fantlab ru

Все отзывы на произведения Александра Сальникова

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Алекс де Клемешье, Аркадий Шушпанов, Ольга Баумгертнер, Александр Сальников «Дозор с бульвара Капуцинов»

Dobkachleo, 12 июня 17:41

«Заговор на магической выставке»

Рецензия на «Дозор с бульвара Капуцинов» Аркадия Шушпанова, Александра Сальникова, Ольги Баумгертнер и Алекса де Клемешье

Хотя мир «Дозоров» ещё до запуска одноимённой серии состоял не только из книг Сергея Лукьяненко, началась она со «Школьного Надзора» Аркадия Шушпанова в соавторстве с создателем вселенной. Как следствие, всем остальным книгам она… не задала тренд. Всё же особая сила этого проекта в том, что, несмотря на множество нарочито типовых названий, под ними, как правило, всякий раз скрывается совершенно особая история.

Соавторство в серии «Дозоры» — явление не самое частое, пусть и началось оно как раз с трёх романов новых авторов в соавторстве с Сергеем Васильевичем. После этого вышло всего два исключения: «Невский Дозор» и, собственно, «Дозор с бульвара Капуцинов». Особенность последнего ещё и в том, что написан он не двумя авторами, как все вышеупомянутые, а четырьмя. На моей памяти я такого рода роман читал лишь однажды — во «Вселенной Метро 2033», но тот был издан под единым псевдонимом, а здесь псевдоним официально только у Алекса. В той же серии читал ещё роман-буриме аж от десяти авторов (и тоже под общим псевдонимом), но это совсем уж другая «весовая категория», да и к романам-буриме «Дозор с бульвара Капуцинов» не относится.

Каждый из авторов выполнял собственную функцию, о чём подробно сообщено в предисловии и следующей за ним афише. Поскольку сюжет, как ни крути, — главная составляющая любого произведения, автором задумки однозначно можно считать Аркадия Шушпанова, который стал не только первопроходцем, но и обладателем первой в проекте трилогии. Здесь я хотел бы посетовать, что бремя первопроходца отчасти сказалось на моём восприятии его цикла. За минувшие полгода я понял, что его дозорные романы оставили прекрасные впечатления, и последующие работы волей-неволей сравнивал именно с ними, причём далеко не всегда в пользу поздних авторов. Даже жаль, что в других книгах почти не встречается отсылок к трилогии, которую, как я упоминал в предыдущей рецензии, нарёк «Школой Инквизиции».

Следующие два автора тоже не случайные люди в проекте. И Александр Сальников, и Ольга Баумгертнер ранее отметились рассказами в антологии «Мелкий Дозор». Причём с рассказом Александра «Ученик царёва арихметчика» сделана явная сцепка в лице Якова Брюса. А ещё в проекте «Этногенез» он ранее отметился романом про «соседнюю» эпоху — 1916 год. Увы, никаких связей с «Тёмными садами Охотника» Ольги я не углядел, за исключением того, что взаимодействие с друзой должно происходить при прохождении через цветные тени. Само собой, больше всего отсылок проложено от «Дозора с бульвара Капуцинов» к романам Аркадия и Алекса.

Место «Дозора с бульвара Капуцинов» в мозаике «Дозоров» применительно к работам Алекса де Клемешье по-настоящему поражает своей взаимосвязанностью, порой совершенно случайной. Начнём с того, что это ещё один роман, где поднимается проблема прорех в Сумраке. В «Участковом» она, как выясняется, достигает апогея и необходимости активных действий. Другая связка — через Париж. Не раз и не два вспоминаются герои «Клинков кардинала». Чаще, ввиду разрыва в сотни (!) лет, конечно, путём упоминаний, но всё же есть, например, оборотень Лёлю собственной персоной! Хоть прямого продолжения того романа до сих пор не вышло, «Дозор с бульвара Капуцинов» с натяжкой можно условно считать таковым.

Есть и действительно случайное родство «…Капуцинов» с одним произведением Алекса де Клемешье. Незадолго до начала 2018 года свет увидела антология «Дозор навсегда» с рассказом «Дозорный навсегда» на борту. И происходит он всего спустя четыре года после событий обсуждаемого здесь романа. Более того, главных героев обеих работ зовут Леонидами, и оба направляются в командировку совместно с Тёмным коллегой. Я даже грешным делом подумал, что Светлым может быть один и тот же Иной, но отчества и фамилии у них всё-таки разные, а Лёнька-кинематографист больше навевает воспоминания о Светлом фотографе Степане Балабанове. Быть может, между ними есть какая-то преемственность, но об этом мы вряд ли когда-то узнаем.

Название романа отсылает к советскому комедийному вестерну 1987 года «Человек с бульвара Капуцинов», и отдельные эпизоды, если соотносить с сюжетом фильма (его я не смотрел, поэтому могу заблуждаться), как будто бы перекликаются. В целом же сюжет романа вполне самостоятелен и заключается в нескольких расследованиях, которые вскрывают целый заговор вокруг легендарной Парижской выставки 1900 года. Событий много, сменяют они друг друга бойко, хватает и магических сражений. Здесь остановлюсь и отмечу, как любопытно подчёркивается дух эпохи через переоткрытие уже известных по другим книгам заклинаний. До «наших дней» остаётся всего век с небольшим, и многое кажется привычным и знакомым, что только подстёгивает эффект узнавания. Тем не менее, где-то к середине второй ленты (кажется, это первый роман серии, разделённый на две, а не на три части) я начал уставать от постоянных стычек и разбирательств, и когда в конце последовали объяснения всему обилию событий, эта внезапная поздняя экспозиция помогла лучше расставить всё по своим местам. Особенно впечатления.

