О редактуре


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «nik_sana» > О редактуре
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

О редактуре

Статья написана 14 марта 2011 г. 16:42

Размышлизмы...

Собственно, все мы объективны, хладнокровны и логичны, все мы ценим помощь и уважаем мнение собеседника... пока дело не доходит до разбора своего родного текста. Я не в порядке возмущения или позы, но знаете — это ведь действительно так. Текст для автора куда более, чем набор букофф, если конечно писался он не во имя зашибания бабла, не расценивался сразу, как эдакая сеточка на золотую рыбочку. Тогда да — тогда пинайте, погыгыкаем вместе, чем больше буча — тем в итоге шумнее и денежнее...

Но советы советами и мнения тоже — они есть и Бог с ними. А вот редактура — это уже нечто на ином уровне. Вы можете бросить трубку, послав советчика куда-то, по известному хотя бы одному из вас адресу. Можете удалить мейл злодея из списка контактов, заблокировать ядокапа на своей страничке/сайте. Натравить френдов, буде имеются агрессивные...

А как воевать с редом? И надо ли воевать?

Собственно, для меня это давно (и теперь тоже) вопрос открытый и едва ли не самый сложный.

Ред (как и критик-профи, можете приступать к ядокапству, но вы такие, ага) очень часто не пишет сам вовсе или не пишет в том же жанре-стиле, или мягко так скажем — пописывает слегонца (о причинах не будем, иная тема).

Не пишет, но читает. Много читает. По долгу службы и в нерабочее время. Привычка к чтению в больших дозах часто (я не люблю слово «всегда», так что не придирайтесь, излагаю свои мысли, не более того и без обобщений) приводит к своеобразной профессиональной болезни. Знаете, в одной книге по психологии автор описывает «случай» со своей знакомой, профи: та могла блестяще ставить прогнозы на ранних этапах по шизофрении и даже вероятности проявления патологии в дальней перспективе. Побочным эффектом таланта была... невыносимость дамы: даже на отдыхе она не общалась с людьми, а тестировала их. Не наслаждалась ужином при свечах, но наблюдала, как сидящий напротив жует и что в его мимке или жестах дает симптоматику...

Что я хочу сказать? На определенном этапе профессии наступает некий замыл глаза. Чтение превращается в то же самое: поиск ляпов, подбор аналогий, сортировку жанровости, вынюхивание аллюзий и так далее, допишите список сами, все мы хоть немного критики. В итоге порой — не всегда, но именно так увы, бывает, и по некоторым случаям чаще, чем по иным — вердикт сводится к втискиванию в ряд классиков. То есть не рядом, а просто ссылочкой «хуже, чем такой-то, но в его стилистике». Причем максимальный риск неприятия именно у вещей, написанных нетипично, на стыке жанров или же очень личностно. Не совпал с автором по мировосприятю — отсек все его идеи и саму книгу, как неудачу и банальщину, и все, и приговор, так получается? А если наоборот, попалась посредственная до скуки вещица, но точно в своем жанре — она сошла за добротный середняк, да еще с похвалой по паре находочек, маленьких, как маковые росинки и все же, и все же... Впрочем, критик тоже человек, ну написал и забыл. И это пройдет...

Вернемся к реду. Автор может не заводить роман с критиком, и деже не должен, это не камильфо.

Но автор обречен на близкие отношения с редом. Вариант «гарем», ага. Хочу н хочу — но ведь буду, без интима (тьфу ты, редактуры) до тиража не добраться...

А теперь еще раз читаем или вспоминаем, что я выше набредила... И идем дальше, то бишь рассуждаем.

Вот он ред, человек с неким уровнем профессонализма и опыта, с жестким временным регламентом и неизвестными настроением и самочувствием. Он тоже не вполне рад кодексу брачных прав султана: в гарем (очередь на доработку текста напильником) книги/авторов приводят в паранже, то бишь — вслепую пихают человеку невесть кого и что, а ему потом лечись...

