произвела на свет некая Компания; исполинский как Годзилла медведь Морд, который умеет летать без крыльев, и его братва обычного размера медведей; кислотные реки. “Мусорщица” Рахиль однажды находит в шерсти на боку спящего Морда какую-то хрень, называет её Борном и забирает к себе. Борн растёт, учиться принимать разные формы, говорить, становиться похожим на человека, читает книги, но всё же остаётся вертикальным кальмаром-анемоном с кучей щупалец и кучей человеческих глаз. Несмотря на все уговоры своего парня Вика Рахиль не позволяет ему разобрать невиданный биомех.
«Вандермеер реабилитировался “Борном” после “Аннигиляции”». Блиииииииииин!.. Нет. Это деградация. “Аннигиляция” – шедевр. А “Борн” – подростковое сопливое недофэнтезийное сюрреалистическое bulshit. “Культурный шок”?!! Чтобы при чтении произошёл культурный шок, читателю должно быть десять лет! За героев абсолютно не переживается, как и за кальмаром переростком. Весь сюжет банален и самое то для какой-нибудь среднестатистической анимы. Но на роль шедеврального романа не тянет никак. Буйная психоделическая фантазия автора нашла выход в кислотных реках и разноцветных кричаще-ярких биомехах. И что за мёртвые астронавты? Зачем они упоминаются так часто и что они такое? Узнаем в третьей книге цикла.
ужик, 29 апреля 2021 г. 21:11
Условный цикл Борн представлен одноименным романом, повестью «Странная птица» и не то романом, не то сборником рассказов «Мертвые астронавты».
Собственно, крепким и интересным сюжетом может похвастаться только первый роман. «Странная птица» — это притча, происходящая в мире Борна. Мы даже на минутку встретимся с Рахиль и Виком из первого романа, но по ощущениям читать «Странную птицу» не обязательно. Не так много это добавляет к сюжету «Борна».
А «Астронавтов» я не смогла. Я читаю книги ради интересных историй, ради сюжета. С постмодернизмом не дружу. В общем, мимо.
Итого, на мой взгляд, вполне можно ограничится только романом «Борн». Он мне очень даже понравился. Остальное — необязательно.
ужик, 28 апреля 2021 г. 23:44
Несмотря на своеобразную авторскую фантазию и жестокие сцены, удивительно светлая и какая-то уютная история. А все благодаря главной героине, которая всегда старается оставаться человеком. В результате кусочек этой доброты меняет существ, живущих рядом с нею. И в результате изменяет мир вокруг.
Роман вряд ли покажется кому-то откровением, но перевод читается легко, герои располагают к себе, а психоделическими красками выписанный мир не вызывает неприятия или отторжения.
Очень неплохо. Считаю первое знакомство с Вандермеером более чем удачным!
Джефф Вандермеер «Книга чудес: Иллюстрированное пособие по созданию художественных миров»
Злобный Мышалет, 28 апреля 2021 г. 21:35
Это чудо, а не книга. Конечно, стоит поднатужиться и купить. Иллюстрации потрясают, их можно рассматривать как отдельное произведение искусства. Книга состоит из статей по литературному мастерству и о личном опыте экспертов. Она полезна всем, даже тем, кто уже всё постиг. Для таких есть интервью с любимыми авторами.Урсула Ле Гуин, Джо Аберкромби, Нил Гейман. Лично мне понравились главы о конструировании фантастических миров. Очень полезно о концовках и ее элементов (больная тема у многих). Интересная глава о правке и саморедактировании. Настольная книга просто! И интервью с Дж. Мартином для тех, кто его любит.
Нортон Коммандер, 23 апреля 2021 г. 14:06
Интересный постапокалиптический мир, населённый химерами; атмосфера разрушенного города, на обломках которого выживают люди и мутанты и сохраняются остатки практически волшебных биотехнологий; богатая и оригинальная фантазия автора, оживившая этот мир — всё это можно отнести к плюсам данного романа. Но после впечатляющего начала чтение идёт всё менее бодро. Концовка, тем не менее, понравилась и несколько улучшила впечатление от этого произведения.
