fantlab ru

Все отзывы на произведения Евгения Шалашова

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Евгений Шалашов, Владимир Зингер «Милицейский транзит»

tirthika, 31 марта 10:46

К возможному читателю этого произведения. Это НЕ фантастика, а, скорее, мемуары милиционера. Попаданчество здесь играет третичную роль. Но если рассматривать цикл именно как детективно-мемуарный — то очень даже неплохо. Погружает в атмосферу СССР на пике могущества со всеми недостатками. Интересно, но не ждите «попаданца» в чистом виде.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Евгений Шалашов «Чекист»

Маг стихий, 2 ноября 2022 г. 11:03

Чрезвычайно интересная история про Чрезвычайную комиссию.

Герой хотя и попаданец, никаких роялей не встречает, продвигается к лучшей жизни исключительно своим трудом.

Что и плюс, и минус — плюс понятно почему, а минус — когда роялей совсем нет, текст напоминает реальную жизнь, а фантастику все-таки читают с целью прочесть что-то фантастическое.

Но в целом оценка очень высокая, приключения имеются, свои знания попаданца герой все-таки изредка применяет.

Интриги и заговоры тоже имеются, как и английские шпионы и тайны

Оценка: 8
– [  3  ] +

Евгений Шалашов «Эдгар По в России»

igorgag, 15 января 2022 г. 17:34

Роман отталкивается от апокрифического предания о визите молодого американского поэта, будущего классика, в Санкт-Петербург. В каком-то смысле книга — «классический» Евгений Шалашов. Автор известен рядом романов в жанре альтернативной истории.

«Эдгар По в России» — это тоже, по сути, альтернативная история, хотя альтернативность здесь не бросается в глаза. Читатель найдёт в ней подробные описания повседневной петербургской жизни первой трети XIX века. Весьма познавательные при том — будучи профессиональным историком, при воссоздании подробностей давно канувшего в Лету уклада автор стремится не впадать в различные вольные допущения и фантазии.

А принимая во внимание факт, что чуть ли не равным по значению Эдгару По персонажем романа является другой классик — Александр Сергеевич Пушкин, книгу можно было бы озаглавить «Эдгар и Александр», «Два гения», «Неназначенная встреча». Или, например, «Тайна Аннабель Ли». Тут мы уже касаемся той скрытой, на первой взгляд, исторической альтернативности романа, которую я упомянул выше. Евгений Шалашов пытается дать свою трактовку истоков творчества, причем, обоих великих поэтов, как Эдгара По, так и Александра Пушкина. Не избегая при этом некоторых элементов постмодернизма.

Лично я ещё до чтения романа предполагал, что увижу в нем и какие-то черты литературы ужасов, раз уж речь идёт об Эдгаре По. Но готики и мистики в книге читатель, пожалуй, не найдет. Не случайно, буквально начиная рецензию, я сказал, что это классический Евгений Шалашов. Готика всё-таки не его жанр. Он силен в другом. И читатель твердо может рассчитывать, что берется за книгу не для слащавых салонных барышень, а за повествование жесткое, мужское и, я бы даже сказал, по-настоящему макабрическое. Вояж Эдгара По в Россию неизбежно оказывается погружением в ужасы — хотя ужасы совсем другого рода, не мистического...

Оценка: 9
– [  1  ] +

Евгений Шалашов «Парламент Её Величества»

URRRiy, 4 июня 2020 г. 16:47

Небольшой роман из жизни императрицы Анны Иоанновны с очень условным отклонением от реальных исторических событий. По стилю — неровный, впечатление, что часть текста написана женщиной — и это исключительно пустые и нелогичные сентиментальные куски. Нелогичные, потому, что противоречат остальному тексту, где поведение Анны Иоанновны соответствует как историческим источникам, так и логике событий, поскольку женское естество — естеством, но розовыми соплями власть не склеишь, разве что в детской сказке. Равно как и эпизоды с Татищевым и Ломоносовым — в лучшем случае, рассчитаны на ту часть юной женской аудитории, которая ещё читает книги, абсолютно нереальные как по историческим условиям того времени, так и по логике событий.

В остальном по большей части нормальный историко-авантюрный рОман, хотя название не отражает сути произведения. Никакого «парламента» в книге нет, даже условные проработки некоего органа — «Государственной думы» — в последней главе книги весьма размытые, при этом это скорее предполагается дворянский Сейм по типу Речи Посполитой, который непонятно зачем нужен как власти, так и ее «представителям». То есть, если кто ожидает от книги эпических выборов, либо парламентских «битв», либо соответственно пиар-кампаний в условиях начала тридцатых годов восемнадцатого века, тот будет зело удивлён.

В итоге получился авантюрный женский исторический водевиль в стиле российских сериалов на аналогичную тему, костюмы как бы соответствуют, а вот смысл «всего этого» непонятен.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Евгений Шалашов «Десятый самозванец»

URRRiy, 3 июня 2020 г. 19:32

Авантюрный роман на историческую тему с реальным прототипом и в целом (но не в общем!) реальными обстоятельствами жизненного пути Тимошки Анкудинова, выдававшего себя за сына царя Василия Шуйского Иоанна, никогда не существовавшего в природе.

Похождения авантюриста, умело втиравшегося в доверие к авторитетным особам, а также лихо соблазняющим девиц и избегающим наемных убийц, показаны автором грамотно, увлекательно, со всеми достоинствами приключенческого жанра. Это конечно не Дюма, где история — фон для героя, но и отнюдь не документальный труд. Возможно книгу пришлось сократить, поскольку часть весьма важных как для реальной истории самозванца, так и для сюжета похождений — приключений лишь упомянуты, но не описаны. Например, пребывание в Сербии, где Анкудинов нашел наиболее теплый прием, поездка в Молдавию — Валахию, бегство в Турцию и из Турции, практически либо не упомянуты, либо обозначены в нескольких строчках текста. Зато его приключения в качестве полового агрессора, убийцы и вора расписаны вполне подробно.

Тем не менее, роман не скатывается до уровня псевдоисторических приключений, которым несть числа, есть в книге и пояснения / примечания о персонажах/событиях/обычаях того времени (1643-1654), есть интересные подробности быта и организации общества в России, просчитывается и понятная логика линии поведения основного персонажа, а также неудачного исхода его «миссии».

В общем, вещь достойная и познавательная, рекомендую.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Евгений Шалашов «Декабристы-победители»

belmichael, 13 мая 2020 г. 09:12

Мне книга не понравилась. Декабристы все сволочи, им лишь бы людей поубивать лишний раз, а сторонники царя все белые и пушистые, все как один порядочные, они и вешают-то только потому, что иначе нельзя. Крепостное право отменили, какая чушь! Никто его не собирался отменять. Это всё разговоры в пользу бедных. В жизни и не отменили, конечно. Как же, лишиться такой кормушки. И те самые люди, которые торговали людьми, запарывали их на конюшне, таскали девок по баням, вдруг волей автора стали рыцарями без страха и упрёка.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Евгений Шалашов «Цитадели»

URRRiy, 6 мая 2020 г. 23:26

Книга по содержанию очень похожа на классический сказочный персонаж — русалку — верхняя половина — прекрасная девушка, нижняя — просто рыбий хвост, да и внутри — водица. Первая часть сделана вполне добротно — как реалистичный блок — с работой учителем, заданием спецслужб на исследование заколдованной поляны в «страшных немуромских лясах», где пропали молодые люди, в том числе сын очень высокопоставленного чиновника, — так и фэнтезийный — с переходом в параллельный мир и его чудесами — загадками, обучением воинскому ремеслу и конечно битве с непонятными человекоподобными. Плюс грамотно завязывается интрига относительно этих самых человекообразных.

А вот вторая часть совершенно гасит читательский интерес — мир превращается в нелепую псевдосказку с нечистью и колдунами, аналогичными персонажами -куклами вместо людей, в том числе такими же становятся главный герой — рассказчик и персы из первой части. Интрига уходит напрочь, текст не воспринимается — я просматривал по-диагонали — поскольку вместо событий — какая-то каша из однообразных бессодержательных диалогов либо таких же скучных, хотя и редких якобы боевых эпизодов.

Согласен с мнением, что выглядит это как дописывание второй части другим человеком, похоже не особенно развитой студенткой -троечницей, без жизненного опыта, с базой знаний в пределах дешёвых российских тв-сериалов.

