Апология садиста или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Апология садиста, или Необходимое послесловие к рассказу «Трое в ковчеге»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Апология садиста, или Необходимое послесловие к рассказу «Трое в ковчеге»

Статья написана 20 февраля 2011 г. 03:55

Близится конец второго тура, в который посчастливилось попасть и моему рассказу. Уже давно стало очевидным, что, увы, в третий тур он не переходит. Поэтому я с легким сердцем могу признаться в своем авторстве и уже спокойно, не связанный никакими обязательствами, высказать свои мысли, появившиеся в ходе конкурса.

Конкурс состоялся. Удался он или нет, судить пока рано. Но мне как участнику хочется отметить, что в любом случае участвовать в нем было большой честью. Я могу с ходу назвать довольно большое число рассказов от остальных участников, которые, на мой отстраненный взгляд, гораздо лучше моего.

Тема конкурса была интересной, обдумывание и работа над рассказом тоже доставили много приятных ощущений. Запомнились волнение, предвкушение начала, нетерпеливое ожидание и вообще масса хороших впечатлений.

Отдельное спасибо организаторам конкурса. Все было безупречно.

Ну и конечно же низкий поклон всем, кто прочел мой рассказ. Спасибо за то, что уделили внимание и  взяли на себя труд ознакомиться с моим, с позволения сказать, «творением».

Следует сказать, что я в конкурсах участвую не ради надежды на какие-то достижения. Я прекрасно отдаю себе отчет в том, насколько такая надежда была бы несбыточной. Тут кое-что другое. Попробовать оформить свои мысли по поводу темы во что-то законченное. Потренироваться. Получить объективную оценку. Увидеть свои ошибки и недостатки сторонними глазами. Поучаствовать в процессе наряду с другими. Пообщаться с людьми, с которыми имеешь общий интерес и такую же тягу что-то сочинять.

Поэтому я довольно спокойно отношусь к низким оценкам. Что же поделать... Кто-то считает, что я написал нечто плохое — его воля. Может оно так и есть.

Кому-то может просто не понравиться. Это тоже вполне объяснимо. Меня уже второй конкурс кряду обвиняют в жестокости, девиантности, смаковании уродств, каннибализма и т.д. и т.п. Не вполне с этим согласен, но опять же оставляю за читателями полное право иметь такое мнение.

Мне было очень интересно читать отзывы на свой рассказ. Познавательно, я бы даже сказал. Со многими замечаниями я согласен. Что рассказ больше похож на зарисовку. Что он неуклюже написан. Что его тяжело и неприятно читать. И многое, многое другое.

Но меня поразили упреки в безграмотности (как я понял не в лингвистической, а в фактологической), в алогичности и в непродуманности. С некоторыми «поправками» я категорически не согласен.

Поэтому я пишу это послесловие.

Для начала я по возможности успокоился. Выждал время пока в моем потаенном саду выросло то самое древо яда, о котором писал Блейк, и спилил его под корень. Выкинул в корзину несколько первоначальных вариантов данного предисловия. Они были, мягко говоря, эмоциональными. Забраковал вариант названия «О трудностях пробы пера в твердой НФ в эпоху ЕГЭ», сочтя его хамским. Сейчас когда пульс мой в порядке, а голова ясна, уже можно продолжать наши милые забавы.

Скажу сразу — я не читал «Отца-основателя» и «Ложную слепоту». Возможно есть сходство с этими произведениями в моем рассказе. Но я по крайне мере не знаю об этом. Конечно, я, как человек, по возможности, обязательный, постараюсь в ближайшее же время ознакомиться с ними, чтобы знать, что же я них украл. Обещаю.

Итак начнем все по порядку. Мой рассказ — это своеобразная моя полемика с многочисленными произведениями НФ о межзвездных перелетах. В особенности с теми, где герои пересекают Вселенную из конца в конец на звездолетах с бассейнами, оранжереями, блэкджеком и податливыми бабенками. Мое скромное мнение, как на самом деле могло все это происходить.

