fantlab ru

Александр Беляев «Последний человек из Атлантиды»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.64
Оценок:
1059
Моя оценка:
-

подробнее

Последний человек из Атлантиды

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 110
Аннотация:

Атлантида... Она богата. Она могущественна. Она святая.

Цари гуляют бал, рабы готовят восстание, а жрецы не понимают, почему звезды находятся не на своих местах. Но грядет катастрофа, о которой они узнают слишком поздно.

С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман долгое время не переиздавался, пока в 1957 году его не перепечатал журнал «Знание — сила» (№4-5) со значительными сокращениями:журнал «Знание — сила», 1957 год, № 4, стр. 34-42; № 5, стр. 41-49, рисунки А. Лурье!.

На мысль о поисках погибшей цивилизации Атлантиды Беляева натолкнула опубликованная во французской газете «Фигаро» заметка: «В Париже организовано общество по изучению и эксплуатации Атлантиды». В первой четверти XX века подобные общества возникали и лопались достаточно часто — предприимчивые дельцы-авантюристы умело спекулировали на распространившемся в это время повышенном интересе к истории Атлантиды (атлантомании). Таким образом газетная заметка превратилась под рукой писателя-фантаста в пролог к «Последнему человеку из Атлантиды» (история мистера Солли). Материал же для описания собственно Атлантиды Беляев почерпнул из книги Роже Девиня «Исчезнувший материк. Атлантида, шестая часть света» (на русском языке под названием «Атлантида, исчезнувший материк» вышла в 1926 году), которую и упоминает непосредственно в тексте повести (см стр. 136) В значительной мере повесть является художественной версией книги Девиня — подобно тому, как «Остров Погибших Кораблей» был литературной версией американского кинобоевика.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 95

Активный словарный запас: чуть ниже среднего (2710 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 59 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 32%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Экранизации:

«Последний человек Атлантиды» 2015, Россия, реж: Владлен Барбэ



Похожие произведения:

 

 


Остров Погибших Кораблей
1927 г.
Остров Погибших Кораблей
1928 г.
Остров Погибших Кораблей
1929 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 3
1957 г.
Избранные научно-фантастические произведения. В трех томах. Том 3
1957 г.
Последний человек из Атлантиды. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей
1959 г.
Собрание сочинений в восьми томах. Том 2
1963 г.
Александр Беляев. Собрание сочинений в пяти томах. Том 2
1984 г.
Остров Погибших Кораблей
1985 г.
Александр Беляев. Избранное
1986 г.
Избранное
1986 г.
Последний человек из Атлантиды
1986 г.
Последний человек из Атлантиды
1988 г.
Человек-амфибия
1988 г.
Избранные произведения
1989 г.
Остров погибших кораблей
1989 г.
Ариэль
1990 г.
Борьба в эфире
1991 г.
Голова профессора Доуэля
1991 г.
Ариэль. Последний человек из Атлантиды
1992 г.
Избранное
1992 г.
Продавец воздуха
1992 г.
Собрание сочинений в четырех томах. Том 2
1992 г.
Властелин мира
1993 г.
Гениальный безумец
1993 г.
Избранные произведения в четырех томах. Том 2
1993 г.
Последний человек из Атлантиды
1993 г.
Собрание сочинений в девяти томах. Том 2
1993 г.
Собрание сочинений том 1
1993 г.
Остров погибших кораблей
1994 г.
Сочинения в трех томах. Том 2
1996 г.
Человек-амфибия
2000 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2.
2001 г.
Избранные сочинения в 2 томах. Том 2. Человек-амфибия. Голова профессора Доуэля. Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды
2001 г.
Остров Погибших Кораблей
2003 г.
Последний человек из Атлантиды
2004 г.
Том 1. Голова профессора Доуэля
2005 г.
Человек-амфибия
2006 г.
Продавец воздуха
2007 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 1
2007 г.
Последний человек из Атлантиды
2008 г.
Продавец воздуха
2008 г.
Последний человек из Атлантиды. Избранное
2009 г.
Человек-амфибия
2009 г.
Полное собрание сочинений в двух томах. Том 1
2010 г.
Остров Погибших Кораблей
2015 г.
Собрание повестей и рассказов в одном томе
2017 г.
Голова профессора Доуэля. Человек-амфибия
2017 г.
Остров Погибших Кораблей
2017 г.
Человек-амфибия
2017 г.
Последний человек из Атлантиды. Продавец воздуха. Когда погаснет свет
2017 г.
Остров погибших кораблей. Последний человек из Атлантиды. Небесный гость
2017 г.
Homo alius
2018 г.
Человек-амфибия. Лучшее
2018 г.
Собрание сочинений в 6 томах. Том 1
2018 г.
Последний человек из Атлантиды
2019 г.
Последний человек из Атлантиды. Продавец воздуха. Когда погаснет свет
2020 г.
Homo alius: Человек-амфибия. Последний человек из Атлантиды. Человек, потерявший лицо
2021 г.
Последний человек из Атлантиды
2021 г.
Последний человек из Атлантиды
2023 г.
Продавец воздуха
2024 г.