Рекомендовать книгу ради первой неплохой части не имеет смысла, поэтому и не рекомендую, чтобы не возникло разочарования от творчества в остальном вполне добросовестного автора.

Оценка: 4
– [  7  ] +

Евгений Шалашов «Декабристы-победители»

URRRiy, 1 мая 2020 г. 16:55

Приемлемая альтернативная история. Временная развилка начинается с того самого дня 14 дробь 25 декабря 1825 года. У восставших оказалось побольше, а у Николая Павловича — поменьше решительности в расстрелянии соотечественников картечью. В результате — гражданская война и отмена крепостной зависимости.

Основной персонаж — Николай Клеопин — действительно бравый воин, организатор движения сопротивления узурпаторам и верный слуга престола. Несмотря на ряд откровенно левых эпизодов — офицер учит солдат пули плавить и кашу варить — в остальном его подвиги нормального свойства. Хотя сражения показаны не особо впечатляюще. С другой стороны, развитие идеи о судьбах и профиле деятельности граждан революционеров — от Пестеля Павла Ивановича до разных Муравьевых и Муравьевых-Апостолов получилось вполне увлекательно и достоверно.

Развитие внешнеполитических событий четко совпадает с канонической историей — вторжение персов и турок, рассчитывающих поживиться в период внутренних проблем России. Есть и попытка славянских братьев и союзников декабристов — тайных сообществ из Польши вернуть себе Смоленск и прочие земли «от моря до моря».

Душевно описан император Михаил, нашлось место и о судьбе поэта Пушкина.

В целом текст не без стилистических недостатков, особенно в части эпистолярного блока, но по совокупности «содеянного» труд вполне годный. Для интересующихся именно альтернативной историей, а не похождениями попаданцев, книга может быть полезна.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Евгений Шалашов «Призраки Чёрного леса»

konst1959, 2 декабря 2018 г. 13:39

Уж не знаю — почему, но меня всегда трогают вещички, действие которых разворачиваются в Крыму. Я-то на самом деле самый ярый фанат Подмосковья. Но здесь изначально зацепили слова автора, что он любит Крым. Взялся за нетленку и не оторвался. И ведь язык, язык у автора на очень высоком уровне...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Евгений Шалашов «Наёмник»

i_am_sansanich, 21 апреля 2018 г. 20:57

Перед прочтением данной дилогии, по привычке, ознакомился с краткой биографией автора. Педагог, историк, окончил школу милиции — замечательно. Рейтинг — супер. Приобрёл оба тома (читаю только на бумаге). Весь в ожидании великого творения.

Начинаю читать и что? Первое, что бросается в глаза, это умнейший конь главного героя (далее ГГ) — разговаривает с хозяином, чувствует врагов, знает приёмы «копытного» боя, кого, когда и как ударить. Это ещё цветочки, в будущем появится говорящий кот. Ладно, думаю, если произведение — сказка или в нём есть претензии на юмор для подростков, то хорошо. Так нет, следующие действия ГГ говорят о том, что это книги для взрослых, а именно — после спасения барышни от мародёров ГГ вспоминает:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я засмотрелся на девчонку. Из-под разорванной блузки выбивалась маленькая упругая грудь. Порванная юбка открывала всю женскую прелесть — белый и нежный живот, красивые ножки и черный треугольник волос между ними…Эх, хороша, чертовка! У меня застучало в висках. Решив, что насиловать связанную я не буду, стал распутывать веревки, которыми была привязана девушка. Вспомнил про нож, и дело пошло быстрее. Я уже был готов навалиться на девчонку, но тут, как на грех, со стороны лагеря донесся звук трубы, означающий построение…

а после этого тот-же ГГ очевидно прозрел и мыслит совсем по другому:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я задумался. В самом деле — стоит ли жалеть город, в котором живет насильник и убийца? Но скажите на милость — есть ли такие города, где живут одни праведники? И кто я такой, чтобы решать — кто праведник, а кто нет? В конце концов, мне предлагают сделать то, что я умею. Виновен Фицрой или нет, решать не мне, а Тому, Кто выше…

Нет, господин Шалашов, не таким я вижу ГГ подросткового произведения, надеюсь, что меня поддержат если не все, то многие.

В некоторых отзывах люди заметили двух бандитов-гомиков, которые никому не доставляют никаких сексуальных хлопот — соринка в чужом глазу, при этом не замечают того, о чём я поведал выше о ГГ — бревно в своём, жаль.

Закрываю глаза на всё сказанное выше, читаю далее, всё в норме — вполне читаемое творение: интриги, действие, измены. И вдруг люди, бегущие с каторги, долго бегущие, начинают голыми руками выкорчёвывать деревья и не маленькие, чтобы сделать боевые дубины — бред.

И ещё, что мне не понравилось, так это переиначивание народных легенд. Робин Гуд — алкаш и насильник, этак у простого люда вообще героев не останется.

В заключение, о поставленной оценке. За сюжет, динамику, язык, поставил бы 8, но с учётом сказанного выше, особенно за созданный педагогом с милицейским образованием образ сказочного, латентного героя-насильника, только то, что есть.

Оценка: 1
– [  5  ] +

Дмитрий Дашко, Евгений Шалашов, Игорь Смирнов «Спасти Козельск»

MarchingCat, 25 января 2018 г. 16:14

Наверное, все знают анекдот про то, как мужик накупил пива и чипсов и сел смотреть боксёрский поединок. А там в первом же раунде первым же ударом один боец другого в нокаут отправил. Потом ещё жена говорит этому мужику: «Ну, теперь ты меня понимаешь?»...

Вот примерно такие ощущение у меня и были по прочтению данного попаданческого романа.

Собирались-собирались, добирались-добирались, готовились-готовились, а потом — рррраз! И конец романа. Не, я понимаю, что в жизни примерно так и было бы. Но тогда ещё проще было прикатить туда систему залпового огня, в одну главу всех раскатать и — конец книги. Тот же эффект.

В общем, для повести — великовато, для романа — слишком коротко и просто, слишком мало событий. Имхо, конечно.

А ещё — непонятки остались. Отряд главных героев — слаженная команда. Новости о задании в прошлом параллельного мира они нисколько не удивляются. Перед нами как минимум второй роман цикла? А где, прошу прощения, начало?

Ну и совсем непонятно, что тут писало аж три человека. Сольные романы у Дмитрия Дашко ощутимо объёмнее и значительно содержательнее, сюжетом богаче и всё такое прочее. А тут втроём... может, межавторский цикл планировался? Вопрос риторический. Правда ведь, интересно. Вот и гадаю.

Ну а теперь о хорошем. Время убивается отлично. Хороший лёгкий слог, драйвово, с попытками шуток юмора. Кто любит действительно лихих «попаданцев» — читать можно смело. Но по мне, так это — костяк романа, на который надо было ещё натянуть событийного мясца.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Дмитрий Дашко, Евгений Шалашов, Игорь Смирнов «Спасти Козельск»

MihailVS, 7 сентября 2016 г. 16:42

И целый плюс за то, что книжка с картинками.

Оценка: 5
– [  7  ] +

Дмитрий Дашко, Евгений Шалашов, Игорь Смирнов «Спасти Козельск»

Dimson, 23 августа 2016 г. 15:46

Традиционно не ставил своим книгам оценку (не комильфо это как-то от автора). Но, в данном случае, сделал исключение — ведь этот роман писал не я один, а в соавторстве с двумя отличными писателями: Евгением Шалашовым и Игорем Смирновым. Так что я могу трезво и непредвзято судить о проделанной ими работе. И моя «9» распространяется именно на их вклад в книгу.

Мне было очень комфортно работать с моими дорогими соавторами. Надеюсь, вам точно так же комфортно читать наш «Козельск«!

Оценка: 9
– [  5  ] +

Евгений Шалашов «Лихое время. «Жизнь за Царя»

adgolov, 20 февраля 2016 г. 01:53

Роман Евгения Шалашова «Лихое время. «Жизнь за Царя», написан в жанре АИ. Август 1612 года, войско народного ополчения, во главе с князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, наголову разбито поляками и литовцами у стен Кремля. Сам князь погиб, Кузьма Минин схвачен и посажен на кол.

