Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Verveine» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 61  62  63

Статья написана 13 сентября 11:27

Далёкое будущее. Человечество погибло в ходе таинственной катастрофы, оставив после себя лишь своих наследников и слуг, разветвлённую сеть искусственных интеллектов, ноэмов. Лишившись главной цели своего существования, они пытаются обрести новую, строя собственное общество. Бессмертные, они живут по законам, придуманным не ими, но время, бесконечность и сложность могут породить безумие даже в системе, которая руководствуется исключительно логикой и рациональностью, а потому цивилизация ноэмов начинает раскалываться, порождая изгоев и еретиков. Плавтина – одна из таких еретиков, уже многие столетия она странствует меж звёзд, так и не найдя себе места в мире без людей. Когда она засекает странный, инопланетный сигнал, Плавтина отправляется в путешествие за пределы исследованного космоса, надеясь отыскать причины исчезновения человечества. А её союзник, проконсул Отон, пытается перестроить само общество ноэмов, так как ему угрожает иной разум, враждебности которого ноэмам нечего противопоставить, ведь по воле своих создателей они не могут причинить вред ни одному биологическому организму.

***

У романов об очень далеком будущем есть уязвимость, которая погубила немало достойных идей: кажется логичным, что человечество в каком-нибудь тридцать пятом веке будет совсем другим, и потому конфликты, основанные на вечных страстях, придают историям нехорошую театральность: можно вечно наблюдать за героями классических пьес, но все же хотелось бы чего-то нового, нестандартного…

«Лаций» Ромена Люказо опирается на несколько допущений, в которых в очень интересной пропорции сочетаются классические и весьма нестандартные элементы НФ: прежде всего, цивилизация людей, вышедших в космос, по воле автора была античной, греко-римской, и это наложило несмываемый отпечаток на их своеобразных потомков-ноэмов. Наука (включая точные науки), религия, этика, мораль, история — в «Лации» все другое, смутно знакомое, поскольку все мы в некотором роде привязаны к Mare Nostrum, но, тем не менее, дразняще иное. Временами НФ обращается к теме Античности, но, как правило, речь идет об откате до соответствующей эпохи по тем или иным причинам. «Лаций» — из той редкой категории, где отката не было, просто история пошла иным путем.

Автор уделяет достаточное внимание технической стороне погибшей цивилизации (хотя заклепочникам, боюсь, все равно будет мало), однако в фокусе вопросы иного, более философского характера, связанные с ноэмами и их наиболее высокоразвитой формой, Интеллектами: свобода воли, ответственность, поиски смысла жизни, существование души… Нет, не спешите с выводами — помимо чистой философии, в «Лации» будут и совсем другие образы-линии-сцены-конфликты, включая поразительные космические сражения с участием грандиозных кораблей. Но мы уже повидали немало таких сражений и на страницах книг, и на больших и малых экранах, а вот стройные логические рассуждения на сложные темы и сообразные им сюжеты встречаются очень, очень редко.

В идейном плане все, что происходит в «Лации», так или иначе отталкивается от того, что в тексте называется Узы, а по сути представляет собой модифицированные три закона робототехники (еще один классический элемент): ноэмы не в силах причинить вред людям. Расширительное толкование этого правила привело к тому, что прямая агрессия против другого вида, также обладающего сознанием, стала невозможной, что и спровоцировало серьезнейшие проблемы в рамках межзвездной войны на уничтожение.

Автор не ограничивается философскими рассуждениями и космическими баталиями. В «Лации» довольно много персонажей, вызывающих живой интерес и очень разнообразные эмоции. Они не люди, однако их побуждения объяснимы и понятны… впрочем, далеко не во всех случаях, поскольку в сюжете нашлось место и для непостижимых сущностей. Отдельно отмечу тему множественных личностей: тоже в каком-то смысле классический НФ-элемент, но я не припоминаю другого романа, где он был бы так интересно и подробно раскрыт. Еще любопытно, какими разными получились два Интеллекта, которым посвящено больше всего страниц в романе: Плавтина (во всех своих ипостасях) и Отон (со всеми своими бывшими фрагментами) вышли грандиозными во всех смыслах. Казалось бы, разве может столь могущественное существо, как Интеллект, живой и автономный корабль длиной в несколько километров, содержащий в себе целый мир, быть уязвимым? Очень даже может — именно потому, что он живой.