Я очень много думал об этом. Другое дело, что многие мысли в рассказ не попали или остались едва уловимыми намеками. Пожалуй, они ответят на часть вопросов.

Я конечно же при написании держал в уме произведения гениальнейшего Станислава Лема. Как сейчас мне кажется, в особенности повлиял на мое настроение его рассказ «Молот». Кроме того, идея с рассеченным (а не с усеченным, как пишет один из читателей) мозгом пришла мне в голову тоже под влиянием Лема, вернее его романа «Мир на Земле». Кстати, уже отправив рассказ на конкурс, я смутно вспомнил кое-что еще и начал рыться в книгах Лема. Где и нашел практически точную формулировку того, как я использовал каллозотомию. В рассказе «Странный гость профессора Тарантоги». Я этот рассказ когда-то читал и несомненно идея из него всплыла в моем сознании, пусть и неосознанно.

цитата

Вы ведь знаете, что человеческий мозг состоит из двух почти совершенно независимых друг от  друга полушарий. Арчибальд Пранфосс открыл в 2989 году возможность вводить в мозг одного человека две разные индивидуальности. Сначала это делали только для экономии, понимаете? Например, на межзвездных крейсерах, где мало места для экипажа и где один и тот же человек должен нести вахту двадцать четыре часа в сутки. Так вот в его мозг вводят две индивидуальности, и пока одна отдыхает и спит, другая стоит на посту.

Я решил, что земляне в моем рассказе не обладают какими-либо совсем уж фантастическими достижениями. Все их технологии известны нам в наше время и в принципе осуществимы. Я ввел только несколько явных фантастических допущений, о которых расскажу особо.

Итак у героев рассказа нет в распоряжении двигателей для звездолета, работающих на антиматерии, как и нет антигравитационных двигателей. Прямоточный двигатель Буссарда тоже не создан из предположения, что концентрация межзвездного водорода не будет достаточной для его работы. И анамезон, увы, тоже пока не открыт. Естественно отметен вариант с варп-приводом, как наиболее невероятным. По той же причине исключен целый ряд двигателей и движителей, так или иначе фигурирующих в фантастике.

Также у них нет эффективного способа связи с Землей, как во время полета, так и по прибытии в пункт назначения. Нет никаких тахионных передатчиков и нет сверхмощного лазера, способного дотянуться с летящего корабля на Землю. Что же у них есть в распоряжении?

Для полета в качестве движущей силы используется термоядерный ракетный двигатель, как наиболее вероятный и достижимый.  Первые разработки в этой области появились еще в 1958 году. Есть два вида термоядерных ракетных двигателей: термоядерный ракетный двигатель на основе термоядерного реактора с магнитным удержанием плазмы и термоядерный ракетный двигатель на основе систем инерционного синтеза (импульсный термоядерный реактор). Второй вариант я забраковал из-за громоздкости и меньшей вероятности, что он может быть создан. В двигателях такого рода инициация термоядерной реакции осуществляется очень мощными (порядка сотен тераватт) лазерами, что сделало бы конструкцию крайне громоздкой. Да и создание лазеров таких мощностей тоже очень и очень фантастично. Кроме того из-за импульсно-периодического характера работы он обладает гораздо худшими удельным импульсом и тягой, чем двигатель с магнитным удержанием.  

Останавливаем свой выбор на двигателе с магнитным удержанием плазмы. Работает он следующим образом. Основной частью двигателя является реактор, в котором происходит управляемая реакция термоядерного синтеза. Реактор — это полая «камера» цилиндрической формы, фактически это знакомый многим ТОКАМАК, только открытый с одной стороны. Такая установка термоядерного синтеза называется «открытой ловушкой» или «магнитной бутылкой». «Камера» реактора не герметична, представляет собой решетчатые фермы, несущие катушки магнитной системы. Термоядерное топливо — предварительно нагретая плазма из смеси топливных компонентов — подаётся в камеру реактора, где и происходит постоянная реакция синтеза. Генераторы магнитных полей (магнитные катушки той или иной конструкции), окружающие активную зону, создают в камере реактора магнитные поля большой напряжённости и сложной конфигурации, которые удерживают высокотемпературную термоядерную плазму от соприкосновения с конструкцией реактора и стабилизируют происходящие в ней процессы. Через создаваемое таким образом магнитное сопло из реактора истекает полученная плазма, направляемая магнитными управляющими системами сопла, создавая реактивную тягу.

