Все отзывы на произведения Пётра Гурского (Piotr Górski)
Отзывы (всего: 33 шт.)
Рейтинг отзыва
Manowar76, 27 ноября 2022 г. 13:18
Закон Ордена. Гурский
No Rest For The Wicked или Дашков по-польски
Романы в серии «шедевры фэнтези» традиционно удостаиваются пространных и вдумчивых отзывов от любителей жанра. И это прекрасно. Но свой отзыв после прочитанных писать сложно. Поэтому буду, по возможности, краток.
Что польским фантастам удаётся, так это необычно-странные миры. Проведите со мной «слепой тест» и я, скорей всего, точно угадаю «страну-изготовителя». Еще не Запад, уже не Россия. И перевод с польского сложно спутать с переводом с другого языка.
Старая, как мир, история: баунти хантер везет добычу заказчику. Но больно уж добыча зубастая — Алия Лов, легендарная беглянка из Ордена.
По пятам за парочкой следуют гроблины, плосколицые хунги в рыбьих масках, жуткий тряпичный паяц-«страшила», кто-то ещё.
Все романы приберегают твист на последние главы, Гурский же решил меня ошарашить уже в пятой главе. Потом, правда, оказалось, что у персонажей «Ордена» повышенная живучесть и произошедшее не баг, а фича.
По миру с историей и конфликтами путешествуют персонажи, один другого колоритней, не имеющие причины существовать. Они есть по прихоти автора, и смотрятся достаточно чужеродно. Сам же мир несколько двинут на изощрённой жестокости. Тут-то и вспоминается Дашков, его циклы «Звезда Ада» и «Странствие Сенора» (перечитать что ли? Периодически порываюсь).
Сюжет, поначалу кажущийся простым, в финале завязался в восхитительной красоты узел. Пожалуй, только тряпичный паяц был введён в роман, «потому что круто». Остальные персонажи очень функциональны.
Отличный роман с необычным миром и закрученным сюжетом. Читается легко.
9(ОТЛИЧНО)
Кузня, где умирали. Гурский
В случае с томом «Закон Ордена» я доверился составителям и стал читать произведения в порядке их расположения в книге, а не по хронологии выхода.
Хронологически вроде бы «Кузня» идет после «Закона Ордена».
Князь, каратели, мрачный кузнец, его подручные и молодые помощники.
По миру Гурского путешествуют жуткие маддоны в сопровождении оранжевых птиц-убийц амвари. Взгляни на маддону и амвари выклюют тебе лицо.
Маддоны созданы, очевидно, «от слова». Безумные донны.
Если читать рассказ сам по себе — составить впечатление о мире не получится. Просто зарисовка о дружбе, взрослении и мести в условном фэнтезийном средневековье. Но зарисовка атмосферная.
7(ХОРОШО)
Гнев богов. Гурский
Танида, в прошлом повеса, а теперь нищий беглец, возвращается в родной город. Глава преступного мира этого города собственно и объявил охоту на Таниду за шашни с его женой.
Герой вернулся не один, а со странной девочкой, опекуном которой стал.
Обращается к другу и бывшей любовнице за помощью. Те изменись. Друг из владельца убыточного театра стал наемным убийцей, подруга куртизанкой и организатором балов.
По следу Таниды пускают убийц. Девочка проявляет способности. По городу рассекают всё те же маддоны в окружении птиц-убийц.
То ли мне хватило романа, то ли рассказы правда слабже, но ни «Кузня», ни «Гнев богов» не зацепили.
6(НЕПЛОХО)
Непрощённые. Гурский
Очень уважаю польский фэндом за традицию «из рассказов в романы». Сначала в профильных журналах выходят рассказы, автор прогревает аудиторию и, в случае теплого приёма, пишет полноценный роман по миру.
Обедневший саг-аристократ в долгах, как в шелках. Слуги разбегаются, жена недовольна, кредиторы нетерпеливы. Опустился до того, что перепродаёт вещи покойников.
И тут в город прибывает отряд наёмников Непрощённые (упоминались в «Законе Ордена»).
Атмосфера гробокопательства напомнила аналогичные сцены из цикла «Чёрный отряд» Кука.
Самый мощный и самоценный из трех рассказов сборника. Но и он не даёт ничего миру «Закона Ордена», если не считать добавление в мир чужеродного фортепиано.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Цикл с прекрасным романом и абсолютно необязательными рассказами.
Manowar76, 26 ноября 2022 г. 09:30
Очень уважаю польский фэндом за традицию «из рассказов в романы». Сначала в профильных журналах выходят рассказы, автор прогревает аудиторию и, в случае теплого приёма, пишет полноценный роман по миру.
Обедневший саг-аристократ в долгах, как в шелках. Слуги разбегаются, жена недовольна, кредиторы нетерпеливы. Опустился до того, что перепродаёт вещи покойников.
И тут в город прибывает отряд наёмников Непрощённые (упоминались в «Законе Ордена»).
Атмосфера гробокопательства напомнила аналогичные сцены из цикла «Чёрный отряд» Кука.
Самый мощный и самоценный из трех рассказов сборника. Но и он не даёт ничего миру «Закона Ордена», если не считать добавление в мир чужеродного фортепиано.
8(ОЧЕНЬ ХОРОШО)
Manowar76, 25 ноября 2022 г. 10:08
Танида, в прошлом повеса, а теперь нищий беглец, возвращается в родной город. Глава преступного мира этого города собственно и объявил охоту на Таниду за шашни с его женой.
Герой вернулся не один, а со странной девочкой, опекуном которой стал.
Обращается к другу и бывшей любовнице за помощью. Те изменись. Друг из владельца убыточного театра стал наемным убийцей, подруга куртизанкой и организатором балов.
По следу Таниды пускают убийц. Девочка проявляет способности. По городу рассекают всё те же маддоны в окружении птиц-убийц.
То ли мне хватило романа, то ли рассказы правда слабже, но ни «Кузня», ни «Гнев богов» не зацепили.
6(НЕПЛОХО)
Пётр Гурский «Кузня, где умирали»
Manowar76, 24 ноября 2022 г. 11:37
В случае с томом «Закон Ордена» я доверился составителям и стал читать произведения в порядке их расположения в книге, а не по хронологии выхода.
Хронологически вроде бы «Кузня» идет после «Закона Ордена».
Князь, каратели, мрачный кузнец, его подручные и молодые помощники.
По миру Гурского путешествуют жуткие маддоны в сопровождении оранжевых птиц-убийц амвари. Взгляни на маддону и амвари выклюют тебе лицо.
Маддоны созданы, очевидно, «от слова». Безумные донны.
Если читать рассказ сам по себе — составить впечатление о мире не получится. Просто зарисовка о дружбе, взрослении и мести в условном фэнтезийном средневековье. Но зарисовка атмосферная.
7(ХОРОШО)
Manowar76, 23 ноября 2022 г. 08:30
No Rest For The Wicked или Дашков по-польски
Романы в серии «шедевры фэнтези» традиционно удостаиваются пространных и вдумчивых отзывов от любителей жанра. И это прекрасно. Но свой отзыв после прочитанных писать сложно. Поэтому буду, по возможности, краток.
Что польским фантастам удаётся, так это необычно-странные миры. Проведите со мной «слепой тест» и я, скорей всего, точно угадаю «страну-изготовителя». Еще не Запад, уже не Россия. И перевод с польского сложно спутать с переводом с другого языка.
Старая, как мир, история: баунти хантер везет добычу заказчику. Но больно уж добыча зубастая — Алия Лов, легендарная беглянка из Ордена.
По пятам за парочкой следуют гроблины, плосколицые хунги в рыбьих масках, жуткий тряпичный паяц-«страшила», кто-то ещё.
Все романы приберегают твист на последние главы, Гурский же решил меня ошарашить уже в пятой главе. Потом, правда, оказалось, что у персонажей «Ордена» повышенная живучесть и произошедшее не баг, а фича.
По миру с историей и конфликтами путешествуют персонажи, один другого колоритней, не имеющие причины существовать. Они есть по прихоти автора, и смотрятся достаточно чужеродно. Сам же мир несколько двинут на изощрённой жестокости. Тут-то и вспоминается Дашков, его циклы «Звезда Ада» и «Странствие Сенора» (перечитать что ли? Периодически порываюсь).
Сюжет, поначалу кажущийся простым, в финале завязался в восхитительной красоты узел. Пожалуй, только тряпичный паяц был введён в роман, «потому что круто». Остальные персонажи очень функциональны.
Отличный роман с необычным миром и закрученным сюжетом. Читается легко.
9(ОТЛИЧНО)
sergej210477, 24 августа 2022 г. 22:09
Вечная как мир, история о женском коварстве.
Начинается, как незатейливый рассказ о честном, но, глупом муже, и, жадной неверной жене.