Нижний Новгород сожжён ляхами, в отместку, как колыбель земского ополчения. Казань захватил татарский хан, и велит величать себя царём русским. В Архангельске англичане, в Новгороде шведы... По разорённой стране, «в дни общего уныния и растерянности», рыскают бенды(банды) иноземцев, грабя города и сёла, насилуя жён и дочерей, убивая всех, и детей и взрослых, и старых, и сирых. В порушенной Москве, по улицам которой не всегда возможно проехать «из-за развалов битого камня, жженого кирпича и бревенчатых головешек», в разграбленном и опустошённом Кремле, в мрачной и поруганной Грановитой палате, под надсмотром польского полковника, заседает боярская дума, склонив головы, уставив в пол густые бороды...

В остальном же, очень качественный исторический роман, на мой взгляд. Всем интересующимся исторической литературой и кто ещё не знаком с творчеством Евгения Шалашова, советую эту книгу.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Евгений Шалашов «Цитадели»

Siver-Snom, 7 октября 2015 г. 00:52

Добралси и до «Цитаделей». Сюжет вроде есть (гибрид «пападанцев» и «Граничар» Белянина); слог нормальный; интриги и рояли, развешенные на коврах, есть. В принципе и всё.

Сравнение с «Замком Белого волка» не случайно, здесь тоже параллельный мир, разнообразная фольклорная живность и нежить, группа отважных борцов, обороняющая разрозненные цитадели/замки и вставшая на пути вражьей нечисти (воюют реально за идею, денег у них гуси не клюют), подключение спецслужб, факт того, что враг уже коварно просочился в оба мира (или более), шашни. У Белянина просто это более основательно, что ли, с маэстровским шиком (хотя тоже не расчудесный фонтан).

Отдельно о ГГ. Крайне здорово, что он не типичный «герой» романов: нет за плечами ролевых бугуртов, спецподразделений, спортивных секций и прочей физкультуры. Перед нами бывший следователь, ныне учитель истории и учёный-краевед. Краевед, кстати, тоже не типичный: ГГ умудрился отказаться от просмотра архивной папки, украденной из сейфа ГБ (нетипично для историка же?), и за полгода (первая треть романа) в «волшебной стране» фактически и практически ничего не узнаёт о мире (имеются и библиотека, и электронные архивы), где он находится, ни о людях и нежити, соседствующих с ним, ни о чём. Зато за эти полгода ГГ приобретает сносную физическую форму и учится владеть кистенём и держать строй щитов. Всё, все остальные навыки, видимо, не нужны: ни стрельба из лука или арбалета, ни копьё, ни меч, ни хотя бы ножевой бой (историк-то должен знать, что, потеряв щит или не имея его изначально, одним кистенем не отмахаешься). Во второй трети романа наш ГГ становится комендантом небольшой крепостёнки, начальником над людьми. Тут мы видим, что и учитель с преподавателем из него тоже нетипичные: ни лидерства, не умения сглаживать конфликты, ни работы в коллективе.

В третьей трети всё ещё грустнее: большинство развешенных роялей и спрятанных в кустах ружей не сыграли. Концовка очень смята и скомкана, второпях, герои совершают кучи необдуманных решений и дурацких поступков (в последних абзацах романа бегство ГГ «по-английски», не прощаясь, от своей возлюбленной говорит вообще не о росте ГГ по мере повествования, а о его какой-то странной деградации). Задел на будущее, конечно, имеется, но. Но, как и в ситуации с «Трактиром «Разбитые надежды» Свержина: крайне не типичное для автора и «сырое» произведение, потому продолжения искать не хочется.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Евгений Шалашов «Слово наёмника»

Alex86, 10 августа 2015 г. 23:50

В принципе продолжение поначалу почти не отличается оригинала. Правда автор, наконец, дал герою конкретные цели и задачи. Пускай, они довольно просты – побег с каторги, выживание и месть, но это лучше, чем простое скитание и рядовые заказы как в прошлом романе. Остались все плюсы первого произведения, такие как реалистичность повествования, прописанное поведение персонажей (хотя воров, убийц и продажных чиновников не так уж и сложно прописывать), достоверные бои и схватки, легкая подача истории и все тот же матерый наемник в главной роли. Однако и минусы те же самые – герою приходится вращаться среди таких мразей и гнилых людишек, что зачастую он и сам от них не сильно отличается, опять предательства, подставы и удары в спину от абсолютно каждого встречного. Нет ни одного харизматичного персонажа, за которым было бы интересно наблюдать. Ну а к середине книги повествование начинает проседать и скатываться вниз. ГГ почему то превращается из опытного и повидавшего жизнь наемника в наивного дурака. Очередной побег из заключения похож на убогие боевики; цели, которые ставил для себя ГГ, либо провалены либо просто похерены;а сюжет и концовка откровенно слиты.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Евгений Шалашов «Хлеб наёмника»

Alex86, 10 августа 2015 г. 23:49

У автора очень легкий стиль повествования, я даже не заметил, как прочитал без усилий сразу пол книги. Вот только сюжет довольно простенький, хоть и интересный. Идет просто рассказ от лица ветерана наемника, с вставками о прошлых заказах, обучении и разных жизненных ситуациях, в которых ему пришлось побывать. Теперь о ГГ – он не вызывает отторжения и негатива, но симпатий, переживаний и интереса при чтении тоже не возникает. Обычный «бродяга войны», переживший кучу дел и заварушек и имеющий богатейший опыт выживания, но который не имеет никакой цели. Сегодня он может питаться сухарями и смаковать каждую крошку, подумывая чтобы из снаряжения продать, дабы не протянуть ноги, на следующий день живет как альфонс, окучивая всяких похотливых мадам, потом легко берется за работу,оплата которой составляет цену на небольшую армию. Поэтому даже концовка не особо впечатляет, рано или поздно, но все одиночки заканчивают примерно так как главный персонаж. Т.е. если автор ставил целью написание книги о судьбе наемника средневековья, то у него получилось отлично – циничный, жесткий, чаще всего равнодушный взгляд на мир и окружающих от повидавшего жизнь матерого убийцы.И прописано это действительно хорошо, настолько, что и сам следишь за повествованием с тем же равнодушием, вот только кроме этого в произведении нет больше ничего, и оно ничем не запоминается.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Евгений Шалашов «Парламент Её Величества»

Dimson, 24 февраля 2015 г. 09:56

Так получилось, что эпоха, затронутая Евгением в этом романе, мне очень интересна и близка. Потому любой иной взгляд на события 30-х годов восемнадцатого века никак не может пройти мимо моего внимания.

Когда я дорвался до «Парламента», то читал без остановки, перевернув последнюю страницу часа в три ночи. Через три с половиной часа надо было вставать и идти на работу. Это тот самый классический случай, когда не жалко времени и бессонной ночи.

По сути перед нами пролог к основным действиям: умирает Пётр Второй, верховники принимают решение короновать Анну Иоанновну, ограничив её права кондициями. Довольно долго всё происходит в полном соответствии с исторической канвой. Но... поскольку роман относится к жанру исторической альтернативы, всё постепенно меняется: появляется новый фаворит, на удивление толковый и озабоченный не только своим карманом, Василий Татищев (ему посвящены несколько глав) предлагает дополнить самодержавность парламентом, горячо обсуждая проект со спасшим его от наёмных убийц Долгоруковых девятнадцатилетним Михайло Ломоносовым.

Понимая, что власть уходит из рук, не выдерживает Елизавета, подбивает гвардейцев к мятежу, но, благодаря новому фавориту, мятеж удаётся разгромить.

Просто замечательный синтез истории реальной и альтернативной.

Жду продолжения!

Оценка: 10
– [  5  ] +

Евгений Шалашов «Цитадели»

Lantana, 30 сентября 2014 г. 03:47

Я обратила внимание на Шалашова, когда в руки мне попалась дилогия «Наемник». Не то чтобы я впечатлилась на всю оставшуюся жизнь, но понравилось, знаете ли. И автора я запомнила. Потом я приобрела «Жизнь за царя» и как-то мой энтузиазм относительно автора пошел на спад. Это было как картофельное пюре из сухого порошка. Вроде бы есть можно… но ни вкуса, ни запаха, ни радости.

И вот – «Цитадель».

1. Язык. Самое хорошее, что можно сказать про авторский язык, это что написано грамотно. Это, по нынешним временам, уже не мало, конечно. Но и не много. Ничем таким красивым и выразительным язык автора нас не радует.

2. Сюжет. Он есть. Герой все куда-то идет (то туда, а то и обратно) и периодически воюет с разными сомнительными тварями. Однако же… вот вы мало читали текстов, где «хороший» наш бьется насмерть с «плохой» нечестью? Лично я – очень много. И сказать, что автор меня поразил, положа руку на сердце, не могу.