Периодика:

Всемирный следопыт 1925`7
1925 г.
Всемирный следопыт 1925`8
1925 г.

Аудиокниги:

Последний человек из Атлантиды
2007 г.
Вечный хлеб. Последний человек из Атлантиды. Прыжок в ничто. Золотая гора
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Последният от Атлантида
1960 г.
(болгарский)
Ариел
1983 г.
(болгарский)
Poslední Atlantiďan. Hlava profesora Dowella
1985 г.
(чешский)
Viimane inimene Atlantisest
2013 г.
(эстонский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая часть, где подводные лодки бороздят Большой театр /зачёркнуто/ океан в поисках Атлантиды, интереснее: действие происходит в относительно наши дни, герои носят современные имена и совершают современные поступки, всё знакомо и понятно. Взять хоть историю происхождения миллиардов Солли — гособоронзаказ, куда уж современнее и понятнее.

Вторая часть про последние дни атлантов тоже хороша, её стоит читать хотя бы за сцены извержений вулканов. Но в сравнении с первой проигрывает. Во-первых, нет интриги, заранее известно, чем кончится. Некоторый саспенс можно найти в готовящемся восстании рабов, удастся — не удастся, но даже восстание теряет остроту, когда ждёшь, что с минуты на минуту погибнет весь материк. Во-вторых, вымышленные истории из античности про людей с невыговариваемыми именами всегда немножко нудные. Ничего не поделаешь, врождённая особенность жанра.

И в-третьих, обманутые ожидания. Когда говорят об Атлантиде, представляется что-то чудесное, почти волшебное, во всяком случае необычное. А Беляев описывает типовое государство с жестоким и тщеславным царём, чья власть опирается на лживых интриганов жрецов, а экономика поддерживается трудом рабов, которые, к тому же, намереваются поднять бунт. Поэтому, в-третьих-с-половиной, политическо-революционная составляющая повести слегка затмевает фантастическую, а в “Последнем человеке” фантастики и так не слишком много. Вымышленный мир у Беляева выглядит таким правдоподобным, что будто читаешь художественную версию учебника истории.

Но всё это ерунда, потому что самое клёвое в “Последнем человеке” — маленький математический ляп. В Атлантиде церковь финансируется из госбюджета, традиционно жрецы получают десятину. В начале есть эпизод, где царь хочет сократить их финансирование. Он заявляет, что такими темпами жрецы скоро станут богаче него, поэтому “довольно будет с них и пятой части”. И жрецы, которым вместо десятой теперь полагается пятая часть государственных денег, возмущаются, что Гуан-Атагуераган уменьшил их доходы вполовину.

Отрадно, шьортпобьери, видеть, что великие писатели и их редакторы не знают правил сравнения дробей, и я говорю это без грамма иронии. Примиряет с собственными недостатками.

