Джо Аберкромби Кровь и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «febeerovez» > Джо Аберкромби "Кровь и Железо"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Джо Аберкромби «Кровь и Железо»

Статья написана 13 декабря 2011 г. 23:55

Имя Джо Аберкромби за последние несколько лет прославилось среди любителей жанра темного фэнтези – часто его упоминали в качестве “отличного мастера своего дела” или просто “талантливого писателя”. Меня, признаться честно, этот автор долгое время обходил стороной  — в свое время я отказался читать “Черный отряд” Глена Кука, а окромя его же серии о Гаррете, из темного фэнтези я ничего другого в руки и не брал. Но интерес все же победил убеждения, поэтому книга, открывающая трилогию “Первый закон”, все же оказалась на моей полке.

Еще перед прочтением “Крови и Железа”, мне часто бросалось в глаза то, что Аберкромби сравнивали с Джорджем Мартином. Я наметил у них только два общих знаменателя — это структура повествования, в котором участвует сразу несколько героев, и жесткая и мрачная вселенная, где не работают обычные законы фэнтези. Но если у Мартина за пять книг количество мелких деталей мира выросло до размера небольшой энциклопедии,  у Аберкромби ситуация вырисовывается прямо противоположная. Очерчивая несколькими штрихами декорации, он резким поворотом сюжета забрасывает героев прямо в центр заранее подготовленного театра. Его мир не условен – местами описание городов и природы достаточно детально, но все же первое место в книге занимает не это, а история и ее участники.

Да и потом — там, где у Мартина разыгрывается холодная, долгая и многоступенчатая игра, у Аберкромби история без особых угрызений совести включает третью передачу и разгоняется, на всех парах несясь навстречу читателю. Перед глазами мелькают названия и пейзажи, а лица героев кружатся в безостановочном вальсе, по очереди подменяя друг друга. Парадокс в том, что именно такая сумасшедшая динамика придает “Крови и железу” особый шарм — в тот момент, когда автор резко дает по тормозам, сводя всех героев в одной сюжетной точке, и начинаются проблемы. У Мартина такие периоды “передышки” служат фундаментом для будущих предательств и интриг, и Джо, попытавшись сыграть на похожем поле, до конца с задачей не справился. Да, формально закулисные игры есть — крупные игроки, в чьих руках лежит реальная власть, хитро ухмыляются, и всем видом дают понять, что такие участники событий, как Глокта и Логен – просто лохи, которым не дано увидеть всю картину в целом. Это прекрасно, но строящий козни Архилектор, расследующий это дело Глокта, да фехтующий Джезал – вот и все, что предоставляет нам в развлечение автор. А к этому моменту читатель уже складывает в своей голове определенные мнения о конфликтующих сторонах и примерно представляет их дальнейшие мотивы и цели. Поэтому получается так, что пока вокруг команды Байяза все вертится кувырком, старый маг и его спутники покуривают бамбук, устраивают тематические экскурсии, да нарываются на редкие неприятности. То столкновение сторон, которое происходит ближе к финалу ожидается уже с момента встречи всех героев, а поэтому их метания не вызывают сильного интереса в этом отрезке времени. Ситуацию могла бы спасти, намечающаяся было война, но эта тема постепенно отходит на второй план, уступая место разборкам в столице Союза.

И здесь на поверхность всплывает еще один противоречивый момент. Без сомнения видно, что “Кровь и Железо” лишь первая книга трилогии – большую часть истории занимает представление персонажей, сюжетные линии только обретают конкретные очертания, а грядущая гроза масштабной финальной развязки пока только громыхает вдали. Но после книги все равно остается чувство незавершенности, почти как в сериалах, когда эпизод прерывают на определенном моменте. Только вместо ожидаемого финального поворота, автор просто закрывает занавес над постановкой, оставив зрителя в недоуменном состоянии. Предпоследняя глава, полная безостановочного экшена могла бы сильно завершить книгу, но добавив еще один дополнительный сюжетный росчерк, Аберкромби заменил восклицательный знак жирным троеточием, в принципе подогревающим интерес к продолжению, но не столь сильно, как это мог бы сделать финал предпоследней главы.

По-настоящему хорошо Аберкромби удались две вещи. Первая это экшн – битвы в книге резкие, динамичные и, конечно же, обильно кровавые.  Ломаются ребра, носы и подвернувшаяся мебель – герои далеко не супермены, поэтому каждый порез и удар оставляет свой закономерный след. Другой безусловной победой автора являются прекрасно выписанные персонажи, лучшим среди которых, является Глокта. Этот калека-инквизитор, обозленный на весь мир, мысленно отпускающий комментарии один другого ехиднее, сразу вызывает симпатию. Тем более что путей для раскрытия этого героя Джо создал великое множество – тут и его знаменитое прошлое, и душевные поиски, и очевидно, будущие свершения. С другой стороны, Логен Девятипалый, который в любой момент может красноречивым “shit” охарактеризовать ситуацию, тоже должен приглянуться читателю. Джо явно не стал выкладывать сразу все карты на стол, и лишь слегка приоткрыл завесу над прошлым Логена, и причинами, по которым он получил свое легендарное кровавое прозвище.

