Все отзывы на произведения Джорджа Алека Эффинджера (George Alec Effinger) |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 64
Страницы: [1] 2
«Марид Одран» [Цикл] |
| |||
Seidhe, 08 мая 2014 г. в 08:53 | ||||
Меня всегда удивляло, почему так редко вспоминают о цикле «Марид Одран», когде речь идёт о киберпанке. Сразу оговорюсь — первый роман цикла я прочитал года два назад, практически сразу после Гибсона и Стерлинга, поэтому вполне допускаю, что восторг, который он у меня вызвал, объясняется тем фактом, что киберпанк тогда был для меня в новинку. Но за прошедшие майские праздники я прочитал цикл ещё раз, причём на этот раз целиком (нашёл-таки третью книгу в электронном варианте — спасибо лаборанту Stealthy Doom за ссылку), и получил ничуть не меньшее удовольствие. Спойлерить не буду, но созданный Эффинджером образ будущего — настоящий киберпанк, со всеми необходимыми атрибутами. И хотя в книгах нет ни всемогущих корпораций, ни виртуальности как таковой, ни лихих ковбоев киберпространства, для меня — это самый что ни на есть классический киберпанк. Судите сами — главный герой романов, мелкий жулик и частный детектив в одном лице Марид Одран, противостоит не столько системе, сколько образу жизни мусульманского мира будущего. Действие романов происходит в не столь отдалённом будущем, когда нынешние мировые лидеры перестали играть ведущую роль в жизни планеты, в одном из мусульманских городов Ближнего Востока. Атмосфера смешения мусульманских традиций и технологических достижений показана Эффинджером великолепно — тут вам и восемь разных полов на выбор, соседствующие с молитвами по пять раз в день, и продажа детей, соседствующая с традиционной раздачей милостыни, и полный набор «веществ», соседствующий со строгими постами и отказом от спиртного. Помимо этого технологии позволяют вживлять в мозг специальные устройства, которые могут дать тебе как различные навыки и знания, так и помочь почувствовать себя любым человеком, хоть вымышленным персонажем. Так вот этими самыми модификаторами Одран не пользуется принципиально, предпочитая полагаться на свой разум и знания, ну и на «вещества», разумеется, куда ж без них? =))) Причём употребление показано Эффинджером вполне правдоподобно, а то в некоторых произведениях киберпанка герои постоянно пичкают себя стимуляторами, но не утрачивают ни ясности мышления, ни скорости реакции... Даже отходняков не испытывают! Так вот с похмельем и отходняками у Одрана всё в норме... =))) Единственное, что портит впечатление от цикла — некоторая неровность повествования. Если в первом романе был и кибер и панк, то к третьей книге всё это отходит на второй план, и на первый выходит становление личности Одрана и традиции мира. Именно поэтому оценки расставил таким образом, но в целом цикл заслуживает твёрдой 9. Его бы еще переиздать с нормальной редактурой, чтобы «модики» и «училки» из первого романа не превращались в «модди» и «дэдди» во втором, и так далее и тому подобное. В общем, рекомендую цикл всем поклонникам раннего киберпанка «без компьютеров», зато с восточным колоритом и шикарным смешением разных культурных традиций. Повторюсь, но очень жаль, что данный цикл так мало известен в России. | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
darkseed, 12 октября 2009 г. в 19:27 | ||||
Воистину, у Эффинджера получилось незабываемое произведение. Мрачное, тягучее, но заставляющее читать и читать, не отрываясь. Смешав в нужных пропорциях классический нуар-детектив с киберпанком, перенеся его в декорации Ближнего Востока, автор еще и «вывернул наизнанку» типаж главного персонажа. Взяв за основу типичного Чандлеровского (или типа того) крутого детектива, автор применил к нему «каноны» киберпанка: теперь герой не пьет виски каждые пять минут, а горстями жрет всякую наркоту; спит не с роковыми красотками, а с транссексуалом; не бьет всем морды, а чаще получает сам... Сюжет книги достаточно запутан, множество странных и интересных персонажей... Мир предельно достоверен. Кажется, что его можно ощутить, потрогать пальцами. Вот только жить в нём страшновато. Не хотелось бы такого будущего. Перевод весьма неплох, откровенных ляпов не видно. Итог: всем любителям киберпанка и нуара читать обязательно, остальным тоже не повредит. Лично я продолжу читать трилогию, хотя первая часть логически завершена. П.с. Спасибо издательству за обложку с оригинального издания. | ||||
| ||||
«Кошечка Шрёдингера» |
| |||
FixedGrin, 14 ноября 2012 г. в 23:58 | ||||
Пожалуй, лучшая зарисовка на тему многомировой интерпретации в американской НФ. Здесь Ближний Восток у Эффинджера весьма условный, сродни его родному Новому Орлеану, но немецкая часть новеллы это искупает. В «Когда под ногами бездна» есть глухая отсылка к данной новелле. Рекомендуется к тщательному исследованию всем студентам физфаков и мехматов, начинающим изучение квантовой теории. :-) | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
alex1970, 23 мая 2015 г. в 23:17 | ||||
Взять классический нуар, насытить мрачностью, поместить в перевернутый мир, добавить реалий киберпанка и «Тысячи и одной ночи», и получится этот роман Эфинджера. Атмосферно и захватывает. Герой гуляет по миру-паноптикуму, встречается со странными и опасными персонажами. Детективный сюжет здесь не главное – было бы странным, если бы в вывернутом наизнанку мире работала обычная логика. За похождениями Марида следить интересно, правда не всегда успеваешь за рывками авторской фантазии. Мощный и весьма необычный киберпанк, берущий неожиданным подходом и атмосферой. По книге (точнее по миру Будайина) сделана компьютерная игра. Время от времени сообщается, что по роману Эфинджера снимут фильм, но слухи ходят, а воз с места не стронулся. | ||||
| ||||
«Пришельцы, которые знали всё» |
| |||
zmey-uj, 24 февраля 2009 г. в 21:55 | ||||
Смешно именно окончание рассказа: при всей своей невыносимости пришельцы несут мир и счастье другим планетам, и везде их любят и ценят. Чем-то они похожи на занудных родственников, которые дарят ненужные, но, по их мнению, ценные подарки, постоянно дают «мудрые» наставления и стремятся устроить счастье ближних. От них стараются держаться подальше, но даже в их отсутствие вспоминают с доброй усмешкой. (У меня есть родственница с немного похожим характером, и да, я ее люблю, так как знаю — она желает всем добра.) Тем не менее, в отношениях между двумя народами есть моменты, которые стоит сразу обозначить. Можно было бы объяснить наапам, что земляне, бедные дикари, не выносят, когда их поучают. И предпочитают разнообразие вкусов и возможность следовать внутренним устремлениям. Другой вопрос — поняли бы это пришельцы или продолжали бы гнуть свою линию. Заодно вспомнился существующий в некоторых религиях подход к иноверцам, которых стоит терпеливо, но настойчиво вести к истинной вере, ни на минуту не забывая о добром снисхождении к их прегрешениям. Хотя это не так категорично, как вели себя наапы, но ничуть не приятнее. Но, разумеется, возмущаясь пришельцами, первым делом стоит задуматься о себе... | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
DiegoFreeman, 27 мая 2021 г. в 00:27 | ||||
Антиутопия, киберпанк и прочие неприятности в литературе обычно случаются в западном мире. Но, бывают исключения, и некоторые авторы обращают свой взор на юг или восток. Как в данной книге. Поначалу это подкупает, отдавая экзотикой и заставляя вспомнить Паоло Бачигалупи, скажем. Но позже оказывается, что антураж района исламского города, где собрались проститутки, их клиенты, бандиты и их жертвы вполне самостоятелен, и даже вопросы взаимоотношения исламской веры с новыми технологиями, в том числе с продвинутыми изменениями тел хирургическим путем, вроде смены пола показаны вскользь, с допущениями и поблажками. И если в год выхода книги, в 1987-м, когда жанр только набирал обороты, она и могла показаться очень дерзкой, смелой и необычной, то в настоящее время градус безумия в тексте блёкнет перед сумасшествием окружающего мира. В плане разнообразия гендеров уж точно, в плане хирургии. Осталось только внедрение чипов в черепные разъемы, но и это уже не кажется таким уж диким и далеким. Да и, заменив район Будайин в тексте на какой-либо другой, в Африке, скажем, с культом предков, или в Сибири, со старообрядчеством, детективная суть книги не поменялась бы. Просто было бы другое окружение с таким же разносторонним отношением к запрещенным веществам, хирургии и чипам. Так что, вот еще