Тут я хочу отдельно обратиться к той читательнице, которая порицала меня за фразу «сопла, создаваемые мощным магнитным полем», сообщая, что сопло, дескать, это железная труба. Магнитное сопло — это вполне устоявшийся термин. Достаточно зайти не в русскую, а в английскую Википедию, и открыть статью Nozzle (Сопло), где вы увидите отдельный подраздел Magnetic nozzles (Магнитные сопла). Специально для вас я привожу фотографию прототипа магнитного сопла из отчета НАСА TM-2005-213559. Также вы можете посмотреть как магнитные сопла изображались в иллюстрациях к научно-фантастическим рассказам. На этом красивом рисунке правда есть одна неточность. Ракета снабжена воздушными стабилизаторами, хотя все типы двигателей, которые используют магнитные сопла, могут работать только в безвоздушном пространстве.

Более того, вот вам фотография реальных ракетных двигателей, использующих магнитные сопла! Это серийные(!) ракетные плазменные двигатели российского(!) производства, которые массово ставятся на геостационарных спутниках. Погуглите по словам «плазменные двигатели системы Морозова» и «ОКБ «Факел». Возможно вы, прочитав найденные материалы, испытаете такой же шок, который испытали специалисты НАСА, когда узнали, что двигатели, которые они считали гипотетическими и существующими только в теории, производятся серийно и используются на орбитальных спутниках, начиная с 1982-го года!

Теперь определимся с типом термоядерной реакции и используемым топливом. Есть реакции дейтерий + тритий, дейтерий + гелий-3, монотопливо ядер дейтерия и многие другие. Тут выбор однозначно падает на реакцию дейтерий + гелий-3. Ее преимущества: практически нет нейтронного излучения, которое в других реакциях представляло бы реальную угрозу для экипажа корабля (как известно это излучение почти невозможно экранировать), меньшая масса антирадиационной защиты, меньшая масса магнитных катушек реактора. И вот тут появляется фантдопущение — гелий-3 крайне редкий элемент на Земле, поэтому в рассказе корабль снаряжается на орбите Юпитера, в атмосфере которого есть гелий-3. На Юпитере запасы гелия-3 оцениваются в 1016 тонн. Этого хватит на миллиарды таких кораблей. Тут самое время поговорить о претензиях из одного отзыва по поводу Юпитера. Мол, кораблю не взлететь с поверхности Юпитера. Странно, в рассказе разве говорится про поверхность Юпитера? Или имеется в виду вторая космическая скорость или скорость убегания? Так она для Юпитера равна 61 км/с. Корабль в рассказе способен развивать максимальную скорость в 1/4 скорости света, то есть — 74 948,1 км/с. Думаю этого достаточно для того, чтобы корабль смог преодолеть притяжение Юпитера. Тут настало время признаться в еще одном фантдопущении. По расчетам двигатели корабля, описанные в рассказе, могут развивать удельный импульс до 4 миллионов м/с, то есть 4 000 км/с. То есть я задрал характеристики почти в 19 раз. Что поделаешь, винюсь, каюсь, посыпаю голову пеплом... Все-таки это фантастический рассказ, а не отчет правительственной комиссии.

Корабль состоит из нескольких ступеней, каждая из которых отваливается от него, когда исчерпается топливо в ней. Ступени состоят из сферических баков с топливом.

