Все отзывы на произведения Вячеслава Назарова |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
«Силайское яблоко» |
| |||
kkk72, 04 февраля 2008 г. в 22:55 | ||||
Эта повесть — настоящий шедевр от малоизвестного автора. Очень динамичный сюжет успешно сочетается со сложными размышлениями на социальные темы. Несмотря на время написания, эта повесть не кажется морально устаревшей. История о том, как студент стал диктатором, или описание гонок на козлах заслуживают особого упоминания. И все таки, в первую очередь эта книга рассказывает о власти и о том, что она может сделать с людьми. Рекомендую к прочтению! | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
Darth_Veter, 30 июня 2020 г. в 00:49 | ||||
Хотите верьте, хотите — нет, но в молодые годы я считал эту повесть самым лучшим отечественным произведением в жанре фантастики. Это меня самого удивляло: есть, ведь, Ефремов, Стругацкие, Кир Булычев и множество других известнейших писателей! Почему мне так нравился какой-то Назаров? Один из фрагментов я даже выучил наизусть — тот, где в самом начале Оксигена Аша пытаются уничтожить другие претенденты на престол. Подобного увлечения у меня потом уже не было никогда. В чем же дело? К несчастью, у писателя Вячеслава Назарова очень короткая биография, так как прожил он всего 42 года. В основном был известен как поэт. Фантастику начал писать уже в зрелом возрасте, на закате своей жизни. То, что успел написать, выделяло его среди остальных и показывало, что человек он неординарный, но писать умеет. Повесть «Силайское яблоко» оказалась для него последней и вышла в тираж уже после смерти писателя. Реакции читателей на нее он так и не узнал... «Силайское яблоко» — весьма нехарактерное произведение, своеобразная литературная «белая ворона». Единственный в своем роде сатирический памфлет, который писатель успел закончить, хотя изначально планов было много. Подобно Ефремову, Назаров попытался экстраполировать в будущее общество, пресыщенное самыми разными человеческими пороками — от жадности до глупости. Будет ли оно жизнеспособно или сменится более разумным и рациональным устройством? Проведя разного рода испытания и эксперименты, писатель, к своему удивлению, понял, что такое общество окажется стабильным и просуществует столько времени, сколько проживет его правитель. Такой ответ поразил писателя настолько, что он взялся за перо, чтобы записать все свои размышления на эту тему. Получилась весьма неплохая повесть с легким детективным сюжетом. Стиль ее иронично-серьезный (одно только имя Кормчего чего стоит!), сюжет увлекает своими приключенческими мотивами (а вы знаете, чем знамениты яблоки из Силайи?), диалоги просты и незатейливы, а вот язык... Язык повести настолько изобретателен и оригинален, что автору просто хочется аплодировать, как блестяще играющему актеру. Предложения построены почти идеально — лучше, наверное, и не написать. У меня есть подозрение, что писатель шлифовал их не один год, пока не добился совершенного звучания. Мастерская работа! Недаром я легко заучил тот отрывок: он запоминался, как стихотворение (вот где пригодились поэтические способности автора!). Уверен, что вам не удастся найти ничего похожего у других писателей. Это произведение — уникум в своем роде. Читая повесть, я никак не мог угадать, куда в очередной раз завернет сюжетная петля и как главгерой выберется из очередной ловушки. Абсолютно непредсказуемая фабула! Даже в самом конце, уже после завершения миссии Шанина на Свиру, история продолжается и удивляет своей незавершенностью. Я надеялся, что последует продолжение, не зная, что автора уже нет в живых... Что посоветовать всем? Только одно — подарите себе такой подарок, прочтите его и мудро им воспользуйтесь! | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
Вертер де Гёте, 22 ноября 2009 г. в 22:06 | ||||
Силайский плод — не плод Эдема, И здесь соблазн в особом роде; О, Власть, как вечна эта тема, И как близка людской природе. © Вертер де Гёте Удивительно смелое для своего времени произведение. Вячеслав Назаров — из тех самых «шестидесятников», которым довелось глотнуть обманного воздуха хрущёвской «оттепели». И как у многих «шестидесятников», в творчестве Назарова причудливо уживалась романтика комсомольских строек и трудные размышления о стране, где «убили слово» (поэма «Атлантида») и неопубликованное полу-крамольное «Мне приснилось сегодня, что Сталин воскрес...». И не меньшей крамолой было писать в середине семидесятых о планете, укрывшейся от всего мира за «железным занавесом» (в буквальном смысле); о студенте-недоучке, волей случая ставшем кровавым диктатором-параноиком, «Великим Кормчим» и получившим всенародную любовь и «одобрямс». Показательно, что при жизни автора ни одно издательство так и не решилось опубликовать повесть. Этот хороший социальный памфлет до сих пор не потерял остроты, ведь тема Власти — вечна. Произведение могло бы быть значительно сильнее, как уже отмечалось, но автору не удалось полностью раскрыть потенциал повести: всё, что связано с диктатором Оксигеном Ашем, всякие антиутопические и социальные «фишки» — всё это превосходно, но детективно-приключенческая линия немного сумбурна и наивна, а особенно разочаровывает невнятный главный герой, похоже, автор так и смог определиться в своём отношении к этому персонажу, свехположительному парню из «светлого будущего». О чём-то Назарову не удалось сказать по цензурным соображениям. Но несмотря на эти недочёты, повесть, бесспорно, заслуживает внимания. | ||||
| ||||
«Зелёные двери Земли» |
| |||
alex1970, 24 сентября 2012 г. в 13:50 | ||||
Очень интересная и, в отличие от многих своременных ей произведений фантастики, не устаревшая повесть. Формально о попытке установления контакта между цивилизациями людей и дельфинов (которая в этой повести значительно старше и мудрее человеческой). Основная тема — неспособность понять другого, взглянуть на проблему под другим углом. И только мальчик и дельфиненок нашли путь к взаимопониманию, так как «взрослые не способны ничего понять, ни только задаются». Читал в детстве, сейчас перечитал с большим удовольствием, понравилось даже больше. Существенно отличается от другой фантастики на «дельфинью тему» | ||||
| ||||
«Восстание супров» |
| |||
Sir Shorris, 16 сентября 2020 г. в 01:09 | ||||