Джефф Вандермеер «Зелёные рукава»
Wolf94, 29 декабря 2020 г. 23:22
– Мисс… Мэри Колхаун, меня зовут Седрик Зеленые Рукава – профессиональный, понимаете ли, псевдоним. Я ищу своего лягушонка.
Самое известное сказочное земноводное – это король-лягушонок. Чтобы превратиться обратно в человека, ему требовался поцелуй принцессы (или он должен был проспать с ней ночь на одной подушке, или еще что-нибудь в том же духе). Русский вариант под названием «Царевна-лягушка» повествует о трех царевичах, стреляющих из луков, чтоб стрелы указали им путь к невестам. Одну из стрел находит лягушка, которая, конечно же, на самом деле является принцессой и нуждается в чудесном превращении. В итальянской версии принцы стреляют из пращи, в греческой – направляются на поиски невест поодиночке в разные стороны, и так далее. Все эти сказки объединяет одно: лягушке нужно превратиться в человека. В сказке, написанной Джеффом Вандермеером, тоже есть и лягушка, и чудесное превращение, вот только превращение требуется вовсе не квакушке…
Очередной рассказ, который просто прошел мимо. Мэри работает в библиотеке и вот однажды, услышав шум, она встречает некого мужчину и отправляется в Сказочный мир спасать орла. Ну... Скажем так, история закончилась и быстренько стерлась из памяти.
Изенгрим, 30 ноября 2020 г. 15:34
Сборник небольших рассказов, а кое-где даже новелл, о различных странных и необычных предметах, якобы принадлежавших доктору Лэмбсхеду из названия — коллекционеру, визионеру и вообще типу откровенно подозрительному.
Все вместе рассказики образуют некое целое — примерно как в «Кетополисе» — но там персонажи пересекались друг с другом, да и место действия было общее, а здесь этого нет, описываемые предметы просто входят в одну кунсткамеру, и если убрать это условие и прячущегося по углам доктора Лэмбсхеда, принципиально ничего не изменится. С другой стороны, большинство эссе сами по себе не представляют вообще ничего и хоть как-то разумно их можно воспринимать только в рамках сборника.
Часть рассказов скорее представляют собой описания истории отдельных предметов — как у Теда Чана в «Automatic Nanny» — их газетный стиль сух и сдержан, и имеющиеся истории, достойные того, чтоб сделать из них роман (или хоть бы повесть), поданы крайне сдержано, что разочаровывает. Однако другие, слава богу, являются развернутыми художественными произведениями с героями, страстями и сюжетами. Некоторые авторы старательно соблюдали декор и помнили об общей идее, другие же кажется увлекались и давали простор фантазии, отчего их опусы вообще никак не вписываются.
Сама же история титульного доктора, проглядывающая между строк (а в некоторых рассказах — так и в полне в лоб), состряпан весьма убедительно и пересыпана множеством известных имен вроде Майкла Муркока и Алана Мура (с которыми он якобы дружил) и реальных исторических фактов. Зачастую, впрочем, Лэмбсхед просто упоминается вскользь — мимо пробегал, махнул рукой, — так что для большинство рассказов никак не связаны между собой, что снижает ценность именно такой композиции. Потому как доброго доктора из очень многих эссе можно убрать и хуже не будет, так что даже версия, что доктор служит эдаким воплощением безумного двадцатого века, не очень-то убедительна. Зато в книге много иллюстраций — чертежей, зарисовок якобы животных и рыб, псевдофотографий и изображений театральных декораций — которые отлично работают на общий образ выдуманной биографии.
Представьте себе реальную кунсткамеру — куча занятного барахла, назначение которого либо не известно, либо забыто, выглядит все либо кринжово, либо стремно, связь между предметами может увидеть только художник, работающий в жанре мусорной инсталляции, — и вы поймете, как выглядит этот сборник. Здесь есть хорошие рассказы — в конце концов на любом блошином рынке можно найти себе что-то по вкусу, но копаться придется долго. В принципе, любая коллекция, какой бы странной она не выглядела, это гештальт, другой вопрос — в чем его смысл? Сама по себе идея, да и ее воплощение, выглядят рискованными и не уверен, что риск оправдан, но попытка уже ценна как таковая и весьма эффектна.