Итого: “Последний человек из Атлантиды” хорош. Не остросюжетный триллер, но достаточно интересно и написано превосходным языком талантливого писателя. Есть антирелигиозная и революционная темы, но в меру. И есть мелкий ляп, который не портит впечатления и даже наоборот, добавляет повести пикантности, которой ей как раз не хватало ввиду полной предсказуемости сюжета.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сколотивший состояние на мировой войне американский миллиардер Солли решает сделать подарок человечеству, а именно разыскать затонувшую Атлантиду. В поисках к нему присоединяется одержимый той же идеей учёный Ларисон. Несколько лет целая флотилия из малых подводных лодок прочёсывает дно Атлантики, и всё безрезультатно. Вот уже миллиарды Солли превратились в миллионы, он всё глубже погружается а в бездну отчаяния, и только энтузиазм Ларисона не убывает. Археолог пишет воззвание к нациям мира с просьбой о помощи в поиске древней цивилизации, и те откликаются на зов. Легендарная Атлантида обнаружена. По прошествии нескольких лет изучения того, что от неё осталось, Ларисон напишет книгу о последних днях Атлантиды.

Чувствуется, что при написании книги Александр Беляев играл не на своём поле. «Последний человек» — не фантастика, а мифологическая история. Чем всё закончится для многочисленных персонажей с труднопроизносимыми и труднозапоминаемыми именами ясно заранее. В молодого парня, который создал многокилометровый барельеф на скале, на руке которого помещается целый город (и это всё в бронзовом веке), вообще не верится. Ну а главное, в процессе чтения частенько приходится откровенно скучать.

Искупают недостатки два момента. Во-первых, впечатляюще выписана картина катастрофы. Литосферным плитам абсолютно безразличны страсти копошащихся на поверхности планеты людей. Они продолжат своё беспощадное движение миллиарды лет, меняя облик планеты. Во-вторых, показана ценность знания. Носители которого — последние атланты зажигают огоньки цивилизации по всему миру.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Меланхолия. Угасание. Движение вперёд вопреки обстоятельств. Движение вперёд вопреки воле богов и глобальной катастрофе.

Псевдосовременные вставки можно было бы и выбросить. На фоне основного сюжета и величественно несомого им месседжа эти вставки совершенно теряются.

Жалко, что у этой книги нет продолжения. Да, с виду это не бог весть какая хорошая книга: псевдоисторическая реконструкция типа «срез жизни», в которой собственно катастрофе посвящено довольно мало текста. Но всё-таки было бы интересно почитать, как автор экстраполировал этот вариант этой идеи дальше...

Да, где-то есть огрехи. Но ведь написано душевно! Без скатывания в псевдонаучную блажь!

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

В двадцатых годах тема Атлантиды была на пике популярности. Уже тогда многие изображали её как высокотехнологичную цивилизацию, погибшую от своих технологий. Другие изображали, как империю чёрных культов, погибшую через эти культы. Беляев пошёл по наиболее традиционному пути. Его Атлантида — классическая империя древнего мира, вобравшая в себя все характерные черты античности, как её тогда представляли. Пирамиды, как в Египте, храмы, как в Риме, городские сады, как в Антиохии. Золотые сады взяты из Куско, маяк взят из Александрии. Даже гигантская статуя бога Солнца с городом на его ладони имеет реальный прототип. Александр Македонский незадолго до смерти заказал себе такой прижизненный памятник, но, к счастью для подданных, не успел начать строительство. Имена царей и жрецов напоминают об Эламе и Ассирии. Держится Атлантида на труде рабов, подобно другим древним цивилизациям, как полагали сто лет назад. Правда, уже тогда выяснилось, что в древности рабы составляли главную рабочую силу только в Римской республике, и то на протяжении жизни не более пяти-шести поколений, но инерция мышления сохранялась. И восстание рабов напоминает классические революции рабов из литературы тех лет. Интересно, что Беляев не дал повстанцам победить, хотя в реальной истории такие прецеденты имелись. А действительно, что делать дальше? Описывать массовую резню, голод, распад державы, перерождение новых порядков в старые и последующую гибель континента как наказание революционерам? Пусть уж лучше проиграют.

Итак, нового сказано мало. Но повесть замечательная, несмотря на её традиционность и даже эклектичность. Атлантида вышла физически ощутимой. Я, правда, не большой специалист по Атлантидам, но не встречал такого яркого и запоминающегося её изображения. Автор, кажется, сам восторгался погибшим миром. И всё уместилось на сотне с небольшим страниц. Книга насыщенная без малейшей торопливости. Умел человек. Всё поместилось — бесконечная череда картин из жизни первой в мире империи, история революции, история гибели континента, напряжённый сюжет и даже развитие характеров. С этим, правда, похуже, чем в главных романах Беляева, но ведь это один из первых его опытов в литературе. Все бы так начинали.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Повесть явственно выражает надежды на новый строй, его прогрессистское будущее, на грядущее обновление мира. Крах Атлантиды символизирует уход старой, архаичной, отжившей цивилизации. Он изображён как естественное природное событие, что мягко намекает на попытку легитимации режима, который существовал во время написания повести. Но, кстати сказать, и СССР оказался Атлантидой. Впрочем, развивать мысль о циклах развития любых исторических общностей здесь не буду.

А выживший Акса-Гуам, ставший культурным героем для прото-европейцев, видимо, по замыслу автора, должен изящно символизировать собой идейный и иной экспансионизм нового, невиданного доселе, уклада. Несущего, как говорил, по-моему, один из его апостолов, «подлинное возрождение народов» (цитата неточная).

Не сказать, что «Последний человек...» так уж изящен литературно, даже показался несколько схематичным. Но автор ввёл, в том числе и этим произведением, в русскую литературную традицию такие приём и жанр как псевдо-мифология и альт-история, став тем самым одним из первопроходцев нового течения. И задав определённый минимальный уровень для последующих продолжателей. Плюс, простота общей фабулы и оптимистический посыл воодушевляют читателя. Посему – положительная оценка.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каких только образов Атлантиды мы не встречали в литературе! Были и Атлантиды высокотехнологичные, с лазерами и космическими кораблями. И мистико-оккультные Атлантиды — сокровищницы тайных знаний, утраченных человечеством. И Атлантиды жестокие и варварские, заслуживавшие своего уничтожения. И хотя в 21-ом веке мы уже прекрасно понимаем, что никаких бесследно исчезнувших материков и цивилизаций не было, хотя атлантомания и теософия давно остались в прошлом, образ Атлантиды до сих пор будоражит наше воображение.

Александр Беляев — тоже знаковая фигура из прошлого. Научная фантастика в его произведениях тесно сплетается с романтикой и почти что со сказкой. Образ Атлантиды, описанный им, тоже получился чем-то на грани криптоистории и мифа. Пейзажи Атлантиды, её природа и города, быт народа и царей, битвы и священнослужения описаны весьма старательно и детально. Мистики или невероятной фантастики в произведении нет; Беляев пытался построить свою Атлантиду предельно реалистично, в качестве рабовладельческой цивилизации бронзового века. Присутствуют намёки на возможные следы атлантов в известных нам культурах. В частности, имена: Адиширна-Гуанч (в гуанчах когда-то усматривали потомков атлантов), Шишен-Итца (Чичен-Ица) и Кетцаль-Коотль (Кетцалькоатль, наследие атлантов пытались искать и в Месоамерике), Крицна (Кришна? Да и ряд других имён звучанием напоминает индийские).

И вот в этой богатой и великой Атлантиде, грозной стране, царящей над всем Старым Светом, намечается сразу несколько сюжетных линий: любовь царевны к рабу, любовь сына жреца к рабыне, заговор и намечающийся дворцовый переворот, ученик мудреца узнаёт главную тайну Атлантиды, простонародье готовится к восстанию... Эти истории довольно наивным образом связаны между собой и довольно предсказуемы, но, тем не менее, читаются увлекательно, как красивая сказка. Но, увы, ни одной из этих историй не суждено дойти до логичной развязки: с первых же глав сквозь повествование проходит предчувствие беды, которая не пощадит никого. Катаклизм показан красочно и пафосно, в духе старого кинематографа:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
и влюблённым не обрести покоя и счастья, и царю недолго торжествовать, и коварным замыслам не воплотиться, и даже отважным повстанцам не суждено победить — ведь человеческая суета ничтожна по сравнению с мощью и яростью природы.

