Вопрос по точке зрения в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «nik_sana» > Вопрос по точке зрения в книге
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вопрос по точке зрения в книге

Статья написана 27 ноября 2010 г. 13:51

Чисто практически интересует вопрос точки зрения в произведении. Стандартный и проходной вариант, с него обычно начинают – это от первого лица. Что вижу, то пою, сама истерю, сама выводы делаю, сама всем аккуратно клею ярлычки... Со временем трансформируется в самый сложный вариант написания. Это когда до аффтора доходит, что личность героя полностью автономна и раскрывать надо её – личность. А не вывешивать, как лифчики и трусы на просушку, свои комплексы, дабы привлечь внимание маньяка из оконца напротив))) Утрирую. Но смысл ясен.

Второй вариант не так прост, но понятен, это вариант третьего лица: «он» пошел, увидел, победил. Вариант вполне себе хорош для описания действия и последовательности событий. Но когда вклиниваются размышления, а часть событий важна для раскрытия сюжета, но не может быть наблюдаема избранным героем?

Собственно, в том и состоит вопрос.

???Как воспринимается «перескок» с ракурса от одного наблюдателя на другу камеру? И как его грамотно обставить?

:-[ Авторские мысли и слова не рассматриваю на данным момент. По ряду причин, здесь не приводимых. Но для меня это отдельный вопрос: насколько допустимо включать себя-автора в процесс в фэнтэзи? Иногда ИМХО происходит разрыв ткани мира. Все же автор, знамо дело, тут, а не там. Автор не эльф, не дракон и не гоблин даже. В общем, это отдельная тема...

Еще раз уточняю: буду признательна за мнения по теме смены точки зрения на события в ходе их описания. Это осложняет чтение? Или наоборот, не осложняет, если перескок идет не на случайного человека, а на одного из значимых и прописанных по характеру персонажей, постоянно упоминаемых в ближней сфере внимания ГГ?

???Сам перескок лучше оформлять отдельной главкой или же вполне себе оно идет внятно в рамках основной непрерывной линии событий? Или лучше плюнуть на события и позже втюхать их герою чьими-то словами, но сохранить его видение непрерывным?

Я не имею в виду то, что весь рассказ ведется от одного лица. Но именно перескоков в описании одной цепочки событий, в рамках одной главы.

Примеры:

???1 некто прибывает с целью допроса/дознания. Он сам наблюдает допрашиваемого, его настроение и тп. Далее допрашиваемый вспоминает уже от себя и не в диалоге. Перескок оправдан, но как оформлять? Главой отдельной – фи, диалогом – ну всех достать можно таким длинным статичным диалогом...

???2 герой отбывает куда-то (срочно уезжает, падает в обморок, получает ранение и тп) но цепь событий не прерывается, знамо дело. Наоборот, тут и выясняется, что героя обманули, подставили и подвели. Что есть иной взгляд на события, взгляд оппонентов и он тоже имеет право на существование.

???3 просто часть цепочки событий хочется в силу ряда обстоятельств – например, разности типа восприятия и реакций, и оценок – дать от другого лица. Скажем, упомянутый дознаватель – он взрослый и циник. А вот его младшая сестра ребенок и видит иное и иначе, мне это важнее в данный момент...

Возможно, вся тема надуманная и не стоит внимания. Но мне сейчас она важна.

буду рада мыслям. Спасибо заранее^_^





173
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 ноября 2010 г. 14:44
Перескоки не напрягают, обычно радуют- читать интеренее, взгляд объемнее.
Единственное что хотелось бы- что бы такие перескоки, если они есть, были системными, вписанными во всю ткань произведения. Легкую непонятку и раздражение вызывает, когда вся книга от одного лица ( неважно чьего), и вдруг в единственной короткой сцене такой вот перескок. И дальше все по -прежнему. Ощущение- «что это было? И зачем?»

Самый сложный для меня вариант оформления оказался в «Порою блажь великая» Кизи. Там переход от внутреннего восприятия одного героя (длительного) к восприятию другого героя (длительному) совершается вообще без всяких маркеров и намеков, в сплошном тексте. Успеваешь прочитать несколько абзацев, и только потом начинаешь замечать, что что-то не то, события вроде с тем персонажем не очень стыкуются, да и язык вроде неуловимо отличается, возвращаешься...
За полкниги вчитываешься даже в такую систему и определяешь принадлежность взгляда уже автоматом. И ощущение от книги- полный восторг.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2010 г. 14:47
Спасибо))) Как раз их много и я страдаю: убрать все непосильно. И вроде — не надо... Но прежде этого варианта повествования не использовала сознательно, а тут взялась повторно дорабатывать и увязла. У меня привычка, все сделанное откладвать на 3-6 месяцев, чтобы остыть и глядеть ровно и без пристрастия на сделанное... Вот и взглянула
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2010 г. 15:20
Дурацкий вопрос от человека, максимально далекого от литературного творчества 8:-0
А если прикинуть количество точек зрения (включая авторскую) и примерное соотношение их объемов в рассказанной истории, обращая внимание на главность/второстепенность персонажей, это не может помочь в оценке и баллансировке ?
Ведь в зависимости от этого общий эфект может сильно меняться (ну, чисто по ощущениям :-)).
Типа преобладающая роль авторского взгляда ближе к традиционной литературе, основная роль точек главных персонажей- ближе к психологической (ведь их восприятие дополнительно их характеризует и раскрывает), основной объем с точки второстепенного или равномерная представленность всех более менее значимых точек, такая постоянно изменяющаяся точка- новые интересные эффекты.
 


Ссылка на сообщение27 ноября 2010 г. 15:49
У меня и возникла проблема потому, что весь рассказ о двух типах сознания, одно человечье, другое коллективное. И взгляд на одни и те же события для них совсем разный... Вот и страдаю. Пытаюсь аккуратно разрулить по главам и сделать переходы внятными.


Ссылка на сообщение28 ноября 2010 г. 10:54

цитата

Как воспринимается «перескок» с ракурса от одного наблюдателя на другу камеру? И как его грамотно обставить?

Классическим примером постоянного перемещения камеры может послужить «Миссис Деллоуэй» В.Вульф. Причем там переходы с одной «камеры» на другую вообще никак в тексте не выделяются, что, конечно, создает трудности при чтении. У меня студенты постоянно жалуются, что очень трудно разобраться, в какой момент кто является «включенной камерой», у Вульф перемещения иногда в пределах одного абзаца текста происходят. Для читателя конечно, легче вариант с обозначениями персонажей-повествователей (хотя бы пропущенной строкой). Другой вопрос, не приведет ли это к: а) чрезмерному дроблению текста на кусочки; б) к дублированию событий, передаваемых от лица разных героев. Хотя я читала книгу-фэнтэзи, в которой главный интерес был в том, как оценивают одно и то же событие два героя и дублированный рассказ об одном и том же нисколько не мешал.

цитата

это вариант третьего лица: «он» пошел, увидел, победил

Извините, я не хотела бы, чтобы моя реплика воспринималась как поучения, я не знаю, знакомы ли Вы с термином «несобственно-прямая речь». Вот это оно самое, от третьего лица, но понятно, что некоторые моменты могут идти только изнутри героя. Применялся прием очень активно, особенно в начале ХХ века.
Ааа, чуть не забыла (опять не знаю, читали Вы или нет) Б. Успенский «Поэтика композиции». Названия глав: точка зрения в плане идеологии, точка зрения в плане фразеологии, ТЗ в плане пространственно-временной характеристики, ТЗ в плане психологии, взаимоотношения точек зрения на разных уровнях художественного текста.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2010 г. 14:37
Спасибо, очень полезно. буду читать рекомендованное.

цитата Шолль

«несобственно-прямая речь»

О да, это я понимаю. Собственно, с этого и начался интерес. Когда я себя просматриваю и вижу две точки зрения с явным присутствием внутренних невысказанных вслух оценок/душевных движений, я начинаю напрягаться. То ли бить на фрагменты, то ли переделывать, то ли упрощать и жертвовать одном из ракурсов. В целом делаю все перечисленное, по обстоятельствам.
Еще раз спасибо!
 


Ссылка на сообщение28 ноября 2010 г. 17:04
Не за что.:-)
Думаю, что Успенский очень поможет, в главе про фразеологию он рассамтривает примеры совмещения точек зрения в рамках даже одного предложения.
Всяческих успехов в работе!


⇑ Наверх