Немного странным получилось то, что немалую долю сюжета занимают терзания Джезала – молодого и ветреного сына одного из богатых семейств. Вся его история, связанная с участием в Состязании и любовью к сестре своего друга, раскрыта практически детально. Вот только непонятно – зачем это нужно, и почему этот персонаж играет такую важную роль в сюжете. Наверное это раскроют позже, но пока такое внимание к этому герою вызывает недоумение – слишком уж он прост на вид, а его перспективы в продолжении  — туманны. Похожая ситуация происходит и с убийцей Ферро, которая отчаянно хочет отомстить своему мучителю – ее линия неплоха, но ее мало. Правда, в отличие от Джезала, кое-какие перспективы для ее развития в будущем видны уже сейчас.

Отдельным добрым словом хочется упомянуть мага Байяза – это такой злобный и прагматичный вариант Гэндальфа. Несмотря на то, что он не любит показывать свою истинную силу, каждое его выступление представляет собой бенефис, в котором словесные дуэли и жестокая магия занимают самые важные позиции. Гораздо меньше интереса вызывает его ученик, который пока что выглядит лишней обузой, по случайности увязавшейся вместе со всеми.

Вообще “злобно” – это, пожалуй, самый точный эпитет, которым можно было бы охарактеризовать “Кровь и Железо”. Цитата из Бродского, предваряющая вторую часть книги, донельзя точно характеризует происходящее. Мир Аберкромби полон ублюдков самого разного сорта – от тех, кого интересует только собственная выгода, и до тех, кто на проверку оказывается чем-то большим, нежели простой сволочью. Герои злы – и часто без надобности, но именно их нестандартное поведение в некоторых ситуациях и вызывает наибольший интерес.

Отдельным словом упомяну перевод, с которым мое знакомство закончилось в тот момент, когда вскользь проглядывая русский вариант книги в магазине, мне попалась на глаза глава “Дом делателя”, в оригинале носящая название “The House of the Maker”. Смысл передан, но с таким же успехом смысл мог передать google translate – результат был бы примерно тот же. Одно дело, когда переводчикам сложно выкрутиться, имея в наличие прозвище “Bloody nine”, которое, на мой взгляд, интерпретировали на русский язык достаточно удачно, и совсем другое – вот это. В оригинале язык автора достаточно прост и идет легко, пускай даже Аберкромби и не чужда заковыристость в написании имен некоторых героев.

“Кровь и Железо” не привносит множества новых идей для своего жанра – структура напоминает Мартина, а поход героев вызывает смутные аллюзии с “Властелином колец”. Автор, словно акробат в цирке, пытается ухватить одновременно десять тарелок – и мир вскользь показать, и героев раскрыть, и войну начать, но вот только некоторые из этих тарелок либо падают вниз, либо просто на время исчезают из виду. Что, впрочем, не мешает наслаждаться зрелищем – интересные герои, отличная динамика, за исключением одного отрезка, и иронично-циничный стиль Джо Аберкромби гарантированно помогут вам скрасить пару скучных и холодных вечеров.





468
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 00:15

цитата febeerovez

Без сомнения видно, что “Кровь и Железо” лишь первая книга трилогии – большую часть истории занимает представление персонажей, сюжетные линии только обретают конкретные очертания, а грядущая гроза масштабной финальной развязки пока только громыхает вдали.
Вот. После третьей книги, совсем другое впечатление вырисовывается. А тут — для дебюта хорошо.

цитата febeerovez

лучшим среди которых, является Глокта
А я его разлюбил. Наигранный он, какой-то искусственный.

цитата febeerovez

Гораздо меньше интереса вызывает его ученик, который пока что выглядит лишней обузой, по случайности увязавшейся вместе со всеми.
Поверь, все не так просто.

цитата febeerovez

и иронично-циничный стиль Джо Аберкромби
Таки похож на Сапковского или я все-таки домысливаю?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 00:53

цитата geralt9999

Вот. После третьей книги, совсем другое впечатление вырисовывается. А тут — для дебюта хорошо.

Ну, стало быть, будьмо :beer:

цитата geralt9999

А я его разлюбил. Наигранный он, какой-то искусственный.

Там Аберкромби разок сорвало — был момент, когда ирония Глокты превратилась в тупую злобу «я калека, а вы все — нет». Но потом вернулся в русло.