3. Идея. Не обнаружена как класс.

4. Мир. Как-то плохо с миром. Есть большая крепость, есть малая крепостца и есть болото. Все. Ни географии, ни истории, ни мифологии, ни конфликтов внутри мира, ни проблем – кроме внешних врагов. Правда, отсутствие истории мира автор пытается нам объяснить тем, что мол, историков нет… но эта посылка не выдерживает никакой критике. Пусть нет историков, а как же: «а мне бабка рассказывала»… или там «от отцов наших заповедовано», или «а было это в том годе, когда…» Ничего этого нет. Никаких красочных деталей, никакой атмосферы – это при том, что в тексте действуют сказочные персонажи. Казалось бы, как это можно – при сказочных персонажах и без атмосферы? Вот, Шалашов показал как можно: сухо и коротко.

5. Персонажи. С персонажами все печально. Нет, первую, наверное, четверть книги главный герой вполне производит, но вот дальше, дальше автор, видимо, приходит к выводу, что хватить играть на тонких душевных струнах, надо делать дело. И герой стразу становится картон картоном. А все остальные персонажи живыми людьми даже и не притворялись. А чтобы пояснить мою мысль, скажу, что гг периодически утверждает, что где-то там у него есть жена и дочь, которых он вроде как любит. При этом за всю книгу мы не узнали ни одной детали внешности жены и дочери, возраста, места работы/учебы, да даже имени означенных дам гг ни разу не упомянул. Ни одного воспоминания как ругались, любили, спорили, гуляли. Это любовь? Декларация любви есть, а самого чувства – увы. Не вижу. С мотивацией и здравым смыслом персонажей полный швах, просто волосы в жилах стынут. Например, один сильно продвинутый чел решает, что будет крестьянствовать, но не в нашем мире, а в Зазеркалье. Видимо, чтобы служба медом не казалась. И уходит в лес – один!!! – организовывать крестьянское хозяйство. Чтобы без трактора, лошади, бензопилы, жены и помощников расчистить от леса участок, поставить дом и вспахать целину (в одно рыло? мотыгой, что ли?) При этом как и какое жилье ставить не представляет и не умеет. И я бы поняла, если бы этот перс был показан инвалидом умственного труда, так ведь нет! Просто, видите ли, обычный чел, который хочет быть крестьянином.

Автор, конечно, писатель, знаток человеческих душ… а как по мне, так надо было или больше сказочности или больше здравого смысла и проработанности мотиваций.

6. Сопереживание. А не вызывает от слова вообще. Помню, я Красницкого читала, так когда у гг собаку убили – ревела. А у Шалашова людей убивают, а мне хоть бы хны. Ни любви, ни тоски, ни жалости.

Резюме. Не могу сказать, что ничего хуже не видала – видала, конечно, видала. Но следующую книгу не буду покупать точно.

Оценка: 5
– [  1  ] +

Евгений Шалашов «Цитадели»

igorgag, 23 сентября 2014 г. 19:32

Про эту книгу сам автор сказал, что она ему не нравится — поскольку писалась долго и трудно. И ещё почему-то он был уверен, что я её читать не стану. А я взял да и прочитал!

И кстати, не без интереса. Хотя сюжет и не нов —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
герой попадает в другую реальность. И там, ессно, жизнь построена скорее на законах магии, чем физики. А ещё, конечно, вредные монстры; биться же с ними приходится посредством холодного оружия.
Этакое исторически неверное Средневековье. Которое сам герой — он же рассказчик — Олег Васильевич Кустов назвал Застекольем. Автор наделил его многими автобиографическими чертами — от малой родины до семейного положения. Т.е. этот Олег Васильевич — типа альтер-эго Евгения Васильевича. Не знаю, может, частично сие обстоятельство и создавало автору трудности? Ведь это ещё надо суметь — взглянуть на себя со стороны.

Но и читать было интересно именно потому, что Евгений Шалашов щедро поделился личным опытом. Взгляд на знакомые коллизии получился свежим. Ну если бы поменьше скатологических подробностей, банальных «еротических» приколов (или побольше — небанальных) — совсем было бы хорошо.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Евгений Шалашов «Десятый самозванец»

igorgag, 23 сентября 2014 г. 19:27

Респект автору за умение построить увлекательный сюжет. Хотя главный герой, как здесь уже было сказано, личность весьма непривлекательная. Мало того, что личность совершенно беспринципная, поначалу так и совершенно безбашенный.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Евгений Шалашов «Цитадели»

Лёха5555, 16 сентября 2014 г. 20:23

А-а-а! Меня обманули!

Приношу свои извинения за эмоциональный всплеск, но сказать, что я разочарован — это не сказать ничего. Это не Шалашов, это не тот человек, что писал «Жизнь за царя», «Десятого самозванца», «Кровавый снег декабря». Не могу, меня прямо корячило, когда я пытался осилить этот текст (кстати я его и не осилил, остановился, прочитав примерно четверть произведения), причем дело даже не в том, что роман скучен или в нем нет интриги — с этим все в порядке. Но! (Ох уж это треклятое «но»). Ладно, сейчас перекурю, успокоюсь немного и попытаюсь объяснить, чем же я так недоволен.

Итак, чему же, собственно, я не рад? А вот чему. При чтении романа «Цитадели» у меня возникло стойкое впечатление, что Евгений Васильевич отдал на «откуп» свое доброе имя, разместив его под названием «Цитадели». Мне показалось, что текст либо написан им в глубокой юности и переработан в угоду быстрой и легкой наживы, либо написан вовсе не им, либо (и это скорее всего) роман терзали ученики автора, а он приложил руку к отдельным его частям.

Не скрою, начало романа и те части, где действие происходит в «нашем мире» мне показались более выверенными, нежели куски текста, которые были призваны показать жизнь в «Застеколье». При прочтении я извивался как дождевой червь вытащенный из земли на солнцепёк, настолько было тяжко осилить повествование состоящее из коротких, рубленых предложений. Три слова, точка. Пять слов, точка. И так от страницы к странице. Судите сами, для примера приведу один случайно выбранный абзац из очаровавшего меня романа «Лихое время. Жизнь за царя» и один из этого произведения.

Жизнь за царя:

«Жижа вспузырилась, громко фыркнула и чмокнула, как лопнувший бычий пузырь. Ступать по этому месту было опасно, а идти в обход – еще хуже. Никита вздохнул, широко перекрестился и пошел вперед, ставя лыжи не прямо, а «елочкой», как на спуске с горки. Повезло! Когда опасный участок оказался позади и можно было идти так, как все, Никита пообещал, что еще раз отлупит сына, и пусть только Павлуха попробует его защитить!»

Цитадели:

«Не скрою — многое из того, что узнал из бесед, было непонятным. Нечистая сила, оборотни. Кто в это поверит? Но как я буду писать отчет для господина полковника? Но об Унгерне я вспоминал чисто для проформы, не уверенный, что у меня будет возможность писать отчеты. Но кроме отчетов было и мое собственное любопытство. Интересовало же меня все. Ну например, почему в деревнях отсутствует молодежь от семнадцати до двадцати лет? Но главное, что смущало, так это то, что уж слишком все походило на феодальные отношения. Есть замок, есть деревни. Об этом мы как-то и поговорили за «рюмкой» чая.»

Обратили внимание, на количество частиц «но» в этом абзаце? Ха! Мне кажется, если загнать весь текст «цитадели» в какую-нибудь программу по подсчету слов, буде такие имеются, слово «но» будет в нём наиболее часто употребляемым. А эти короткие предложения? Ни в АИ о послесмутных временах (мною любимом), ни в повествовании о Тимошке Анкудинове такого и близко не было! Они просто бьют по печени, судите сами, ну как так можно писать:

«Мое место в центре. Что же, все справедливо. Место кнехтов под защитой рыцарей. А я покамест даже на оруженосца не тяну. Так, пейзанин-ополченец, взявший в руки оружие. Утешало, что я стою между Гномом и Брясло — моими наставниками. Значит, сразу пропасть не дадут! И парень с клевцом во второй шеренге, крайний справа, скосив глаза, подмигнул с самым ободряющим видом.»

Нет, иногда писать короткими, как выстрел фразами — это прекрасный ход в процессе повествования, но, ё-моё, из этих фраз состоит добрая треть «Цитадели» и это уже похоже на молоток, который бьет по голове, как по шляпке гвоздя:

«Унгерн понял все сразу.»

