Факты к Друду


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Vladimir Puziy» > Факты к "Друду"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Факты к «Друду»

Статья написана 9 февраля 2011 г. 00:59

цитата

Симмонс поступает в высшей мере по хамски и неэтично по отношению к этим двум великим авторам, выставляя напоказ их лживыми, подлыми, завистливыми идиотами и наркоманами, полное пренебрежение их именами

Из отзывов к «Друду». Отзывов таких не много, но они есть.

А теперь несколько фактов.


Стэйплхерстская катастрофа

Диккенс действительно расстался со своей женой.

Эллен Тернан действительно играла в его жизни весьма значительную роль.


Диккенс в 1860-м

Уилки Коллинз действительно принимал лауданум. И даже видел «Второго Уилки» (Ghost Wilkie).


Портрет Уилки Коллинза

Не был женат. С 1858 года жил с вдовой Кэролин Грэйвз. Затем та вышла замуж за Джозефа Чарльза Клоу. Через два года вернулась к Коллинзу.

В то же время жил с Мартой Рудд, от него у Марты было три ребёнка. В последние годы жизни жил одновременно с Рудд и Грэйвз.

_ _ _

При этом все эти факты, на мой взгляд, не делают книги Диккенса и Коллинза не лучше, не хуже.

(В скобках добавлю, что «Друд», конечно, ни разу не фантастика и не мистика. Хороший мэйнстримный роман. Но «жанровому читателю» везде видятся скарабеи в мозгу, египетские мумии в трущобах и призраки неубитых девушек на лестнице. Даже лауданум не нужен).


«Сон Диккенса» кисти Роберта Уильяма Басса. Диккенс изображён в своём кабинете в Гэдсхилл Плэйс





424
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 01:57
Диккенс был дядька со странностями, хотя википедии нельзя доверять на сто процентов, но все же:

цитата


Личностные странности

Диккенс нередко самопроизвольно впадал в транс, был подвержен видениям и время от времени испытывал состояния дежавю. О другой странности писателя рассказал Джордж Генри Льюис, главный редактор журнала «Фортнайтли ревью» (и близкий друг писательницы Джордж Элиот). Диккенс однажды рассказал ему о том, что каждое слово, прежде чем перейти на бумагу, сначала им отчетливо слышится, а персонажи его постоянно находятся рядом и общаются с ним. Работая над «Лавкой древностей», писатель не мог спокойно ни есть, ни спать: маленькая Нелл постоянно вертелась под ногами, требовала к себе внимания, взывала к сочувствию и ревновала, когда автор отвлекался от нее на разговор с кем-то из посторонних. Во время работы над романом «Мартин Чеззлвитт» Диккенсу надоедала своими шуточками миссис Гамп: от неё ему приходилось отбиваться силой. «Диккенс не раз предупреждал миссис Гамп: если она не научится вести себя прилично и не будет являться только по вызову, он вообще не уделит ей больше ни строчки!», — писал Льюис. Именно поэтому писатель обожал бродить по многолюдным улицам. «Днем как-то можно еще обойтись без людей, — признавался Диккенс в одном из писем, но вечером я просто не в состоянии освободиться от своих призраков, пока не потеряюсь от них в толпе». «Пожалуй, лишь творческий характер этих галлюцинаторных приключений удерживает нас от упоминания о шизофрении в качестве вероятного диагноза», — замечает парапсихолог Нандор Фодор, автор очерка «Неизвестный Диккенс» (1964, Нью-Йорк).


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 04:32
Так насчет этого вроде и не возмущаются, потому что общеизвестно. А вот сцены, которые автор специально вставил, чтобы вызвать к Коллинзу отвращение — это действительно некрасиво по отношению к реальным людям. Сцена, когда он убивает щенка и бросает в яму с известью, когда он обдумывает убийство любовницы, когда замуровывает служанку — этого явно не было ни в каких мемуарах и прочих источниках, автор все это из головы выдумал, чтобы сделать героя как можно более омерзительным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 04:35
Да я так понимаю, что большинство-то как раз именно претензии предъявляют «скопом», не особо вникая и разбираясь.

А почему вы уверены, что он замуровал служанку? Возможны как минимум два прочтения (условно говоря, «Диккенс врал» и «Диккенс не врал»).
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 04:38
Он ее, конечно, не замуровал :-) это было бы уж слишком. Тут показательна его реакция, как ее изображает автор — подлость, трусость и прочее в том же духе.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 04:50
:-)

Честно говоря, я слишком мало знаю о Коллинзе, чтобы представлять, каким он был человеком. Но я смотрю на факты, которые мне известны, добавлю к ним то, что Симмонс обычно очень скрупулёзно работает с первоисточниками... -- и допускаю, что Коллинз МОГ БЫТЬ именно таким. При этом знака равенства между книжными и реальными персонажами я не ставлю (как и между пушкинскими и реальными Моцартом и Сальери).
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 05:38
Мог быть, а мог и не быть. В фактах ничего особенно нехорошего для Коллинза я не вижу, а вот авторские интерпретации делают из него исключительно гнусного типа.
По-моему, не стоило Симмонсу так портить себе карму...
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 09:26
Так Симмонсу не впервой реально живших людей с неприглядной стороны выставлять, он так же в Терроре с Франклином обошелся.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 10:08
Ейбо, иногда смешно такие комментарии читать. Это художественная книга, а не ЖЗЛ.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 10:10
так я вроде и не в претензии, просто констатирую факт, что Симмонсу «карму портить» не впервой)
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 10:16
Так о чем и речь — эти художественные интерпретации портят карму не персонажам, а автору...
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 10:34
«Я не верю в вуду» © Локи
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 10:47
Это не вуду :-)
Если изображать мерзавцем человека, о котором из разных достоверных источников известно, что он такой и есть — это будет чистая правда. А если автор просто сочиняет разные гадости про реального, не вымышленного человека — то он по-моему очень нехорошо начинает выглядеть. Не мог что ли придумать своего персонажа и вволю над ним поизмываться.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 13:34
Ну, тут простой вопрос возникает: а вы читали о Коллинзе достаточно много, чтобы твёрдо утверждать, что он «не такой»? Потому как Cиммонс-то, судя по всему, читал...
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 13:46
Не могу себе представить, в чьих мемуарах он мог прочитать про удушение любовницы подушкой %-\
Одно дело, если он из документов составил мнение, что Коллинз был слабым, зависимым, нерешительным — и совсем другое, когда он это решил демонстрировать на таких рискованных примерах.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 13:55
Тут мы пускаемся в область «а если бы» -- «вот тогда б», но.

Если бы Симмонс прочёл в письме Коллинза к какому-нибудь из приятелей: «вот смотрел вчера на эту толстую корову и аж хотелось удушить», -- имел бы он моральное право на то, чтобы описать Коллинза таким? А если бы просто выяснил из переписки тех лет, что Коллинз отчаянно завидовал Диккенсу, пренебрежительно относился к своим любовницам (что, в принципе, вполне вычисляемо, я думаю, из писем тех лет, где того же Коллинза обсуждали; из того факта, что сбор пожертвований на памятник У.К. некий служитель церкви (сана не вспомню) запретил, аргументировав это «нелитературными причинами»; из того факта, что ни один из трёх детей не получил фамилии отца...) -- имел ли бы право Симмонс тогда?

Я бы сказал так: если были значительные расхождения в образе Коллинза и в реальном прототипе, Симмонсу нужно было бы в конце романа дать авторское послесловие и эти расхождения обозначить. Остальное -- воля писателя. А то ведь мы с вами найдём немало примеров таких «нелицензионных» трактовок, с Пушкина начиная.
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 15:36

цитата Vladimir Puziy

имел ли бы право Симмонс тогда?

Человек, который завидует коллеге это вовсе не обязательно = человек, который этого коллегу планирует убить. Точно так же — если он не имеет сил порвать с любовницей, отсюда не следует, что он готов ее задушить при условии, что об этом никто не узнает.
Я понимаю, что Симмонсу для пущего эффекта было выгодно довести героя до последней крайности. Но я сильно сомневаюсь, что в источниках можно проследить хотя бы намеки на такую крайность.
Пушкин, насколько я знаю, сам ничего не выдумывал, он просто использовал общераспространенную легенду. И то ему это регулярно припоминают при случае :-)
 


Ссылка на сообщение9 февраля 2011 г. 20:16

цитата Yelin

Пушкин, насколько я знаю, сам ничего не выдумывал, он просто использовал общераспространенную легенду. И то ему это регулярно припоминают при случае


Ну, я думаю, что сложную психологическую подоплёку (Я спасу искусство от Моцарта), а также то, что Сальери сам собирался отравиться, -- этого в легенде не было.

Хотя, чего спорить. Позиции ясны.

Книжка-то вам понравилась? :-)
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2011 г. 05:31

цитата Vladimir Puziy

Книжка-то вам понравилась?

Написано хорошо. Но за Коллинза обидно, да :-[
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2011 г. 22:13
Довольно неординарная позиция: я буду считать человека мерзавцем до тех пор, пока мне не докажут, что он таковым не был, ведь я знаю, что Симмонс обычно очень скрупулезно работает с первоисточником... Как-то нехорошо получается — презумпция невиновности Коллинза идет лесом, так как срабатывает презумпция невиновности Симмонса? И если Вы допускаете, что Коллинз МОГ БЫТЬ таким, то почему же не допускаете, что Симмонс МОГ БЫТЬ НЕПРАВ? Для меня такая логика несколько сложна...
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2011 г. 22:31
А чёй-то ты ко мне на ты?

цитата AKZolotko

Как-то нехорошо получается — презумпция невиновности Коллинза идет лесом, так как срабатывает презумпция невиновности Симмонса? И если Вы допускаете, что Коллинз МОГ БЫТЬ таким, то почему же не допускаете, что Симмонс МОГ БЫТЬ НЕПРАВ?


А кто тебе сказал, что я не допускаю, что Симмонс мог ошибиться?

цитата Vladimir Puziy

Но я смотрю на факты, которые мне известны, добавлю к ним то, что Симмонс обычно очень скрупулёзно работает с первоисточниками... -- и допускаю, что Коллинз МОГ БЫТЬ именно таким
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 09:25
Ну... Не знаю... Использовать реальных людей в качестве персонажей — штука щекотливая. Симмонс нигде не выставляет ссылок на использованные материалы? Очень уж большая ответственность получется, если вдуматься...
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 09:45
В том же «Терроре» он перечислял источники, с которыми работал. В русском издании «Друда» послесловия нет; было ли оно в американском -- ???

Но, кстати, я понял одну штуку. Традиционно, когда мы читаем, мы «включаем» презумпцию доверия повествователю: всё, что он рассказывает о персонажах, -- правда. Исключения маркируются определённым образом («недостоверный рассказчик» и тому подобные приёмы, которые, опять же, конвенционально распознаются, и мы верим тогда уже автору, а повествователю -- нет).

С другой стороны, когда говорим о реальных людях, используем презумпцию невиновности. И вот когда тот же Симмонс пишет художественный роман и выставляет в не лучшем свете людей, о которых мы знаем -- да, существовали, -- но при этом о них самих знаем слишком мало, -- тут-то эти две презумпции входят в конфликт.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 10:14
Вчера в книжном магазине мне пришла в голову странная мысль. Рассматривая обложки, я вдруг подумал, что благодаря нынешней политике издательств, наш не слишком отягощенный знаниями современник будет искренне убежден, что адмирал Колчак — вылитый Антон Городецкий. А Иешуа — один в один Серега Есенин и Саша Белый. И произойдет подмена реальных людей, вымышленными персонажами. Уже происходит. Как, собственно, и раньше... Моцарт-Сольери... Или, еще показательнее, Реальный Чепаев, замененный персонажем Фурманова Чапаевым. Даже на памятнике в Куйбышеве букву поменяли. Это все я к тому, что теперь, после «Друда» человек будет ТОЧНО знать, каков мерзавец был Коллинз. А после «Семнадцати мгновений» — какие душки служили в Рейхсканцелярии... На этом фоне все разговоры о фальсификации истории бледнеют, аки звезды поутру. Идет жесткая корректировка истории. Вот в чем проблема. Но, согласен, не Симмонс здесь самый виноватый — время такое.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 11:26
Вот она, сила печатного слова! :-)

Но всегда есть обратная сторона медали. Например, в случае с «Террором» многие вообще ведь впервые узнали об экспедиции Франклина.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 17:28
А из мультфильма — про Белку и Стрелку, из порнофильма — про Екатерину Великую. А потом человек, прочитавший «Террор», полезет в первоисточники и обнаружит, что почти ничего и не известно о том, что на самом деле произошло на корабле. И он будет знать только то, что для него написал Симмонс. И верить, ведь Симмонс тщательно работает с источниками.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 18:01
Вы превзошли rusty_cat. Он требовал, чтобы Симмонс сам зимовал на «Терроре», а вы, хотите загнать туда всех его читателей :)
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 18:28
Что ж Вы меня так? Информацию о Франклине можно найти и не только в Арктике. Начиная от простого — отправился, исчез, нашли, до более-менее подробного описания. Недавно фильм был о нем, по Дискавери. И Вы не поверите, ничего не было ни о призраках, ни об отвратительных личностных качествах Франклина. Рассказа о человеке, который рискнул и погиб. И о том, как Северо-Зпадный проход все-таки был найден. А книгу Коллинза и, боюсь, Диккенса, теперь неофит возьмет в ожиданием чего-нибудь скоромного, обидится, если не найдет или, что гораздо хуже, обрадуется, если отыщит (или придумает). В конце концов, множество музыкантов отказывались испольнять музыку Сальери-убийцы Моцарта. И то, что потом выяснили правду, ничего в прошлом не изменило. Правда, здорово по отношению к Сальери? Но он МОГ БЫ, конечно, и травануть. А Пушкин внимательно относился к источникам.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 19:33

цитата AKZolotko

В конце концов, множество музыкантов отказывались испольнять музыку Сальери-убийцы Моцарта.


В первый раз слышу. Знаком с несколькими музыкантами, играют классику, о Сальери отзываются очень уважительно. (В ненависти к Моцарту не замечены).
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 20:52
В девятнадцатом веке это даже декларировали — не станем играть музыку убийцы. Где-то во второй половине двадцатого века потихоньку началось возвращение. Так что...
С другой стороны, и чего это я прицепился? Мне Симмонс все равно не слишком нравится. А «Утеху падали» я не просто всучил приятелю, он ее кому дал почитать и постарался забыть кому именно. Вот уж рвотный рефлекс работал во всю. Но понимаю, что на вкус и цвет все Симмонсы разные.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 19:29

цитата AKZolotko

А из мультфильма — про Белку и Стрелку, из порнофильма — про Екатерину Великую.


Это у кого какие университеты, так сказать. У кого -- мульты да порнофильмы, у кого -- Симмонс.

цитата AKZolotko

А потом человек, прочитавший «Террор», полезет в первоисточники


Если после «Террора» человек полезет в первоисточники -- честь и хвала Симмонсу! Если после «Друда» он захочет узнать «а как на самом деле» и начнёт читать биографии Коллинза и Диккенса -- отлично!
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 19:44

цитата Vladimir Puziy

Это у кого какие университеты, так сказать. У кого -- мульты да порнофильмы, у кого -- Симмонс.


Одно другого не исключает. Хотя я про Белку и Стрелку не посмотрел, увы...
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 23:01

цитата vvladimirsky

Хотя я про Белку и Стрелку не посмотрел, увы...


Представил себе роман Симмонса «Белка и Стрелка»... Обе завидуют Гагарину и, затаившись на орбите, поджидают!..
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 23:02
Для фабулы слабовато, но как один из сюжетных ходов -- вполне!
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 23:05
Всегда можно добавить разумных грибков с Юггота. ;-)
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 00:29
В порошкообразном состоянии?
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2011 г. 00:38
По вкусу.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 13:14

цитата AKZolotko

Это все я к тому, что теперь, после «Друда» человек будет ТОЧНО знать, каков мерзавец был Коллинз.
Слава Ктулху, что человек вообще будет знать о существовании Уилки Коллинза.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 17:24
heleknar

цитата

Слава Ктулху, что человек вообще будет знать о существовании Уилки Коллинза.

Ну... Не хотите, чтобы о Вас узнали как-нибудь эдак? Или о вашем предке. Слава, все-таки. Хоть и не совсем Ктулху
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 23:54
heleknar, браво! Вы совершенно правы.
Хоть будет знать кто такой. И то хорошо...:-(((
 


Ссылка на сообщение23 февраля 2011 г. 00:38

цитата heleknar

Слава Ктулху, что человек вообще будет знать о существовании Уилки Коллинза.
Знаете, широкие читательские массы знают о Коллинзе без всякого Симмонса. «Женщина в белом» и «Лунный камень» переиздавались многократно, да и другие романы Коллинза тоже переведены на русский. Я их собираю потихонечку;-).
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 19:41

цитата AKZolotko

Вот в чем проблема.