И самое главное в «Лации»: интрига, причем не одна! В первом томе есть отдельный сюжет, связанный с получением упомянутого в аннотации странного сигнала, и промежуточный финал, но по большому счету и то, и другое лишь готовит почву для раскрытия основной загадки — так что же все-таки случилось с человеческой цивилизацией, чем объясняется ее загадочная гибель? Героям, насильственно выбитым из пресловутой «зоны комфорта» (пусть для кого-то она и подразумевала тихое погружение в безумие), еще только предстоит с этим разобраться. Расставленные автором фигуры на доске и воздвигнутые декорации обещают развязку не в духе космических опер — хотя масштабные космические сражения, я не сомневаюсь, будут, — но нечто гораздо более многогранное, глубокое, необычное.

Резюме: роман очень понравился, с интересом жду окончания дилогии и рекомендую всем любителям НФ.


Статья написана 19 июля 2020 г. 15:22

«Дом окон»
Джон Лэнган
Дом окон / House of Windows
2009, роман

Когда Роджер Кройдон, профессор английской литературы и знаменитый исследователь творчества Чарльза Диккенса, бесследно исчезает, все подозрения падают на его молодую жену, Веронику Кройдон. Вдова хранит молчание, пока в поместье Кройдонов, странный и загадочный Дом Бельведера, не приезжает молодой автор хорроров, который становится невольным слушателем ее исповеди. То, что он узнает, станет самой необычной и зловещей историей о доме с привидениями, о сделке с преисподней, о проклятиях, о необычных формах жизни и иных мирах. Историей, чьи истоки уходят в глубь веков, а география простирается от маленького городка в долине Гудзона до Афганистана.


Когда респектабельный профессор Роджер Кройдон, известный специалист по творчеству Диккенса, внезапно развелся с женой после почти сорока лет брака и женился на молоденькой магистрантке Веронике, в университетских кругах разгорелся страшный скандал, и в итоге от пары отвернулись почти все друзья. Эта история завершилась трагическим и загадочным образом, чему мало кто удивился: нынешние нравы лишь номинально отличаются от пуританства времен «Алой буквы» Готорна, а по сути людям нужен только повод, чтобы кого-то осудить и позлорадствовать.

И вот мы обо всем узнаем, по сути, с конца — со слов самой Вероники, которая наконец-то отыскала достойного слушателя. Приготовьтесь к тому, что в ее рассказе будет, помимо жутких событий и мистических совпадений, немало рассуждений о случившемся, попыток заполнить пустоты прошлого собственными логическими построениями, временами логичными, а временами демонстрирующими причудливую избирательную слепоту. Нельзя сказать, что Вероника — недостоверный рассказчик, ее повествование кажется очень искренним и прочувствованным; однако не стоит забывать и о том, что других свидетелей описываемых событий не существует.

На событийном уровне этот психологический хоррор достаточно прост, и все в нем упирается в драму, омрачившую довольно-таки милый брак Роджера и Вероники; да, будут и другие события, но в конечном итоге их можно оценивать в качестве предисловия либо послесловия к… назовем его «Момент Икс». И недолгие месяцы счастья, и период, на протяжении которого созревала финальная катастрофа — все это существует и воспринимается исключительно в свете Момента Икс, который, в свою очередь, представляет собой печальный, но закономерный итог случившегося с Роджером за много лет до знакомства с Вероникой и даже с Джоан, его первой женой.