Если Вы не очень любите «стебную» фантастику (так же, как и я) — не поддавайтесь первому впечатлению от стиля изложения! Я поддался — и год назад отложил прочтение этой повести, как не близкой по духу, хотя от другой «линии» в творчестве автора был в восторге. Так сложилось, что в фантастике я являюсь приверженцем «стиля Ефремова» — мне нужно чтобы все было красиво, серьезно, драматично и романтично. Стеб и ирония в этом жанре (за редким исключением) меня не привлекают. Как правило, мне достаточно пары страниц, чтобы сразу понять — мое или не мое. Это срабатывало безошибочно практически всегда. Естественно, прочитав несколько первых абзацев повести «Восстание супров» («Я, Кол Либер, зистор шестого срока...» и т.д.), я сделал определенные выводы, решив что Вячеслав Назаров в этом произведении решил отойти от «серьезной» фантастики. Как же я ошибся! И ошибку свою понял буквально на днях, когда на одном дыхании прочитал эту повесть до конца. «Восстание супров» — повесть-обманщик, повесть-оборотень! Уже со второй главы у меня стали закрадываться сомнения относительно моих первоначальных выводов... С третьей главы и до конца — я ее просто не узнал! Внезапно все перевернулось с ног на голову — не только в тексте, но и в душе. В эту повесть оказалось «зашито» столько ценного для меня, того что я искал и продолжаю искать в фантастике... И весь этот стебный антураж с супрами во главе был ничем иным, как оболочкой! Оболочкой, под которой я, неожиданно для себя, нашел и красоту, и серьезность, и драматичность, и романтичность... P.S. Необычная структура повести почему-то мгновенно напомнила притчу Рюноскэ Акутагава «В чаще» — несколько человек по очереди, каждый — со своей стороны, описывают одно и то же конфликтное событие. | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
MarchingCat, 18 февраля 2016 г. в 21:02 | ||||
Ох, как непросто оказалось написать внятный отзыв на эту повесть. Сижу — мысли в кучу. Ну, давайте по-порядку. Пролог. Читая пролог (и возмечтав, что таким будет всё произведение), я в эту повесть влюбился. Ну как же, пачка противоборствующих сторон в одной куче в ожидании СИГНАЛА чтобы вцепиться друг другу в глотки. А пока сигнала нет — грызутся за лучшее место для пулемёта, мальчики-лотошники торгуют бронежилетами и так далее. А между всем этим преспокойно гуляют обыватели. Это даже не анархия... Это вообще что-то новое. А формулировки! Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Кто-то где-то стрелял, кто-то кого-то ругал, кто-то за кем-то гнался, кто-то что-то провозглашал — всё это было красочно, захватывающе и волновало безотказно, как скачки на горбатых козлах. Поневоле, сами собой, из памяти всплыли строчки из бессмертного творения Иртеньева: «Глухо ухает выпь из болота За оврагом строчит пулемёт, Кто-то режет в потёмках кого-то Всей округе уснуть не даёт...» (с) Далее по тексту пролога ассоциации пошли уже с сатирическими работами Зиновьева («Зияющие высоты» и прочее). Тут цитировать не буду, слишком большие объёмы. Но вот дочитан пролог, и... автор полностью меняет стиль повествования. Ирония стала тонкой до предела, сатира угадывается с превеликим трудом. Наивнейшая, напрочь неправдоподобная околодетективная история, держащая читателя кучей политических аллюзий (железный занавес и прочее) и общей интригой (да что же там случилось с Диктатором). Подача столь сумбурна (возможно, сознательно, чтобы цензуру пройти), что далеко не сразу можно понять на что именно автор пишет сатиру — на западный мир или на свой, на СССР. Предостаточно аргументов для обоих версий. Вообще, складывается ощущение, что «официально» на планете с Диктатором — это капитализм и его хотят спасать, но при чтении регулярно возникает ощущение, что именно на планете под железным занавесом нормальные люди томятся под ненормальным управлением социалистов. А, может, это я перемудрил под влиянием политической сатиры всё того же Зиновьева.... Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) В мероприятии участвовали две группы: испытаемая и испытающая. Эти группы состояли из одних и тех же лиц. Испытаемые знали, что за ними ведется наблюдение. Испытающие знали о том, что испытаемым это известно. Испытаемые знали о том, что испытающие знали о том, что это им известно. И так до конца. При этом испытающая и испытаемая группы были автономны и не оказывали друг на друга влияния. (с) Зиновьев «Зияющие высоты» В общем, прочитайте повесть Вячеслава Назарова сами. Хороший был автор. Жаль, что мало сделать успел. | ||||
| ||||
«Зелёные двери Земли» |
| |||
Sir Shorris, 05 сентября 2020 г. в 20:56 | ||||
Если «номером один» в советской фантастике для меня является «Час Быка» И. Ефремова, то «номером два» — «Зеленые двери Земли»... Это была точно такая же мгновенная любовь с первого прочтения, стопроцентное попадание. И даже эмоции, которые я получаю от перечитывания этих абсолютно разных, казалось бы, произведений — объединены общим началом. Это совершенно особое предвкушение, что сейчас я получу все, что я хотел бы получить от книги... Начиная от глобальных вещей — сюжета, идеи, антуража, до каждой мелочи и стилистических нюансов в описаниях! И то самое ощущение недосягаемой красоты, о котором я писал в отзыве к «Часу Быка», с неменьшей силой возникает и здесь... Когда я впервые прочитал «Зеленые двери Земли», я еще не был знаком с творчеством и биографией Вячеслава Назарова и искал научно-фантастические произведения, в основе сюжета которых лежала бы тема взаимоотношений человека и дельфина. Эти удивительные, полные загадок существа всегда вызывали во мне особый отклик, и я никогда не упускал возможности окунуться в эту тему и с фантастической ее стороны. Такие фильмы, как «День дельфина» (США, 1973) и «Люди и дельфины» (СССР, 1984) уже давно были в моих «настольных», но хотелось открыть для себя что-то еще... И произведение Вячеслава Назарова действительно стало для меня таким открытием, выведя тему «Человек и Дельфин» на еще более высокий уровень. Это настоящая, прочувствованная социально-философская фантастика, где все действие преподносится читателю как бы с трех ракурсов — взгляд людей, взгляд дельфинов и третий — уравновешивающий — чистый и светлый взгляд ребенка! Доведенный до максимума эстетический и нравственный аспект сталкивается в противостоянии с косностью и чисто «земными» проблемами и конфликтами. Причем и в том, и в другом «лагере» (людей и дельфинов) есть свои ищущие, и свои консерваторы. Для меня «Зеленые двери Земли» — самый яркий пример т.н. «Школы Ефремова» в советской фантастике. Это не только кладезь философских воззрений автора, но и невероятные по своей емкости и красоте описания! Вторую главу произведения под названием «Разведчик», где содержится отраженное в слове гипотетическое восприятие мира дельфином и его внутренний монолог, я бы поставил в один ряд с лучшими образцами художественного слова из мировой классики и добавил в школьную программу! На отдельные размышления наводят следующие строки: «Усилием воли, с некоторых пор уже привычным, Уисс отключил все рецепторы кроме светового зрения и инфраслуха. Сейчас он воспринимал окружающее почти как зум (*человек). Мир погас. <...> Чувство одиночества, затерянности сжало сердце Уисса.» Насколько же ущербным и ограниченным кажется в этот момент читателю человеческое восприятие после того, как он еще секунду назад видел «тонкий голубой звук, пронзивший тишину», слышал «монотонные всхлипы умирающих нейтринных звезд, отдаленный рев квазаров и быстрый неуверенный пульс новорожденных галактик»... Когда только что «отголоски шторма, ревущего где-то в тысяче километров, слегка покалывали метеоклетки», а «внутренний глаз — замечательный орган, неусыпный сторож, следящий за состоянием организма, — укоризненно замигал, докладывая о недопустимой мышечной перегрузке.» О какой истинности суждений может идти речь, когда наше мировосприятие настолько несовершенно? Когда мы можем воспринять лишь самое поверхностное, ничтожную частичку реального мира? И вечный, вездесущий страх повсюду сопровождает нас — страх перед ответственностью, перед одиночеством, перед жизнью... «Уисс впервые в жизни почувствовал страх. Не то подсознательное чувство опасности, которое побуждает к действию, а первородный леденящий ужас, лишающий силы и воли, — страх бытия. Вот оно, наследство пращуров — Безумие Суши, — оно спит в каждом дэлоне (*дельфине) <...> и, случайно разбуженное, заставляет выбрасываться на скалы...» Но с другой стороны — именно это вопиющее несовершенство закалило человека, заставило его бороться за свое выживание и становиться сильнее! И человек, в конце концов, достиг многого вопреки всему... Но поймет ли нас разумная цивилизация дэлонов — наших братьев по планете? Оценит ли справедливо наш жизненный путь?.. Цепляющий сюжет, отлично выписанные герои, яркие диалоги, атмосфера — вот далеко не полный список того, что делает это произведение притягательным. Ключевая роль музыки в сюжетных поворотах (что меня лично не может не радовать), обилие разнообразных ретро-футуристических «ламповостей-винтажностей» по ходу повествования (катушечные магнитофоны, магнитные ленты, электроорган и т.д.) также создает особое настроение. А отсылки к крито-микенской культуре и мифологии, заставляющие читателя хотя бы на минуту задуматься о возможном ментальном биоконтакте и союзе человека и дельфина в незапамятные времена — придают произведению поистине завораживающий, почти «лавкрафтианский» колорит! В 2012 году мне посчастливилось побывать на Крите, своими глазами увидеть восстановленный Кносский дворец и, конечно же, знаменитые фрески с дельфинами... Но после «Зеленых дверей Земли» все это волей-неволей видится уже по-другому! Хочется поверить в чудо и допустить на мгновение такую возможность... Также мне стало очень интересно, был ли у фрески, так детально описанной в повести (морской карась, изображенный в шести проекциях одновременно, как гипотетически видят изображение дельфины) реальный прототип, от которого оттолкнулся автор? Существует ли что-то подобное, или хотя бы отдаленно похожее? Ответа на этот вопрос я так и не нашел. Но на другой вопрос — более важный для каждого читателя «Зеленых дверей Земли» — ответ дается легко. Он буквально сквозит между строк... Если Вы потеряли последнюю частичку детства — это и есть конец! Постараться пронести ее через всю свою жизнь — труднейшая и, вместе с тем, самая желанная и необходимая задача для каждого человека! P.S. А теперь — для поклонников произведения и тех, кому интересно, — краткий сравнительный анализ. Я был очень удивлен, когда насчитал целых 5 (!) различных редакций этой повести, значительно отличающихся по тексту. Первая редакция — в авторском сборнике «Вечные Паруса» (1972) с иллюстрациями В. Бахтина. Там она носит название «Двойное зеркало». Расширенная первая глава, отличающиеся диалоги Пана и Карагодского, отсутствие многих эпизодов, появившихся позднее. Люди называются «земы». Вторая редакция (уже московская, изд-во «Молодая гвардия») — в альманахе «Искатель» (1977 №4-5) с иллюстрациями Ю. Макарова — вышла под названием «Зеленые двери Земли». Первая глава значительно сокращена, текст повести во многом видоизменен, добавились новые эпизоды. Также изменения коснулись названий и порядка глав, а люди стали называться «зумы». Третья и четвертая редакция появились практически одновременно — в 1978 году — одна в Красноярске, другая в Москве. Красноярская редакция вышла под названием «Бремя равных» (художник В. Камышев) и значительно отличалась от двух предыдущих наличием дополнительной главы «Бог Семен» и других небольших эпизодов, освещающих события на планете Прометей (отсылка к повести «Нарушитель») на уровне отдельной сюжетной линии. Дельфинолог Комов стал Штейном. Именно эта редакция наиболее широко распространена, в т.ч. на аудиокнигах как окончательная авторская версия. Московская редакция 1978 года (снова «Молодая гвардия», редактор Д. Зиберов, название — «Зеленые двери Земли») вышла в серии БСФ с иллюстрациями К. Швеца. Это моя любимая редакция, которая лично мне показалась самой оптимальной. Она ближе всего к журнальной версии. Глава «Бог Семен» отсутствует, отдельные эпизоды, связанные с планетой Прометей — также отсутствуют. Ссылка на эту сюжетную линию появляется лишь в виде краткого упоминания в диалоге Пана и Карагодского. Из первоначальной версии (с небольшими правками) взято удачное описание поездки Нины Савиной в порт (отсутствовало в журнальном варианте). Имя дельфина Сусии заменено на более «понятное» для уха — Сусип. Пятая редакция — это второй выпуск в серии БСФ (1985) с иллюстрациями А. Семенова. Все изменения из предыдущей редакции оставлены, но вновь добавлена глава «Бог Семен». Остальные издания этого произведения (кроме «рамки») опираются на версию «Бремя равных» с минимальными, практически незаметными вариациями. Также отмечу, что одна из ключевых сцен повести — катастрофа в Атлантике (гибель дельфинов по вине людей) в вариантах «Двойное зеркало» и «Бремя равных» имеет совершенно разное сюжетное наполнение. Откуда взялось такое изобилие версий этого произведения — можно только гадать! | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
vrochek, 17 ноября 2009 г. в 19:08 | ||||
Ностальжи в чистом виде. Перечитывал эту повесть в школьные годы не один раз. История о том, как студент стал диктатором -- почти шедевр. И еще моментами, пожалуй. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Великолепная идея с механизмом, принимающим решения. Метафора, легко объясняющая, что временами происходит с нашей, да и с другими странами тоже. А в целом все-таки не совсем хорошо. Чего-то не хватает. Хотя бы образа главного героя -- инспектор Шанин по мне получился серый совершенно. Как и вообще Земля и все, с ней связанное. Если земляне светлого коммунистического будущего будут такими -- ну их к черту, если честно. Недопрогрессоры. А вот остальные персонажи, особенно злодеи и угнетатели -- прекрасны. Революционер отличный. Ярчайший образ Оксигена Аша. Вообще, планета идеальная Земля выглядит картонной, а настоящая жизнь кипит на злобной, угнетенной и коррумпированной Свире. И вот этот дисбаланс не дает повести стать чем-то большим. Просто хорошая вещь. А могла бы стать отличной. | ||||