одна слабость книги — ее две составляющие, детектив и окружение. слабо связаны. Но, тем не менее, книга интересная. Даже с учетом недостатков, ее хочется дочитать до конца и узнать, кто убийца. Автор, конечно, не ранний Ю Несбё, скажем, но заинтриговать умеет, грамотно сочетая жестокие (но в рамках и без особых подробностей) серийные убийства, множество версий произошедшего, вплоть до международных, большое количество подозреваемых, среди которых и главный герой. Причем не только читатель сомневается в не, но и сам герой, что только добавляет необходимой путаницы. А уж если добавить сюда чипы, позволяющие заменять личность на абсолютно любую... Собственно, о герое — он порадовал, поскольку предстал обычным человеком, избегающим драк и не применяющим оружие, предпочитая диалог, связи и репутацию надежности. Он каждый день принимает горстями запрещенные в иных местах вещества, но всеми силами избегает какую-либо модификаций тела, в то время в окружении почти все улучшенные/переделанные. То же самое можно сказать и обо всех остальных персонажах — все они достоверные и разнообразные, наделенные как минимум парой черт, придающих им уникальности. Все это, плюсы и минусы, разрозненность и самодостаточность элементов в тексте. приятный стиль повествования и живые герои делают «Бездну» насыщенным, атмосферным и непредсказуемым детективом в нетипичном антураже, во время чтения которого ни разу не возникло желания отложить и найти что-то другое, киберпанковское, или детективное. А значит, это хорошая книга, и не зря была найдена среди себе подобных, выпущенных до 90-го года. | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
Avex, 29 апреля 2016 г. в 13:50 | ||||
Если читали основные киберпанковские боевики (начиная с J-мнемоника), навряд ли откроете для себя новое (алкогольные жидкости и кислота, смена пола и прочие модификации тела — вещь самая заурядная, а также различные проги-гаджеты-девайсы и прочий хай-тек), но следует учитывать, что роман написан в 1980-е, когда подобное было в новинку. Логично перенесение действия на периферию нынешней цивилизации. То, что в 22-м веке должно устареть и прозябает на окраине, воспринимается нами сейчас как крутое навороченное будущее. Экзотичность не настолько высока, как может показаться изначально, читается без проблем — да, вкрапление арабских слов, да, мусульманский жизненный уклад, с бакшишем, муэдзинами, намазами — но размытый западной цивилизацией — много технологии, много иностранцев, допустимо употребление алкоголя. Если в показанное городское «дно» верится сразу, то в устроение общества уже не совсем. Мировая обстановка обрисована мимолётом, вскользь, но вряд ли происходит что-то хорошее: демократия рухнула, супердержавы распались на мелкие удельные княжества. Тем не менее, упоминаются привычные ТНК, наподобие Дженерал электрик, хотя самой промышленности не видать — видны только потребители, прожигающие жизнь в борделях и барах, и почти не видно тех, кто создаёт технологии. Упоминаются европейские товары, что продаются в бутиках. Что это, при неопределённости политической обстановки, анархии и войнах — залежалые товары, остатки былой роскоши? Перечитав, отмечаешь, что многое превратилось в штампы и затеряется на фоне нынешних боевиков, но читается по-прежнему с удовольствием: написано плотно и динамично, без стилистических изысков, не шедевр, но вполне достойное развлечение, нуаристый детектив про частного сыщика — с насилием, трупами и с интуитивным прозрением, действие которого разворачивается после заката Европы в одной из стран нынешнего Третьего мира (из современных авторов, развивающих сходное направление — Й. Макдональд). Не стал бы делать акцент на нуаре и киберпанке — так, самую малость, лёгкое латте-декаф, капельку цинизма, безнадёги, чуточку железа и софта — взболтать, но не смешивать. ...И только тогда, когда до краёв нашпигован проволокой, когда в нейроразъём заливается в ультраскоростном модик неизвестного содержания, когда под ногами разверзается бездна — осознаёшь, как — Во имя Аллаха милостивого, милосердного! — тяжело жить в стране победившей антиутопии. Ведь Будайин — это тёмная подворотня, мир охотников и жертв, шлюх и их клиентов, жестокий и циничный мир продажи всего и вся, даже за мелкую монету. А Марид Одран — его обычный обитатель, и каждый день его — джихад и вечная мука. | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
Manowar76, 06 апреля 2023 г. в 10:03 | ||||
Иншалла-киберпанк Моя регулярная доза киберпанка. Стараюсь раз в два-три месяца читать киберпанк. На цикл Эффинджера давно облизывался. Уже в эпиграфах из Дилана и Чандлера нас настраивают на нужный нуарный лад. Технологии. Личностные и обучающие модули, вставляемые прямо в голову; голографическое фото; смена пола. Мир. Начало двадцать третьего века. По версии автора, Советский Союз и Соединённые Штаты распались только в середине двадцать второго века, раздробившись на множество монархий и диктатур. Сепаратистский парад суверенитетов: Моравия, Тоскана, далее везде. Будайин, криминальный район неназванного арабского города (провёл большую датамайнин-работу — нигде не говориться что за город), крайне опасное место. Бары, публичные дома, доступные легализированные наркотики, странные и подозрительные личности. Сеттинг, прямо скажем недалеко ушел от современности. Марид Одран от обычного «крутосваренного» детектива отличается только употреблением характерных мусульманских словечек (иншалла, машалла, басмилля) и упоминанием Аллаха всуе. Во всём остальном он будет отвязанней героев Чандлера — наркотики вместо виски, трансы в кровати вместо гляделок с фем фаталь. Алчность и пронырливость такая же. Герой не чужд благородства, по крайней мере своим всегда готов помочь, пусть и за мзду. Одним из поводов для гордости Мариду служит то, что он никогда не пользуется модулями, вставляемыми в мозг — он стопроцентный человек. Роман — яркий пример «классической» литературной школы. В отличие от Гибсона, создавшего в Нейромант-трилогии целый мир, Эффинджер берет привычный «донный» нуар с проститутками, сутенерами, шулерами, паханами, продажными копами и миром чистогана и добавляет в него всего одно фантдопущение — личностные модули или, как вариант, модули с определенными навыками. Вот вокруг них и будет строится и конфликт, и детективная интрига. Автор держит фокус. И это идёт книге на пользу. Да, нам с непривычки будет не хватать виртуальности, киберковбоев и ИИ, но это ничего. В Будайине начинаются убийства и исчезновения. Судя по почерку, орудуют двое — хладнокровный киллер и маньяк-извращенец. Один работает жертв старомодным огнестрелом; другой пытает, насилует, без различия пола, куда только можно, и перерезает горло. Обеспокоены все, причём трущобный халиф «Папа» Фридландер-Бей, волнуется побольше полиции, ведь мрут, в основном, его люди. Папа обращается за помощью в расследовании к Мариду и добивается сотрудничества от полиции. Марид не особо рад поручению, но деваться некуда. К детективной части есть вопросы, но всё искупает атмосфера злачного квартала Будайин. Очень, до степени смешнния, похоже на развлекательные кварталы Бангкока. И да, мусульманская экзотика добавляет роману баллов. И ещё одно наблюдение — недавно закончил «Ночи Корусканта», нуарную трилогию Ривза в сеттинге Звёздных Войн. Так вот, несмотря на то, что Эффинджер лаконичней и в визуале, и в количестве главных героев, его нуар смотрится много взрослей и убедительней, чем похождения джедая и его компании в популярных декорациях. Кстати, про взрослость. Эффинджер в этом плане практически приблизился к Моргану, а если сделать поправку на год выхода романа, то, пожалуй, и обогнал его. 8(ОЧЕНЬ ХОРОШО) Обилие терминологии и жаргонизмов заставили залезть в оригинал. Лучше бы я этого не делал. Выяснилось, что, в принципе, читаю вольный пересказ. А это всегда так раздражает. В исходный текст нырнул где-то на половине, вторая половина романа была испорчена: «I think it’s the hebephile in me;» «Подозреваю, что во мне скрывается мужененавистник;» “Vodka martini, dry. Pre-war Wolfschmidt’s if you’ve got it, shaken and not stirred. With a twist of lemon peel.”(классический панчлайн Джеймса Бонда, если кто не понял). И вот перевод: «Мартини, сухое. Довоенный „Вольфшмидт“. Не забудьте лимонную корочку, милая».(какого?!) «The young black man was still standing there. He gave us each a puzzled look and walked out of the club. I probably saved him a small fortune.» «Негр все еще торчал рядом. Он недоуменно оглядел нас и вышел из бара. Я сэкономил парню целую кучу денег.» | ||||