Топлива нужно очень много. Сама полезная нагрузка корабля по сравнению с ним ничтожна. Это капсула, которая будет обращаться вокруг третьей планеты в звездной системе Wolf 562, а потом и сядет на ее поверхность. Тут я немного слукавил. Wolf 562 – это другое название звезды, более известной под именем Gliese 581. Это очень знаменитая в фантастике звезда, поэтому я не решился использовать ее известное название. В этой звездной системе были обнаружены экзопланеты, наиболее схожие с Землей. И вероятность, что на них условия, подобные земным, и есть биологическая жизнь, очень высока. В особенности это касается планеты Gliese 581с. Именно туда стремятся герои рассказа. Если на планете есть воздух, пригодный для дыхания, вода, растения и животные, то капсула сядет на поверхности планеты.

Кстати, к термину «экзопланета» тоже придирались. Экзоплане́та (др.-греч. εξω, exo — вне, снаружи), или внесолнечная планета — планета, обращающаяся вокруг звезды за пределами Солнечной системы. В принципе вполне известный и общеупотребительный термин. Не пойму, чем он рассмешил рецензента?

Почему я сделал своих героев инвалидами? Тут простой трезвый расчет. Места в капсуле очень мало. То есть объем корабля в безвоздушном пространстве не играет особой роли. Но увеличение объема влечет увеличение его массы. Поэтому обитаемый отсек — это крошечное пространство размером с платяной шкаф. Разместить там обычных людей было бы проблематично. Кроме того, из-за тесноты экипаж ограничен в движениях. Иначе им нужна была бы просторная каюта. Раз они неподвижны, то конечности не нужны. Кроме того, инвалиды привычны к длительной неподвижности. Из-за отсутствия конечностей, эти люди потребляют мало кислорода — сокращен объем тканей организма. Кроме того выбирали специально людей низкорослых. И конечно не зря вместо одного человека нормальных размеров летят два разнополых пилота. В чем ведь цель миссии? Люди, прилетевшие на планету, после 80-и лет полета, зачатия и рождения ребенка, будут практически истощены. Они не смогут прожить на планете долго. Другое дело — их потомок. Он проживет (конечно при благоприятном стечении обстоятельств) как минимум полвека. Этого времени хватит, чтобы на Земле снарядить другую экспедицию, которая таким же образом доставит на планету еще одного новорожденного. Если первый ребенок будет мальчиком, а второй — девочкой, то шансы, что они смогут образовать пару и породить здоровое потомство будут достаточно велики. Мужчины гораздо дольше женщин сохраняют репродуктивные функции своего организма. Инцест вообще в виду не имелся. Возможно читателей смутило слово «колонизация». Но колонизировать можно и силами одного поколения от пилотов первого корабля. Не имея в виду, что первое поколение должно произвести второе. Они будут ждать второго корабля. Согласитесь, когда в романе Жюля Верна «Таинственный остров» герои, которые все сплошь мужчины (включая пса и обезьяну), называют себя колонией и колонистами, никого это не смущает и не приводит к крамольным мыслям.

Два человека в корабле — это не люди, призванные заселить новый мир. Это даже не люди, а зародыши будущих людей. Я первоначально даже хотел назвать рассказ «Хризалиды в космосе», но счел, что фантлабовская публика линчует меня под портретом Уиндема только из-за названия.

Конструкция корабля не предусматривает его возвращения. Это полет в неизвестность, выстрел вслепую. Если планета окажется непригодной для жизни? Что же, я думаю мои герои достойно встретят такой удар судьбы.

Но почему же все-таки на корабле так тесно? Примите во внимание, что капсула должна быть экранирована от мощной радиации межзвездного пространства от высокоэнергетических галактических космических лучей (GCRs), солнечного ветра окружающих звезд и радиационных поясов глубокого космоса. Это толстенные свинцовые стены. Они должны окружать не только двух пилотов, но и запасы воды и пищи, а также всю работающую электронику, для которой жесткое радиационное излучение также губительно. Либо вместо электроники будет использоваться пневмотроника, что тоже не прибавит свободного пространства, ибо пневмотронику крайне сложно миниатюризировать, в отличие от традиционной электроники.