Затем, сюжет, внезапно, делает неожиданный поворот, и, превращаясь в своеобразный жуткий зомби-хоррор.
Мрачно, страшно. Отличный, целостный и завершенный сюжет. Яркие персонажи.
Очень атмосферно и увлекательно.
sergej210477, 24 августа 2022 г. 22:01
Драматичная и мрачная история.
О любви, дружбе и мести.
О том, как со временем, меняются человеческие чувства. Вечная история о верности и предательстве, о жадности и коварстве.
Жестокий мир. Жизнь, полная насилия. Настоящее «тёмное фэнтези», хэппи-эндом и не пахнет.
Пётр Гурский «Кузня, где умирали»
sergej210477, 24 августа 2022 г. 21:45
Небольшая зарисовка, дополнение к роману «Закон Ордена». Впрочем, сюжетная линия здесь своя, независимая.
Полностью согласен с отзывом «Deusuum», что рассказы получились у автора, на мой взгляд, на порядок сильнее, чем роман. Схематично описанная, пустая, вселенная здесь не бросается в глаза, а увлекательный сюжет и яркие герои — являются сильной стороной этой зарисовки.
Не буду делать спойлеры — сюжетная линия здесь самое главное и интересное.
Просто, необычная, отлично написанная история.
sergej210477, 22 августа 2022 г. 19:14
Необычный роман.
Мне, вообще, очень сложно оценить эту книгу:
- Великолепный, оригинальный сюжет. Таинственная история, где, вначале, вообще, ничего не понятно. Но, с каждой страницей, читать становиться все интересней. Необычные повороты сюжета. В финале — целостная, законченная и полная картина. Красиво, увлекательно и непредсказуемо.
- Странные и шикарные персонажи. Наверное, нет ни одного стандартного и шаблонного фэнтезийного героя.
- Настоящее «dark fantasy». Кровавое и жестокое. Впечатляет.
- Интересные диалоги. Лаконичные, поэтому, натуральные. Без отвлеченных разглагольствований, длиной, десяток страниц. Много мрачного юмора.
Повторюсь, все очень необычно, оригинально и интересно. Да, с первых страниц достаточно сложно «поймать» смысл всей авторской задумки. Но, это, лишь вначале.
Только, как мне кажется, на этом все сильные стороны произведения и заканчиваются:
— Пустой мир. Да, оригинальная и необычная вселенная, но, совсем схематичная. Лишь условные декорации отдельных мест, в остальном — пустота. Ничего не проработано.
- По-моему, атмосферность не на высоте. Нет, в отдельных сценах — да, мрачно, грязно. Жестоко. Но, общее впечатление, атмосфера всего фэнтезийного мира, всей книги — не сложилось.
Вот и получилась, на мой взгляд, странная, противоречивая книга.
С одной стороны, стоит прочесть, роман необычный, выбивается из десятков однотипных фэнтезийных книг, написанных, как под копирку. Тут — нечто совсем оригинальное. Как в сюжетном плане, так и по авторскому стилю.
С другой стороны, такое ощущение, что автор, то ли, поленился, то ли, сильно спешил: набросал схему своей оригинальной вселенной, но, не стал ее прорабатывать. Каркас здания, какой-то. И, «как сдавать такой недостроенный объект»?
Вот и получается, что «за изобретение ставлю «пять», а за предмет — «неуд».
Мне сложно оценить этот роман.
Да, наверное, всё-таки, книга понравилась, но, в то же время, поставить высокую оценку никак не могу.
vfvfhm, 8 июля 2022 г. 11:08
«Закон Ордена — внушать ужас».
Прочитал роман совершенно случайно, потому что после чудесных новелл цикла оставлял его «на сладкое» и надеялся на скорое выход второго тома. Но не жалею.
Лаборанты, что поставили книгу высокую оценку, которую я разделяю, сказали много точных и хороших слов о книге, так что белкой по древу растекаться не буду. остановлюсь на самом важном.
Книга ощутимо делится по структуре на три части. Вначале это хоррор, действие которого происходит в городах-государствах, утопленных в, казалось бы, бесконечной лесной чаще. Похоже на издание сказок братьев Гримм без цензуры. Все очень таинственно и страшно.
Вторая часть про город Арголан — отличное дарк-фэнтези с грязными кабаками, битвами с монстрами и негодяями всех возможных оттенков черного и жесткой резней.
Развязка книги возносит роман до уровня притчи о возмездии, воздаянии за героизм, искуплении грехов и всем таком прочем, наиболее поэтичная и трагичная часть книги.
Поначалу мне казалось, что роман — простая бродилка в интересном мире и атмосфера здесь интересней сюжета — все эти паяцы, упыри-корчмари и живые лабиринты с призраками. Но оказалось, что сюжет сложный и очень многослойный и к концу книги он уравновешивает атмосферность повествования и приходит к великолепной гармонии. Роман получается по итогу очень целостным.
Важно сказать еще и о центральной идее книги, о собственно Законе Ордена. Мне представляется, что Гурский здесь дал жестокое сатирическое разоблачение «повесточного» феминизма энной волны. Максимально обострил и сакцентировал идеи «сильной и независимой женщины», к какому результату могут они привести.
Он будто говорит: вы и впрямь хотите пойти до конца по этому пути лишения себя сокровенной сущности самой женственности, оставляя лишь ее яркую оболочку? Вы правда хотите, чтобы вид красивой женщины не вызывал ничего, кроме ужаса и омерзения? Сделать красоту страшной разрушительной силой, не приносящей ничего кроме горя и страданий миллионам?
Ведь красота, помноженная на беспощадную жестокость и полное расчеловечивание, не спасает мир, а уничтожает его.
История человеческой цивилизации началась с войны, спровоцированной одной красоткой — Еленой Троянской — ею она может и закончиться.
Взгляд, конечно, идеалистический, но это же фэнтези, ему по статусу положено. Но проблема женственности и красоты заложенная в центр романа, это проблема нашей цивилизации, а не досужая выдумка.
Важно еще сказать, что цикл этот лучше читать в порядке написания, начиная с новелл. В романе раскрывается одна из важных загадок лора, на которую новеллы опираются. Без этой загадки они потеряют львиную долю своего обаяния.
И кстати, последнее, но не менее важное. Роман написан на высоком художественном уровне. Это только стиль такой телеграфно-обрывочный, своеобразный. Зато книга — не пластик, не шаблон. Штучный товар, изюминка, скорее, правда, черный бриллиант. С нетерпением жду второго романа Гурского.
i_am_sansanich, 20 июня 2022 г. 10:28
Кто-то нашёл в «Законе Ордена» схожесть с «Ведьмаком», кто-то с «Малазаном». Мне же, почему-то, вспомнились «Алиса в стране чудес» и «Волшебник страны Оз». И вряд ли меня можно переубедить в том, что в данном произведении присутствуют аналоги кроличьей норы или антропоморфных существ, известных с детства. Конечно же, эта книга не для детей. Но и не каждый взрослый сможет оценить мастерство автора. В чём же заключается это мастерство, спросите вы, если с первых страниц становится ясно, что далеко не каждый читатель дойдёт до финиша. А если и дойдёт, то из спортивного интереса, поскольку, рубленность текста и абсурдность происходящего бросаются в глаза с самого начала. Мастерство же, на мой взгляд, заключается в том, что «Закон Ордена» вполне способен стать той самой лакмусовой бумагой для определения наличия в мозгу читателя определённого кластера, отвечающего за любовь к необычности, к тому же абсурду, если хотите (что-то вроде Малевича или Дали в живописи). А если этот кластер у вас занят чем-нибудь более высоким или традиционным, то смело проходите мимо, поскольку то, что будет в романе покажется вам жёстким трэшем. К такому же выводу можно прийти читая роман по диагонали, ставя ударение на абсурдности происходящего. Читая же внимательно, легко заметить объёмность персонажей, их мотивацию, интриги сюжета.
Главной особенностью романа, думаю, является удельная ёмкость его содержимого. Она здесь самая высокая из всего прочитанного мною ранее. На трёхстах страницах текста автору удалось уместить: и забавный сеттинг с Багровой корчмой, подземными городами, башнями драконов и Живыми лабиринтами, и громадное количество интриг, преследующих разномасштабные цели — от простого коллекционирования, любви или мести до глобальных завоеваний и борьбы за независимость. И, конечно же, колоритных, достаточно объёмных персонажей. Вы только гляньте, как могут рассуждать герои романа:
— «Нет монстра хуже человека, объятого алчностью» (Дунтель — мститель за змеиный род);
— «Мы привыкли считать красивое добрым. И поэтому даём обмануть себя» (Виана — одна из предводителей народа хунг);
— «Ведь не умеет человек ужиться со счастьем. Добивается его изо всех сил, а потом всё портит, или оно само разваливается, и ничего хорошего не выходит (Туут — предводитель охотников за головами).
