Бойцовский


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Бойцовский клуб
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Бойцовский клуб

Статья написана 10 февраля 2011 г. 20:12

Совсем не собирался писать отзыв, однако, обнаружив на странице произведения не очень много адекватных, понял, что мне есть что добавить к «вышесказанному». Итак, роман Чака Паланика «Бойцовский клуб».

1. Альтер эго романа.

Роману, скорее всего, не повезло в том же смысле, в каком не повело «Солярису» Лема. Гениальная экранизация Финчера, как и гениальная экранизация Тарковского, смещает акценты в восприятии произведения: и «Солярис» становится ценен для читателя его «человеческой» стороной, а с «Бойцовским клубом» прочно связывается его «бунтарский» дух. Итак, в чем фильм кардинально противоречит роману? Симпатяшка Нортон, соблазнительный самец Питт, роковая красотка Бонэм Картер. В то же время в романе нет ни красивых, ни даже симпатичных героев. ГГ с продырявленной щекой и такой же, очевидно, его антагонист. Ходячие мертвецы в группах «поддержки». Изуродованные шрамами, кровоподтеками, переломами члены клуба — «обезьянки-астронавты» с пустыми глазами и механическими действиями. Герой-слабак, герой-размазня лично у меня более ассоциируется с «мистером Туми» из экранизации Кинга «Лангольеры» — скользкое, мерзкое ничтожество с пушкой в руке.

Почувствуйте разницу:

Морла Зингер — истеричная дура, способная связаться с последним наркоманом, — против образа la femme fatale с налетом декаданса и легкой «шизы», созданный Бонэм/Финчером.

Родимое пятно героя.... Впрочем, об этом в свое время.

Итак, в фильме акценты расставлены таким образом, что агония саморазрушения ГГ превращается в социальный бунт против системы.

2. Бунтарство?!

Пересказывать сюжет не стану. Вики вам в помощь. Остановлюсь на двух моментах: бунт и раздвоение личности. Содержание и форма. Из предшественников в вопросах содержания — неоднократно назывались Берджес и его «..Апельсин», Сэллинджер с его «..пропастью..» и не только. В вопросах формы — я бы упомянул Бэнкса, Маклина (подсказывают, Достоевского, но «Двойника» я еще не читал), — представители «серьезной» прозы о разделении судьбы/личности главного персонажа, из менее «серьезных» — многочисленные вариации Кинга на тему «темной половины».

Итак, завязка сюжета в том, что в силу особенностей психики и обстоятельств жизни ГГ — безымянная конторская крыса — решается на «бунт» против общества потребления. По крайней мере, так эти поступки характеризует сам герой. Бунт — в его восприятии. В чем этот бунт заключается: испражниться в еду, подаваемую в известном ресторане, вклеить порнокадр в пленку детского или семейного фильма. Этот бунт не открытый, не явный, а трусливый, бунт «для себя». По большому счету, весь роман герой демонстрирует трусость. Как только «Разгром» выходит на уровень, на котором уже необходимо «заявить о себе», выйти из тени, перешагнуть границу мелкого хулиганства — ГГ пасует. Хочу убежать. Хочу закрыть клуб. Тут же и оправдание находится: погиб один из членов. Но то же самое он демонстрирует и в финале: бомбы не взорвались — это мгновение, когда хочешь-не хочешь — сознавайся во всем. Для него выход и тут — нажать спусковой крючок. И оправдание есть: я хочу убить Дердона. В самом конце, когда герой оказался в психушке, что он делает? — он прячется от реальности в «теплой и удобной шизе» — я в раю. Он старается не замечать членов клуба, потому что не хочет возвращаться назад. И эта «шиза» про рай — является на самом деле удобной ширмой, чтобы спрятаться.

Собственно, все его воспоминания об Ирландии, об отце, которому он звонил и спрашивал: «а что теперь?» — демонстрируют его несостоятельность как личности. Он не способен принимать решения и брать ответственность.

