Все отзывы на произведения Константина Циолковского |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
«Вне Земли» |
| |||
morbo, 30 сентября 2015 г. в 19:29 | ||||
Да, герои настолько безликие, что практически неотличимы друг от друга. Да, сюжет тоже весьма надуман — бывают ли вообще богатые изобретатели, да ещё и работающие в горах, но при этом обделённые вниманием журналистов? Но суть этого произведения совсем не в этом. Ведь это научно-популярная статья, изложенная в увлекательной форме. Из фантастических допущений я назову прежде всего изобретённый Франклином горючий состав, благодаря которому стало возможно отправить в космос такую огромную ракету с 20 членами экипажа, у которой только жилой отсек имеет в длину 100 метров при диаметре 4 метра и массе в 400 тонн. Более того, горючего хватает и для путешествия на Луну и для путешествия почти до орбиты Марса. Мне также трудно поверить в космические оранжереи, способные обеспечивать едой и кислородом столько людей, да ещё и утилизировать их отходы. Не очень верю в ту лёгкость, с которой в космосе изготавливаются разнообразные конструкции — оранжереи или корабли для прилунения. Для этого требуется огромное количество станков, материалов и времени для проектирования. Показалось упущением то, что в повести никак не упомянута и нигде не используется радиосвязь. Ведь во время написания повести радио уже было изобретено. Почему бы не предположить, что в 2017 году радио не получило широкого распространения? В этом случае не пришлось бы придумывать весьма неуклюжие средства общения в открытом космосе — натянутые проволоки, прислонённые друг к другу шлемы скафандров и световой телеграф для общения с Землёй. Об отсутствии радаров остаётся лишь пожалеть. Во время написания повести их ещё не было, иначе поиск астероидов можно было бы осуществлять при помощи радаров, а не при помощи подзорных труб, как это было описано в повести. Точности остального остаётся только удивляться. Я даже представить себе не могу, сколько вопросов себе задал Константин Эдуардович, сколько расчётов он провёл для того, чтобы уверенно на них ответить и так достоверно точно и красочно описать то, что даже в наше время никто не смог описать фотографиями и видеозаписями. Количество описанных в произведении будущих изобретений просто зашкаливает: — Турбонасос жидкостного реактивного двигателя, — Многоступенчатые ракеты, — Циклограмма запуска космического аппарата в космос, — Система автоматического управления полётом ракеты в соответствии с циклограммой, — Поглотитель углекислого газа, — Гашение космических перегрузок погружением в воду (в наше время не используется из-за технической сложности), — Шлюзовая камера для выхода в открытый космос, — Скафандр для выхода в открытый космос, — Гиродины для изменения ориентации тел в открытом космосе, — Система регулирования температуры космического аппарата с циркулирующей по стенкам жидкостью и с радиаторами, отражающими свет со стороны Солнца и излучающими инфракрасное излучение с обратной стороны, причём степень отражения и поглощения регулируются. Сравнивая стандартную атмосферу американских космических аппаратов с описанной в книге, я почти не нахожу отличий. У Циолковского это чистый кислород с давлением 0,5 атмосфер, у американских космических аппаратов — тоже чистый кислород с давлением 0,35 атмосфер. Такая же атмосфера используется и внутри скафандров для работы в открытом космосе. У американцев не было установок для регенерации кислорода, использовался запасённый кислород. В книге поначалу тоже использовался только запасённый кислород, а в дальнейшем воздух регенерировался при помощи оранжереи с растениями. Вот что показалось не реалистичным — так это устройство ванной в виде вращающегося цилиндра. При раскручивании цилиндра у воды нет особых причин растекаться по внутренней поверхности этого цилиндра: попробуйте налить в банку воду и покрутить банку — вода по большей части будет оставаться на месте, а банка прокручиваться вокруг неё. Чтобы вода растекалась по стенкам этого цилиндра, нужно сделать на стенках цилиндра продольные перегородки, между которыми бы и задерживалась вода. Далее, животные Луны, описанные в книге, показались мне наиболее достоверными из всех попадавшихся мне до этого. Помнится, у Кларка были описаны живые существа Луны, напоминающие кораллы. Что ж, почему бы и нет? Но Кларк не продумал их биохимию, а Циолковский — продумал хотя бы общие принципы. Животные обладают организмом, внутри которого полностью замкнут весь обмен веществ. Снаружи получается только энергия Солнца, с помощью хлорофилла, содержащегося под их кожей. Также некоторое количество веществ усваивается этими существами при первоначальном росте или, у хищников, при поедании других животных. Тут, правда, сложно представить, при каких обстоятельствах возникли эти животные и почему они не оставили следов, которые были бы видны через телескопы с Земли? Повторюсь, всё, что касается описаний угловых размеров небесных тел, гравитации и микрогравитации, инерции, траекторий, космических скоростей, теплорегулирования, оптических явлений, описано просто безупречно. Естественно, что невозможно описать точно то, что ещё не изобретено, поэтому не стоит заострять внимание на некоторой наивности отдельных моментов, вроде поиска астероидов при помощи подзорных труб. По большому счёту там практически ничто, за редкими исключениями как с вращающейся цилиндрической ванной, не противоречит законам физики. То немногое, что заведомо не обладает достоверностью, как животные Луны, можно списать на художественный вымысел, добавляющий к повествованию разнообразия. При чтении повести я испытывал очень тёплые чувства к автору. Казалось, как будто по какому-то недоразумению, наш современник, родная душа, оказался в прошлом, где практически не имел средств самореализации в интересной ему области деятельности. Но даже несмотря на скудные возможности, он всё же смог оставить после себя значительный след как в теоретической науке, так и в научно-популярной и научно-фантастической литературе. | ||||