То, что большинство персонажей (включая Паяца с деревянной головой) мыслит философскими мерками, на мой взгляд, не портит текст (как могли бы заметить блюстители средневековой достоверности), а скорее, делает его более красочным. А тот факт, что большинство этих мыслей более свойственно традиционному фэнтези, чем тёмному (в привычном нам понимании) стал для меня отрадным. И вообще, по уровню дарка «Закон Ордена» — не самое беспросветное произведение и следить за судьбой его героев было не противно, как, скажем, за братьями Гроссбарт Буллингтона. В отличие от необоснованно жестоких братьев, герои «Закона Ордена», как я отметил ранее, имели вполне-себе «пристойную» мотивацию. Кроме того, героям романа присущи свойства более характерные для того же традиционного фэнтези. Они могут любить, как Кестель, испытывать определённые дружеские чувства, как Дунтель или Туут, и даже уважать врага, как Алия(сцена когда она стирает слезу из-за крушения надежд с лица Кестеля — просто супер эмоциональна). Так что, по тёмности я бы, скорее всего, сравнил данный роман с историей «Малазана». С той лишь разницей, что сеть интриг здесь намного скромнее — на уровне героического фэнтези. Но это и не минус, поскольку и воспринимаются они намного проще, чем в эпике.
Главным же отличием от сурового дарка является то, что каждый, в итоге, получит по заслугам — убийцы будут наказаны, а повстанцы награждены первыми, пусть и незначительными, но всё же, победами. Вообще, на мой взгляд, тема мести вышла у автора не менее сочно, а возможно и более, чем у прославленного мэтра — Джо Аберкромби в «Лучше подавать холодным». Скажу больше, включив в цикл дополнительные рассказы, автор значительно дополнил эту тему и внёс недостающие штрихи в понимание придуманного им мироустройства.
В итоге, «Закон Ордена» я назвал бы не тёмным, а скорее, абсурдным (в лучшем смысле этого слова) фэнтези с элементами дарка.
Несмотря на все мои дифирамбы в сторону романа, и эта семья не осталась без урода. И этим уродом, как ни странно, стал не бездушный Паяц, и не драконы принимающие человеческий облик, а, тупо, кевларовые доспехи мятежников. Уж очень этот момент резанул по глазам на финальной странице произведения.
sertov, 17 апреля 2022 г. 11:31
Первую часть книги читал с интересом и удовольствием, так как автор не стал тратить страницы и время на пролог, вступление и предисловие, а сразу окунул читателя в водоворот захватывающих событий, параллельно знакомя с особенностями мира, в котором происходят события книги, а также с действующими персонажами, многие их которых окажутся лицами второго и последующих планов. Затем ажиотаж и антураж снизились, динамика очень заметно спала, развитие самого действия остановилось в одном месте и в одно время, а повествование все чаще и чаще скатывалось к соплям и стенаниям Кестеля из-за его отказа идти спасать любимую женщину от дракона. Драконы в тексте периодически упоминаются, но непосредственно в событиях участвуют на десяти страницах, сложив мозаику и пообещав новую войну. Приблизительно на таком же уровне (может быть чуть-чуть больше) в повествовании участвует магия, благодаря которой сопровождающий Алию призрак несколько раз освобождает ее от оков и из-под замков. Для того, чтобы фэнтези почернело, вводятся гробокопатели, они же разорители могил, использующие немного магии для сокрытия следов своей деятельности. Если сюда добавить Дунтеля, мстящего за змей, то вот и вся магия этого мира. Низко поклонившись феминизму (могучий женский Орден, мадонны, не терпящие взглядов), автор самым настоящим сумбуром прикрыл отсутствие хоть какого-нибудь подобия концовки романа, пусть он и всего лишь первый в цикле. После того, как в очередной раз переживший смерть Кестель добрался до мозаики и узнал правду, все события перемешаны и остановлены по мановению автора. И только драконы точно обещали войну. Я не стал бы пока ставить это произведение в один ряд с теми, которые перечислены в описании, но чтения роман однозначно заслуживает.
Angvat, 5 апреля 2022 г. 10:48
В целом книга вышла в энной мере занятная, но мне в ней немного не хватило… да всего, в общем-то. Мир изображен как-то схематично, интересные вещи, о которых можно было бы дать и больше информации обозначены лишь какими-то общими мазками. То же во многом можно сказать и о героях. Скажем, некий Дунтель, товарищ далеко не самый скучный и банальный и его история со змеями, которую неплохо было и развернуть, в книге присутствовали в чисто гомеопатических дозах. Действо развивается достаточно стремительно, но порой слишком уж рвано. Поступкам персонажей порой просто не достает элементарной логики, они строят какие-то вычурные и маловразумительные планы видимо лишь для того, чтобы все не закончилось спустя всего несколько глав. Отрадно конечно, что автор в достаточно небольшой формат уместил вполне законченную и небезинтересную историю, но это как раз тот редкий случай, где лично мне не помешали бы кое-какие подробности и «лирические отступления».
Прилагающиеся рассказики в этом плане мне, к слову, зашли не особо (кроме последнего, про гробокопателей). Об этом мире они раскрывают далеко не самые интересные подробности, а тамошними героями я как-то совсем не проникся ввиду того, что на мой взгляд, здесь они вышли несколько шаблонными и блеклыми.
warlock1980, 19 февраля 2022 г. 07:54
Как и в рассказе «Кузня, где умирали», центральный персонаж этого рассказа — ребёнок. Однако здесь гораздо больше фэнтези, автор привносит элементы, раскрывающие и дополняющие тёмный и мрачный мир основного романа «Закон ордена». И да, здесь больше описаний, подробностей, не свойственных Гурскому, по крайней мере из прочитанного. Очевидно, что именно в рассказах рождался мир «Закона ордена». Это и общий фон войны с народом хунг, и некоторые детали мира, такие как загадочные всадницы маддоны, смотреть на которых означает принять смерть от красивых, но смертельно опасных их спутниц — птиц амвари.
«Гнев богов» — обязательное к прочтению произведение, если планируете познакомиться с миром Петра Гурского. Читать рекомендую рассказы до романа. Издатель поместил их в книге, к сожалению, в конце. На мой взгляд, решение ошибочное.
В любом случае, это достойное крепкое фэнтези, однозначно достойное найти своего читателя.
Пётр Гурский «Кузня, где умирали»
warlock1980, 14 февраля 2022 г. 23:06
Детство, растоптанное войной.
Этой фразой можно определить данный рассказ, короткий, но хлёсткий, простой, но далеко не примитивный. Ведь его главные герои — дети. Одному 9 лет, другому — 12. Дабы не спойлерить, это рассказ об ужасах войны, в которых эти мальчики, к сожалению, принимают самое непосредственное участие и своими мыслями, переживаниями, желаниями и действиями. Все герои этого рассказа в той или иной степени травмированы войной. Гурский внёс лишь малую долю фантазии, гораздо более малую, чем в романе «Закон ордена» , который по сравнению с этим рассказом, чуть ли не образец жизнерадостности.
Читалось легко, и тяжело одновременно. И данный рассказ не воспринимается, как фэнтези и что-то развлекательное. Жестокое и грустное произведение, которое совсем не ожидаешь встретить в серии «ШФ».
Seidhe, 27 января 2022 г. 14:46
Последние лет эдак десять стал я замечать, что авторы под видом фэнтези нет-нет, да и стараются подсунуть читателю не более, чем исторический роман в фэнтезийной обёртке, изменив географию, добавив минимум магии, спрессовав длительные исторические периоды в десятилетия, если не годы, и в довершение разбавив всё это «морем крови и килограммом костей», именно так представляя себе «мрачное средневековье». Не то, чтобы я был против, потому как делать это можно с разной степенью достоверности — тут уж всё зависит от таланта (если романы того же Гая Гэвриела Кея идут лично у меня «на ура», то недавняя поделка от горя-историка Марцина Гузека (опять же — к примеру) ничего, помимо раздражения, вызвать не может), — но если мне захочется почитать чего-то до предела реалистичного и жестокого, под рукой всегда есть хотя бы «Жестокий век» Исая Калашникова, до которого всем нынешним труЪ-гримдаркерам — ой, как далеко... Приблизительно такие же чувства вызывает у меня и желание современных авторов писать «мрачняк ради мрачняка», когда повествование изобилует кровавыми подробностями, психическими неуравновешенными персонажами всех мастей и общим ощущением тотальной безнадёги, которая нагнетается скорее искусственно, чем по-настоящему чувствуется и играет какую-либо роль в сюжете.