Таким образом, выходит, что типичный представитель яппи 90-х — сопля в накрахмаленной белой рубашке, — сам он говорит о «своем поколении»: поколение тех, кто вырос без отцов, кого воспитали матери. Это, действительно, поколение. Хочется также отметить, что похожие черты можно обнаружить и в наших соотечественниках — временные рамки я точно озвучит не решусь, — но среди 18-25 летних довольно много обнаруживается тех, чьи отцы бросили свои семьи, или кто вырос в семье отцов-алкоголиков, совершенно не участвовавших в воспитании. А среди нынешней молодежи — нередки случаи, когда «молодой папаша» исчезает сразу после того, как узнает о неожиданном «продукте» прежнего удовольствия. И девицы, — из тех, что еще не нагулялись, и чьи мысли еще далеки от семейной жизни, — оказываются матерями-одиночками. Отсутствие отца-примера в юношах, воспитанных матерями, заметно по инфантильности, обидчивости, комплексу недостатка внимания при общей избалованности. Все эти черты легко читаются в персонаже романа.

3. Потребление.

Общество, окружающее главного героя, — это биосфера, которую заполняют мегасущества — глыбы корпораций, спруты общественных организаций, монолиты отелей, угри ресторанов — мегасущества, деятельность которых заточена на получение прибыли, эффективность — определяется прибылью, угроза потери прибыли — опасность, требующая незамедлительных действий. Работу мегасуществ обеспечивают безымянные винтики: винтики выезжают в командировки, винтики носятся по этажам, винтики договариваются с винтиками других мегасуществ, винтики гибнут и на смену им приходят другие винтики, над кучкой маленьких винтиков стоит винтик потолще, но над тем — еще толще, и далее — несменяемых просто нет. Жизнь винтиков обеспечивается одноразовыми продуктами питания, одноразовыми промышленными товарами. Для мегасущества винтики — тоже одноразовые. Либо сегодня ты выполняешь свою функцию хорошо, либо завтра на твоем месте уже другой. А кроме того, мегасущество вполне может отбросить какую-то часть (хвост, например) со всеми винтиками, если это принесет прибыль. Мировоззрение винтиков:

цитата

Внешними проявлениями выступают цинизм, прагматизм и презрение по отношению к менее успешным людям (неудачникам англ. loser), аполитичность. Самая любимая тема яппи — нехватка времени. Публично обсуждать свои болезни и вообще — проблемы в кругу яппи не принято, условия игры требуют выглядеть бодрым, здоровым и энергичным. В сообществах «яппи» табуировано проявление зависти и ненависти, считаемых уделом «лузеров». Также табуирована открытая агрессия. Сообщества выглядят дружелюбными и вежливыми. Практически все возможное недружелюбие в этих сообществах сводится к намекам — иногда грубым — на нищету и «лузерство» собеседника, особенно на основании наличия у него недостаточно дорогих или современных личных аксессуаров.

У «яппи» практически отсутствует понятие «заслужил». При этом у них не вызывает никакого отторжения фраза «кто первый встал — того и тапки», понимаемая зачастую как естественный закон бытия.

«Яппи», как правило, не имеет близких друзей. Практически никогда «яппи» не бывает сильно погружен в неформальное сообщество — мотоциклистов, любителей музыкальных стилей, ролевых игр и исторической реконструкции, неорганизованного туризма и походов и др.

Карьерный рост и карьерные интриги. Кто из этих, окружающих тебя людей, будет следующим, ставящим подножку, откуда ждать подвоха? Корпоративный этикет, распорядок дня, дресс-код, а с ним и корпоративные представления о счастье и успехе: каталоги мебели, ковров, люстр, хрусталя. Раз тебя, винтик, используют — значит и ты должен поступать также. Если ты заплатил за обед в ресторане, за рейс в самолете, за прием врача, за адвоката: то пускай вокруг тебя покрутятся винтики, да повеселее...

Итак, Дердон целит в механизированное сердце именно этой отлаженной системы. Причем, делает он это ее же методами. Каждому винтику он дает динамитную головку и теперь у винтика появляется ощущение значимости: а вот я ка-а-ак бабахну. Винтики превращаются в обезьянок-астронавтов, они остаются такими же безымянными, они ничего не меняют в своей жизни, так же слепо подчиняются приказам, только вместо денег (новой мебели, новых ковров, новой машины, нового хрустального сервиза) перед ними теперь антицель — разрушить связи, которые раньше заставляли тебя вертеться. И те же самые винтики тем же самым образом вращаются, но теперь это не блестящие-безобидные — а черные, мрачные, с динамитными головками, готовые взорваться в любое мгновенье.

Безымянные «обезьянки» проекта «Распад» и конкретно момент, когда герой «очнулся» внутри действующей сама по себе машины произвело на меня впечатление, сходное с застенками в «1984» Оруэлла.

Хотелось бы еще остановиться на «технических подробностях» — рецептах мыла, напалма, динамита и пр. Явный антагонизм — прежде герой пользовался одноразовыми товарами и продуктами (ничего не делал сам) — теперь же он собственными руками «творит» необходимое, используя для этого подручные средства. Иронично: в какой-то момент деятельность ГГ образует с обществом безотходное производство: мыло, которое производится из человеческого жира возвращается обществу. Но эта деятельность, несмотря на внешнее сходство с созиданием — является частью цикла потребления, причем деньги, вырученные Дердоном от этого производства он пускает на ускорение разрушающих процессов.

4. Философия разрушения.

Итак, главенство в жизни ГГ временно принимает Тайлер Дердон и его девиз «только потеряв все — ты станешь свободным», и его цель — «дойти до крайней точки», до мгновения совершенства. Многие анализировали слова и поступки Дердона, находя в них разные подтексты и подоплеку, и нигилизм, и Ницше, и Гитлера, и марксизм, и анархию и тэпэ. Методы Дердона основываются на разрушении и саморазрушении. Разрушение привычного порядка мы видим в его ранней деятельности — приклеивание порнокадров, испражнение в пищу, — разрушение через саморазуршение — в деятельности клубов, и снова разрушение — попытка выйти на саморазрушение социума — в деятельности проекта «Разгром».

Разрушение. Оно является «темной стороной» общества потребления. Компании проще оплатить несколько исков, нежели отозвать партию опасных для жизни автомобилей. Это в романе. А в жизни?! Наши реалии: чиновник, подписывающий разрешение на строительство многоэтажки на территории культурно-исторического памятника; строительная компания, получившая заказ через «откаты», и строящая с нарушением норм безопасности; реформы в образовании, после которых учитель перестает ставить двойки, чтобы не лишиться зарплаты; сотрудники ДПС, собирающие «налог» на дорогах; обанкрочивание предприятий и продажа с молотка за бесценок; увеличение налогов для малых и средних предпринимателей, и снижение для крупных; предприятие, не удовлетворяющее экологическим нормам, «откупается» штрафом и продолжает работать; возможность «покупки» прав или диплома об образовании; импорт вместо производства; вместо внедрения автономных медицинских устройств — население снабжается такими, которые требует постоянных расходных материалов или обслуживания; и прочее. Подобное, вкупе с подменой ценностей — ценности в обществе потребления это то, что рекламируется в каталогах (мебель от «IKEA», компьютеры от IBM, программы от Microsoft, люстры от ..., ковры от...), — создает предпосылки к формированию синдрома саморазрушения в социуме. Суть в том, что в подобных обстоятельствах, когда большинство совершает разрушительные для экологии, социума или собственной личности действия, всем прочим, буде они попытаются этому что-то противопоставить, придется идти против всей саморазрушающей машины.

Герой Дердона не идет против. Он, наоборот, ускоряет процесс саморазрушения. В этом смысле он действительно способен достичь своего — разрушения цивилизации, — вот только итогом этого может явиться и исчезновение человечества, как вида.

5. Саморазрушение и... родимое пятно.

Герой посещает группу поддержки неизличимо больным раком яичек, раком кишечника, раком.... У самого главного героя имеется родимое пятно, которое, в свое время, студенты-медики приняли за симптомы рака. И теперь герой рассказывает, что у него в течение 10 минут был рак. Мерла Зингер ищет уплотнения в груди и находит их.

цитата

Общей характеристикой злокачественных опухолей является их выраженный тканевой атипизм (утрата клетками способности к дифференцировке с нарушением структуры ткани, из которой происходит опухоль), агрессивный рост с поражением как самого органа, так и других близлежащих органов, склонность к метастазированию, то есть к распространению клеток опухоли с током лимфы или крови по всему организму с образованием новых очагов опухолевого роста во многих органах, удалённых от первичного очага.

Но ведь вся история возникновения «бойцовского клуба», развития, возникновения из БК проекта «Разгром» и всей философии саморазрушения — разве не возникновение и развитие из одной раковой клетки — ГГ — целой раковой опухоли внутри общества, предрасположенного к саморазрушению?

И появление клубов по стране без ведома и не под контролем ГГ — очевидные метастазы. Паланик строит свой роман как развитие раковой опухоли, которую символизирует философия саморазрушения Дердона, из единственной раковой клетки — главного героя. А типичность главного героя, в этом смысле, намекает на то, что все общество больно. Другой аналогией Бойцовского клуба можно считать СПИД — потому что члены клуба БК — это лишенные иммунитета люди в обществе, больном саморазрушением.

_

Несмотря на то, что даже автор признает финал фильма более удачным, отмечу, что фильм отбрасывает многое в романе. То есть, он удачен, если выбросить многое, и таки-да — фильм действительно акцентирует бунт, а роман.... роман работает методом «от противного». То, что многие (особенно молодежь) находят героев в персонажах романа — понятно, в принципе, хоть и печально. Печально однако и то, что наше современное общество больно, — больно, может быть, неизлечимо, — и роман лишний раз об этом напоминает. Дай бог, чтобы он предостерегал, а не констатировал. Дай Бог!..

_

Итог. Невероятно качественный роман, дающий много пищи для размышления. Для оценки стиля приведу в пример то, что к аудиокниге (не ахти начитанной) меня «тащило» — так что послушал за три дня целиком. Рекомендовать не могу. Даже собственной жене, зная ее вкус и особенности психики, я посоветую трижды подумать, прежде чем браться за него (она, впрочем, не очень и торопится:-)))). Оценка: 9.

И еще. Очередь романа в моем списке чтения была сдвинута, чтобы я сам мог оценить, стоит ли включать его в список рекомендованной литературы для студентов. И теперь могу сказать точно: его не только не стоит включать, но — лучше убрать подальше. Если кто-то сам найдет — что поделать..., но я лучше спрячу его от неосторожных глаз. Ребенка ведь можно научить кое-чему, положив на видное место заряженный пистолет. Вот только стоит ли? Роман требует от читателя довольно высокого социального опыта. Пусть мои студенты подрастут.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

И еще кое что. Удивляет, когда читатель ставит не очень высокую оценку «БК» при девятках и десятках «Осиной фабрики» и «Террора». Нет, ясно, что вкусовщина — это святое. Однако хочется как-то понять, почему острая современная и жизненная вещь оказывается оценена ниже надуманной истории о девочке, которая считала себя мальчиком, при этом убивала детишек, поджигала кроликов и тэдэ, и ниже такой же сказочной, к тому же банальной истории о том, что люди в целом — скоты, хотя есть среди них и неплохие, с достаточным количеством натурализма, «лишних» эпизодов, ляпов и длиннот. :-(





380
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 февраля 2011 г. 23:41
Низкую оценку ставят из0за непохожести книги на фильм. И потому ,что сейчас модно не любить модное.

А насчёт разрушения... ведь (в фильме) от разрушения как самоцели — перешли к созиданию. Через преображение хаосом. К построению «нового мира».
По пути используя те же приёмы, что и «старый мир». Оболванивание. Разрушение личности (вступительный тест неофитов).

цитата rusty_cat

Дай бог, чтобы он предостерегал, а не констатировал. Дай Бог!..

Более того. Констатация уже чуток устарела. Всё ещё хуже )))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 00:35

цитата Цефтриаксон

Через преображение хаосом. К построению «нового мира».

В книге Дердон тоже об этом говорит: о созидании мира, в котором можно будет охотиться на кабанов на развалинах небоскребов. Поэтому созидания нет ни в фильме, ни в книге. А что касается

цитата Цефтриаксон

Оболванивание. Разрушение личности (вступительный тест неофитов).

В книге это тоже есть. Это как бы зеркальное отражение того, чем эти люди являлись прежде — такие же болванчики, только не в черных рубашках, а в белых и накрахмаленных.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 01:18

цитата rusty_cat

Поэтому созидания нет ни в фильме, ни в книге.

Я в том смысле — что при таком масштабе разрушения — по любому ВОЗНИКНЕТ новая формация общества. То есть — что-то создастся.

цитата rusty_cat

В книге это тоже есть.

Врать не буду. Книгу хоть и читал, но помню плохо. Надо пожалуй пеерпрочесть. Или послушать. Не порекомендуете чтеца?
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 01:21
А их много ;-) ? Одна озвучка и есть. Не шедевр, но я не привередливый:-)))
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 21:54

цитата Цефтриаксон

Я в том смысле — что при таком масштабе разрушения — по любому ВОЗНИКНЕТ новая формация общества. То есть — что-то создастся.

А так ли уж «по-любому». Объявить виновными террористов из Ирака, выплатить пострадавшим компенсацию. В машине, действие которой определяется выгодой, и принятые меры будут определяться выгодой, как с машинами — если дешевле заплатить по искам — зачем отзывать всю партию8:-0
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 22:07
Если единичный взрыв — то конечно да :)
Да и то, есть вероятность что «бытовой» терроризм станет популярен.

Просто я как-бы принял за аксиому, что затея ТАйлера удалась. Например за счёт массовости акций. А там мало ли что. Кто-то запаникует и пальнёт чем-нть стратегическим абы куда. Или банальное разрушние хим комбинатов и атомных станций (грязные взрывы). Впрочем химкомбинаты и склады — могут быть даже страшнее. Бхопал намекает ...
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 22:09
Про то я и говорю. В показанных условиях, реальные изменения возможны лишь в варианте истребления человечества или близко к тому. А это, извиняюсь, уже не то же самое, что РЕВОЛЮЦИЯ. Рак ведет к гибели организма. И кому важно, что потом он перестает распространяться. 8:-0
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 22:44
Ну зачем же так дискретно? :)
Между 1 и 0 полно вариантов.

Революция ,кстати, именно благодаря тому механизму ,что вы описали — и невозможна. Теперь.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 22:57

цитата Цефтриаксон

Ну зачем же так дискретно?

А потому что средства от рака до сих пор не существует. :-))) Даже если рассчитывать на то, что после большого бадабума кто-то останется в живых и займется восстановлением, то тут же придется признать, что среди оставшихся первыми погибнут те, на кого возложена основная надежда:-)
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 23:20
Я тоже очень люблю медицинские метафоры, но аналогия с раком — не идеальна, хоть и красива.
Выживут те — кто выживут. И личности их наверняка изменятся тоже. А там всяко может быть. Гуманисты станут маньяками ,а маньяки — начнут земледелие возрождать.

В том и шутка ,что для полного уничтожения человечества — нужно именно полное уничтожение. Чтобы ничего не осталось на развод. И заодно — грохнуть нужно биосферу. А это несколько иной маштаб.

И я ещё себя пессимистом считаю. офигеть :)
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 23:25
Я вообще-то оптимист. Просто люблю пофантазировать о разном:-))), особенно взяв за аксиому некие абстрактных посылки. Сюжеты книги и фильма для этого оказались отличной почвой:beer:
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 23:27
Кстати. почему-то, при всей любви к постапокалипсису, мало кто химический конец света рассматривает. Что странно.
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 23:30
На этом много эмоций не выжмешь. Одним рассказом всю тему можно закрыть. Так я думаю. А более глубокое «бурение» требует наличие специального образования у читателя:-)
 


Ссылка на сообщение12 февраля 2011 г. 01:52
хм...
**отползает в раздумья. густые.


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 19:30
Мощная книга.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 февраля 2011 г. 21:52
:beer:


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 10:51
Смотрел сначала фильм — очень понравился. Потом причитал книгу — дико понравилась. Лично я не увидел серьезных противоречий в фильме и книге. Наоборот, на мой взгляд фильм и книга отлично дополняют друг друга.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 11:08
Почитайте отзывы на странице произведения. Одни находят в романе бунт против системы и «новую Библию», другие обвиняют роман в «рваном» стиле и неправильных «рецептах». И многие уверены, что финал фильма лучше. Они просто другие. Как два «Соляриса».
Причем, с тем, что фильм действительно хорош, я и не спорю вовсе

цитата rusty_cat

Гениальная экранизация Финчера...