Однако сказать, что сборник не ровный — вообще ничего не сказать. Неровность — это его слоган, суть и второе имя. Разные форматы, стили, настроение, сюжеты, жанры, уровень мастерства авторов. Рассказы сгруппированы в несколько разделов, но уловить тему или принцип этих разделов затруднительно (за исключением раздела воспоминаний о встречах с Лэмбсхедом). Заметно, что авторы тяготеют к викторианству с его многочисленными возможностями, образами будущего и колоритными персонажами (не раз в различных текстах всплывает, например, Тесла, изобретающий многообразные и многоужасные механизмы).
Большая часть рассказов идет по конвенционному пути и не предлагает чего-то особенного — немного мистики, немного сюрреализма, немного нф. Однако есть несколько действительно мозголомных историй вроде механизма, который в теории дает голос накопившейся пыли (Чайна Мьевиль) или версии, что Лэмбсхед просто колония лишая, притворяющаяся человеком (Екатерина Седиа). Авторы явно были увлечены возможностью делать все что угодно и заигрываются с формой — иногда до раздражающего абсурда, как в эссе Чарлза Ю, где текст и сноски поменялись местами.
В определенном смысле многие эссе сборника похожи на некоторые рассказы Герберта Уэллса вроде «Замечательного случая с глазами Дэвидсона» или «Двери в стене»: когда просто описывается некое странное событие и дается несколько попыток его объяснить, но в целом читатель сам должен построить для себя удобную версию случившегося. Иногда такое получается здорово, иногда — какое-то уныльё. Сборник же в целом можно сравнить с «Абсолютной пустотой» Станислава Лема — задумки примерно сходные и обе книги похожи на кладбище отличных идей.
Если обычно я оцениваю такие сборники по средней оценке всех рассказов, то здесь скорее впечатление от целого. И целое если честно довольно стремное, я не буду никому рекомендовать это читать — если только вы не хотите поэкспериментировать.
Джефф Вандермеер «Подземный Венисс»
jaworski, 28 сентября 2020 г. 07:43
«Подземный Венисс» Вандермеера.
Мрачная, стильная книга, с, по-настоящему, необычным миром, который одинаково безжалостен к читателю и героям. Переосмысление античной истории Орфея, спускающегося в ад за любимой женщиной в антураже нуара и биопанка. Напоминает диффузию Острова доктора Моро и Нейроманта с примесью типично Вандермееровского безумия. Пугает похлеще многих хорроров. При этом остается гимном любви и самопожертвованию.
Очень сильная история.
Джефф Вандермеер, Палома Мукерджи «Джефф Вандермеер: Апокалиптическая жизнь»
vam-1970, 20 сентября 2020 г. 10:55
Интервью с Джеффом Вандермеером. Мало известном писателе, но ознакомившись с его рассказом о произведениях , таких как роман «Борн» и циклом «Зона Икс», заинтересовался. По роману «Аннигиляция» цикла «Зона Икс» был поставлен известный фильм. Цикл получил просто массу премий и номинаций. Наверно, стоит почитать.
Джефф Вандермеер «Трансформация Мартина Лейка»
vam-1970, 20 сентября 2020 г. 10:47
Повесть из цикла «Амбра», лауреат Всемирной премии фэнтези 2000 года. Вполне заслуженно.
Отличает и выделяет прекрасный литературный стиль изложения при вроде бы простом сюжете — появление у человека таланта гениальности в результате стресса. Но автор изложил завораживающе повествование, при чем провел две линии изложения — само повествование и текст критики творчества художника.
Джефф Вандермеер «Консолидация»
VovaZ, 6 июля 2020 г. 13:15
Если сравнивать «Зона Х» с «Улиткой на склоне», то если «Аннигиляция» была «Лесом», то «Консолидация» — «Управление». Здесь действие происходит, ни сколько в самой «зоне», сколько в «гбешно-бюрократической» структуре, занимающейся её изучением.
Однако, второй роман у меня «не пошёл». Как и в «Аннигиляции» автор не изображает сценические события напрямую, а показывает их отражение в рассудке героев. Однако, в первом романе такой метод увлекал своей необычностью. Здесь же, он доведён до абсурда. Любое действие романа, обстановка комнаты, антураж разговор начинают подробнейшим образом обсасываться. Как это видит ГГ. Что это напоминает ему из жизни? Кстати или не кстати, автор тут же начинает рассказ об эпизодах из жизни ГГ, связанных или не связанных с этим. В результате, читаем массу текста, не только не продвинувшись в сюжете, но и в самой сцене уже забываем, что собственно происходит.
Такой метод повествования сначала забавляет, потом утомляет, и наконец вызывает раздражение, убивая интерес к чтению.
Джефф Вандермеер «Аннигиляция»
Frd981, 5 июля 2020 г. 00:31
«Аннигиляция» — «Консолидация» — «Ассимиляция»
Что необходимо знать об этой трилогии и ее авторе?
Начнем с того, что это один роман, разбитый на три части и издавать его надо, по большому счету, в одном томе. Это в трилогии каждый том описывает нечто новое приключившееся с главными героями. А здесь, все, что могло произойти, случилось в первой книге, а вторая и третья, по большей части, посвящены предыстории героев и только в конце третьей — действие двинется вперед.
***
Вандермеер – большой поклонник русской литературы. А теперь представьте, что кто-то взял «Пикник на обочине» братьев Стругацких (точнее, микс из самой повести и последней версии сценария к фильму Тарковского) и их же «Улитку на склоне». И попытался описать происходящие в них события, добавив с чего все началось и чем упокоится, языком Набокова (которого Вандермеер тоже нежно любит). Если представить удалось, то вы получили вполне адекватное представление об аннотируемой трилогии. Естественно, со своей аномальной Зоной Икс, которую сразу же огородили тремя кордонами войск и всячески изучают, посылая одну за другой экспедиции. Большая часть экспедиций не возвращается вовсе, а те которые возвратились, лучше бы этого не делали.
Стругацких мало интересовал технический аспект и причины возникновения Зоны. Предположения, конечно, высказываются, но на этом все и заканчивается. Для них главное – реакция людей на происходящее. Но в веке нынешнем такое уже не проходит, и хочешь не хочешь, приходится отвечать на вопрос: «А почему все это случилось?».
***
Если говорить о стилистике романов, то первый – по объему являющийся явно повестью – почти чистый экшн. В Зону Икс отправляется очередная экспедиция из четырех женщин. Но только в последующих книгах понимаешь, что оказались они в этом составе отнюдь не случайно.
При чтении «Консолидации» уподобляешься тем самым мышам, которые плакали, давились, но продолжали есть кактус (в надежде стать ежиками). Огромное количество рефлексии на происходящее и набоковского витиеватого языка при минимуме действия. Зато, по окончании вы превращаетесь в полноценных «ежиков», полностью погружаясь в стилистику (неторопливость) автора, чтобы получить в награду уже, более-менее, сбалансированную «Ассимиляцию».
***
Больше о книгах говорить, в общем-то, нечего. Пересказ сюжета, также как и у Стругацких, и у Набокова, совершенно ничего не говорит о реальном тексте.
Хотел бы только отметить еще одну, на мой взгляд, важную деталь.
Современная фантастика похожа на живой растущий организм. Конечно, ценность оригинальных мыслей никто не отменял, но, не менее, сейчас ценится и развитие на новом уровне идей предшественников. И уже никто не кричит – Плагиат! Плагиат! Идет естественный процесс развития литературы, когда, забравшись на плечи гигантов, ты сам стараешься стать им подобным.
***
Рекомендуется для любителей неспешного, «рефлексивного» чтения. Всем остальным достаточно ограничиться «Аннигиляцией».
ХельгиИнгварссон, 27 мая 2020 г. 13:24
***Паразитарный сюр
Сюрреалисты всегда останутся модернистами и будут приписывать себе даже изобретение колеса, как случилось у Гийома Аполлинера. Сальвадор Дали в рамках сюрреализма создал собственный образ и логотип «Чупа-чупса», а после ушёл от «модернистской деградации» к академизму. Чайна Мьевилль называл себя использующим эстетику фантастики «продуктом развлекательного крыла сюрреалистов», нимало не заботясь о том, как это логически сочетается с манифестом и утверждениями о клише и коммерции. Поэтому, сколько бы ни говорилось о новейшем жанре «weird fiction», «спасающем» фэнтези и фантастику в целом «из тисков коммерции» и утешительных «жанровых клише эпигонов Толкина», выглядит это очередной эпатажной и странной выдумкой.
Джефф Вандермеер в трилогии «Зона Икс» не идёт своим путём и не ищет новое, как, предположим, Льюис Кэрролл. Он берёт готовые фантастические клише инопланетной инвазии и репликации, но воплощает их при использовании приёмов сюрреализма таким образом, что чтение воспринимается неоплачиваемой работой в законный выходной. Невозможность не то что взаимопонимания – распознавания и общения с иной формой жизни стара, как сама фантастика. Помнится, одного такого пришельца почти современные земляне забили и сожрали, особенно им понравился его мозг. Что делает Вандермеер нового и нетривиального в рамках фантастического штампа? Играет с композицией. Режет сюжет на части, перемешивает их и выдаёт блоками. Всё самое интересное, предсказуемое и, увы, не своё оставляет на конец третьей книги.
«Аннигиляция» представляет собой поток «потрясённого сознания» в исполнении женщины, «Консолидация» – его мужской вариант. «Ассимиляция» выходит на новый, современный уровень и даёт мысли, чувства и видения скоро пятидесятилетнего гомосексуалиста, а также сводит всё, включая побочные сюжетные ответвления, воедино. Не надо умствовать, искать логику и хватать ртом каждую блесну, которой дразнит автор. Читатель, расслабься и терпи, ты же мужчина или женщина! Отдайся потоку сознания женщины, мужчины и представителя «третьего пола». Поднимись на Башню, чтобы взглянуть в глаза Левиафану, спустись в Нору и попробуй пройти сквозь Слизня. Иди во Тьму, и Свет примет тебя в свои объятия. Может быть. Скорее нет, чем да. Никто не знает.
Как и у всех сюрреалистов, выставляется на обозрение великое множество символов, образов и смыслов, тянущих за собой ещё большее количество ассоциаций. Загвоздка в том, что сюр – не символизм, и потому все нагромождения бесполезны. Это как груда отчётов и дневников членов экспедиций, написанных неизвестно кем, для кого и с какой целью. Это как трёхкомнатная квартира умершей от рака безумной старухи с тридцатью тремя с половиной кошками, заваленная мусором, отходами жизнедеятельности и барахлом под самый потолок. Её мужа-священника лишили сана за гомосексуализм и он ушёл в неизвестном направлении. Её сын служил в ФСБ и пропал без вести, а невестку, преподавателя-естественника, уволили за фото в купальнике, размещённое в соцсетях, и она утопилась.
Контроль, не надо контролировать Кукушку – она сама не знает, чего хочет! Пусть подсознательное и бессознательное вольно летают под черепом, как пищащие летучими мышами белые кролики по ночному небу. Это кажется неправильным, но пусть будет так: вне разума, эстетики и нравственности. Чудеса случаются с каждым и постоянно, они в природе вещей. Иерархии и границ между жизнью, чудом и грёзой не существует. Усилия одного человека или организации не влияют на происходящее, которое складывается из поступков всех и каждого на планете Земля. Субъект растворяется в объекте, он одновременно целен и рассеян, един и множественен, активен и пассивен. Каждый персонаж – спаситель и палач, жертва и судия по отношению к себе самому и ко всему миру.
Формально, если не обращать внимания на воплощаемую как по учебнику «философию» сюрреализма, «Зону Икс» можно назвать остросюжетным детективом, движущимся от научной фантастики к мистике. Описываются экспедиции, попытки анализа добытой информации и выход ситуации из-под контроля. По стилю исполнения трилогия приближается к произведениям «ЛСД-культуры» и прочих практик «расширения сознания». Подобное уже было в литературе и кинематографе, к примеру, фильм «Другие ипостаси» от режиссёра Кена Расселла 1980 года. Тем не менее, есть и существенные отличия. У Вандермеера нет «утешительного» хеппи-энда, нет достижения результата, нет понимания смыслов и приобщения к истине. Понимания нет, приходится снова возвращаться к сюрреализму и отключать сознание.
le_petit_prince, 24 марта 2020 г. 14:50
«То, что Морд мог когда-то быть человеческим существом, казалось какой-то далекой-предалекой правдой из тридевятого царства. Но именно его способность летать заставляла часть горожан верить, что все мы давно умерли и находимся на том свете. То ли в чистилище, то ли в аду. Кое-кто из поклоняющихся Морду намеренно приносил себя ему в жертву, и отнюдь не сидя в шезлонге, раззявив рот с недожеванным крекером. Ведь если вы уже мертвы, какая, в сущности, разница?»
Знакомство с Джеффом Вандермеером было долгожданным. Я ожидала от него чего-то в духе Чайны Мьевилля, new weird-движения. И мои ожидания оправдались более, чем полностью.
Город, который практически полностью уничтожен Компанией, и мир, который не выстоял перед натиском людей, в конце-концов обрушив на них свой гнев. Читатель не узнает, что произошло во Вселенной под обложкой с именем Вандермеера, но он легко догадается, что может произойти в нашей Вселенной, если экологические вопросы будут оставлены без внимания.
Городом когда-то руководила Компания, занимавшаяся биотехнология. Но теперь городом правит Великий медведь Морд, летающий Бегемот, детище Компании, ее великое наследие и ее погибель.
На фоне сюрреалистических руин, гротескных биотехов, модифицированных убийц, кислотных дождей и токсичной реки разворачивается история почти-любви мусорщицы Рахиль и бывшего биотехнолога Компании Вика. Все меняется в тот момент, когда Рахиль подбирает негуманоидного сироту, то ли анемона, то ли кальмара. Теперь на Балконных Утесах они живут втроем, а Рахиль все больше привязывается к непонятному биотеху («Я личность, Рахиль!»), в глубине души понимая, что добром это не кончится.
Спойлер:
История сочная, восхитительная, жестокая, с глубоким посылом, скрытым под чешуей странной фантастики. А стиль, которым она написана, заставляет хотеть познакомиться с трилогией «Зона Икс» Вандермеера, которая до этого не привлекала меня.
Джефф Вандермеер «Книга чудес: Иллюстрированное пособие по созданию художественных миров»
gerda_av, 5 января 2020 г. 20:32
Я нечасто пишу отзывы, но здесь случай особый. Когда я заказывал «Книгу чудес», честно сказать, не ожидал ничего особенного и рассчитывал получить красиво иллюстрированную книгу наполненную самыми общими советами по писательскому мастерству от маститых авторов. Каково было мое удивление, когда в результате я получил просто шикарное пособие по писательству, в котором разбираются такие вещи, которые ранее не затрагивались и все это происходит под очень необычным «углом», который заставляет на на многое взглянуть другими глазами. Сказать, что я остался под сильным впечатлением от данной книги, это не сказать ничего. Очень мощная работа, в которую вложено титаническое количество труда. «Книга чудес» это уникальная вещь в своем роде. Ее не одолеть наскоком, она заставляет думать и подарит много-много часов удовольствия тому, кто захочет пройти вместе с автором весь тот путь, который был им задуман. Артефакт, с которым можно общаться долго. Очень долго. И каждый следующий разговор подарит новые эмоции, ощущения и знания.
«Книга чудес» весьма подходящее название для этой книги. Гениально. Спасибо за проделанную работу, Джефф Вандермеер.
И да, иллюстрации — это отдельная история, требующая особой награды.
Джефф Вандермеер «Книга чудес: Иллюстрированное пособие по созданию художественных миров»
Zangezi, 26 декабря 2019 г. 23:17
Небесполезная вещица, хотя, признаться, ожидал большего. Очень много абстрактных вопросов (подумайте то, представьте сё), которые не удержать в голове, когда что-то пишешь. И очень мало конкретных примеров, на которых бы детально были разобраны все эти советы. Хорошие, качественные, классические примеры должны быть настоящими иллюстрациями, а не просто мазня в виде цветных картинок. Или вторая проблема: достаточно много отсылок к рассказам и романам других авторов, но дело в том что почти они все — произведения малоизвестных современных писательниц (ага, прежде всего писательниц!), которые, подозреваю, и на русском-то не достать, да и вряд ли доставать стоит, лучше перечитать подлинных классиков. А вот на классиков-то книга очень мало опирается: Пик, Набоков, немного Толкиена да и всё. Что мешало автору разобрать настоящих мастеров, например, короткого рассказа: По, Бирса, Шекли? Да и из живых авторов можно было подобрать попредставительнее. А не поконъюнктурнее.
Джефф Вандермеер «Книга чудес: Иллюстрированное пособие по созданию художественных миров»
heresyhub, 26 декабря 2019 г. 10:26
Прекрасный арт-проект, в котором один из самых необычных дикарей new weird собрал всех своих друзей, чтобы рассказать, как создавать увлекательные истории. Снабженная огромным количеством сюрреалистических рисунков, книга не имеет ничего общего с унылыми учебниками литмастерства, а те схемы, которые Вандермеер приводит, он тут же оспаривает и осмеивает, показывая, что решение зависит от контекста. Достается всему, что любят недоучки и сухари — трехактной структуре, пути героя Кэмпбелла, унылому созданию персонажей и правилам развития сюжета. Для писателей книга будет полезнее: Вандермеер показывает изнутри, как пишет «Финча» он сам, — и этот взгляд на смену камеры полезнее тысячи советов. Самое же прекрасное в книге — это его «команда», близкие Вандермееру по духу художники и писатели, приведенные примеры из книг постмодернистов и даже сюрреалистов. Ходить по ссылкам после чтения достаточно простой книги можно столько же, сколько по приложению «Последних дней Нового Парижа» Мьевиля. А для тех, кому мало, у книги есть дополнительный слой на сайте книги в разделе Web Extras.
Чудесная вещь, в которой каждый человек, любящий делать что-то неординарное, найдет себе друга.
Джефф Вандермеер «Мёртвые астронавты»
MaxEd, 12 декабря 2019 г. 22:27
Наверное, во всём этом безумии есть какой-то глубокий символизм, но я слишком глуп, чтобы его разгадать, особенно продираясь через предложения на поломанном английском. Кажется, все герои этого произведения безумны. И читать это совершенно неприятно. Первая книга цикла была гораздо лучше.
Джефф Вандермеер «Консолидация»
bjarke, 16 октября 2019 г. 23:42
Сайфай с элементами психологического шпионского детектива: неспешный, странненький, годный. Читать строго вдумчиво, любители «экшона» проходят мимо.
bvelvet, 14 августа 2019 г. 21:39
Занятная книжка для любителей необычных пост-апокалиптических сочинений.
Предсказать развитие сюжета довольно легко, хотя обставлен этот сюжет изысканными деталями и изложен вполне себе изящно (в переводе изящество сохранено). Разумные медведи, дикие дети и странные пейзажи в ассортименте
Претензий у меня в принципе две:
1. Предельная американщина. Такое ощущение, что под видом пост-апокалипсиса нам втюхивают очередного Дейла Карнеги: «поверь в себя, стань собой, добейся успеха». Особенно это касается Вика (да и самой героини тоже).
2. Любовь Вандермеера к кальмарам меня выбешивала и в предшествующих книгах. Здесь она достигает апогея — кальмар заменяет все: и социум, и человека, и религию, и семью. Все-таки должен быть какой-то предел...
Все, с книгами Вандермеера на этом завязываю