В том, что касается психологизма семейных отношений и глубины душевных терзаний, Лэнган демонстрирует уровень, весьма приличный по меркам сколь угодно интеллектуальной прозы, и тут кроется подводный камень: тем читателям, которые любят линейные сюжеты с минимумом разглагольствования, «Дом окон», безусловно, противопоказан. А вот если вы никуда не спешите, если заскучали от плоских персонажей в фантастике, если скроенный по схеме «пути героя» нарратив и пересыпанные архетипами квестовые сюжеты вас достали, то попробовать стоит. Потому что — с моей точки зрения, разумеется — герои «Дома окон» поразительно живые и настоящие, им сопереживаешь, за них волнуешься; радуешься, когда им хорошо, и сокрушаешься, когда они совершают непоправимые поступки, способные навсегда исковеркать жизнь. А еще — злишься, когда персонаж Икс винит персонажа Игрек (и справедливо) в ошибке, сам при этом повторяя ее с почти безукоризненной точностью. Что касается сюжета, то он виляет причудливым образом, завязывается в узлы, кусает себя за хвост и отращивает лишние головы. Люблю такое. :)

Будет и мистика, будет уродливый немилосердный призрак, будет сам Дом Окон — двуликое место с темным прошлым, пусть и не отель «Оверлук». Но хоррор в этой книге — не самоцель, а инструмент, позволяющий с хладнокровием хирурга продемонстрировать один из способов, которым люди успешно разрушают жизни, свои и чужие. Это гнев, занимающий в пантеоне вполне реальных, пусть и неосязаемых монстров, одно из почетных мест; в особенности гнев, скапливающийся на протяжении долгих лет. В жизни для катастрофы нужен триггер; в пространстве романа им стало вмешательство сверхъестественных сил. Впрочем, как и в легенде о Фаусте, все упирается не в демоническую помощь как таковую, а в чье-то волеизъявление…

Должна заметить, этот роман Лэнгана понравился мне больше «Рыбака» (простите, отзыв так и не написала), хотя и тот весьма хорош, просто производит совсем другое впечатление. Общего между ними лишь то, что обе книги прочитала за считанные дни, потому что оторваться не могла. :)


Статья написана 3 июня 2020 г. 20:38

Necroville / Terminal Café (1994)

+ Ночь всех мертвецов / Дни Соломона Гурски / The Days of Solomon Gursky (1998)

+ Убежище / The Hidden Place (2002)

+ Кольцо Верданди / Кольцо Вертанди / Verthandi's Ring (2007)

+ Слеза / The Tear (2008)

В этой вселенной известный нам мир преобразился до неузнаваемости благодаря нанотехнологиям. Скачок в развитии во многом опирался на так называемый постулат Уотсона: «Забудем о превращении мусора в нефть или астероидов в груды “Фольксвагенов”, а также о возможности повесить точную копию Ван Гога в своей гостиной; первое, что мы получаем с помощью нанотехнологий, — это бессмертие». К Постулату прилагается Вывод Теслера: «Первое, что мы получаем с помощью нанотехнологий, — это воскрешение мертвых». Обе идеи имеют ключевое значение для цикла, но в особенности — для одноименного романа, который его открывает.

Некровиль — не конкретное место, а множество мест; это гетто, в котором проживают воскрешенные, рабочие лошадки дивного нового мира, безусловная собственность корпораций. По закону они лишены гражданских прав и обязаны отработать стоимость воскрешения, которая настолько велика, что к 2063 году подавляющее большинство высокотехнологичных зомби по-прежнему в рабстве, и их количество продолжает расти стремительными темпами в силу понятных причин. Поражение в правах носит абсолютный характер: если, к примеру, мертвеца выкупит компания, которой нужно что-то строить на большой глубине, его тело будет преображено соответствующим образом, чтобы выдерживать условия труда. Можете себе представить, как выглядят мертвецы, работающие в космосе…

В романе, действие которого охватывает сутки, пять центральных персонажей с очень разными судьбами; когда-то они вместе учились и по установившейся традиции каждый год на День Мертвецов (по мексиканскому обычаю) встречаются в некровиле Лос-Анджелеса, в кафе «Терминаль», чтобы поделиться новостями, отдохнуть от дел и устроить себе небольшой праздник. Точнее, такова была изначальная задумка, но жизнь внесла коррективы: 27-летние молодые люди за несколько лет успели отдалиться и даже поссориться, поэтому их очередная встреча происходит не благодаря желанию, а вопреки — и отчасти потому, что у неформального лидера этой странной группы очень весомый авторитет.