И да простит меня потенциальный читатель данного отзыва за столь длинное вступление, но по-другому я никак не смогу объяснить, чем именно меня так зацепил роман Петра Гурского «Закон Ордена», и почему я не раздумывая назову его лучшим романом польского автора из прочитанных в минувшем году. Всё дело в том, что роман (и цикл в целом) Гурского — это именно фэнтези, в его выкристаллизованном, если можно так выразится, виде. Необыкновенный мир, который по-настоящему пронизан магией, принципов действия которой тебе никто не станет объяснять. Буквально каждые десять-двадцать страниц Гурский подкидывает всё новые и новые фрагменты мозаики, из которой складывается удивительный, красочный, ни на что не похожий, но при этом — логичный и внутренне непротиворечивый, мир. Чего тут только нет! Нечеловеческие создания, могущественные артефакты и невидимые волшебные помощники; Багровая корчма, дарующая путникам смерть в блаженстве; Живые Лабиринты, обладающие собственными представлениями о том, куда вывести путника; невероятные создания, вроде тряпичного паяца в маске из кожи чужого лица, оставляющего своё сердце в укромном месте, выходя на охоту за очередным экспонатом для своей коллекции... Драконы, кстати, тоже есть, ибо какое настоящее фэнтези, и без драконов?
Обо всём этом читатель узнаёт строго дозировано, будучи поначалу брошенным в настоящий водоворот событий, где смерть главного героя лишь небольшое недоразумение для него самого, грань между положительными и отрицательными героями стёрта напрочь, у КАЖДОГО персонажа свои интересы, а общая картина происходящего сложится буквально на последнем десятке страниц. О сюжете романа долго распространяться смысла не вижу — уважаемые лаборанты сделали это в предшествующих отзывах до меня, но отдельно хотелось бы отметить, что за последнее время мне много раз обещали истории, в которых «все не те, кем кажутся», но чаще всего это «не те» оказывается настолько банальным и предсказуемым, что остаётся лишь руками разводить. Так вот, заявляю практически официально: в «Законе Ордена» подавляющее большинство героев действительно СОВСЕМ НЕ ТЕ, КЕМ КАЖУТСЯ! И это чистая, чёрт побери, правда! Причём автор безупречно играет с ожиданиями читателя, умело нагнетая атмосферу, чтобы потом вывернуть повествование таким образом, что остаётся лишь хлопать глазами и шептать про себя: «Ну, ни фига се поворот!» =))) В частности, можно привести в пример сюжетную линию уже упоминаемого паяца: я был уверен, что это будет едва ли не магистральная линия для главного героя, а потом... А потом случился эпизод с незримой войной, которую ведут обыкновенные свинопасы! В принципе, меньше 10 баллов я бы роману после этого эпизода уже точно не поставил, а ведь было это, считай, в самой середине повествования...
Что касается претензий к художественному стилю Гурского, высказанных в некоторых отзывах, тоже не совсем понимаю, в чём кроется их суть. Да, роман написан далеко не высокохудожественным языком, но лично меня во время чтения это совершенно не волновало, потому как перед нами тот случай, когда гораздо важнее то, О ЧЁМ написано, чем то, КАК написано. Углубись автор в многостраничные высокохудожественные описания или в глубокомысленные, психологически достоверные диалоги, роман потерял бы в главном — в беспрерывном драйве и безбашенной движухе, которые полностью завладевают вниманием. По крайней мере, моим. При этом нельзя не отметить, что «Закон Ордена» ни разу не скатился в приключалово ради приключалова — все эпизоды чётко увязаны в общую структуру и каждый из них играет важную роль в происходящем, все развешенные ружья выстреливают в нужный момент, все загадки имеют чёткое и логичное (разумеется, в рамках описанного мира) разрешение, а сюжетная арка главного героя полностью завершена. И это несмотря на то, что роман заканчивается на самом интересном месте! Вот такой вот парадокс.
Одним словом — высший балл! Настоящее фэнтези, каким оно должно быть — яркое, увлекательное, пронизанное магией и способное многократно удивить читателя неожиданными вывертами сюжета. Браво автор, порадовал!
В завершение остаётся лишь добавить, что три рассказа, входящие на данный момент в цикл, ничуть не уступают по качеству заглавному роману, а Пётр Гурский однозначно попадает в число авторов, за творчеством которых я планирую следить с неослабевающим интересом. Кто-то ждёт продолжения книг Мартина или Ротфусса, а вот я, пожалуй, лучше искренне пожелаю Гурскому поскорее закончить «Кровь Ордена» — как-то больше у меня надежд на него, чем на признанных корифеев жанра!
космея, 23 января 2022 г. 12:52
Сейчас читаю роман Гурского и пока в восторге,книга просто пришлась мне по душе,своим необычным миром и очень неоднозначными героями,как будто детская сказка,вывернутая наизнанку на темную сторону. Почему то напоминало мне о Ведьмаке Сапковского, хотя вообщем то ничего общего.Возможно стиль скупой и лаконичный придает сходство,но это просто завораживает,как жаль,что роман не большой и скоро закончится и мне не очень хочется прощаться с героями так ,как решил автор. Ужасно бы хотелось прочитать продолжение этой истории, узнать больше об этом мире,мрачном и удивительном .
Iriya, 31 декабря 2021 г. 12:22
«Наилучшие поступки бывают причиной наигорших несчастий.»
Открытие года! Как бы пафосно или кричаще не звучала эта фраза, но именно она олицетворяет мои чувства к данному сборнику. Я могла бы его никогда не прочитать, в очередной раз отталкиваемая мерзкими впечатлениями от мрачной обложки. Дубоватая, неуютная, вся в каких-то грязных подтеках, — как будто последняя ставка на жизнь какого-нибудь подыхающего издательства, желающего напоследок привлечь горстку любопытных книголюбов непонятными фигурами в траурном антураже. Такой, впрочем, я видела эту книгу всего лишь раз: в первую секунду, еще не успев раскрыть. У этой истории были все шансы на то, чтобы я бросила ее чтение, так и не дойдя до середины. Неожиданная сцена оргии с Лебедицами буквально в прологе вызвала во мне недоумение. «Странно Гурский начинает повествование», — подумала я. Однако странности на этом только начинались, причем постепенно они стали приятно удивлять. С каждой главой писатель виртуозно завлекал читателей в лабиринт хитросплетений, происходящих в очень необычном мироздании. Я забыла про все, потому что оторваться от чтения было просто невозможно. Польский прозаик, известный как автор постапокалиптических рассказов и детективных романов, сумел объединить на страницах своего цикла два этих жанра. Хочу обратить внимание на то, что в переплете книги наличествуют несколько произведений, связанных одним миром и важными событиями в нем, — роман «Закон Ордена» и три рассказа: «Кузня, где умирали», «Гнев Богов» и «Неотмщенные». Начну с романа.
«Пусть философы твердят что угодно, но безоглядная жестокость — всегда эффективное средство подчинять и править.»
«Закона Ордена» переносит нас в мир, где совсем недавно закончилась кровавая война, направленная против коренных жителей земель, народа Хунг. Несмотря на свое поражение, древний народ остается хранителем некой тайны. Именно эту тайну хотят узнать магистрессы женского Орден Ама... и не только они. Основные события романа вращались вокруг главного персонажа — ловца опасных преступников — Кестеля Самрана Нетсы. Однажды герой получает грамоту-ордер на поимку эск-сестры Ордена по имени Алия Лов. Она не производит опасного впечатления, но про ее жестокость ходят легенды, а число врагов, мечтающих сделать кровавую улыбку на шее красавицы, быстро приближается к бесконечности. По долгу своей работы Кестелю необходимо поймать преступницу и сопроводить в Арголан, где на Арене Алия должна будет участвовать в смертельном поединке. Каждый из нас, книжных любителей, много раз читал произведения в контексте выбранных автором тем. Однако на страницах этой книги многое идет не по ожидаемым сценариям.
«Наверное, с магией оно, как и с искусством: мало что получается шедевром.»
Говорить о сюжете романа можно долго, но я постараюсь не переходить на конкретику. Потому что любое слово способно оказаться страшным спойлером. Скажу лишь, что была здесь и красавица-узница, ждущая своего освободителя в драконьей башне; и магический Орден всесильных женщин, наводящий страх и ужас на мирных жителей; и странствующий Театр, собирающий по городам отъявленных преступников; и своенравные Живые лабиринты, деформации пространства и времени в которых шли вразрез со всеми известными законами физики. Так много всего перемешал автор в своем творении, что не успевала я осознавать одно обстоятельство происходящего на страницах безумства, как появлялось что-то новое, зачастую шокирующее. Казалось, Гурский вел необычную игру с читателями, подкидывая по крупицам информацию о реальном положении вещей. Буквально строчка за строчкой мы собирали яркую мозаику сюжетной композиции. На протяжении всего чтения в моей голове роились сотни вариантов разгадок бесконечного количества тайн произведения.