Ред получает текст, автор получает ФИО своего потенциального врага — и понеслось, свидание вслепую. Потому что они могут жить в разных городах и никогда не перейти границ виртуального общения. Ред читает текст первично, быстро и ознакомительно. Собственно, именно в это время, как я думаю, надо ставить первую жирную точку завязки отношений. если текст удобно переваривается, общее мнение об авторе уже среднепозитивное и далее идет внятное общение, к тому же без острого желания применить для редактуры шредер.

А если — нет? А срок — месяц максимум, и типография не понимает такого нелепого сочетания слов, как «человеческий фактор»...

Собственно, обсуждать тараканы авторов я не намеревалась. Начинающие в массе (ну, без обобщений) те еще невротики, подозревающие в критике подвох, в правке утрату самобытности, в советах — менторство.

А ред по определению профессионал, я его не намерена защищать, он обязан быть корректным и немного психологом + менеджером.

Собственно, добрались до развития поста, наконец-то.

Вползши на пригорок высказанных выше рассуждалок, снова смотрим на реда и его нелегкую работу.

Тип первый, убила б, но их много и они вне зоны действия подручного молока.

Ред-критик и немного сноб.

  

Он вальяжно здоровается, отпускает несколько умеренно-пощрительных замечаний типа «а вы не безнадежны, это даже лечат и никакой инвалидности в перспективе, вам повезло со мной». К третьей-пятой фразе становится понятно: ключ к разговору — именно это «вам повезло со мной». У него есть хоть пара наград, его знает сам Т, с ним советуется С, он вхож к П — и так далее. Можно млеть и нести цветы к подножью.

Работа с таким редом, уж по опыту — ну это пытка. Поскольку он/она априори прав,  автор заведомо нуждается в правке, жесткой чистке и сокращении. Причем это решение не зависит от качества текста, оно проистекает из метода работы. У меня был на практике в институте такой руководитель, я делала для него дизайн статотчетов. Чб, для ризографа и копира, тираж 100 экз, для мегаважных — 500. И он правил трижды (!) угол наклона штриховки на поле диаграмм. Потому что больше править было нечего, а без правки он уже и не начальник... Я не люблю снобоватых редов, потому что они не ловят ничего за тестом, они сами домысливают это «за», иногда ломая логику авторского мира. А еще они иногда дают дельные советы, но вы уже так злы и неадекватны, что не можете принять полезное, у вас нет сил, вы устали отбиваться, вы заранее принимаете оборонительную позу и «закрываетесь».

Рубаха-деваха/парень

Если на работу дали месяц, эта управится в пять дней. А чё? Текст нормалек, герои нормальды, сюжетец пучком. Тут поставим нужные тирешки, длинные, тут форматнем, тут в начале впишем малесик — и во, дело сделано, гони бабло, издательство! Увы, «рубах» много, как мне кажется в последнее время. И они, как я подозреваю, страшнее снобов. Со снобами при всей неприязни к позе испуганного ежа — лучше,потому что куда полезнее с боем отстаивать и ругаться, но хоть чему-то учиться ( с полезностью процесса в 5-10%, но все же позитифф). Эти, «рубахи» — они же и грязные тряпки, вы халтурите — они вас провоцируют еще активнее тупить и халтурить, они вас поощряют и вдохновляют стать пустышкой... Между тем, самый лучший текст нуждается в редактуре. Это аксиома.

Лжец с подозрением на внутренние комплексы

Сталкивалась один раз, волосы до сих пор дыбом. Вся правка ловко и без выделения присылается сразу, общение минимизировано до уровня смс-канья. На просмотр и правку — два часа (четыре после визга и звонков в издательство). У вас украли время — уже день сдачи, а вы и не знали. У вас украли право прочесть себя же после правки — ну что можно за 4 часа увидеть в тексте на 20 авторских?  А ничего. Вас кинули, поздравления и соболезнования...

Профи радикал, редкий подвид непрофи радикала

Он вас правит нудно, много и жестко. Он в целом и иногда даже по сути прав. Он знает, как улучшить каждое предложение. Каждое. Читать за ним неинтересно, потому что вы читаете не свой текст. Потому что вы не просили себе соавтора, а ваш стиль уже умер. Он был, но умер, вас типизировали и втиснули в рамки поджанра. Все грамотно. Только вы не писали в поджанре, и выброшенное во имя успеха структурирования — они и было изюминкой мира. Ругаться бесполезно, у него есть аргументы и он железобетонирован. А вы всего лишь гражданское лицо...

Профи трудяга, вымирающий вид

Он читает, он выискивает в тексте то, что сразу определяет, как ваш стиль, он вычленяет идею и уточняет у вас заранее, до редактуры, кучу мелочей, иногда вызывая раздражение. Если вы работаете не первую книгу вместе, его мелочность почти обидна: вы ведь ему доверяете. И все же он скрупулезно и снова нудно забрасывает вас письмами с отрывками текста или вопросами, с просьбой переписать это внятно и исключить это обязательно, а вот это просмотреть и понять, что же не так и почему так — нельзя. В общем, если ваш ред профи — вам повезло... Это бывает редко, любимых редов надо беречь. Спасибо им за то, что они еще не вымерли, обещаясь без страховки и валидола (хотя кто знает наверняка?) с авторами, типизировать коих куда как гм... веселее. Кстати, я счастливый автор, уже вторую книгу, за что спасибо огромное Оле Медведевой. ^_^^_^^_^

---

Завершая брюзжание. Очень трудно найти баланс в выслушивании советов и мнений — и отставивании стиля и своей позиции. Может быть, именно для спорных случаев иногда и хорош бета-ридинг. Но пока что я не уверена. буду рада узнать, что вы думаете о пользе редактуры и как по вашему правильно строить отношения автор-ред?





231
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 18:05
Мне представляется, что бета-ридинг содержит схожие опасности. Поклонники не пожелают видеть проблем текста, безразличные к нему люди не оценят важного, а непрпофи просто запутают автора. Хотя ваши же читатели на СИ как я знаю успешно поднимают научность текстов в плане асторономии;-)
Это вы пробовали сверить версии СИ и бумаги у Измайловой, как я понял по отзыву. И не пришли в восторг от очередного реда? Ох бойтесь, заболеете болезнью критиков и возьметесь типизировать и подразделять:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 18:23

цитата starikf1

заболеете болезнью критиков и возьметесь типизировать и подразделять

А если еще и понравится? Тогда пиши пропало... То есть писать уже не смогу:-D


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 18:44
Написать, что ли, типологию авторов от лица редактора? :-))) А правило, на самом деле, всего одно: пишите так, чтобы у вас было нечего править. Редактор же не идиот (в большинстве случаев), если у вас стиль, а не ляпы, он это поймет и портить ничего не будет. Ему же лучше — меньше возни. Но ведь редактор же и один из первых ваших читателей, не связанных личной симпатией к автору. И не самый тупой из возможных. А значит, если он «не понял юмора», большинство прочих читателей не поймет тоже. Идеальный вариант — когда автор и редактор могут согласовать свои непонятки и найти компромисс. В эпоху интернета это не проблема, даже если писатель в Харькове, редактор в Москве, а издательство в Питере. Лично я ни разу не сталкивалась с какими-то препятствиями к этому, хоть в качестве автора, хоть в качествте редактора. Я постоянно нахожусь сразу по обе стороны баррикады, поэтому вижу проблему с двух сторон. Все преодолимо. В последнее время стараюсь сделанную правку сопровождать письмом к автору (переводчику, что порой еще сложнее). С целью объяснить, что и почему я правила. А главная цель у письма другая — дать понять, что я тоже живой человек, с которым можно разговаривать, а не какая-то стихийная сила, жаждущая испоганить его творческий труд. И за все эти годы мне встретился только один напрочь упертый автор. Так я сразу и отстала — его книги, его дело, что там написано. А когда автор и редактор лично знакомы, им вообще несложно стать если не друзьями, так хоть приятелями, и удивительно, насколько менее нервно начинает восприниматься правка. Но для этого уже надо, чтобы оба лица ездили на конвенты...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 19:07
Было бы здорово типизировать авторов. Но это да — это по силам только реду)))
А написанное — увы, правда. Когда просишь всего-то не менять имя папы главного героя (во мелочь, а?) и в ответ «я лауреат премии такой-то, мне виднее, что благозвучно» — ну это не подлежит уже переводу в формат диалога, это я и называю типовым снобизмом... Или я много чего не понимаю.
Вообще есть подозрение: выросла плеяда редов для «юмористической фэнтэзи» в её тягчайшей форме. И они своеобразны, но писать такое бездоказательно — не могу...
По типизаторам тоже был личный опыт. Мы три дня лаялись до собачества. Ситуация: в тексте ГГ женщина, она попадает в домик отшельника, полумертвого и только-только приходящего в себя, пожилого. Утром видит его с ведром воды и радуется мысленно улыбаясь и убеждая себя « и никакой он не старик» — то есть выздоравливает, лицо посвежено и тп... Ред правит «и никакой он не старик, заинтересованно хмыкнула я». Ничего себе поправочка, а? И как бороться с этим, если тетка впихивает гыгышки и эротику ну в каждое слово, и еротку такую дешевоуююю, блондиннуюююю: «улыбнулась» правит на хмыкнула, сказала — на вякнула. Но это вообще не мое! Ни стилистически, ни по смыслу...
И еще ужасно жаль, что имя реда не ставят в «титрах». Это неправильно. Хороший ред — это полдела. Плохой — беда...
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 21:00
Видимо, подгоняют под стандарты серии, иначе читатель не получит того, что покупал. И если в серии принят некий стиль, автору приходится ему соответствовать, хочет он того или нет. Но ведь и выпускается коммерческий продукт, а не произведение искусства. Едва ли какая тетка станет это делать на свой вкус. скорее, перед ней задачу поставили. А «лауреата» жжет в одном месте неудовлетворенная жажда творчества — хочется писать, а не можется, вот он и «вносит вклад». Я всегда говорю: «Книга ваша,автор вы. Мое дело предложить, ваше — отказаться». Почему-то сам факт того, что они могут отказаться, сразу делает авторов гораздо сговорчивее. Парадокс, однако :-)))
 


Ссылка на сообщение14 марта 2011 г. 21:18

цитата Завета

подгоняют под стандарты серии

Не-а, сама надумала. Новый ред как раз не делает такого. Я спросила в издательстве: не было подобных указаний.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2011 г. 04:00

цитата Завета

Почему-то сам факт того, что они могут отказаться, сразу делает авторов гораздо сговорчивее. Парадокс, однако


Вы и правда видите в этом парадокс? Или это шутка?
 


Ссылка на сообщение21 марта 2011 г. 03:58
Простите, это нелепое правило :-[

Так же врач может сказать: живите так, чтобы не надо было лечить. Тогда зачем врачи?
Не умеешь работать, не хочешь работать — не берись.
Задача редактора — посмотреть на текст свежим взглядом, со стороны, чего автор не может сделать в принципе.

Каждая правка должна быть обоснована. И если я спрошу у редактора: почему? Он обязан ответить так и так.

Большинство редакторов, с которыми я работал (в крупных издательствах) были элементарно неграмотны. И мне приходилось буквально тыкать им под нос цитаты из Чехова, Достоевского, Лермонтова. Тогда они чесали репу, круглили глаза и говорили: ну… пусть будет, но я не согласен.

И вопрос на засыпку — на чьей стороне я буду, Чехова или редактора? Простите, выбираю Чехова.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2011 г. 16:20
Ой... Знали бы вы, насколько неграмотны большинство, не побоюсь этого слова, авторов, которых приходится править. Насколько пишущие люди, причем уже отобранные для печати, не умеют выражать свои мысли в письменной форме. Видел бы читатель оригинал текста, полученный от популярного коммерческого автора — он во многих случаях вообще не смог бы это читать. Это факты. А в целом мне нет смысла чернить авторов, потому что я сама из них. Просто каждый делает свое дело и традиционно катит большую громыхающую бочку на другого, ибо мнения часто не совпадают. Это нормально. Если человек умеет писать, то редактор не захочет делать лишней работы и править то, что в правке не нуждается. Делать ем, редактор, нечего, что ли? Нормальный редактор умеет отличить ляпы от проявления авторского стиля и видения. А дураки везде встречаются.
 


Ссылка на сообщение22 марта 2011 г. 10:54

цитата Завета

редактор не захочет делать лишней работы и править то, что в правке не нуждается


Счастливый Вы человек, если так думаете.
Много раз сталкивался с тем, что редактор черкает лишь бы начеркать.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2011 г. 04:06

цитата Завета

Но ведь редактор же и один из первых ваших читателей, не связанных личной симпатией к автору. И не самый тупой из возможных. А значит, если он «не понял юмора», большинство прочих читателей не поймет тоже.


А вот это классическая ошибка редактора.

На самом деле, все как раз-таки наоборот. Ну вот пример. Автор пишет роман, где много крови, насилия, секса, эротики и проч. Взять такое или нет в печать — это уже решать не редактору (который текст вычитывает), а другим: главному редактору, например. И раз взяли, значит, взяли. Редактор же поклонник Стругацких, и начинает стенать: сколько крови! сколько секса! Столько, сколько нужно, милейший…

Или наоборот. Автор пишет роман в духе Стругацких. Глубокая психология, сложные проблемы и пр. Опять-таки: решение, печатать ли такое, принимает не редактор, который работает с текстом. Раз текст попал к нему — значит, он уже принят. А редактор хочет динамики, насилия, крови, секса… И что? Он должен запихнуть свое мнение куда подальше, и работать с данным текстом — не пытаясь перекроить его по-своему.

Нельзя угодить всем. Нельзя написать книгу, которая понравится каждому. И далеко не факт, что редактор окажется в числе ЦА книги.

цитата Завета

Все преодолимо.


Если есть желание со стороны редактора. Но большинство редакторов настолько тупы и непрофессиональны, что с ними вообще невозможно общаться.
 


Ссылка на сообщение21 марта 2011 г. 16:14
Редактор, который правит, на количество секса или глубину философии уже не влияет. Его дело только править стиль, чтобы читатель понял, что хотел сказать автор.
 


Ссылка на сообщение22 марта 2011 г. 10:56
На самом деле, задача редактора — это работать с текстом, на уровне сюжета и композиции. Но в наши дни об этом уже все давно позабыли, и редактор превратился в этакое дополнение к корректору.


Ссылка на сообщение21 марта 2011 г. 04:08
Оч. хорошая статья. Спасибо.
Здесь еще надо добавить, что большинство редакторов — это авторы-неудачники, которые пописывают тихонько в стол, выпустили два-три романа, успехов никаких не добились.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 марта 2011 г. 14:05
Надеюсь, не из негатива? Я уважаю редов, тем более профессионалов, я сама ред по автотехническому направлению, и да, смело могу сказать: как автоинженер я не состоялась, описать совершенствование дизеля могу, но для разработок кишка о-очень тонка))))
 


Ссылка на сообщение21 марта 2011 г. 14:45
Хороший редактор это всегда большая удача. Как в лотерею выиграть. По памяти могу назвать трех хороших редакторов, с которыми так или иначе общался: Василия Владимирского, Юрия Гаврюченкова, Сергея Чекмаева. И, кстати, все талантливые писатели (Владимирский, правда, давно не пишет, к сожалению).

Кстати, Вы же сами и писатель, и редактор. А инженер это уже другая сфера :-)


⇑ Наверх