FantLab ru

Стивен Кинг «1922»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.33
Оценок:
952
Моя оценка:
-

подробнее

1922

1922

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 121
Аннотация:

Это история убийства и расплаты за него, расплаты, быть может, намного более жестокой, чем самое страшное преступление. Горькая история возмездия, рассказанная самим преступником. Все началось летом 1922 года, когда обычный фермер, возненавидевший свою жену, открыл новую, темную личность в своей душе...

Входит в:

— сборник «Тьма, — и больше ничего», 2010 г.


Номинации на премии:


номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2011 // Повесть

номинант
Премия Нокт / Premios Nocte, 2012 // Зарубежный рассказ (повесть)

Экранизации:

«1922» / «1922» 2017, США, реж: Зак Хилдитч



Похожие произведения:

 

 


Тьма, — и больше ничего
2012 г.
Тьма, — и больше ничего
2014 г.
Тьма, — и больше ничего
2015 г.
Тьма, — и больше ничего
2015 г.
Тьма, — и больше ничего
2019 г.

Аудиокниги:

1922
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Full Dark, No Stars
2010 г.
(английский)
Full Dark, No Stars
2011 г.
(английский)
Full Dark, No Stars
2011 г.
(английский)
Повна темрява. Без зірок
2011 г.
(украинский)
Full Dark, No Stars
2018 г.
(английский)
Повна темрява. Без зірок
2020 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  35  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая повесть, открывающая новый сборник, на мой взгляд оказалась первой во всех отношениях. Сюжет незамысловат — убийство жены, и последующее «возмездие с того света». Более того, начиная читать, я ловил себя на мысли, что передо мной «вывернутый наизнанку» вариант «Долорес Клейборн». Тут также присутствуют колодец, убийство осточертевшей «половины» и последующие душевные терзания. Однако дьявол, как известно, кроется в нюансах, и именно нюансы играют здесь решающую роль. Поступок Долорес можно не только объяснить, но и оправдать; он был совершен ради дочери, и, как бы это ни звучало, действительно облегчил жизнь ее детям. Преступление, совершенное героем «1922» объясняется исключительно эгоизмом и упрямством (тут можно углядеть отсылку к Эдгару По, с его «Бесом Противоречия»), и ничего хорошего не приносит. Зло, совершенное против одного человека расходится, подобно кругам от брошенного в воду камня, затрагивая даже совершенно непричастных к нему людей, необратимо разрушая их жизни.

И тем удивительнее, что наблюдая за медленным и неотвратимым крахом всей жизни героя, и жизней множества других людей, я начал жалеть его; его преступление было куда тяжелее, чем у Долорес, но и страдания от этого сделались тяжелее. Он возлагает ответственность за свои несчастья на неупокоенный дух своей жены, но действительно ли это так? Не вызваны ли видения убийцы всего лишь мстительной совестью? Или слишком невыносимой считал мысль, что за все последовавшие трагедии несет ответственность он один, и подсознание гуманно «переложило» вину на мертвеца? Автор оставляет этот вопрос открытым, позволяя воспринимать повесть и как психологическую драму, и как мистический триллер. Как ни воспринимай — а книга заставляет серьезно задуматься.

Особенно хочется отметить стиль: перед нами старый добрый Кинг — лаконичный и меткий. Повествование развивается быстро и гармонично — ни одного лишнего слова, ни одного провисания, нет той неторопливости, свойственной поздним произведениям; в то же время, «1922» нельзя упрекнуть и в поверхностности. Мне показалось, что это лучшее из всего, что Стивен Кинг написал за последние лет десять (наряду с «Темной Башней»). Я давно не испытывал такого впечатления, как от этой книги. Надеюсь, те кто прочтет этот маленький шедевр, меня поймут.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

***Частная эсхатология Среднего Запада.

При поверхностном – или развлечения ради – чтении повесть Стивена Кинга «1922» кажется способной лишь вызывать тоску и навязчивое дежавю у поклонников: совсем-де исписался наш старикан… Снова американское захолустье, поля кукурузы, семейные дрязги и шекспировские трагедии формата мценского уезда. Надоело! Но не спешите, ведь старики никуда не торопятся. Они припоминают, пересказывают, оценивают и дают истолкование всей прожитой ими жизни. Не уходите, сядьте рядом, потратьте полдня и выслушайте патриарха. Честное слово, не пожалеете!

На иное, более глубокое восприятие всё тех же и знакомых фанатам до жути событий должна настраивать уже сама композиция сюжета, сначала поместившая всё происходящее в кольцо глубоко личного письменного признания, своего рода дневника выгоревшего изнутри преступника, а следом тут же отзеркалившая его исповедь в «документальных» отчётах прессы. Авторское обращение – «Тем, кого это заинтересует» – в очередной раз доказывает то, что Стивен Кинг с возрастом не утратил ни чувство собственного достоинства, ни способность к автоиронии. Хотите верьте, хотите нет – дело ваше. Автор не собирается настаивать на верности ни одного из вариантов возможного истолкования концовки, поэтому думайте сами, дорогие читатели.

Главный герой – мелкий землевладелец из Небраски, возделывающий кукурузу, человек без высшего образования, что неудивительно, но цитирующий Библию, разносторонне начитанный и с поражающими для деревенщины литературными предпочтениями и даже вкусом, позволившими ему позднее работать в городской библиотеке. Интригует, не правда ли? Земледелец и в то же время летописец, писатель и богослов. Он напоминает гордого «святого грешника» в русской культурной традиции, который, единожды совершив преступление, раскаялся и принял наказание свыше, но не простил себя сам и не принял Прощение от Бога.

Время и место повести также выбраны с вполне определённым смыслом, и Стивен Кинг недвусмысленно указывает на это в самом тексте: «Говорят, этот кризис, в котором мы находимся, начался в Чёрную пятницу … , но жители таких штатов, как Канзас, Айова и Небраска знают, что он начался в 1923 году, когда зерновые культуры, которые пережили ужасные штормы той весной, были убиты засухой, которая последовала после, засухой, которая длилась в течение двух лет». Речь идёт о Великой депрессии в США. Таким образом, описанная здесь единичная семейная трагедия предвосхищает события, наложившие отпечаток на всю страну, и лишь открывает длиннейшую череду личных катастроф. Капля, в которой отражается океан.

«В лето Господне 1922-е от Рождества Христова…» – так могло быть названо и начато это произведение. «Чёртовы методисты», в семье которых вырос будущий Король Ужасов, до отделения от Англиканской церкви призывали лишь к возвращению учения во времена раннего христианства. Фермер Уилфред всего лишь хотел послушную жену и кусок земли побольше, чтобы честно работать на нём и передать затем его своему сыну, но патриархальная идиллия не удалась. Люди грешны по своей природе, зло сидит глубоко в каждом из нас и разрастается буйным цветом при каждой возможности, при первой же допущенной слабости. Очень сложно владеть свободой воли и не грешить, почти невозможно осознать наличие зла внутри себя и предотвратить преступление. Не смог этого и Уилфред. Как и всегда, большая и непоправимая беда начинается с малой уступки совести, с понятия «меньшего зла», и обязательно из благих побуждений.

Зная о грядущей вскоре Великой депрессии, нельзя просто взять и ткнуть пальцем в одного из членов семьи Джеймс, назвав его и только его правым или виноватым, ведь по отдельности каждый из них является хорошим человеком. Уилфред мечтал о крепкой консервативной семье, живущей на своей земле, его жена Арлетт – о личной свободе и лавке дамского платья в городе, их сын Генри – о романтической любви с соседской дочкой. Сбылось бы хоть одно из этих мечтаний, войди семья в следующий год под знаком любви и понимания? Это остаётся неизвестным, ибо каждый позволил себе решить всё за другого и по-своему, дал волю внутреннему «Незнакомцу» и «Заговорщику» – своему личному дьяволу, собственной «тёмной половине». Сами вездесущие крысы – насколько они реальны в этой истории? Не вид ли это персонифицированного укора совести, «самоедства» циклических мыслей или, если хотите, божьей кары?

Откровение Иоанна Богослова закрепило в мировой культуре образ Апокалипсиса как нечто глобальное и всеобъемлющее, великое и великолепное, приходящее извне и накрывающее всех без исключения, подобно Потопу. Стивен Кинг в своей повести «1922» показал, что апокалипсис рождается в частном порядке, что он может возникнуть в каждой отдельной личности, в любой добропорядочной семье, что он должен сначала накопиться гноем и выплеснуться наружу, и лишь тогда сделать очередную попытку затопить весь мир. Запретные печати снимает отнюдь не Агнец, это делает человек перед тем, как стать преступником. Не поскачут всадники в небе, и не станут трубить ангелы. Будут мысли в голове, как крысы в стенах, будет цент за доллар, и каждый ручей будет бежать красный от крови после резни, что устроят наши мечтающие о любви и счастье дети, «влюблённые бандиты», Бонни и Клайд.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Выбор за тобой. И нужно всегда просчитывать на несколько ходов вперёд, понимать, к чему может привести твой выбор. Ведь по сути каждое решение может стать пресловутым «эффектом бабочки» и запустить целую череду связанных друг с другом событий, которых вроде быть не должно. Иногда цепочка не запускается, поскольку событие слишком незначительное.

Но не в случае с героями повести «1922«! Они принимают решение, которое переворачивает их жизни, а также жизни других, в разной степени близких с ними людей. Лейтмотивом всего произведения, как раз из уст призрака убитой, звучит «И как? Оно того стоило»? Хотя понятно, что это звучало в голове фермера. Который просто хотел остаться на земле, земле своих предков, своего рода и подарить эту землю своему сыну. И тот даже был не против. Потому и согласился на предлагаемое отцом мерзкое преступление. Отец и сын сделали выбор. И выбор неправильный, как показал дальнейший ход событий. Их судьбы покалечились и стало только хуже, а не так, как они это представляли.

Безумие героя, Уилфреда, ещё более страшное наказание для него, чем электрический стул. Ему повсюду начинают мерещиться крысы, которых он увидел ещё в колодце с телом жены. Как только он забетонировал трубу, где они выползали из колодца, дальнейшее предугадать было несложно. Как и в моменте со шляпой, это просто читалось на ход вперёд, как в шахматах. Стало понятно, какую партию разыгрывает Стивен Кинг. И аналоги произведений, вдохновившие его: тут и Преступление и наказание, и Черный кот, а также Сердце-обличитель Эдгара По, да и Долорес Клейборн самого Кинга. Только в отличие от героев этих произведений, герой испытал ещё и отцовскую горесть, всё же линия с сыном тоже его медленно пожирала, как и пресловутые крысы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Которых на самом деле не было. Намёки Кинга и так про это кричали, такие как одна и та же крыса, как то, что их видит только Уил, сомнения только появились, когда фермера вроде как укусила крыса и он чуть не погиб, не в силах обратиться за помощью. Но финал, газетная вырезка, всё расставила по своим местам. Конечно, при вскрытии легко можно обнаружить, был это укус животного или человека. Текст вырезки вставлен в самом конце и, несмотря на то, что там приводятся слова детектива отеля, а не результаты вскрытия, понятно, что Кинг хотел нас окончательно добить, повергнуть в шок. Если бы это были крысы, это было бы не так интересно и оригинально

, даже напомнило бы немного рассказ Лавкрафта «Крылатая смерть» (кстати, очень рекомендую к прочтению, раз уж упомянул). А вот представить, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
человек сам себя загрыз, перегрыз себе вены, представляя у себя в голове, что это его пожирают крысы-мстители, это жутко.

Благодаря этому, а также прекрасно переданной атмосфере того времени, постепенному нагнетанию, наслаиванию трагических событий одно на одно, плюс просто отвратительной сцене убийства (но зато она максимально правдоподобная, именно так, а не кк в фильмах, раз и все, это и было бы), данная повесть надолго застрянет в памяти всех прочитавших. Ну и то, что хорошие произведения подлежат экранизации, а хорошие произведения Кинга тем более, никто не станет оспаривать. Выход на экраны был только вопросом времени, и это время пришло в 2017. Я доволен повестью, но поставил не максимальный балл только лишь потому, что у Кинга были повести ещё более сильные и монументальные. А эта просто на капельку, на одну крыску похуже. Всего лишь на один укус. После прочтения у меня возникло такое же ощущение, как после прочтения книг Достоевского: меня просто окунули в грязь и повозили по ней, изваляв по самое необъятное. Но такие вещи долго переосмысливаешь и делаешь для себя выводы, и в этом их огромный плюс.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одна из лучших повестей Стивена Кинга, которая по степени психологизма, парализующего животного ужаса, атмосфере, героям и проработке деталей сравнима с лучшими образчиками из сборников «Четыре сезона» и «Четыре после полуночи».

Здесь нет натужной мистики, занудствований и пустословия. Это невероятно глубокая и по-настоящему искренне пугающая история о фермере начала 1920-х годов, который совершает ужасный поступок и тем самым обрекает себя и свою семью на настоящий ад. Ад без демонов, инопланетян, жутких сверхъествественных сил и прочей мелодраматики, а свой собственный, персональный — психологический.

Впрочем, кроме философии и психологии повесть примечательна ещё и прекрасным бытописанием американской глубинки, находящейся на пороге Великой Депрессии. А ещё здесь есть превосходная подача истории (хотя и перекликается с Лавкрафтом) и сильный финал.

Романы последних лет Кингу удаётся с переменным успехом, но эта повесть — определённо одно из лучших произведений, что подарил нам Король Ужасов в минувшем десятилетии.

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как приятно после занудства 11/22/63 или мелодраматичной «Страны радости» снова окунуться в густой мрак, знакомый ещё со времен «Четверти после полуночи». Настоящий «кинговский» мрак – тяжелый, страшный своей реальностью и от этого ещё больше манящий и захватывающий. Убийство! Убийство супруги с привлечением в сообщники сына! Убийство, совершенное ради каких-то ста акров земли и во избежание того, дабы ветер не приносил запахи скотобойни…

Мистер Кинг пересказал истории, которые случались с каждым из нас. Да, да, абсолютно с каждым, вот только степень преступления у всех была разной, и я полагаю, у большинства обошлось без убийства. Ну, во всяком случае, я надеюсь на это… Ведь согласитесь, все когда-то задавали тот же самый вопрос, который произнесла мёртвая Арлетт: «Тебе нравится, как все обернулось? Оно того стоило?» Кто-то решил сэкономить сто рублей на ремонте крана, а в результате потратил 100000 на восстановление квартиры соседа снизу, кто-то ещё что-то и т.д.

Один товарищ, например, на заре двухтысячных ежемесячно подделывал для себя проездной билет на транспорт. Но вот однажды, ему попался какой-то ушлый контролёр и изъял его проездной, заявив, что отдаст его при условии, если товарищ заплатит 5 рублей за проезд. На что, тот послал его и вышел на ближайшей остановке. Разозлившийся контролер, вернувшись в депо, передал куда надо, фальшивку, на которой было написано Ф.И.О. «клиента» . Спустя энное количество времени, когда товарищ, начал уже подзабывать сей эпизод, его вызвали к следователю и предложили замять это дело за 1500 рублей. Однако, наш товарищ, решил принципиально не платить взятку и… попал в КПЗ до выяснения обстоятельств. Так уж получилось, что обстоятельства выяснялись в течении ЧЕТЫРЁХ месяцев, по истечении которых суд вынес приговор, что-то типа «Не доказано, за отсутствием улик, подтверждающих причастие товарища непосредственно к процессу изготовления фальшивок». Т.е. вы думаете, что наш герой вышел победителем из сей истории? ХА! За это время его уволили с работы, от него забрав ребёнка, ушла жена, его старушка мать потратила все свои сбережения, на адвоката, а так же на посылки для сыночка, которыми он фактически расплачивался с сокамерниками за свою безопасность. Вдобавок ко всему товарищ подхватил в тюрьме какую-то там форму туберкулёза и…

И вот тут, на ум опять приходит фраза Арлетт: «Тебе нравится, как все обернулось? Оно того стоило?»

Вердикт: Очень хорошо

Оценка: 8
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

...Первое произведение Кинга, которое я прочитал вне рамок «The Dark Tower».

Конечно же, эта повестушка не имеет мало общего с «Преступлением и наказанием», кроме общей темы. Атмосферы двух произведений отчасти схожи, однако Кинг работал в литературной традиции иной культуры. Именно поэтому, когда читаешь «1922», первым делом на ум приходит «Чёрный кот» и «Вильям Вильсон» сами знаете чьего авторства. Человек, совершивший преступление из-за иллюзорно-меркантильных целей, знающий, что возмездие всё равно обрушится на него — причём это возмездие — он сам...

Уилфред Джеймс не хотел расставаться со своей фермой. Жить на природе, ухаживать за скотом — что может быть лучше? Однако стерва-жена хочет лучшей жизни в городе, хочет перспектив и удобств... Что нужно сделать? Убрать эту досадную помеху, и жить счастливо.

Один единственный поступок. Страшный, жестокий. Вскрыть горло собственной жене и запихнуть её в колодец. Что, страшно? Конечно, страшно! Даже Уилф трясётся от ужаса перед совершённым им деянием, и называет своё Я-убийцу «Коварным Человеком». Но он сделал это — просто, и в этом — страх. Страх в том, что четырнадцатилетний парнишка, его сын, тоже согласился прирезать мамочку, ведь она так плохо относится к его подружке.

Понятно вам? Ужас в том, что в обычных, нормальных людях может скрываться подчас что-то очень тёмное и жуткое. Противоречие между злом и добром может уничтожить человека изнутри. И дело не в том, что если бы Арлетт осталась жива, ферма не разорилась бы, и несчастья обошли бы эту семью стороной, совсем нет.

Просто Уилф медленно, но верно убивал себя сам — своим чувством вины перед покойной женой. Это разрушило его личность, и он сам стал своим возмездием. Он жаждал его, чувствовал, что обязан умереть, отправится в ад. Крысы, сожравшие Арлетт, настигли его — не покидая головы Уилфа. Как и в большей части «мистических» вещей По, здесь нет ничего сверхъестественного — все таинственные события происходят у Уилфа в голове. Здесь не нужно мистики — как раз она и не слишком страшна.

...Если бы Уилф согласился бы на предложение Арлетт, и оставил позади привычный уклад, его семья осталась бы жива. Но попытка сохранить привычную жизнь уничтожила всё вокруг него. Интересно, да?

Оценка: 8
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«1922» — ещё одно подтверждение того, что когда Кинг пишет повести, они получаются превосходно. Здесь есть всё, что необходимо качественному произведению: интригующая завязка, столь редкая для Кинга динамика, отсутствие отступлений и флэшбеков. Персонажи живые — они обладают настоящими характерами: сын главного героя ведёт себя как настоящий, живой подросток, а его отец — реалистичный деревенский мужик. Мотивы персонажей в «1922» убедительны, поступки оправданы. Действия героев действительно двигают сюжет, все ружья стреляют, порой в неожиданных моментах. Проблемы движутся последовательно, нагнетая атмосферу, продвигая историю. Одним словом, блестяще.

Следует отметить перекличку мотивов «1922» и «Долорес Клейборн» — это произведения антиподы. Каждое построено вокруг смерти в колодце, но если в «Долорес Клейборн» это событие приносит счастье и избавление, то в «1922» оно становится катализатором несчастий. Кроме того, полярность событий проявлена в том, что в одном из произведений, рассказчик является мужчиной, а в другом — женщиной. Мы видим, как по-разному одна и та же ситуация может развиться в жизни разных людей — и это интересный, разносторонний взгляд на судьбу человека.

Так же напрашивается аналогия с рассказом «Скребущий палец» — сюжет избавления от тела схож с попыткой устранить незваного гостя из раковины. И здесь и там описаны последовательные действия героев, связанные с этим трудности и мысли, приводящие в конечном итоге, к драматической развязке. Хотя и сходство это просматривается довольно глубоко, как фоновый мотив.

Так же интересно наличие в произведении двух, вытекающих друг из друга сюжетов, продвигающих друг друга, ни сколько не входящих в диссонанс.

Резюмирую: «1922» — хорошо проработанная повесть, написанная хорошим языком, обладающая продуманной архитектурой, наполненная убедительным драматизмом и реалистичными персонажами.

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«1922» — исповедь убийцы. В роковой для себя и своей семьи 1922-й год фермер убил свою жену. Причем сделал это не один, а используя собственного сына, чем и подписал приговор и себе, и ему. После убийства обоих не ждет ничего хорошо и судьба главного героя отлично иллюстрирует название сборника «Тьма и больше ничего».

Я начал читать повесть рано утром и, только закончив с ней, понял, какую совершил ошибку. Такие произведения стоит читать вечером, чтоб с каждой страницей вокруг становилось темнее и мрачнее. В моем случае все было наоборот и, когда для главного героя наступила «ночь его жизни», мою комнату озаряло утреннее Солнце и это абсолютно не соответствовало тому, что творилось в моей душе.

В «1922» по-настоящему сочувствуешь героям, пытаешься найти для них выход из ситуации, в которую они сами себя загнали. Персонажей жалеешь, хотя сам фермер вызывает жалость пополам с презрением, а вот его сын... У парня бы все было в жизни более-менее, если бы отец не поломал ему психику, сделав своим соучастником. После помощи в убийстве матери перед нами предстаёт уже абсолютно другой человек, и его отец это понимает: сперва он воспринимает сына как ребенка, но спустя пару месяцев уже думает о нем как о «крепком парне, знающем, что такое убить человека». Однако метаморфозы происходят не только с сыном, но и с отцом. Поначалу мы видим уверенного в себе мужчину средних лет, который знает чего хочет от жизни. Несмотря на всю его любовь к фермерской жизни, его нельзя назвать деревенщиной в полном смысле этого слова, так как у него есть небольшая коллекция книг и читать он любит. Однако чем дальше продвигается сюжет, тем больше он превращается в жалкого, неуверенного в себе человечка, который даже не в силах определить, что его преследует: его совесть или же действительно «приветы с того света».

В итоге перед нами очень сильное произведение, в котором есть отлично прописанные герои, атмосфера Америки первой половины двадцатого века и один из самых мрачных сюжетов Стивена Кинга. Просветов не будет, Солнце скрылось за горизонтом.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Собрались в очень темное место? Тогда возьмите с собою яркий фонарик и осветите ним все, что попадаться вам на пути. А если не хотите смотреть, зачем тогда согласились на тьму?» — Стивен Кинг.

«Придет 2030 год и вся Небраска под руководством компании Фарингтон превратиться в одну большую ферму, а те несчастные которым продеться жить под желтым небом будут носить противогазы, чтобы не задохнуться от вони мертвых свиней. А каждый ручеек станет красным от крови из скотобоен. Придет 2030 год и только крысы будут счастливы» — 1922

На сочинение этой трагичной истории Кинга вдохновила книга «Смертельное путешествие по Висконсину» проиллюстрированная реальными фотографиями с Блек Ривер Фоллз. Стивена поразила атмосфера полной изоляции и суровые лица людей — он решил сделать их героями своей повести.

Перед вами исповедь Вилфреда Лиланда Джеймса, который убил свою жену и закопал ее тело в старом колодце. Совершить преступление ему помог несовершеннолетний сын. И все из-за каких-то 100 акров пастбища доставшихся Арлетт по наследству. Женщина хотела продать землю и переехать в город, а ее муж, фермер в третьем поколении, нет.

Вилфред начал обрабатывать Генри рисуя жестокие реалии новой школы – где парню лишенному друзей придется драться за свое место, где его заклеймят деревенщиной, — самыми яркими красками. Генри какое-то время сомневался, а затем мать, напившись, назвала го подружку шлюшкой и посмеиваясь предостерегла не кончать Шеннон внутрь, когда уложит ее в кукурузе, чем подписала себе смертный приговор.

Фермер рассчитывал на беззаботную жизнь, но план полетел к чертям – все перевернулось с ног на голову и превратилось в кромешный ад.

В повести сильная художественная часть – пейзажи, реалии тех времен, портреты персонажей на высоте, — а также глубокая психологическая составная. Скоро экранизация!)

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная вещь, неприятная, затягивающая, с несложным сюжетом, но сильная.

Наверное уже была куча сравнений с Достоевским, но это вещи совсем разные. Герой Кинга терзается не сколько своим поступком, сколько тем, что он втянул во все это самого близкого человека. Всем героям повести по-своему сочувствуешь, всех героев по-разному жалко, особенно молодых. Я бы сказал что если бы этот рассказ назывался так как и сам сборник — «Тьма и больше ничего», это бы полностью отразило суть повествования и метаморфозу морального состояния главного героя.

Любителям сильного психологического чтива и, собственно, самого Стивена — рекомендуется!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я верю, что в каждом живет кто-то другой. Коварный человек, незнакомец.

Кинг все может удивлять.

Ни для кого не секрет, что с творчеством Стивена отношения складываются весьма неровно. Не смотря на то, что собрала практически всю коллекцию, от большинства книг просто остается непонятный осадок. И все же, когда в руки попадаются такие повести Мастера, то прям как бальзам на сердце.

1922 год. Фермерская семья, где женщина мечтает выбраться в большой город и забыть про это пыльное захолустье. Само собой муж против, да и сын далеко не в восторге. И тогда глава семейства планирует избавление от своей взбалмошной супруги. Дальше....

А дальше я не буду говорить, ведь сама прелесть повести в психологическом состоянии героев. Я в восторге!

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это одно из лучших произведений Кинга… Сколько в нем смыслов и подсмыслов… Сколько эмоций заставляет пережить… И даже вызывает слезу… Это тот случай, когда эмоции не выразить словами.

В начале произведения, когда Уилф признается в убийстве, не можешь понять – как человек может в этом признаться? Но на протяжении последующих страниц автор дает ответ на вопрос, рассказывая семейную трагедию. Сколько зла приносят деньги и никогда, никогда не приносят счастья! И «1922» — очередное тому доказательство. Из-за денег, из-за упрямства люди совершают ужасные поступки, они делают ошибки, в которых раскаиваются потом всю жизнь, а кто-то – как главный герой повести – сходит с ума, не в силах жить с этим грузом содеянного.

Кинг показал, что одна ошибка может привести к глобальным последствиям. На протяжении повествования мы наблюдаем, как несчастья нарастают как снежный ком, разрушая все светлое, доброе, любовь, надежды, веру, счастье… Кинг описал историю семьи не только в рамках их микрокосмы, но и связал все перипетии с фактами из американской истории (похоже, Кинг всерьез занялся вплетанием исторических реалий в свои произведения). Благодаря этому американская трагедия раскрывается более полно, становится еще более реальной, понятной и трагичной.

Кинг остался верен себе, в деталях описав сцены насилия. Они настолько живые и яркие, что ты буквально видишь и ощущаешь все это. Признаюсь честно, местами я просто не могла читать описываемые действия, настолько до тошноты и отвращения реально это было написано.

Каждое слово, каждая строка Кинга вводят в состояние ужаса. И последние слова не стали исключением. Уилф обманывал самого себя, он не мог (хотел, но не мог) признаться в злодеянии. Он записал все на бумагу, но не нашел в себе сил довести дело до конца. Но есть и другая версия, не менее страшная. Они отомстили. Они загнали его в угол, заставили почувствовать страх, ужас, стыд, раскаяние и сумасшествие. Другим этого знать не надо. Это семейное дело.

Кинг заставил задуматься над поступками, которые мы совершаем. И речь не только о крайностях. История показала, что прежде, чем что-либо сделать, будь то грубое слово, обида, пощечина и пр., нужно подумать, во что это может вылиться, чтобы потом не спрашивать себя – Это того стоило?

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В этой повести Стивен Кинг удивит и напугает даже самых смелых своих читателей. Нет, конечно это не будет история мистическая или паранормальная. Страх перед действиями самого обычного человека будет всегда более осязаем, чем привидения или монстры.

Я давно не читал настолько ярких в эмоциональном плане историй. Автор мастерски скрупулезно показывает, как осознание содеянного может убивать преступника. Никакая тюрьма не сможет стать большей карой, чем собственная совесть и остатки разума.

Эта история будет об одном жесточайшем убийстве, совершенном близкими родственниками. Стивен Кинг подробно, с обилием кровавых подробностей, передаст все ощущения жертвы и ее убийц, причем, сделает это настолько четко, что никакой кинематограф не сможет передать это более точнее. Жуткое, мерзкое, гадкое преступление, которые совершили обычные люди, превратившиеся в бешеных животных.

Повесть «1922» — не просто описание жуткого преступления, это подробное описание скорой расплаты, которая будет не менее жестокой, чем само убийство. Стивен Кинг хорошо умеет передавать эмоции, но в этой повести он превзошел самого себя.

Не менее важным, если не самым важным станут портреты главных героев. Один подросток, которому не долго нужно было раздумывать над убийством собственной матери. Второй, его родной отец и муж женщины, с которой они прожили много лет, уговаривающий собственного сына на самое отвратительное действие в жизни. Казалось бы, с виду самые обычные люди, о чем-то мечтают, чему-то радуются, но в глубине души таится что-то животное, не дающее жить и радоваться жизни. Под стать им и живущие рядом люди, с какими-то вывернутыми понятиями о чести и достоинстве, легко ввергающие жизнь самых родных в пучину мракобесия и безумия.

Несомненно, эта повесть никого не оставит равнодушным. Жуткое преступление, чудовищный мотив для убийства, понимание содеянного в итоге станет тем самым воздаянием, которого все заслужили.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История, поражающая своей жестокостью и циничностью. Описываемые здесь злодеяния матереубийства из-за наивности, обиды и влияния отца, и женоубийства из жадности, гордости и нежелания менять привычный уклад вещей (это роднит «1922» с «Дорожными работами»), ошеломляют настолько, что чувствуешь натуральные тошноту и отвращение. Все подробности, чувства, мотивы, переживания и ощущения героев переданы настолько скрупулёзно и дотошно, так хорошо описаны автором, что начинаешь сомневаться — а не ты ли совершил описываемые ужасы? Но главный герой ещё оказывается и недостаточно циничным, чтоб сохранить свою психику хотя бы относительно адекватной. Всё совершённое заносит яд безумия в его душу, медленно, но верно уничтожающего свою жертву. А сын... Хотя его наказание ничуть не менее трагично, заслуженно и жестоко, оно вдобавок работает на дополнительные страдания для его отца.

Но Кинг, слава его таланту, не ограничился одним лишь голым психологизмом. «1922» — это ещё и живописнейшая зарисовка из жизни американских фермеров и не только, в последние годы перед Великой Депрессией и разорением десятков миллионов человек. Я довольно слабо знаю эту историческую тему, поэтому не возьмусь судить о её достоверности. Но правдоподобность показанных зарисовок — это проявление высочайших литературных навыков. Интересно, Кинг целенаправленно изучал материалы и историю тех лет для получения полной картины, или пользовался поверхностными знаниями, понахватанными отовсюду, а пробелы заполнил писательской фантазией?

«1922» сочетает чудовищную жестокость и ужасы человеческой души, с почти что пасторальными и умиротворяющими зарисовками из фермерской жизни. Подобный литературный контрастный душ приносит читателю просто-таки незабываемые впечатления.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первая история из сборника «Тьма, — и больше ничего», наконец окунула меня обратно, в объятия жизни и смерти старого Стивена Кинга. Повесть оговоримся не относится к жанру ужасов, а скорее серьезная психологическая драма в духе старого дядюшки Кинга. Сюжет хоть и можно предсказать, но качество текста это не преуменьшает, Кинг скурпулезно и почти с достоинством передает все происходящее в том самом 1922 году для семьи Джеймс. И в этом, во всей этой тягучей и темной атмосферности торчат рожки да ножки старого Кинга. Уж больно «После заката» мне показался более мелодраматичным и сентиментальным, то возвращение к истокам «1922» гарантирует нам с лихвой, пусть тут нет того запредельного кошмара старых вещей Кинга в стиле «Кристины» или «Сияния», но Кинг возвращает истоки обыденности в психологизме и атмосферности с отличным авторским слогом.

История заворачивается вокруг того что фермер убивает жену вместе с несовершеннолетним сыном и как после этого развиваются события. Уилфред все спихивает на месть мертвой жены, но я прихожу к выводы, что все это лишь стечение обстоятельств приводящее к расплате над Уилфредом и его сыном за тот грех что они взяли на душу.

Говорить о «1922» можно долго, слушать как в подступающей тьме сумерек шумят колосья кукурузы и всего прочего, бежать сквозь поле и темноту крича имя героев, испытывать ужас судьбы с ними и раз за разом выслушивать аморальную исповедь Уилфреда Лиланда Джеймса, что в июне 1922 года убил свою жену. И даже окунуться в мир разбоя вместе с сыном главного героя.

Для всех героев истории этот год стал сплошным кошмаром, а для нас одной из лучших повестей в последнем сборнике. На мой взгляд одно из лучших написанных Кингом и западающих в душе, я так с удовольствием вернусь в этот мрачный и таинственный 1922 год со всеми героями повести, вдруг я упустил какие детали по прочтению?..

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх