Кризис в фантастике Причина


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Кризис в фантастике? Причина пятая
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кризис в фантастике? Причина пятая

Статья написана 3 ноября 2010 г. 14:16

Вернемся к способам борьбы с кризисом, предпринятых пару лет назад издателями и торговцами. Все они понятны и испытаны в бизнесе, и все привели к еще худшим последствиям.

Итак, что вам нужно делать, если вы бизнесмен, ваш товар раскупают плохо, прибыль падает, а расходы растут. Самое глупое, что вы можете сделать — повысить цену на единицу товара, надеясь, что раз уж товар покупают хуже, то вы сможете вывести свои прибыли на прежний уровень, получая больше прибыли с единицы проданного товара. Любой экономист скажет вам, что это должно привести к дальнейшему падению продаж. Тем не менее, за последние пару лет цены на фантастическую литературу выросли в среднем процентов на 50-60, что заметно превышает уровень инфляции в России и в Украине. Естественно, продажи фантстики упали еще больше.

Чтобы повышение цен было не столь заметным читателю, можно провести ребрендинг серий. Вместо МиМ, давайте сделаем серию КФ, потом закроем ее и сделаем серию ММиМ. Каждый раз поднимаем цену повыше, а заодно постараемся втюхать наивному читателю первый том некоего автора раза три. Прекрасный прием, но больше одного раза он работает с трудом, а затем читатель начинает с недоверием относится к новинкам, не покупает первые тома и выжидает, чтобы купить весь цикл сразу, а издательство, разочарованное плохими продажами первых томов, в очередной раз закрывает серию, не издав ее до конца.

Еще один хороший способ — снизить себестоимость продукции. А поскольку уменьшить расходы на бумагу и полиграфию сложнее, начинают экономить на переводчиках, корректорах, а то и на авторах, активно сотрудничая с теми, кто готов удовлетвориться минимальными гонорарами. Качество и уровень выпускаемых книг стремительно падает.

Итак, издательство выпустило второй том некоего автора в другой серии по сравнению с первым томом, с плохим переводом, на паршивой бумаге, заломило цену повыше, книготорговля добавила свой процент, и издатель с торговцем радостно ждут покупателя. Увы, этот гад не желает брать долгожданную новинку, и книга пылится на полке магазина или склада месяц, пол-года, год. Куда же ее девать? Конечно, в стоковый магазин! Надо же вернуть хоть часть денег. Все верно, вот только покупатель, купивший несколько томов серии за полную цену, а затем обнаруживший их в три-пять раз дешевле в стоковом магазине, тоже не дурак. Новую книгу в этой серии он безусловно не будет покупать сразу, а будет терпеливо ждать ее в стоках. И чем больше книг этой серии или автора попало в сток, тем больше покупателей придет к таким выводам,  и тем хуже будет продаваться новая книга автора.

Таким образом, пятая причина кризиса — ОШИБОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ИЗДАТЕЛЕЙ И ТОРГОВЦЕВ





162
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 15:46

цитата kkk72

это должно привести к дальнейшему падению продаж


Там нелинейная зависимость — сначала продажи падают, но прибыль растёт. Однако после достижения определённого уровня цены, товар просто перестают покупать и прибыль падает вместе с продажами.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 17:37
Согласен. Классический пример — С/с Филипа Дика. Ведь издай его в ОО — и народ бы уверенно покупал
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 20:39
А вот здесь ты не прав. Дика — это тебе не Азимов и не Гаррисон, его собрание сочинений будут брать только те, кто знает кто это такой. Поэтому нет никакой разницы ОО или своё собрание, причём своё собрание может привлечь внимание тех, кому ОО в принципе не интересно.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 21:56
Мда, только цена на Дика при этом в полтора раза больше, чем у последних ООшек. И это решает дело не в пользу Дика.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:04
Так ты тогда говоришь неверно — дело не в серии, а в цене.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:30
Верно. Но если бы Дик вышел в ОО, он не стоил бы столько. Да, бумага чуть лучше, супер сколько-то стоит, но все это отнюдь не на 150 рублей разницы. Резко изменить цену в пределах серии гораздо сложнее, чем открыв новую серию.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2010 г. 00:02
Не стоил бы. Но был бы оформлен ОО, что сужало бы круг читателей.
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2010 г. 00:08
Вот так он сильно расширен. В Харькове Дик категорически не продается и именно из-за цены.


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 16:05
Пока лучшая причина))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 17:37
Если бы все органичивалось только этим:-(
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 18:26
Не согласен. Вы оцениваете субьективно — ко мне подходит значит правильно, не подходит значит где-то есть ошибка. Если смотреть обьективно, как делает автор(за что ему большое спасибо) причины действуют в комплексе, и нельзя какую-то опровергнуть или сказать что она совершенно не влияет на ситуацию. Пока что я со всеми причинами полностью согласен...


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 20:40
Стоит заметить, что проблему стоков, по моим данным то же Эксмо знает и реально готово уничтожать тиражи, но не скидывать их в сток.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 21:57
Типичные сволочи. Хотя с точки зрения бизнеса все верно. Тем не менее, я наловил немало эксмовских книг в стоках
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:04
Это временно
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2010 г. 13:46

цитата Dark Andrew

Эксмо знает и реально готово уничтожать тиражи, но не скидывать их в сток.
Тогда для меня лучше вообще обойтись без этих книг, чем платить за них бешеные деньги. Тем более, в электронке всё равно будет, если очень припечёт — прочту.
Интересно, тираж Ротфусса весь продался, или тоже частично пошёл под нож?
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2010 г. 13:50
Под нож он пойти не мог — слишком мало времени прошло, чтобы говорить о таких мерах.


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:07
Как издатели и торговцы не могут понять, что доверие обманутого покупателя вернуть очень сложно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:31
Вот этого я не понимаю. Видимо, рассчитывают, что деться читателю все равно некуда.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 10:20
Между тем, все очень просто. Покупатель все равно будет считать себя обманутым, как бы издатель из штанов не выскакивал, пытаясь «сделать для него хорошо». А раз так, зачем стараться для этих неблагодарных сволочей? :-)))
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 15:05
Тем не менее, у тех, кто пытается хоть как-то учесть интересы читателей, тиражи потихоньку растут, даже несмотря на все проблемы в книжной торговле. А те, кто кидает читателей раз за разом, уже и 3 тысячи продают с трудом.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 15:16

цитата kkk72

Тем не менее, у тех, кто пытается хоть как-то учесть интересы читателей, тиражи потихоньку растут, даже несмотря на все проблемы в книжной торговле.

Имеются в виду «Армада» и С.Т.А.Л.К.Е.Р.?
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 15:55
В первую очередь «Армада». Казалось бы, что сложного: продвигать и развивать одну-две серии, сохранять оформление. А ведь действует! Сравните типовые тиражи Армады два года назад и сейчас.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 16:01
Восторгаться успехами «Армады» как-то не хочется. Подобная издательская политика действенна только в секторе чтива, потакающего низменным вкусам. Для более менее интеллектуальных текстов это не пройдёт (особенно — для более).
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 16:04
Хм. А почему единое оформление серии действенно только

цитата Крафт

секторе чтива, потакающего низменным вкусам.
? То же Эксмо раскрутило серию Интеллектуальный бестселлер. И в ней неплохо продаются тексты, которые, будучи изданы в несерийном оформлении, мало кого заинтересовали бы. Почему нельзя вести ту же политику при издании фантастики?
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 16:23
Не думаю, что дело в одном только оформлении.
А перспективы «Интеллектуального бестселлера» не кажутся мне столь уж радужными. Да, серию заметили, у неё есть постоянные покупатели. Но их немного, роста количества читателей, а значит роста прибылей ожидать не приходится, а затраты на переводные тексты достаточно высоки. Серия будет жить пока в издательстве будут её поддерживать — поддерживая своё реноме издательства для интеллектуалов. Но любой кризис если не убьёт её вообще, то приведёт к серьёзным проблемам.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 16:13

цитата kkk72

Казалось бы, что сложного: продвигать и развивать одну-две серии


Могу дать только один совет: попробуй, раз ничего сложного. :-)))
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 21:02
И вообще, если тебе жмут туфли, сперва научись делать их лучше, а потом ругай сапожника.:-))) Неконструктивно
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 21:23
Почему же? Вполне конструктивно. В лучшем случае оппонент может даже задуматься: так ли уж это просто -- сшить туфли GEOX. Или все-таки требует неких специфических усилий и знаний.
 


Ссылка на сообщение9 ноября 2010 г. 22:05
Увы, эпоха натурального хозяйства прошла. Каждым делом должен заниматься специалист. Что не мешает потребителю оценивать работу этих специалистов и голосовать рублем
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2010 г. 11:04
Оценивать и голосовать -- это да, я сам всегда «за». Но бурчать «да чего там сложного» обычно после такой тирады прекращают.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2010 г. 11:52
Я понимаю, что все не так просто. Но в первую очередь я хотел сказать, что креативность и новые идеи по созданию и оформлению серий далеко не всегда себя оправдывают. Иногда принцип: стабильность — признак мастерства, оказывается наиболее верным
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2010 г. 11:58
В такой формулировке абсолютно согласен.


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:22
Из статьи Сергея Шикарева «Перемена книг и книги перемен» («Если», №9, 2009):

цитата

«Характер воздействия текущего кризиса (финансово-экономического — А.К) схож с кризисом десятилетней давности, а потому стратегические ходы издательств, предпринятые в то время, будут сегодня особенно поучительны. Тем более что память о тех событиях у непосредственных участников жива и во многом определяет их сегодняшнюю реакцию. Тогда столкнувшиеся с нехваткой денежных средств издательства были вынуждены пойти на сокращение расходов. Стратегия, возможно, и не самая эффектная, зато беспроигрышная <…> приоритет в издании отдан тем авторам, кто уже доказал свою коммерческую успешность и имел некоторое количество неизданных романов в запасе и/или был достаточно талантлив и работоспособен чтобы их быстро написать. Именно тогда сложилась когорта наиболее тиражных авторов жанра во главе с Сергеем Лукьяненко, которая сохранилась до сегодняшнего дня практически в прежнем составе. Пробиться в их ряды с тех пор удалось немногим.

Антикризисная стратегия издательств понятна. Очевидно что предпочтения издателей продиктованы потенциальным возможностями продать книгу.

<…> Альтернативной стратегией для издательств стало обеспечение продаж за счет формирования спроса, то есть концентрации усилий на книжном маркетинге, на продвижении серий и работе с авторами»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:34
А Есть ли ссылка на всю статью?
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:44
В сети следов ейных не нашёл. Для себя печатал «с листа». Может попросить Сергея выложить в своей АК?
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:45
Почему бы и нет? Уже прошел год с момента публикации.
 


Ссылка на сообщение3 ноября 2010 г. 23:46
Ща попробую...
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2010 г. 12:07
Пообещал выложить. Говорит, если надо, актуальность сохраняется, и всё такое...
 


Ссылка на сообщение4 ноября 2010 г. 12:36


⇑ Наверх