Мотив исхода атлантов и основания ими цивилизаций Египта, Месопотамии, Месоамерики и т.д. был очень популярен в атлантологии (см., например, «Учители учителей» Брюсова). Беляев использовал и его — но тем самым создал неувязку с самим названием книги. Почему последний человек, если исход был массовым?

Финал, правда, я ожидал увидеть несколько иным:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Адиширна-Гуанч и Сель остаются жить на горе и дают начало новому народу — гуанчам, как нетрудно догадаться;

- «Ковчеги» со спасшимися были рассеяны по морям и океанам, и разные их лидеры заложили новые города, государства и религии (Чичен-Ица, Кецалькоатль, Кришна и т.д.).

Книгу можно было бы экранизировать как фильм жанра «пеплум».

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Все-таки ранний Беляев мне нравится больше позднего. Да, его первые произведения еще достаточно наивны, просты и даже в чем-то примитивны. Но зато в них автор еще почти не тычет своего читателя идеологической палкой прямо в лоб и не подает совсем уж прямолинейно «что такое хорошо, а что такое плохо».

Перед нами – типичный исторический роман тех лет, только в выдуманных декорациях. Атлантида Беляева абсолютно ничем не примечательна и лишена запоминающихся деталей, о том, что мы не в какой-нибудь древней Греции нам напоминают лишь названия да надвигающаяся катастрофа. Да и сюжет особыми изысками тоже не блещет. Современному читателю концовка может показаться несколько неожиданной, но для историческим романов тех лет она вполне типична. Ведь в реальной истории красивые истории редко имели счастливый финал.

В целом, если не ждать от произведения ничего сверхъестественного, и воспринимать его скорее не как фантастику, а как псевдоисторическое произведение, то разок прочитать можно.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Моё первое прочитанное произведение Беляева. В общем, ожидания оказались оправданными — повесть написанная более 90 лет назад кажется на сегодняшний день скучной, дочитывал без энтузиазма. Из плюсов можно отметить подробно изображённое место действия (несмотря на гипертрофированную пышность и масштабность всего того, что есть в Атлантиде) и живые диалоги.

Оценка: 6
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Масштабный роман-катастрофа в древнем антураже — нравится мне такое. Здесь есть и внушающее описание могучей тиранической цивилизации, выстроившей по струнке все тогдашние более-менее развитые народы, и предвестия грядущей катастрофы, внутренняя политическая грызня, любовные и личные драмы, немалая доля классовой борьбы... Всё это более чем интересно и сейчас — хорошая литература не имеет срока годности, и «Последний человек из Атлантиды» как минимум не хуже подавляющего большинства современных книжных новинок.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

И там, где стояли высокие горы, только волны морские будут вздымать гребни свои.

История — наука неточная. Многое в ней основано на догадках, домыслах или непроверенных фактах, многое трактуется в угоду действующему на данный момент политическому режиму. Поэтому в последнее время люди, устав от постоянного её переписывания, перестали доверять этой науке, что породило в литературе моду на произведения в стиле «а не так всё было». Криптоисторики и альтернативщики наводнили прилавки плодами своих трудов, кто-то — чисто художественными, а кто и с претензией на истину в последней инстанции. Спекуляций на различные мало-мальски известные темы стало просто не счесть. Но вот одну из тем, на протяжении многих веков (если не тысячелетий) волнующую человеческий разум, современные авторы почему-то обходят стороной. А ведь тема эта освещалась ещё самим Платоном. Это — Атлантида. Загадочная страна, материк или большой остров, находившийся где-то за Геркулесовыми столпами и давший название водам океана, который поглотил его. Могущественная империя, простиравшая свою власть на полмира и потерявшая всё в один миг. Богатейшее государство, славившееся своими высокоразвитыми наукой и культурой, отголоски которых можно встретить в самых отдаленных уголках Земли. Легенды о ней будоражат людские умы, множество авторов посвятило свои произведения этой теме. Вот и Александр Беляев не остался в стороне и на очередной волне интереса к исчезнувшему материку, захлестнувшей мир в двадцатых годах прошлого столетия, создал этот текст. Идея повести восходит к изданной на русском языке книге Роже Девиня «Исчезнувший материк Атлантида, шестая часть света», в которой французский автор, опираясь на труды Платона, делится своими гипотезами о гибели легендарного материка.

