Все отзывы на произведения Евгения Гуляковского |
Отзывы | Рейтинг отзыва |
Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
Всего отзывов: 263
Страницы: [1] 2 3 4 5 6
«Сезон туманов» |
| |||
avsergeev71, 30 октября 2017 г. в 10:55 | ||||
В первый раз читал я этот роман в далеком уже теперь 1988 году. Книгу, помнится, нашел в сельской библиотеке, куда частенько наведывался, поскольку, как это ни странно, доступный репертуар фантастических и приключенческих книг в городских библиотеках был несравнимо меньше. А в сельской глухомани в свободном доступе лежали настоящие раритеты, и никто их не брал — колхозникам, видимо, было не до чтения. Ну а мне было тогда 17 лет, и в поисках фантастической литературы я готов был ехать не только в ближайшую деревню, но и на край света. Несмотря на юный возраст, прочитал я на тот момент уже достаточно много. А уж все, что хоть отдаленно относилось к жанру фантастики, знал (как мне тогда казалось), как свои пять пальцев. Но ни имя автора, ни название книги мне, к моему немалому удивлению, ни о чем мне не говорило. Книга мне понравилась. Конечно, в то время я был далек от жанровой оценки того или иного произведения, но все же мне сразу бросилось в глаза, что роман существенно отличается от подавляющего большинства советской фантастической литературы, которую я читал до этого. Конечно, уже были АБС с их «Обитаемым островом» и «Жуком в муравейнике», был Снегов с трилогией «Люди как боги», но даже на их фоне «Сезон туманов» смотрелся весьма неординарно. Несколько позже, когда я вплотную познакомился с западной фантастической литературой, и в моем словесном запасе появились такие умные слова, как космоопера, я понял, что «Сезон туманов» — ни что иное, как классический космический боевик. Один из первых в советской фантастической литературе. Но, конечно, роман выделялся не только жанровой принадлежностью. Было там еще нечто такое, чего я на тот момент не мог объяснить, но все же понимал, что хорошая фантастика должна быть именно такой — без зубодробительных научных терминов и идеологических штампов. Человечной, что ли. Потом я, помнится, долго искал другие произведения автора, но тогда так и не нашел. Даже в сельской библиотеке. С того первого знакомства прошло много лет. Изменилась эпоха, изменился я сам. Но вот что интересно. Перечитывая время от времени «Сезон туманов», я ловлю себя на мысли, что мое восприятие романа ни сколько не изменилось. В отличие от многих других советских фантастических произведений, которые я, конечно, тоже люблю, но отношусь к ним с некоторым снисхождением. Понимая, что тогда по-другому писать было трудно, почти невозможно (или все же возможно?). «Сезон туманов» не требует к себе снисхождения. Это — книга на все времена, вечная, как белые колокола Реаны. | ||||
| ||||
«Белые колокола Реаны» |
| |||
лоботряс, 05 января 2011 г. в 00:44 | ||||
Мне очень понравилось данное произведение, и я могу только восхищаться литературным талантом автора. Однако, в процессе повторного чтения (а я перечитываю только любимые вещи), я обнаружил некоторые несоответствия, с которыми и хочу с вами поделится. 1. Стебель трескучки, каков он? Читаем: «В конце концов он остановил свой выбор на толстом ШЕРШАВОМ СТВОЛЕ и полез вверх. За долгие годы у него выработалась в этом деле приличная практика. Чтобы не повредить растения, он никогда не пользовался механическими приспособлениями и взобрался на шестиметровую высоту по СОВЕРШЕННО ГЛАДКОМУ СТВОЛУ с помощью связанной кольцом веревки, особым образом перекинутой вокруг ствола и служившей опорой для ног». Так какой же все-таки стебель, шершавый или совершенно гладкий? 2. Какое же все-таки расстояние от (развалин) замка до рощи трескучек? В начале произведения, когда герои на вездеходе едут до вершины холма, дорога занимает не менее трех-пяти часов, причем от рощи трескучек не то что развалины, сам холм не виден «в конце третьего часа на горизонте появился холм. Ротанов сразу же узнал его по фотографии, хотя самих развалин отсюда еще не было видно». Далее, когда Ротанов переместился в прошлое, то от рощи трескучек, где он остался, до дороги на холм было «буквально … сто метров», а на вершине холма «темнели знакомые (ясно видимые) крепостные стены». То есть на лицо явный пространственный сдвиг. 3. Немного смущает определение возраста материала панно. Радиоуглеродный метод позволяет определять возраст органических материалов, а при датировке, например, камня, мы получим дату образования породы, из которой состоит камень, а не дату использования этого камня в кладке. В остальном — все замечательно! | ||||
| ||||
«Белые колокола Реаны» |
| |||
Fiametta, 13 марта 2011 г. в 08:26 | ||||
Когда-то, лет в десять я как завороженная читала про чудесные существа (растения? нечто, значительно более сложное?), чьи корни в далеком прошлом, а семена в далеком будущем, растения, подчинившие себя время, чей сок позволяет путешествовать во времени. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) А каким прекрасным и волнующим было описание картины в заброшенной крепости.Как жутко было читать про наступление пустыни на последний оазис жизни и каким торжеством был наполнен последний абзац повести, «зеленое воинство... устремилось в пустыню». Перечитала через много лет. Написано замечательно, увлекательный сюжет, который я почти забыла, и поэтому следила за ним с увлечением, почти как в первый раз; очень красивый язык, очень лирический стиль, но завороженности, увы, у меня уже нет. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) А какова идея — год работы за час ответов на любые вопросы! Зато сумела оценить штрихи к картине далекого будущего, которые не заметила в десять лет. Человечество осваивает далекие планеты, «чтобы лишить человека права на свободу поступков, необходимо решение Высшего Совета Земли», «после того как на Земле стал работать универсальный институт красоты с отделениями на всех континентах, любая женщина могла придать своему лицу тот облик, какой ей нравился» (). Есть и небольшая тень — подозрение, что «совет не хочет поддерживать поселения на далеких планетах, отому что в своем развитии они выбирают самостоятельный путь, слишком независимый от Земли». В повести это подозрение одного из персонажей, скорее всего, необосновано, но другой автор мог бы писать эпопеи про «межзвездные антиколониальные войны».
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Как храбро инспектор Ротанов идет на смертельный риск, и как он не паникует, оказавшись в далеком прошлом, за полтора миллиона лет ДО родины и друзей! Повесть кажется слишком короткой, хотелось бы о многом прочитать подробнее, но Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) в последнем абзаце для меня все еще звучит торжество! | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
mogzonec, 17 июня 2013 г. в 10:32 | ||||
Впервые прочел повесть в журнале: в «Уральском следопыте», и до сих пор храню эту журнальную версию, хотя потом приобрел книгу с полным вариантом. В отечественной фантастике того периода крайне редко появлялись остросюжетные книги о необычных таинственных мирах, героях одиночках типа инспектора Ротанова, разгадках невероятных событий и физических явлений. Тогдашняя фантастика была преимущественной плоской, заранее понятной, чуточку нудной, либо слишком «умной», точнее глубокомысленной. Гуляковский на этом фоне выглядел оригинально и свежо, хотя много лет спустя стало понятно, что он и дальше будет эксплуатировать этот жанр, так и не создав действительно что-то оригинальное. Но в тот период «Сезон туманов» стал настоящим открытием, оказалось, что наши могут творить миры и сюжеты не хуже американцев или англичан. И спасибо за это. | ||||
| ||||
«Чужая планета» |
| |||
Привратник, 07 февраля 2013 г. в 21:35 | ||||
Не понравился мне ГГ. Раз и приручил существо наделенное гигантской силы. Два , нашел чудо-оружие не меньшей силы. Рояли нынче хорошо выпускаются. Потом женщину по малейшей прихоти обрек на страдания и оставил калекой. | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
irish, 06 августа 2009 г. в 20:01 | ||||
Почему-то книги, подобные «Сезону туманов», хочется охарактеризовать словечком «добротные». Все есть — приключения, инопланетная фауна, достижения науки и техники, социальный конфликт, морально-этические конфликты, переговоры, перестрелки, снова переговоры, поиски взаимопонимания, нечеловеческая цивилизация, основанная на нечеловеческом разуме, — и всего понемножку и в нужном соотношении. Причем это соотношение с головой выдает нашего человека — в том смысле, что зарубежная фантастика аналогичного направления отличается несколько большей брутальностью. Образно выражаясь, вторых переговоров после перестрелки там обычно не бывает. Мне кажется, для нашей фантастики характерно, когда инопланетяне решают свои проблемы с помощью землян, а для зарубежной — когда земляне решают свои проблемы за счет инопланетян. Мотив прогрессорства как черта национальной литературы, во. :) Одним словом, приятно почитать, есть над чем подумать (но не очень долго ). | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
amak2508, 03 марта 2009 г. в 21:06 | ||||
В советское время читать эту книгу считалось для любителя фантастики делом таким же обязательным, как чтение Стругацких или чтение «Лунной Радуги» Павлова. Прошло время. Стругацкие остались Стругацкими. А «Сезон туманов»... Оригинальная идея, весьма увлекательное повествование и ... больше ничего. Впрочем, и это совсем немало (есть масса достойнейших книг такого плана), если бы не одно обстоятельство: в погоне за увлекательностью автор совсем не обращает внимания на придание хотя бы минимальной правдоподобности происходящему на страницах романа. Практически на каждой странице так и хочется воскликнуть «Не верю!»: Замля, в своем благоденствии на две сотни лет «забывшая» о колонистах, отправленных к далекой звезде; инспектор внеземных поселений, разъезжающий в одиночку на своем персональном корабле с околосветовой скоростью «без гибернизации» по отдаленным колониям Земли (5-10 лет в один конец — такие пустяки.. =)) ); тот же инспектор, отправляющийся, опять же в одиночку, за 40 световых лет на экспериментальном «нуль-пространственном» корабле, для которого НЕ ПРОШЛО НИ ОДНОГО УСПЕШНОГО ИСПЫТАНИЯ.. И так далее, и так далее.. Правда, следует заметить, что при быстром чтении и увлеченности происходящим все эти ляпы не очень бросаются в глаза.. Но они есть и, думаю, настоящий мастер не должен бы был их допускать... | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
oleg_orl, 14 сентября 2015 г. в 20:39 | ||||
Отличная приключенческая фантастика с элементами детектива. Две книги в одной. Напряжённый зигзагообразный сюжет, не объяснимые с ходу загадки, интересные идеи, непростой нравственный выбор в духе Стругацких. Есть достойный положительный герой, есть стрельба и погони, есть серьёзные размышления, есть даже немного пронзительной лирики с лёгким привкусом горечи и надежды. Что касается архаичности в технических деталях, да она тоже есть. Но любителей фантастики это не должно очень напрягать. Будем считать, что описано будущее параллельной Вселенной, какой она представлялась ещё 40 лет назад, когда писался этот роман и ещё не было ни мобильных телефонов, ни ПК. И в тоже время уже было 6 пилотируемых посадок на Луну, две автоматических на Марс и несколько на Венеру... Безусловно, будущее тогда виделось иначе... Есть также в романе неубедительные места Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) И всё же плюсы явно доминируют. Заслуженные 10 баллов. За три десятилетия незаметно пробурили планету насквозь (что вообще весьма проблематично, учитывая давление и температуру недр) и построили по ту сторону супергород | ||||
| ||||
«Чужие пространства» |
| |||
astroman, 01 августа 2014 г. в 08:01 | ||||
Впервые эту книгу прочел еще в детстве, и с тех пор раз в 3-4 года читаю какую-нибудь часть, каждый раз получая удовольствие. Это не боевик и не философский роман — это своеобразное смешение нескольких жанров, не конкурирующих между собой, а дополняющих друг друга в нужной пропорции. Быть может, именно поэтому от повествования не устаешь. Автор смог не только лихо закрутить сюжет, довольно органически вписав в него разные эпохи развития человечества, но и вплести в него элементы фэнтэзи. Смешение пространств, времен и персонажей невозможно воспринять с первого раза и разложить по полочкам. Эту книгу стоит читать не спеша, проникаясь духом очередного мира и времени. Отлично выстроена линия главного героя, который реагирует на события с высоты своего постепенно увеличивающегося жизненного опыта. Он не застревает на одном уровне, а активно развивается, постепенно осознавая свою роль в этом мире. | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
Darth_Veter, 26 июня 2020 г. в 23:59 | ||||
Вот ведь было времечко! В годы «торжества развитого социализма» подобные произведения весьма ценились и были в дефиците. Книжку мне так и не удалось приобрести — читал в какой-то периодике (по-моему, в «Роман-газете»). Сюжет чертовски увлек: тут тебе и загадочная планета, и путешествие во времени! Главгерой «с мозгами». Хотелось быть на него похожим. Эх, вернуть бы сейчас те времена... Позднее (в конце 80-х) в страну валом повалила импортная фантастика по 15 рублей (жутко-большие деньги тогда были!). У меня словно третий глаз появился. Тогда-то я понял, что Гуляковский вовсе не уникален и не оригинален. Так же пишут Саймак, Уиндем, Зан, Хольбайн и целый батальон похожих авторов. Гуляковский был просто первым из наших, советских «западников». А на загнивающем Западе таких, как он — хоть пруд пруди! Гаррисон, к примеру, еще и юморить в романах успевает (а пишет их вообще на эсперанто!). В целом роман неплох, если отталкиваться только от нашей культуры. Я бы больше рекомендовал его подрастающему поколению. Но оно — вот беда! — совсем книжек не читает. Даже электронных... | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
Dart Maul, 08 декабря 2013 г. в 19:13 | ||||
Прочел это произведение только сейчас. Отчасти под влиянием недавней дискуссии на местном форуме о советской фантастике, где Гуляковский упоминался несколько раз. Впечатления, скажем так, противоречивые. Из достоинств: Набор оригинальных фантастических идей в основе сюжета. Бодрый, динамичный, я бы даже сказал стремительный сюжет. Книга так или иначе захватывает. Хотя и не сразу, и были места которые я едва прошел. Я бы даже так выразился: автор несколько раз по-хорошему обманул мои ожидания, точнее мою интерполяцию сюжета. Например, я едва не бросил чтение, прочитав сцену прибытия Ротанова на Гидру. Был уверен, что передо мной классический вариант сюжета с попаданцами. Но затем авторская фантазия пошла по совершенно непредсказуемому для меня пути, читал взахлеб и не жалею. Придумано круто. Из недостатков: техническая архаичность, особенно что касается вычислительной техники и техники связи. Слабая психологическая проработанность персонажей. Все одинаково говорят, одинаково думают. Например, Ротанов по сюжету должен быть очень харизматичным персонажем, но по тексту этого не чувствуется. Сюжет местами кажется чересчур стремительным, поспешным. Автор не умеет контролировать темп повествования. Складывается ощущение, что ему не терпится закончить одну сюжетную линию и скорее начать другую. Особенно это заметно в эпизодах на Земле между Реанной и Гидрой. Например, эпизод с ночевкой Ротанова в избушке вместе с Олегом кажется вообще каким-то дежурно-сентиментальным, ненужным, почти смешным, более того, скучным для самого автора. Интересно, что всего того, что обычно раздражает противников советской фантастики: радостных описаний идеального общества коммунизма — здесь нет. Самый главный недостаток: какая-то недоделанность сюжетных линий, словно автору не хватило терпения додумать и дошлифовать сюжет. Например, инженер как-то быстро выбыл из строя, и это при том, что автор долго нагнетал вокруг этой фигуры сюжетное напряжение и, я ожидал, что он сыграет более зловещую и драматическую роль. Как итог — ощущение некоторой досады. Вроде бы в наличии все компоненты для того, чтобы вышла искрометная блестящая боевая фантастика, и в тоже время будто все это элементарно недоделано, недошлифовано, недодумано, сыровато. Интересно, увлекательно, но на «прочитать один раз», и гордостью нашей фантастики это объявлять рука не подымается. Талантливая, бодрая графомания. При этом, сюжет потенциально настолько крут, что хочется чтобы какой-нибудь профессионал написал римейк. Мог бы выйти мощнейший фантастический триллер, помесь космической фантастики, страшилок про зомби/вампиров и киберпанка. | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
nikn, 03 мая 2010 г. в 22:42 | ||||
На мой взгляд «Сезон туманов» не только лучшее произведение Евгения Гуляковского, но и довольно значимое в советской фантастике. События романа интересны и захватывают с самого начала. Конечно, описанные технологии где-то кажутся наивными и архаичными, но это совсем не портит восприятие. Сюжет о космических приключениях инспектора Ротанова продуман и логичен. Загадки, которые встречаются у него на пути, действительно интересны. Симпатичные миры и герои привлекают и оставляют позитивное впечатление. Поражает, как на контрасте с современными книгами воспринимается старая, искренняя, добротная фантастика. Здесь нет тиражированных постапокалиптических миров, любвеобильных вампиров, героев с гипер- и мега- везением, серийных «мыльных» сюжетов и массы негатива на всех уровнях восприятия. Книга отлична для любителей добротной советской фантастики и желающих отдохнуть от современного негатива. | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
Halkidon, 25 сентября 2015 г. в 19:40 | ||||
«Сезон туманов» — может быть, лучшая из ранних, еще содержащих элементы научной фантастики, книг Е. Я. Гуляковского. Ее продолжение, а им можно считать «Долгий восход на Энне», не получилось. Зато «Белые колокола», которые здесь не очень ценят, на самом деле весьма интересная книга с очень хорошим и даже радостным финалом. В «Белых колоколах» появляются загадочные рэниты, трагедия которых в целом так и осталась непонятной, а пределы могущества — неопределенными. Люди рэнитам почти не нужны. Правда, главный герой общается с изолированно группой, возможно, не самых лучших представителей некогда великой цивилизации, — угрюмых, занятых даже не собой, а непонятно чем, опустивших руки и вообще опустившихся. Но одна из женщин указывает Ротанову новый путь. И начинается история Гидры. В этой книге есть много интересного и необычного, не только для того времени, когда книга была написана, но и для нашего. Во-первых, и это, наверное, вообще характерно для Гуляковского, из книги почти ничего нельзя понять о состоянии или даже существовании основных общественных институтов Земли — государства, правительства, бюрократических организаций, армии, семьи и многих других. Возможно, Е. Я. и не считал важным, нужным и интересным касаться этой стороны. Но, по-моему, читателей советской фантастики 70-х интересовали такие вещи. По косвенным, очень редким и даже случайным упоминаниям можно предположить, что национальное государство уступило место каким-то всепланетным структурам, выполняющим функции координации экономики, промышленности, транспорта, науки, и обладающим достаточной властью, но не репрессивной и подавляющей. Политика и партийная борьба в современном виде не упоминаются и, возможно, исчезли. Идеологическая сторона тоже загадочна. Никаких упоминаний о социализме и коммунизме, если я не ошибся. Наверное, нельзя применительно к этим структурам использовать и слово «режим». Зато можно усмотреть признаки, указывающие на элементы технократизма, прагматизма и рационального подхода к делу. Определенно высока роль советников, экспертов и профессионалов. Во-вторых, мы видим, что и в будущем власть позволяет себе утаивать информацию о тех своих действиях и решениях, которые не привели к ожидаемым и выгодным для нее результатам. Но отсюда следует и слабость общественного мнения, равнодушия населения Земли к истории, причем, совсем недавней. В-третьих, в книге очень интересна история синглитов. Ведь, по сути, их появление — это поражение т.н. человеческого пути, так как человеческое смешивается с чем-то иным, не очень понятным, но связанным с рэнитами. И автор, или, по крайней мере, главный герой относится к этому преобразованию разума, тела, может быть, т.н души достаточно спокойной. Фантасты, на самом деле, часто не решаются писать о том, что люди могут исчезнуть, кому-то подчиниться, уступить. У Гуляковского мы это видим. Синглиты показаны односторонне, но в целом положительно. Правда, в продолжении книги, то есть «Восходе», о синглитах практически ничего уже не написано. Жаль, что затем Гуляковский переключился на сюжеты, отнести которые к научной фантастике уже почти совсем невозможно. | ||||
| ||||
«Звездный мост» |
| |||
Kuntc, 14 августа 2011 г. в 01:19 | ||||
Обычная история для Гуляковского, насколько я понимаю (давно уже не брался за книги этого автора, мало что помню, так что могу в чем-то ошибиться). Сперва на некой планете происходит что-то странное, потом туда отправляется агент из службы безопасности, который в ходе своего расследования сталкивается с чуждым разумом – все происходит в «Звездном мосте» по этому знакомому сценарию. Планета Зидра, сравнительно недавно образованная колония. Крупная корпорация «Феникс», которая неизвестно каким образом втайне от Земли скупила почти всю инфраструктуру этой колонии, в том числе и гигантский мегаполис-столицу Барнуд. Откуда на колонии такие гигантские финансовые резервы? Что это за таинственная фирма, которая может запросто потратить несколько сот миллиардов кредитов? А самое главное: куда исчезают тысячи наемных работников «Феникса»? Сама компания говорит, что они переселяются на другие, более развитые планеты, но это малоубедительно. Чтобы разобраться в ситуации на Зиндру прибывает тайный агент внешней безопасности Олег Егоров. Сразу же по прилету Егоров понимает, что ситуации в колонии куда как сложнее, чем предполагало его руководство. Исчезло местное отделение Службы внешней безопасности, все явочные квартиры раскрыты, а за самим Егоровым с первых же страниц начинается охота. Далее следует стандартный набор для книг подобного рода: погони, перестрелки, женщины, коварные враги, что стремятся поймать главного героя. Загадочные артефакты, параллельные миры, могущественный злодей, обладающий чудовищной силой и способностями. История закручивается… закручивается… и буквально размазывается по всем страницам, превращаясь в невнятное повествование. Увы, неутешительный итог. К «Звездному мосту» по ходу чтения у меня накопился целый ряд претензий, хотя не могу сказать, что жалею о потраченном времени и закипаю от негодования. Нет, в качестве «пляжного чтива» (а я и читал книгу на берегу нашей небольшой речушки) этот роман Гуляковского, на мой взгляд, может сойти. Отдохнуть, расслабиться, полистать неторопливо странички, не особо вдумываясь в текст… Но вот для хорошего фантастического боевика о спецагентах «Звездный мост» откровенно слаб, я бы выбрал все-таки что-нибудь другое. Алекса Орлова, например. Или даже что-нибудь из раннего Головачева: любой из семейства Ромашиных запросто скрутит в бараний рог Егорова Олега. Интрига здесь малоинтересна. Олег практически не занимается расследованием, а только лишь плывет по течению, позволяя подгонять себя сюжетными выкрутасами. В самом начале еще были немного любопытные моменты, некоторая загадочность, но потом это медленно испарилось. Герои схематичны и, я бы даже сказал, бесхарактерны. Что сам Егоров, что Лания Брове, местная «девушка Джеймс Бонда», что несколько других персонажей, коих, по правде говоря, в «Звездном мосте» можно пересчитать по пальцам – ничего, как о живых людях, о них сказать невозможно. Разве что пожилой ветеран СВБ Северцев, что спешит на выручку нашему главному герою, более-менее соответствует своей роли. Самое же печальное в «Звездном мосте» то, что этот роман полностью не продуман. То есть постоянно преследует впечатление, что Гуляковский придумывал его, не уделяя особого внимания тому, что было написано им ранее. В результате чего вся книга пестрит неувязками, нелепицами, странными оборванными линиями. Вот печальная Лания признается Олегу в своей тоске о красотах Земли. Что она «забыла, как выглядят настоящие земные цветы», что на Барнуде все «чужое» и она хочет вернуться на родную планету. Но спустя энное количество страниц неожиданно выясняется, что эта героиня… родилась в небольшом шахтерском поселке и никогда не покидала колонии. Это только один из примеров, которых множество. Автор вводит в роман таинственно исчезнувшую расу «чужих», акцентирует на ней внимание, но позже просто забывает о ней. Как забывает и о том, что Брове не получала никакой раны от пустынной колючки, шрам от которой вдруг становится позже предметом обсуждения с Егоровым. И так далее, и тому подобное. Про откровенное подыгрывание главному герою, нелепые ситуации и яркий пример тому, как не стоит заканчивать свою книгу, лучше не говорить. Зато неплохо было бы рассказать о главном противнике Егорова на Зиндре, личности, что стояло за всем происходящем на этой колонии. Но… Это как бы основной секрет, поэтому только пара слов: на фоне всего остального – неплохо, единственный момент, что меня заинтересовал в «Звездном мосте». Поэтому вторую книгу дилогии все-таки прочту. | ||||
| ||||
«Долгий восход на Энне» |
| |||
Darth_Veter, 01 июля 2020 г. в 23:43 | ||||
Очень давно, еще до развала СССР, я мечтал приобрести себе дилогию Гуляковского о рэнитах. Но мне всегда что-то мешало: сначала это был дефицит литературных книг, потом — высокая цена. Поэтому пришлось довольствоваться журнальными изданиями — в букинистическом отделе магазина купил себе номера «Искателя» с напечатанными на его страницах романами. И тогда понял, что мое отношение о дилогии было чисто идеальным: реальная ценность произведений оказалась несколько ниже моих представлений о них... Итак, опять рэниты со своим Хронаром (зачем его с большой буквы писать?) понаделали глупостей: теперь целой планете с живущим на ней населением грозит реальная опасность вывалиться из нашего мира в какой-то... не наш мир. Странно... По первому роману эта суперразвитая цивилизация не показалась мне такой уж глупой! А тут начинаешь читать их оправдательные речи и закрадывается смутное подозрение: а уж не в сумасшедшем ли доме всё происходит? Ну, не могут же люди, победившие пространство и время, так примитивно мыслить! В общем, логику повествования искать в романе не стоит. Ее автор принес в жертву фабуле. А «умные» речи и разъяснения тут нужны для того, чтобы роман не потерял статуса НАУЧНОЙ фантастики (в СССР с подозрением относились к просто фантастике — считалось, что она ничему научить представителей развитого социализма не может). Автор ненавязчиво предлагает нам «отключить мозги» и «ловить кайф» приключений в мире Черной Планеты. Всё бы было совсем неплохо, если б Гуляковский был Хайнлайном или, на худой конец, Гамильтоном. Они такие вещи писали («Сокровища Громовой Луны» и пр.) и даже стали знаменитыми. Но, во-первых, это было еще в 50-х, а, во-вторых, у них был внятный сюжет. Гуляковский, судя по всему, уже к концу 80-х начал «исписываться»: сюжеты стали похожими, как близнецы, отличаясь в деталях, но внятной идеи в них не было. Зачем нужно было вообще писать продолжение «Сезону туманов»? Чего там осталось неясным или недосказанным? Сюжетные линии были объяснены и завершены. Но Евгению Яковлевичу это не показалось основанием для завершением повествования — он решил дорассказать, куда же пропали (ушли, скрылись, перенеслись) рэниты. Однако, задумка с Черной Планетой оказалась слабовата и оригинальную фабулу из нее вытянуть было сложно. Но даже этого автор не сумел сделать толково. У меня есть такое предположение: ему очень нужны были деньги, вот и решил еще раз закинуть удочку во все то же пруд — авось, на старую приманку новая рыбка клюнет? Одного он не учел: страна к тому моменту уже изменилась и люди — тоже. Требования стали другими, фантастика стала другой. А он попытался дважды войти в одну и ту же реку... Что сказать-то? Читать можно только при отключенных мозгах. Не пытайтесь понять смысл, применив свои знания физики и логики — просто наслаждайтесь действием. Тогда будет вам счастье. Гурманам же продолжение «Сезона туманов» ни к чему. Ничего нового автор вам не расскажет. | ||||
| ||||
«Веста» |
| |||
wolobuev, 14 февраля 2019 г. в 23:08 | ||||
Это невероятно плохо. Графомания в чистом виде. Чудовищный язык с постоянными тавтологиями (в стиле «госпитализирован в больницу»), невыносимое многословие, абсолютно никакие персонажи, а герой — воплощённый комплекс подростка: ничего из себя не представляющий индивид, решающий проблемы на взмах ноги. Подчинённый перед ним лебезит, случайно встреченная девица тут же в него влюбляется, нелюбимая жена без слов уступает место сопернице... Если текст отражает личность автора (а этот, судя по всему, отражает), то Гуляковский был не только графоманом, но ещё неприятным и глупым человеком. А ясно мне это стало вот отсюда: «Я нежился в постели и слушал, как на кухне Веста, что-то напевая, готовит кофе... Я не спешил вставать, зная, что кофе, как обычно, будет мне подан в постель... Она войдёт, улыбаясь, глаза её будут радостно блестеть. Она всегда улыбается, когда знает, что делает что-нибудь приятное для меня... За всю долгую семейную жизнь я так и не сумел объяснить жене, как именно следует готовить кофе, чтобы сохранить полностью его аромат. Весте не понадобилось ничего объяснять. Она знала наперёд мои вкусы. Она умела так поджарить омлет на завтрак, чтобы на нём не было корочки. Жене это не удавалось ни разу. Сама Веста была удивительно равнодушна к еде. Подозреваю, что в моё отсутствие она вообще не ела. Но даже в этом ей ни разу не изменил такт, и, когда мы вместе садились за стол, она всегда ела хотя и немного, но с видимым удовольствием, стараясь своим равнодушием к пище не испортить мне аппетит. Жену мне частенько приходилось останавливать, напоминая ей, что неумеренность в еде...». Чувствуете? Это — текст не взрослого, а ребёнка, который мнит себя центром мира, полагая всех окружающих приложением к его эго. Мужской вариант ромфанта, неизжитые подростковые грёзы о прекрасных инопланетянках и красавцах-вампирах, падающих к ногам среднестатистической серости. Но подано всё под соусом гуманитарной фантастики, вот что смешно! ГГ и действует как сорокалетний инфантил: говорит, что Веста знает будущее, и всё равно идёт наперекор её предупреждениям, патамушта крут! И эту свою крутость он демонстрирует в чисто подростковом стиле, то и дело выпендриваясь там, где это совсем не к месту. В жизни такого типа быстро поставили бы на место, но мы имеем дело с мужским ромфантом, поэтому собеседники либо покорно ему внимают, либо просто терпят, не говоря ни слова. Персонажи существуют лишь постольку, поскольку имеют отношение к ГГ — прямо как в фильме, когда того, чего нет в кадре, как бы и нет вообще. Веста появляется после полугодового отсутствия, но её почему-то не ищут, а ГГ не приходит в голову сообщить о ней в полицию; директор уже неделю как исчез, но в институте об этом ни слуху ни духу; жена ГГ всплывает лишь однажды, да и то для того, чтобы смиренно собрать чемоданы бросившему её мужу... Никакого фона, сюжет толкает один ГГ, а все остальные выстраиваются в позе «Чего изволите?». Мы пеняем на современный книжный шлак, но вот вам яркий пример незамутнённой графомании, выходившей ощутимыми тиражами в «самой читающей стране мира». Ныне такому место разве что на самиздате. И я от души ставлю этому произведению честно заслуженную единицу. | ||||
| ||||
«Чужие пространства» |
| |||
Orin_Veliki, 23 июля 2018 г. в 11:31 | ||||
Очень раздражающий роман. Раздражает ГГ — редкостный нытик. Раздражают постоянные противоречия между сюжетом и миром. Я осилил только треть романа, но судя по комментариям все будет только усугубляться. Далее детальный разбор косяков Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Первая часть. Все начинается с того что ГГ подписывает договор по которому получит работу за рубежом, в обмен на четверть зарплаты, контракт может меняться только в пользу ГГ и только после его уведомления. И первое же изменение — работа отменяется, иди учиться на война(на самом деле — шамана). А между тем и герой и окружение упирают на то что договор священен и обязан соблюдаться. Дальше все ещё безумнее, со шмагие, «избранным» и прочей фентезятиной. Завязка для второй части вполне четко расписана автором — человечество расселилось на «целых 40 световых лет» и колонии стремятся к политической автономии т.к. имеют мало культурных связей с Землей, уже достигли самообеспечения и даже ведут собственные разведку и колонизации. Однако один из самых дальних и независимых миров федерации Гридос, до которого лететь «целых три месяца», до которого каждый месяц летают транспорты метрополии со свежими колонистами и техникой, «внезапно» находиться в стагнации. Там выращивают пищу т.к. «синтетическая невкусненькая» и создают убыточные предприятия чтобы занять людей, но при этом даже не завершили терраформинг планеты. Не хватает людей чтобы освоить заселенные территории, но «не любят роботов». Там потребляют подозрительный напиток «который бодрит и обладает целебными свойствами» в условиях медицины 23 века. И весь этот балаган автор пытается оправдать инопланетным вмешательством, на стороне которого есть лишь несколько поехавших агентов и тот факт что 99,9% населения идиоты не видящие дальше собственного носа. На моменте когда ГГ встретил Элию я бросил книгу, потому что первый начал ныть с удвоенной силой, а у второй обнаружилось средневековое мировоззрение которое ожидаешь встретить у варварских племен Х века, а не у колониста второй волны и контрабандиста. | ||||
| ||||
«Белые колокола Реаны» |
| |||
Semenych, 19 августа 2017 г. в 20:41 | ||||
Замечательная книга читанная еще в детстве. В журнале Искатель. Классический представитель фантастики которая случилась, но сейчас почти исчезла. Загадки внеземной цивилизации, контакт, но без стрельбы бравых полковников космического десанта и бластеров. Интересный сюжет, хорошо сделанная концовка, много интересных идей внутри. Расследование описано без особого пафоса и надрыва, персонажи книги действуют логично и «взросло» и профессионально, как в общем-то и должны действовать люди их профессий и жизненного опыта. | ||||
| ||||
«Чужие пространства» |
| |||
Error, 19 декабря 2016 г. в 01:03 | ||||
Весьма посредственный роман, если не сказать, ещё хуже. Купил в своё время в Армадовском варианте. И так она, то есть книга означенного автора пролежала, уж простите библиофила, около с десяток лет. Вот наконец добравшись до неё, решил прочесть, с тем уклоном, что по юности перечитывал несколько раз дилогию «Сезон туманов», и для меня,именно лично для меня ротановская эпопея стояла где-то поближе к Павловской «Лунной радуге». Начало оказалось очень простым и тривиальным для советского писателя того переходящего периода нашего совдеповского пространства, чего и ожидать от наших доморощенных писак. Попытка найти героя в нашем разваливающемся постсоветском обществе,привить ему, а через ГГ и читателю, неведомые ещё для своего писательского опыта принципы новой, неординарной, проще говоря, западной фантастики с «крутыми» и постоянными, напряжёнными элементами экшена. Вот что такое «Чужие пространства». Для Гуляковского же они действительно оказались чужими. Видимо подчерпнув из той огромной волны нахлынувшей на Советский Союз западного изобилия второстепенной литературы, а уж тем более фантастики, он посторался перестроиться и вступить на рельсы коммерции, что только похвально, но... Получился весьма большой казус с посредственным героем, глупейшими ситуациями без всякой логики, несвязками, нахождением натянутых стыковок, необходимых автору, только для того, чтобы выписать роман к необходимой хоть какой-то концовке, и совершенно грубыми «роялями в кустах». Такие «рояли» можно простить классикам жанра, таким как Э.Берроуз с его неподрожаемым Джоном Картером, но не создателю «Сезона туманов». Коротко говоря, попытка написать отечественный экшн на уровне западной героики провалился. Автору данного произведения необходимо б было бы поучиться писать у Ольги Ларионовой, которая своей «Чакрой кентавра«собрав многие штампы «ихних» космоопер создала великолепнейшее полотно. Вполне возможно, что моё впечатление от книги отображается моим жизненным опытом и прочтением множества материала, ввиде других книг и авторов, которые с годам стали более последовательными и рассудительными. Просто поздно прочёл! Может и так... Тогда, книга Гуляковского «Чужие пространства» для 12-17 летних, где всё станет поражать за очередным, беспорядочным и скоротечным поворотом, и всегда оказываться «обязательно случайный«выход. Моя оценка: 2, только из уважения как к автору дилогии «Сезон туманов» | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
davdav2, 07 декабря 2014 г. в 12:34 | ||||
Произведение написано в 1979 г. В то время вряд ли бы стал читать. По возрасту тогда хотелось больше экшена, боевиков, стрельбы с погонями в космосе и на земле. Сейчас этого более чем. Поэтому прочитал недавно как хорошее классическое произведение. Затянуло сразу — неторопливость изложения и муар таинственности; размышления и поступки Ротанова, его действия, продиктованные долгом и чиновника, и исследователя. Действительно, ведь непросто набраться смелости и выпить сок инопланетного растения. Автор смог выразить то, как сочетаются стремление к познанию и понимание того, что плоды его будут горьки. Даже если процесс познания доставит удовольствие, а его результаты окажутся полезными. Интересна основная идея, связанная с категорией время. Здесь должно быть перекличка с БАС (Полдень. Перестарок, 1961 г.). Можно ли после дальнего полета вернуться в то же время, из которого вылетал, а не через тысячелетия; чтобы встретиться с современниками, а не далекими потомками, которым твои знания к тому же уже не нужны. Да можно! Почему бы и нет! Но для этого надо перед возвращением сесть на какую-нибудь ближнюю планету и отбросить ее вместе с собой в прошлое. Но возникает вопрос, а если на ней есть жизнь, то каковыми будут последствия. Замечательная идея с растением «трясучка» (название нарочито неказистое), которое сохранилось на одной такой планете, соединяющее время — прошлое, настоящее и будущее. | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
Пауль Госсен, 01 мая 2010 г. в 03:10 | ||||
Помнится, журнальный вариант, опубликованный «Уральским следопытом» в 1979-ом, просто заворожил. Странный мир, неординарная интрига, череда опять же неординарных приключений. Плюс замечательные иллюстрации, общая атмосфера журнала (а один из номеров, в которых печатался «Сезон туманов», был полностью посвящен фантастике), даже запах краски и бумаги (у «Уральского следопыта» он был особый — совсем не такой как у «ТМ», «Вокруг света» или «Искателя»). Разумеется, в «идейном плане» «Сезону туманов» далеко до произведений Стругацких или Лема, но у него другие заслуги. Критики любят повторять: больше фантастики — хорошей и РАЗНОЙ! Это как раз тот случай. К сожалению, позже «Сезон туманов» был переработан, объединен с менее удачной повестью «Белые колокола Реаны» и, на мой взгляд, потерял долю очарования. Но все равно — твердая 10. В благодарность за чудо, которое подарил Евгений Гуляковский всем поклонникам НФ в далеком уже 1979-ом. | ||||
| ||||
«Затерянные среди звезд» |
| |||
Uldemir, 27 ноября 2007 г. в 17:37 | ||||
Нахаляву досталась книжка и решил я ознакомиться с, так сказать, типичным образчиком современной российской фантастики (обычно читаю фантастику переводную). Бодренькая и интригующая завязка, уж было подумал, что я много теряю, игнорируя отечественных авторов, динамичное развитие событий... Пока все нравится и я в целом удовлетворен читаемым... Казалось бы, талантом рассказчик не обделен. Представьте же мое удивление, когда здравый смысл вдруг пропал, сюжетные решения стали невыносимо бредовыми и при всем этом появились совершенно непонятные претензии на «философские рассуждения» о смысле жизни, предназначении, прекрасном и т.п. Читая, офигевал от банальщины и наглоты, с которой все это было подано. Неплохая приключенческая фантастика оказалась безнадежно испорченной. Жаль. Нужно быть либо проще, либо изящнее. | ||||
| ||||
«Долгий восход на Энне» |
| |||
oleg_orl, 26 сентября 2015 г. в 10:48 | ||||
Разочарован. После самобытного выверенного «Сезона туманов» роман «Долгий восход на Энне» представляется эклектичным набором разнообразных штампов с приторной глупостью и пафосностью. Винегрет, залитый густым сиропом. Есть в нём, конечно, и немного соли (от крови и пота главных героев), и всепобеждающая любовь (в буквальном смысле этого слова), есть космические бои, есть драконы, есть призраки инопланетян, есть дикари с варварскими обрядами, есть очень тупые биороботы и, наконец, уважительно отступающий перед моральными качествами главного героя чуждый нашей Вселенной суперразум. Есть всё. Нет меры, нет правдоподобия, нет цельности. Ну очень много логических проколов и сомнительных поступков. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) В члены экспедиции огромный конкурс. Не пройдя его, одна из героинь вылавливает руководителя экспедиции и убеждает взять себя вне конкурса, так как безумно влюблена в ГГ, не мыслит без него жизни, а он где-то там пропал, может погиб, ничего о ней не подозревая, поэтому ей обязательно надо дать шанс. Вот, оказывается, с помощью каких аргументов экзальтированные дамочки попадают в рискованные экспедиции, где нужен ясный ум и железная выдержка. С одной стороны, некий остров на планете впитывал энергию, которая исчезала из других мест (в виде разряда батарей и как-то ещё). Специальные огромные разрядники вокруг острова сбрасывали эту избыточную энергию в виде непрерывного потока молний в море. И так сотни лет. «Эсхин был вынужден построить эти установки, чтобы избавляться время от времени от лишней энергии, переполнявшей его хранилища» С другой стороны, чуть позже автор, видимо забыв о сказанном, вкладывает в уста Эсхина своеобразный ультиматум: «…в обмен на энергию вашего флота. Мне хватило бы пяти минут, чтобы зарядить свои пустые емкости, и тогда я прощусь с вами и оставлю вам Энну». А вот дебилизм в космическом масштабе, что косвенно признаёт и сам автор (если бы не случайность + доброжелательность одного инопланетянина + Любовь одной землянки, всей нашей цивилизации настал бы капец). Итак, вдумайтесь. Эпическая картина: весь или почти весь лучший земной флот, выстроившись в виде пирамиды и пуляя вперёд энергию, опускается в смертельно опасную чёрную дыру, про которую ничего не известно. Суицид земной цивилизации, ошибочно выдаваемый автором за героизм. Впрочем, на общем удручающем фоне, отдельные эпизоды получились не плохо. | ||||
| ||||
«Чужие пространства» |
| |||
PATARR, 06 октября 2010 г. в 14:44 | ||||
Странная книга, винегрет какой-то... Бред, не бред, но неудобоваримая смесь получилась. Путешествие ГГ по пространствам и временам можно было-бы оформить значительно интереснее, ограничившись либо мистической составлящей, либо сугубо научной. А так, действительно, только фашистов не хватает | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
тессилуч, 14 мая 2010 г. в 10:47 | ||||
Впервые прочитал в «Уральском Следопыте» и «Искателе» по частям. Очень понравилось — это был один из первых отечественных боевиков. Сегодня таких пишут десятками. Другие произведения Гуляковского написаны хуже, по-моему это его вершина. Кстати в «Уральском Следопыте» лучший вариант, благодаря редактуре В Бугрова! | ||||
| ||||
«Планета для контакта» |
| |||
Tullma, 22 мая 2023 г. в 02:12 | ||||
В пику RuselM, написавшему, что это «калька» с романа Станислава Лема «Эдем». Есть разница между «плагиатом» и «заимствованием». Из совпадающего в этих двух произведениях — имена персонажей на основе профессий, авария и приземление на какую-то планету и контакт с иной цивилизацией. Собственно и все. То есть взята основная идея и имена персонажей. Это никак не может считаться «калькой» и уже тем более «плагиатом». И вот в чем несправедливость. Роман «Эдем» совершеннейшая пустышка, с отсутствием какой-то логики поведения персонажей и полным отсутствием конфликта. Корабль в Эдеме возможно отремонтировать и улететь, экипаж знает, где они находятся, им совершенно ничего не угрожает. Нет конфликта вообще, что делает бессмысленным этот роман. Даже с появлением на корабле инопланетянина конфликт не появляется, т.к. экипаж просто продолжает свою работу по ремонту и обеспечению себя необходимым для выживания. Инопланетная цивилизация просто есть, она просто загадочная, в конце романа мы узнаем о ней чуть больше, но и все на этом. Экипаж просто починил корабль и улетел, оставив эту цивилизацию без изменений. Никто из членов экипажа не претерпел изменений в характере, не пережил эмоциональную ломку, ни-че-го не произошло. И этот роман считается знаковым, его захваливают, его оценивают очень и очень высоко. Повесть Гуляковского написана по всем правилам драматургии. Очевиден конфликт, сюжет напряженный, мы видим переживания и развитие персонажей, и в конечном итоге трагические последствия при попытке разрешить конфликт и счастливое (не очень) решение конфликта. В конце у читателя остаются эмоции и впечатления в отличие от романа Эдем. Повесть Гуляковского оценивается как «плагиат» на основе имен персонажей. Причина тут очень простая — в Эдеме много каких-то событий и практически не описываются переживания героев, динамичность всем нравится, хоть она и не имеет под собой никакого глубинного смысла. В повести Гуляковского именно эмоции героев выдвинуты на первый план — скукота, подавайте сюда «экшн». Я уж не говорю про измышления вроде «надо было просто представить себя на Земле», законы физики никто не отменял, в повести описаны условия задачи и телепортация на землю там не значилась. Тем более, что иной разум устранился и предоставил землянам действовать самостоятельно. И именно законы физики мешают людям «телепортироваться» на Землю. Смысл в повести как раз в том, что решение может быть простым и очевидным, но зашоренность мешает увидеть этот путь, заставляя идти стандартным путем. В-общем, над любым произведением стоит размышлять. И когда люди говорят, что отечественные писатели не умеют в фантастику, я здесь вижу просто отсутствие желания думать. Лишь бы попроще и повеселей. | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
stas-no, 10 января 2017 г. в 00:41 | ||||
Добротный роман. Такая качественная «жанровая» проза. Вполне себе научная фантастика, с некоторым ретро вкусом, но без каких-либо признаков советскости в идеологической области (возможно, они убраны, посольку читал в издании послесоветском). Сюжет нельзя назвать изобретательным, и даже связности первой и второй части я почти не вижу (полет к Альфа Гидры воспринимается как отдельный квест мало связанный с Реаной, а скороговорка в самом конце романа, объясняющая связи двух планет, выглядит очень искусственной). Основная удача романа — идея с синглитами, которые суть информационные копии, снятые с живых людей и способные продолжать дальнейшее существование и развитие в почти идеальных условиях. Тут одновременно соединяются два направления: сохранение личности человека как информации и возможность переноса этой информации на некую биологическую субстанцию, более долговечную и менее болезненную, чем человек. А по сути решение проблемы долгожительства и частичного бессмертия. Современным трансгуманистам роман должен понравится, поскольку синглиты — законченные трансгуманисты (личности, но уже и не люди в биологическом смысле). | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
Нортон Коммандер, 01 мая 2012 г. в 00:11 | ||||
«Сезон туманов», как отдельная повесть, смотрится гораздо выигрышней и мощней, чем как часть «Хроник инспектора Ротанова». У меня сохранилось впечатление о книге именно как о повести, журнальном варианте. Книга действительно поражает. Это сочетание твёрдой научной фантастики с какой-то беспросветной, безнадёжной готикой (идея о вампирах расцветает новыми образами). Основных героев немного, но все они прописаны чётко. Главный герой Ротанов — инспектор, привыкший решать проблемы в одиночку и принимать нелёгкие решения. Анна — девушка, одна из немногих верящая в «светлое будущее». Филин — партизан, вся жизнь которого — борьба. Безумный Инженер. Синглиты, с их непостижимой нечеловеческой логикой. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) И мы так и не знаем, как именно разрешилась ситуация, ведь другие части цикла повествуют уже о других сюжетах из жизни Ротанова.Поразительны превращения и внутренние переживания Филина, мир синглитов, показанный его глазами. Заставляет задуматься незавершённость — Ротанов остаётся один, чтобы дождаться Олега, который прибудет через полгода. | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
Fiametta, 18 марта 2011 г. в 09:19 | ||||
Может и жаль, что я не прочла эту книгу в двенадцать лет. Какой увлекательный сюжет, какие живописные описания чужой природы (жалко, что в сюжете не сыграли большую роль деревья, запасающие информацию), какая своеобразная психология у чужой расы, и какое у них удивительное искусство (невозможное для людской физиологии). Книга — один из немногих советских фантастических боевиков, повороты сюжета почти непредсказуемы, а загадки чужой биосферы становятся понятны только на последней странице. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) По-моему, автору не удалась любовная линия — мы не видим начало этой любви и на последних страницах должны верить автору на слово, что она есть и уже давно. Интересно проследить, какой автору представляется картина будущего (и о какой картине будущего тогда дозволяли печатать — никакой свободы печати в 1979 году еще не было). Земля объединена, но есть риск деградации далеких колоний. В книге нет слова «деньги», но мелкие служебные интриги для людей возможны.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Самое сильное в романе — история Филина. Жизнь синглитов своеобразна, но и синглит может быть счастливым. Но чем больше радостей в новой жизни, тем страшнее для него — что, может быть, ему придется поднять оружие против своего прежнего народа. Для меня эта сюжетная линия — метафора эмиграции. Жизнь, полная новых, невозможных прежде, радостей, на берегу прекрасного моря, но больше нет дома, и, может быть, придется поднять оружие против своего прежнего народа. Для меня в реальной жизни главный аргумент против эмиграции — а вдруг придется стрелять в своих бывших соотечественников. Впрочем, метафора здесь неполная — Филин стал синглитом не по своей воле, а эмиграция очень часто добровольна. | ||||
| ||||
«Чужие пространства» |
| |||
Nihilith, 22 октября 2010 г. в 13:56 | ||||
Странно читать отзывы по мешанину и прочее. Первый раз прочитала книгу учась еще в школе и даже в том возрасте далась весьма легко, читала в захлеб. В особенности упивалась атмосферой...описание умирающих и опустевших городов... И как было сказанно одним человеком более старшего возраста — при совке многое нельзя было писать и говорить открыто. Поэтому наших фантастов того времени нужно уметь читать между строк. | ||||
| ||||
«Веста» |
| |||
dycost, 15 августа 2007 г. в 13:56 | ||||
Первая вещь у Гуляковского, которую прочитал. очень грустно-эмоциональная повесть, цепляет аж за поджелудочную железу. сейчас Гуляковский пишет уже какую-то чушь, последнее, что пытался прочесть — Лабиринт миров, после десяти страниц захолось блевать сахарным сиропом | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
k2007, 25 марта 2022 г. в 09:45 | ||||
Отличный роман, советская космоопера в своем лучшем виде. Далекая колония, где люди живут трудно, по при этом остаются людьми. Инспектор, который помнить свой долг, но при этом помнит, что он человек. Загадка, которую не решить, стреляя во все живое. История о людях будущего, у которых есть гордость, любопытство, стремление оказаться правым, но нет подлости и глупости. Эти люди могут ошибаться, но они не могут предавать. | ||||
| ||||
«Веста» |
| |||
Sir Shorris, 27 июня 2020 г. в 03:23 | ||||
В голове еще не успели уложиться все впечатления, оставшиеся после прочтения этой повести, но одно я могу сказать с уверенностью — это один из самых ярких и запоминающихся сюжетов, с которыми я успел познакомиться на данный момент и в отечественной, и в зарубежной научно-фантастической литературе! В моменты соприкосновения с текстом я все пытался проанализировать: почему эта повесть настолько меня захватывает, будоражит воображение, играет на каких-то глубинных «струнах души»? Да, мне нравится «Сезон туманов» в журнальной версии, как отдельное самостоятельное произведение. Еще больше мне нравятся «Белые колокола Реаны»... «Шорох прибоя» давно был отложен к прочтению, но я никак не ожидал, что это произведение — лично на мой взгляд — окажется еще более глубоким и впечатляющим. Я думаю, что дело в правильном соотношении: с одной стороны — завораживающая идея, динамика, изобилие внешних приемов и атрибутов, характерных для приключенческого и детективного жанра, выраженная романтическая линия; с другой — мощное внутреннее содержание, экологический посыл произведения... Для автора вообще характерна тема поиска возможных путей сосуществования человека и проявлений иного разума, находящегося за гранью нашего восприятия (синглиты и люссы в «Сезоне туманов», растения, подчинившие себе время в «Белых колоколах...»). Но здесь этот вопрос достигает особенного драматизма. Возможно потому, что действие происходит на Земле и человек является прямым виновником всех происходящих событий. Через призму контакта с «иными» Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) автор не только предлагает свое, фантастическое, объяснение скачкообразного движения хода эволюции, но и показывает все слабые стороны современного человека, нещадно загрязняющего окружающую среду и до сих пор предпочитающего разговаривать на языке силы и обмана. Способны ли мы к контакту на «высшем» уровне, или нам к этому еще идти и идти? Так ли человек всемогущ, если он до сих пор уязвим даже перед самим собой? «Она знает все, о чем я думаю. Это трудно выдержать. Но раньше я этого не замечал — не замечал потому, что мне нечего было скрывать от нее. Наверно, люди еще не готовы к такому уровню общения, может быть, когда-нибудь, через тысячу лет...» — древнейшими разумными микроорганизмами, появившимися в водной среде нашей планеты задолго до человека — Помимо этого, в «Шорохе прибоя» Гуляковский очень метко затронул темы человеческого одиночества и бессилия, способности и неспособности навсегда отпустить близкого человека, вычеркнуть прошлое, начать жизнь с новой исходной точки («Человек без прошлого не имеет права жить сегодняшним днем, сначала он должен отыскать свой вчерашний...»). А сколько здесь метафор, которые воспринимаешь сердцем... Море... Гладкое и спокойное... То море, откуда «пришла» и куда «ушла» Веста. Сны, которые видел главный герой... «- Ты спишь милый? Можно я немного побуду с тобой? — Я не вижу тебя! Где ты? — Меня нельзя увидеть, но я здесь, с тобой. Ты все время думаешь обо мне, и вот я пришла... — Я хочу тебя видеть. Ответом мне было молчание, только огни мерцали в темной глубине, как яркие южные звезды.» Да, это то «море» которое иногда забирает к себе наших близких... P.S. Конечно, справедливости ради скажу — небольшие огрехи в этом произведении присутствуют. Есть парочка нестыковок, самопротиворечий, шероховатостей и т.д. Я не буду останавливать на них свое внимание. Сначала эти недостатки бросались в глаза, но когда я увидел общую картину, понял — на фоне сильнейших художественных достоинств они незначительны. Поэтому для меня это десятка. Не объективная, а субъективная — по общему эмоциональному воздействию. Что касается переработки текста автором — мне известно как минимум две редакции этой повести, отличающиеся друг от друга иногда целыми абзацами. Первая редакция — в журнале «Искатель», 1982, №1. Вторая редакция — в сборнике «Остров пурпурной ящерицы» из серии БСФ, 1984. Я сравнивал обе — сказать какая лучше не могу. Во второй — язык чуть изящнее, предложения чуть стройнее, но не хватает многих удачных развернутых моментов первой версии (хотя есть и свои). Главное же отличие в том, что во второй редакции имя и фамилия главного героя изменены с «Глен Лонгаров» на более европеизированные «Глек Лонгар», а город, в котором разворачивается действие, назван «средиземноморским провинциальным городком». И в той, и в другой версии повесть называется «Шорох прибоя». А ведь в 1989-м году она была издана уже под названием «Веста». Вполне возможно, что текст поменялся и в третий раз! | ||||
| ||||
«Звездный мост» |
| |||
Алексей1965, 15 сентября 2014 г. в 14:10 | ||||
Мне кажется, лучше всего подходит оценка «ничего». Вполне читабельно. Сюжет — ничего. Герои — ничего. Язык — ничего. Ну, прочитал. Дальше читать неохота. Вроде не плевался. Не цепляет. Герой — вялый супермен. Как это возможно? С одной стороны — «крыса из нержавеющей стали». С другой — рефлексирующий интеллигент. Вокруг него гибнут люди. А он, вроде бы делая великое дело, все время действует без какой-то внятной логики. Рояли в кустах — постоянно. При этом элементарные вещи — не делает. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Так, например, какие-то люди нападают на центр обработки новобранцев (и фактически спасают жизнь ГГ), а его даже не интересует — кто это был, зачем, случайно или нет — при том, что вроде бы все под колпаком у «Феникса». На женщин реагирует как сексуально озабоченный подросток, легко вступает в случайные связи (никак не провоцируемые со стороны женщины!) и тут же влюбляется на всю жизнь, ставя под угрозу выполнение важнейшего задания. Это никак не назовешь бредом или халтурой. Но — какое-то «одноклеточное». В общем — желание читать дальше не возникло. Хотя действие явно не завершилось. | ||||
| ||||
«Чужие пространства» |
| |||
Visor., 15 сентября 2013 г. в 16:52 | ||||
Многие из комментариев говорят, что это неудобоваримая мешанина... Зря. Автор показывает нелинейность сюжета, не все вещи разжёвываются -- их необходимо додумывать самому. Смысловая нагрузка в книге лежит совершенно не в экшенах и сценах баталий, а в способности читателя разбираться во внутренней борьбе главного героя. Честно говоря, когда читал книгу впервые, то тоже казалось, что некоторые главы, куски текста вообще не состыкуются друг с другом... НО! Немного мысленных усилий и всё в сюжете становится свои места. Большое количество намёков и полунамёков в книге быстро пропускаются невнимательным читателем. Но если пытаться не просто читать как очередную расслабляющую книгу, а хоть немного думать, пытаться всё связывать и делать выводы, то можно подчерпнуть для себя достаточно многое. Чтиво действительно интеллектуальное, а не для расслабления. Считаю книгу шедевром его творчества. Перечитывал книгу и с удивлением заметил некоторые связи, которые остались во время первого прочтения без внимания. Остаётся только удивляться, как ты это не заметил, читая книгу впервые... Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) На вопрос: «Сколько раз встречался Сэйрос в книге?» -- мне очень редко давали правильный ответ. Кто уже прочитал книгу, пусть сам задаст его себе. Скажу так -- он в книге встречался намного чаще, чем «в пустыне» и «на корабле». И окончание книги также очень неожиданное и интересное. Короче говоря, ставлю этой книге, максимальный балл [10 из 10]. P.S: также у Евгения Гуляковского есть более позднее продолжение книги -- «Чужая Планета». На мой взгляд, она просто не годится на роль продолжения книги. Не тот стиль написания и немного извращена первоначально открытая тема внутреннего мира героя. Акцент смещён в сторону экшена. Суть моего постскриптума состоит в том, чтобы читатели не портили себе впечатление о цикле «Чужие Пространства» чтением «Чужой Планеты». | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
pava999, 28 ноября 2011 г. в 18:47 | ||||
Роман приятно удивил. Я ожидал от фантастического боевика второсортного чтива, а получилась крепкая фантастика. И вообще, в романе есть много сильных моментов: 1. История Филина. Его психическая трансформация, тоска по себе прежнему. 2. Ротанов в конце книги. Как он постигает горькую истину. 3. Поступок инженера и как на него отреагировал Ротанов. 9 ставлю за то, что первая часть не вписывается в роман и значительно слабее второй и третьей. | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
Babai, 20 марта 2010 г. в 15:03 | ||||
Из минусов: схематичность персонажей, возможно сознательная — мне так показалось. Характерна для целого ряда советских фантастов 70-х гг. Из плюсов: достаточно яркий слог, чтобы читалось со вкусом (советская школа!), очень редко скатывающийся к упрощенности переводной палп-фикшн. Буйство фантазии — главное, за что ценю научную фантастику. Устарелость антуража минимальная, чтобы не резать глаз при чтении. Атмосфера загадочности, нереальности (на которую работает и непрорисованность характеров персонажей — все как сквозь рельефное стекло). Миниморум «воды» — явно писалось от души, а не для заработка, словоблудие отсутствует. Как следствие, высокий темп развития сюжета, насыщенность действием. Небольшой провис в середине книги проходится легко. Прекрасный образец некоммерческой фантастики. | ||||
| ||||
«Прометей» [Цикл] |
| |||
ardon, 18 марта 2009 г. в 21:59 | ||||
Интересная трилогия получилась у Автора. Много и плюсов и минусов. Из плюсов: ОТЛИЧНОЕ НАЧАЛО ПЕРВОЙ книги. Завораживающий сюжет. Хорошая интрига. Авторский взгляд на греческую мифологию. Из минусов: Оказывается начало первой книги, это бывшая повесть «Атланты держат небо». Она безупречна, но вот вторая часть этой книги ужасна. Много разных вопросов, которые остались без ответа. Автор начинает развивать сюжет, а потом резко его бросает и начинает развивать другой. То же самое и с героями. В 1 и 2 книге Танаев УЖАСНО подозрительный ко всем героям книг. А в 3 он доверяется всем и каждому. Многих героев автор просто списал на обочину как ненужных. А зря, они очень могли бы пригодится. По поводу языка. Много повторов, особенно про тело Танаева, это утомляет. Часто встречаются противоречия, отсутствует логика. Но в целом живо и без напряг. Трилогия не законченная, цель не достигнута, есть ощущение что должно появится продолжение. Вывод: Книга на одно прочтение. Хранение в библиотеке не обязательно, не шедевр. При прочтение задумываться не надо, иначе разочаруетесь в книги. Я бы даже сравнил эту трилогию с Берроузом Марсиане. Т.е. для детей школьного и старшего возраста. Но ставлю оценку 8. За предыдущие заслуги автора и за почтеный возраст. Все-таки это тоже не мало значит. | ||||
| ||||
«Долгий восход на Энне» |
| |||
k2007, 31 марта 2022 г. в 08:43 | ||||
Советская космоопера, одна из немногих. Дальняя разведка, вооруженные корабли, перестрелки и погони в космосе. Герои, действующие в одиночку, но при этом ведомые гуманизмом. Путешествия во времени, неожиданные встречи и разлуки. Да, сейчас видны недостатки книги (некоторая скомканность сюжета, не очень внятный финал). Но даже сейчас, через тридцать лет, я перечитал книгу с интересом, и не только из-за приятных воспоминаний о прошлом. Это просто интересная книга, с такой идеей, с которой сейчас выходит немного книг | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
Nick Che, 03 декабря 2020 г. в 21:12 | ||||
Великолепное произведение, одно из лучших у этого писателя, второе это «Долгий восход на Энне». Рекомендую. К сожелению, все что написано после 1989 года, показывает увядание творчества... Увы. Лучше бы он вообще ничего не писал потом. Хроники Ротанова просто ахинея. Как будто писал совершенно другой человек. | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
Gorynytch, 19 октября 2020 г. в 23:38 | ||||
Книгу в первый раз прочёл в раннем подростковом возрасте. Тогда она на меня произвела очень сильное впечатление. Во взрослом возрасте почему-то не мог вспомнить ни названия, ни автора. И тут попалась на глаза в интернете обложка, вспомнил, решил перечитать. Страшноватенько было, ведь сами знаете, бывает в детстве «Ах!», а для взрослого «Э-эх...» Но, несмотря на опасения, книга в целом понравилась, хотя и воспринималась совсем иначе. Это было о хорошем, теперь о плохом. У автора есть два жирных минуса. Первый: очень много лишних слов почти в каждом предложении, но этим страдают многие авторы, так что простительно. А вот второй минус очень-очень жирный. Неопрятность в логике повествования, фактические нестыковки. Такого я авторам обычно не прощаю, и бросаю чтение на середине, но тут особый случай: ведь любовь детства... Чтобы было понятно о какой неопрятности и каких нестыковках я говорю. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Например, когда восьмиугольники уже на следующей странице превращаются в шестиугольники... Или главный герой старается в точности повторить отжим и приём во внутрь сока. Интересно, за кем он пытается повторить, ведь единственный раз, когда он мог наблюдать такое, он был ослеплён фонариком и ничего не видел... Или женщина-синглитка уверяет, что, да, она действительно живёт здесь — в полуразрушенной квартире со сломанной мебелью, ибо никаких удобств ей не требуется, а позже выясняется, что синглиты вообще не живут в городе, они там лишь работают и воюют... И такого довольно много. Но всё равно ставлю «7» (а не 4 и не 5) — за смелость идеи о том, что человека можно превратить в нечеловека — и это необязательно зло. Ну и за то, что книга не разочаровала радикально спустя почти четыре десятилетия. | ||||
| ||||
«Чужие пространства» |
| |||
VovaZ, 06 июля 2020 г. в 13:01 | ||||
Роман, к сожалению, не понравился. Здесь пока ещё не пахнет пустой авантюрностью «Затерянных среди звезд», к которой мэтр скатится, увы, на закате своего творчества. Но и философской романтики «Сезона туманов» здесь уже нет и следа. Банальное попаданчество в начале, быстро переходящее в смутные приключения героя в ином мире. Рваный сюжет, с массой логических ошибок. Скучные и занудливые сцены. Удалось осилить примерно треть романа. | ||||
| ||||
«Долгий восход на Энне» |
| |||
amak2508, 07 декабря 2016 г. в 10:11 | ||||
Одна из немногих космоопер советского времени: полеты на край галактики, коллапсирующие звезды, игры со временем, древние расы.... К сожалению, не самая удачная. Нет в ней ни легкости тона, присущей незабвенной снеговской эпопее, ни первооткрывательской увлекательности колпаковской «Гриады». Впрочем, на первых страницах романа фантазия автора только радует: неожиданная встреча на краю галактики с агрессивным Неизвестным, загадочная болезнь сначала приборов и машин, а затем и людей с красивым объяснением увеличения энтропии в этих местах, общий напряженный тон.... Увы, далее повествование скатывается к банальнейшим приключениям отважной пятерки землян на далекой планете — несчастные аборигены и сбрендивший инопланетянин, пожелавший стать властелином планеты. А к финалу оно и вообще превращается в наивнейший детский лепет, способный восприниматься всерьез детьми лет эдак до семи, не старше :). Похоже, получилось как обычно: автор придумал отличную завязку, а остальное решил оставить «на авось», как получится.... В советское время на безрыбье обошлось, сейчас же роман выглядит по меньшей мере беспомощным. Ну, и о ляпах — здесь они даже не расстраивают, а больше восхищают: уже в начале повествования из рассказа капитана космического корабля мы узнаем, что оторвавшись от противника на парсек (!!!), он понял, что ему не скрыться и развернувшись, стал ожидать врага, чтобы принять бой. И в таком духе вся книга.... | ||||
| ||||
«Сезон туманов» |
| |||
Mails79, 30 июля 2015 г. в 10:41 | ||||
По моему мнению лучшая книга автора. Яркие и «выпуклые» герои и нестандартный ход — взгляд с двух противоборствующих сторон. Читал подростком и был очень впечатление, после этого перечитывал несколько раз уже во взрослом возрасте и впечатление не испортилось. | ||||
| ||||
«Планета для контакта» |
| |||
davdav2, 05 января 2015 г. в 20:15 | ||||
Для тех, кому надоели боевики и хочется почитать советскую НФ 70-х. Как часто у этого автора, книга начинается с катастрофы в космосе и с того, что герои оказываются в безвыходной ситуации — одни на чужой планете. Однако, безвыходных ситуаций для наших людей не бывает. Начали разбираться. Разобрались. В повести разрабатывается тема контакта. Он может иметь разные формы. К этому надо быть готовым, но готовым к этому быть нельзя, поскольку проявления разума могут быть самыми непредсказуемыми. Здесь сильная сторона автора — во многих его произведениях встречаются самые разные неожиданные варианты. Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) В данном случае некая цивилизация наделила одного из героев возможностью силой сознания преобразовывать материю и энергию. Одновременно, герои решаю задачу, как вернуться на Землю. Не вернулись, но сигнал послали Написано увлекательно. Особенно начало. Но и середина и конец не то, чтобы сильно затянуты. | ||||
| ||||
«Сезон туманов» [Цикл] |
| |||
Peter VY, 21 апреля 2014 г. в 17:19 | ||||
В детстве книга произвела потрясающее впечатление. У меня сыну 15 лет. Поэтому я сейчас иду по новому кругу. Цель простая. Прежде чем рекомендовать что то для чтения сыну хочу быть уверен на 110%. Тем более опыт показывает, что некоторые произведения которые с удовольствием читал в детстве — для современного ребенка совершенно нечитабельны, а некоторые полная мура (мне было обидно почти до слез но когда я перед тем как порекомендвать сыну перечитавал Таинственный Остров Жуль Верна — был в шоке неужели я когда то зачитывался этой ахинеей, когда то была общепризнанным шедевром! ???). Очень Приятно что многие произведения подтвердили свой высочайший класс. Дом скитальцев. Лунная радуга и Сезон туманов. Все не без потерь -2--4 балла от «12» :) от детских впечатлений по 10 бальной шкале. | ||||
| ||||
«Планета для контакта» |
| |||
Reading, 17 октября 2013 г. в 13:07 | ||||
Честно говоря от этой повести я ожидал большего. Большего в смысле самого контакта, ведь по сути здесь практически ничего не сказано о самой внеземной цивилизации. А ведь судя по тому немногому, что о ней было написано, неплохо было бы, на мой взгляд, расширить повесть, либо же написать продолжение и добавить туда более глубокий контакт. Ну а если говорить о том, что есть, то я не скажу, что повесть так уж плоха. Читается довольно интересно, каждая глава, по сути, какое-нибудь новое открытие на неизвестной планете, кусочек огромного пазла, который людям необходимо максимально собрать, учитывая все свои знания, чтобы остаться в живых, выбраться с этой планеты и вернуться домой. Понравился самый конец — как все-таки людям удалось добиться цели. | ||||
| ||||
«Чужая планета» |
| |||
Visor., 15 сентября 2013 г. в 17:19 | ||||
Ох... Читал «Чужие Пространства» -- шедевр в своём роде! С нетерпением взялся за продолжение... и тут меня поджидало разочарование... Главный герой уже не торт... Нет... он остался тем же, но его характер, волю к жизни, его стремления просто взяли и извратили. Такое ощущение, что читаешь про совершенно другого героя, который вообще оторван от предыдущей книги. Основной акцент делается не на внутреннем мире героя, а на экшене и ... скажем так... желаниях героя... Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть) Моральная планка ГГ упала ниже плинтуса, чего быть просто не может по результатам чтения первой книги. Появились высосанные из пальца побочные персонажи, появился какой-то супермеч... Сразу стал суперчеловеком... Захотел -- и оставил любимую девушку калекой! Во какой молодец! Просто сказка, а не герой! Я уже не говорю о способности самопожертвования, ради любимой... Всё идёт вразрез с логикой предыдущей книги. Ну где сила духа, где желание цепляться за жизнь, где умение сопротивляться обстоятельствам? Всё жирно зачёркнуто и переписано наново. Как сказал «dycost» -- и я с ним согласен: «правильнее рассматривать этот роман отдельно, а не в серии». Отдельно он действительно удобоварим, а вот в серию он никак не вписывается, увы... да и концовка не только как минимум странная и непонятная, но и с претензией на продолжение... Оценка самой книги отдельно от цикла [6 из 10]. Если же рассматривать её как продолжение серии, то моя оценка [3 из 10]. | ||||
| ||||
«Обратная сторона времени» |
| |||
sokol795, 19 августа 2012 г. в 22:20 | ||||
Произведение пропитано горечью Гуляковского по поводу политических и экономических преобразований в нашей стране. Писатель воспринимает эти преобразования не иначе как вторжение тёмных сил и к месту и не к месту вставляет в книгу свои мысли об этом. Сам роман получился невзрачной кашей. Вместо того чтоб уделить больше внимания центральной интриге, придумать как сделать её интересней — автор начинает детально расписывать абсолютно проходные события, а центральная идея в итоге просто утонула и изчезла. Если Гуляковского заставила нужда состряпать такое пресное варево, то это его как-то оправдывает. Если же нет — значит вторжение зацепило и его, а людям же думаю нужен романтик Гуляковский из Чужих Пространств. | ||||
| ||||
«Чужие пространства» |
| |||
noise, 31 августа 2011 г. в 23:36 | ||||
Что-то невнятное и сумбурное. Вроде и сюжет есть, но нет перехода от сцены к сцене, то ГГ в одном мире удирает от кого-то, то он уже в другом мирно с кем-то беседует. Роману явно не хватает целостности, словно читал кучу маленьких рассказов про одного и того же героя. Читать продолжение желания нет. | ||||
|
Страницы: [1] 2 3 4 5 6