Роман имеет множество хороших черт, он замечательно встроен во вселенную «Дозоров», здесь Дозоры в лице добропорядочных сантинель играют значимую роль, а иностранный колорит передаётся через призму восприятия нашего соотечественника, пусть и жившего более ста лет назад, отчего ощущения фальши особо не возникает. В то же время он кажется слегка перегруженным яркими событиями, которые позволяют раскрыться лишь ограниченному числу персонажей. Но кто попал в кадр, те выписаны достаточно убедительными. Отдельные метакомментарии по поводу кино и фотографии позабавили. В общем, картина сложилась цельная, но местами чересчур плотная.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Александр Сальников «Агасфер с острова Мурано»

svamitot, 8 июня 11:38

о синхронизме

прочитал в «агасфере» сальникова: «Балдеж — это состояние коровы после отела» (проверил — инет подтверждает).

а я не знал.

и буквально через два часа в метро заметил парня с сумкой «балдеж» (проверил — не самопал, их продают через инет).

просто я таких раньше не видел.

события совершенно ординарные, и говорить не о чем.

но как совпало!

Оценка: нет
– [  0  ] +

Александр Сальников «Кошкин нос»

mputnik, 25 декабря 2023 г. 12:31

Тема: «Мастодонтально подробное и с безусловным знанием первичного материала повествование о совместном «рейде» к некоему объекту двух вынужденных попутчиков — ненецкого потомственного шамана и бывшего политзаключенного (а ещё ранее — изобретателя), оставленного конвоирами умирать на снегу». Идея: «Культурные, научные и цивилизационные ценности — можно, видимо, живописать неким универсальным языком, вне зависимости от этнической, гражданской и прочей принадлежности индивидуума (но только в том случае, если оный индивидуум «ценит оные ценности» (масляное масло) выше всего прочего в этой жизни». ФантДопущение: «Астрал — реален, он существует в виде своеобразного информационного поля. Мистические и магические компоненты шаманских обрядов имеют прямую и непосредственную связь с оным астралом».

Субъективный фактор (нравится/не нравится): желания перечитать нет, но текст производит благоприятное впечатление, он информативен, заставляет задуматься о многих ранее не особо приметных вещах. Художественная ценность — имеет место: есть авторсккие находки в языке, настроении, стиле. По общему впечатлению напоминает симбиоз двух талантливых спецов: театрала (или эстрадника) и маститого этнографа, что создали достаточно яркую «ментальную картинку».

Убедительность – имеет место. В рамках указанного выше фантДопущения авторская логика — довольно стройнА и не вызывает особых претензий. Человековедческая ценность – также присутствует. О человеке не сказано ничего принципиально нового, однако — сухим наукообрАзным языком: «…увлечённость проблематикой, преданность предметной области и самоотдача — в принципе — способны менять общую канву поведения человека настолько, что возникает удивление перед вполне реалистичным образом «очевидного и невероятного». Новизна — присутствует, хотя и непринципиальная. По поводу «реальности» астрала — укажу головачевскую «Запрещённую реальность», там проблематика проработана на максимуме. Что же касаемо взаимоувязки с жизнью и бытом малых народов — на памяти ничего значимого не всплывает.

Особых претензий к грамотности, корректности, адекватности, ритмичности и целостности — нет. Текст достаточно ровный, прилично технически (редакционно) оформленный. Вполне себе достойное литературное произведение

Оценка: 7
– [  5  ] +

Александр Сальников «Крест на твоих плечах»

Sergio Blanc, 23 июня 2023 г. 12:10

Перед нами очередной сценарный постапокалиптический набросок. На территории России будущего (если я правильно понял географию рассказа) разворачивается борьба нормальных людей против мутантов, или как автор их называет, «грязных». Сюжет остр, динамичен, не лишён драматизма. Железные доктора возглавляют поход из центра на восток. Здесь сразу ассоциация с крестовыми походами, благо и кресты у докторов имеются, и своебразные мечи — боевые ланцеты. Правда нигде о размерах этих «орудий» праведной борьбы не сообщается, ну а воображение нам на что? Дорисует мозг, дорисует. Ха! Если сможет, конечно. У моего что-то плохо получалось.

И всё бы ничего, но вот этот «срериальный» мелодраматический, как правильно отметили многие — очень предсказуемый финал, испортил, лично для меня, всю картину. Фу, как банально подана очень не новая тема псевдосправедливого ренегатства. Я аж Андрия из гоголевского «Тараса Бульбы» вспомнил, хотя сравнение может и неочевидное.

Так что задумка неплохая, а вот реализация подвела.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Иван Наумов, Александр Сальников «Те, кто ушёл»

Manowar76, 26 апреля 2023 г. 11:09

Очередная вещь про аномальную зону, примечательная своим языком.