«Можно рассуждать о жизни, философии, но разговор обязательно в конце концов перейдет на задницы.»
Переводя разговор на обсуждение персонажей, хочется упомянуть, что перед нами — яркий представитель темного фэнтези. Этот жанр литературы подразумевает отсутствие светлого благородства и душевной искренности в образах героев, которые, в большинстве своем, неоднозначны с позиции морали и ведут борьбу только за то, чтобы мир окончательно не скатился в Геенну Огненную. Даже в этом аспекте автор сумел меня удивить. Здесь не было ничего неважного! Даже второстепенные персонажи, с легкостью попадающие в повествование, играли значительно более важную роль, чем это казалось на первый взгляд. «Закон Ордена» — горькая история в оригинальном антураже. Своими трагическими судьбами затрагивали струны моей души представители побежденного народа, которые вели свою незатухающую борьбу. Ужасал тряпичный Бомол — странное существо, коллекционирующее части людских тел. Очень радовал великолепный подлец с лучезарной улыбкой и безукоризненными манерами, предлагающий страшное прощение. Мой фаворит!
«Нет монстра хуже человека, объятого алчностью. А уж алчность умеет рядиться в красивые слова.»
Необычные образы вполне соответствовали придуманному писателем темному миру, который пестрил мрачной атмосферой театральности. Практически все персонажи этого произведения носили маски, имеющие разные значения, зачастую сакральные. Этакий парад лицедеев! Как и сам сюжет, образы действующих лиц нам раскрывались постепенно. Их истинные личины я смогла узнать лишь в финале. Роман читался на одном дыхании и благодаря запутанному сюжету, и благодаря легкому авторскому слогу. Описание происходящего, диалоги и мысли героев — все это не утомляло. Количество магии на единицу текста тоже оказалось вполне разумным. Прекрасным дополнением ко всему оказалось легкое нагнетание душещипательности затронутыми темами и иногда встречающийся ужас антуража. До сих пор перед глазами Багровая Корчма, в которой путники готовы были оставить самое дорогое, заплатив тем самым за единственную ночь, когда сможет исполнится заветное желание. Красивая мечта с жуткими отголосками в страшном колодце.
«Да, мир полон глупцами, желающими видеть красоту там, где лишь стыд и предательство. Но потом обязательно наступает прозрение.»
Горьким послевкусием от прочтения оказались мысли на тему геноцида — страшного преступления против ни в чем неповинных людей. После романа данный вопрос очень хорошо продолжили рассказы, события которых происходили в этом же мире, но уже с другими героями. Новые действующие лица и новые трагические судьбы, на которые так или иначе повлияла война на уничтожение народа Хунг. Пожалуй самым запоминающимся из трех рассказов оказался «Кузня, где умирали». Главными протагонистами этого произведения являлись дети. Мне было невыносимо больно читать про то, как вслед за умершими родителями ребята вели свою войну — против своих врагов и своими методами. Дети и война — страшное соседство. Потому что среди всего хрупкого в этом мире самое хрупкое — это жизнь ребенка. В общем, творчество Петра Гурского стало для меня необычным и очень неожиданным книжным открытием 2021 года. С удовольствием прочитаю продолжение этого цикла, которое автор на данный момент пишет. Всем хороших книг!
«Ты что-то делаешь для меня, я — для тебя. Это значит, ты платишь. И никаких услуг взамен за прошлое. Прошлое сейчас — неходовая монета.»
---
Цитаты, не вошедшие в рецензию:
«Мы привыкли считать красивое добрым. И потому даем обмануть себя.»
«Что же, у каждого — своя война, даже у свинопаса.»
«Вообще, по-настоящему, таких поводов и нет. Мало победить — нужно, чтобы проигравшие мучились. Жалость — всегда преступление.»
«Жадность — могучая тварь с бездонным желудком. Но его наполнение давно перестало меня волновать.»
«Я любил тебя минуту назад. Но прошло слишком много времени.»
«Ненависть растет как язва. Она разливает отраву, застит взгляд, и может в конце концов заслонить мир до такой степени, что человек уже не видит и не слышит ничего, кроме ненависти.»
«Добро дорого стоит. Оно чертовски дорогое, потому его повсюду мало.»
vfvfhm, 21 декабря 2021 г. 00:46
«Леди долго руки мыла,
Леди долго руки терла.
Эти руки не забыли
Окровавленного горла».
Отсылка в новелле к бессметному «Макбету» пришлась очень по душе мне, старому книгочею и фану Шекспира. Забавно, что и автор процитированных строк, Ходасевич, тоже имеет непосредственное отношение к польской нации и польской литературе (он, например, перевел «Крестоносцев» Сенкевича).
Третий короткий текст Гурского из общего цикла, и третий же — несмотря на парадоксальное название — о мести и женской жестокости и коварстве. При этом автор всегда умеет повернуть и обыграть мотивы по новому, чтобы не было скучно и самоповторно.
Может быть, история деклассированного и отверженного дворянина Вахабы, который связался не с той компанией, и не блещет сверхоригинальностью. Но я такие истории люблю, простые, но проникнутые глубоким драматизмом и сильными чувствами. Читаешь, дух захватывает!
Практически идеальная фэнтези-новелла с минимумом магии, и единственной, но яркой сценой мечемашества.
К тому же мне показались волнующими отсылки в этой новелле к творчеству и страшной судьбе Николая Васильевича Гоголя.
П.С. Я бы пока не торопился ставить Гурского ниже Сапковского и Вегнера. Короткие его вещи ничуть не уступают малой прозе названных авторов. Он пока мало опубликовал, из-за позднего старта карьеры, но мне уже очень по душе пришелся. Надеюсь, мы ознакомимся еще не с одним крупным успехом Петра Гурского.
vfvfhm, 20 декабря 2021 г. 18:55
Танид, легкомысленный солдат и головорез, возвращается в родной город, откуда бежал, спасая шкуру, три года назад. У него на руках маленькая девочка, спасенная им и отнятая у жонглера-живодера (что бы это ни значило!), он хочет пристроить ее в хорошее место с помощью своей бывшей любовницы. Но кое-что изменилось. Немногие друзья могли стать врагами, а количество врагов и так было чрезмерным. И конечно, главный бандит города все еще хочет получить голову Танида на блюде. Нелегко бездумному бродяге будет выполнить поручение, данное разгневанными богами...
Как и рассказ про кузню, это история мести, но тут она многовекторная, и явно не все, кто жаждет расплаты, смогут ее получить.
Со второй истории Гурский мне стал напоминать любимого Кормака Маккарти. Сверхнасилие, антипсихологизм, упор на драматургию и стремительное действие. И, конечно, та самая «тьма, что правит миром»... Это мой любимый подраздел «темного фэнтези», когда во главе угла не темные боги или темные маги или постапокалипсис как место действия. А когда злодеи сражаются с ее худшими злодеями. И когда побеждают, думаешь удовлетворенно: наши победили!..
Но только в книгах!
Пётр Гурский «Кузня, где умирали»
vfvfhm, 20 декабря 2021 г. 11:57
Очень люблю такую прозу, когда скупыми методами стиля, напирая на монтаж, автору удается создать атмосферу жестокости, брутальных героев и напряженный сюжет.
Также удались и образы мальчиков, не слащавые и не ходульные. То, как младший пытается помочь старшему другу, при этом оставаясь себе на уме и ведя свою игру в мире взрослых, прям на слезу прошибает. Навевает воспоминания о собственном босоногом детстве.
В общем в двадцать с небольшим страничек Гурскому удалось вместить очень много образов и идей, отличная история вышла.
А кульминация рассказа там, где крепкие бесстрашные мужики поставлены в ситуацию, когда они могут только бухать в таверне, тем самым пытаясь спасти самого слабого, который ведет бессмысленную и смертельно опасную борьбу. Вообще, во всем рассказе память о Второй мировой и Сопротивлении разлита и ясно считывается.
Sopor, 18 декабря 2021 г. 21:21
«Закон Ордена» Петра Гурского – это мрачное и атмосферное повествование об охотнике за головами и его пленнице, которое из-под изначальной внешней простоты до самого финала раскрывает все более глубокие слои.
Пожалуй, самое примечательное в «Законе Ордена» то, что автор рассказывает одну из самых архетипических историй из всех возможных, но делает это настолько изобретательно, что читатель узнает старую добрую сказку только к середине романа, когда о сути и первопричинах происходящего будет сказано прямым текстом. Кроме удачной деконструкции и массы обманок для читателя, Гурский использует и не самую распространенную точку входа в повествование: события первой главы – это совсем не начало пути героя, а предфинальная часть истории. Причем, в данном случае это не прием с непоследовательной хронологией, когда автор сначала обрисовывает некоторые итоги, а потом подробно рассказывает, как все пришло к этому. Флешбэки есть, но они едва ли занимают десятую часть романа и дают лишь общее представление о предшествующих событиях.