Сантьяго Колумбар, популярный среди наркоманов новой эпохи создатель разнообразных веществ, испытывает суровый экзистенциальный кризис; Туссен, предпочитающий не вспоминать свое настоящее имя, сталкивается лицом к лицу с теми, кому оно отлично известно — и у них есть план; Йо-Йо Мок, адвокат (хочется назвать ее кибер-адвокатом, пусть это и не совсем верно), пытается спасти свою клиентку, угодившую в самый эпицентр корпоративной борьбы; Тринидад Малкопуэло никак не может забыть любимого человека, к гибели которого, возможно, причастен один из ее друзей. Камагуэй Куинтано, чья участь окажется самой драматичной из пяти, пожинает плоды необдуманного поступка — и проживает за одну ночь целую жизнь. Помимо этих пятерых в романе множество второстепенных персонажей, зачастую очень колоритных; ярких картин, нарисованных неоновыми красками на черном или темно-синем фоне (ночь, глубина, космос); захватывающих и непредсказуемых поворотов; масштабных сцен, включая космические сражения.

Нанотехнологии и их применение, покорение и освоение космоса, бессмертие с его плюсами и минусами, юридические и социальные последствия рывков в развитии науки, поиски себя и поиски бога, поиски смысла жизни и игры с судьбой, попытки осмыслить свое место в мире и тот финал, от которого человечество никуда не ушло — «жизнь после смерти» и «бессмертие» не равны друг другу, — новая этика, новые игры, новое оружие… Перечень можно продолжить. Целых пять непохожих друг на друга героев позволили Макдональду рассмотреть этот мир под пятью разными углами, и в результате получился сводящий с ума калейдоскоп, который можно либо отбросить/уронить в тот момент, когда закружится голова, либо рассматривать часами, вновь и вновь возвращаясь к отдельным особо интересным и красивым узорам.

Я не шучу: порог вхождения у «Некровиля» один из самых высоких, какие мне попадались. Приготовьтесь к тому, что первые несколько десятков страниц не будете понимать вообще ничего, особенно если не читали до этого повесть «Дни Соломона Гурски», которая выходила на русском под названием «Ночь всех мертвецов». Странные вещи, странные люди, странные термины — включая, по известной привычке автора, всякую иностранщину, на этот раз на испанском. Прямым текстом Макдональд не объясняет, и если персонаж, находясь в одиночестве, занимается… ну да, чем-то странным, он же не станет вслух или мысленно читать самому себе лекции на соответствующую тему? Вот потому «Некровиль» покорится только очень терпеливому или упрямому читателю.

Любопытный факт: в повествовательной канве романа просматриваются некоторые образы и темы, получившие впоследствии новое воплощение в цикле «Луна». Йо-Йо похожа на Ариэль не только по профессии (да и сама судебная система «Некровиля» заставляет вспомнить Суд Клавия); здесь имеются свои Волки и умнейшие ИИ; мелькают разок фамильяры и даже взмахивает крылышками бабочка «сатурния луна». Свободные мертвецы, устремленные в открытый космос, могут послужить для читателей, неудовлетворенных финалом «Восставшей Луны», чем-то вроде матрицы для формирования будущего Лунных Драконов: вот куда они полетят, вот что с ними будет… ну, почти. По крайней мере, теперь я лучше понимаю, почему Макдональд выбрал для трилогии именно такой финал — зачем повторяться? В цикле «Некровиль» про будущее постчеловечества уже все рассказано, вплоть до гибели Вселенной.

Да-да, это масштабное событие описано в финале одной из вышеперечисленных повестей. Читать эти повести можно в любом порядке, они сюжетно друг с другом не связаны, но я бы посоветовала придерживаться той очереди, в которой Макдональд их писал, потому что каждое новое произведение расширяет и дополняет предыдущие в плане картины мира. Эта логика предполагает, что начинать надо с романа — тем, кто читает по-английски, — еще и потому, что «Дни Соломона Гурски» содержат нечто вроде спойлера по его финалу в глобальном смысле, то есть не в плане героев, а в плане развития мира и цивилизации. Хотя именно в этом плане финал достаточно предсказуем, чего не скажешь об индивидуальных сюжетных линиях.