Сеттинг не сказать, чтобы ультранеобычный. Где-то в русской глубинке на достаточно большую территорию опустился жёлтый туман, образовав Колпак (наш ответ кинговскому Куполу). Главная особенность зоны — в ней не существуют металлы. Животные себя странно ведут. В глубине зоны есть Третий Круг, влияющий на психику. Мутанты.

Местные перешли на дерево и керамику. Керамические глоки, луки, остроги и деревянные кинжалы-заточки. Из большого мира приходят за хабаром.

Но написано это всё таким шукшинско-сибиряцки-казацким стилем, что читаешь и нарадоваться не можешь. Все эти Евсей Григоричи и Егор Степанычи.

А ещё чем-то напоминает «Кровавый меридиан» Маккарти. Такие же походы суровых мужиков по необычной территории.

Главки небольшие, но яркие. Выхватываются моменты жизни подколпачников. Вот у нас тринадцать охотников за нечистью — то ли апостолы, то ли секта. Вот татарин-участковый, бывший циркач, не бросивший службу. Вот женщина, родившая дочку от Кота.

Сцены драматичны.

«Зоны» с человеческим лицом. Стругацкие, Вандермеер, Наумов с Сальниковым. Думаю, авторы поставили перед собой челлендж — взять заезженный коммерческий троп и написать о нём большую литературу в малой форме. С челленджем соавторы справились.

9(ОТЛИЧНО)

Оценка: 9
– [  3  ] +

Александр Сальников «Кошкин нос»

Darth_Veter, 27 марта 2023 г. 21:00

Русский Север времен Великой Отечественной. Ненецкий шаман Нея спасает от ужасной смерти одного политического заключенного, которого конвой хладнокровно бросил замерзать на снегу. До войны этот «зэк» был талантливым ученым в области космонавтики. Всю свою жизнь он искал формулу, что позволит человеку освоить «шестой океан» и летать по нему, словно птица. И вот теперь суровый ненецкий бог Нга приказал Нею собрать русского «тадебе» в последний путь на «ту сторону» тундры... Весьма неординарный как по сюжету, так и по слогу рассказ о магической культуре народов Русского Севера, созданный в декорациях переходного периода от сталинизма к гитлеровской агрессии. Автор довольно уверенно оперирует ненецким языком и мифологией этого небольшого северного народа, так что создается впечатление, что рассказ писал настоящий ненец. Несмотря на мрачные события, происходящие в описываемый период на территории нашей страны, история вовсе не кажется пессимистической, раз уж за дело взялся личный «самдорта» ненецкого бога. Вот так нужно писать истинные антиутопии, господа писатели! Чтобы читателю после их прочтения хотелось бы не повеситься, а жить и надеяться!

---------------

РЕЗЮМЕ: полу-мистическая история о спасении души одного русского ученого, предвосхитившего знаменитую «формулу Циолковского». Рекомендуется всем ценителям языка и культуры народов нашей страны.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Иван Наумов, Александр Сальников «Те, кто ушёл»

Иван В, 17 марта 2023 г. 21:38

Написано складно, настолько складно, что перелистывая главу за главой ты не перестаешь надеяться, что поймешь Логику описываемого мира и Смысл читаемого текста. Ты даже понимаешь ингредиенты предлагаемого блюда, узнаешь их, но никак не понимаешь, зачем они тут — в таком сочетании.

Однозначным достоинством текста является линия маленького Шерифа, из-за этого и оценка выше.

Оценка: 4
– [  3  ] +

Александр Сальников «Проводник»

Darth_Veter, 5 февраля 2023 г. 17:08

Михаил обладает особым даром: он находит пути в легендарные места земного шара, сокрытые от посторонних глаз. Например, в Шангри-Ла, Кангха или Шеол. Но за каждое такое путешествие нужно расплачиваться — и вовсе не «звонкой монетой»... Неплохое мистическое повествование, основанное на легендах и сказаниях самых разных народов и эпох. Якобы все священные места существуют в реальности, только путь к ним для обычных людей закрыт. Найти его могут особые люди — Проводники. Это не какие-то сверхъестественные существа, нет! Ими становятся те, кто слишком много грешил в обычной жизни. После своей смерти им дается своеобразный второй шанс уладить конфликт с собственной душой. Ведь люди ищут святые места не ради простого любопытства — у них куда более серьезные основания. А помочь ближнему своему стать на путь истинный — мечта любого проповедника. Главный герой рассказа некогда согрешил и теперь отрабатывает свой грех, водя по пустыням Аравии непосвященных клиентов. Он слеп на оба глаза, но это не мешает ему видеть истинную суть человека и находить Путь среди песков. Есть только одна печаль: сам он не может найти того Проводника, который помог бы ему снять свой собственный грех. И потому неясно, сколько ему еще ходить на этом свете в одиночку.

------------

РЕЗЮМЕ: сказ про бессмертного грешника, который отрабатывает долги, помогая раскаяться другим. Мораль: не грешите в своей жизни, чтобы потом не искать тех мест, где эти грехи можно замолить.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Александр Сальников «Почини мою куклу, старик»

Darth_Veter, 19 декабря 2022 г. 21:31

Герой рассказа волей случая знакомится одним необычным человеком, умеющим возвращать к жизни недавно умерших. Его искусство чем-то отдаленно напоминает искусство колдуна вуду: все действия совершаются через куклу-посредника. Только вот кукольник Прохор не забирает душу умершего, а, скорее, возвращает ее хозяину. Но, судя по результатам, это уже немного иная душа, освобожденная от некоторых недостатков. Внешне человек тот же самый, а внутренне — совсем другой. Тонкости отличия могут подметить далеко не все... Зачем кукольнику вся эта канитель? Автор ответа не дает, и читатель должен догадываться сам. То ли Прохор отрабатывает какой-то старый грех, то ли, наоборот, зарабатывает себе очки на каждом спасенном. Сложно сказать, нравится ли ему такой род занятий: слишком уж регулярно он пьет «горькую». Впрочем, много ли радости возвращать в этот грешный мир разного рода куклы-суррогаты? Разве что он имеет над ними определенную власть и может управлять их поведением. Тогда его труд не так уж и бескорыстен. Но тогда непонятно, почему кукольник так скромно живет. В общем, вопросов много, а ответов нет. Возможно, автор и не планировал их давать, а просто поставил перед читателем некую моральную дилемму: всегда ли спасение чужой души представляет из себя богоугодное деяние?

-------------

РЕЗЮМЕ: сказ о человеке, умевшем возвращать на грешную Землю смертные души. Непонятно только, ради чего.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Александр Сальников «Взрослые дети»

Darth_Veter, 5 ноября 2022 г. 22:53

Кириллу двенадцать лет. Казалось бы, самый расцвет счастливого детства. Но детство у его поколения отобрала война, на которой они наравне со взрослыми сражаются против каких-то непонятных ренегатов... Использование несовершеннолетних в любой из войн — это всегда преступление. Но по понятиям описанного в рассказе мира подобное — дело обычное, ибо только дети обладают разными паранормальными способностями (например, мгновенно определяют тип использованного противником отравляющего вещества). А это значит, что никакого счастливого детства у них не будет — война не только закаляет людей, но заставляет их быстрее взрослеть. К ее завершению обоих мальчишек уже никак не назовешь подростками — это опытные бойцы высочайшей квалификации. Правда, эта квалификация не радует ни читателя, ни самих ребят. Тем более, что к финалу они интуитивно догадываются о том, кто и зачем развязал эту бессмысленную войну.

------------

РЕЗЮМЕ: экскурс в мрачное будущее, где идет непонятная война, в которой участвуют дети. Подобное может вполне произойти и в реальности, если пустить в школу политическую пропаганду.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Иван Наумов, Александр Сальников «Те, кто ушёл»

mputnik, 11 октября 2022 г. 21:45

Нечто сумбурно-нуарное, но не с запахами предшественников Ньюпорта и привкусом односолодового виски, а совсем даже наоборот — с вонью заношенных портянок, кровавым кашлем и прочими прелестями.

Довольно распространённый ментальный фокус, относительно даже часто встречающийся. Базовые основы фантСитуации — практически не меняются: есть некая Зона, или — местность, или — город. Короче — некая локация. В ней когда-то случилась некая странность, или — техногенная катастрофа, или — пришествие инопланетян. Короче — все основы сломаны, все законы порушены, все каноны низвержены. И, вот, в этой Зоне, или — кто-то пытается что-то найти, или — кто-то кого-то догоняет, или — и то и другое сразу. Короче — лютое нагнетолово. На ровном месте. Когда персонажу автор — наконец-то — даёт возможность выговориться и сформулировать — зачем же он, собственно говоря, так тут мучается, оный персонаж несёт какую-то невнятную ахинею заумную, с массой высоких слов, отсылок к основам , к истокам истины и т.п.

Но форма оная, она — повторюсь — довольно распространена. Она имеет своих сторонников и даже своих приверженцев, и — в общем и целом — вполне себе даже приемлема при определённых условиях. Ежели использовать гастрономические аналогии, то сие чтиво — некий специфический экзотИк, с большим количеством пряностей, с явным перебором температурной обработки. Для основного блюда и постоянного употребления — явно не подойдёт, но периодически, да под хорошую выпивку — почему бы и нет

Оценка: 6
– [  4  ] +

Иван Наумов, Александр Сальников «Те, кто ушёл»

Lilian, 19 сентября 2022 г. 13:03

В случае этого рассказа я снова вынуждена признать, что не до конца поняла его задумку. Не оставляло чувство, что это часть чего-то большего, что где-то уже есть предыстория этого места и героев. Но нет, это не так.

Перед нами цепочка коротких эпизодов-зарисовок. Большая их часть складывается в более-менее последовательный сюжет — с погоней, преследователями и преследуемыми. Меньшая часть отвечает за обрывки предыстории этого места и всякие побочные зарисовки.

В некотором смысле перед нами очередное изменённое неведомым катаклизмом место, «зона», куда ходят свои сталкеры, которая меняет людей и местность вокруг. А ещё в ней живут люди, в меру своих сил придумывающие какой-то смысл произошедшему. Порой вершащие своё кровавое правосудие, неотличимое от преступлений. И ещё частенько вокруг просто творится непонятная хтонь.

Оценку могла бы поставить и поменьше, но среди представленного клубка историй запомнилась история Шерифа, последнего милиционера этих мест, выполнившего свой долг до конца и, если я правильно поняла, сумевшего обрести прощение и покой.

В остальном же здесь даже финала нормального нет.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Александр Сальников «Запах мандаринов»

ensign, 30 сентября 2020 г. 20:09

Пафос хлещет фонтанами во все стороны.

Как фантастика — вообще ни о чем.

Конечно, придумано много странных инопланетян, в том числе и больших любителей пыток. Но данным инопланетянам получение ответов на вопросы определенно не важно. Какой «код доступа узла управления» знают простые вояки? И всё это продолжается дней десять.

Лучшие в секторе детекторы лжи? Когда понадобились — не сработали абсолютно.

Какая-то цивилизация, вся в погонах и крейсерах межзвездных! Мать работающая в две смены надорвалась на смерть! Титан в домницах для крейсеров видимо варила.

И пистолет Макарова. У инопланетян. Коллекционеры.

Если есть желание подзарядиться пафосом и ГЕРОИЗМОМ — это можно. А если — почитать хорошую фантастику — не тратьте время.

Вся эта чепуха в «Модели для сборки» — прочитана выразительно. Этого не отнять.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Александр Сальников «Почини мою куклу, старик»

Mishel78, 17 июня 2020 г. 10:17

Рассказ о несбыточных надеждах и о том, сколько нужно заплатить за то, чтобы надежда была жива. Мистическая составляющая как нельзя лучше подходит для сюжета рассказа. Ведь довольно часто люди, потерявшие своих близких, обращаются к самым изощрённым методам, чтобы хотя бы сохранить надежду на то, что умершему пусть на том свете, но станет легче. Вот и в рассказе воплощением этих самых надежд стал старик, кукольных дел мастер.

Финал истории довольно изящен -этого у автора не отнимешь. Но вот поведение и поступки персонажей рассказа довольно нелогичны. Я не смог поверить ни в реакцию близких на смерть мальчика, ни в то, что главный герой стал не щадя живота своего добиваться раскрытия тайны куклы. Зачем тогда понадобилось вводить приезжего в сюжет, если более естественным было отправиться в путь к кукольнику какому-нибудь родственнику погибшего?

А если исключить описанные мной недостатки, то рассказ хорош и оставляет после прочтения привкус лёгкой грусти. Ведь произведение хоть и наполнено мистикой, но всё же оно о тех вещах, которые терять совсем не хочется, но которых зачастую очень не хватает: сочувствии, надежде и, в какой-то степени, о жертвенности.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Александр Сальников «Крест на твоих плечах»

olpo70, 29 сентября 2019 г. 06:17

Жесткий и суровый мир придумал в этом рассказе автор. В принципе это вполне один из реальных сценариев тог, что будет после ядерной войны. События развиваются постепенно и ты, читая, понимаешь что автор ведет к чему-то, какая-то тайна ждет нас в конце. Стоит отметить что читать не скучно. Повествование захватывающее. И вот концовка. В принципе задумка хоть и не оригинальная, но не плохая. Только почемуто Александр не смог воплотить её достойно. Что помешало? Судя по рассказу у автора все прекрасно с писательским талантом и фантазией. Не буду накидывать версии что могло произойти, просто жаль что так получсилось.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Александр Сальников «Агасфер с острова Мурано»

amak2508, 16 марта 2019 г. 11:41

К сожалению, такие вот бессмысленные, коряво написанные рассказы, в большей степени порождения нашего времени. Единственная цель этого запутанного, бестолкового повествования даже не развлечь, а только напугать (произвести впечатление на) читателя. Но это сейчас сделать о-о-чень трудно — читатель уже далеко не тот простак что полвека назад :). Для этого надо, чтобы в рассказе была мысль, да ещё талантливо поданная. Вспомните, хотя бы, образцовый в этом плане рассказ Стивена Кинга «Долгий джонт». А каша из истинных зеркал, пришельцев из зазеркалья и лихих 90-х, сваренная без таланта, так и останется неудобочитаемой кашей.

Сиё же творение.... Итог знакомства с ним: мысли ноль, связности, удобства чтения текста — тоже ноль, эмоции — никаких, потраченного на его прочтение времени — очень жаль...

Оценка: 1
– [  3  ] +

Алекс де Клемешье, Аркадий Шушпанов, Ольга Баумгертнер, Александр Сальников «Дозор с бульвара Капуцинов»

КИРА-КИРА, 21 декабря 2018 г. 13:46

Кинематографично. Но радости чтению и силы тексту это не добавляет. Причем совершенно. На экране ряд эпизодов, возможно бы смотрелся. Но выразить это буковками у соавторов не получилось.

Совершенно отсутствует дух эпохи. Как в исторических «Масти» Каплана, или в «Клинках кардинала» (авторства того же де Клемешье, кстати).

Даже старые знакомые в камео – Гессер, Завулон, Шагрон, Дункель не спасают. Единственная относительная радость – Яков Брюс.

В итоге получаем плохое кино про плохое кино. Или плохую книгу про плохое кино. Третье весомое разочарование в сериале. Сижу, и думаю: три ужасных серии из 17, это много, или мало? Возвращаться в мир Дозоров», или хватит?

Оценка: 3
– [  0  ] +

Алекс де Клемешье, Аркадий Шушпанов, Ольга Баумгертнер, Александр Сальников «Дозор с бульвара Капуцинов»

alexdeklemeshie, 13 ноября 2018 г. 23:30

Отвечая на отзыв многоуважаемого ifikl, довожу до сведения читателей, что к буриме роман «Дозор с бульвара Капуцинов» не имеет ни малейшего отношения: он написан принципиально иначе, о чем и было рассказано на первой странице, в предисловии.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Александр Сальников «Кумачовая планета»

Simondvic, 1 апреля 2018 г. 10:54

Хороший сборник, цепляет многогранностью тем. Возникает погружение, особенно при раскрытии внутреннего мира героя, его переживаний, ощущений, как в рассказах «Кошкин нос» и «Запах мандаринов», где это выражено лучше всего. Пик психологического напряжения приводит к сопереживанию, соединению с героем, его миром. Во всем разнообразии тем, в сборнике красной нитью проходит дуализм жизни и смерти, выбора между двумя крайностями. Порой это намеренно обострено там, где ненужных смертей, на мой взгляд, можно было бы избежать. Некоторые из рассказов кажутся скомканными: хорошая завязка, сюжет, психологизм... но развязки не происходит, они кажутся брошенными, недосказанными. В целом сборник очень хорош, но хотелось бы полнейшего раскрытия описанного мира, истории героев. Завершенности. Но это мое мнение.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Александр Сальников «Кошкин нос»

Simondvic, 26 марта 2018 г. 10:53

Понравилась проработка образов, в особенности шамана. Проваливаешся, погружаешся в таинственный мистический мир ненков, где каждое явление расценивается многопланово, с позиций срединного вышнего и нижних миров, и драматическое столкновение двух мировоззренческих вселенных — шамана и профессора, где точек прикосновения минимум, не отрой шаман тщательно забытый русский язык. Но по мере приближения к смерти, мировоззрение обоих уравнивается перед безмолвной чертой СМЕНЫ РЕАЛЬНОСТИ. В сборнике «Кумачовая планета», по крайней мере в первой его половине, тема жизни и смерти неразрывно, диалектически связаны. Порой излишне, там, где ее можно избежать. Возможно такова мысль автора — что бы двигаться вперед, нужно перешагнуть через себя, совершить последний рывок, и эта, самая большая жертва, неизбежна. Пока из первой половины сборника этот рассказ понравился больше всего.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Александр Сальников «Героями не рождаются»

god54, 1 марта 2018 г. 19:11

Прочел и почему-то вспомнил, что раньше описание сражение рыцаря с драконом, это было что-то с чем-то, героизм, удаль, победа и слава... А теперь над этим издеваются все кому не лень, превращая рыцарей в проходимцев, а драконов в неких менестрелей и шутов. Чему мы учим молодежь, где рыцарские традиции, где голубая кровь и принцессы?.. А потому и подрастает соответствующее племя... не рыцарское, а больше торговое...

Оценка: 5
– [  2  ] +

Александр Сальников «Почини мою куклу, старик»

olpo70, 29 апреля 2017 г. 06:52

Ох уж эти кукольники, ох уж эти кукловоды. Эта тема на мой взгляд не исчерпаема. Сколько написано, сколько придумано. И каждый раз авторы находят что-то новое, интересное и оригинальное.

Этот рассказ не исключение. Причем автор очень умело и талантливо выстроил сюжет. С начала приключения и переживания за главного героя. Затем социальная середина о дружбе и взаимоотношениях маленького мальчика и взрослого дяденьки. И наконец мощная концовка. Да-да именно мощная. И все это динамично и захватывающе.

Очень рекомендую.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Александр Сальников «Крест на твоих плечах»

VovaZ, 10 июля 2016 г. 14:46

Умеренное впечатление.

Постапокалипсический рассказ. Сюжетная идея, более менее, из рассказа Джека Лондона «Конец сказки», разумеется адаптированная к антуражу постмира.

Много патетического трагизма. Авторских идей маловато.

Сценизм не плох, образы героев так же удовлетворительны.

Не понятно, зачем автор приплёл клятву Гиппократа, когда медицина совершенно сменила цели и принципы.

В принципе, читабельно.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Александр Сальников «Агасфер с острова Мурано»

Carex, 17 июня 2016 г. 12:04

Сразу скажу, что на слух этот рассказ не воспринимается. Надо читать текст, чтобы его понять. Требуется откатываться назад и перечитывать заново.

У рассказа два недостатка.

1. Сбивчивый и невнятный текст. Местами просто набор слов. Ну вот приведу пример: «Мне кажется, что даже если Людовик пожалует тебе титул, ты все равно останешься сыном мясника, — расхохотался Франсуа. — Я слышал — то платье в кусочках зеркал, в котором королева сияла на последнем балу, обошлось казне в сто сорок тысяч ливров.» В чем смысл этого предложения? Не понятно даже в контексте.

2. Недосказанность. Как будто автор просто не захотел изложить свой замысел, а может его и не было. Кто такие Зазеркальные посланники, их мотивы, действия, возможности, цели, моральные принципы? Ничего ведь не понятно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сначала они заключают договор с Лучано Ломбардо, чтобы он изготавливал для Зазеркалья истинные зеркала, потом забирают этот секрет у Никколо Ломбардо в обмен на дар бессмертия. А потом забирают дар бессмертия, из-за того, что тот плохо себя ведет и еще потому что им истинные зеркала уже не нужны, а они там что-то с фотографиями научились делать. Вот и весь смысл рассказа.
И зачем был убит Чарльз Доджсон?

