Тактика и стратегия


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «creomag» > Тактика и стратегия удаленного соавторства
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Тактика и стратегия удаленного соавторства

Статья написана 9 февраля 2011 г. 18:46

1) Вопросы-ответы.
    1. Зачем? Вроде интересно народу. Многие пишут – мол, попробовал/попробовала бы, вот только кому оно нужно/как оно делается?
    2. Куда? Вопрос серьезный, поскольку удаленное соавторство – дело серьезное, но непростое, и без четкой цели имеет большие шансы развалиться до получения первого значимого результата. Поэтому рассматриваться будет в основном совместное творчество для конкурсов, как ограниченное жесткими временными рамками и чуть более просторными рамками темы.
    3. Почему удаленное? Потому что соавторство супругов/близких друзей и соавторство людей, далеких друг от друга – это две большие разницы – я пробовал оба варианта, поверьте моему опыту – общего мало, разве что эйфория от получения результата, принадлежащего сразу двум людям.

2) С чего начинается Родина.
Родина начинается с поиска соавтора. Этот вопрос – самый, пожалуй, концептуальный. На моей памяти все соавторские союзы возникали стихийно, то есть НИКАКОГО вдумчивого, серьезного подхода к данному вопросу мною не наблюдалось. Сошлись в аське два человека, примерно представляющие, что пишет собеседник, обнаружили тему, интересную обоим, и начали работу.
Ну, или примерно так. И, что самое забавное, у таких союзов шансов больше, чем у союзов авторов-единомышленников, так же, как у брака по расчету (с взаимной симпатией участников) шансов больше, чем у брака по «безумной любви».
Так что ищите соавторов среди тех, с кем вам приятно общаться, но чье творчество конкретно у вас бешеного восторга не вызывает, хотя многие другие оценивают его очень высоко. Это – гарантия того, что вы пишите по-разному, и впоследствии сможете дополнить друг друга. А бешеный восторг придет – вчитавшись в рассказы соавтора и проникнувшись ими, вы автоматически полюбите стиль соавтора, и потом начнете узнавать его по первым строкам, сразу настраиваясь на вдумчивое и приятное чтение.

3) Как закаляется сталь.
Ну, тут есть множество вариантов. Рассмотрим их попунктно:
     1. «Держались за перо двумя руками» — написание рассказа (рассматриваю именно «рассказное» творчество, ибо ни одного написанного в соавторстве романа в багаже не имею, хотя начинали неоднократно). Самый муторный и сложный вариант. Рассказ пишется в процессе обсуждения, рассматривается каждое слово, каждый оборот, каждое имя собственное подвергается неоднократной переработке, а цвет башмаков ГГ становится концептуальнейшим вопросом.
Этот вид соавторства больше похож на вариант хорошего проведения времени, ибо дарит незабываемые (потрясающие!) ощущения от совместного творчества и, как правило, не дает никакого (абсолютно!) результата. Знакомые, которым даются окончательные варианты выверенных абзацев, плюются и косят глазом в любимую газету «Спорт-Экспресс», ибо этот вариант соавторства изначально направлен на выхолащивание всего, чего только можно из произведения – дело в том, что литература держится на личных особенностях авторов, а пословное соавторство выдает (необязательно, но ни одного примера обратного я не встречал) абсолютно ровное, лишенное всяких личностных характеристик произведение.
     2. «Я придумал – ты пиши». Этот вид соавторства я тоже не жалую, хотя в нем гораздо больше жизни, чем в первом варианте. Что будет, если к классической «литературности» Наумова с довольно стабильным сентиментальным выходом добавить яркую идею? Если к поэтичности Юлии Зонис и склонности к эксперименту добавить элемент стабильности и ввести заранее известную завершенность? К яркой стилистике и потрясающему языку Бортниковой добавить четкий, проработанный сюжет и сильный выход-концовку, опирающийся не только на эмоции, но и на элементарную логику?
Да все что угодно. Во-первых, маловероятно, что эти авторы подпишутся под ваш сюжет – на выставление рамок, может, и согласятся, а вот под четко проработанным сюжетом свою закорючку не поставят – элемент творчества должен остаться. Во-вторых, проработка оригинального сюжета, да еще с учетом особенностей конкретного автора – работа адская, а в конечном счете еще и неблагодарная – как этот автор повернет ваш «проработанный сюжет» одному Богу известно.
Но – теоретически – этот вид соавторства вполне возможен, и в принципе может дать приемлемый результат.
     3. «Я что-то написал, мне нравится, но что-то там не так». Это когда один автор пишет рассказ, а конечным итогом не вполне доволен. Этот рассказ отдается на переработку другому автору, причем не просто на вычитку и корректуру, а ДЕЙСТВИТЕЛЬНО на переработку.
И вот здесь мы подходим к очень важному пункту. Для того, чтобы соавторство было не только успешным, но и радостным занятием, обязательно взаимное уважение соавторов. Обязательно взаимное доверие, и умение отказаться от собственных амбиций.
Капризные авторы просто не смогут сработаться с другими – или превратят соавторский проект в ухудшенную версию собственного творчества.
Итак, написав рассказ, автор отдает его соавтору, а тот при необходимости «убивает» или просто вырезает героев, меняет сюжетные линии и место действия, делает вставки, меняет акценты, при этом по сравнению с первоначальным вариантом конечный рассказ может как увеличиться, так и уменьшится – часто для того, чтобы превратить рассказ в нечто читабельное, надо больше вырезать, чем добавить.
Окончательная правка должна быть чья-то конкретно, а вот чья именно – вопрос открытый, однозначного ответа на него нет. Хотя лично мне милее вариант, при котором ею занимается автор, написавший первый вариант.
    4. «Ты будешь писать про пиратов, а я – про принцессу». Имеющий право на жизнь вариант для уже сработавшихся соавторов. Рассказ состоит из двух (больше — хуже) сюжетных линий, каждую из которых ведет один автор.
Именно для сработавшихся – потому что иначе стилистика кусков будет разной, и искушенный читатель, получив рассказ, написанный двумя хорошими авторами, вполне может отложить недочитанную вещь.
А вообще – что может быть проще? Накидать пунктиром две сюжетные линии, пересекающиеся в нескольких местах, и окончательно сходящихся в конце, и писать! Но прежде десять раз подумайте – стоит ли оно того? Окончательная доводка такого рассказа скорее всего займет куда больше времени, нежели его написание, и без гарантированного результата.
    5. «Хороший у вас план, товарищ Жюков!». __Выбор автора__ Для рассказов – самое то, на мой взгляд. Вместе обсуждается сюжет, общая идея, накидывается примерный план рассказа с некоторым количеством «вкусных» деталей, после чего авторами «разбираются» куски.
Процесс выглядит так – первый автор пишет первый кусок, передает его второму. Второй вносит редакцию в первый кусок, после чего пишет свой, и так продолжается до завершения рассказа, после чего один из соавторов вносит окончательную финальную правку.