Сама повесть имеет необычную структуру: она состоит из двух неравных частей.

В первой, включающей в себя четыре главы, речь идет о экспедиции американского миллиардера Солли, который, отойдя по состоянию здоровья от дел, решил (вдохновившись, кстати, книгой Девиня) во что бы то ни стало разыскать древнюю Атлантиду. Начинание его, первоначально получившее большую поддержку общественности, никак не давало положительных результатов: исследовательский флот малых субмарин абсолютно безрезультатно бороздил воды Атлантического океана на протяжении нескольких лет, средства подходили к концу и всё говорило о прекращении экспедиции. Положение спас доктор Ларисон, нанятый Солли и фанатично преданный идее. «Он написал горячее воззвание в газеты разных стран с призывом ко всему культурному человечеству помочь экспедиции «во имя науки». Его горячо написанное воззвание произвело впечатление. Был сформирован вспомогательный флот...», который, в итоге, и помог довести дело до победного конца. Атлантида была обнаружена, произведены обширные раскопки на дне океана, в ходе которых была собрана богатейшая коллекция. Наряду с множеством предметов в неё входила и громадная храмовая библиотека книг, созданных из бронзовых листов с вытравленными на них письменами. Эти письмена «удалось расшифровать одному русскому ученому-лингвисту». На основе материалов древней библиотеки профессор Ларисон написал небольшой роман, повествующий о гибели Атлантиды.

Вторая часть, содержащая двадцать глав, разворачивает перед читателем хронику последних дней обреченного материка. Автор старается поразить воображение величественностью столицы Атлантиды — Посейдониса, рассказать о нравах и обычаях, царивших тогда в государстве атлантов, показать повседневную жизнь как господ, так и рабов. Ожидание неизбежного финала придает сюжету оттенок обреченности, когда надежды и планы абсолютно всех действующих лиц будут разрушены, а их дома, перед тем как скрыться в пучине, сгорят в пламени подземного огня.

Повесть увидела свет в далеком 1925 году, первоначально она была опубликована по частям в журнале и лишь затем, через два года, появилось её первое книжное издание. Беляев говорил о ней: «Моя повесть об Атлантиде слишком научна для романа и слишком романтична для науки». Однако ее «излишняя романтичность» не помешала автору сделать в ней целый ряд весьма удачных научных прогнозов, сегодня ставших реальностью: так в тексте упоминаются подводные археологические экспедиции, подводное бурение, радиосвязь под водой, геологическая разведка морского дна, компактные подводные лодки (батискафы) для глубоководной разведки. Ничего этого в то время ещё не существовало. Но и романтичность он упомянул не зря: Беляев вплел в сюжет целых две любовных линии, причем в обоих случаях влюбленными были люди разного социального положения, счастью которых мешали непреодолимые барьеры, отделяющие свободных людей от рабов. Причем, в одном из случаев именно любовь к рабыне толкнула Акса-Гуама, сына жреца, входящего в Верховный Совет, поднять восстание рабов, дабы освободить их от вечного ярма: «Мы не оставим камня на камне! А потом мы создадим новую, свободную Атлантиду, где не будет ни рабов, ни царей, а только радость свободного труда. И настанет вновь Золотой век!» Но планам его не дано было осуществиться, что весьма удивительно для постреволюционной советской приключенческой литературы, живоописующей наступление власти рабочих и крестьян по всему Земному шару и за его пределами.

На примере гибели Атлантиды автор показывает, что могучие империи, простирающие свою власть на тысячи и тысячи километров, ничто перед мощью Земли. Всё их могущество не в силах совладать с катастрофическими проявлениями природной деятельности, а возводимые столетиями города и накопленные в них богатства могут исчезнуть в один миг. Империя разрушена, но многим атлантам удалось спастись на кораблях и высадиться на побережьях Африки и Южной Америки, неся с собой свою культуру и насаждая свои обычаи. Рассказы о гибели континента и о спасении с него легли в основу мифов о потопе и утраченной обетованной земле (рае), распространенных среди многих народов мира.