А еще вот что не понравилось. Наивный какой-то кусок с таксистом Рустамом, старушка на кассе в ночном клубе. Все ненатуральное какое-то. Почему-то ночной клуб «Версалем» назван, заплеванная улица «Елисейскими полями». Смысл? Зачем? Скрепа со средневековой Францией? Зачем?

Сюжет с мертвецами в конце рассказа явно не добавляют понимания, а лишь усиливает раздражение от всего рассказа.

Оценка: 2
– [  2  ] +

Александр Сальников «Лучшая работа на Земле — работа на Марсе!»

god54, 14 октября 2015 г. 19:51

Как-будто и сюжет есть и идея рассказа почти тянет на социально-криминальную тематику, но рассказ не читается. Начало затянуто, концовка скручена, поступков никаких, напряжения ноль, масса просто повествовательного текста, а после прочтения всего одна мысль, так в чем же фишка?..

Оценка: 5
– [  1  ] +

Александр Сальников «Камышовая швея»

god54, 10 октября 2015 г. 13:15

Довольно стандартный фантастический боевик, который сюжетным ходом, напоминает мне аналогичные советские боевики с местом действия там за границей. Безбашенный ученый, великое открытие, преступление, выведение всех на чистую воду... Однако текст и сюжетные ходы прописаны лишь штрихами, многое приходится домысливать, а концовка вообще алогична предыдущему тексту. Одним словом на любителя боевиков. Обращает на себя внимание одна деталь, врачебные опыты на заключенных. Хочу заметить, что с 1968 года такие вещи категорически запрещены во всем мире и называется это правилами GCP, которые свято соблюдают все врачи независимо от страны, расы и вероисповедания.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Александр Сальников «Крест на твоих плечах»

god54, 1 октября 2015 г. 19:47

Вполне хороший мог получиться рассказ, именно, что мог... Красивая идея, постядерный мир, борьба с мутациями, медицина главенствующая и воинствующая сила, интересные герои, увлекательный сюжет... А вот ближе к концу все пошло кувырком: скоропись, новые герои, малодостоверные поступки... Похоже автор писал роман, а потом бросил и оставил рассказ для сборника.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Александр Сальников «Почини мою куклу, старик»

VovaZ, 30 декабря 2013 г. 18:04

Рассказ, слабо оценённый моими предшественниками, неожиданно понравился. Занятный образец средне-русского «хоррора», мистики росийской снежной глубинки. В конце концов мы любим Стивена Кинга за уменее создать страх из обыденных вещей. Почему-бы за то же не полюбить Александра Сальникова? Интересный сюжет, живые герои, талантливое изложение, законы жанра соблюдены, нет ни малейший попытки затянуть.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Александр Сальников «Взрослые дети»

БорЧ, 13 октября 2013 г. 10:31

Очень жестокий и очень кровавый рассказ о том как быстро на войне дети становятся взрослыми... Особенно если к этой войне взрослые «умело» готовят детей с их самого раннего детства. Но и став «взрослыми» — эти дети продолжают играть в войну, играть в войну даже на войне, играть даже на последнем своём, захлёбывающимся горловой кровью, вздохе...

И только в этот самый последний момент своего земного бытия — «дети» вдруг понимают, что из них сделали взрослые и против кого идёт эта война.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Александр Сальников «Запах мандаринов»

Denver_inc, 27 августа 2013 г. 19:00

Один из самых сильных рассказов, из всех тех, что я прочитал за этот год. Действие происходит в далёком будущем, во время войны между землянами и негуманоидной расой «лонгеров». Во время одного из рейдов разведбот землян оказался подбит, а команда взята в плен. Чужаки, чьи методы пытки возведены в рамки искусства, а детекторы лжи – лучшие в этом секторе галактики выдвигают требование — код доступа узла управления в обмен на жизнь. И вот землян по-очереди вызывают на допрос. Вначале — лейтинанта, любителя музыки, затем старшину — знатока поэзии.

Вас когда-нибудь пытали? По-настоящему, так чтобы страх смерти расценивался вами, как самый незначительный из всех возможных страхов. А смерть… Смерть была бы вашей самой желанной гостьей. Ведь она может принести покой и умиротворение. Думаю, что нет – не знаете вы ужаса настоящей пытки, ибо вы читаете эти строки, а значит, вы живы и рассудок ваш не помутился. А теперь у меня другой вопрос — А знаете ли вы, что такое настоящий долг? Долг перед Родиной, товарищами и просто перед самим собой? То самое чувство, благодаря которому, по-настоящему сильный духом человек, может преодолеть любые преграды, возникающие на его пути, но не сдаться врагу, пусть даже ценой смерти. И этот же самый долг, под воздействием безумного страха порой может заставить вас сделать то, после чего вы уже навсегда перестанете быть человеком. Так, вот, не знаю как вы, а я после прочтения «Запаха мандаринов» испытал на себе эту безумную смесь страха, долга и ещё чего-то там, что окончательно взорвало мой мозг.