Эти пять переплетенных друг с другом историй отличаются по тональности и динамике событий, их даже можно причислить к разным поджанрам литературы или кино: боевик, мистический триллер, корпоративный триллер, детектив с элементами судебного триллера — и пятая сюжетная линия, чистейший артхаус, процентов на восемьдесят состоящий их философских разговоров в постели или вблизи от нее. В этой линии, кстати, интереснейший второстепенный персонаж. Деление на поджанры, впрочем, довольно-таки условное, потому что есть общие темы и события, влияющие на динамику происходящего, и к тому же сцена, на которой все эти пять историй разворачиваются, одна на всех — и она озарена огнями космических сражений, которые на общем безумном фоне довольно быстро начинаешь воспринимать как что-то вроде фейерверка (и, как мне кажется, Макдональд добивался именно такого эффекта).

«Некровиль» кинематографичен в хорошем смысле: он неимоверно зрелищный и красивый, пусть временами речь о красоте распада и смерти; но при этом остается настоящей литературой, где тот читатель, для которого подобное важно, получит множество поводов для перечитывания предложений, абзацев (и всей книги) просто ради красот стиля, ради образов и прочих драматических элементов. Еще в романе есть киноцитаты, как достаточно откровенные, с названиями фильмов классического Голливудского периода, так и изящно замаскированные: «Если я тебе понадоблюсь, просто свистни. Ты же умеешь свистеть, не так ли?»

(Чем больше размышляю над этой стороной романа, тем больше мне кажется, что Дени Вильнев снял бы по нему отличное кино в стилистике «Бегущего по лезвию» — хоть старого, хоть нового.)

А, еще Макдональд затронул в этой книге мой любимый парадокс про корабль Тесея: если человек умер, а потом из его атомов (в большей или меньшей степени) собрали того же самого живого человека… он тот же или все-таки нет? :)

Резюме: стоило одолеть со скрипом первые 30-40 страниц, как «Некровиль» стремительно взлетел на первое место в моем личном топе романов Йена Макдональда, и мог бы претендовать на высокое место в личном топе НФ, если бы я заморочилась его составлением. Но это, без шуток, сложная книга, которая вполне может и совсем не понравиться.


Статья написана 7 марта 2020 г. 21:13

Ну что, начнем потихоньку? :)

Пока что предзаказ:

https://book24.ru/product/belyy-fregat-55...

https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/...

https://www.labirint.ru/books/743428/


Статья написана 18 января 2020 г. 13:57

Технический пост для вопросов по книге.

"Звездный огонь" — вторая часть трилогии "Дети Великого Шторма", рассказывающей о мире бескрайних океанских просторов и бесчисленных островов, населенном, помимо людей, удивительными существами, в числе которых самые необыкновенные — живые корабли, способные вступать в ментальную связь со своими навигаторами.

~

Раздобыв первую часть артефакта, который позволит отыскать древний корабль Основателей, команда живого фрегата "Невеста ветра" продолжает путь навстречу новым приключениям и опасностям. Над миром-архипелагом сгущаются тучи: загадочные черные корабли все чаще атакуют Окраину, вблизи от населенных островов появляются безымянные твари, способные одолеть любого противника. Герои еще не знают, что очень скоро судьба подвергнет их жестоким испытаниям, проверяя решимость и стойкость: на что они пойдут, чтобы отыскать бесценное сокровище? Рискнут ли дружбой, любовью, разумом, своими и чужими жизнями?

И хватит ли им отваги, чтобы встретиться лицом к лицу с собственным прошлым?

***

Ссылки на магазины:

https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/...

https://www.labirint.ru/books/730780/

https://book24.ru/product/zvezdnyy-ogon-5...

https://my-shop.ru/shop/product/3906657.h...


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 61  62  63




  Подписка

Количество подписчиков: 389

⇑ Наверх