| ||||
«Зелёные двери Земли» |
| |||
MarchingCat, 18 февраля 2016 г. в 14:20 | ||||
Понравилась мне эта повесть. Очень. Хотя по прочтению аннотации, с очень большим скепсисом чтение начинал (ибо про разум или поиск разума у дельфинов столько было понаписано фантастики — мама не горюй). Но автор действительно молодец. Первым плюсом пошло описание рассуждения дельфина о человеке, о контакте с нами. Прелесть! Мы, человеки, и правда на редкость странные и нелогичные создания. Затем новый бонус — рассказ о событиях на Прометее (повесть «Нарушитель»), очень и очень интригующие (очень хотелось бы прочитать про это отдельный роман, желательно с выходом на Контакт), да ещё и с определённой связкой с событиями на Земле. Так же в плюс — спор (почти противостояние) двух академиков, сторонника теории разума у дельфинов и практика, создателя дельфиньих школ по дрессировке дельфинов для промышленного рыболовства. Хорошие у них получились диалоги, я поверил. В минус, ну как же без минуса-то, вот что — у автора хорошо работает фантазия лишь в пределах известных технологий и явлений. Предвидеть автор даже не пытается. Кинокамеры у него стрекочут, энергомост с Венеры упоминается — так обязательно шнур (кабель) уходящий в небо (тут моё сознание крепко забуксовало в попытках оценить реалистичность прокладки кабеля до Венеры) и так далее. Зато к репортёрам отношение, похоже, одинаковое в любое время и при любом политическом устройстве. Очень понравилась слова Профессора журналисту: «Я не знаю, к чему приведёт общение с дельфинами, но общение с вами точно ни к чему не приведёт!» )) В отдельный плюс — финал. И общий и непосредственно последняя страница повести. Всё там верно. И решения дельфинов, и поведение детей, и... надежда. На одном дыхании прочитал повесть, не так и много старой фантастики так читается в наше время. | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
Dan-Master, 17 сентября 2014 г. в 11:37 | ||||
Эта повесть — литературный шедевр молодого и к сожалению рано ушедшего автора. Сама повесть изящна и прекрасна, она изобилует не тривиальными ходами и символами. Несмотря на дату написания -1978 год. Именно сейчас она звучит очень современно. К огромному сожалению! Путь прихода диктатора к власти просто великолепен своей простотой и изяществом. На ум сразу приходят строки — «Порою нас бросало на дно — порой поднимало до самых звезд». Финал же повести — исключителен. Сказать что он трагикомичен — ни сказать ничего. Конечно, читая повесть следует помнить что писалась она в СССР и что бы пройти через горнило цензуры, некоторые вещи нельзя писать так как должно. Но, думаю осталось не мало читателей умеющих и любящих читать между строк. P.S. Иногда жалей, что нельзя попробовать Силайских яблок, но может оно и к лучшему. | ||||
| ||||
«Нарушитель» |
| |||
MarchingCat, 18 февраля 2016 г. в 07:26 | ||||
Вот оно, правильное ощущение от чтения настоящей НФ. Когда чтение увлекает без экшена с трупами, на одной лишь сюжетной интриге, научной загадке и желанием узнать, а что же там, за горизонтом. Очень даже неплохо. Что сразу бросилось в глаза — автор сумел написать повесть в 1968 году без упоминаний руководящей роли партии и даже показать неприглядный психотип в лице Столыпина, представителя института генетики. Хотя менталитет и воспитание того времени отчётливо видно, если знать куда смотреть. В Международной Совете Космонавтики все говорят на русском языке и кроме одного человека все фамилии указывают на жителей республик СССР. Или вот Нина, жена ГГ, говорящая слова по типу «я всё понимаю. ты нужен ТАМ.». Ах, эти советские правильные всёпонимающие жёны... В общем, полно деталей, отражающих исторические моменты и менталитет эпохи написания повести. Отдельно понравилось, что много замечательных идей, моментов, упоминаемых вскользь. Например, правило изучать не только официальные отчёты, но и смутные догадки, подозрения космонавтов. Или биоскафандр. И так далее. В минус — как раз некоторые научные странности, алогичности. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Вот выкинул пару пакетов с хлореллой и всё, планета ожила? Да как так, если у планеты атмосфера, ядовитая для земной биологии? Хотя, может, это я — дурак, чего-то не понимаю... Но вот как экспедиция учёных, обследовав 13 таких планет, не заметила что в структуре вещества этих планет нет атомов?? Странно как-то. Ну и про поступок главного героя. Правильно он поступил или нет? Осуждать? Хвалить? Безумству храбрых поём мы песню или по башке надаём? Правила нарушил. Устав. В космосе. Правила поведения в космосе кровью писаны. Да и регламент проведения научных исследований и подавно не просто так придуман. Победителей не судят. А я вообще нейтрален. Я — читатель. | ||||
| ||||
«Восстание супров» |
| |||
Dan-Master, 17 сентября 2014 г. в 11:43 | ||||
Поветь прочитал еще в школе в средних классах, она входила в один из сборников фантастики доступных тогда к покупке и чтению. На момент прочтения был очарован, сейчас конечно читается немного по другому, но произведение не стало хуже. Наоборот. Назарову удалось очень тонко уловить когда маска прирастает к лицу героя — меняя его. Когда лубок начинает управлять тобой, а прежнего тебя уже не стало. Кроме того, именно с этого произведения я понял важность трезвости мысли в критических ситуациях и важности не тривиального подхода к решению ситуации. Вывод станции слежения из под огня супров — просто великолепен. Хочется только одного — что бы офицерский состав нашей армии мог так же думать и так же принимать решения. | ||||
| ||||
«Восстание супров» |
| |||
Ny, 22 апреля 2009 г. в 06:51 | ||||
Вещь попалась мне еще в школе и очень понравилась. Читалась она параллельно с романами Стругацких, в которых я понимал едва пятую часть. Здесь же всё (те же самые вопросы и проблемы) оказалось четко разложено по полочкам, доступно для осмысления на раз, и от этого было необычайно интересным. Обстановка, события, персонажи повести даже после перечтения сейчас продолжают вызывать интерес: первое — своей необычностью (в шутку: куда там вялой и скучной «Дюне«!), второе — естественностью и драматизмом, третье — легкостью узнавания и характером. Автор не стал доводить исповеди своих персонажей до точки, превратив произведение из банального пересказа в притчу. А уж чего стоят говорящие имена, подобранные с такой тщательностью! «Восстание супров» — это та вещь, которая всегда будет стоять на моей книжной полке. Рекомендую ознакомиться. | ||||
| ||||
«Восстание супров» |
| |||
AndrewBV, 09 января 2024 г. в 15:26 | ||||