Добавьте потребность в бортовом источнике энергии. Это опять же без вариантов — атомный реактор. Так как солнечные батареи станут бесполезными, как только корабль достигнет орбиты Марса. А реактор потребует дополнительной защиты экипажа и всего корабля от него.

Добавьте запасы воды, пищи, кислорода. Добавьте все то, что на планете скорее всего нельзя будет найти. Лекарства, определенные химические элементы. Компоненты электроники для роботов по уходу за детьми и всей прочей автоматики, которая будет разворачиваться на поверхности планеты. Все остальное будет создано на планете из местных материалов специальным репликатором, который по сути представляет собой мощный 3D принтер, способный создавать детали оборудования, стены разборных домов, узлы роботов-нянек и прочее. Все это хранится в его памяти в виде трехмерных моделей.

Кроме того, носители информации со всей сокровищницей знаний. Заранее неизвестно что может понадобиться. Книги, музыка, фильмы, произведения искусства в цифровом формате. Программное обеспечение.

Как видите каждый грамм массы и каждый кубический сантиметр пространства на вес золота.

Я не садист. Я просто подошел к продумыванию идеи предельно прагматично и жестко. Возможно получилось жестоко. Я смоделировал вероятную ситуацию и поместил в нее героев. И подумал как они могли бы вести себя в такой ситуации.

Как вы видите, если бы я все это поместил в рассказ, то меня бы обвинили в занудности. Поэтому я, написав за пару вечеров рассказ, довольно большого объема, потом еще несколько вечеров нещадно кромсал его.

Кстати, этот рассказ я полностью написал сначала на киргизском языке. В киргизском языке, в отличие от русского, нет родов. Поэтому интригу касательно пола героев получилось возможным сохранить до его последней фразы. При переводе на русский это к сожалению сохранить не удалось.

Ну вот в сущности и все что я хотел сказать. Огромное спасибо всем, кто не только прочел мой рассказ, но и дочитал это громоздкое предисловие до конца. Всем желаю удачи в третьем туре. И как обычно заканчивались в старину пьесы — До свидания и простите автору его ошибки!



Тэги: рассказ


390
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 04:33
Лукьяненко писал как то, что проблема современного мира в том, что он логичен. там, конечно был мир будущего и с геномодификациями...
но, дружище, как то со своей логичностью ты уже немного через край.
я, честно, думала, что какой то умник нарочно прикалывается, показывая садистские фантазии как бы методом «от противного». вот, мол, как можно извратиться и людей обкорнать под «великую задачу». и чем более великая задача/цель — тем меньше от людей остается.
*ну... это я так поняла. хм...
**и хм... все таки думается мне, что это хитро продуманная шутка. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 14:22
Ну, знаешь, то, что я так спокойно (в смысле без эмоций и четкой позиции по отношению к этой ситуации) описал эту ситуацию еще не значит, что она меня не пугает.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 15:29
*есть старый анекдот про восточный базар, смысл так себе, а соль в громкой фразе — «ну што ты кричишь? сама себя пугаишь...» :-)))
значит есть у тебя вот такой вот страх. фобия какая нить. *или склонность к садо. врач например... ну и выразил...
*а может и тоньше — тут же кагбе с любовью фсе. то есть отрезали не со зла, а ради цели. заботливо и бережно. эти тоже что хошь кому хошь отрежут и уродства в том не видят...