А!

«Грустно посмотрел на маленький вертолет.»

У!

«Когда закончил переговоры, подошел ко мне»

Ы-ы-ы

Не знаю, кто за Е.В. пытался набить этот текст (его студенты, или скучающая супруга), но стоило бы ему тщательней его выверять или не подписываться под сим опусом. Либо Шалашов исключительно легкомысленно относится к своему доброму имени, которое только-только начало звучать, благодаря его прежним работам (изобилующим интереснейшими историческими фактами, насыщенным героями, среди которых даже второстепенные имеют мощную харизму, характер), либо проводит над нами эксперимент, либо ему просто наплевать.

З.Ы. Евгений Васильевич, спасибо за наслаждение, подаренное тремя Вашими произведениями. А этот тест — не ваш. Уверен.

Оценка: 2
– [  12  ] +

Евгений Шалашов «Десятый самозванец»

StasKr, 5 сентября 2014 г. 11:09

Жизнь всегда фантастичнее любой выдумки. Мне казалось, что тема самозванства на Руси в семнадцатом веке была исчерпана после коронации Михаила Фёдоровича и окончанию Смутного Времени. Каково же было удивление, когда я наткнулся на эту книгу, которая рассказывает о самозванце, объявившем о своих правах на российский престол через тридцать лет после венчания на царство первого из Романовых! Поэт, мошенник, авантюрист, он за девять лет объехал половину Европы, стараясь заручиться у соседей России помощью в захвате престола, обещая за это различные территориальные уступки. Однако ему везде и всюду не везло, поскольку к этому времени наша страна уже в значительной мере преодолела последствия Смуты. Да, Россия ещё не достаточно могущественна для начала европейской экспансии, но уже достаточно сильна, что бы у её соседей не возникало желания лишний раз напасть на неё.

Сам герой вызывает сильнейшее отвращение. Причём это отвращение настолько сильное, что желание российских властей четвертовать самозванца на Красной площади вызывает живейшее одобрение, поскольку подобная гнусь не должна топтать землю. А с другой стороны следя за похождением этого душегуба я задумывался о возможностях, скрытых в людях. Вот жил-поживал человек. Да, не самый лучший представитель нашего рода, но всё же и не подонок. Жил он самой обычной жизнью, не особо отличаясь от других собратьев-чиновников, разве что воровал меньше других (поскольку следили за их приказом довольно строго). Были у него природные задатки, позволявшие ему делать карьеру, но карьеру отнюдь не головокружительную, а вполне рядовую. И сам он был банален и неинтересен, пока не проигрался в кости, не украл денег и не бросился в бега. И вот как раз после того, как все мосты были сожжены, у человека проявляются недюжинные таланты. Ну ладно, оставим в покое превращение офисного служащего в матёрого душегуба, натура у Акундинова была с гнильцой изначально. Также отложим в сторону его незаурядную способность к иностранным языкам. Но ведь после первых убийств в своей жизни в Тимофее возникло в НЕЧТО такое, что гнало его вперёд от одной страны в другую и делало его вхожим во дворцы множества европейских государей. Откуда это взялось в мирном труженике пера и чернильницы, который к двадцати семи годам только и смог, что при покровительстве со стороны собственного начальства дослужиться до старшего подьячего в приказе Новой четверти (пользуясь современными аналогиями – начальника отдела в Росалкогольрегулировании)? Воистину, «человек либо ни на что не способен, либо он способен чёрт знает на что» (с).

Недостатков в произведении ровно два. Во-первых, это главный герой, который не вызывает ничего кроме омерзения. Во-вторых, это довольно хаотичное повествование. Действие романа постоянно прыгает как во времени, так и в пространстве. То события описывают Москву 1643 года, то действие перепрыгивает в Стамбул 1646 года, а потом – в Швецию 1651 года. При этом некоторые сюжетные линии просто провисают в пустоте. Так, приключения Акундинова в Польше оборваны на полуслове, поскольку автор внезапно переносит действие в Турцию и лишь потом, вскользь упоминает, что герои сбежали от гостеприимного польского магната. А приключения самозванца в Сербии и вовсе только упоминаются в книге, хотя герой получил там самый тёплый приём. Видимо объём произведения подгоняли под принятый издательством формат.

Желающим прочитать книгу стоит иметь в виду, что книга написана в типичной для автора брутальной манере. Сцен насилия и сексуального характера в ней хватает с избытком. Да и второстепенные персонажи романа порой ничуть не уступают в жестокости главному герою. Чего стоит только старик-библиотекарь, ярый поклонник идей Декарта и тонкий ценитель творчества французского драматурга Пьера Корнеля! При этом в своей прежней жизни он был офицером, участвовал в многочисленных военных компаниях и оставил после себя недобрую славу. Недаром его бывший однополчанин вспоминает, как тот после изнасилования девицы разрезал ей живот и засунул туда руки, чтобы согреться. Таких персонажей герою на своём пути встретится немало.

Очень понравился финальный эпизод, посвященный казни самозванца (это не спойлер, поскольку об этом предупреждает аннотация). Московский люд, пришёдший проводить приговорённых преступников на плаху показан очень комплиментарно. Ну а реакция зрителей на неожиданную гуманность распорядителя казни и вовсе заставила улыбнуться.

Итог: неплохой исторический роман, посвящённый периоду правления Алексея Михайловича Тишайшего. Середина XVII века – не самый популярный в нашей литературе исторический период, к тому же большая часть подобных произведений посвящена бунту Степана Разина или Расколу. «Десятый самозванец» даёт возможность взглянуть на Россию глазами её соседей. Польские магнаты, турецкие чиновники, ватиканское духовенство, правители Швеции – все они задумываются над предложениями самозванца и каждый из них приходит к выводу о нецелесообразности войны с Россией. Фактически перед нами оценка правления первого царя из династии Романовых. Какие бы потрясения в дальнейшем не ожидали страну Смута, сопряжённая с иностранным вторжением, ей больше была не страшна.

Оценка: 8
– [  11  ] +

Евгений Шалашов «Лихое время. «Жизнь за Царя»

StasKr, 7 августа 2014 г. 05:52

Смутное Время – один из самых страшных периодов в отечественной истории. Небывалый голод, послуживший причиной начала катастрофы, многочисленные самозванцы, подовравшие авторитет Власти, вторжение армий соседних государств… В каком-то смысле Смутное Время даже страшнее Гражданской Войны. Там хотя бы с самого начала была политическая сила, которая захватила столицу, а затем смогла постепенно распространить свою власть на остальную территорию страны. В Смутном Времени такой силы не было, политические группировки постоянно боролись между собой, многократно предавая друг друга и то и дело переходя на сторону иноземных захватчиков. Подобный бардак, а так же отсутствие единого командования делает в моих глаза победу русских над поляками довольно случайным событием. Нет, я понимаю, что предпосылки к ней имелись, да и бардак у поляков был ничуть не меньшим, чем у русских, но я уже довольно долго задавался вопросом: «А что если?» Так что пропустить эту книгу я просто не мог.

Автор выбрал крайне удачную точку бифуркации: 3 сентября 1612 года в решающий момент трёхдневного сражения за Москву гибнет князь Пожарский и поляки рассеивают Земское войско. Вероятность победы интервентов и так была очень высока, а уж в случае гибели главы ополчения у русских не оставалось ни единого шанса. Так что повторюсь ещё раз: историческая развилка в романе крайне достоверна.

1614 год. Прошло полтора года как князь Пожарский погиб в бою, а Кузьма Минин был посажен на кол на Красной площади. Нижний Новгород сожжён поляками, Астрахань захвачена персами, Казань – восставшими татарами, Новгород – шведами, Архангельск – англичанами. Улицы Москвы усыпаны костями непогребённых тел, а по городу рыскают стаи волков. В Кремле сидит польский гарнизон во главе с «наместником королевича Владислава», который пытается управлять остатками страны. Впрочем, у польского полковника, выдающего себя за представителя законного царя (есть ещё с полдюжины незаконных) править Россией получается настолько плохо, что бояре, уже который год пресмыкающиеся перед ляхами, заявляют ему в лицо, что им не нужен такой король.