цитата geralt9999

Поверь, все не так просто.

Да небось сыграет роль Горлума, которому надо будет упасть в жерло чего-нибудь. :-)))

цитата geralt9999

Таки похож на Сапковского или я все-таки домысливаю?

Нет, Сапковский много тоньше пишет. Аберкромби более прямой.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 00:58

цитата febeerovez

Да небось сыграет роль Горлума, которому надо будет упасть в жерло чего-нибудь.
Я помолчу;-)

цитата febeerovez

Нет, Сапковский много тоньше пишет. Аберкромби более прямой.
Поначалу да. Уже после трилогии стиль заметно улучшается.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 01:00

цитата geralt9999

Поначалу да. Уже после трилогии стиль заметно улучшается.

Ну посмотрим. Меня Сапковский одним рассказом, точнее одним абзацем ближе к финалу просто морально вывернул дважды. Было круто.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 11:11
Не напишите каким? Заинтриговали как-то :-)
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 13:13

цитата DeadPool

Не напишите каким? Заинтриговали как-то

«Немного жертвенности», если мне память не изменяет.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 18:03
Так он неоднократно этот прием использует. Например конец глав о битве при Бренне.


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 00:21

цитата

Меня, признаться честно, этот автор долгое время обходил стороной
:-DА не наоборот?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 00:54

цитата V-a-s-u-a

А не наоборот?

Не-а :-)))


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 09:12
Блин, скорей бы Новогодние каникулы))


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 10:56

цитата

Немного странным получилось то, что немалую долю сюжета занимают терзания Джезала – молодого и ветреного сына одного из богатых семейств. Вся его история, связанная с участием в Состязании и любовью к сестре своего друга, раскрыта практически детально. Вот только непонятно – зачем это нужно, и почему этот персонаж играет такую важную роль в сюжете.

В третьей книге поймете. ;-) Только аннотацию к ней не читайте — она спойлерная.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 13:14

цитата Konst

В третьей книге поймете.Только аннотацию к ней не читайте — она спойлерная.

Окей, посмотрим :beer:


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 13:01
Не совсем согласна с мантрой «а вот третья книга вам покажет». Имхо, каждая книга цикла должна быть интересна, как и каждый герой. Джезаль в первой части не интересен и чтобы там в третьей части не было, этот факт не отменить.
Как и тот, кстати, что затянут поход «за три моря».

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Я понимаю, сделать, чтобы этот самый поход окончился пшиком, это свежо, но меня обескуражило, прямо скажем.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 13:06
Спрячьте спойлер:-)
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 13:15

цитата Lantana

Не совсем согласна с мантрой «а вот третья книга вам покажет». Имхо, каждая книга цикла должна быть интересна, как и каждый герой. Джезаль в первой части не интересен и чтобы там в третьей части не было, этот факт не отменить.

Испытывал схожие чувства. Впрочем, надо взглянуть на всю трилогию в целом, а то по первой книге цельная картинка не вырисовывается пока.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 13:16

цитата Lantana

Имхо, каждая книга цикла должна быть интересна, как и каждый герой
И кстати, тут скорее не цикл, а одна книга, как тот же Властелин колец.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 13:42
Ок, давайте я скажу, что все трети книги должны быть интересны. :-))) (А я даже думаю, что каждая глава.)
Так пойдет?
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 13:47

цитата Lantana

Так пойдет?
Ага:-) Мне и первая книга интересна, и поход (он так вообще шикарен).
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 14:27
Завидую. :-) Мне поход показался затянутым и... ну, не то, что скучным, но и не слишком увлекательным. На момент похода Джезаль, Логен, Ферро и Байяз мне не симпатичны и не интересны, как следствие их телодвижения не захватили. А история мира, которую дают в таких кол-вах и так концентрировано, это для меня слишком много.

Кроме того того, мне не понравился финал. Нет, не фактически, а, так сказать, технически.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 14:31

цитата Lantana

На момент похода Джезаль, Логен, Ферро и Байяз мне не симпатичны и не интересны, как следствие их телодвижения не захватили.
В том наверное и дело. Джезаль всегда был слабоват, как по мне. Логен всегда нравился, Ферро начала нравиться как раз во время похода.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 14:46
Мне Логен нравился, но абстрактно. Знаете, так нравится картина — вроде хороша, а купить не хочется. Так и Логен, вроде хорош, а меня оставил равнодушной.
Думаю, автор слишком (для меня слишком) подчеркивал усталось и... неудачливость что ли, Логена.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 14:48

цитата Lantana

Думаю, автор слишком (для меня слишком) подчеркивал усталось и... неудачливость что ли, Логена
О. У меня с Глоктой практически та же история.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 18:04
А мне Логен нравился до битвы в горах, когда они крепость защищали. После нее как-то быстро разонравился, так как возникло ощущение, что в своих косяках и неудачах он виноват сам — ему же столько шансов выпадало выбраться из замкнутого круга, а он сам себя в него обратно и запихал.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 18:09

цитата Aleks_MacLeod

а он сам себя в него обратно и запихал.
Все его попытки стать «хорошим человеком» — просто метания отчаявшегося. У таких как он выбора не бывает.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 22:28

цитата Lantana

Не совсем согласна с мантрой «а вот третья книга вам покажет».

Вы, конечно, как и каждый из нас, можете быть согласны или не согласны с чем угодно. Но в случае Джезаля это не мантра, а факт. Понять почему столько внимания автор уделил данному персонажу febeerovez сможет только в третьей книге и этот факт не отменить. :-)
А вот насколько оправдан такой подход и насколько лично Вам он нравится или не нравится — это уже другой вопрос.


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 18:02
О, ты читаешь на английском? o_O Молодец :beer: А мне как раз на этой неделе вторую и третью книгу из интернет магазина привезли (правда все в переводе, ленив я).
Как будет время тоже приобщусь.

цитата febeerovez

серии о Гаррете, из темного фэнтези я ничего другого в руки и не брал

Гаррет это не Черной Фэнтези :-[ Его просто в этой серии из-за Кука выпускают.

цитата febeerovez

в свое время я отказался читать “Черный отряд” Глена Кука,

А вот это как раз зря.
За рецензию спасибо, правда мне от сравнений с Мартином ни холодно ни жарко, ибо еще не читал.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2011 г. 00:30

цитата iRbos

О, ты читаешь на английском? Молодец

Спасибо, заставляю себя теперь :beer:

цитата iRbos

А мне как раз на этой неделе вторую и третью книгу из интернет магазина привезли (правда все в переводе, ленив я).

Не, я после перевода первой книги лучше осилю трилогию в оригинале (надеюсь).

цитата iRbos

Гаррет это не Черной Фэнтези Его просто в этой серии из-за Кука выпускают.
цитата febeerovez

Ну я в вопросе не разбираюсь. Написано, что серия такая — вот и результат.

цитата iRbos

А вот это как раз зря.

Не -а. Меня остановило описание в стиле: «В черном-черном мире путешествовали люди в черных-черных доспехах и сердца их были чернее черного».
No, thanks. Осилил страниц 200 и свалил с чистой совестью.

цитата iRbos

За рецензию спасибо,

Незачто, приобщайся давай :beer:

цитата iRbos

правда мне от сравнений с Мартином ни холодно ни жарко, ибо еще не читал.


Ты за это дело берись в скорейшие сроки — улетишь за облака. После этого вообще огромное количество эпических/фэнтезийных книг начинает казаться простыми и какими-то мелковатыми :-)))
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2011 г. 10:52

цитата febeerovez

Меня остановило описание в стиле: «В черном-черном мире путешествовали люди в черных-черных доспехах и сердца их были чернее черного».

В том то и фишка, что все не так как кажется 8-)

цитата febeerovez

Осилил страниц 200 и свалил с чистой совестью.

Там надо первую трилогию читать в обязательном порядке. А то все Мартин, Мартин.

цитата febeerovez

Ты за это дело берись в скорейшие сроки — улетишь за облака. После этого вообще огромное количество эпических/фэнтезийных книг начинает казаться простыми и какими-то мелковатыми

Я не большой фанат эпиков и на грешной земле мне пока тоже не плохо :-D Но книжки куплены, так что когда-нибудь...
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2011 г. 10:56

цитата iRbos

В том то и фишка, что все не так как кажется

цитата iRbos

Там надо первую трилогию читать в обязательном порядке. А то все Мартин, Мартин.

Нееееееее.....Мартин — наше все

цитата iRbos

Но книжки куплены, так что когда-нибудь...

>:-| В скорейшем времени ! :-)))
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2011 г. 10:59

цитата febeerovez

В скорейшем времени !
Курсовики делать и экзамены сдавать, ты за меня будешь? Может тогда и диплом сразу напишешь? :-D
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2011 г. 11:08
*вооружился энциклопедиями*
:-)))
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2011 г. 11:15
Меня безумно радует твоя готовность к самопожертвованию ради любимого автора :-)))


Ссылка на сообщение14 декабря 2011 г. 19:53

цитата febeerovez

включает третью передачу и разгоняется, на всех порах несясь навстречу


Это о каких порах? Или о паре? На всех парах? 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 декабря 2011 г. 00:24
На паре :-)))
Спасибо, проглядел :beer:


⇑ Наверх