Где-то на рубеже детсад-школа среди тем моих рисунков стала проскальзывать такая: «битва с космическим драконом». То есть космический корабль в открытом космосе неожиданно сталкивается со сверхгигантским существом, которое в этом самом открытом космосе совершенно спокойно обитает-живет и питается, собственно, тем, что в космосе летает, то есть этими самыми космическими кораблями. Наверное, такая картина у меня сложилась от советских фильмов-сказок — битвы Ильи Муромца и прочих богатырей со Змеем Горынычем. Детское воображение требовало возможно бОльшего размера (а значит и несущей опасности) этих существ, а желание абстрагироваться от архаичной действительности, -- сказочных реалий средневековья, — и приблизиться с современности, а точнее — к «будущности», привело к переносу воображения этих «опасностей» в открытый космос. И рисовал я множественные вариации этих космодраконов, длиной, этак, с десяток километров, и маленькие, по сравнению с ними, звездолеты, вонзившиеся драконам в глаз своими носовыми частями — вот и готовое начало для «космической битвы»... И совсем вскоре, когда я уже стал читать не только книжки-малышки, а более объемные произведения и фантастику, конечно же в больших дозах, подсознательно мне хотелось у кого-нибудь из авторов наткнуться на схожую идею — «космодраконов» Но не тут то было — ничего похожего я не находил.... И вот в году 1983-84 попадает ко мне книга Назарова «Дороги Надежд» из серии «Библиотека советской фантастики». И читать ее я начинаю ... правильно, с конца, то есть с последнего произведения — «Восстания супров». Сейчас уже не вспомню, почему именно с этой повести. Вероятно, из-за самого интригующего названия. Супры — это что? Какие-то сверх... кто-то там, да еще и восстание их — это звучит покруче, чем какой-то «Нарушитель» (ассоциации... «правил дорожного движения»), или «Силайское яблоко» (всяких сортов яблок полно, может и «силайское» среди них тоже имеется, не, не то, «романтизьму нету...»). В общем, начнем «с супров«! И что же я вижу своими глазами? Они! Космодраконы! Пусть не в открытом космосе, но зато размеры! И Опасность! И Вооружены, понимаешь не клыками, а таким оружием, которое как раз и укладывалось в мою воображаемую схему: боевой звездолет «на равных» и с немалым риском для себя сражается с этим колоссом! И кстати, одержать полную победу не может ни при каких обстоятельствах! Вот это достойное испытание в дальнем космосе для будущего! Кстати, не исключено, что сам Назаров именно по схожей цепочке: сказки — змейгорынычи — большие — будущее — космос -- и нашел тему этой повести. Как раз из-за схожести с моими личными воображаемыми переживаниями эта повесть сильнее прочих запомнилась мне. Конечно, я вскоре прочитал и другие произведения Назарова — и «Силайское яблоко», которое литературно оказалось посильнее «супров», и «Синий дым» и «Зеленые двери Земли» с вариациями («Двойное зеркало») и другие рассказы. И перечитываю их иногда до сих пор в бумаге, все назаровские книги у меня сохранились с тех давних лет и сейчас со мной, несмотря на многочисленные переезды с места на место в тысячи километров. Но именно «супры» мелькнут у меня в сознании на долю секунды раньше других названий, если я услышу имя «Вячеслав Назаров». | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
Прокопий Антемий, 23 ноября 2017 г. в 13:15 | ||||
Первый раз прочитал в детстве и тогда, конечно, никаких «фиг в кармане» не заметил. Больше интересовало, что там с Кормчим (помнится, даже не выдержал и заглянул в конец). А вот сейчас сразу стали напрашиваться параллели — но только уже с современностью... Впрочем, это и неудивительно. Есть видимо какие-то исторические закономерности, ни от страны, ни от времени не зависящие. Единственное, что не понравилось — это несуразица с именами. Очень этот «Оксиген Аш» глаз режет, выбиваясь из ряда имен остальных обитателей Свиры. Зачем автор назвал диктатора именно так — непонятно. Это слегка портит впечатление от книги. | ||||
| ||||
«Восстание супров» |
| |||
Darth_Veter, 01 июля 2020 г. в 00:03 | ||||
Повесть о вооруженных до зубов (в прямом смысле этого слова) динозаврах планеты Рубера не следует понимать как серьезную фантастику. Это даже вообще не фантастика, а сатирическая сказка с фантастическими элементами. О ее характере можно судить уже по начальным строкам: «Я, Кол Либер, зистор шестого срока, неплохо сохранился, если не считать некоторых неувязок на физиономии, природной близорукости и синтетической почки.» Разве после такого можно настроить себя на вдохновенное чтение?! Это ж полный стеб, выражаясь современным неформальным языком! О чем тут вообще можно рассуждать, если супры (так жители Геи называют динозавров Руберы) имеют в своем арсенале атомное (!) оружие, которое может доставить неприятности даже летучим базам продвинутой во всех отношениях цивилизации? Оружие у них есть, а вот мозгов — нет. Как такое могла допустить матушка-Природа?! Ни контакта с ними наладить, ни протовит у них добыть — ничего нельзя сделать толком! Разве так мы представляли себе героические будни космических десантников? Сюжет крутится вокруг одной проблемы: как отвлечь аборигенов от заправляющихся ценным мех... э-э... противитом танкеров? Вообще-то, супры на танкеры внимания не обращают, но на всякий случай отвлекать-то надо, а то они могут такое устроить, что ад раем покажется! Ох, нелегка ты, служба в танкерном флоте Геи.... Кстати, что за планета такая — Гея? На моей звездной карте ее нет, но это вовсе не значит, что ее нет на самом деле. Скорей всего, это Земля в альтернативной Вселенной. Так что геяне или геянцы или просто жители-геи... ой... дефис тут явно лишний! Словом, жители Геи — это, вроде как, мы, земляне, только альтернативные. А вот проблема — самая что-ни-на-есть настоящая! Полный бред! — скажет кто-то. Тогда я спрошу: а наша с вами жизнь — торжество разума, что ли? Помните, что Чехов сказал насчет вечной российской проблемы? То-то же! Нечего такого дальнозоркого автора оскорблять! Сколько времени прошло, а мы по-прежнему свои проблемы не решили. По-видимому, придется их потомкам передавать — может, хоть они решат... Ну, а теперь — серьезно. Конечно, «Восстание супров» — это шутка. Такая же, как и «Силайское яблоко», только безумнее. Но в каждой шутке есть доля правды. Сможете ее найти — значит, автор не зря старался. Ну, а если нет... Что ж, вам есть куда развиваться! Век живешь — два учись! Читать всем, кто умеет ценить настоящий юмор и сатиру, кто читает текст между строк, кто ценит стиль и наизусть знает алфавит. | ||||
| ||||
«Зелёные двери Земли» |
| |||
Chechevinskaja, 13 апреля 2015 г. в 23:34 | ||||
Повесть небольшая, лёгкая для чтения, но впечатление оставляет очень необычное и памятное. В определённом смысле, это более мягкий, но, возможно, более многогранный, вариант «Соляриса», даже сюжетная линия схожая есть, но даже и если в целом смотреть, это так. Более «экологически-ориентированная» и вообще с очень интересными концепциями и точками зрения на мир... А вообще повесть — в широком смысле о зеркалах. О том, как всё связано, как все и всё друг в друга всматриваются и ищут не копии себя, не сходства даже — а хоть в чём-то единую систему отсчёта, понимание... | ||||