| ||||
«Поцелуй изгнанья» |
| |||
DiegoFreeman, 15 декабря 2021 г. в 22:10 | ||||
И вот, последний роман цикла, киберпанк в мусульманском мире. Это интересно, это не отпускает, заставляя дочитывать до самого финала. И эта часть, столкновение тысячелетней культуры с устоявшимися традициями и технологий, свободы в плане модификаций собственного тела и проч., удалась на славу. Все остальное вышло куцым, в том числе и сам герой, в начале цикла целостный и богатый на противоречия, сейчас же вялый, малоэмоциональный и всегда плывущий по течению сюжета, лишь иногда трепыхающийся для вида. Даже угроза казни, ссылка в глубокую пустыню не делает его живее. Хотя он вроде как и людей спасает, и расследует убийства – но написано это так, исподволь. Да и в целом, на протяжении всей книги прослеживается поверхностное отношение персонажей к окружению и к тем, с кем они разговаривают. Например, религиозный глава города, вначале проигнорировавший голословное обвинение влиятельного и важного для региона человека, теперь с легкостью предоставил ему (и герою, как родственнику, преемнику и проч.) возможность избежать наказания, дав время на поиски опровергающего материала. Заклятый враг покровителя и самого ГГ, который, судя по всему, и причастен ко всем бедам, Сначала сыпет пустыми угрозами, мол, «не докапывайся до правды, а то пожалеешь!». Но в итоге, по нахождению той самой правды, не делает ничего, а только продолжает угрожать. Впрочем, как и герой, зная, обо всем, не делает ничего, оправдываясь тем, что не дорос еще силами и влиянием. Поставить на уши весь город плюс окрестности – дорос, заиметь в союзники целое племя отмороженных бедуинов – дорос, а схватиться с врагом – нет. Что ж. Вероятно, таким образом показано взросление героя. То есть, он теперь не мчится впереди паровоза, желая наказать всех причастных к своим несчастьям, или покарать кого-либо во имя справедливости. Отныне герой действует переговорами, давя на больные точки, а то и вовсе подсылая других людей делать грязную работу. И если так, то можно не сомневаться, что в конечном итоге он доберется и до заклятого врага, свергнет его с собственного трона, растопчет, унизит, отберет дело всей жизни и раздаст беднякам, заставляя смотреть на процесс. Впрочем, это только домыслы, вероятное развитие событий, которого в книге нет – финал у нее такой же смазанный и нейтральный, как и большая часть повествования. Читателю предлагается самостоятельно вычленить из текста интересные моменты, например, культурные, чтобы продолжить складывать линию взаимодействия киберпанка и мусульманского мира, начавшегося в первой книге. Но в целом, книга все же неплоха. И главное, она последняя, что особенно радует, учитывая, что продолжение могло бы быть в том же вялом духе. А так – история, по сути, завершена. Переходим к другим. | ||||
| ||||
«Огонь на солнце» |
| |||
darkseed, 25 октября 2009 г. в 17:42 | ||||
Возвращение в мир Марида Одрана опять подвергает мои чувства перегрузке: слишком велика для меня в этом мире разница между нищетой и богатством, между ортодоксальной верой и отрубанием рук за воровство, с одной стороны, и продажей детей на органы и в секс индустрию, с другой... После прочтения второй книги, я выяснил для себя немного нового: действие происходит в Северной Африке, Россия еще существует и выпускает дрянную электронику, Штаты теперь Конфедерация, есть колонии на других планетах… Большинство выживших персонажей из прошлой книги перешло и в эту. При этом непонятно, кто из друзей предаст, кто из предателей спасет? Все ведут двойную, как минимум, игру. Словом, «Восток-дело тонкое»… Удивительно, как в этой беспросветной атмосфере умудряются жить хорошие люди? Действие, то есть детективная часть, показалась мне менее закрученной, чем в прошлой книге. Все ответы показались лежащими на поверхности. Гораздо интереснее было следить за нравственным и духовным ростом главного героя, за его попытками разобраться в личной жизни, в тайне своего родства с сильными мира сего. Итог — весьма неплохой роман. Всем любителям киберпанка, а так же книг с восточным колоритом читать обязательно. Остальным будет, как минимум, будет просто интересно. Минус — переводчик не соотнёс некоторые имена с прошлой книгой. Халф Хадж резал мне глаза после Полухаджа (персонаж, который не доделал свой хадж). | ||||
| ||||
«Будайенские ночи» |
| |||
FixedGrin, 02 февраля 2023 г. в 08:04 | ||||
С использованием заметки для Medium (https://bit.ly/3JzS326). Джордж Алек Эффинджер, создатель трилогии о Мариде Одране, почти всю жизнь писал не столько ради заработка, сколько ради оплаты больничных счетов. Вообще говоря, Эффинджер не планировал никаких продолжений «Когда под ногами бездна», но этот уникальный киберпанк-триллер в футуристическом исламском антураже стал так популярен, что в Bantam его завалили просьбами о сиквелах; Эффинджер решил посвятить этой вселенной еще одну историю длиною в роман, основанную на смерти его собственного деда, кливлендского полицейского, павшего при исполнении служебного долга. «Огонь на солнце» заметно уступает «Бездне», но все еще воспринимается с жадным интересом. А вот после выхода совсем пресной третьей книги цикла к хроническим проблемам со здоровьем прибавились вызванные коммерческой популярностью проблемы с алкоголем. Аванс на четвертый роман об Одране Эффинджер все же взял, но после представленного издателю ознакомительного фрагмента (доступен в этом сборнике) окончательно утратил интерес к работе над книгой и за оставшуюся дюжину лет так и не продвинулся дальше. Барбара Хэмбли, подруга Эффинджера, рассказывает: Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Когда я встретила Джорджа в 1990-м (сейчас не время рассказывать о нескольких случаях, когда мы были в одной комнате, но НЕ встречались по-настоящему), он как раз работал над этим фрагментом. «Поцелуй изгнанья» только-только вышел из печати, и редакторы запросили у Джорджа синопсис «Слова ночи» (еще не под этим названием), чтобы обложку заказать. У Джорджа не было синопсиса, но им позарез нужно было знать хоть что-нибудь про будущую книгу, поэтому Джордж начал с вечеринки в клубе у Марида: на том его представления о сюжете запланированного романа обрывались. Впоследствии мы с ним поработали над синопсисом; намечалась отличная история, и я не теряла надежды, что рано или поздно она созреет в замечательную книгу. Когда в 2002-м Джордж умер, дело все еще не продвинулось дальше этих двух глав. Отличные были главы. Замечательная, наверное, получилась бы книга. Впрочем, несколько более поздних рассказов сборника так или иначе рассказывают о событиях в Будайене и жизни Марида, хотя этот недостоверный рассказчик-наркоман не всегда даже называет себя по имени — что и неудивительно, если учесть, как, по всему судя, солоно ему пришлось после смерти своего Папочки, когда противовес влиянию шейха Реды Абу Адиля в старом городе практически исчез. В рассказах Марида вообще довольно трудно отличить от условного Филиппа Марлоу, а его обшарпанную детективную контору — от предлагаемых в аренду помещений какой-нибудь заброшенной фабрики времен калифорнийской золотой и/или нефтяной лихорадки. Будайен первоначально возник как «Город на песке», но в этом рассказе еще нет совершенно ничего киберпанковского, и он впоследствии превратился в основу романа «Relatives», гонорар за который у Эффинджера моментально ушел... правильно, на оплату услуг врачей. Тем не менее именно «Город на песке» я считаю одним из двух лучших произведений сборника — наряду с «Кошечкой Шрёдингера», пронзительно печальной и безрассудно прекрасной инсталляцией Будайена в многомировом калейдоскопе интерпретаций квантовой механики... хотя тут ее уместней было бы назвать матричной механикой. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Эверетт завершил доклад. Джехане стало хорошо, как никогда в жизни. Она чувствовала крайнее умиротворение, сродни тому, что можно испытать, уладив долгую ссору. Джехана задумалась обо всем пережитом с той ночи в будайенском переулке, о всех поворотах и перекрестках, ею исхоженных. Она улыбнулась снова — печально — и оставила эту мысль. Как много она совершила, сколько всего с ней произошло! Странные и долгие они были, эти жизни. Оставался невыясненным только один вопрос. Сколько еще неисчислимых будущих ей еще суждено произвести на свет, сотворить из нематериального сырья этой минуты? Джехана сидела и видела, как в некоторых мирах эти будущие реализуются сами собой, без ее участия. Но ее интересовало не то, настанет ли завтрашний день для нее вообще, а то, какое завтра настанет. Джехана видела их все, но по-прежнему ничего не понимала. «Город» и «Кошечка», действие которых, несомненно, отнесено в разные миры, одинаково великолепны в реификации обычной будайенской ночи — ночи на Земле, в которую ничего особенного не происходит. Безымянный город кружится вместе с бездушной планетой, на которой ежесуточно кому-нибудь да выпадает Ночь Предопределения, вроде той, какой сподобился Пророк, صلى الله عليه وسلم. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) — Время для искусства, — произнес он. — Такой тишины не сыщешь больше нигде на свете, за исключением, возможно, лишь скованных морозом его оконечностей. И даже там будут плескаться в темной воде киты и полярные медведи. Солнце там никогда не заходит, так? Всегда светит. Или нет, постойте, я что-то путаю... там все время темно. В любом случае, те или иные существа примутся нарушать неподвижность. А здесь я один, и было бы преступлением против дарованной мне тишины просто сидеть и пить. Ночь — единственный ресурс этого города. Ну, еще, может быть, зараза. Он попытался подняться, широким жестом обвести весь город, но сей моментальный драматический акт ему не удался; потеряв равновесие, он снова тяжело завалился на стул. А возьмем случайный срез этой стопки вселенных: в Европе мало что напоминает о былых великих культурах. Испания, Португалия, Италия, Франция, Англия, Карбба и Германия утратили контроль над миром и воображением человеческой расы, который поочередно перехватывали друг у друга. Теперь эти великие силы старых времен дрейфуют к циничной дряхлости, декаданс и сиюминутные удовольствия вытесняют стремление к доминированию и национальному превосходству. В Азии дела идут еще хуже. Русские по скрепной традиции собачатся сами с собой, расходуя остатки энергии некогда гордого народа на ребяческие драки за остатки технологического наследия империи. Китай и тот впал в деградацию, утрачивая необозримо богатое философское и культурное наследие; безжалостная религия, рожденная династией Мао из синтеза конфуцианства с марксизмом и замаскированная показным патриотизмом, давит и гнобит беззащитных. Новости из Ирана будто с лент телеграма спрыгнули: мохаджеранцы проскользнули мимо стража перевала Танг-э-Куффар в пустынную долину, теперь они спокойно могут соединиться с растущей толпой недовольных и ударить в незащищенный тыл персидского контингента махдистов в Мазендеране, как раз там, где, по Фирдоуси, обитают дэвы. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Завершив намаз, он понял, что дальше откладывать неприятную обязанность по уборке тел павших мохаджеранцев нельзя. Вернув на место молитвенный коврик, он еще раз проверил периметр, затем воткнул личностный модуль, чтобы занять ум на время этой работы. Взял синий пластиковый чип, произведенный в Эр-Рияде, и вставил в заднее гнездо. Кроме этого модуля, он воткнул и три дополнения, первое — превозмочь усталость, второе — отогнать жажду, а третье — с полным текстом священного Корана. Модди перехватил управление его сознанием и перенес с персидской пустоши в полностью осознанную иллюзию рая. Мрачная работа перестала для него существовать. Как если бы душа Йена Мухаммада покинула тело — или если бы его физически, при жизни, вознесли на небеса. Его охватили трепет и восторг. Вот достойная награда за верную земную жизнь, за все мытарства, какие претерпел он во имя любви к Аллаху. Освеженный, он обнаружил, что райские услады превосходят все возможности земного телесного воображения. То, в чем он себе при жизни отказывал, теперь было ему предоставлено сверх всякой меры. Великолепное вино струилось из роскошных фонтанов. Гурии, красотой превосходившие всех дев земных, улыбались и жестами зазывали его к себе. А господствовала над этим несказанная радость от единения с Господом. Он несказанно опечалился, подумав о неверных: пренебрегая Праведным Путем, не ведают они его мира и радостей. Продолжая дивиться окружающим красотам, Йен Мухаммад медленно поднял руку к голове и вытащил модуль. Постоял несколько секунд, смятенный, щурясь и моргая на ослепительном солнце: реальный мир снова заявил свои права на него. Он испустил глубокий вздох. Хорошо, конечно, иметь при себе частичку рая, но как болезненно всегда возвращаться оттуда, приходя в сознание, и опять сталкиваться с мирскими заботами. Долговременная польза от модди, однако, состояла в том, что он понимал: красоты и чудеса рая, уготованного верным, неизмеримо величественнее, чем предложенная разработчиками модди симуляция. Будайен — единственный мир, до которого есть дело его жителям, мир крайне герметичного (даже по меркам наших с вами Лет Джекпота, когда мир проходит фазу раскола на враждующие клиопатологические блоки) Ближнего Востока, но с подвохом: у этого Мирогорода, как я уже отмечал в отзыве на «Кошечку Шрёдингера», куда больше общего с Нью-Орлеаном, где Эффинджер провел немногие свои счастливые годы, и с Лос-Анджелесом, где его постигло горькое разочарование в браке. Возможно, поэтому в Будайене задавать вопросы о личной жизни не принято, даже такие невинные, как «Ну, что там с твоей женой и детишками?». Потому что вполне может оказаться — с момента, когда ты в последний раз видел этих людей, они проданы в рабство или выменяны на новую модную голосистему. Тем не менее нет-нет, а в герметичную будайенскую реальность старомодного будущего задувает свежий ветерок с фронтира, например, марсианского, каким мы его знаем по трансляциям с роверов НАСА. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) — Позвольте, я догадаюсь, о почтеннейший,— сказал я, слегка запыхавшись, поскольку местность была исключительно пересеченная.— Тут проживает группа человек, чьей мечтой было переселиться в марсианскую колонию, и по их согласию месту этому придали такой вид. Я поднял глаза к небу — оно было розово-персикового цвета. — Именно. Они проголосовали и выбрали эти ощущения, звуки, запахи. В общем-то степень соответствия реальной марсианской колонии довольно высока. «КР» предоставляет им жилое пространство и взимает за него справедливую, по нашему мнению, арендную плату. Кроме этого, мы поставляем им программное обеспечение, создающее иллюзию. Хотя на поверку его источником обычно оказываются вентиляторы казино. Логичен вопрос: какая же азартная игра позволительна в глазах Аллаха? Физика, отвечает Джехана Фатима Ашуфи Вернеру Гейзенбергу. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) — Ладно, — сказала Джехана. — Глянь туда. Что ты видишь? — Океан, — ответил Гейзенберг. — Волны. — Аллах сотворил эти волны. Что ты об этом творении знаешь? — Гм. Я могу измерить их амплитуду, определить частоту... — Измерить! — фыркнула Джехана. Долгие годы научной работы внезапно отступили перед напором оскорбления, нанесенного унаследованной от предков вере, как бы мнимо это оскорбление (и сама вера) ни было. — А вон туда глянь! — потребовала она. — Вот — пригоршня песка. Аллах сотворил песок. Что ты о нем знаешь? Гейзенберг не понимал, куда Джехана клонит. — Располагая соответствующим оборудованием, — начал он осторожно, слегка опасаясь снова ее обидеть, — и подобрав настройки, я мог бы отделить одну-единственную песчинку и сказать... Он замолчал. Потом медленно, осторожно, как старик, поднялся на ноги. Посмотрел на море, опустил взгляд на побережье, снова скользнул глазами по воде. — Волны... — пробормотал он. — Волны и частицы — одно и то же! Никакой разницы. Значимо только то, что мы можем измерить. Боровские орбиты не поддаются измерению, потому что их в действительности не существует! Наблюдаемые спектральные линии обусловлены переходами из одного состояния в другое. Пары состояний! Это потребует совершенно нового математического формализма. | ||||
| ||||
«Кошечка Шрёдингера» |
| |||
слОГ, 11 марта 2017 г. в 22:03 | ||||
До сих пор не могу понять почему одни рассказы лауреаты переведены и изданы, а другие доступны только в нете или малотиражках. На всякий случай сообщаю, самый известный рассказ Эффинджера теперь можно найти в сети:). Действительно немецкая часть истории интереснее, тем более, что арабская далеко не оригинальна, достаточно вспомнить Весь миллиард путей Нивена, например, но в сумме этот рассказ из тех, что относится к категории «мастрид», хотя бы из-за краткого обоснования не только квантовой механики, но и целого направления фантастики известного, как «параллельные миры». По сути — постфактум, но зато, что назывется «для чайников». Остается только один вопрос — читал ли этот рассказ и когда Павел Амнуэль? :))) | ||||
| ||||
«Пришельцы, которые знали всё» |
| |||
osipdark, 13 января 2022 г. в 23:27 | ||||
Утопическая сатира, или тирания экспертов из зловещей долины. «Пришельцы, которые знали все» Эффинджера не просто зарисовка-юмореска на тему Первого Контакта с язвительной щепоткой по оскомине бюрократизма и занудствующих снобов. Это практически новый жанр — сатирическая утопия. Или утопическая сатира. А может быть и вообще абсурдистская утопия. Ведь человечество все же достигает своего заветного «места, которого нет». Но каким абсурдом вымощена дорога в рай! Уже прекрасен сам факт того, что Первый Контакт оказался... не Первым. А всего лишь вторым. Первый же оказался не замечен под километрами хлама из бумажного конвейера. Американский же президент оказывается не просто элитарием, скрытым маской народной наивности и камуфляжа «прими-за-своего», но вполне себе обычным и простым, средним во всех смыслах человеком. От его же лица и ведется рассказ, что само по себе занимательно — не помню ксенофантастики от рассказчика в виде лидера человечества или его части. Но все это затравка для самого вкусного и занимательного. Наабы. Прекрасная, добрая, альтруистичная раса, которая хочет всем помогать. Но помогать своим, специфическим путем и видением. По сути в наабах реализован очень своеобразный и оригинальный ход демонстрации чуждости и инаковости пришельцев. Они не монструозные, не не-гуманоиды, не архи-злодеи, не нематериальные. Они более чем человекоподобны, притом не имеют помыслов поработить людей, растратить их ресурсы или попросту надурить. Они как хорошие, добросердечные соседи пытаются помочь. Но делают это в виде чистой «тирании экспертов», вспоминая книжку не-мейнстримного экономиста Уильяма Истерли. Наабы знают все лучше людей. Но слово «лучше» — максимально субъективное в конечной реализации. Но со стороны пришельцев оно имеет характер абсолютной, распоследней истины и объективности. Самой лучшей мелодией они считают аудиоряд из фильма «Бен-Гур», самым лучшим американским президентом представляют Джеймса Полка, лучшими цветами полагают алтей розовый (штокрозу розовую) и т. д., и т. д. Наабы — ужасные всезнайки и навязчивые, докучливые зануды, но чересчур милые и любезные. Этот накал противоречивости создает настоящий эффект «зловещей долины», а через нее — чувство чуждости и странности чужаков. Это просто великолепный ход Эффинджера. Не насекомоподобный коллективный разум, не трансгалактический искусственный интеллект, не мыслящая планета, а зануды инопланетяне — отличный выход из кризиса воображения ксенофантастического жанра. И более чем прикольным ходом Джордж Алек завершает «Пришельцев...». Все обещанное наабами было выполнено, но через более чем тернистый путь. По ходу рассказа президент, министр обороны и первая леди по несколько раз в день спрашивают у пришельцев, когда они исполнят обещанное? Прекратят войны, устранят голод, победят бедность и т. д. И инопланетяне все время обещают, что совсем скоро. Но только постоянно докучают людей советами, которые те как приличные хозяева для приезжих гостей вынуждены исполнять. Но наступает момент, когда наабы помогают человечеству отправиться в космос... И те массово покидают планету, лишь бы забыть о слишком заботливых и умных занозах в одном месте. И войны с голодом и бедностью действительно исчезают, и люди во всех миах вместе с другими расами — кроме наабов — начиют жить в мире и согласии. Вот и возникает вопрос — не наиграна ли наивная докучливая помощь наабов? Не расширяют ли они своим занудством и «экспертной тиранией» количество освоенных миров вполне осознанным путем? Не знаю. Но получился отличный путь к утопии через вереницу сатиры. | ||||
| ||||
«Кошечка Шрёдингера» |
| |||
Seidhe, 06 апреля 2017 г. в 13:49 | ||||
Не могу сказать, что рассказ плох, но предупреждаю потенциальных читателей: если вы надеетесь вновь окунуться в мир Будайена, знакомый по циклу «Марид Одран», надеждам вашим не суждено оправдаться, потому как с указанным циклом «Кошечка Шрёдингера» связана только упоминаем этого самого Будайена. Учитывая количество наград, ждал от рассказа гораздо большего. В итоге — неплохая зарисовка на тему множественности миров, не более того. Видимо, надо хорошо разбираться в современной физике, чтобы по достоинству оценить все тонкости и нюансы этого рассказа. Если же в физике вы не разбираетесь — смело можно пройти мимо данного произведения. | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
WiPiton, 19 декабря 2014 г. в 17:33 | ||||
Ооочень атмосферно! Предельно упаднический киберпанк + нуар-детектив да ещё и в арабском колорите — мощно и весьма оригинально. Единственное, что могу зачесть в качестве минуса — собственно детективная интрига довольно слабая, для галочки. По большому счёту, расследования, как такового, и нет. Но этот недостаток с лихвой перекрывается многочисленными достоинствами. | ||||
| ||||
«Огонь на солнце» |
| |||
DiegoFreeman, 09 декабря 2021 г. в 00:52 | ||||
Вторая часть метаний почти-что-правоверного персонажа в городе тысячи модификаций тела и сотен способов перейти дорогу сильных мира этого. В целом, может восприниматься, как относительно самостоятельное произведение из-за наличия кратких объяснений того, что происходило в первой части. На этот раз начало истории начинается как-то исподволь, с предоставлением разной информации читателю о родственниках героя, про его нынешнего хозяина и конкурента хозяина. И продолжается так же, в ежедневной рутине новой работы, в обиде друзей на него и приобретении новых — чтобы через какое-то время герой потерял и их. А в какой-то момент случается убийство, которое внезапно для героя становится важным, и вот он уже мечется по городу более осмысленно — в поисках убийцы. Эта линия интересна, в какие-то моменты заставляет даже вспомнить всяких матерых «детективщиков», того же Несбё — впрочем, только в плане мрачного антуража, несмотря на жаркое солнце. Вот только эта линия, с расследованием, с местью, раскрытием страшных тайн, в которых замешаны «боссы» то и дело теряются на фоне другой части книги. обстоятельной, подробной, и, надо признаться, исключительно интересно. В этой части стало меньше киберпанка, но добавилось личностной эволюции главного героя, возможно, вынужденной вследствие воздействия внешних факторов, валом на него накатывающих со всех сторон, а не собственной прихоти, или, скажем, взросления. Меньше технологий, но больше традиций Востока, которым все больше начинает следовать главный герой, не в последнюю очередь из-за нового положения в городе — более денежного и важного. Чуть больше раскрыто положение политических и территориальных дел в мире. Рассказано, как государства могут существовать и по неделе, сменяя друг друга в бесконечной череде революций и гражданских войн. Как народы были подхвачены новыми технологическими веяниями, перетерты, и оставлены с бессмысленным теперь прошлым традиций, и неизвестным будущим, к которому те традиции попросту не подготовили. Поднята очевидная для жанра проблема нелегальной трансплантации органов — и разборкой на эти органы пригодных для этого людей без их согласия — но как то мимолетом, без напряженности и накала страстей. Тоже самое и с перестрелками, которые все же случаются, несмотря на то. что герой всячески избегает использовать оружие, или эпизодом пыток — все это просто случается, чтобы со следующего эпизода начать с новой проблемы или с новых переживаний героя, едва ли связанных с прошлым опытом. Таким образом, книга по итогу кажется неоднородной. Поначалу даже хотелось взять почитать что-то другое, такой был контраст с началом цикла, но затем как все завертелось, и, несмотря на пришитые белыми нитками эпизоды с убийствами и расследованиями, в какой-то степени «Огонь на солнце» оказался даже глубже, чем первая книга. | ||||
| ||||
«Пришельцы, которые знали всё» |
| |||
BorodaNeBoroda, 10 марта 2016 г. в 18:03 | ||||
В рассказе высказана очень интересная идея, которую никто почему-то не упомянул. Наапы были технически менее развиты, чем люди (очень позабавили сетования инопланетян на межпланетные лайнеры, построенные на вакуумных лампах), но вопреки этому смогли выйти в космос. Пришельцы объясняли это тем, что люди «много говорят о полетах к звездам, но без конца тратят деньги на другие начинания», не пытаясь сосредоточиться на чем-то одном, а «целеустремленный маленький наап едет днями и ночами и добирается до цели». А есть ли у человечества какая-то главная, единая для всех цель? Кто-то с головой уходит в работу, кто-то пытается сосредоточиться на семье, кто-то к 30-40 годам рожает сына, сажает дерево, строит дом и потом довольно похлопывает себя по пузу, считая, что свое дело на Земле он уже сделал. По-моему, автор молодец, что сумел в шуточной форме привлечь внимание к этой проблеме. | ||||
| ||||
«Пришельцы, которые знали всё» |
| |||
MarchingCat, 16 августа 2015 г. в 23:24 | ||||
И идея понравилась и реализация. Вплоть до мелочей. Даже сам Президент такой обычный, такой человечный, такой правдоподобный — одно удовольствие читать. А напы... Да что напы, я людей таких лично знаю. ) Хороший рассказ. | ||||
| ||||
«Один» |
| |||
Seidhe, 18 декабря 2014 г. в 15:15 | ||||
Небольшой рассказ на тему одиночества человека в космосе и уникальности жизни на Земле. Не знаю, отчего у него такие низкие оценки. На мой взгляд, Эффинджер достаточно оригинально обыграл эти темы. Ещё лучше вышло у него передать сводящее с ума одиночество человека, который готов был встретить сколь угодно разнообразные формы жизни, «например, пляшущие кристаллы или мыслящие облака», но вынужден год за годом исследовать тысячи безжизненных планет. И пусть я не совсем согласен с выводами автора, рассказ прочитал с удовольствием. Хотя и не хотелось бы, чтобы мы были одиноки во Вселенной... | ||||
| ||||
«Пришельцы, которые знали всё» |
| |||
Pupsjara, 06 октября 2009 г. в 22:56 | ||||
Действительно ровный рассказ, который был прочитан не без удовольствия. Инопланетяне знали все, лезли туда, куда надо и не надо, на все имели свое мнение и давали ценные советы. В конце концов такое добродушное занудство надоест любому человеку кроме пожалуй людей с похожим характером. И если когда-нибудь встанет вопрос: продолжать дальше терпеть занудство или осваивать новые планеты, я уже знаю, какой вариант выберет большая часть человечества. | ||||
| ||||
«Пришельцы, которые знали всё» |
| |||
Nog, 22 декабря 2008 г. в 10:38 | ||||
Очень достойный рассказ, с не совсем привычной стороны раскрывающий классическую для фантастики тему контакта цивилизаций. Конечно, странно видеть НФ-произведение в антологии фэнтези, но по крайней мере второму критерию отбора оно почти отвечает — если рассказ и не «реально смешной», то, по крайней мере, действительно забавный. | ||||
| ||||
«Пришельцы, которые знали всё» |
| |||
irish, 24 января 2008 г. в 19:15 | ||||
Занудные инопланетяне как стимул вселенского прогресса — весьма нетривиальный поворот темы «братьев по разуму». Концовка рассказа позабавила. | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
RebeccaPopova, 10 июля 2024 г. в 15:46 | ||||
Романы в стиле «нуар» в чем-то схожи между собой. Они проникнуты этаким глобальным настроением разочарования много чего пережившего главного героя, которого уже практически ничего не удивляет и который хорошо справляется с необходимостью всегда быть начеку. Именно такие мысли пришли мне в голову, когда я начала читать эту книгу. А позже я прочитала нечто схожее в изложении автора в конце последней главы романа: «Я — человек, который превыше всего ценит собственное достоинство, который ни в чем не нуждается и ничего не ждет от судьбы, одинокий странник, бесстрастно созерцающий мерзости жестокого мира, ибо видел столько, что утратил способность ужасаться.» В данном случае все это происходит в арабском городе, что отражено, в числе прочего, в манере обстряпывать дела, включающей славословие, а также в показном следовании заповедям Корана. На культуру имеющихся где-то в мире Европы и США с населяющими их неверными и на их политические дрязги герои книги — жители Будайина — взирают как бы немного отстраненно. Здесь имеется киберпанк, да еще какой! Вживлению «модиков» и «училок» в мозг и влиянию этого всего на психику в книге уделено довольно много внимания. По сравнению с более поздними образцами киберпанка вроде «Видоизмененного углерода» Моргана, где много всего компьютерного и завязанного на ИИ, этот киберпанк имеет привкус чего-то этакого «в стиле ретро». Герой вращается в криминальной среде притонов Будайина, но знаком также и с «хозяевами жизни». В жанре «нуар» интрига обычно держится на некоем «заказе» по расследованию, который получает герой. Так происходит и тут, и существование Марида Одрана протекает на фоне всколыхнувших рутину криминальной жизни последовательности загадочных убийств. Автор остается в стилистике клише романов «нуар», сдабривая события щедрой толикой рефлексии героя по поводу своих минутных настроений и желаний — по условиям жанра, довольно понятных и приземленных. | ||||
| ||||
«Один» |
| |||
vfvfhm, 14 сентября 2023 г. в 17:54 | ||||
Я этот рассказ прочитал, как только он был опубликован в «Если», но прекрасно помню по сию пору, потому что периодически с теплотой и интересом его все эти годы вспоминал. Прекрасная лирическая песнь в прозе, о любви, человечности и ностальгии по утраченному дому. С точки же зрения тематики, рассказ стал вновь остроактуальным. После глубоких и всесторонних исследований космоса с помощью орбитальных телескопов вновь в научном мире вспыхнули дискуссии об уникальности жизни на Земле. И Солнце оказалось слишком спокойным для своего класса и массы, и планета — необычная по характеристикам, да и рановато мы по меркам возраста Вселенной пробежали путь от археобактерий до технотронной цивилизации. Может, во Вселенной мы и не одиноки, но вполне можем оказаться таковыми в нашей Галактике. Пока человечество уперлось в инструментальный потолок. Чтобы лучше понять мир, в котором мы живем, нужна более мощная и точная техника, большее финансирование и вовлеченность в исследование. А пока — одни загадки. Ну, хотя бы блестящая литература, как этот, например, текст Эффинджера, может утолить жажду понимания непознанного. О сердце человеческом она много и хорошо говорит. | ||||
| ||||
«Кошечка Шрёдингера» |
| |||
Denver_inc, 20 июня 2021 г. в 16:38 | ||||
Краткая история квантовой физики, рассказываемая на фоне вероятных событий из жизни девочки с Будайенского квартала. На мой вглял, перед нами тот самый случай, когда экскурсы в историю современной квантовой физики таинственны и непонятны до такой степени, что становятся интересны. Шрёдингер, Гейзенберг, Эверетт — для некоторых посвящённых эти имена сродни Гэндальфу, Мерлину и доктору Стрэнджу. Ведь, с научной точки зрения, Магия — это всего лишь частный случай Квантовой механики. В рассказе Эффинджера повествование идёт от лица Ехан Фатимы Ашуфи. Она вспоминает все варианты своей жизни, когда её изнасиловали в переулке арабского квартала. Или не насиловали... Или насиловали... Или казнили... Или не казнили... Или она помогала Гильберту, Гейзенбергу, Шрёдингеру понимать Магию... Или нет... Эдакая Кошечка Шрёдингера))) Было интересно, даже несмотря на то, что некоторые абзацы приходилось перечитывать дважды. | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
Ithron, 10 февраля 2015 г. в 18:31 | ||||
Безусловный плюс романа это то, что читается он с интересом. Но не киберпанк это, разумеется. По видимому, Эффинджер, подстраиваясь под веяния времени (волну ажиотажа вокруг киберпанка), просто ввел в свой роман чуток не играющих в сюжете никакой роли декораций. В те годы многие из конъюнктурных соображений подкрашивали свои изначально обычные произведения/фильмы в «киберпанковские цвета». По большому счету это даже не научная фантастика. Имеющиеся НФ/киберпанк-элементы можно безболезненно вычеркнуть из романа. Да их и нет почти — киберпанк одной технологии, что ли? Конечно, понятно, что автор старается писать интересно, у него это получается, но ценой какого-то нереалистичного насыщения любого шага необычными событиями и уникальными людьми. Куда ни шагни — фонтан чудес и необычных происшествий. Например, не может быть обычного бармена или продавца! Это будет либо негритянка Чирига с ритуальными шрамами, заточенными клыками и вплетающая в свою речь африканские словечки, либо Джо-Мама — огромная толстуха, непрерывно лепящая забавные истории и болтающая по-гречески, либо старуха неординарной внешности ведьмы и странными повадками. Если таксист — то самый уникальный таксист в мире; если протагонист сидит с кем-то в карты играет, то это будут изменившие пол туда и обратно плюс радикально настроенный голубой, и у каждого, конечно же, своя «интереснейшая история». Ну вот нет там обычных людей, обычных мест и т.п. Не трущобы, а поле чудес, молочные реки и кисельные берега. Ну да ладно, еще раз повторюсь, роман таки читать интересно, и уже это ставит его впереди 99% остального кала. | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
Denver_inc, 12 августа 2011 г. в 01:12 | ||||
Когда под ногами безда И больше не держит Земля Не время строить крутого Ты попал на Морг-Авеню Здесь всем по вкусу свежее мясо И никто не скажет «люблю» Прощло 16 лет, с тех пор как я прочитал Эффинджера, но я до сих пор помню эти строки, можете себе представть настолько меня потряс этот роман. Возможно, конечно потому, что это был первый, прочитанный мною киберпанк, а может быть это и правда просто хорошая книга. Но факт остается фактом: это единственные стихи, которые я запомнил с первого раза. | ||||
| ||||
«Затерянный рай» |
| |||
omaksimov, 21 августа 2023 г. в 03:30 | ||||
Эффинджер попытался написать антиутопию о тоталиторном обществе. Но, он не Оруэлл и вместо «1984» вышло слабое попдобие «Этот идеальный день» Левин. Очень схематично наброшено будущее где власть сосредоточена у необольшой группы людей и решения принимаются компьютером. Он определяет не только где человек будет работать, но и на ком женится и сколько будет иметь детей. (Такие вот страхи!) Большинство народов слилось в один и только некоторые малые группы — типо евреев — сохранили национальную и религиозную индентичность. Мировое правительство с ними борется и стремится ассимилировать. (Зачем? Ну ведь надо о чем-то писать рассказ.) Создана система нуль транспортировки на планеты других звёздных систем. Вот эту технологию правительство и использует для борьбы с евереями. Надо отобрать самых умных и отослать их на удалённые миры. А что бы им не было скучно, можно переслать им жён евреек и разрешить иметь детей. (Такой вот бред.) Мир не прописан соверешенно, даже главные персонажи словно вырезаны из бумаги, сюжет совершенно идиотский. Единственный интересный момент — можно узнать много фраз на идиш. | ||||
| ||||
«Марид Одран» [Цикл] |
| |||
vam-1970, 08 июля 2023 г. в 12:27 | ||||
Цикл «Марид Одран». Номинант Хьюго — два романа. У меня такого восхищения не сложилось. Возвращаюсь к своему раннему высказыванию, что если писатели -фантасты пишут детективы , то не всегда хорошо получается. Оценка моя такова -ироническая история о странах ислама в 22 -м веке. Общий фон жизни будущего -проституция, наркотики, преступность, коррупция, лицемерие. И это для стран ислама -!!! — ничего положительного автор не придумал. Полный пессимизм. Фантастика только -подробное описание чипирования мозга для придания способностей -это интересно, но ужасно. С технической стороны 22 -й век — автор не додумал — всё-таки средств у спецслужб должно быть побольше и поэффективнее. А так получается -22 -й век, а методы сыска 19-го века. Очень нелогично. Описываемый мир — это не только мир ислама. Это вся планета, которая находится под контролем двух преступников, представляющих из себя добропорядочных людей, а на самом деле хладнокровных убийц. За ширмой улыбок и постоянного упоминания цитат из Корана подкуп и рэкэт, убийства и беспредел. Возможно автор таким образом хотел показать истинное лицо лицемеров от религии. Облёк в форму детектива. | ||||
| ||||
«Поцелуй изгнанья» |
| |||
vam-1970, 08 июля 2023 г. в 12:20 | ||||
Входит в цикл «Марид Одран»- последний роман . Оценка моя такова -ироническая история о странах ислама в 22 -м веке. Общий фон жизни будущего -проституция, наркотики, преступность, коррупция, лицемерие. И это для стран ислама -!!! — ничего положительного автор не придумал. Полный пессимизм. Фантастика только -подробное описание чипирования мозга для придания способностей -это интересно, но ужасно. С технической стороны 22 -й век — автор не додумал — всё-таки средств у спецслужб должно быть побольше и поэффективнее. А так получается -22 -й век, а методы сыска 19-го века. Очень нелогично. Интрига есть до финала, роман увлекательный, намного сильнее предыдущих из цикла. Чем полезен для ума?- описанием традиций жизни арабов в условиях ислама и пустыни. Это очень интересно. | ||||
| ||||
«Огонь на солнце» |
| |||
vam-1970, 05 июля 2023 г. в 10:39 | ||||
Входит в цикл «Марид Одран». Номинант Хьюго 1990 года. У меня такого восхищения не сложилось. Возвращаюсь к своему раннему высказыванию, что если писатели -фантасты пишут детективы , то не всегда хорошо получается. Оценка моя такова -ироническая история о странах ислама в 22 -м веке. Общий фон жизни будущего -проституция, наркотики, преступность, коррупция, лицемерие. И это для стран ислама -!!! — ничего положительного автор не придумал. Полный пессимизм. Фантастика только -подробное описание чипирования мозга для придания способностей -это интересно, но ужасно. С технической стороны 22 -й век — автор не додумал — всё-таки средств у спецслужб должно быть побольше и поэффективнее. А так получается -22 -й век, а методы сыска 19-го века. Очень нелогично. Интрига есть до финала, роман увлекательный, намного сильнее предыдущего из цикла. И сюжет не заканчивается -борьба продолжается. | ||||
| ||||
«Пришельцы, которые знали всё» |
| |||
vam-1970, 13 марта 2023 г. в 17:42 | ||||
Есть у многих наших пожелания и просьбы о помощи -помогите спасти планету и цивилизацию, которую мы загадили. Автор дал блестящий ответ — прислал в сюжете инопланетян, которые всё знают , конечно, но и настаивают только на своей единственно правильной точке зрения. Финал прекрасен — философски выверен. | ||||
| ||||
«Один» |
| |||
vam-1970, 12 марта 2023 г. в 20:06 | ||||
Давняя моя мысль напросилась после прочтения рассказа — если нет жизни на других планетах кроме Земли, то какой смысл во Вселенной, самой Вселенной — для чего вот эти сгустки материи и энергии, безмолвные камни и скалы, пустые океаны воды? Для чего? Автор написал философское произведение — переживания героя вторичны здесь — для одной цели -чтобы мы задумались — ДЛЯ ЧЕГО ВСЁ ЭТО? | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
alenn1, 28 августа 2022 г. в 03:30 | ||||
Есть множество книг которые нужно читать в свое время, так вот, мне повезло я прочитал «Когда под ногами бездна» где то в конце 90х, в журнале «Если». Еще были свежи воспоминания о развале Союза и с киберпанком я был знаком только по двум рассказам Гибсона, так что книга зашла на ура. Лет наверное через 10-15 я решил перечитать ее, а также прочитать вторую книгу из серии, но к сожалению время прошло, то что раньше казалось золотом, не выдержало испытанием временем и оказалось позолотой, которая облетела с годами. Читать было можно, но совсем без восторга и интереса. Про вторую книгу «Огонь на Солнце» нет даже смысла говорить, это вообще что то совсем непонятное и убогое. Разбирать книгу не буду, потому что когда читал в первый раз, это был восторг, так как все было новое и необычное и в книге нравилось все, а разбирать сейчас нет смысла без того восторга это всего лишь не сильно интересный детектив с восточной экзотикой и небольшим вливанием киберпанка. Оценка 8 за тот первый раз, жаль что перечитал, так бы остались лишь хорошие воспоминания. | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
NIKItoS1989, 17 марта 2022 г. в 06:39 | ||||
Перед нами мир восточного киберпанка, в котором некий Марид, наёмник арабского происхождения пытается договориться о заказе на работу с товарищем Богатырёвым. Работе по поиску пропавшего сына этого Богатырёва. Кстати, наш персонаж с русской фамилией называется новым русским, хотя в 1987 такого термина не существовало. А ещё забавно, что якобы Богатырёв представлял какого-то князя Вячеслава (ладно хоть не Владимира), правившего Беларусью и Украиной... вот это поворот! Марид не любит модификации, но почему-то иногда спит с трансженщиной Ясмин. А ещё он хочет расследовать дело о сыне Богатырёва несмотря на обстоятельства. В их мире правит мусульманская власть с судами шариата и всеми вытекающими. Но это каким-то образом соседствует с массовой проституцией и разнообразными транслюдьми. Марид оказывается в круговороте событий — странные убийства, исчезновения, работа с главным криминальным авторитетом города... Марид очень не хочет и боится модифицироваться, но при этом крепко сидит на наркотиках и стимуляторах, активно убивая свой организм. Очень странно, даже сюрреалистично выглядит этот восточный колорит и витиеватые беседы на фоне технологического будущего и в этом есть какое-то своё очарование. Напрашивается сравнение со знаменитой Лавиной Нила Стивенсона, но к сожалению, Эффинджер не сумел создать глубокий постмодернистский боевик. Книга неплоха, но на мой вкус слабовата и я решил, что не хочу браться за продолжение. После того как я бросил цикл Культура Бэнкса — бросать циклы для меня стало как-то морально легче, потому делаю это с лёгкостью. Если хочется экзотики, то можно попробовать, но не ждите слишком многого. | ||||