А по стране гуляет Смерть. Поляки убивают русских, русские убивают поляков и друг друга. Казаки и прочая наёмная шваль грабят, насилуют и режут всех подряд. Города разрушены, сёла – разорены и сожжены. Торговля практически прекратилась. Дело дошло до того, что цены на оружие в охваченной Смутой стране резко упали, так как у воюющих сторон уже нет денег, на покупку пушек, пищалей, пороха и снарядов.

Но даже в этих страшных условиях, когда кажется, что Русь погибла сопротивление захватчикам не прекращается. Монахи Соловецкого монастыря сражаются на крепостных стенах, бояре в который раз собирают ополчение и даже разбойники стараются убить как можно больше поляков, пытаясь тем самым не только получить богатую добычу, но и оправдаться в глазах окружающих и предстать перед ними защитниками Отечества.

Пожалуй главным недостатком книги является её объём. Видимо автор подгонял размер произведения под формат издательства. Как следствие – роману явно не хватает хотя бы сотни страниц, из-за чего некоторые сюжетные линии просто оборваны. И если, например, история пана Казимира, с которого и начинается книга, и не требует особого продолжения (множество таких «панов» с польским войском пришло на Русь и особого интереса история одного из них не представляет), то описание высадки английского экспедиционного корпуса на севере России просто оборвана на полуслове. Пытались ли англичане продвинуться южнее Холмогор? Если да, то почему у них это не получилось? И почему они даже не пытались штурмовать Соловецкий монастырь, без обладания которым закрепиться на Белом море просто не получится? К сожалению, ответов на эти вопросы в книге нет.

Недостаток объёма сказался и на проработке характеров персонажей. Впрочем, даже будучи стеснённым условиями задачи (десятки героев, полдюжины сюжетных линий на триста страниц текста) Шалашову в целом удалось решить и эту задачу. Князь Даниил Иванович Мезецкий, келарь Троице-Сергиевой лавры Авраамий Палицын, Иван Никитыч Романов (в нашей истории – дядя первого царя новой династии) получились у автора живыми людьми со своими страстями, взлётами и падениями. А вот второстепенные герои автору удались несколько хуже.

Об исторической достоверности произведения ничего сказать не могу. Явных ляпов, заметных даже дилетанту вроде меня в книге нет, а уж рассуждения о том, мог тот или иной персонаж в сложившихся условиях возглавить народное движение, созвать Третье ополчение и провести Земской Собор, на котором бы выбрали нового царя я и вовсе нахожу бессмысленным.

В книге есть мат. Впрочем, следует оговориться, что Шалашов, в отличие от многих других авторов умеет обращаться с обсценной лексикой, так что в данном случае наличие крепких слов в тексте не сильно режет глаз. Действительно, как ещё может изъясняться мужик, когда на его глазах бандиты насилуют жену и требуют отдать деньги, которые он скопил?

Так же следует отметить, что «Лихое время» является вполне законченным произведением, так что продолжения истории (если оно вообще выйдет) ждать не надо.

Итог: не смотря на то, что книга написана в жанре альтернативной истории перед нами именно что исторический роман. Что важно – качественный исторический роман. Однозначно стоит прочитать всем, кто интересуется Смутным Временем.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Евгений Шалашов «Лихое время. «Жизнь за Царя»

be_nt_all, 27 апреля 2014 г. 20:43

Отдельное, большое спасибо издательству Эксмо за «великолепное» название, порождение сумрачного распределённого в облаках гения русских «интернетов».

Впрочем, по сравнению с тем, что сделали названием первой книги «Жизнь и деяния графа Александра Читтано» Константина Радова это ещё нормально. При том, что если подобные словесные конструкции должно, по идее, привлечь типичного читателя «махровой махровщины»,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
известного также как альтернативно-исторический маструбатор,

то аннотация (вполне соответствующая содержанию книги) такого читателя способна отпугнуть напрочь.

Но хватит о грустном... Давайте, собственно, о романе. Книга мастерски, со знанием материала, написана крупными мазками: в каждой главе мы увидим смутные, лихие времена России глазами нового героя. Начиная от откровенного негодяя «пана» Казимира в первой главе. И если у кого в голове была мысль, что де при поляках бы мы зажили (долго и счастливо) как часть просвещённой Европы, автор романа места подобным иллюзиям не оставляет.

Но открывающаяся картина, как бы мрачна она не была, ни в коем случае не безнадёжна — как и в неальтернативной истории, тут хватает людей всех сословий, которые делают что могут, чтобы на месте хаоса и интервенции воссоздать Российскую державу (да и просто-напросто нормальную человеческую жизнь). Пусть Минина и Пожарского среди этих людей уже нет. Книга — лишний повод напомнить, что мы празднуем 4 ноября в день народного единства. И как, собственно, такое единство рождается (в крови и муках, как от Адама и Евы положено).

А кончается роман (это не спойлер, эту информацию легко узнать заглянув в оглавление книги) Земским собором и избранием основателя новой династии. И продолжение тут вряд ли нужно, sapienti sat, а чуть приоткрытый финал прекрасно вписывается в общую композицию книги: между отдельными картинами которой автор оставил достаточно заметные пространственно-временные зазоры, предлагая читателю использовать свои воображение и ум и самому заполнить «лакуны».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Отдельно хочу сказать спасибо Евгению Васильевичу за отличную метафору царской доли в форме овечьих катушков. В свете этой «коды» «махровское» название начинает играть новыми красками: можно ли положить жизнь за царя, если этот царь — ты сам?..

Оценка: 9
– [  6  ] +

Евгений Шалашов «Цитадели»

Dimson, 24 марта 2014 г. 08:42

Какой фантаст не мечтает в один прекрасный день побыть сказочником? Вот и Евгений Шалашов, прекрасно знакомый читателю романов исторических, АИ и фэнтези, решил обратиться к сказке. Понятно, что не простой, а сказке для взрослых, которая будет прекрасным уроком для всех добрых молодцов.

Поначалу действие развивается будто в сериале «Секретные материалы»: налицо загадочные исчезновения людей, органы безопасности рвут и мечут. Главному герою (Евгений Шалашов подарил ему часть своей биографии) поступает предложение, от коего нельзя отказаться. и вот... впрочем, дальше пойдут спойлеры, и потому читателю лучше самому узнать, что его ждёт на страницах увлекательной книги.

Скажу главное: скучно не будет! А добрый тонкий юмор автора не раз заставит вас улыбнуться.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Евгений Шалашов «Лихое время. «Жизнь за Царя»

igorgag, 17 февраля 2014 г. 22:57

Познавательно. Много интересных моментов — о том каким был быт наших предков; каких высот достигало тогдашнее военное искусство. Герои убедительны — не супермены, реальные люди. Интересный сюжет — сначала развивается по нескольким линиям, которые затем как бы начинают сближаться, переплетаться. И ударный момент ближе к финалу — по законам жанра!

Несколько разочаровала любовь автора к разным физиологическим моментам... А в остальном — рекомендую всем, кто интересуется отечественной историей!

Оценка: 7
– [  10  ] +

Евгений Шалашов «Наёмник»

StasKr, 4 февраля 2014 г. 11:55

«Судьба ведёт наёмника сквозь тысячи дорог

На перекрестье городов и стран.

Театр военных действий пройден вдоль и поперёк,

Использован, как собственный карман!» (с) Алькор

… Европа, Средневековье. Обстановка, как водится, напряжённая. Собственно всё как обычно – война всех против всех. Императоры и короли сражаются друг с другом, феодалы враждуют с вольными городами, бароны грабят проезжающие мимо караваны, а разбойники щиплют простых крестьян. Впрочем и сами крестьяне не дураки ограбить и убить доверчивого путника… В общем идёт нормальная, можно сказать размеренная, жизнь.

Ну а поскольку времена Империи Спартака (в этом мире восстание древнеримских рабов увенчалось успехом) с её легионами миновали, а Новое время с регулярными армиями ещё не наступило, бал правит рыцарская конница и наёмники. Именно об один из таких «псов войны» и является главным героев цикла.

Итак, Юджин Артакс. Двадцать лет назад после ссоры с семьёй он променял графский титул на стезю наёмника. За прошедшие годы он прошёл путь от рядового до полковника (невероятный результат для «неблагородного» в мире, где бал правит аристократия), побывал во всех краях Швабсонии, служил разным государям и императорам, обзавёлся врагами и множеством полезных знакомств, но так и не скопил сколь-нибудь серьёзных денег, чтобы осесть на одном месте. Впрочем, на счёт денег это не совсем верно, ведь не они являются причиной того, что герой разменявший свой пятый десяток продолжает продавать свой меч всем кто заплатит. Просто Артаксу нравится быть наёмником и он, несмотря на все риски этой профессии, а так же приближающуюся старость, не собирается менять свой образ жизни.