| ||||
«Дороги надежд» |
| |||
Dan-Master, 17 сентября 2014 г. в 11:50 | ||||
Этот сборник попал мне в руки в школе. В середине 80 — х немного фантастики было в свободном доступе. И этот сборник сыграл свою большую роль в формировании моей любви к НФ и к литературе в целом. Особо выделю в нем «Силайское яблоко«и «Восстание супров» — повести отличные, опередившие свое время написанные с редким талантом и в нехарактерной для своего времени манере. Надеюсь, что интересующийся читатель, прочтет эти повести — памятники советской НФ, и возможно порекомендует их кому то еще. | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
Farit, 12 октября 2010 г. в 10:49 | ||||
Хорошая книга — тут уже есть какие-то характеры (особенно Бин). Ну и любопытная мысль о том, что запустив трехпозиционный решатель можно добиться процветания (увы, не в сложных системах, но за попытку балл накинул, красивая идея. Но все портит тот факт, что маятник решили сломать (видимо процветание признано неправильным). | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
Etamin, 18 июня 2022 г. в 20:59 | ||||
Когда-то я читал эту великолепную повесть еще молодым человеком, был восхищен и с огорчением прочел в послесловии, что автора уже нет с нами. Порекомендовал ее друзьям; с тех пор в разговоре нет-нет да мелькало: «Угощайся, яблоки хорошие, силайские». Поразительно удачный сплав сатиры в свифтовском духе, традиционного шпионско-фантастического боевика и весьма оригинальных социальных идей. Не надо искать в ней эзопова языка и читать между строк; как любая настоящая классика, повесть Назарова всегда современна, и в ее зеркале отражаются и еще будут отражаться самые разнообразные общества. Такие произведения делают честь жанру. Всем, кто еще не читал — прочитать обязательно, а кто уже читал — время от времени перечитывать. | ||||
| ||||
«Восстание супров» |
| |||
Povlastnich, 22 мая 2022 г. в 09:25 | ||||
Я, Povlastnich, большой любитель отличных историй, красивых рассказов и поучительных притч, неплохо позабавился этой повестью, насладился филигранно-точным языком, набрался эмоциональной насыщенности и с любовью взгрустнул в конце (не скажу, что печальном, скорее, примиряющем). Приписываю Провидению, что в нужный момент она оказалась в сборнике „Наша старая добрая фантастика“, а сборник прилетел ко мне аж из далёкой России, поскольку в нужный момент она предложила мне именно то, что нужно было душе. Немного о сюжете, потом впечатления, домыслы, догадки, ощущения. Не бойтесь спойлеров, всё в них — на первых двух страницах повести. Есть планета Рубера, полная протовита, жидкости, заживляющей раны и восстанавливающей силы. Она также полна супров, гигантских...э-э-э, протовитоплавающих? Руберокитов? Живых крейсеров? У автора описания получаются лучше, чем у меня — если Вас зацепил я, повесть как раз для Вас. Супры — естественные обитатели и представляют собой...нет, не так. Супры — это...Нет, не так. Единственное, что понятно — супров никак не получается описать в земных понятиях. Ни у меня, ни у персонажей, только у автора. Люди на планете обитают на летающих базах, которые добывают протовит, одновременно отвлекая супров — общаться с ними не получается, они совершенно непонятны землянам и явно им не рады. Супры почти неуязвимы для оружия, сами обладают всеми видами убийства, включая лазеры, тротил и ядерные заряды, отвечают ударом на удар. Их получается только отвлечь, периодически то щекоча спинки бурной взрывчаткой, то посылая термоядерный поцелуй. Слова мои неслучайны — супры именно так демонстрируют друг другу чувства, иными словами, для них бабахнуть фугасом — что подарить цветы, а вот атомная бомба — это уже серьёзные намерения. Однажды… Несколько членов экипажа ЛБ, каждый по своему, описывают «однажды» и его последствия. Важнейшую роль играет история каждого из них, в этом «однажды» они все пересекаются и каждый рефлексирует по-своему. Приём похож на рассказ Акутагавы «В чаще» и фильм по этому рассказу «Расёмон». От представления, уважаемый читатель Фантлаба, редкостный образчик терпения, дочитавший мои спотыкающиеся словеса аж прям сюда — приглашаю идти вперёд, к впечатлениям! Пример языка: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Я, Кол Либер, зистор шестого срока, неплохо сохранился, если не считать некоторых неувязок на физиономии, природной близорукости и синтетической почки. Такое везение я всецело приписываю всемогущей силе Устава Десантной Службы, который я боготворю и всю сознательную жизнь неукоснительно исполняю. Это я к тому, что бесполезно впутывать меня в историю с супрами: ко мне не подкопаешься, я выполнял приказ, и взятки с меня гладки. (Так начинается повесть, признаю — в начале отзыва я попробовал слегка подделаться. Что поделать, мне ПОНРАВИЛОСЬ!) Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Только разве супры-то виноваты, что такими уродились? Ведь мы к ним без приглашения пожаловали- им и без нас хорошо было. Жили себе не тужили, ухаживали друг за другом, оглаживали мегатоннами тротила, щекотали многокиловаттными разрядами лазеров, зачинали в термоядерной страсти бронированных супрят — и вдруг является младший зистор Юл Импер и говорит: 'Фи, какая мерзость! Хочу, чтобы все было по-другому!' (Снисходительные думы Кола Либера) Что ещё тут может добавить маленький Povlastnich? Мне понравилось, красочно, живо, чувствуется в этом этакий панк, немного классического рока и чуть хэви-метал. Пишу эти строки и ощущаю, как под стиль автора легко подделываться, есть в нём личность и выразительность. С его подачи история совершает два витка, в первом каждый персонаж оценивает события до «однажды», на втором — после, а также они все увязывают своё поведение с собственными устремлениями, чувствами и подспудными течениями в подкорке. Всё жизненно, есть тут академические интриги, когда ради науки преступают мораль, есть трогательный рассказ о воссоединении отца с сыном, есть терзания и глубокие мысли мудрого, опытного философа о том, что на планете супров земляне получили урок учтивости. Получается красиво: к «однажды» ведут сотни маленьких событий и несколько больших стремлений персонажей. Особенно отмечу юмор автора. Говорят, что русские люди полны страдания, как и русская литература. А ещё говорят, что у каждого народа есть два лица: одно — то, что он думает сам о себе и говорит вслух, а второе — то, что видно снаружи, истинное. Так вот, самые лучшие образцы самоиронии и стёба («Особенности национальной охоты», «День выборов») — как раз в русском творчестве, что есть мнение глубоко личное, поскольку всех народов творчества я не знаю. Один из них — «Восстание супров» Вячеслава Назарова. Есть что-то, что не понравилось? Есть. Во-первых, персонажи, по сравнению с живыми характерами писателей старшего