4) Какие перспективы?
Соавторская работа – это не только вкусное диетическое мясо, мягкая шерсть, но еще косточки, из которых можно делать свистульки!
Подробнее:
     1. Опыт стилистической работы. Так или иначе, а приспосабливаться к стилистике соавтора придется, даже если вы всего лишь вносите в рассказ художественную правку.
     2. Возможность взглянуть на своё творчество со стороны и хорошенько о нем призадуматься. Пока два текста – ваш и чужой – находятся в разных файлах, вы можете кричать на всех перекрестках о том, что гениальнее вас никого нет. Но когда вы видите свое бледное и немощное на одной странице с ярким и живым, тут уж любой призадумается, да и переймет передовой опыт брата-соавтора. Именно поэтому я рекомендую брать в соавторы тех, кто пишет в непохожей на вашу стилистике, другим языком.
     3. Общение с хорошим человеком. Из соавторства вырастают такие хорошие чувства, как дружба, симпатия, появляется (в отношениях с противоположным полом) флирт, который бередит кровь и толкает на творческие подвиги. В отношениях со своим полом хватает здоровой конкуренции, которая также дает не самый слабый стимул.
Еще появляются «чувство локтя», ощущение духовной и моральной общности, а там глядишь, и ревновать тебя начнут! Хотя нет, последнее это так, сорвалось…
     4. Рассказы – они как дети. Со всеми вытекающими последствиями – одно дело переживать за свой рассказ на конкурсе самостоятельно, и совсем другое – вместе с соавтором! А вы никогда не слышали, как родители обсуждают между собой новости про детей? Какой азарт, накал страстей, какая радость в глазах! Сравните с тем, как ведут себя матери или отцы-одиночки, оставшись наедине с собой.
     5. Умение писать в соавторстве повышает статус писателя. Пусть это в основном субъективное повышение, но все-таки!

5) Это точно не Гербалайф?
Гербалайф, гербалайф, не сомневайтесь. Хороший соавтор всегда совратит на это темное дело четверых других авторов, те совратят еще по четыре, ну и так далее. В конце можно будет проследить цепочку соавторов от вас до Лукьяненко и Логинова, я от себя легко прослеживаю.
Никаких побочных эффектов, если вы проходите весь курс от начала и до финальной правки.
Вы станете более оптимистично смотреть на мир.
В вашей жизни появится место для чистой, незамутненной радости.
Для замутненной радости тоже будет место.


Расскажите о соавторстве всем знакомым, вместе мы сделаем этот мир лучше!




404
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 февраля 2011 г. 12:30
Спасибо, полезная классификация!


Ссылка на сообщение10 февраля 2011 г. 12:48
Поздравляю с открытием странички на ФЛ!


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 14:37
Здраствуй, друг! Как старый подписчик Фантлаба все ждал, когда откроется твоя страница. Ура! Теперь она есть! Слежу за твоими успехами. Кстати, когда ты писал статью, вспоминал «И не жалели они ни жизней, ни чистоты браков...» Вспоминаешь иногда грехи юности? Может что и попишем вместе?.. Если что я на vfvfhm.yandex.ru, можно просто посписываться.
Всегда с почтением твой,
Ж.К. Хайкин
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2011 г. 21:58
Здравствуй, Евгений!
С соавторством я практически завязал, мне это было нужно в то время, когда не хватало понимания каких-то элементарных вещей, и их я «брал» самым простым способом — у соавторов, в процессе написания рассказов.
Кстати, «И не жалели они...» в этом плане были мало полезны, поскольку это все же было скорее упражнение на тему, а не по-настоящему соавторское произведение :)
В эту пятницу стартует конкурс «Рваная Грелка», тему дал Майкл Суэнвик. Не хочешь поучаствовать?


⇑ Наверх