Вот и теперь ему после продолжительного простоя подворачивается работа по профилю: необходимо возглавить гарнизон вольного города Ульбурга и отбить нападение герцога Фалькенштайна. Впрочем, как оно часто и бывает, самые опасные враги оказываются не из числа тех, кто штурмует стены, а среди тех, кого ты подрядился защищать.

История у Евгения Шалашова получилась динамичной. Драки, поединки, сражения, интриги, убийства, предательства – всего этого на страницах книг более чем достаточно. Собственно, кто видел фильм «Плоть и кровь» Пола Верховена тот поймёт какой настрой несут в себе романы цикла «Наёмник».

Кроме захватывающего сюжета (а оторваться от книги мне было действительно очень трудно) стоит упомянуть приличный литературный язык, неплохо проработанных персонажей, а также знание исторических реалий. Конечно, есть и спорные моменты, вроде вопроса религии в этом мире и досадные ошибки, как в случае с кукурузной соломой (информации, что Америка уже открыта в цикле нет), но заострять внимание на них совершенно не хочется.

Единственный момент, который вызвал у меня недовольство, так это шуточные отсылки в конце первого романа к Сапковскому и Марии Семёновой. Подобные хохмы уместны в книгах Успенского о богатыре Жихаре, но не в серьёзном авантюрно-историческом произведении.

Спорным моментом в цикле является конь главного героя, который получился каким-то уж чересчур умным. Недаром те, кому книги не понравились, сравнивали его с ехидным жеребцом из цикла Ольги Громыко про Вольху Редную. И хотя сходство между этими жеребцами довольно относительное, однако такие ассоциации действительно могут возникнуть.

Итог: очень доволен тем, что открыл для себя этого автора. Отличные книги написанные в жанре исторического романа и сдобренные небольшой примесью альтернативной истории являются настоящим подарком для читателя измученного бездарными опусами про попаданцев. История Юджина Артакса не завершёна, так что надеюсь на появление заключительной части цикла.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Евгений Шалашов «Кровавый снег декабря»

dimon1979, 9 января 2014 г. 16:13

Внимательно слежу за творчеством Евгения Шалашова. Первое мое знакомство с его книгами, началось с романа «Десятый самозванец», от которого я получил массу приятных минут, проведенных за чтением. Поэтому, нет ничего удивительного, что спустя некоторое время, я решил ознакомиться со следующей книгой автора. Тем более, по моему книжному графику, как раз подошло время чтения книг на историческую тему. «Кровавый снег декабря» — история о декабрьском восстании, участников которого потом прозвали декабристами.

Автор выбрал довольно тяжелую тему для написания. Все-таки история с восстанием декабристов, может по-разному восприниматься современниками. Для кого-то они навсегда останутся героями, а для остальных изменниками. Шалашов попытался реконструировать возможные события, которые могли бы случиться, если бы все закончилось для заговорщиков удачно. Писатель отлично разбирается в малейших деталях, которые присущи описываемому времени. Произведение написано с участием практически всех более-менее значительных фигур того времени. Чувствуется, что Евгений искренне переживает за судьбу Российской империи. На тот момент Россия находилась на пике своего могущества. Прошло совсем немного времени после победы над Наполеоном, авторитет страны в мире вырос. На мой взгляд, на написание данного произведения свой отпечаток наложил развал СССР. Такой же сценарий ожидает и Российскую империю. Голодные бунты, отделение завоеванных территорий, развал экономики, падение авторитета власти, полное обнищание страны и народа. Спору нет, изменения были необходимы. Но какой ценой можно было этого добиться? Евгений Шалашов показал в своей книге, что целью декабристов было не изменение существующего порядка, который многих не устраивал, а в большей степени это было авантюрой, которая не могла привести ни к чему хорошему.

Написана книга довольно интересно. Автор отлично разбирается в эпохе 19 века. Роман получился жестким, местами даже чересчур, но в плане реалистичности и достоверности, к автору нет никаких претензий. Есть место и для ругательств, которые вставлены не для придания тексту брутальности, а всегда применяются по необходимости. Писатель использует для общения между своими героями множество выражений и оборотов, присущих тому времени. Много внимания уделено военным вопросам, между сегодняшним днем и началом 19 века огромная разница, причем, по всем вопросам касающихся армии. Несмотря на небольшой объем романа, автор уделил внимание всем проблемным темам — война на Кавказе и жизнь солдат в том регионе, отношения с Польшей, подпольная борьба с Англией, притязания Швеции и многое другое.

«Кровавый снег декабря» — реконструкция возможного сценария, который мог бы намного раньше привести Российскую империю к развалу, если бы у декабристов все получилось. Нельзя на крови построить что-то чистое и светлое, какими бы лозунгами это не прикрывалось.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Евгений Шалашов «Хлеб наёмника»

pavluha1977, 19 ноября 2013 г. 10:06

Я честно говоря не разделяю восторженных отзывов. Все слишком простенько и прямолинейно. Мне напомнило опусы А. Орлова. Главный герой — супермен-наемник, который может сам уложить десяток бойцов. Он командует армиями, спит с герцогинями, руководит обороной городов. Ну не очень реалистично. Все герои какие-то плоские, картонные. Да в книге присутствует неплохой юмор, который не напрягает (чего стоит Гневко). Я бы скорее отнес книгу к жанру юмористической фантастики, а не к историческому роману. Но увы это не мой жанр, потому и такая оценка.

Оценка: 6
– [  14  ] +

Евгений Шалашов «Десятый самозванец»

dimon1979, 25 сентября 2013 г. 14:53

Периодически стараюсь чередовать чтение фэнтези-романов с фантастикой, и изредка беру для прочтения исторические романы. Очень много зависит от эпохи, которая мне в данный момент интересна, поэтому выбор нового романа Евгения Шалашова «Десятый самозванец», был не случаен. Сейчас мне хочется узнать побольше о периоде Смуты на Руси и о последовавшем после этого в стране кризисе.

Данное произведение расскажет о судьбе самозванца Тимофея Акундинова, который выдавал себя за сына последнего русского царя из рода Рюриковичей Василия Шуйского. Чем же так интересна его жизнь? В первую очередь, это условия при которых он решился на подобный шаг. Совершив несколько глупых поступков, которые кардинально изменили его жизнь, Акундинов начал метаться по всему миру и рассказывать всем вокруг о своем царственном происхождении. Автор подробно показывает изменения, которые произошли с Тимохой, чтобы читатель мог четко увидеть всю степень мерзости и гадости, выползшей из души самозванца. Вроде бы, был самый обычный человек и как быстро он превратился в бешеное животное, которое можно и нужно пристрелить.

Евгений Шалашов провел своеобразное исследование, в котором попытался пояснить причину неудачи десятого самозванца и почему ему не удалось добиться поддержки ни в одном зарубежном государстве. В описываемом времени уже произошло множество различных событий, которые позволили России добиться уважения со стороны соседей. Также очень важную роль играла Османская империя, которая не давала правителям из Европы даже думать о новой войне, так как постоянно держала всех в страхе и напряжении. Поэтому замысел Акундинова был обречен заранее и его ждала одна дорога, дорога на плаху.

Очень неплохое произведение получилось у Евгения Шалашова. Читателя ждут невероятные путешествия, знакомство с известными историческими личностями, достоверная атмосфера середины 17 века и множество интересных фактов из истории того времени.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Евгений Шалашов «Лихое время. «Жизнь за Царя»

Dimson, 4 сентября 2013 г. 11:59

Снова традиционная АИ — без попаданцев. Снова моделирование того, что могло бы быть если... Точка бифуркации — весьма непростой для России момент — Смута.

Расклад событий явно не в пользу страны, всё играет против... но даже в такой ситуации находятся люди, способные переломить ситуацию Кто-то из патриотических побуждений, кто-то «корысти для».

Как всегда, Евгений талантливо передаёт дух эпохи, радует читательский глаз хорошо отточенным стилем и нетривиальным взглядом на хорошо знакомые события. Как и прежде, ныряешь в книгу с головой и, когда перелистываешь последнюю страницу, невольно задаёшься вопросом — когда же будет продолжение?