Итог: никто не знает, существовала ли Атлантида на самом деле или нет, но мифы о ней продолжают жить. Александр Беляев создал увлекательную криптоисторическую повесть, рассказывающую о её последних днях. Несмотря на местами хромающий язык читается она вполне легко и оставляет после прочтения легкую горечь сожаления о утраченной великой цивилизации. «Последний человек...» не претендует на роль шедевра, но вполне стоит того, чтобы потратить на него несколько часов. Читайте классиков!

Оценка: 8
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Беляева в нашем отечестве считают двойником Герберта Уэллса, даже частенько путают, кто из них что написал. Эта повесть демонстрирует Беляева с совершенно другого угла. Вместо очередного безумного или не очень ученого, переворачивающего мир своим открытием, перед нами первый отечественный опыт в области криптоистории, можно сказать — первая советская фэнтези. (Из жанров, доступных в классификаторе, ближайшим окажется «мифологическая Ф.», т.к. основой для книги стал все-таки миф древней Греции).

Итак, перед нами — миф, обрамленный в форму исторического романа. Целью Беляева были явно не приключения Адиширны и Акса-Гуама, и даже не исследование мифа. По тому, как подробны описания никогда не существовавших и нигде не виденных дворцов, статуй, ритуалов и одежд, как Беляев любуется нарисованной им картиной, каждым листиком, словно толкиновский Ниггль, очевидно, что целью романа была сама Атлантида. Ее трехмерный портрет в натуральную величину, в захватывающих декорациях древнего мира. Обязательная для отсталого строя в советской фантастике революция и итоговое крушение империи — лишь способы показать картинку с разных сторон. Смотрите, вот это — деспотичные правители (ах, какие одежды!), тут вот лживые жрецы (красиво поют, правда?), а на заднем плане выстроенные потом тысяч рабов циклопические постройки. Приобретайте наши турпутеводители в прекрасную Атлантиду!

Задача погружения читателя в атмосферу исчезнувшей цивилизации выполнена и перевыполнена автором с блеском. Этой книгой безусловно вдохновлялся Ефремов, когда писал Таис Афинскую, а Говард с хрустом столкнет своих киммерийцев с немедийцами только через десять лет. Пожалуй, единственным серьезным недостатком романа могу назвать имена. Выговорить «Гуан-Атагуераган желает видеть Кунтинашара и Адиширну-Гуанча» и не призвать при этом Ктулху просто невообразимо. Вероятно, это и послужило причиной гибели могучей Атлантиды... ))

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое произведение об Атлантиде прочитанное в детстве. Тогда в научно-популярных журналах были дискуссии на данную тему и интересно было узнать, что об этом писали в 20-е годы. Получился исторический любовный роман о гипотетическом государстве. Нравы Древнего Египта и Греции паренесены на другой материк и всё. Считаю, что это прото-фэнтези, правда без магии.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильная и увлекательная книга для детского восприятия ребенка советской эпохи, каким себя помню в 70-е года прошлого века. Ну не избалованы мы были тогда подобной литературой об апокалипсисе и альтернативной истории . Современные подростки, выросшие на Толкиене , Мартине и Гаррисоне , боюсь просто посмеются над наивностью и простотой сюжета. А нам ретроградам, и сейчас иногда хочется , перечитывая подобные произведения, вспомнить себя искренним, восторженным, пусть и наивным советским пионером.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Качественная приключенческая фантастика. Атлантида всегда будоражила умы, ну а развитию темы Беляевым явно поспособствовал роман Бенуа «Атлантида». У советского фантаста получилось не хуже, и даже увлекательней. Читать эту повесть вполне можно и сегодня.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Александр Беляев

Последний человек из Атлантиды

Повесть, 1926 год.

явная ошибка в дате выхода этой повести. Впервые роман увидел свет на страницах пятого — восьмого номеров журнала «Всемирный следопыт» за 1925 год. Самый труднодоступный, малотиражный Всемирный Следопыт в 9-ти номерах.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх