О некоторых перегоревших


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Godcatcher» > О некоторых перегоревших (размышления)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О некоторых перегоревших (размышления)

Статья написана 12 января 2011 г. 13:27

В моей жизни случались люди, которые загорались писательством, захлебывались идеями, начинали писать, писать, писать, а потом сгорали и чахли, сбивались с криков на бессвязный шепот и постепенно затихали.

Один из них, Саша Штейн, подсадил меня на тонкую писательскую иглу в далеком 1990-м. Однажды он притащил коротенький рассказ — пародию на Кинговское «Сияние», и, пока я разбирал корявый почерк на мятых листах в клеточку, не сводил с меня восторженных глаз. Я был его первым читателем, но и он стал для меня первопроходцем. В тот день я вдруг понял, что тоже могу взять в руку ручку, сложить в предложения, абзацы и главы те мысли, те фантазии, что роились у меня в голове. Чудесное явление, скажу я вам. В глазах Саши Штейна горели огоньки идей, кончики моих пальцев покалывало от нетерпения. За лето мы исписали пять или шесть тетрадей на 96 листов (все рассыпалось в прах при переезде с севера в Краснодар).

Еще двое друзей — супруги Захаровы — оседлали творчество в начале своей совместного проживания и, гонимые тщеславием и фантазиями, за несколько лет оставили в истории тысяч пять страниц машинописного текста. Писали и пародии, и фантастику, и фэнези, и детективы (иронические и психологические), страдали от влияния По, Вудхауза, Муркока, Гарриссона, Кинга, Пелевина — но сквозила в их мечтах одна единственная мысль — когда-нибудь увидеть свои тексты на бумаге. Кажется, в какой-то неуловимый момент мысль о публикациях затмила творчество, и это послужило началом конца.

Третий знакомый по имени Ваня мечтал написать что-нибудь в стиле Олди, увлекся фольклором, поступил на филфак и все начинал большой роман всей своей жизни, но почему-то всегда останавливался на паре глав, разочаровывался, думал, страдал и начинал заново. Интересно было наблюдать за искорками в его глазах. Идеи жгли его веки, но не находили выхода.

Саша Штейн перегорел за пару месяцев. Сначала он сказал, что писать — это пустое занятие, не приносящее ему ничего, кроме душевного удовлетворения (а и это сомнительно, когда в жизни появились секс, сигареты и компьютерные игры). Потом отнес несколько рассказов в местное, Краснодарское, издательство. В издательстве ему сообщили, что рассказы сыроваты, что надо бы поработать над ними, что писательство — это труд. Тогда Саша Штейн выбросил тетради с рассказами в ближайшую урну. Когда я приехал к нему, то увидел дырки в стенах вместо книжных полок и горку пепла от тетрадей. Сам Саша Штейн на мои вопросы ответил, что «херня вся эта твоя писанина», и вскоре занялся своим любимым делом — ремонтом телевизоров. С тех пор он не прочел ни одной художественной книги.

Семья Захаровых билась с книгоизданием долго и упорно, лет пять. Рассылали свои книги по издательствам, звонили, переписывались, ездили, заводили знакомства. Про одно они забыли за это время — про творчество. Новых книжек не писали, витали в облаках, выдумывая несуществующие гонорары и обсуждая несбывшиеся мечты. Так и затихли, затоптав таланты. Перегорели, наверное.

А Ваня? Ваня так и пишет абзацами, упорно, без оглядки. Недавно вышел на новый уровень — закончил первый рассказ. Вот только нет у него больше искорок в глазах, а есть серость уставшего человека, который бы с удовольствием перестал марать бумагу и заниматься уже ненужным самому себе делом. Творчество превратилось у Вани в рутину, в тоскливую обязанность, в тонкую ниточку, которая готова вот-вот порваться. Как можно писать книги, не испытывая радости от написанного? Ваня это понимает, но тянет с разрывом, как уставшие друг от друга супруги никак не хотят подать на развод.

Наверное, эти люди не одни в моем мире знакомств. Наверняка, есть и другие, бросившие творить давно, или еще не начавшие, но уже перегоревшие. Мне жалко, что для некоторых творческий путь стал слишком тяжелым бременем. Но иногда я думаю, что, может быть, все это не более, чем естественный отбор и там, за углом, меня самого ждет распахнутая пасть тоски?..





468
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 января 2011 г. 16:01
Да здесь, я думаю, как в любом серьезном деле, как в спорте — каждый может мечтать о десятках олимпийских медалей, но не каждый может всю жизнь тренироваться как черт и тем более не каждый обладает уникальным объемом легких, как Бьерн Дэли. Писать ради того, чтобы напечататься — тщеславие вообще к творчеству отношения не имеет. А остальное — талант это в том числе сила, способность подключаться к высшим слоям реальности и подпитываться от самого же процесса работы. Если этого нет, если канал не открыт — что поделать? Возможно, в следующей жизни... :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 января 2011 г. 23:44
Я тут вычитал у Ю Несебё замечательный термин: «коммуникативный талант». «Подключения к высшим слоям реальности» мало: надо еще суметь донести до читателя, не расплескав. А это работа, работа и работа: трудная, нудная и утомительная. Если не справились -- может, и таланта-то на самом деле не было?
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 08:34

цитата vvladimirsky

Если не справились -- может, и таланта-то на самом деле не было?


Вот это правильно, но я-то что хотела сказать? Приведу опять в пример себя, потому что здесь точно знаю, о чем говорю. Написала я много, а пока это стало читабельным, я примерно 12 лет исписывала в топку горы бумаги. Труд большой, но я никогда не ощущала его как тяжелый. Я не могу ставить себе в заслугу трудолюбие и усидчивость, потому что мне не было тяжело, мне было интересно, в том числе в десятый раз переписывать тот же кусок. Видимо, в этом разница: если вам это интересно — сможете, если тяжело — рано или поздно перегорите. Это все равно что летать на крыльях или при помощи пинков :-)))
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 13:12

цитата Завета

Написала я много, а пока это стало читабельным, я примерно 12 лет исписывала в топку горы бумаги. Труд большой, но я никогда не ощущала его как тяжелый. Я не могу ставить себе в заслугу трудолюбие и усидчивость, потому что мне не было тяжело, мне было интересно, в том числе в десятый раз переписывать тот же кусок. Видимо, в этом разница: если вам это интересно — сможете, если тяжело — рано или поздно перегорите.


Плюс много (о личном опыте -- в том числе).
 


Ссылка на сообщение18 января 2011 г. 13:52
Тяжело и интересно -- не антонимы, одно другое не исключает.


Ссылка на сообщение16 января 2011 г. 04:57

Все это проблемы решаются одним-единственным путем — работать надо.

Перегорел за пару месяцев? Это не называется работать.
Только один рассказ написал? Это не называется работать.
Пять лет не могли опубликоваться? Значит, писали плохо или неформат. Это не называется работать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 января 2011 г. 23:38
Ну, в общем, да. Несерьезно как-то.


⇑ Наверх