Таким образом, очевидно, что в «Законе Ордена» рассказывается не обстоятельная история, где все разложено по полочкам. Подробности о мироустройстве и мотивах персонажей читатель поначалу будет вынужден собирать буквально по крупицам. Такой способ повествования отлично работает у Гурского: многочисленные умышленные недомолвки только подогревают интерес к сюжету. Что очень важно, те ответы, которые даются со временем, не разочаровывают. Вдобавок ко всему, многое из происходящего оказывается не тем, чем кажется поначалу, а почти все персонажи могут похвастаться вторым дном.
Разумеется, все эти приемы в полной мере заиграют, если хороша сама история, а она определенно удалась.
Итак, в первой главе романа, рассказывается, как ловчий Кестель Самран Нетса пленяет Алию Лов, печально известную разбойницу, сбежавшую из могущественного ордена Ама. По условиям контракта Кестель должен доставить Алию в город Арголан, где та будет биться с заказчиком на арене. Конвой пленницы оказывается отнюдь не простой задачей. Во-первых, не только Кестель хочет сорвать куш, который сулит поимка преступницы. Во-вторых, у Алии есть заступники, в том числе и некто таинственный, обладающий могущественной магией. Вдобавок героя преследует загадочное тряпичное существо – паяц Бомол, жаждущий заполучить труп Кестеля в свою коллекцию.
На своем пути Кестель заглянет в багровую корчму, где уставшие от горестей мира путники находят последний приют, а их потаенные желания исполняются. Пройдет через Живые лабиринты – мистические подземные пути, которые обладают собственной волей и характером. Осмотрит специфические достопримечательности славного города Арголана. А еще будет так или иначе предан или использован почти всеми встреченными персонажами. Невозможно не упомянуть и одного из самых колоритных героев книги – Дунтеля, который станет Кестелю временным попутчиком. Пугающе вежливый (как бы странно это не звучало) эстет держит путь в Арголан, чтобы простить убийцу своих родичей, приговоренного к казни. Стоит ли говорить, что прощение будет не таким, какого можно было бы ожидать, как и многое в этой истории?
Повествование хорошо выверено и сбалансированно. Первая треть романа динамичная: путь в Арголан пестрит препятствиями и резко сменяющимися условиями. В самом же Арголане темп несколько замедляется; именно в этой части будут даны важные пояснения, выводящие сюжет на новый уровень. Ну, а после того, как конфликты будут до конца оформлены, а ставки подняты, следует ударная концовка.
Мир «Закона Ордена» удался. Он мрачен, он странен, он прямо таки пронизан недобрым волшебством. При всем при этом сеттинг подан довольно грубыми штрихами. Так, например, даже в самом конце романа сложится лишь смутное представление о мироустройстве, географии и раскладе сил. Но это совсем не тот случай, когда мир выступает лишь фоном, позволяющим отнести произведение к жанру фэнтези, когда та же история могла бы быть рассказана в любых иных декорациях. Пусть мироописанию уделено немного внимания, в «Законе Ордена» особенности мира действительно влияют на сюжет и ход повествования, что для жанра очень важно.
Кроме того, автор насыщает свой мир многочисленными мелкими деталями, которые создают атмосферу. Так, например, здесь в трактирах, чтящих старые традиции, всегда есть отдельный треугольный стол для чудовищ; треугольный потому, как нелюдь очень не любит одну из сторон света – восток: ведь рассвет дарует смертным надежду. Момент для повествования буквально крохотный и незначительный, зато отлично работает на общее впечатление.
То, как подано описание мира, в корне отличает роман Гурского от иных фэнтезийных вселенных, жестко структурированных и подробно прописанных. В мире «Закона Ордена» читатель никогда не знает, что ждет за очередным поворотом дороги, а происходящее постоянно удивляет и захватывает. Такой подход при хорошей реализации может быть таким же занимательным, как и истории в подробно прописанных сеттингах.
А если позволить мысли вильнуть немного в сторону, то можно порассуждать о том, что хорошая фэнтезийная история хороша, кроме всего прочего, тем, что про нее можно многое рассказать: о деталях мироустройства, перипетиях сюжета, ярких персонажах, интересных концепциях. Про совсем небольшой «Закон Ордена» выше сказано уже изрядно. Но ничего не было сказано, например, про таинственную мозаику, о которой известно немногим, но на судьбы многих способной повлиять. Ничего не было сказано о драконах, тех самых — величественных, гордых и завораживающих. Ничего не было сказано о нечеловеческом народе, побежденном, но жаждущем реванша. Ничего не было сказано о птицах амвари, чье пение столь же прекрасно, сколь ужасна судьба, которую они несут несчастным смертным. И, главное, все это, пусть и описано автором относительно скупо, стянуто в единый узел взаимовлияния мира, сюжета и персонажей, что и делает книгу увлекательной.
Прямые аналоги к роману Гурского подобрать сходу сложно. По ощущениям от повествования могут возникнуть ассоциации со Стивеном Эриксоном, если из величественного малазанского гобелена вытянуть одну единственную нить. Сходство заключается в удивительных событиях в удивительном мире, подробности о которых намеренно замалчиваются. Подход к фабуле с использованием деконструкции может напомнить то, что творил Анджей Сапковский со старыми, как мир, историями в первых двух книгах про Геральта. По формальным внешним признакам «Закон Ордена» можно сравнить с «Тенеграфом» Кшиштофа Пискорского: такой же небольшой по объему роман с завершенным сюжетом, бодрым повествованием, интересным мироустройством и хорошими сюжетными твистами.
В итоге дебютный фэнтезийный роман Петра Гурского производит приятное впечатление и оставляет интерес к продолжению. В том числе и потому, что во второй книге автору надо будет придумывать что-то новое в плане способа повествования и раскрытия сюжета, поскольку так же написать уже не получится.
P.S. Рассказы, изданные в одном томе с романом в серии «Шедевры Фэнтези» отлично дополняют мир «Закона Ордена», и хороши они как сами по себе, так и в контексте цикла.
Deliann, 16 декабря 2021 г. 15:49
Вы любите мрачные фэнтезийные истории? Уважаете польских авторов и их своеобразную фантазию? Хотите чего-то, напоминающего «Ведьмака» Анджея Сапковского и, при этом, обладающего собственной индивидуальностью? В таком случае, вам стоит попробовать «Закон Ордена» Петра Гурского.
Сейчас, когда польские авторы в фаворе у российского читателя, а самым популярным поджанром фэнтези всё ещё считается тёмное, выход в «Шедеврах фэнтези» романа Гурского не сильно удивляет. «Закон Ордена» отлично смотрится на одной полке с «Владыкой Ледяного Сада» Ярослава Гжендовича и «Сказания Меекханского Пограничья» Роберта М. Вегнера. Более того, книга отлично смотрится и сама по себе, вы только гляньте на эту шикарную обложку. Но что там с текстом?
А с текстом всё, в общем-то, неплохо. Это история Кестеля, местного охотника за головами, который получил ордер на поимку некой Алии Лов, крайне опасной беглянки из Ордена Ама. Собственно, находит Кестель Алию уже в первой главе, после чего их ждёт довольно опасное путешествие.
Главная прелесть «Закона Ордена» – его мир. Мрачное псевдосредневековье с магией и драконами отлично дополняются Живыми Лабиринтами, которые способны напрямую взаимодействовать со всеми зашедшими в них; маньячными куклами, которые коллекционируют части свиных и человеческих тел; занимательным бессмертием некоторых героев и так далее. Персонажи чуть менее хороши, но ими тоже проникаешься. Под конец даже грустно прощаться. И хотя сюжету ещё есть куда двигаться, что подтверждает выход продолжения в обозримом будущем, сам роман вполне закончен.
Увы, но есть в романе и спорные моменты. В первую очередь, это стиль повествования. Приготовьтесь к тому, что поначалу будет ничего не понятно. Множество странных и причудливых сцен, сдобренных небольшим количеством простого, но добротного юмора, описаны довольно сумбурно. Персонажи могут внезапно войти в сюжет и также внезапно из него выйти, проблемы возникают и разрешаются тоже временами весьма неожиданно. При этом действия в романе не так уж много, так что есть риск завязнуть ещё на первой сотне страниц. Но дальше Гурский начинает объяснять как у него всё работает, и становится легче. Надо отдать автору должное – все ружья выстреливают, все загадки получают ответы, а развязка этого, казалось бы, во многом, стандартного квеста по доставке преступника из пункта А в пункт Б, довольно необычна.
В целом, роман неплох, любителям «дарка» прочитать его стоит. С продолжением обязательно ознакомлюсь.