поколения, например, Ефремова (которого я не очень люблю) и Снегова (которого я обожаю), показались мне достаточно условными. Их трудно было представить себе вживую. Их истории — очень разные и замечательные, однако голоса звучат довольно похоже (манера выражаться, к примеру). Мне не хватало описания внешности персонажей. Отмечу, что эта условность показалась мне достаточно общей для авторов времён Назарова, тех, что не застали войну и выросли в относительно спокойной обстановке. Опять, это ИМХО, передаю личное впечатление от сборника «Наша старая добрая фантастика». Может, просто у автора такой стиль. Также условно, пусть красочно, выписаны супры, про них вначале почти ничего неизвестно и положение не особо меняется. Думаю, стоило посвятить им страницу-другую. Потому — 8 баллов. Один раз прочитать точно рекомендую! Добавлю, что при всём авторском юморе я не могу назвать повесть лёгкой — нет, она достаточно напряжённая, как в действии, так эмоциях. Чувствуется и некоторая тревога, гнет, особенно в финале — он относительно хорош (в смысле хэппи-энда), но от него веет страхом за будущее после встречи с неведомым, непонятным и не уступающим землянам в силе. | ||||
| ||||
«Зелёные двери Земли» |
| |||
ArtTrapeza, 31 июля 2017 г. в 12:58 | ||||
На «Зелёные двери Земли» я наткнулся среди произведений, похожих на «Остров дельфинов» Кларка, на который я в свою очередь вышел через комментарии к Жемайтису. Почти сразу мне повезло купить бумажное издание. А читать повесть стал из-за её небольшого объёма в качестве отдыха между двумя нехудожественными книгами. В последние лет двадцать советской фантастики существовала так называемая «школа Ефремова». Если я правильно понимаю, так называли то, что позволяли печатать в «Молодой гвардии» люди вроде Владимира Щербакова и Юрия Медведева; сами они, наверное, и придумали это название. Речь тут шла скорее всего о противостоянии со «школой Стругацких». Не знаю, какая из этих двух школ была права, возможно, неправы обе, но по-разному. Создаётся впечатление, что представители «ефремовской школы» пытались писать что-то вроде: «больше романтики, больше прекрасных женщин, больше загадок древности, больше неизученных возможностей организма...», и в результате всё стало скатываться к эзотерике. Что мы видим в данной повести? Телепатия между женщинами и дельфинами в крито-микенской культуре, точки акупунктуры, биополе («не знаем, что такое пента-волна, но прибор создали»). Но есть в произведении и заметные плюсы: дружба дельфинёнка и детей описана, на мой взгляд, великолепно. Берёт за душу несостоявшееся возрождение чиновника от науки (чем-то напомнило Обломова). Природа хороша. Возможно, что в описание сердечного приступа профессора Панфилова автор вложил собственный опыт. Значение событий на планете Прометей в контексте повести я не понял. Возможно, потому что не читал «Нарушителя». А так действительно напомнило «Солярис» (падок я на описания неведомого нечто). Возможно, автор не успел написать продолжение? Что касается недостатков, то я ещё могу в рамках произведения поверить в бессмертных дельфинов, но чтобы ещё и со способностью к телепортации?! А в целом повесть мне показалась не плохой, но и ничем особо не выдающейся. «Дети океана» Жемайтиса мне нравятся больше — там меньше в дебри паранауки лезли. Перечитывать не хочется, так что придётся продавать книжку. | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
Bugskull, 07 июля 2016 г. в 15:37 | ||||
Бывший охранник бывшего президента РФ Ельцина Александр Коржаков так описывал в своих мемуарах российскую политику 1990-х: «Эксперты и политологи выстраивают целые теории, анализируют мифические цепочки кремлевских взаимоотношений, чтобы логично объяснить то или иное кадровое назначение. Но никаких теорий в современной российской кадровой политике не было и нет. В 91-м и позднее люди с легкостью попадали во власть и еще легче из нее выпадали. И даже не личные пристрастия Ельцина или Горбачева определяли выбор конкретного кандидата. Все определял случай. А в кадровой лотерее тех лет было много выигрышных билетов». Малоизвестная повесть Вячеслава Назарова является наглядной иилюстрацией тезиса Коржакова. В очень интересной и забавной первой главе описываются тотальный хаос и анархия на планете Свира, в результате которых к власти приходит совершенно случайный человек и, как полагается, становится диктатором. По парадоксальной причине: его поддерживает народ. Говорят, что эта повесть не была опубликована в 1970-е годы, когда была написана, а вышла только в перестройку. Почему – не совсем ясно. Ничего явно «антисоветского» я в ней и близко не углядел, разве что намек на «пожизненных» генсеков. Зато она дает понять, почему народ одно время любил и Гитлера, и Муссолини (а также и Сталина). По простой причине – массы, оказывается, предпочитают не хаос, а порядок. Жаль только, что не все диктаторы, добившись порядка, на этом останавливались. В «Силайском яблоке» интересно не только это. Читатель, помнящий «лихие девяностые», без ошибки их узнает. Анархия на Свире до прихода Великого Кормчего — суть гипертрофированное отражение того, что происходило в России в те годы, когда антигорбачевский путч сменялся антиельцинским, ваучеризация – дефолтом, залоговые аукционы — «шоковой терапией», а к власти и деньгам рвались все, кому не лень. После ураганной первой главы повесть немного сбавляет темп и становится более приземленной. Однако она продолжает быть интересной и насквозь приключенческой, и в ней относительно неожиданная концовка. В процессе чтения можно задать себе вопрос: угадаю ли я ее? Современный потребитель прекрасного, безнадежно испорченный постмодернизмом, повидал на своем веку всякое, поэтому любопытно, способна ли эта книжка удивить читателя 21 века. | ||||
| ||||
«Нарушитель» |
| |||
pitiriman, 21 августа 2012 г. в 23:22 | ||||
А зачем так строго с посещением планеты? Их же еще двенадцать штук есть. Наоборот, надо засеять несколько, да по-разному, и наблюдать за ходом эволюции. Вот тогда и будут настоящие исследования, а не страдания по поводу стерильности. | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
chert999, 04 июня 2012 г. в 16:23 | ||||
Удивительно пророческая и очень смелая для своего времени повесть от автора, оставшегося недопонятым и недооцененным. Очень жаль, что он ушел так рано... | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
bbg, 09 августа 2024 г. в 17:08 | ||||
Очень редко фраза из фантастического произведения запоминается на всю жизнь. Таких произведений и таких писателей мало. Здесь такая фраза или даже слоган, а на самом деле яркий принцип есть. «Да/Нет/Отложить». Этот метод управления, эта идея врезались в память навсегда. Всё остальное нет, но что уж тут поделаешь. | ||||
| ||||
«Игра для смертных» |
| |||
archivsf, 02 апреля 2023 г. в 07:03 | ||||