Разве это проблема? Нормальный процесс мифотворчества. Более того, неизбежный. У Симмонса получается по крайней мере талантливо.


Ссылка на сообщение10 февраля 2011 г. 00:17

цитата Vladimir Puziy

Хотя, чего спорить. Позиции ясны.

Кажись позиции были ясны еще после первых двух комментариев. Гы-гы.:-D
К слову, я более с Владимиром согласен.
И кстати, ближе к финалу я очень проникся к герою Коллинза. Да, вызывал омерзение на протяжении почти всего романа, но в конце его стало откровенно жалко, а после признания Диккенса так вообще... В любом случае мне кажется Симмонс хотел показать Коллинза с точки зрения — «друг гениального писателя», а не псих-наркоман. Так или иначе под конец Уилки вызывао весьма печальные эмоции и в итоге как плохой персонаж он в моих глазах не остался. Вотъ.

Ну а говорить о том искажает Симмонс факты или нет, по-моему все равно бестолку. Может он пальцем в небо тычет, создавая образ персонажа, а может и собирая по крохам всю имеющуюся в наличии информацию в итоге выдает чуть ли не идентичный портрет герои из прошлого. Как было на самом деле все равно никогда не узнаем. Но зная насколько Симмонс придирчивый к своим же деталям писатель, хочется верить, что он показывает истину о людях, пусть и не абсолютную...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 февраля 2011 г. 03:18
Я бы даже сказал, что не только «псих» или «друг гениального», а человек, который вот так пожертвовал ради славы человеческими качествами, чем-то ещё очень важным. И -- ...


Ссылка на сообщение19 февраля 2011 г. 08:56
Ну такое отношение – к изображению в литературе реальных персон – не новость.
Классическая история о том – КАК ИМЕННО Ахматовой усмехался Блок.
Или вот ещё — Михаил Козаков в «Актёрской книге» пишет, как он ещё школьником смотрел с Эйхенбаумом спектакль «Хождение по мукам». И Эйхенбаум говорит:
«- Запомни, Миша, на всю жизнь — это всё ложь.
— Спектакль?
— И спектакль, и Махно, и Бессонов, и роман этот в основном ложь.
Много позже в воспоминаниях Ардова: «Ахматова очень обижается на Толстого за то, что он попытался вывести поэта (имеется в виду Блок) в образе Бессонова. Считает это сведением счётов и непохожим пасквилем. Говорит — Достоевский сделал убедительную карикатуру на Тургенева в «Бесах». А этот не сумел. Вообще считает, что начало «Хождения по мукам» недостоверно. Толстой описывает Москву и сестёр Крандиевских (москвичек), а делает вид, что это в Петербурге. А там и люди и всё другое. Доказывает подробно и убедительно эту концепцию».
Брат Эйхенбаума — идеолог анархизма. Надо полагать, что описание Толстым анархизма давало основание Эйхенбауму назвать роман лживым.».


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 15:44
Странно, что дискуссию вызывает «очернение» Коллинза. Чего нет, того нет — записки от лица наркомана с фантазиями, которые оттенены реальными фактами жизни писателей, с которыми Симмонс общается предельно корректно. Собственно концовка — реквием Диккенсу и осознание нахождения в его тени Коллинзом( собственно, так и было) все расставляет на свои места. При этом понятно, что сюжетная конструкция из «Амадея», взятая в незавуалированном виде Симмонсом, уже по определению предполагает известную схематизацию персонажей( Моцарт и Сальери) — но наполнение этой сххемы каркасами, персонажами, сценами, поздневикторианской атмосферой, перемещение вымышленных и как бы не вымышленных, но вполне авторских кукол, талант пуппенмейстера — все блистательно


Ссылка на сообщение23 февраля 2011 г. 00:41
Прочитала статью колонки, прочла комметарии, и читать Симмонса почему-то расхотелось8:-0. Лучше перечитаю Диккенса и Коллинза.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 февраля 2011 г. 10:39
Ну видите, и от статьи с комментариями польза: а то прочли бы книгу и расстроились.


⇑ Наверх