Утраченные


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мисс Марпл» > Утраченные иллюзии
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Утраченные иллюзии

Статья написана 17 апреля 2011 г. 12:11

К.Дж. Сэнсом, «Горбун лорда Кромвеля»

Перед авторами так называемой жанровой прозы стоят очень непростые задачи. Конечно, можно лихо закрутить интригу и ограничится только этим, но чтобы книга запомнилась читателю, а не вылетела из головы сразу же после прочтения, в ней должно быть что-то кроме крайне непредсказуемой концовки. Некоторые авторы берут антуражем, другие — ярким героем, третьи же вкладывают в роман нечто большее, нежели тривиальное «убивать плохо».

Сэнсом решил, что виннипуховский подход «все и сразу» — ключ к успеху. Судите  сами — перед нами детектив в исторических декорациях, хулигански сверкающий отсылками к классическим романам жанра, от Кристи до Эко. Однако главным его украшением является не жанровый постмодернизм и не тщательно прописанная эпоха, а обаяние и душевные метания главного героя, Мэтью Шардлайка — реформиста, меланхолика и просто умницы. В дополнение к этому в романе есть и правдоподобно и подробно прописанная идеологическая борьба, выражающаяся в спорах Шарлайка и его ватсоноподобного помощника.

Итак, Шардлайк сотоварищем по просьбе-приказу всесильного Кромвеля едет в монастырь, для того чтобы расследовать странную и жуткую смерть королевского посланника. Год на дворе 1537, на носу расформирование монастырей, объясняющее оригинальное название романа (про «горбуна» и «лорда» постарались родимые переводчики). Однако загадочное убийство — только начало кошмара, который придется пережить обаятельному горбуну, причем самым страшным на его пути будут не новые трупы, а собственные сомнения в правоте Реформации.

Главное достоинство романа — образ самого Шардлайка. Причем его нельзя назвать «влюбляющим с первого взгляда». Скорее, он прокрадывается к вам в душу незаметно, и вы сами не осознаете, как начинаете разделять его радости и горести и желать этому погруженному в душевные муки человеку только добра. Более того, Шардлайк — не Джеймс Бонд и даже не Шерлок Холмс. Он может ошибаться, причем неоднократно, а убийство раскрывает чуть ли не по чистой случайности. То, что герой далеко не идеален делает его еще более человечным и привлекательным.

Показать перерождение Шардлайка Сэнсому удалось. Даже само название романа играет на раскрытие заглавной темы. Английское «dissolution», расформирование, созвучно «dissillusion», утрате иллюзий. Жаркая борьба католической и реформистской идеологий разрушает все на своем пути, и закономерное в подобных условиях охлаждение религиозного пыла является пыткой для Шардлайка. Окончательно же его мир рушится, когда ему все же удается раскрыть убийство.

А вот тут начинаются недостатки. Несмотря на «подход Шахеризады», где в каждой главе раскрывается загадка предыдущей, но закидывается удочка на следующую, объем романа можно было б и подсократить. Неопытность автора, проскальзывающая на протяжении всей книги, ярче всего выражена в оригинальной, но слишком уж неуклюжей концовке, сводящей на нет достаточно крепко созданное на протяжении пятисот страниц напряжение. Приплетение реальных исторических личностей, до этого присутствующих только на периферии, но активно участвующих в концовке, фатально вредит исторической правдоподобности романа. Несостоятельность книги с жанровой точки зрения не окупается идейным наполнением, а отсутствие стилистических излишеств не только не мешает погрузиться в фабулу, но и изрядно оголяет недостатки сюжета.

Итог: При всех своих многочисленных достоинствах роман не дотягивает до действительно качественного уровня. С другой стороны, все недостатки книги — чисто технические, а запал у автора есть. Чуть больше опыта, чуть меньше уклона в политику — будем надеяться, в следующих томах серии Сэнсом преподнесет более увлекательную жанровую форму, не теряя внимания к деталям и проработки характеров.

Рекомендация: Достаточная

Моя оценка: 7/10





243
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 апреля 2011 г. 15:06
В принципе со всем согласен, включая оценку, вполне достойный дебют для того, чтобы пробудить интерес эпохе и к циклу про Мэтью Шардлейка. Из недостатков еще можно отметить слишком однозначно-отрицательный образ лорда Кромвеля (во второй книге цикла он пожалуй приобретет большую глубину). Еще поразил большой сюжетный ляп —

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

как это хрупкая девушка, никогда до этого не державшая в руках оружия, могла с одного удара отрубить тяжеленным мечом голову взрослому мужчине? Для этого нужно быть как минимум профессиональным палачом/мясником или очень опытным фехтовальщиком.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2011 г. 15:09
Ляп подходит под ту самую неизящную концовку.
А Кромвель, как мне кажется, вполне достоверный. Слуга государев.;-)
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2011 г. 15:09
А вам какой роман про Шардлайка больше всего понравился?
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2011 г. 15:51

цитата Мисс Марпл

А вам какой роман про Шардлайка больше всего понравился?


Второй — «Темный огонь». Я правда последний (четвертый) не читал еще.

цитата

(про «горбуна» и «лорда» постарались родимые переводчики).

В третьем романе еще смешней. Они английское Sovereign (государь) так и перевели «Соверен» (получилась «монета»). При том, что таковая монета появилась только в 19м веке:-))).
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2011 г. 15:54
Да, помню. Мне нравится четвертый, там финал тянет на более-менее непредсказуемый, но я еще не читала пятый.


Ссылка на сообщение18 апреля 2011 г. 16:04

цитата Мисс Марпл

но я еще не читала пятый.


Вот это да. Про пятый («Heartstone») я и не слышал до этого дня. Будем надеяться, они его скоро переведут.
Раз уж речь зашла о Тюдорах — вы «Волчий зал» Хилари Мантел не читали еще?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2011 г. 16:14
Я начала на английском, но у меня был хардковер (издание в твердой обложке) и чисто на визуальном уровне он выглядел настолько внушительно (проще говоря — толсто), что я даже практически не начала, сдала обратно в библиотеку. Если бы был покет — может, а так, пока нет.
А вот «Мир без конца» в ближайшем времени начну, но это надолго — покет (на том же английском) 1200 страниц убористым шрифтом.
Говорят, пятый том поскучнее будет, Сэнсом вроде как выдохся. Поживем — увидим.


⇑ Наверх