:beer:
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2011 г. 22:23

цитата rusty_cat

Они просто другие. Как два «Соляриса».

Ни разу с этим не спорю.;-) Я только описываю свои впечатления, а они мне говорят, что и фильм и книга отличные. А то, что они все-таки разные — так у них авторы разные. Писатель видит по-своему, режиссер — по-своему.

цитата rusty_cat

Одни находят в романе бунт против системы и «новую Библию», другие обвиняют роман в «рваном» стиле и неправильных «рецептах».

Думаю, и те и те правы... Это бунт против системы по неправильным рецептам.;-) Вообще, как признавался Паланик в одном из интервью, он написал «Бойцовский клуб» в качестве плевка в лицо издателям, которые до этого зарубили его «Невидимок». Как мы знаем, этот «бунт» очень неплохо окупился.


Ссылка на сообщение15 февраля 2011 г. 17:09
Спасибо, интересный... Эм, статья? Наверное так будет правильнее всего. Правда, и фильм смотрел, и читал довольно давно. Я тогда был существенно младше ваших студентов, так что не могу претендовать на полное понимание, а тут весьма интересные мысли представлены об уже подзабытом произведение.
На счет Солярисов согласен, фильм с книгой соотносятся примерно так же. Об одном и о разном. И все же финал фильма мне импонирует больше, пускай он весьма идеализирован и вряд ли возможен, но сама идея социальной «табула расы» весьма и весьма недурна.
Меня всегда было интересно одно, вроде везде в свое время что-то делали, пытались достичь светлого будущего, а в конечном итоге пришли к одному и тому же. К обществу потребления. Которое довольно трескает собственные испражнения и улыбаясь просит добавки, которые же незамедлительно и производит, причем сверх необходимого количества. Все таки должно же что-то произойти, чтоб человечество сдвинулось с мертвой точки, или нам действительно предначертано утонуть в собственном дерьме ???
О чуть боле приземленном. А вы еще что-нибудь у Паланика читали? А то я после БК так до сих пор и не решился у него еще за что-нибудь взяться, опасаясь разочарования.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2011 г. 22:09

цитата iRbos

А вы еще что-нибудь у Паланика читали? А то я после БК так до сих пор и не решился у него еще за что-нибудь взяться, опасаясь разочарования.

Понимаю, что вопрос адресован не ко мне, но все же рискну ответить8:-0 Прошу сильно меня не пинать за это:-)
Лично мне понравилась его «Колыбельная» и «Удушье». Потом был «Уцелевший» (он мне понравился не столько идеей, сколько по стилю) и «Невидимки».
P.S. Книги я назвал не в порядке их написания/издания, а в порядке прочтения:-)
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 09:27
Пинать не буду, обещаю :-))) Скорее выражу благодарность за совет. Может потом попробую все же что-нибудь. У меня очередь тоже не маленькая.
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2011 г. 22:45
Я не уверен, что скоро возьму что-то еще из Паланика. Может быть, через год или два. Вот сейчас прочитал Лема «Возвращение со звезд» и добиваю «Поколение Пи» ВП
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2011 г. 22:59

цитата rusty_cat

Может быть, через год или два.

Столько других книг на очереди?o_O:-)))
 


Ссылка на сообщение15 февраля 2011 г. 23:07

цитата anchel

Столько других книг на очереди?

И это тоже.:-))) Но главная причина — я предпочитаю разные книги, а не похожие. :beer:
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 09:31
Во-во, я тоже так думал сразу после прочтения БК. Лем — это хорошо, но пока прочитано из него не много. А вот Пелевина опасаюсь почему-то читать, уж слишком его все хвалят 8:-0
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 09:50
«Желтая стрела», «Чапаев и Пустота», «Затворник и шестипалый» must read. А Лема я просто люблю:beer:
 


Ссылка на сообщение16 февраля 2011 г. 11:58

цитата iRbos

А вот Пелевина опасаюсь почему-то читать, уж слишком его все хвалят

Аналогично:beer:


⇑ Наверх