Для тех, кто любит историю и «вкусные» книги.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Евгений Шалашов «Десятый самозванец»

Dimson, 21 августа 2013 г. 15:11

В наше время написать и главное издать историческую книгу — подвиг! Именно так!

При всей любви народа к истории, почему-то именно жанр исторического романа оказался в настоящем загоне, массовый читатель предпочитает получать историческое «образование» в книгах жанра АИ.

Главной удачей «Самозванца» мне видится стопроцентное попадание в эпоху и неординарная фигура главного героя. Признаться, Тимошка Акундинов вызывает двойственные чувства. И вроде поступки совершает премерзкие и в то же время вызывает к себе жалость. Есть в нём что-то одновременно и остапобендеровское и макбетовское.

А ещё, на мой взгляд, сама история его похождений весьма кинематографична. Надеюсь, наши режисёры ещё обратятся к ней.

Спасибо Евгению за отличную книгу!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Евгений Шалашов «Десятый самозванец»

Oleg2010, 26 июня 2013 г. 15:56

Историко-приключенческая авантюра. Жанр с одной стороны развлекательный и требующий от автора соответствующего подхода в манере изложения, с другой — давят музе горло рамки уже зафиксированных событий. И никакой альтернативной реальности, кроме известных фактов и событий.

Но, если автор талантлив, то даже репортаж о битве за урожай или очередную победную плавку чугуния можно превратить в увлекательное чтиво.

А уж тем более, о таком персонаже, как авантюрист мирового уровня Тимошка Акуддинов. Книга получилась и увлекательной, и познавательной.

К моим словам небольшая цитата из интервью автора «Литературе Вологодского края»:

"— Меня всегда интересовало: как так получается, что человек в трезвом уме и твердой памяти называет себя вымышленным именем, что им движет? — рассказывает Евгений Шалашов. — Вообще, в романе «Десятый самозванец» сплелись несколько моих увлечений — психология, историческое краеведение и история литературы. Обладая колоссальным обаянием, талантом (освоил несколько иностранных языков), Акундинов в то же время был абсолютно беспринципным человеком: предавал родину, друзей, женщин, умудрился последовательно принять ислам, католичество, лютеранство и протестантизм. Не хотелось бы быть похожим на такого персонажа».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Евгений Шалашов «Десятый самозванец»

Шалашов, 23 июня 2013 г. 21:47

В сущности — книга по жанру не является фантастикой. Но скажите, кто из авторов исторической литературы не фантаст? Будь то научные труды, будь то художественная литература?

Оценка: 10
– [  8  ] +

Евгений Шалашов «Слово наёмника»

Oleg2010, 2 мая 2013 г. 20:16

Долгожданное продолжение прекрасного романа «Хлеб наемника». Автор — профессиональный историк не «рыскает волной», а слово за словом, скрупулезно и достоверно рисует альтернативный мир. Не забывая и о важнейшей составляющей художественной литературы авантюрного жанра — приключениях.

Выдержка из интервью автора:

«Собственно говоря, альтернативная «реальность» — это лишь фон. У меня не было задачи описать новый мир. Роман, прежде всего, о человеке. Но коль скоро альтернатива «имела место быть», то я решил изобразить Европу XVI столетия, но — Европу, где удалось восстание Спартака. Вчерашний гладиатор захватил власть и основал империю.

Не было гонений на христианство и, как следствие, не появились воинствующие христиане. В этом мире уживаются и язычники и христиане. Нет насильственных крещений. Перед каждым человеком стоит выбор — принимать или не принимать Веру.

А в целом, мир Европы — мир феодальной раздробленности. Но его все равно было бы не избежать. История движется по спирали. Если мы посмотрим в сторону Азии, Африки или Америки, то везде увидим периоды объединений, раздробленности, новых объединений...»

Если для вас ценность книги не в горах трупов и реках крови — читайте непременно. Этот роман написан для вас

Оценка: 10
– [  12  ] +

Евгений Шалашов «Кровавый снег декабря»

Dimson, 16 апреля 2013 г. 13:06

С детства «болел» темой декабристов и не мог понять, что тому виной: то ли великолепный душераздирающий фильм Мотыля, то ли тот героико-романтический соус, под которым подавались декабрьские события 1825-го года.

Порой ловил себя на мысли: ну, а если бы они победили, тогда что?

И вот прекрасный ответ на эту тему. Евгений Шалашов проделал поистине титаническую работу, показав стройную модель наиболее вероятного развития событий.

Действительно, слишком далеки декабристы были от народа, а уж народ от них ещё дальше. И благие помыслы могли привести только в одно место.

Не хочу спойлерить и пересказывать сюжет. Право слово, лучше найти и прочитать книгу. Несколько чудесных вечеров вам однозначно обеспечены.

Спасибо автору!

Оценка: 10
– [  7  ] +

Евгений Шалашов «Слово наёмника»

Нойкед, 11 апреля 2013 г. 10:14

Достаточно неоднозначное впечатление оставила вторая часть «Наёмника». С одной стороны — интересно и живо прописанный мир, хороший авторский замысел, добротный сюжет.С другой стороны не совсем понравилось чрезмерное ( по сравнению с первой частью, на мой, пускай, субъективный взгляд) увлечение автора излишним натурализмом в плане сексуальных взаимоотношений персонажей.

Достоинств всё таки больше, т.к. это действительно добротно написанная полуальтернативка, причём автор действительно разбирается в том, о чём пишет, т.к. по образованию является профессиональным историком. Дестких ляпов и оплошностей в книге пратктически нет, за исключением основного:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
один из детей принца крови уходит в наёмники и 15 с лишним лет не кажет носа родственникам, всячески избегая всяких встреч
.

В целом — достойная книга, судя по всему будет продолжение (в этот раз всё таки пускай будет окончание). Готовясь к многочисленным минусам скажу, что по своей атмосферности и некоему самоощущению в реалистичное средневековья, книга не слабее столь любимого многими Аберкромби.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Евгений Шалашов «Слово наёмника»

Dimson, 8 апреля 2013 г. 14:45

Достойное продолжение первой книги (есть надежда, что издательство закажет у автора и том третий).

Наёмник Артакс снова и снова проходит через цепочку предательств: его подставляют, обманывают, навешивают убийство, которого он не совершал, судят (сцены средневекового отправления правосудия одни из самых сильных в романе).

Но Артакс не сдаётся. Ведь он дал слово выручить тех, кто доверил ему свои жизни.

По-прежнему интересный мир, интересные обстоятельства, масса любопытных подробностей.

Действительно, одна из редких литературных удач в фантастике последнего десятилетия.

Оценка: 10
– [  12  ] +

Евгений Шалашов «Хлеб наёмника»

Dimson, 14 февраля 2013 г. 11:04

Перед нами классический приключенческий роман, действие которого разворачивается в условиях альтернативной реальности, а точка бифуркации — победа восстания Спартака. Да, этот мир содержит черты привычного Средневековья, но политическая география уже иная. Главгерой, профессиональный наёмник принимает предложение жителей небольшого городка и встаёт во главе его обороны.

Евгений Шалашов щедро делится накопленным багажом своих знаний. Честно говоря, узнал для себя массу интересных деталей, касательно быта, законопроизводства и военного дела.

И тоже с нетерпением жду продолжения.

Оценка: 9
– [  19  ] +

Евгений Шалашов «Хлеб наёмника»

Нойкед, 27 августа 2012 г. 11:21

Это не фантастика, это не фентэзи, это даже не альтернативка в чистом виде , насколько я понимаю. Это, по сути дела, исторический роман с натуралистическими подробностями. Автор, по моему, является профессиональным историком, может как раз поэтому его описания повседневной жизни средневекового европейского города лишены ляпов, которыми грешат многочисленные авторы романов про попаданцев. За исключением нескольких небольших роялей, которые большинство читателей, представляющих средневековье по книжкам Мартина не заметят, роман реалистично-натуралистичный, без излишего увлечения автором копанием в потрохах и отбросах. Если нагадили — значит дерьмо, если зарезали — кровь.

Главный герой не учит окружающих жить, не пуляет во все стороны файерболами и даже не претендует на полцарства. Редкий случай, когда название книги на 100% соответствует содержанию.

При текущем уровне издательского бизнеса, ориентирующего на одарённых попаданцев с кладенцами за пазухой, книжку можно считать, в какой то степени неформатом. Жду продолжения (окончания).

Оценка: 9
⇑ Наверх