| ||||
«Версия Месгрейва» |
| |||
alex1970, 23 сентября 2012 г. в 22:16 | ||||
Собственно это не рассказ. Небезынтересный набросок о Холмсе в те времена, когда «Ватсона еще не было». Взгляд на молодого Холмса интересен, все остальное нет — это скорее намек на некое загадочное приключение в Китае. Да и попвтка столкнуть героев Конан Дойла и Сакса Ремера не кажется удачной идеей (что-то вроде Кинг Конг против Годзиллы и Фредди против Джейсона) | ||||
| ||||
«Пришельцы, которые знали всё» |
| |||
azgaar, 02 июня 2012 г. в 18:28 | ||||
Я получил истинное удовольствие от прочтения данного рассказа. Есть у меня такой друг, который лучше других знает как кому жить и вечно досаждает всем своими советами. Может он из этих инопланетян?=) | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
vam-1970, 16 апреля 2023 г. в 10:13 | ||||
Номинант Хьюго и Небьюла 1987 года. У меня такого восхищения не сложилось. Возвращаюсь к своему раннему высказыванию, что если писатели -фантасты пишут детективы , то не всегда хорошо получается. Оценка моя такова -ироническая история о странах ислама в 22 -м веке. Общий фон жизни будущего -проституция, наркотики, преступность, коррупция, лицемерие. И это для стран ислама -!!! — ничего положительного автор не придумал. Полный пессимизм. Фантастика только -подробное описание чипирования мозга для придания способностей -это интересно, но ужасно. С технической стороны 22 -й век — автор не додумал — всё-таки средств у спецслужб должно быть побольше и поэффективнее. А так получается -22 -й век, а методы сыска 19-го века. Очень нелогично. Интрига есть до финала, Финал пессимистичен -герой не устоял как личность, хотя и пытался. | ||||
| ||||
«Марид и кровавый след» |
| |||
vam-1970, 19 марта 2023 г. в 11:01 | ||||
Входит в цикл «Марид Одран» и сборник «Будайенские ночи». Неплохой детектив о влиянии фильмов о вампирах на сознание человека. Закручено, интригующе и выигрыш в финале у главного героя. Предостережение автора об опасностях виртуальной реальности. | ||||
| ||||
«Марид меняет свои планы» |
| |||
vam-1970, 17 марта 2023 г. в 18:15 | ||||
Из цикла «Марид Одран». Номинант Небьюла 1989 года. Трудно судить о первенстве, но отзывы Хэмбли на все рассказы этого цикла говорят о приоритете Эффинджера в описании или придумывании устройств связи мозга с виртуальной реальностью. Если это так, то я запоздал с чтением -прошло 34 года -за это время столько напридумано. Начало пути героя в полиции Будайена. Ничего особенного по линии службы, но главная линия повести — дарение бара вызывает интерес. | ||||
| ||||
«Затерянный рай» |
| |||
vam-1970, 16 марта 2023 г. в 13:00 | ||||
Шедевр! Мощный сюжет! Я бы дал все премии за это произведение малой формы. Это же надо такое выдумать! Рассказ на века! Такой сюжет с блеском можно рассказывать на встречах и застольях. И социальная направленность очевидна- горстка властителей мира — а их всего пять персон- ради сохранения своего спокойствия и власти жертвуют баснословными ресурсами планеты. Что мы и наблюдаем в современности — огромные средства тратятся на сохранение власти ряда властителей. | ||||
| ||||
«Версия Месгрейва» |
| |||
vam-1970, 12 марта 2023 г. в 11:16 | ||||
Входит в цикл «Шерлок Холмс. Свободные продолжения». Не самое лучшее дополнение истории о великом сыщике. Ни о чём для читателя. Приквел к какому-то будущему расследованию. Хотя интрига есть, но нет продолжения. Автор -любитель участвовать в разного рода продолжениях циклов- я насчитал =16. В этом цикле у него есть пара произведений и всё. | ||||
| ||||
«Бюрократия войны» |
| |||
vam-1970, 09 июня 2022 г. в 11:04 | ||||
Если прочитать историю создания романа тремя писателями, то иного и не могло бы получиться. Это можно назвать по разному -абсурд , но в квадрате в отличии от куба у Адамса, стеб, юмор, пародия. Смотря , что кому нравится. Если даже с этих точек чтения, то наивысший балл. Если же для пополнения знаний и впечатлений, то ноль. Кроме как интересного чтива ничего нет. Соавторы иногда увлеклись и написали об одном и том же массу страниц- например, обмен телами. Ну кажется всем всё понятно уже и давно, так нет -толкут воду в ступе десятками страниц. Ну есть , конечно, перлы, но их очень мало. Так например -сравнение груди женщины с дополнительными лёгкими. Но по бюрократии авторы проехали с чувством. Это сильная часть романа. | ||||
| ||||
«Версия Месгрейва» |
| |||
shakko, 02 мая 2018 г. в 01:10 | ||||
Сюжета как такового в рассказе нет. Начинается с того, что Месгрейв (у которого потом в доме будет обряд) пишет, что Ватсон, мол, не прав, и сплошной самопиар, а мы с Холмсом в колледже были не разлей вода, и я всю правду расскажу, как было. И вот, типа, как-то, когда мы учились в Кэмбридже, нас нанял тот самый доктор Фу Манчу!... Холмс пьет у него чай, соглашается на него работать. И ВСЕ. На этом рассказ обрывается. | ||||
| ||||
«Когда под ногами бездна» |
| |||
sokol-88, 01 апреля 2015 г. в 07:41 | ||||
Книга оставила очень противоречивые чувства. Слог автора явно рассчитан на тинейджерство — слишком все просто, никакой глубины. Удар делается на поверхностное восприятие — что написано, то и есть. И все бы ничего, да только тема веществ подана с положительной скорее стороны. Что должно отложиться в дурной головке у 16-ти летнего оболтуса? что вещества можно употреблять в неограниченном количестве, оставаясь сильным, смелым и отчасти умным? довольно странный взгляд на химикалии. Взрослый человек безусловно отделит зерна от плевел и воспримет текст как положено, но найдет ли он в книге что то другое? скорее нет, чем да Детективная тема никакущщая и нужна только для сюжета. Слог, как выше сказал, простенький. Мир не прописан вообще. Мрачность подана настолько прямолинейно и без изысков, что скорее улыбку вызывает, чем положенные эмоции. Соглашусь с нижеоставленным отзывом — киберпанком тут и не пахнет. Так есть ли в книге плюсы? да, есть! книжка прекрасно читается, взгляд буквально плывет по строчкам как по волнам без стопорений, все персонажи примечательные, действия их логичны и соответствуют характерам. 2 вечера и книга прочитана с прекрасным настроением. Рекомендации: прочитать можно. Рекомендации подросткам: прочитать можно только четверышникам, как самому прогрессивному социуму тинейджерства. Слабо успевающий может увидеть то, что не надо, а заучка отбросит от себя на 20 странице. | ||||
| ||||
«Бюрократия войны» |
| |||
MaxEd, 22 марта 2013 г. в 09:14 | ||||
Очень натужный юмор, похожий на новелизацию Red Dwarf. Ну, может пара удачных моментов есть, но в целом довольно плохо. | ||||
| ||||
«Пришельцы, которые знали всё» |
| |||
elent, 12 июня 2008 г. в 01:09 | ||||
Люди, которые знают, что лучше и упорно одаривающие окружающих своими знаниями, невыносимы, ну а уж если это инопланетяне... И на другой конец Космоса удерешь.. | ||||
| ||||
«Пришельцы, которые знали всё» |
| |||
newcomer, 28 марта 2008 г. в 16:43 | ||||
В целом рассказ неплох, но и тема его надо признать, не нова. Есть несколько смешных моментов, рассказ ИМХО ровный, без каких-либо особых сюжетных интриг — в самый раз расслабиться после работы. | ||||
| ||||
«Морин Бирнбаум в ночи» |
| |||
Тимолеонт, 11 августа 2024 г. в 19:46 | ||||
Фанфик какой-то. Претенциозно, слабо и нелогично. Единственное, что удалось — это убеждение местных глупых аборигенов о «множественности» звёзд, ну и инквизиция ещё показана достаточно ярко, хоть и стереотипно. | ||||
| ||||
«Марид на вечеринке» |
| |||
vam-1970, 19 марта 2023 г. в 17:34 | ||||
Входит в цикл «Марид Одран» и сборник «Будайенские ночи».Первые две главы четвертого романа о Будайене. Поэтому сюжет не окончен , опубликован женой автора Хэмбли для сведения читателей после смерти автора. | ||||
|
Страницы: [1] 2