| ||||
«Идеальный строй жизни» |
| |||
Kalkin, 01 мая 2008 г. в 23:55 | ||||
Странная, очень странная статья в плане идей. Странная — и неожиданная для меня. До прочтения мое мнение о Циолковском находилось в русле стереотипного уважения к достижениям и идеям этого человека. Теперь же для меня не все так однозначно... По крайней мере, социальным идеям Циолковского свойственны как наивность, так и жесткость, смешанная с безумием и иррациональностью. Да и можно ли назвать иначе такое внимание к экологическим проблемам, при котором предлагается вырубить под корень дикие леса Земли, дабы распахать освободившиеся зоны и засеять культурными растениями? Как относиться к предложению уничтожить всех коров, овец и прочих домашних животных, ибо это материя бессознательная, а значит, зачем ей существовать? Нужно дать дорогу сознательной материи — человеку! Есть и наивные до жути моменты — выполненные на полном серьезе подсчеты того, сколько пудов бананов должен для здоровой жизни потреблять человек, а также стальные дома, где на каждого члена общины отведено не более 12 квадратных метров жилплощади. Это-то ладно, это просто наивность, это не страшно. Общественный, общинный строй будущего по Циолковскому немного напоминает усовершенствованное кастовое устройство общества. А еще -намеки на то, что общество должно состоять только из здоровых, сильных и умных людей (причем — обладающих всеми качествами одновременно). Прочих, видимо, молчаливо предполагается уподобить коровам и тихо прирезать, улучшив тем самым породу. Антиутопийные / утопийные замыслы, в зависимости от точки зрения. А над всем этим — вечное стремление к звездам. Вот только человечество, живущее в рамках «идеального строя», скорее раньше вымрет, чем достигнет звезд. И не поможет никакая селекция гениев. А если и нет, то я не позавидовал бы далеким планетам, у которых будут такие колонизаторы. | ||||
| ||||
«Вне Земли» |
| |||
artem-sailer, 23 мая 2019 г. в 07:18 | ||||
Отличное научно-популярное произведение, опередившее время на десятилетия. Гагарин как-то раз заметил, что наблюдавшиеся им эффекты во время знаменитого полёта ничем не отличаются от описанного в книге Константина Эдуардовича. Думается мне, автор потратил уйму времени, чтобы представить себе полёт в межпланетном пространстве, проектирование ракеты, особенности и эффекты, которые будут при этом иметь место. А сколько расчётов нужно было сделать... Поистине — титаническая работа, вылившаяся в сухие по меркам художественного произведения строки 250-страничного (в четверть листа) произведения. Художественная, приключенческая составляющая тут — не более чем приём в духе Жюля Верна, который, как известно, своих «Детей капитана Гранта» задумывал исключительно как научно-популярное описание ландшафтов 37-й параллели и лишь по настоянию издателя включил сюжет с поиском пропавшего мореплавателя. Здесь то же самое, да и ещё суше: без лирики, без характеров, без конфликтов. По сути, Константин Эдуардович создал сценарий строительства космической ракеты, её полёта, выхода в открытый космос, путешествия к другим планетам. Сценарий, который впоследствии лёг в основу реальных изысканий, проектирования, проработки вопросов, связанных с космосом. Практически все пионеры и просто участники космической гонки, начиная с Королёва и Гагарина, были знакомы с данной книгой и уже имели представление о проблемах, с которыми придётся столкнуться. А многие решения поставленных автором же задач уже содержатся в тексте произведения. Некоторые, впрочем, как то погружение космонавтов в жидкость ради смягчения перегрузок, не реализованы до сих пор ввиду технической сложности. Что ж, возможно, они ещё только ждут своего претворения в жизнь. Приятное послевкусие оставляет также и настрой автора, настрой описанного в повести общества, стремящегося к большим целям, к освоению межпланетного пространства. Действие перенесено в 2017-й год, и остаётся лишь сожалеть, что в реальности такого позитивного утопического социума мы не наблюдаем. Если же говорить о поставленных в программе Циолковского технических задачах, то и они выполнены лишь частично: в космос вышли, на Луне побывали, корабли к другим планетам летают, однако столь масштабной колонизации пока нет и в ближайшие десятилетия не предвидится. Безусловно, шедевральное произведение, созданное гением. Минимум допущений, максимум научности. | ||||
| ||||
«Вне Земли» |
| |||
Фалкон, 30 ноября 2016 г. в 09:45 | ||||
Насколько автор силен в «технических» предсказаниях, настолько он слаб в предсказаниях социальных. Вот про это и хотелось бы написать (не в обиду Циолковскому, являющемуся теоретиком космонавтики, а не пророком общественных язв). Остается месяц до даты старта героев Циолковского (1 января 2017 года) и вообще времени действия повести. Что сбылось и что не сбылось — совершенно очевидно и никаких поправок делать не нужно. 1. На Земле нет единого правительства. Циолковский ошибся. Больше того, даже намеков на оное нет никаких — если, конечно, не считать таковым правительство «исключительной» нации. 2. Войны есть и, если их и не стало больше по сравнению с началом 20 века, то и меньше точно не стало. Циолковский не прав. 3. Ограниченные армии — как сказать; глядя на текущую милитаризацию Европы хочется заметить, что это — столетней давности фантазия. 4. Использование армий в созидательных, трудовых, целях. И тут не угадал! Больше того, кто начинает свою армию использовать для копания траншей, тот в скором времени может начать кормить чужую армию. 5. Утроение населения за 100 лет. Циолковский оказался консервативным. Сейчас нас почто ровно 7,5 миллиарда человек. В 1917 году не было и 2 миллиардов; было около 1,8 миллиарда. А вот за эти ошибки ставлю технарю-Циолковскому минусы: 6. Громадные металлические дирижабли, бесплатно транспортирующие самые дешевые грузы в тысячи тонн. Нет тысяч тонн, нет дешевых воздушных перевозок — потому, что самих дирижаблей нет! Не буду гадать, могло ли быть иначе; факт — нет этих дирижаблей, которые, говорят, для воздушных путешествий были очень приятны. 7. Аэропланы, рассчитанные на 1-2 человек и предназначенные для перемещения особо ценных грузов. Вот это и есть самый громадный прокол Циолковского — неверие в мощь аппаратов тяжелее воздуха, в угоду поплавкам. Дальше, технические просчеты по тексту (часть из них — вина Циолковского, а часть — нет). 8. «Постукивание» метеоров об обшивку ракеты и ловля их же сачками. Страшный бред; абсолютная вина автора. Он не мог не знать, что в космосе и скорости космические; и скорости взаимодействия объектов — также. Поэтому, любой контакт с метеором — это своеобразный взрыв, порождающий кратер, в 20 раз большего диаметра, чем диаметр метеора. С другой стороны, ловля метеоров сачками невозможна еще и потому, что замаешься ждать. Плотность метеоров настолько низка, что можно невозбранно летать в любых направлениях; только почти неосязаемая пыль достаточно плотна. Это в вину Циолковскому не ставлю — до 50-60 годов 20 века плотность метеорного вещества доподлинно не была известна. 9. Возможность нагревания предметов солнечными зеркалами до 6000 градусов. Нет, для этого нужно диаметр Солнца увеличить до полной сферы. 10. Цикл жизни растений в космосе существенно изменен, по сравнению с земным. Причем, существуют кардинальные проблемы с цветением и семяобразованием. Так что, «оранжерея» под сомнением. Попутно нужно отметить, что и замена гравитации на свет, в качестве вектора для роста растений на деле возможна только частичная. Циолковский, понятное дело, об этом не знал. 11. Еще кое-что про растения, о чем автор мог, хотя бы смутно, догадываться. Существование совокупности растений, как микро-аналога биосферы встречает значительные трудности. Как помнится, «Биосфера-2» на Земле закончилась полным провалом. Начали размножаться микроорганизмы и насекомые; пришлось втихаря подкачивать кислород — своего не хватало (во буржуи жулики! все ради денег) и т.д. В общем, провал; невозможно создать искусственную биосферу ограниченного объема. 12. Еще туда же. Самое «веселое» в этой истории — это даже не тараканы и гипоксия. А то, что в «Биосфере-2» экипаж разделился на две враждующие фракции, по национальному признаку! Участники эксперимента до сих пор друг с другом не разговаривают. Вот так-то! 13. Удивительно легкомысленное отношение Циолковского к проблеме жизнедеятельности человека в условиях невесомости. Он рассуждает только о «легкости» и «свободе». Но в невесомости наступают обратимые и необратимые изменения физиологии; борьба с которыми пока возможна только компенсаторным способом — организм в невесомости нагружают, чтобы он не забывал про тяжесть. Если космонавт не будет упражняться, то он на землю, после достаточно продолжительного полета, вернуться не сможет. Из костей вымывается кальций — это обратимо, хотя в невесомости увеличивается их хрупкость. Сердечная деятельность нарушается — но это купируется соответствующими препаратами. А вот ухудшение зрения (которое наступает не у всех, но часто) — необратимо. Хочешь ослепнуть — покупай билет на орбиту. По последним пунктам, Циолковский, конечно, не виноват. Он виноват только тем, что он все эти вопросы решает удивительно легким образом, чем создает опасную иллюзию простоты вопроса освоение космического пространства. 14. Простота манипуляций. Но даже земной инструмент в невесомости не годится. Имея на привязи оранжерею, подобную описанной, едва ли возможно перемещаться с ускорением или маневрировать. 15. Минус учителю Циолковскому за игнорирование вопроса отсутствия веса при сохранении инертной массы. Прямо косяков, связанных с этим, я не заметил; но зато вопрос просто игнорируется. Между тем, и на Земле и в невесомости, чтобы совершить равное действие нужно приложить равную силу. Человек не может поднять в невесомости небоскреб — он будет от него оттолкнут в противоположном направлении. А при наличие опоры, подъем будет происходить с микрометровой скоростью — пока мышечные усилия не произведут работу, равную соответствующей на земле. Если космонавт окажется между двумя сближающимися объектами — он ни разу не остановит их и не оттолкнет — его раздавит также, как на Земле. 16. Вопрос предохранения от действия повышенного или ударного ускорения путем погружения в жидкость подходящей плотности — вопрос сложный; он не так прост, как у Циолковского. Плотность тела неоднородна; части будут смешаться относительно друг друга (травмы) если ускорение достигнет значительной величины. Для ударного ускорения этот способ годится более. 17. Телеграфирование солнечным светом. Отличный, современный, способ. Только непонятно, куда девалась, в 1920 году, более удобная радиосвязь? Да еще «распространенная» вперед на сто лет? 18. Чистые металлы на Луне — отсутствуют; встречаются не чаще, чем на Земле. Золото, в частности, вкраплено в поверхность Луны — но отнюдь не в таких количествах, чтобы превратить космонавтов в золотоискателей. 19. Громадный минус фантазеру Константину Эдуардовичу. Растений-животных на Луне нет, быть не может, и Циолковский об этом знал! 20. Изобилие алмазов на Луне — не наблюдается. Вообще, алмазы (мелкие) открыты в метеоритах, но не на Луне. Для производства алмазов нужны громадные давления, с которыми в недрах Луны все не так хорошо, как на Земле (давление меньше) и нужна тектоника плит, для выноса образовавшихся алмазов на поверхность — её нет на Луне. Только сильные метеоритные удары, пожалуй, могут породить какое-то количество алмазов — но отнюдь никакого падения цен на бриллианты от этого не произойдет. 21. Внеземные колонии — не построены. Но самое большое сомнение у меня вызывает не техника этого строительства, а социальные вопросы переселения. В отличие от оптимистичного Циолковского, я считаю, что громадной массы добровольцев не будет, а если будет (не очень умственно развитых), то они быстро запросятся назад. Потому, как колония — это замкнутый объем незначительных размеров. Даже километры не дадут ширь, каковая есть на Земле. 22. Кислородная атмосфера в ракете и колониях — невозможна, если продолжительность полета больше, скажем, месяца. Азот отнюдь не является бесполезным балластом. Особенно, для растений. Все длительные полеты, в настоящее время, совершаются в нормальной атмосфере. Американцы летали на кислороде не более 2 недель. Даже на американском «Скайлэбе» уже было только 70% кислорода и 30% азота. Потому, что поняли и сообразили. Причина того, что чистый кислород применялся в качестве атмосферы — экономия веса. Как все знают, в бесплодном намерении опередить СССР, США использовало исключительно маломощные ракеты. Тут даже несколько десятков/сотня килограммов экономии на системе жизнеобеспечения — очень важна. Так что — кислород в космическом корабле — это не выполнение «гениального» предсказания Циолковского, а свидетельство технического ничтожества американцев. Вот, вроде, все, что хотел отметить. Разбирать литературные достоинства совершенно невозможно — так как героев нет, даже сюжета нет; сплошные условности. Поэтому, 10 баллов поставить никак не могу. Но я, будучи любознательным, хотел прочитать это произведение с раннего детства и, как это ни прискорбно, приобрел его только на закате социализма, в комке. Чисто субъективно — 8 баллов. | ||||
| ||||
«Вне Земли» |
| |||
Brachicephallus, 25 марта 2015 г. в 14:32 | ||||
Всматривайтесь, всматривайтесь в эти косноязычные, суетливые, запутанные строки, где торопливый приблизительный пересказ задачек по «небесной механике» перемежается путаным изложением гениальных прозрений в области реактивного движения, осложненных страшными антинаучными ляпами в области проблем, которых в момент написания повести наука еще не знала — и не предполагала, что они могут существовать. Вглядывайтесь в анонимных, безликих героев, собранных автором в сказочном «гималайском замке» по принципу анекдота («собрались как-то немец, русский и француз...» — причем француз тут Лаплас, англичанин — Ньютон, американец — Франклин, немец — Гельмгольц и т.д., и только русский почему-то Иванов; может быть, поэтому он на полпроцента живее остальных персонажей-масок, так как в центр некоторых ситуаций автор помещает именно Иванова). Вчитывайтесь в описание гениальных научных открытий, которые в действительности не состоялись, потому что не могли состояться, и мимоходом упоминаемых как бы самих собой разумеющихся идей, которые в действительности легли в основу величайших научно-технических свершений прошедшего столетия. Вдумывайтесь в наивный, сказочный, раздражающе антилитературный сюжет на грани тяжелой графомании с ее характерным неумением логично и последовательно изложить события. Смейтесь над нелепым языком («надев скафандру, он прекратил взрывание») глухого провинциального чудака, школьного учителя, придумавшего в косной Калуге основания ракетной техники двух последующих столетий (это как минимум). Смейтесь! Перед вами — великое основание последующих поколений всей советской научной фантастики, от твердой НФ до технофэнтези (прототипом которого, строго говоря, и является повесть «Вне Земли»). И как вся русская классическая литература вышла из «Шинели» Гоголя, так из памфлета Циолковского вышли и Обручев, и Беляев, и Ефремов, и какие-нибудь Альтов с Жемайтисом и Снеговым — вся фантастика, согласно тогдашней теории призванная привлекать любознательных подростков в технические вузы. Взгляните в глаза прародителю русской фантастики. Взгляните и... благословите несчастного старика. | ||||
| ||||
«На Луне» |
| |||
aleks-predator, 09 сентября 2024 г. в 18:59 | ||||
Мечты о Луне Константин Циолковский, выдающийся русский ученый и один из пионеров космонавтики, в своей повести «На Луне» демонстрирует не только свою страсть к исследованию космоса, но и удивительное воображение, благодаря которому он смог перенести читателя в загадочный мир нашего спутника. Эта повесть, написанная задолго до реальных космических полетов (вышла в 1893 году), впечатляет глубиной и вниманием к деталям, которые автор уделяет условиям на Луне. Одним из самых интересных аспектов произведения является то, что Циолковский не сосредотачивается на процессе перелета, который в большинстве научно-фантастических произведений занимает центральное место. Вместо этого автор акцентирует внимание на том, что происходит с героями, когда они уже находятся на нашем естественном спутнике. Такой подход позволяет глубже погрузиться в условия, с которыми сталкиваются исследователи: отсутствие атмосферы, невесомость, огромные перепады температур и удивительное зрелище безжизненного ландшафта. Автор с большим интересом исследует, как такие экстремальные условия влияют на человека, что делает повесть не просто увлекательным чтением, но и своеобразным научным трактатом о будущем космических исследований. Мне особенно понравилась подача материала и представления Циолковского о Луне. В его описаниях чувствуется живая любознательность и искреннее восхищение тем, что он воображает на поверхности нашего спутника. Он детально описывает, как герои адаптируются к гравитации, как перемещаются по поверхности Луны, как взаимодействуют с неизвестной средой. Эти подробности не только обогащают историю, но и показывают глубокое понимание автором физических законов и его стремление максимально реалистично изобразить инопланетный мир. Циолковский также затрагивает философские вопросы, размышляя о будущем человечества и его стремлении выйти за пределы Земли. Его взгляды на то, как человек может приспособиться к жизни в космосе, удивительно прозорливы и во многом опередили свое время. Автор не только показывает технические аспекты пребывания на Луне, но и заставляет задуматься о том, что ждет человечество за пределами нашей планеты. Даже в 21 веке, когда человечество уже побывало на Луне, и наука сделала огромный шаг вперед в изучении нашего спутника, повесть Циолковского продолжает вызывать живой интерес. Чтение оказывается по-настоящему увлекательным, позволяющим взглянуть на Луну глазами человека, который задолго до реальных миссий нацелился на ее освоение. Хотя сегодня многое из того, что представлял Циолковский, мы знаем более точно и детально, его видение Луны остается удивительно актуальным и вдохновляющим. «На Луне» позволяет ощутить дух того времени, когда космические путешествия казались далеким, почти сказочным будущим. Но несмотря на весь прогресс, который последовал с тех пор, чтение этой повести напоминает о том, как важно мечтать, исследовать и не бояться заглядывать за пределы известного. Циолковский вдохновляет на то, чтобы продолжать задаваться вопросами и стремиться к новым открытиям, даже когда кажется, что мы уже многое знаем. В этом и заключается вечная актуальность и привлекательность его произведения. Эта книга — не просто научная фантастика, но и произведение, которое вдохновляет своим видением будущего. Циолковский мастерски сочетает научные факты с художественным вымыслом, создавая увлекательное и познавательное произведение. Если интересует история космических исследований, или просто хочется погрузиться в увлекательный мир, созданный великим ученым, «На Луне» обязательно стоит прочитать. Эта повесть не только расширяет границы воображения, но и дарит уникальный взгляд на нашего космического соседа, каким его представлял один из первых мечтателей о звездах. 9 из 10 | ||||
| ||||
«На Луне» |
| |||
Вертер де Гёте, 04 марта 2009 г. в 20:33 | ||||
Согласен с kkk72: это произведение и в самом деле гораздо ближе к научно-популярной литературе, чем к художественной, язык довольно прост, без всяких изысков, приключения так же незатейливы. Зато в рассказе довольно интересно описываются разнообразные физические и астрономические явления — эффекты меньшей силы тяжести, отсутствия атмосферы... Современному читателю всё это во многом знакомо благодаря школьному курсу физики, но не будем забывать, что Циолковский писал свой рассказ в конце 19 века (!), когда предположения автора казались махровой научной фантастикой и не будем смотреть свысока на произведения прошлых веков, наоборот — восхитимся ещё раз гением нашего соотечественника, великого Пионера Космоса К. Э. Циолковского. Известный писатель-эрудит прошлого века Марк Алданов сказал как-то : «Через сто лет любой школьник будет знать больше, чем я». Пусть этот рассказ — небольшой шажок для великой русской литературы, но — грандиозный прыжок для космической эры человечества. P. S. Утвеждение, что Циолковский «забыл» об отсутствии атмосферы на Луне — неверно, его герои даже сами удивлялись, как они могут дышать на Луне при отсутствии воздуха и ответ приходит в самом конце рассказа. Возможно, Циолковский просто решил не «загружать» лишний раз тогдашнего неподготовленного читателя и «упростил» своим героям пребывание в безвоздушном пространстве. | ||||
| ||||
«Космическая философия» |
| |||
Виталя, 13 мая 2023 г. в 20:56 | ||||
Напишу первый отзыв в поддержку наших отечественных светил от науки. Хотелось бы отметить очень интересный подход со стороны Циолковского. Это совмещение современной науки (на тот момент времени, разумеется) и философии (от античности и до времени жизни Константина Эдуардовича). Не вдаваясь конкретно в предмет обсуждаемых тем в книге, стоит обратить внимание, что некоторые его мысли нашли свое воплощение в нашем мире. Какие-то не нашли. Может быть не пришло еще время для них. Нам сейчас однозначно легче оценивать правильность его рассуждений. Наука нашего времени уже показала, как далеко смотрел автор. Но кто знает, может его крутые идеи найдут свою жизнь в будущем. Одно можно сказать наверняка. Его научный подход вкупе с философией дали плоды в виде изобретений, которыми мы пользуемся, и посеяли огромное поле идей, в которые будут вдыхать жизнь наше и последующие поколения светлых ученых мужей. | ||||
| ||||
«Будущее Земли и человечества» |
| |||
keellorenz, 03 января 2019 г. в 22:11 | ||||
Есть мнение, что существует целый научный труд о Циолковском и его психическом заболевании, хранящийся в институте имени Сербского в библиотеке.Для внутреннего пользования, конечно. Думаю, что после прочтения «Будущее земли и человечества» у вас отпадут сомнения в здоровье его автора — это был литературный фантазер, чьи сокровенные фантазии кажутся упырским бредом даже по сравнению с творчеством Гитлера. Крайне опасная философская система, предлагающая для «счастья атомов» уничтожать негодные биологические существа. Под ними мистер Циолковский подразумевает и хищников, и низшие (как он думает) человеческие расы. В первую очередь под раздачу, в таком случае, попадают, например, бушмены Африки и готтенготты — по настоящему генетически «чистые» расы людей, без примеси неандертальских и прочих генов. Фактически остатки прородительской расы Хомо Сапиенс Сапиенс... Автор лишен не то что морали, а вообще даже элементарных представлений о человеческом общежитии. Убить всю биосферу, истребить целые расы, выводить людей как породы собак, действуя где лаской, а где и силой закона, построить концлагерь размером с планету — а в перспективе раздуть его на всю вселенную! Зато атомы (!) скажут вам спасибо... Ведь радость жизни по Циолковскому — создать для атомов уютненькое тельце для их счастливой жизни. По мнению философа космос суть потенциально живой набор элементов-атомов, который мы (самосознательные существа) должны раскладывать по телам-ячейкам. Тела-ячейки высоких эволюционных стадий сами станут трансцендентными богами, познающими суть и первопричину Космоса. В редких независимых (от влияния фанатов) биографиях Циолковского есть эпизод, как его самого чуть не казнили большевики в гражданскую войну, как буржуазного мыслителя. Но мыслитель от этого только встрепенулся и уже в 30е пел оды Иосифу Сталину. Т.е. рабское изворотливое служение Советам в Константине Эдуардовиче сочеталось с призывами к геноциду и холокосту катастрофических, планетарных масштабов. Чудовищная моральная позиция, не оправданная ни временем, ни «логикой». Тот же Стэплдон в 30е выводил необходимость модификации людей из совсем других оснований, считая, что без этого нам не пережить изменение биосферы и оценивает это с точки зрения морали и гуманизма. Циолковский же обосновывает необходимость модификации людей по самому жесткому варианту бездоказательной мистикой и примитивной, как «Майн Кампф» и т.п. логикой. | ||||
| ||||
«Вне Земли» |
| |||
swgold, 29 мая 2008 г. в 14:33 | ||||
Обожаю вспоминать некоторые цитаты из повести. Иногда кажется, что литературный русский язык классиков тех лет просто выхолощен неведомыми цензорами. Циолковский пишет каким-то просторечным провинциальным говорком, поминутно перемежая научными терминами в старой транскрипции. Платонов, конструируя свой сумасшедший язык, брал за основу именно такие образцы косноязычия. Вещь сама по себе наивная и трогательная — особенно если помнить о личности автора (не того, каким он был на самом деле, а того, каким его сделала лубочная пропаганда — блаженный чудак, всеми мыслями устремленный в будущее). Читаешь эти детские мечты и плакать хочется. | ||||
| ||||
«На Луне» |
| |||
kkk72, 08 февраля 2008 г. в 13:59 | ||||
По сути, это скорее научно-популярное, а не художественное произведение. Циолковский описывает сложности, которые испытал бы человек на Луне, показывает жизнь при измененной силе тяжести, рассказывает о предполагаемых особенностях лунной почвы и тому подобных вещах. Удивительно, но при этом он умудрился ни словом не обмолвиться об отсутствии воздушной атмосферы, и его герои преспокойно разгуливают по Луне без всяких защитных скафандров. С литературной точки зрения я ничего особенно интересного в рассказе не обнаружил. | ||||
| ||||
«Вне Земли» |
| |||
Isk888, 06 мая 2017 г. в 00:20 | ||||
В этой повести меня привлекает её своего рода реализм. Обычно, когда читаешь фантастику, приходится принимать крайнюю условность информации о технической стороне действия. Вот, скажем, герой Лема оказывается на планете Солярис. Как ему удалось туда попасть — это остаётся за кадром. И даже когда фантаст уделяет какое-то внимание тому, как нечто осуществляется, выглядит это обычно как некая наспех сколоченная декорация. А здесь словно присутствуешь при построении ракеты и вместе с героями совершаешь космическое путешествие. Эта осязаемость происходящего, столь нетипичная для фантастической литературы, делает излишними литературные красоты, как не нужны они в рассказе очевидца об интересном событии. | ||||
| ||||
«Неизвестные разумные силы» |
| |||
keellorenz, 27 мая 2024 г. в 23:02 | ||||
Довольно своеобразная спекуляция Циолковского исходит из точки зрения, что существа прошлого созданы из менее плотной материи, а будущего — из более плотной. Поскольку вселенная в обе стороны бесконечна, то... тут автор запутался сам и постулирует, что зыбкие газообразные и (отдельно от них) эфирные твари возникли всё же в прошлом и живут посреди нас тайком. Т.е. у процесса уплотнения есть направление из прошлого в будущее. И мы управляемся, быть может, безмерно мудрыми сущностями из прошлого. «Уфология» Циолковского напоминает аналогичную гипотезу из романа Стэплдона «Создатель туманностей» и повести «Пламя», а также похожа на ранний роман Рассела «Зловещий барьер». Странно, но реальные свидетельства нло ,раскрытые недавно ЦРУ, как раз и подтверждают сказанное Циолковским — все эти странные шары над морем с элементами рационального поведения... Кто знает. Сам Константин Эдуардович наблюдал лично нло несколько раз. | ||||
| ||||
«На Луне» |
| |||
god54, 06 мая 2019 г. в 18:00 | ||||
Трудно это произведение отнести к литературе, так же как автора к учёным, да еще основоположникам космонавтики. Являясь по профессии учителем он пытается в привлекательной литературной форме рассказать своим ученикам, как выглядело бы поведение человека случайно попавшего на Луну. Это очень хороший педагогический приём, позволяющий увлечь учеников и ненавязчиво передать им знания. Это плюс. Всё остальное — фантастика. | ||||
| ||||
«Будущее Земли и человечества» |
| |||
shna303, 25 апреля 2013 г. в 10:23 | ||||
Автор предлагает план переустройства нашей многострадальной планеты. Причём выглядит это, как стереть всё лишнее и устроить только рациональное. Очень жаль матушку природу, с которой так бесцеремонно обращаются. Какое там сохранение экосистем. Всё разрушить. Нам же не нужны сорняки и паразиты. Всё остальное запахать для прокорма рабочих рук, которым предстоит благоустраивать Вселенную. Страшно подумать, к чему приведёт такое хозяйствование. По мнению автора, Земля легко прокормит 400 млрд. человек, а затем дело за освоением космоса. А Африка голодает от лени?! | ||||
| ||||
«Горе и гений» |
| |||
shna303, 25 апреля 2013 г. в 10:22 | ||||
О необходимости создания высшей расы человечества, куда будут избираться самые достойные и жить в общежитиях, трудясь для удовольствия и во славу Земли. Очень спорный проект, совершенно не учитывающий человеческую психологию. Мне вспоминаются худшие моменты Замятинского «Мы». | ||||
| ||||
«На Луне» |
| |||
Beksultan, 15 марта 2010 г. в 08:36 | ||||
Удивительная история о том, как герой со своим другом-физиком, а также с домом, погребом, припасами, гимнастической площадкой, кустами, деревьями, скарбом, домашней утварью, лошадью с телегой и даже самоваром внезапно оказались на Луне. Очень симпатичная повесть, от каждой строчки которой так и исходит мощная сила идей и образов, высказанных ВПЕРВЫЕ. Даже мне, человеку 21-го столетия, после того как на Луне уже побывали люди, читать о различных аспектах пребывания на Луне было очень интересно и завлекательно. Могу себе представить как воспринимали повесть современники автора. Не могу не отметить, что, например, рассказ Джеффри Лэндис «Вдогонку за солнцем» прктически весь можно вывести из небольшого эпизода повести Циолковского. Очаровательное сочетание, когда языком, кажущимся нам архаичным (все эти сажени, версты, пуды, золотники, слова «зараз», «вояжировать» и т.д.) повествуют о вещах необычных и фантастичных, но на деле являющихся реальными. Мне понравилось. В какой-то момент испытал сильнейшее удовольствие от необычного, сюрреалистического сочетания неземного ландшафта Луны с земным домиком со ставеньками. Довольно неожиданный и сильный финал, в духе Уэлльса, — приятный сюрприз для читателя. Ну а некоторая наивность повествования вызывает только умиление. Очень доволен, что ознакомился с сим произведением. | ||||
| ||||
«Вне Земли» |
| |||
kkk72, 09 марта 2008 г. в 22:02 | ||||
Оригинальный образчик утопии. Художественные достоинства повести стремятся к нулю. По сути, это — научно-популярное произведение, повествующее об особенностях межпланетных перелетов и сложностях, возникающих при постройке космического корабля. Учитывая год написания, нельзя не признать, что Циолковский действительно надолго опередил свое время, а большинство его идей оказались совершенно верными. | ||||
| ||||
«Вне Земли» |
| |||
ivanov, 09 апреля 2009 г. в 01:41 | ||||
С литературной точки зрения вещь откровенно слабая, даже обсуждать нечего, да и по научной части ляпов более чем достаточно, однако когда речь заходит о ракетах ;), авторское предвидение (или уместнее сказать — формирование?) будущего потрясает. В общем, несмотря на все недостатки — отличная и уникальная научно-фантастическая книга. Когда первый раз читал в детстве, ничего особенного в ней не нашёл, сейчас же мощь интеллекта автора просто поражает. | ||||
| ||||
«Причина космоса» |
| |||
keellorenz, 23 мая 2024 г. в 18:19 | ||||
В этом маленьком, на несколько страничек произведении русский философ задаётся вопросами , которые невероятным образом пришли на ум калужскому чудаку верно прямиком из космоса от высшего разума. Иначе я не могу объяснить, как деревенский учитель мог додуматься и до антропного принципа, и до идеи, что вселенная создана на основе математики (фактически мелькнула идея математической вселенной Тегмарка) кем-то за пределами материального мира вроде «Создателя звезд» Стэплдона... Но Циолковский идёт ещё дальше, дальше стэплдонского абсолюта и задумывается, не суть ли наш мир иерархия матриц-матрешек и есть что-то И ЗА ПРЕДЕЛОМ создателей вселенской гармонии. Иерархия бесконечных универсумов , бог, скрытый в математике, универсумы с другой физикой... Изучение философии тех лет меня поражает — не сгинь все в 30е годы во времена расцвета репрессий, Россия бы была бы дальше, чем сейчас Китай. 10 баллов. | ||||
