Торговля книгами ставка на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Торговля книгами: ставка на посредственность?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Торговля книгами: ставка на посредственность?

Статья написана 2 июня 2008 г. 20:29

Довольно долго на сайте шла активная дискуссия об особенностях торговли книгами. Собравшись с силами, я решил вставить свои пять копеек в этот спор. Подвигло меня к написанию этого поста следующее обстоятельство. В течение этого года я прочел весьма изрядное количество фантастических произведений. Лучшим прочитанным мною за последнее время романом безусловно является «Город мечтающих книг» Моэрса. Не буду подробно расхваливать эту книгу. Сейчас речь о другом. Дело в том, что эта книга досталась мне лишь благодаря крайне удачному стечению обстоятельств. Прочитав на Фантлабе первые хвалебные отзывы о романе, я отправился на его поиски и не преуспел. Данный факт меня изрядно удивил.

Я живу в Харькове. В этом крупном городе книготорговая сеть развита весьма неплохо. В Харькове существует книжный рынок, где более десятка разных торговцев специализируются в основном на фантастике. Кроме того, в Харькове свыше десятка книжных магазинов разных фирм, где тоже регулярно обновляется ассортимент. Харьков — достаточно крупная перевалочная база, откуда книги распространяются дальше по нескольким областям Восточной Украины.

Однако, довольно длительные поиски привели меня к неутешительному выводу: в Харькове Моэрса нет и не будет. Мне повезло. Через некоторое время я отправился в командировку в Киев, успел попасть на Петровку. Выяснилось, что в Киев как раз завезли несколько пачек Моэрса и я стал счастливым обладателем искомой книги, возможно, единственным среди харьковчан. У меня нет ни малейших сомнений, что если бы Моэрс все же попал бы в Харьков, то пара-тройка десятков книг разошлась бы наверняка, а если бы эта книга получила бы ту рекламу, которой заслуживает, то только харьковчане могли бы купить и сто и двести экземпляров.

Попытавшись понять, в чем причина отсутствия Моэрса в Харькове, я обратил внимание на тираж книги. Он составляет 3000 экземпляров. Будет ли в ближайшее время издан дополнительный тираж? Не думаю.

Так что Моэрс прошел мимо харьковских любителей фантастики, как и мимо жителей других нестоличных городов.

В прошлом году, попав на день в Москву, я случайно наткнулся на роман Чигиринской «Сердце меча», который в Харьков тоже не попал. (Тираж — 4000).

Последний случай — «Другая сторона» Колодана. Снова долгие поиски книги, рекомендованной фантлабовцами. Снова отсутствие ее на рынке. Но, к моему счастью, один харьковский магазин все же закупил эту книгу и сейчас я читаю ее с большим удовольствием. При этом Колодан вышел в двух довольно популярных сериях, одна из которых — «Звездный лабиринт». Общий тираж — 7000.

Так в чем же дело? Почему хорошие новинки издаются мизерными тиражами и регулярно не доходят до своего читателя?

А ведь при этом последние романы Головачева стабильно выходят тиражом 55000, и ими завалены лотки на рынке и полки магазинов.

Дело в том, что, на мой взгляд, книжная торговля — это в первую очередь бизнес, и подчиняется она законам бизнеса. Издателям невыгодно рисковать и издавать нового автора заметным тиражом. Тратить деньги на рекламу нового автора тоже неинтересно. Это имеет смысл только если перед нами — начало нового длинного сериала, и читатель, купивший первую книгу, затем будет покупать еще десяток. Если же автор не слишком плодовит, его раскрутка никому не нужна.

Книготорговец тоже предпочитает действовать наверняка. Закупать нового автора в заметном количестве рискованно. Если книга вышла в не слишком раскрученной серии — рискованно вдвойне. А уж если это так называемый «неформат», то риск возрастает еще в несколько раз. Что ответит продавец книг, на вопрос: «О чем пишет Моэрс? На кого он похож?» Особенно тяжко ему придется, если он, как большинство продавцов, не читает свои же книги. А вот Головачев — другое дело! Все просто и понятно — нажимай да дуй.

А потом мы жалуемся на падение качества книг, на вал низкопробной литературы, захлестнувшей рынок.

На мой взгляд, наш сайт — одно из средств противостоять этому неприятному явлению. Вот когда не только читатель, собираясь за книгами станет смотреть, что там советует Фантлаб, но и торговец книгами, собираясь делать заказ, глянет: «Фантлаб рекомендует Моэрса? Мне еще две-три пачки этой книги!». А издатель обнаружив в рекомендациях Осояну, быстренько запустит доптираж. Вот тогда польза от нашего сайта будет очевидна. Надеюсь, это время не за горами.

А что вы думаете по этому поводу?





494
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение2 июня 2008 г. 20:59
Я согласна с вашим мнением. Пошла на днях по крупным книжным магазинам своего города и обнаружила, что книг Ливадного только 5 и те, я уже давным-давно прочитала, о «Городе летающих книг» они только слышали (в чём я лично сомневаюсь), зато Донцовой два стелажа заполнены, до самой недано написанной книги... стало как-то обидно :-(


Ссылка на сообщение2 июня 2008 г. 21:08
Все куда проще.
Сколько человек купит Моэрса и сколько Головачева? Книготорговцы везут столько — сколько планируют продать. В Липецке, например, Моэрс есть в трех из четырех торговых сетей, как и Колодан. Я думаю, проблема в том, что не вполне еще Харьковский рынок сформирован — со временем это устаканится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 июня 2008 г. 21:20
Харьковский рынок сформирован вполне неплохо. Проблема в компетентности продавцов. Если завезти Моэрса, поставить его в углу полки или лотка, и забыть о нем, его действительно никто не купит. Приличный продавец должен хорошо разбираться в литературе, которой торгует, иметь круг постоянных покупателей, знать их вкусы и уметь порекомендовать им то, что их действительно заинтересует. Конечно, доля случайных покупателей велика, но ставка на постоянных читателей вполне оправдана. На данный момент в Харькове на книжном рынке есть 3 (три) продавца, которые регулярно читают фантастику и более-менее неплохо разбираются в своем товаре. Ни в одном из более чем десятка харьковских магазинов я не знаю ни одного продавца, который мог бы дать сколько-нибудь компетентный совет по фантастике. Конечно, Головачева купят больше. Круг его читателей сформировался еще в 90-е, имя на слуху и его книги купят и так.
 


Ссылка на сообщение2 июня 2008 г. 21:38
Нет. Само наличие в Харькове развитого книжного рынка говорит о слабости книготорговой сети. Это очень четкий маркер.
 


Ссылка на сообщение2 июня 2008 г. 21:46
Лично я предпочитаю покупать книги на рынке потому что:
1. Рынок оперативней. книги появляются там раньше, чем в магазинах.
2. Рынок дешевле. В дешевых магазинах цены на стандартную книгу на10-20% выше, чем на рынке, в дорогих — на 50% и больше.
3. Качество обслуживания на рынке выше, чем в магазине. Я могу получить более-менее компетентную консультацию только на рынке. (Одна из проблем книжной торговли — отсутствие системы подготовки кадров для нее и соответственно большой недостаток квалифицированных продавцов).
В магазине я покупаю то, что не появилось на рынке или то, что я пропустил в свое время.
Большинство людей, постоянно покупающих фантастику, тоже покупают книги в первую очередь на рынке.
 


Ссылка на сообщение2 июня 2008 г. 22:26
Ну, это понятно.
Только у нас например новинки появляются одновременно с рынком. И выбор магазины могут предложить куда шире, того же Моэрса. Рынок все-таки работает в узком диапазоне.
Ну а проблема с персоналом в книжных — системная. Я уже писал об этом.
В Липецке тоже был достаточно развитой рынок, сейчас фактически не осталось ничего, несмотря на дешевизну не выдержал конкуренции с магазинами.
 


Ссылка на сообщение6 июня 2008 г. 20:40
только такие же крупные рынки есть и в МОскве и в ПИтере, но почему то нет в других городах глубинки России... немного о другом говорит этот «маркер»
 


Ссылка на сообщение6 июня 2008 г. 22:32
Крупные рынки в Москве и Питере — это ненадолго. Кто помнит Олимпийский 10 летней давности — меня поймет. Эти крупные рынки до сих пор удовлетворяют сектор «мешочников» и являются в частности каналами сбыта контрафактной, левой и ворованной продукции. Потому и живы. Плюс я не стал бы питерскую сеть характеризовать как развитую. Там еще делить и делить, расти и расти.
В других же городах эти рынки просто экономически не оправдывают себя.


Ссылка на сообщение2 июня 2008 г. 21:13
Ого, так я, значит, тоже счастливый обладатель одного из 3000 экземпляров! А вообще, мне повезло с книжным рынком — я просто прихожу и заказываю то, что мне нужно (буквально на днях привезли «Город мечтающих книг» и «Смешенье»), а продавцы, ко всему прочему, еще и читают те книги, которые продают. А вообще, ничего удивительного (и оскорбительного) не вижу в том, что Донцовой на рынке больше, чем Моэрса. На то он и «неформатный» автор.


Ссылка на сообщение2 июня 2008 г. 21:18

цитата

Вот когда не только читатель, собираясь за книгами станет смотреть, что там советует Фантлаб, но и торговец книгами, собираясь делать заказ, глянет: «Фантлаб рекомендует Моэрса? Мне еще две-три пачки этой книги!». А издатель обнаружив в рекомендациях Осояну, быстренько запустит доптираж. Вот тогда польза от нашего сайта будет очевидна. Надеюсь, это время не за горами.
А что вы думаете по этому поводу?

А я думаю — вот когда рекомендации фантлаба станут настолько важными для самих фантлабовцев, что они пойдут и будут провоцировать этот спрос, то и книготорговцы начнут интересоваться такими малотиражными книгами + и самим источником такого интереса — фантлабом. В таком случае главное для сайта будет — устоять перед искушением рекламы и необъективности в рекомендациях. А вообще-то вот вам живой пример — есть у меня подруга, которая так хотела на ДР носки с пальчиками (вот такой вот прибабах:))), что прожужала об этом все уши каждому из своих друзей. А друзей у ней около тридцати в нашем миллионном городе... И вот, как потом оказалось, каждый (почти) из них пошел искать по городу эти самые носки. Оказалось — были, да все кончились. Поскольку в основной своей массе все друья были жителями одного района, где не так много подходящих спросу торговых точек, обошли они независимо друг от друга каждый все точки. Продавцы в легком шоке — надо же какой спрос случился — стали обещать поинтересоваться и даже привести ... через неделю. В общем, что вы думаете — на ДР эта история всплыла, — все посмеялись, а через неделю в большинстве торговых точек, которые столкнулись с носочным дефицитом таки да появились те самые, которые... Отсюда мораль — нет худа без добра!.. или бобра..? или добра без худа..?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 июня 2008 г. 21:29

цитата

В таком случае главное для сайта будет — устоять перед искушением рекламы и необъективности в рекомендациях.

Да, думаю со временем сайт столкнется с этой проблемой всерьез.


Ссылка на сообщение2 июня 2008 г. 21:39
Я жестоко сейчас пожалел, что один раз с тяжелым грузом на сердце прошел мимо Моэрса на стеллаже. Сейчас его уже нет, и нет в Казани нигде, где могли бы оказаться тогда. В целом, перспектива удручающая — надоели кучи книг Головачева и Донцовой. Одно радует за любимую мною Семенову — раньше ее книг было в разы меньше, а сейчас... Даже порой перебор с тиражами. Но покупают ведь!


Ссылка на сообщение2 июня 2008 г. 23:18
Везде тоже самое. У нас в Германии стоят Головачев, Никитин, Лукьяненко, Семенова, Перумов, Стругацкие; из зарубежных Толкин, Желязны, Нортон, Кинг, Роулинг. Остальных авторов очень трудно найти, в большинстве случаев помогает только заказ из России. Особенно проблематично найти новинки зарубежных авторов. :-(


Ссылка на сообщение3 июня 2008 г. 11:47
На самом деле, как мне кажется, дело в том, что книжный бизнес сейчас в руках людей (в основном) не читателей, а бизнесменов. То есть книги для них всего лишь товар, на котором можно сделать деньги. Поскольку сами они в товаре разбираются слабо, они вынуждены пользоваться чужим мнением, то есть в основном рейтингами, а это в книгах не срабатывает, поскольку рейтинги составляются не всеми читателями, а в основном фанатами той или иной книги, причём зачастую они пытаются накрутить рейтинг. Опять же законы нашего рынка вообще — побыстрее сбыть товар, а с книгами это не прокатывает, хороший книжный магазин — это не магазин где только свежий и модный товар, а магазин с максимальным ассортиментом. Опять же реклама книги должна быть умной, ибо дураки книг вообще не читают, а умные не читают рекламу, не соответствующую действительности.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 16:09
Да ну, с чего вы взяли, что издатели не разбираются в товаре? Прекрасно разбираются, уверяю вас. Лучше нас с вами. Просто у издателя и читателя — я неоднократно уже говорил об этом — принципиально разные задачи.
Издатель, который не разбирается в товаре, идет дворы подметать.
Что за странная точка зрения вообще? На чем она основана?
 


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 23:36
Да очень просто — перепечатываются книги только топовых авторов. Всех остальных ждать приходится годами. Хотя спрос есть. Работа с регионами не ведётся в принципе. Такое ощущение, что издательства ориентируются только на читателей, живущих в Москве, ну особо продвинутые ещё Питер учитывают. Серии обрываются, авторы полность не пропечатываются, зачастую рубятся вполне раскрученные проекты. Вот спрашивается — зачем АСТу понадобилось изменять ВД-1 и КЧ? Зачем ЭКСМО отказалось от Стальной Крысы? Ведь популярные серии были.
 


Ссылка на сообщение6 июня 2008 г. 22:41
Перепечатывается то, что может дать быструю прибыль. Книжная торговля — сектор не сильно богатый инвестициями и инвесторами. Издательствам нужны «быстрые» деньги, иначе они просто станут, нечем будет оплачивать издание новых книг. Понятно, что я и сам много чего хочу, что еще 100 лет издавать и переиздавать не будут. Но таковы реалии. Издательство не может вложится в проект и ждать пока он два года будет окупаться.
Очевидно, что потенциальный спрос на Вульфа, скажем, не может гарантировать не то что быструю прибыль, а даже и прибыль вообще. Отсюда и танцуйте.
Надо ждать пока разовьется книжная сеть. Она и так прет дай боже, стоит вспомнить, что было 5 лет назад.
Я понимаю ваши эмоции — сам был дико возмущен, когда ЭКСМО прикрыло Триумвират, нравилась она мне до безумия. Вероятно у эКСМО были на то причины, мне правда они убедительными не кажутся.
Повторюсь. Это только кажется, что издатель может издать что угодно и как угодно. Считать издателей дураками по меньшей мере некорректно.


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 10:14
Боюсь, рейтинги тут не помогут. Магазин ориентируется не на хорошие книги, а на вкусы массового читателя. Почему народ в массе покупает Донцову — потому что она его уст-ра-и-ва-ет. Иначе плюнул бы давно, и ее бы не издавали и не продавали. А вкусы фантлабовцев очень и очень отличаются от массовых — я рейтинги посмотрела, там самые кассовые популярные авторы находятся в третьей-четвертой сотне. И пока фантлабовцы будут оставаться носителями немассовых предпочтений, они нужные книги будут находить с трудом, и повлиять на массовый ассортимент магазинов не удастся. По крайней мере, в заметной степени.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 11:49
Так, вкусы массового читателя тоже кто-то формирует. В большинстве случаев это знакомые, что-то посоветовавшие, и продавцы на рынке. Либо человек просто покупает некую серию книг. Такой сайт, как наш, и служит, в том числе, для того, чтобы читатели могли получить рекомендации, узнать о новых книгах, и в конечном счете, для того, чтобы формировать читательский вкус. Понятно, что дело это небыстрое, что постоянные посетители сайта пока лишь капля в читательском море, но со временем, я думаю, популярность Фантлаба вырастет.
 


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 13:20
Хотела бы я разделить ваш оптимизм. Конечно, на вкусы массового читателя можно влиять, но едва ли можно внушить ему интерес к тому, что просто не соответствует его уровню. Аудиторию интеллектуальных авторов можно расширить незначительно. Отберите у тетки в метро книгу Донцовой и вставьте вместо нее Моэрса — будет она читать? Но я, конечно, не отрицаю роли рекомендаций Фантлаба в среде тех, кто в принципе соответствует уровню его посетителей. Короче, реклама среди самих нынешних и потенциальных фантлабовцев может прекрасно работать :-)
 


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 14:19

Вот-вот, давайте хотя бы в среде фантлабовцев качество превратим в количество.:beer:

А уж затем будет видно — если крупные книготорговцы не отреагируют на относительно малый спрос фантлабовцев по месту их жительства, то может быть мелкие отзовутся — для них это способ маневрирования для выживания + опять же постоянные клиенты ;-)



Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 18:52
Мне кажется,то,что народ брать не хочет,насильно не впихнешь. Ффорде,Моэрс,Симмонс,Бэккер,Линч,Осояну лежат во всех крупных(и даже не очень) магазинах нашего города. Причем часто больше одного экземпляра.Заметьте,не Москва и не Питер! Значит,не книготорговцы не хотят покупать,не издатели издавать,а покупатели-брать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 19:07
Из шести перечисленных авторов я самостоятельно решил приобрести только Осояну. Над приобретением Симмонса серьезно задумался, но решил уточнить мнение сайта. Всех остальных из этого списка я купил только благодаря рекомендации сайта и не обратил бы на них внимание самостоятельно. Бэккер мне не понравился. Симмонс и Линч еще ждут своей очереди. Остальные очень понравились. Читатели неохотно покупают незнакомого автора в дорогой серии. Такие книги надо только рекомендовать.
 


Ссылка на сообщение4 июня 2008 г. 20:44
Залёживающаяся на полке книга, часто говорит не о «глупости» масс, а об неинформированности. На Фантлабе я узнал о десятках хороших авторов. Теперь не дам им лежать на полках;-) А «незнающие» дадут... А нам всё про «тупые массы» говорят. Какие, к чёрту, массы? Вышла книжка тиражом так-эдак 5 тыс. Что, нет 5 тысяч «умных» человек на территории России, Украины, Белоруссии etc? Конечно есть. И в большем количестве есть.
Поэтому, если 5 — 7 тыс. тиражная книжка лежит на полке, то это или неинформированность потребителя о товаре, или (в лучшем случае) нишевый автор, который не является лакмусом для проверки масс на «умность». (Исключения есть, как и в любом правиле.) «Большая литература — это большие тиражи» (цэ) Стругацкие. Наших крупных классиков «народ» покупал очень даже хорошо. Во все времена.
 


Ссылка на сообщение7 июня 2008 г. 14:33
Честно говоря, как-то удивляет, когда читаешь о неинформированности.И это сейчас когда получить нужную информацию нет никаких проблем.Главное чтобы было желание, а вот с этим действительно проблема. Но именно это, на мой взляд, и есть показатель «тупости», хотя, наверное, больше лени. Не надо сводить выбор книги к выбору йогурта или стирального порошка(что больше рекламируют, то и покупают), здесь должны действовать другие критерии.
Потребление современной массовой литературы, скорее всего, говорит о «стадности», в современном мире принявшей обличие «модности», что в свою очередь является одной из сторон «глупости» масс.Нет «самостоятельности» выбора.Конечно можно прочитать пару книг, например Донцовой, и понять что это такое.Но кто заставляет потреблять многие десяти-пятнадцатикнижные сериалы?
Даже при отсутствии информации, что мешает читателю потратить несколько минут, полистать книгу и понять — понравиться она ему или нет?Если он покупает действительно книгу, а не йогурт или стиральный порошок.
А вот что являтся проблемой, так это встреча тиража в 5 тыс. со своим потребителем.Так как очень много чего не доходит до потребителя, который «размазан» тонким слоем по территории России, Украины, Белоруссии. А основная масса тиража оседает по столицам и наиболее крупным городам.
 


Ссылка на сообщение7 июня 2008 г. 15:02
Я знаю кучу людей, у которых нет инета. С кем я дружен, тому подкидываю инфу, остальные действуют на ощупь. Покупать спец. журналы? Они стоят денег и не всем на это охото их тратить, а кто-то о них и не слышал.

Я не знаю что заставляет человека покупать очередную Донцову (я вообще ни разу не видел читателя Донцовой). Но может быть у Дарьи первые книги циклов (т.е. те книги, которые она написала сама) по уровню не уступают А.Кристи, а в последующих книгах читатель пытается найти именно всё то хорошее, что было в первых. Я не читал Донцову, но уверен, что хорошие детективы у неё есть — нет дыма без огня.


Ссылка на сообщение5 июня 2008 г. 09:54
Пять тысяч умных человек на русскоговорящих территориях, конечно, есть, и даже не пять, я в это искренне верю. В рамках пятитысячного тиража проблема встречи нужного читателя с нужной книгой существует (поди найди в море обложек) и вполне может быть решена путем рекомендаций. Но пять тысяч — тираж не такой уж большой. :-( А насчет времен — это отдельная тема. Читала, что Томас Манн при жизни был сильно популярен — а такого непростого для восприятия автора еще поискать.
Страницы: 12

⇑ Наверх