тыж не под диктовку писал — что думал/выдумывал то и писал. сам. из себя. и про себя значит... вот.
и я чесна сказала, что мне понравилось. а оценку располовинила — тоже честно. именно на послевкусии рассказа *ибо садизм мне не чужд... хм...))) был по крайней мере в свое время :-)))
хороший рассказ. без дураков хороший.
*и на киргизской вываливай. ага. друзьям филогам покажу — пусть порадуются;-)
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 15:34
Меня в детстве готовили на медицинский, на хирурга. Брат старший там учился, дяди, тети и т.д. Я анатомию, кстати, любил. И биологию. Но пошел в технический вуз. Так что душа у меня, как у несостоявшегося хирурга, черная.
За оценку я нисколько не обиделся. Я сам как читатель не люблю жестокостей, но пишу почему-то всегда именно о них. Это как в анекдоте: «чтобы русские не собирали, или танк, или истребитель получится». :-)
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 15:42
ну дык!!!!
отрезать во спасение человечества — получается самое твое родное :beer::beer::beer:
*у мну дочка на хирурга готовилась. но была вынуждена отказаться — по здоровью. кому нахрен нужет пусть даже гениальный хирург, который в любой момент сам за серцо хватаеццо...:-)))
теперь в художественное поступать будет. мда... рисует отлично *и разумеется со знанием анатомии))) но всякие тетки на крюках или человеки без кожи — вполне нормальные для нее персонажи. включаются в художественный замысел... вполне гуманный в целом...
:beer::beer::beer::-)))
такшто... изливай свою светлую душу хирурга на здоровье! отсекая темное и вредное))) ведь ежели без морали резать — так фигня получится. а гомеопат из тебя вряд ли...8-)


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 04:41
Спасибо за предисловие! Оно многое объясняет и хорошо само по себе, в качестве добротного научно-популярного очерка! )) Я преклоняюсь перед такой серьёзной предварительной работой и искренне желаю автору удачи в новых конкурсах!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 14:22
И вам большое спасибо, за внимание и благожелательные слова! :-)


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 10:06

цитата Beksultan

Я решил, что земляне в моем рассказе не обладают какими-либо совсем уж фантастическими достижениями. Все их технологии известны нам в наше время и в принципе осуществимы.

На Западе сейчас существует целое течение, небольшое, правда, работающее примерно с этими же установками, так называемая mundane SF («приземлённая НФ» в примерном переводе). Самый известный представитель — Джофф Райман.
Но я бы вот что хотел сказать. Если вы заметили, претензии к вашему рассказу были двух типов и второй из них, никак не связанный с правдоподобием, а только с литературной техникой, на самом деле гораздо важнее. Это претензии к отсутствию сюжета; точнее говоря, фабулы, последовательности действий. Кроме самой идеи, картинки корабля и двоих/троих его обитателей, в рассказе ничего нет, никакой истории. Это делает его похожим на очерк и сдержанная интонация изложения, которая в ином случае могла бы быть плюсом, потому что выразительно контрастирует с эмоционально насыщенной ситуацией, в которой находятся персонажи, превращается в минус, подчёркивая это «очерковое», «лекционное» качество.
(Кстати говоря, то, что персонажи рассказа настолько спокойно относятся к своему существованию и намерены без всяких сбоев и стрессов провести в нём не один десяток лет — это само по себе пофантастичней любого атомного репликатора. Они, в сущности, уже не люди, а некие «постлюди», особенно это касается Навигатора, но этот факт, вероятно, следовало бы подчеркнуть, ввести, например, упоминание о каких-то химических регуляторах эмоций, без которых тут точно не обошлось бы, или о других модификациях. Для «просто человека» такое невозможно, поэтому многие читатели и высказали по этому поводу своё «не верю!» Вообще, ситуация находится за пределами нормальной человеческой этики, поэтому предполагаемый инцест между потомками звёздного экипажа уже не выглядит чем-то запредельным, тем более что при достаточном уровне освобождения генома от скрытых дефектов, а предложенный уровень развития науки это, в общем, предполагает, последствий в виде вырождения не наступит.)
Я не думаю, что упоминания произведений других авторов в отзывах имели в виду какое-то заимствование, не говоря уже об откровенном списывании. В наши дни просто невозможно написать что-то такое, что не вызвало бы ассоциаций с чем-то уже написанным ранее, тем более у активно читающих людей. Были такие ассоциации и у меня, но не те, что упомянуты выше. Вспомнились, во-первых, «Штиль в аду» Ларри Нивена, а во-вторых... да, Лем. И «Мир на Земле» неизбежно мелькнул при упоминании каллотомии, и ещё рассказ «Два молодых человека», где примерно для того же комплекса проблем, что у вас, предложено иное решение.
Этот последний рассказ интересно вспомнить ещё и вот почему. Дело в том, что у него тоже напрочь отсутствует фабула. Но у него (это тоже очень небольшое произведение) отсутствие искупается яркостью художественных образов. Всего две картинки, зато яркие, описанные в мельчайших деталях и резко контрастирующие друг с другом. У вас такой образ потенциально тоже есть, это люди, добровольно пошедшие на радикальное изменение своей природы, как физической, так и психической, но вы очень мало акцентируете на этом внимание, принимая их состояние как бы за данность, и потенциал остаётся почти не реализованным.
Вообще, ваш рассказ не ориентирован на самого широкого читателя, прямо скажем. У существенной части аудитории он вызвал бы неприятие в любом случае (психологическое отторжение вмешательства в функции организма, тем более, воспринимаемого как нанесение увечья, вполне понятно). Но большего успеха мог добиться. Для этого следовало или придумать какую-то фабулу, историю, приключение, на которое можно было бы нанизать все описания. Или по крайней мере сделать более достоверным центральный образ изменённых людей, чтобы ещё лучше заработал контраст между их состоянием и спокойным повествовательным тоном рассказчика (этот контраст, повторюсь, в общем-то, лучшее что есть в рассказе с чисто художественной точки зрения). А так получилось, что техника у вас продумана лучше, чем образы людей, а это всегда тупиковый путь в литературе.
Вот примерно так мне кажется.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 11:43

цитата zarya

Это претензии к отсутствию сюжета; точнее говоря, фабулы, последовательности действий. Кроме самой идеи, картинки корабля и двоих/троих его обитателей, в рассказе ничего нет, никакой истории.

Мне кажется, история там и не нужна. Если бы автор попробовал её туда впихнуть, всё бы испортил. Да Вы и сами ниже по тексту своей реплики приводите пример бесфабульного рассказа.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 14:21
Спасибо за столь развернутое мнение. Я очень благодарен за более чем резонные замечания, но хочу заметить, что одно дело — рассчитывать каким получится рассказ, и другое — как он действительно получится. У меня бы элементарно не хватило умения реализовать то, что вы предлагаете, и о чем, я тоже, не скрою, подумывал при писании. Это как человек, не умеющий ездить на велосипеде, старается ехать на нем только по прямой, а в особо рискованных случаях, слезает с велосипеда, и идет пешком, держа велосипед за руль.
P.S. За рассказ Лема спасибо — обязательно прочитаю. Также спасибо за Джоффа Раймана и «приземленную НФ» — не знал, теперь постараюсь ознакомиться.
Кстати, Лем почему-то оперирует термином «каллотомия», хотя в медицинской литературе принято писать «каллозотомия». Оно и понятно, от слова «корпус каллозум». Слово «каллотомия» кроме как у Лема нигде не встречается. Интересно, как было в оригинале, на польском?
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 20:09

цитата Beksultan

спасибо за Джоффа Раймана и «приземленную НФ» — не знал, теперь постараюсь ознакомиться.

К сожалению, представители этого направления на русский, кажется, практически не переводились. Почти все переведённые произведения Раймана, включая знаменитый роман «Детский сад», принадлежат к более раннему периоду его творчества, когда он ещё не находил нужным настолько жёстко обуздывать своё воображение. :-)

цитата Beksultan

Слово «каллотомия» кроме как у Лема нигде не встречается. Интересно, как было в оригинале, на польском?

Так и было, «kallotomia». Видимо, просто неточность с его стороны, впрочем, не особенно важная.


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 10:17

цитата Beksultan

Кстати, этот рассказ я полностью написал сначала на киргизском языке.

свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 14:25
:-D Также одной из причин выбора было то, что в киргизском языке особо не порассуждаешь на научные темы, ввиду молодости научного стиля. Я втайне надеялся, что это частично разгрузит рассказ от занудности.


