Как свои четыре


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «zmey-uj» > Как свои четыре пальца
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Как свои четыре пальца

Статья написана 1 января 2012 г. 00:00

Насколько автор должен знать создаваемый им мир?

Лично (и то, не в реале, а по интернету) мне пока доводилось общаться только с конкурсно-сетевыми авторами. А также читать или слушать, как отвечали на вопросы писатели публикующиеся. И вот что привлекло внимание. (Не хотелось упоминать Стругацких — вокруг их имен последние дни кипят страсти совсем иного масштаба, — но что поделать, если первым делом заинтересовали миры АБС и попались мысли, высказанные как раз ими). Запала в голову читателя — внимательного, пытливого читателя! — некая загадка, связанная с сюжетом. Он думает, ищет подсказки в тексте, спрашивает других — никто не знает. И тогда читатель бежит к автору: «Ну что, что было написано на той бумажке?». А автор: «Так надпись же потом водой смыло. Разве теперь это имеет значение? Главное — взаимоотношения героя с родителями, я старался их раскрыть.»

Не сомневаюсь, что эта тема уже неоднократно заводилась, разбиралась по косточкам, и мои рассуждения теперь выглядят наивно. Прошу ткнуть меня носом в мудрые статьи по философии творчества, где были бы рекомендации: что важно, что второстепенно, в какие уголки своего мира Творец не обязан заглядывать и уже тем более не обязан показывать их чужаку-прохожему. Лично я в простоте душевной считаю, что знать должен всё и ответить даже, чему равна в его мире минус бесконечность и плюс бесконечность. Пусть на бумажке будет написан стишок Пушкина или слово МЕЛ, не имеющие отношения ни к сюжету, ни к текущей политической ситуации, но читатель имеет право знать. Не хотелось об этом думать? Не казалось существенным? Ну так подумайте/придумайте сейчас, главное — даже случайный ответ стоит запомнить и отвечать так же и в дальнейшем.

Ведь потом в толстенных томах с собраниями сочинений будут доискиваться именно до случайной ерунды. И многочисленные толкователи, как водится, начнут создавать свои версии священных текстов! А кто-то поведает, что ехал в поезде с автором, и тот ему под стук колес открыл секрет, что...

Кстати, какое-то время мне казалось, что эта недописанность и недосказанность подвигает верных поклонников и желающих подзаработать на написание фанфиков и продолжений, но от этой мысли пришлось отказаться. Продолжают и развивают всё, что привлекает внимание, независимо от степени прорисованности мира. Если биография героя дана от и до, фаны всё равно впишут туда тайную любовницу и обоснуют, почему о ней пришлось молчать раньше, а убитого, расчлененного, сожженного на погребальном костре при всём народе воина/злодея воскресят через два тома, заявив, что то был хитроумный трюк. И в довершение анекдоты сочинят, точнее, переделают известные.

Но есть, однако же, еще предположенье, что Кука съели из большого уваженья

А может быть, это мои заморочки, и дело всё в законах произведения? Его создают «как есть», и любое дополнение, любой ответ на загадку будет менять сложившийся образ? Вот и не нарушают канонов: кто хочет испугать — пишет пугалку, кто хочет прослезить — создает бурную драму, и никаких потом «а на самом деле команда спасателей была уже в пути». А кто-то желает, чтобы читатель Задумался О Судьбах Человечества + остался с непонятками в голове. Так и пишет.





233
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 января 2012 г. 00:46
Прямо в 00:00 . Однако символично.
На самом деле, бывает и так и эдак. В некоторых случаях давать какой-то конкретный ответ вообще нельзя.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 января 2012 г. 01:03
Например?
Я понимаю, если ответ может задеть реальных людей, но стоит так и сказать (а еще лучше избегать таких ситуаций с художественным текстом). А еще?
 


Ссылка на сообщение1 января 2012 г. 01:24
Самое очевидное — характеры и поступки персонажей. Насколько я знаю, считается признаком мастерства, когда они трактуются читателями совершенно по-разному.
Еще ужасы и мистика, настоящая мистика, а не рассказы о гламурных вампирах, во многом строятся на том, что всем ясно, что что-то происходит, но никто не знает что именно. Элемент неизвестности сам по себе нагоняет страх; у Ходжсона Дом Молчания стоит себе и молчит, и одним этим нагоняет ужас.
Или вот у Лукьяненко в «Лабиринте отражений» есть Неудачник, кто или что он такое никто не знает, только теории строят, и от этого текст как-то объемней становится. Тоже и в «осенних визитах».
Ну и открытые финалы, на то они и открытые.8-)
P.s. Похоже «Пикник на обочине» — хороший пример всех случаев сразу.:-)))
 


Ссылка на сообщение1 января 2012 г. 02:10
Вот кстати, «Пикник» у меня постоянно всплывал в памяти при написании. Потому что, если не ошибаюсь, авторам задавали вопросы, что это всё за штучки и явления такие, упомянутые вскользь, а они отмалчивались или отшучивались. И на основе этих-то штучек-дрючек и начались п.р.о.д.о.л.ж.е.н.и.я. Как кто-то подметил, не идею развивали, не характеры, а штучками жонглировали.
Я соглашусь, что без пояснений оно атмосфернее выходит. Как бы — так задумано, чтобы никто об этом не знал, и видите, даже авторы не знают! У Лема с сепульками то же самое было.
Будем считать это одним из доводов. Но атмосферность не охватывает все случаи таких умолчаний.

Те же характеры и поступки — да читатели могут их трактовать сколько угодно в тысяче вариантов, но писатель-то должен знать? Это же его персонаж! Каким бы он ни был живым, «независимым от авторской воли», поступками и случаями из жизни управляет автор. Чего бы не знать, что у героя в голове творится.
 


Ссылка на сообщение3 января 2012 г. 02:26

цитата zmey-uj

И на основе этих-то штучек-дрючек и начались п.р.о.д.о.л.ж.е.н.и.я. Как кто-то подметил, не идею развивали, не характеры, а штучками жонглировали.

Так в вот в этом и гениальность романа, что, даже имитация его имитации народ привлекает.:-)))

цитата zmey-uj

Те же характеры и поступки — да читатели могут их трактовать сколько угодно в тысяче вариантов, но писатель-то должен знать?

Как мне кажется, в писательстве, как в любом творческом процесса активно участвует подсознание, так что рациональная часть сознания контролирует его лишь отчасти и соответственно часто идет сначала создание, а потом осознание созданного. Так что хотя писатель в суждениях о своем творчестве имеет привилегированное положение по сравнению с читателями, не стоит принимать его мнение за абсолютную истину. Как-то так.
Причем, это касается не только неопытных писателей, которые «пишут как слышут».
Элемент иррационального, как мне кажется, должен сохраняться иначе получаются персонажи-конструкты вроде бы и проработанные, но невыносимо скучные.8:-0


Ссылка на сообщение4 января 2012 г. 23:28
Знать — должен. Не зная характера персонажа не поймешь, как он будет действовать в той или иной информации. Не зная мира — не пустишь бегать по нему персонажей.
Просто не обязан автор всю эту внутреннюю инфу предоставлять читателю.


⇑ Наверх