Цитата из О Седаковой


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Verveine» > Цитата из О.Седаковой ("Посредственность как социальная опасность"). О добре и зле
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Цитата из О.Седаковой («Посредственность как социальная опасность»). О добре и зле

Статья написана 29 июля 2011 г. 11:44

цитата

Теперешнее время как будто ничего такого вопиющего не говорит. Скорее уж, оно говорит, что само различение добра и зла устарело, что все и не добро, и не зло, а что-то такое среднее, смешанное, невнятное, отчасти хорошее, отчасти дурное – как мы все, как весь этот грешный мир. Нет худа без добра. В этой немудрящей пословице, «нет худа без добра», Бродский увидел некую великую философию и предположил, что это и есть та новость, которую Россия несет Западу, тот «свет с Востока», которого Запад ждал и наконец созрел для этой мудрости. «Нет худа без добра» — и, как предполагает Бродский, соответственно нет добра без худа. Замечу, что такой предполагаемой пословицы «нет добра без худа» на свете нет. Есть как раз противоположное утверждение: «Ложка дегтя портит бочку меда». Так что никакой симметричности в этих отношениях нет.

Однако до чего же тогда созрел мир, который до сих пор не знал, что нет худа без добра, что вообще не стоит слишком решительно различать худо и добро? Он созрел до цинизма, потому что такое неразличение – не что иное как цинизм. Ничего особенно нового, замечу, в этом цинизме нет. Его прекрасно знали софисты, противники Сократа. Большими мудрецами при этом софистов считали только профаны.

Курсив мой. Два абзаца из лекции Ольги Седаковой «Посредственность как социальная опасность», опубликованной в одноименном сборнике. На Фантлабе часто обсуждают книги именно в аспекте различения добра и зла. Мне показалось, что эта точка зрения кого-то может заинтересовать (и этот кто-то, я думаю, даже возьмет её на вооружение :-)).





131
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 12:23
Вот ты меня извини, но это всё, по-моему, софистика, обильно удобренная обобщениями типа «до чего созрел (читай — докатился) мир». Что за мир? какой мир?

Между тем я берусь утверждать, что не существует мировосприятия, не различающего добра и зла в той или иной форме. Вопрос — всегда в границе между. У Орсона Скотта Карда в серии про Элвина есть блестящий прием: он вводит в повествование всё новых, более ужасных злодеев — и показывает, что у всякого злодея есть граница, за которую тот не переступит. Не существовать эта граница не может. В принципе.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 12:50

цитата angels_chinese

Вот ты меня извини, но это всё, по-моему, софистика


Извиняю. Не соглашаюсь.

цитата angels_chinese

Вопрос — всегда в границе между.


В том-то и дело, что у многих эта граница плавает вольно и свободно. Если нет понятия о добре и зле как абсолютных величинах, то границу между ними можно прокладывать, как вздумается — и её таки прокладывают, где попало. Я сужу по людям, которых я знаю.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 13:04
Граница — это постоянная величина, в том и дело.

А так-то да. Я сам противник морального релятивизма, следовательно, моральный абсолютист.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 13:39
Попробуй прочитать эту лекцию, она есть в интернете. Мне почему-то кажется, что ты найдёшь там интересное и, может, близкое. Не могу сказать, что я на 100% согласна, однако о многих вещах она говорит очень точно. Я, по крайней мере, призадумалась над некоторыми своими поступками. :-)
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 13:51
Хочешь, чтобы и я призадумался над своими?

Мне сейчас нельзя эти общие рассуждения. Я непременно найду там интересное новое болото.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 13:52
Не сейчас, потом.
Я призадумалась конкретно над тем, что я слишком часто говорю «всё сложно», а это, по версии Седаковой, один из признаков посредственности, которая хочет самоустраниться от решения сложных проблем и удрать в свою хату, которая с краю. Речь не о том, что «всё просто» :-) Но этим аргументом я больше не буду пользоваться.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 13:57
Но это же бред, Наташа. Во-первых, разные люди вкладывают в слова разные значения. Для одних «всё сложно» — констатация, для других — бегство от проблем, для третьих, врод меня, — всего лишь попытка свернуть ветку разговора. Во-вторых, какая разница, что ты говоришь? Важно, что ты делаешь. И потом, я не доверяю людям, которые всерьез употребляют слово «посредственность». Они вполне могут оказаться моральными шовинистами, которые в иных обстоятельствах говорили бы «быдло».
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 14:08
Из меня писатель, как из балерины снайпер, раз я не могу сформулировать то, что думаю... В том и проблема, что я чувствую, что для меня эта фраза стала щитом от очень многих вещей, с которыми надо разбираться. А Седакова не моральный шовинист, нет. У неё «посредственный» значит «обывательский» или что-то вроде того. Она говорит о современном обществе, о «потреблении» , о том, что рынок на постсоветском пространстве возвели в ранг поэтического образа, о либерализме как идеологии, в которой заложено зерно кризиса, ну и о посредственности, которая говорит: «Не хотим сложно, сделайте нам попроще, чтобы было понятнее».
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 14:12
Тогда это банально очень. Мы с тобой такие лекции можем выдавать километрами. Я могу приперчивать их цитатами. So what? А с вещами разбираться надо всегда, дык.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 14:08

цитата Verveine

Попробуй прочитать эту лекцию, она есть в интернете.
ГДЕ?????? Адреса, пароли, явки!!!
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 14:13
Вот тут, например: http://sedakova.narod....
Или ещё: http://www.polit.ru/ar...
Хотя я не знаю, насколько эти стенограммы отличаются от книжной версии.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 14:23
Огромное спасибо!! Лекция действительно замечательная.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2011 г. 14:30
Пожалуйста :-)


⇑ Наверх