Deusuum, 14 декабря 2021 г. 12:25
Практически образцовый фэнтези-рассказ. Приоткрывает читателям уголок вселенной Гурского, выстреливает своей нехитрой, но яркой историей, преподносит персонажей как на ладони. На этот раз писатель без всякой скупости описания и недостатка экспозиции подробно и ярко описывает одну из загадочных деталей своего сеттинга, снова через маленькую человеческую трагедию, как и в предыдущих рассказах.
По прочтении романа и трёх рассказов можно резюмировать — Пётр Гурский стоит внимания, его книги стоят ожидания. В России вообще популярны польские авторы, и не всегда заслуженно, но это как раз тот случай, когда при виде этого имени стоит купить книгу. Это, конечно, не уровень Сапковского или Вегнера, но бесконечно выше таких вышедших в последние годы авторов, как Низиньский или Гузек.
Harlekin667, 10 декабря 2021 г. 15:43
Не оправданные ожидания или на это есть несколько причин!
Данную работу есть за что хвалить и ругать. По поводу романа ожидания не оправдались, все вышло довольно обыденным и пресным, хотя кому-то этого будет достаточно, а вот рассказы наоборот оказались весьма занимательны, не смотря на свой малый объем.
Если ты придирчив к скачущей манере повествования, то тебе будет весьма некомфортно. Поэтому изначально к книге придется причитаться, поскольку события, развивающиеся на первых страницах не особо ясны в описываемых действиях. Роман логически завершен, но при этом не понятны мотивы столь кропотливого лора. Отсюда вопрос, будет ли в дальнейшем развит этот мир или нет, потенциал то присутствует. Хотя, данную историю в пределах одной книги считаю достаточной, вряд ли бы взялся за дальнейшее чтение будь она в цикле. Многие названия предметов или вполне себе обычных вещей заменены просто для красивого слога и ничем себя не оправдывают. Разумеется, не обошлось и без различных флэшбэков, они в свою очередь дополнительной информацией не подкреплены и получается, что они есть, но сюжету ничего не дают.
Не понятны основания, по которым маркетологи предполагают, что эта книга будет отличным подарком для поклонников цикла об Ведьмаке, намекая на схожесть. Ну да, сходство есть, где явным прообразом Кестель выступает Геральт. Немногословный, черствый, замкнутый, носит оберегающий медальон, напоминающий об одной женщине, также обладает правда одной, но нечеловеческой способностью и далее по мелочам если обращать на это внимание. На счет немногословности, дело все в том, что диалоги с ним не читаемы, скучны и примитивны, он даже в словах повторяется, и дело тут не в переводе, не в этом беда, просто автор ограничил его этим. Зато мотивация более-менее прослеживается. Почему у многих столь явное желание клишировать Ведьмака остается только загадкой, может конечно для польских авторов это какой-то эталонный образец. Из компаньонов ловчего отмечу Дунтеля, самый образцовый персонаж, видимо единственный кто комфортно себя чувствует на страницах книги, про остальных даже поверхностно сказать нечего.
«Жертва подозрительно быстро попадает в сети ловчего, и охотник быстро понимает, что в этом деле всё не так просто, как кажется на первый взгляд». – Да с чего вы это взяли? На это ничто не указывает, да и он ничего не понимает, и не понял, ровно до того момента, пока она его не убила. Выглядит как описание человеком читавшего по диагонали, либо не читавшем вообще.
Читать советую, в романе есть некоторые вещи, которые по-своему видятся в новинку. В пользу Гурского хочу заметить, что писатель он умелый и уверено найдет свое место и признание среди аудитории.
Deusuum, 9 декабря 2021 г. 18:32
Именно в рассказе (а лучше сказать, новелле) «Гнев богов» Гурский лучше всего раскрывается как писатель, по крайней мере для меня. При прочтении «Закона Ордена» и «Кузни, где умирали» мне казалось, что автор сдерживает свой талант, остаётся в созданных самим собой рамках, но в этом коротком, но ёмком произведении я встретился с совершенно иным писателем.
Исчезли короткие, рубленые фразы, слог стал более изящным, подробным. За несколько десятков страниц Пётр Гурский блестяще представляет нам персонажей, рассказывает их истории, позволяет заглянуть в души. Всех их — опустившегося преступника Таниду, авантюристку Лассу, бывшего актёра Пруна — можно понять, у каждого из них своя правда, и тем сильнее горькие выводы, к которым мы приходим или к которым приводит нас автор. Мир становится осязаемым, обрастает плотью, уникальностью, обаянием, жутковатой мрачностью. Его жестокость и несправедливости описываются по-прежнему холодно и отстранённо, но благодаря человеческим переживаниям персонажей становится понятно, что кому-то не наплевать на жуть, таящуюся в человеческой душе.
Думаю, «Гнев богов» переменил моё отношение к Гурскому в лучшую сторону, его мир стал гораздо интереснее. Пожалуй, стоило начать именно с рассказов, а не с романа, как поступил уважаемый Seidhe.
Seidhe, 9 декабря 2021 г. 16:32
Прочитав три рассказа Петра Гурского, примыкающие к роману «Закон Ордена» (хотя, учитывая год их написания, скорее надо называть их предваряющими), заинтересовался библиографией этого автора. С удивлением обнаружил, что в любительском переводе небезызвестного Владимира Марченко имеется рассказ «Меломаны». Переводы этого «переводчика» я читать зарекался, но очень уж интересно было познакомиться с другими сторонами творчества Гурского. Познакомился.
Начать нужно с того, что «Меломаны» — это не совсем фантастика. Вернее, совсем не фантастика, если не считать таковой перенесение действия в недалёкое будущее, наступившее после некоей войны. Что это была за война, кто с кем воевал, и какие последствия она имела — остаётся за кадром, кроме упоминания о том, что женщины гибли в ней, как мухи, поэтому их в мире осталось мало, а цветов не осталось вообще. Как после любой войны, в наличии разгул преступности, стволы у всех и каждого, бешеная инфляция и прочие прелести. В центре повествования — криминальный элемент по кличке Дирижёр, которому поручают убрать странного скрипача. Ходят слухи, что этот скрипач — колдун, потому что когда он играет в баре «Голубой Щит», все посетители засыпают на некоторое время, а просыпаются уже без денег и оружия. А ещё его, опять же — по слухам, не берут пули. Дирижёр не верит ни в слухи, ни в колдовство, поэтому берётся за дело. Однако, вскоре он и сам становится жертвой музыки скрипача, и разобраться во всём происходящем становится для него делом принципа...
Не могу сказать, что рассказ хватает звёзды с неба, но получилось вполне достойная криминальная история.
Причём тут «меломаны»? Всё просто — банда Дирижёра, в которую, помимо главаря входят, ещё три человека с говорящими кличками Контрабас, Флейтяра и Тромбон, знаменита тем, что в свободное время её участники музицируют. И музыка сыграет в происходящем (извините за невольный каламбур) не последнюю роль.
P.S. Данный перевод господина Марченко, кстати, на удивление читабельный.
Пётр Гурский «Кузня, где умирали»
Deusuum, 8 декабря 2021 г. 12:23
Как и ожидалось, скупая и сдержанная манера письма Пётра Гурского гораздо лучше подходит к малой форме, и этот рассказ быстро и хлёстко раскрывает персонажей (которых не было в «Законе Ордена»), всё расставляет по своим местам и уверенно направляет внимание и размышления читателя. Категорическое нежелание польского писателя посвящать время экспозиции делает прочтение основного романа обязательным, иначе понять некоторые детали просто невозможно.
Короткая история двух юных сирот, которых приютил мрачноватый кузнец, не изобилует яркими сюжетными поворотами, и даже кульминации в рассказе не нашлось. Но рассказана эта история мастерски, и маленькие детали смутного мира Гурского становятся понятнее и ближе.
Deusuum, 5 декабря 2021 г. 15:00
У меня сложилось странное отношение к этому роману, и я до сих пор не могу определиться, что с ним не так. И что с ним так, если на то пошло. Сдаётся мне, и сам автор, Пётр Гурский, не определился, что пишет — фэнтези или его постмодернистскую деконструкцию, и именно от этих метаний книга получилась довольно сумбурной.
Мир «Закона Ордена», его история и наполнение, преподносится очень скупо, рваными порциями, обрывками информации, и порой даже не успеваешь разобраться, интересно это или нет, является ли тот или иной образ очередной вариацией фэнтези-штампа или удивительной находкой автора. Впрочем, это лучше, чем многостраничные унылые приложения, глоссарии в конце книги или, того хуже, сноски. Персонажи описываются столь же скупо, в мысли и душу им заглянуть получается редко или не получается вовсе, и из-за этих опять же постмодернистских приёмов не получается по-настоящему проникнуться ни трагеднией Кельсера, охотника за головами, ни загадкой Алии, его пленницы и преступницы. Оба они оказываются в центре событий, истинный смысл и грандиозный масштаб которых раскрывается лишь в самой концовке романа. Но и даже объяснения произошедшему столь же скупы и сдержанны, как и всё остальное в «Законе Ордена» — а вот интриги и интереса вызывают мало.