Конечно, может быть у меня просто больное воображение, а может быть — это автор наиталантливейшем образом заставил меня вжиться в образ главного героя и моё сознание начало чувствовать боль героев, и сходить вместе с ними с ума. Что ж, если это так, то честь и хвала такому автору. Ещё хочу добавить, что хоть действие и происходит в будущем на далёкой планете, но с таким же успехом подобные события могли происходить, скажем, где-нибудь на Смоленщине, в грозном 1943 году. И поверьте мне – смысл рассказа тогда бы, нисколько не поменялся.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Александр Сальников «Запах мандаринов»

Iricia, 17 апреля 2012 г. 00:00

Слушала рассказ в «Модели для сборки». Произвел на меня сильное впечатление, и думаю, в первую очередь именно по этой причине.

Я задаюсь вопросом, каким бы он мне представился, не услышь я его в передаче — и прихожу к мнению, что просто прошла бы мимо. Слишком жесткий, слишком «не моё».

Потому советую слушать именно в МДС. По крайней мере, для меня рассказ открылся с совершенно неожиданной стороны, чему я очень рада.

Это небольшой рассказ, не слишком замысловатый. Но есть в нем что-то, что цепляет. Может то, что спасти человека — не обязательно значит спасти ему жизнь (например, подбросив подсказку о необходимой информации), но и возможно избавить его от пыток, позволив уйти героем.

А может это всего лишь моя проекция-иллюзия. Кстати, очень советую так же прочитать балладу «Вересковый мед», которая цитируется в рассказе!

Оценка: 8
– [  5  ] +

Александр Сальников «Крест на твоих плечах»

Wind, 12 января 2012 г. 14:32

Всё в рассказе понравилось, был нерв, интрига. Всё логично шло к своему финалу (предсказуемый — не обязательно синоним плохого), все герои были к месту и выглядели настоящими, живыми. И всё-таки финал не удался. :frown: Всё скомкалось в кучу, а самый главный разговор Железного доктора и главврача вообще какой-то смазанный получился, картонный. Но за задумку, за поднятую тему милосердия, за общее впечатление — такая высокая оценка.

Оценка: 8
– [  0  ] +

Александр Сальников «Крест на твоих плечах»

leonx, 28 октября 2011 г. 19:14

неплохой рассказ чувствуется атмосфера, но дальнейшие события очень предсказуемы

Оценка: 7
– [  7  ] +

Александр Сальников «Почини мою куклу, старик»

БорЧ, 18 сентября 2011 г. 19:24

Извечна — как мир — проблема равновесия добра и зла... И как мир — извечна проблема дара и проклятия. И окружающим неведомо, что то, что они считают «даром» — носитель этого «дара» считает своим проклятьем. Как найти «баланс интересов» гения и окружающих его людей и кто из них чьё «проклятье» — эту тему невозможно осмыслить и сотней романов, но маленький рассказ-зарисовка может вдруг оказаться очень ярким стёклышком в калейдоскопе этой глобальной темы.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Александр Сальников «Крест на твоих плечах»

fax, 31 августа 2011 г. 09:30

Рассказ не однозначный. Борьба людей за чистоту расы — это что сродни Гитлеровскому поиску настоящих арийцев. Жесткость доктора как человека принесшего клятву Гиппократа к детям тем более новорожденным не совсем понятна и уж тем более не приемлема. Тем не менее концовка достаточно предсказуема и ожидаема.

Оценка: нет
– [  2  ] +

Александр Сальников «Крест на твоих плечах»

UraN2, 20 февраля 2010 г. 15:46

Похоже на «Куколок» Уиндема, но тут люди не живут в деревнях где процветает религиозный фанатизм, здесь мутантов истребляют доктора. Денис, по прозвищу «Железный доктор», борется против мутантов как может, по ходу текста он узнает кто он такой —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он оказывается сам мутантом. Предыдущие доктора оказались не такими жестокими и сохранили ему жизнь
...

Оценка: 8
– [  1  ] +

Александр Сальников «Кошкин нос»

drogozin, 15 декабря 2009 г. 20:01

Очень атмосферный, впечатляющий и хорошо написанный рассказ. Но вот с идейным наполнением как-то не вышло. Е=мс в квадрате это откровение? :confused:

Для столь колоритной атмосферы можно было найти идею получше.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Александр Сальников «Кошкин нос»

Silvester, 29 сентября 2009 г. 16:29

Однозначно лучшее произведение в этом номере. Когда прочитал рассказ, понял, что журнал, всё же, купил не зря.

Замечательный, драматичный сюжет, очень глубокая проработка образа и психологии шамана, всей атмосферы и языковых вставок (не удивлюсь, если автор сам знает ненецкий язык, хотя, возможно, это результат работы с соответствующими этнографическими материалами). Название работы несколько не соответствует содержанию, мне кажется, фраза про «кошкин нос» притянута за уши, хотя, с другой стороны, — интрига в названии... Концовка, хоть всё и заканчивается несколько предсказуемо-трагично, не выглядит оборванной. Поэтому — 9 из 10

Оценка: 9
– [  4  ] +

Александр Сальников «Агасфер с острова Мурано»

elent, 2 января 2009 г. 15:47

Было бы вообще неплохо, если бы автор удосужился повнятнее объяснить чем так плохи пришельцы из Зазеркалья и почему надо было душить бедного автора Алисы.

Оценка: 5
– [  -4  ] +

Александр Сальников «Запах мандаринов»

_Veronika_, 8 апреля 2008 г. 13:49

Хороший рассказ! Понравился очень:super:

Оценка: 10
⇑ Наверх