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 10:41
Спасибо!
Такие послесловия помогают учиться читать рассказы.
И несут просвещение в массы :)
Спасибо!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 14:28
Это вам спасибо! Насчет просвещения в массы, вы немного приукрасили... Какое уж там просвещение, когда я сам еще многого не знаю. Например, я толком не мог уяснить, хватит ли одной супружеской пары для того, чтобы дать начало новому человечеству. Вроде бы исследователи называют числа в 70-150 мужчин и женщин, способных к зачатию и деторождению. Хотелось бы это выяснить.


Ссылка на сообщение20 февраля 2011 г. 11:40
Они не могут того. Они не могут этого. И так далее, и так далее, и тому подобное...
Зачем они вообще полезли в траншеекопатель?
Я не вижу смысла в такой экспедиции в принципе.
Подозреваю, сейчас можно было бы запустить человека на Юпитер. Через пару лет, опутанный сотнями запретов и ограничений, он бы туда прилетел.
Но не посылают. Нужды нет.
Какая нужда была посылать к звездам лоботомированных уродов? Что такого на Земле случилось, что пошли на ТАКОЕ?
У меня нет претензий к обоснованности антуража.
Непонятен сам смысл.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 14:31
Если бы каждое литературное произведение нужно было бы предварять обоснованными причинами того, что в нем творится и для чего это надо — это была бы уже не литература, а логистика. А что касается смысла... Фразы Циолковского о вечном стремлении человека к звездам, которая подразумевается в каждом произведении на подобную тему, уже мало?
Ну а что касается тысячи запретов — мне просто захотелось в этот раз играть строго по правилам (по законам физики и биологии и всего прочего). В следующий раз, с удовольствием попробую написать рассказ, в котором персонажи перелетают всю Вселенную, сидя в старом корыте, надышавшись предварительно какого-нибудь волшебного зелья.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 14:37
Мало, к сожалению. Человек не стремится к звездам. Так, посматривает изредка вверх в тоске и восхищении. Да и что до стремления отдельных идеалистов? Чтобы организовать экспедицию, этого мало. Должно произойти нечто.
Это моё такое неправильное мнение.
Что касается логистики — описание звездолета и способа полета — она самая и есть;-)
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 14:39
У рассказа (как литературной формы) есть одна приятная особенность — он не претендует на всеохватность. Многое может остаться за кадром. И потом — авторскую волю тоже сбрасывать со счетов не стоит. Если они полетели — значит так автор захотел. А причин можно придумать вагон и маленькую тележку.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 14:48
С этим не поспоришь никак...
Но читателю этого желания автора показалось мало.
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 14:51
Ну это да. Пока что не умею. Как у Стругацких: «во-первых, этого было очень мало, во-вторых, это были помои».


Ссылка на сообщение21 февраля 2011 г. 09:51
Эээ..гм. У меня нет претензий ни к фабуле рассказа (ИМХО, получилось достаточно насыщенно, и тон человека смирившегося со своим положением, только подчеркивает ужас ситуации), ни к его НФ составляющей(как чистый гуманитарий, я могла оценить только информацию о каллозотомии, и сочла вполне правдоподобной)
Но можно вопрос? Если они прибудут к планете совершенно истощенными и вскоре умрут, то, очевидно, не смогут быть полезными для своих детей. Тогда почему нельзя было просто загрузить зародыши под присмотром роботов и дать задание автопилоту? Кажется, этот вопрос возникал не только у меня.
ИМХО, для выхода из этого положения нужно было бы подчеркнуть необходимость именно живого человека в качестве пилота-Навигатора. Или это было, но я упустила этот момент?
Хочу добавить, что мне рассказ понравился и в своем первозданном виде8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 февраля 2011 г. 14:17

цитата Синяя мышь

Тогда почему нельзя было просто загрузить зародыши под присмотром роботов и дать задание автопилоту?
— Наверное, предположение, что эффективная система, способная полностью заменить женский организм для рождения человека, не создана. Кроме того, даже если бы она существовала, нельзя не учитывать невесомость, влияние которой на формирование плода было бы фатальным.


⇑ Наверх