| ||||
«На Весте» |
| |||
Фалкон, 02 декабря 2016 г. в 09:33 | ||||
Научно-популярная зарисовка, не являющаяся фантастическим рассказом. И не потому, что не доработана, а потому, что цели такой автором не ставилось. Автор фантазирует (очень сильно) относительно того — что будет на этом астероиде, который к настоящему времени очень подробно исследован автоматической станцией «Восход». Цитаты из этого произведения широкомасштабно использовались в СССР в школьных учебниках физики — я это до сих пор помню. К сожалению, даже астрономические данные относительно размера и массы астероида очень не точны; соответственно, все математические выкладки Циолковского также неправильны. Ускорение свободного падения на Весте не в тридцать раз меньше, чем на Земле, а почти в пятьдесят раз (0,22 м/с в квадрате). Соответственно, все выкладки относительно прыжков — ошибочны. Но это — ошибка от незнания. А вот наличие атмосферы из тяжелых газов, или гидросферы из «почти неиспаряющихся» жидкостей — это фантазия, когда желаемое выдаешь за действительное, хотя разумом понимаешь, что это не так. Безумие нарастает по экспоненциальному закону — Циолковский сначала знакомит нас с вымышленными существами, могущими жить в вакууме, а потом уже и с разумными обитателями Весты. Понятно, что это чистейшая фантазия; однако в научно-популярном произведении она смотрится не очень хорошо, т.к. непонятно — какую цель она преследует. Кстати, в обоих изданиях Академии наук СССР указано, что рассказ написан до 1919 года, а не в 1930 году. Прямо даже не знаю — кому можно порекомендовать для чтения. Библиофилам если только, причем с соответствующим уклоном. Оценка — 6. | ||||
| ||||
«Живые существа в космосе» |
| |||
mac_mac, 12 марта 2015 г. в 00:24 | ||||
Нет, не хочу, чтобы меня, живого человека, превращали в робота! Абсолютное совершенство невозможно в принципе, как-то особого энтузиазма не вызывает, чтобы надо мной какие-то опыты проводили и заставляли делать какие-то упражнения! Да, мы несовершенны, но это нам и помогает, мы ищем, узнаем что-то новое, изобретаем! Развиваемся одним словом. А Что будет, если мы достигнем этого гипотетического совершенства? Предположим? Развитие остановится, как описано в одной из книг Сильверберга. Итоговая оценка: 7. | ||||
| ||||
«Исследование мировых пространств реактивными приборами» |
| |||
Андрона, 05 мая 2008 г. в 14:19 | ||||
Тот редкий случай, когда научная фантастика дальнего прицела и научное предвидение практически сливаются друг с другом. В 1903 году, когда даже авиация казалась бесполезной дорогой игрушкой, вычислить констаты скорости: 1-й космической — для выхода на орбиту, 2-й космической — для преодоления земного притяжения, и 3-й — чтобы покинуть пределы Солнечной Системы, а также круговую скорость, достаточную для удержания космического корабля на круговой орбите Земли. Вполне возможно, что остальные идеи Циолковского столь же реализуемы, как и идеи в ракетостроении. Что ошарашивает еще больше. | ||||
| ||||
«Горе и гений» |
| |||
keellorenz, 26 мая 2024 г. в 21:06 | ||||
Циолковский относится к тем авторам, которые даже ошибаясь, не утрачивают своей своей значимости. Действительно, при первом прочтении данный трактат вызывает недоумение, если не оторопь: организовать мегаполисы-комунны из гениев с высоким iq, члены которых, подобно британскому парламенту, будут назначаться на снове выборов (с возможностью отзыва обратно во тьму) и содержаться на налоги простаков в обмен на интеллектуальную работу? Евгеническая селекция членов общества по уровню способностей и здоровья? Замена всех рас новой расой гениев на масштабе тысячелетий? Иной сочтёт это антинаучным и опасным бредом, но оглянитесь: разве в прошлом не по такому принципу была сформирована номенклатура ЦК КПСС в СССР? Кабинетные философы типа Ленина именно такую систему и породили, забыв, правда, про пункт с отзывом кандидатов на жизнь в раю , эдаких элоев Уэллса , обратно в деревню, если их интеллектуальная деятельность или деспотизм (прямо так и писано) дадут плохой результат обществу. Впрочем идея iq-кратий жива и сейчас, особенно в странах с корпоративной или подобной ей экономикой, где раем служит иной раз буквально одна-две (основная и культурная) столицы или отдельные городские районы — Сингапур, Гонконг (кстати там самая высокая концентрация персон с высоким уровнем тестов iq на планете уже сейчас), Шанхай , допишите список сами... Нечто подобное расматривали и на Западе — де Павловски (империя савантов), Стэплдон (эпоха патагонской цивилизации первых людей и катастрофа третьих людей), Деблин (идея мегагородов-грандшафтов перед эпохой Мордука)... Но им , я думаю, и а страшном сне не приснилось бы, что дойдёт до практической реализации этих селекционных проектов. Футурологи — они опасные люди, кто знает, не родился ли уже очередной Ленин или Илон Маск , который начнёт воплощать все это буквально. | ||||
| ||||
«Цели звёздоплавания» |
| |||
Андрона, 05 мая 2008 г. в 16:03 | ||||
Статья определившая стратегию развития космонавтики на десятилетия. Труд, послуживший источником для восторженной статьи Александра Беляева «Гражданин Эфирного острова». | ||||
|