Хорошая небольшая повесть, сюжет интригует, читается легко. Что еще нужно читателю? Хоть идея действительно не особо оригинальная, но для фантастики 1960-х — вполне достойно. Тем, кто любит советскую фантастику — рекомендую. | ||||
| ||||
«Игра для смертных» |
| |||
Гидраэр, 06 июля 2014 г. в 23:33 | ||||
При оценке повести все время мучает некая двойственность сознания. Вроде и фантастический посыл не ахти какой новый и фон — «наши изображают ИХ жизнь» подспудно вызывает отторжение. Однако Назаров свою вещь скроил крепко — читается легко, с интересом, и не отдает «многотиражкой» Вообщем написано профессионалом с искрой таланта | ||||
| ||||
«Синий дым» |
| |||
Sergio Blanc, 01 октября 2024 г. в 14:45 | ||||
Перед нами типичная советская приключенченская научная фантастика со всеми её достоинствами и недостатками. Земля будущего становится всё более социалистической, коммунистической, короче, всё более «красной». Зловещим западным капиталистам приходится переносить свою коммерческую деятельность в глубины космоса. Главного героя повести — американского астронавта Эдварда Стоуна по прозвищу «Заморыш» увольняют из рядов звездолётчиков после его попадание в удивительную «канаву времени». Он становится пилотом космического тральщика, который прочёсывет космические закоулки в поисках чего-нибудь, что можно продать. В результате трагических обстоятельств, связанных с гибелью своего напарника по ремеслу, где-то на орбите Юпитера, он обнаруживает загадочное вещество/субстанцию, получившее название «Синий дым», сокращённо СД. Владельцы корпорации с говорящим названием СС (ещё раз обращаем внимание на особенности советской НФ) стараются наложить на это чудо Вселенной свою загребущую капиталистическую лапу. Братья Смит не остановятся ни перед чем, чтобы заполучить СД в своё полное пользование и распоряжение. Изначально погружаясь в сюжет я подумал, что мне придётся иметь дело с текстом а-ля «Сокровища Громовой Луны» Эдмонда Гамильтона. Но нет, несмотря на очевидные аллюзии, Назаров пошёл своим, местами очень извилистым, авторским путём. Жестокие наёмники, наивные учёные, жадные капиталисты, самоотверженные агенты Международного Совета Космонавтики, бывшие и настоящие астронавты — целая галерея разнообразных персонажей заполняет страницы романа. Присутствует изрядная идеологическая составляющая, но лично мне она глаза и мозг не резала. Текст повести вполне можно читать и сегодня. Шпионские страсти, морально-этические дилеммы, космические коллизии — есть о чём задуматься, есть за что зацепиться читательскому вниманию, несмотря на изрядно скомканный финал. Рекомендую любителям ретро-приключенческой НФ с советским колоритом. | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
stas-no, 04 февраля 2023 г. в 00:42 | ||||
В целом неплохое произведение, восприятие которого было сильно подпорчено завышенными ожиданиями, приобретенными здесь на фанталабе в отзывах на данную повесть. Язык просто хороший, но он никакой не особенно литературный или особенно поэтичный — написано крепко, профессионально, диалоги хороши, но не более того. Относительно содержания — это скорее притча о власти в форме шпионского триллера. Но никаких глубин не ждите. | ||||
| ||||
«Нарушитель» |
| |||
mka, 28 декабря 2021 г. в 17:54 | ||||
Классическая/серьезная нф 70-х. Ничего лишнего. Отсутствие длинных диалогов и политиканства при минимуме описаний и раскрытий героев. Талант автора — не вдаваясь в научные и технические подробности правдоподобно описать и передать нф атмосферу позволяют книге оставаться читабельной и в новом тысячелетии.. в отличии от некоторых других нф книг советской эпохи. По стилю похоже на Гуляковского того же периода. | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
Зангези, 03 января 2012 г. в 10:46 | ||||
Особенно по-иному воспринимается эта повесть сегодня, когда всевозможные теории заговора тайных обществ заполонили средства массовой информации. Некоторые даже рассматривают «Силайское яблоко» как косвенное подтверждение концепции масонского заговора, но тем самым ставят себя на один уровень с партийными перестраховщиками, которые боялись печатать эту повесть. Самое неожиданное — в финале, когда якобы всесильные предводители «проницательных» оказываются всего лишь марионетками собственного механизма, и орден вместе со всей теорией заговора рассыпается, как карточный домик. | ||||
| ||||
«Нарушитель» |
| |||
Farit, 12 октября 2010 г. в 10:10 | ||||
Ну да... заселил бактериями другую планету потому, как это — жизнь, а жизнь священна, и чем ее больше — тем лучше. Мотивация несколько вульгарная... Ну и, честно говоря, чемпионат по хоккею они по странной причине отменили. | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
Molekulo, 11 января 2024 г. в 20:16 | ||||
«Силайское яблоко» — сатирическая повесть о том, как абсолютная власть испортила совершенно обычного и неплохого в общем человека. Текст изобилует шутками юмора, по-моему, их даже перебор. В конце концов, если шутить в каждом абзаце, то или читателю будет очень смешно (логично, да), или он устанет от их количества. Я устал. По поводу идеи повести выскажусь косвенно и попробую обойтись без спойлеров. Мысль о методе или технологии, как диктатура смогла привести планету ко всеобщему процветанию, мне показалась очень надуманной и фантастической в плохом смысле. Увы. В целом произведение среднее, если не ждать особо глубоких мыслей или метафор, то вполне сгодится, но только на один раз. | ||||
| ||||
«Силайское яблоко» |
| |||
izubr_, 15 сентября 2021 г. в 11:12 | ||||
Сам рассказ достаточно зауряден по совремнным меркам, хотя для советской фантастики 1978 он очень хорош, в целом есть и приключения, и коррупция органов власти, и хитрые ловушки в дворце правителя, но реально интересная теория, что если в случайные да или нет добавить отложить, то это приведет к накоплению или хороших решений или их видимости, но народ будет доволен. И тем печальнее судьба самого Властелина. Правда в начале попытки его убить очень изобретательны, реально было очень смешно | ||||
| ||||
«Восстание супров» |
| |||
Farit, 12 октября 2010 г. в 10:46 | ||||
Книга неплохая. К сожалению, вместо людей там манекены, более менее живая только лишь незадачливая охотница за славой, жена одного героя и мать другого. Тема в общем богатая, но реализация... увы. | ||||
| ||||
«Игра для смертных» |
| |||
Farit, 02 августа 2017 г. в 20:18 | ||||
Слабая повесть. Литературно вроде бы все неплохо, но виден скелет, в том числе и идеологический, закрыть все его кости «мясом» не получилось. А уж намеки на то, что западные физические журналы могут не печатать заметки советских ученых (и что западного же математика могут уволить за то, что он печатается в них) как-то совсем тускло смотрятся. Как и восхищение советской элементной базой в устах американского компьютерщика. | ||||
|