Язык Пётра Гурского чёток, чист, повествование ведётся короткими, иногда чересчур короткими фразами — неудивительно, что кому-то эта манера напоминает Кормака Маккарти, разве что без той удивительной магической твёрдости и атмосферности американского классика.
Именно ввиду вышеизложенного я так и не смог в полной мере понять талант польского писателя, и интерес к нему у меня будет весьма умеренным. Надеюсь, повести, попавшие под одну обложку с «Законом Ордена», заставят меня повысить оценку.
zazai, 19 ноября 2021 г. 21:00
Значок «18+« на обложке как-бы говорит нам, что под ней нас ждет (ого-го!) Сам ГримДарк. Или, говоря другими словами, многопьющие и многословные герои, у которых в башке неестественно много пошлятины (как-будто в мирах гримдарка кроме аутистов Туретта никакие другие люди не родятся); пара сцен с расчлененкой; пара сцен с пытками или казнью; конечно, высокая и трагичная любовь; обязательно персонаж 2-го плана из «переживших геноцид»; а также конгениальные маги (или боги), способные перемудрить даже себя самих; ну и главный герой эдакий проныра извернувшийся надеть куртку с меткой «чмо» шиворот-навыворот... Однако, в отличии от Глена Кука автору удалось не превратить это все в памфлет.
В целом, добротное Темное Фентези: драконы, подземелья, красивые злые тетки в красном или черном, очередной герой-трикстер, ушибленный переводчик и прочие аттрибуты. Автор не балует читателя высокохудожественным словом, изысканными боями, изощренной магией и масштабными событиями, автор ставит во главу угла саспенс и это делает роман необычным и «странным» , а еще — сюжетно вязким.
Наш мир странный и в нем происходят странные дела (с)
****
Ценители жанра сочтут этот роман «не особо оригинальным», но «достойным». Новичкам и нейтральным читателям не советую. Субьективно завышаю оценку.
Vladimir Puziy, 7 ноября 2020 г. 15:37
Референсы: вестерны Маккарти, «Железная хватка», первый том «Странствий Сенора» Дашкова, фэнтезийные романы Дяченко (где – квест, странный мир и в основе мотивов – события из прошлого), Мьевиль (странный мир же).
Что имеем на старте. Мрачный, неуловимо знакомый и в то же время полный оригинальных элементов и не до конца понятных правил игры мир. Главный герой – Кестель Нетса, профессиональный ловец, нечто вроде охотника за головами на Диком Западе. Вылавливает преступников, привозит заказчикам, получает за это деньги.
Его жертва – Алия Лоу, состоявшая некогда в женском ордене Ама, затем оттуда сбежавшая. Убийца, хлоднокровная, лицемерная, умеет манипулировать всеми и вся.
Собственно, в первой же главе Кестель её берёт в плен. И вроде как на этом бы всё должно закончится – да где там! С этого всё начинается.
Но сперва упомянем, что в книге есть ещё пролог: в нём Кестель входит в озеро лебедиц (нечто среднее между сиренами и гарпиями), которые мужчин сперва заманивают и ублажают, а потом утаскивают на дно и убивают. С Кестелем происходит то же самое. Вот только потом он выходит из озера и отправляется к ближайшей таверне, а то, что оставил вещи и оружие неподалёку, свидетельствует: он заранее знал, куда идёт и чем это закончится.
Во-вторых, с этой историей как-то связана женщина из народа хань – т.н. плоскомордых. Плоскомордые жили в подземных городах, потом несколько княжеств объединились и пошли на них войной. Хань сражались, потерпели поражение, хотя некий маг сотворил для них мозаику. Теперь они гонимы и преследуемы, понижены в правах, лишены возможности носить оружие и т.д.
С Алией и парой высокопоставленных (некогда) хань связана странная история. Она, сбежав из ордена, пришла к ним и была принята в семью. Гонимые приняли гонимую. Та, однако, соблазнила мужа, затем – когда жена узнала об измене – сбежала и навела на них сыскарей ордена. Так, по словам Алии, она хотела отомстить не мужу, но жене.
Как мы вскоре выясним, хань – хоть и покорённые – не теряют надежды на реванш. А странная женщина по имени Виана – одна из генералов хань.
Позднее мы узнаем, что именно она «заказала» Кестелю Алию. Тот должен привести её в город Арголан, вот только путь слишком далёк и велика вероятность, что Алию освободят союзники (например, трое великанов-гроблинов, влюблённых в неё) или попытаются отбить другие заинтересованные лица.
Поэтому Кестель ведёт её в Театр – смесь странствующего цирка и табора охотников за головами. Кестель пытается перепродать Алию хозяину Театра, но пока он торгуется с ним, братья-гроблины освобождают её, а после убивают Кестеля, явившегося на постоялый двор за связанной (уже нет) Алией.
И нет, это не финал истории, а где-то её четверть; но дальнейшие спойлеры я даже под кат прятать не стану, просто «читайте и узнаете сами», как писал безымянный бог аннотаций во всем известном издательстве.
ИТОГ: очень взрослый, без инфантилизма, роман – отлично выверенный, с шикарно просчитанной структурой, где информация подаётся постепенно, сюжетные линии прихотливо переплетаются, у героев много граней и много тайн в прошлом, но все – вполне чётко мотивированны. При этом – настоящий «дарк», где в основном все мерзавцы и засранцы, потому что мир такой и жизнь такова, предательства тут в порядке вещей, -- и на этом фоне проявление милосердия, альтруизма и т.д. поражает читателя ещё сильнее.
Более-менее слабое место – незавершённость ряда глобальных линий. При этом основная история – история Кестеля – пришла к финалу.
К роману также примыкают 3 рассказа, а автор на момент публикации отзыва (ноябрь 2020-го) завершает второй роман в этом же мире -- «Кровь ордена».
bea86, 4 ноября 2020 г. 19:08
Прочитан роман и три рассказа по циклу. Читал на украинском в издании «Рідна мова». Цикл запланирован к выходу на русском в серии «Шедевры фэнтези», по поводу редактуры книг есть масса нареканий. Так вот издание от РМ также грешит массой опечаток (особо много пропущенных букв в словах), но качество бумаги на порядок лучше чем в ШФ. На восприятие книги опечатки не повлияли, перевод на украинский язык хороший.
Долго писать о романе не буду, так как в целом он мне не понравился. Интригующее и затягивающее начало, но дальше читал просто лишь бы дочитать, на середине подумывал даже бросить. Среднюю оценку поставил только за концовку, которая была неожиданной и хоть как-то встряхнула после невнятных 70% текста. Никаких лихих приключений и хитросплетений сюжета, персонажи с какой-то невнятной мотивациец, описание вялых действий и событий, следить за которыми особого интереса нет. Не прочитав «Закон ордена» вы ничего не потеряете.
Совсем другое дело рассказы, в которых и персонажи даже несмотря на малый их обьем выписаны лучше и читается очень живо и интересно. В рассказах автору удалось намного более осмысленные истории уложить в меньшее количество текста.
Потенциал у цикла есть, но пока что не рекомендую. Как вариант ознакомиться только с рассказами.
bea86, 4 ноября 2020 г. 19:07
Прочитан роман и три рассказа по циклу. Читал на украинском в издании «Рідна мова». Цикл запланирован к выходу на русском в серии «Шедевры фэнтези», по поводу редактуры книг есть масса нареканий. Так вот издание от РМ также грешит массой опечаток (особо много пропущенных букв в словах), но качество бумаги на порядок лучше чем в ШФ. На восприятие книги опечатки не повлияли, перевод на украинский язык хороший.
Долго писать о романе не буду, так как в целом он мне не понравился. Интригующее и затягивающее начало, но дальше читал просто лишь бы дочитать, на середине подумывал даже бросить. Среднюю оценку поставил только за концовку, которая была неожиданной и хоть как-то встряхнула после невнятных 70% текста. Никаких лихих приключений и хитросплетений сюжета, персонажи с какой-то невнятной мотивациец, описание вялых действий и событий, следить за которыми особого интереса нет. Не прочитав «Закон ордена» вы ничего не потеряете.
Совсем другое дело рассказы, в которых и персонажи даже несмотря на малый их обьем выписаны лучше и читается очень живо и интересно. В рассказах автору удалось намного более осмысленные истории уложить в меньшее количество текста.
Потенциал у цикла есть, но пока что не рекомендую. Как вариант ознакомиться только с рассказами.