Дочь железного


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ismagil» > "Дочь железного дракона"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Дочь железного дракона»

Статья написана 9 марта 2011 г. 17:27

Майкл Суэнвик

Хрипящий, смрадный завод, смертельно опасный и для взрослых мастеров, и для забитых детишек, выметающих сор из сальных углов и кислотных дыр. Лютая школа, прессующая учеников словом, делом и равнодушным храпом. Лихой универ, студенты которого истово трясутся над самостоятельными, а остальное время тратят на широкий спектр развлечений полового, воровского и чарующе самоубийственного характера. Высший свет мегаполиса, построенный на транжирстве, стуке понтов и жестких ритуалах. Сквозь эти университеты то легко и на кураже, то по нижней кромке отчаяния скользит и падает главная героиня — девочка, которая давно должна была сгинуть. Потому что она человек, а все вокруг — нелюди. Эльфы, гномы, полуптицы и ящеры. Тупые, хитрые, лживые и жестокие. Но девочка выжила. Она поняла, что надо быть тупее, хитрее — ну и так далее, — чем все вокруг. И она нашла дракона.

Суэнвик, как большинство взрослых умных брезгливых людей, к фэнтези, скорее всего, старался не относиться — пока не задумался над двумя вопросами, которые традиционными авторами заведомо игнорируются. Первый — как на самом деле будет выглядеть стандартная фэнтези-среда, если посмотреть на нее с марксистской точки зрения: как на сшибку производственных сил, производственных отношений, политических, социальных, финансовых и генетических противоречий. Второй — сможет ли в этой среде, если без дураков и поддавков, выжить обычный человек.

Ответ получился невеселым и мощным.

Понятно, что успешной была сама идея столкновения концепций люди-нелюди: сбивания подмастерья с проросшими крыльями при попытке к бегству с завода, прорастания умерших любовников в незнакомых людях, светских вечеринок в честь человеческих жертвоприношений. И понятно, что способов выживания в любой несовпадающей с тобою среде два: вознестить на гребень среды или уничтожить ее.

Но Суэнвик выжал из обеих понятностей максимум.

Очень крутая книга.





150
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 20:59
Весьма интересное эссе на тему романа у Вас получилось. Но я не понял перехода от основной части к выводу:

цитата ismagil

Очень крутая книга.


Так и хочется спросить: ну а почему?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 23:39
Потому что максимум — из очень верных позиций. Дальше спойлеры пошли бы, а я их избегаю.


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 23:20
Суенвик прекрасно знает «как» писать, но при это вообще не в курсе о писательском «для чего» писать и «что» писать.

Начало книги -- там, где действие происходит в фабрике -- вполне самостоятельно и действительно очень круто.

Ну а дальше по наклонной хуже и хуже, начинается игра, отписка и пар уходит в свисток. Конец книги вообще какая-то халтура в стиле лукьяненки.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 23:43
Как раз фабрика дико традиционна — Диккенс, Горький и еще пять тысяч описаний свинцовых мерзостей мануфактурной жизни. И как раз дальнейшее сплетение интриг выглядит куда менее ортодоксальным.
Я был бы очень рад за Лукьяненко (да и за себя как бывшего верного читателя Лукьяненко), кабы его стиль и подходы были сопоставимы с суэнвиковскими.
 


Ссылка на сообщение9 марта 2011 г. 23:48
Тем и ценна, что традиционна. Смысл и темы изъезжены, но по крайней мере они есть. Дальше же идет гукающая пустота, эхокамера.

А ценить книги ради «стиля и подходов» -- все равно, что ценить живопись ради яркости и равномерности красок. (Что вполне пристало маляру или «дизайнеру-декоратору», соглашусь. Но все же, все же...)
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 01:10
Стили и подходы Суэнвика заставляют его забрасывать довольно живую героиню в довольно жизненные (хоть и гипертрофированные, спасибо жанру) условия и искать хоть поганые, но убедительные выходы. Характер развивается, социальная картина пишется толстыми мазками, повествование многослойное, соплей нет, чернуха по необходимости, гуманизм с трудом и чудом, но побеждает (будем так считать) — чего еще нужно для счастья?
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 11:02
Для счастья не хватает какого-то нибудь минимального смысла или хотя бы посыла в тексте.

Все же остальное, что вы перечислили -- это дело механистической техники, которое легко достигается механическим надрачиванием литераторских рефлексов.

Впрочем, Суэнвик все равно молодец. На соревнованиях по спортивному текстосложению он бы получал первые места.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 15:36
Про посылы смешно. Автор трудолюбиво посылает всех, от героев с читателями до клише со стандартами, куда только можно.
Смысл — продукт индивидуального извлечения. Я извлек и радуюсь, Вы наоборот. Неоспоримо.
С последним тезисом совсем несогласный, но спорить не буду.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 16:06
Слово «посыл» означает не то, что вы подумали.
 


Ссылка на сообщение10 марта 2011 г. 17:04
Я подумал не то, что подумали Вы.


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 11:36

цитата tkatchev


Ну а дальше по наклонной хуже и хуже, начинается игра, отписка и пар уходит в свисток. Конец книги вообще какая-то халтура в стиле лукьяненки.

Согласен полностью. От финала я обалдел. И так ни хрена не понятно было, но финал окончательно убил всю логику.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 12:00
Примерно такой финал напрашивался, честно говоря, но итоговый вариант показался мне уместным и небанальным.


⇑ Наверх