Название эпиграфы в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Крафт» > Название, эпиграфы - в основном бесполезны
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Название, эпиграфы — в основном бесполезны

Статья написана 19 января 2012 г. 12:41

«Медведки»
Мария Галина
Медведки
2011, роман

Создать человеку иную жизнь — жизнь в любимой книге — его профессия. К нему обращаются разные люди, но однажды явился странный клиент. По мере создания истории его рода, она всё больше обретает черты гротескной реальности. А в финале реальность настолько плотно переплетается с мифом, что непонятно, где настоящая жизнь, а где выдуманная.


Беда с этими эпиграфами. По теории, выбираются они не абы как, а со смыслом. Своего рода подсказка, месседж читателю. Писатель попроще особо не умничает, жжёт глаголом сердца и бьёт лозунгом прямо в лоб. А если автор с претензией? Понятно, и эпиграф у такого должен быть с подвывертом. Эдакий секрет в загадке с намёком.

От Марии Галиной скорее можно ждать второго варианта. И с «Медведками» она ожиданий не обманула.

Лягу не благословясь, стану не перекрестясь, стану будити усопших. Станьте, умершии, розбудите убитых. Станьте, убитые, розбудити усопших. Станьте, усопшие, розбудите з древа падших. Станьте, з древа падшие, розбудите заблудящих. Станьте, заблудящии, розбудите зверии подемущих [зверем поеденных?]. Станьте, зверие подемущии, розбудите некрещеных. Станьте, некрещеныи, розбудите безымянных.

Наговор

Насекомое ведет преимущественно подземный образ жизни. На поверхность выбирается редко, в основном в ночное время суток. Учитывая великолепную приспособляемость медведок, следует отметить, что чаще всего они выступают в роли вредителя, так как быстро и в больших количествах размножаются.

И как вам это нравится? Что после такой сладкой парочки можно ждать от романа, озаглавленного «Чаще всего вредители»? Понятно, существовала ненулевая вероятность, что туман прояснится по ходу чтения. Только терзали меня сомнения – не тот автор Мария Семёновна. Поэтому три раза я подступался к «Медведкам» и трижды не мог продвинуться дальше быстрого их и в больших количествах размножения. После не особо удачного первого знакомства с прозой Галиной, да ещё и всех этих названий-эпиграфов, возникли опасения, что предстоит мне окунуться во что-то гнетущее и беспросветное.

А вчера плюнул на сомнения и ухнул в текст, как в крещенскую прорубь – в полном соответствии с календарём. Поначалу опасения оправдывались, но, как это часто бывает, реальность оказалась намного сложнее наших представлений о ней.

Повествование в романе идёт от первого лица и развивается неспешно. Подробности о месте действия и персонажах выдаются медленно, строго дозировано. Полное впечатление – будто не книга пишется, а изображение проявляется на фотобумаге. Примерно после трети текста читатель всё-таки узнает, что где-то в северном причерноморье есть абстрактный город-порт с университетом и киностудией, блошиным рынком и аммиачным заводом, трамваем, улицей Дачной и Дачным переулком. В переулке этом аккурат на даче у знакомых тихо и незаметно существует некий человечек, зарабатывающий на жизнь необычным вариантом писательского ремесла. Сначала он никто, и звать его никак. Индивидуальные черты, подробности семейной и личной жизни главного героя, его имя-отчество, псевдоним, а с ним и фамилия появляются у него по мере того, как странные обстоятельства против воли заставляют Семёна Тригорина-Блинкина всё дальше и дальше высовываться из своеобразной раковины, в которой тот давно и небезуспешно прятался от окружающего мира.

Постепенно сюжет начинает двигаться во всё более резвом темпе. То, что неспешно развивалось из некоего современного варианта гоголевской «Шинели», превращается в бурлескную фантасмагорию с очевидным и сгущающимся налётом мистики. Сколько уже написано о том, сколь тонка грань между реальностью и вымыслом? Наши фантазии вызывают к жизни чудовищ, или реальная жизнь находит отражение в сознании тонко чувствующего наблюдателя?.. Ну, что же, приём известный, а исполнение интересное.

И тут повествование романа внезапно совершает кульбит, обрушивая сюжет в реалии мексиканского сериала и декорации передачи «Жди меня». Сколько говорено об играх, в которые играет с людьми старуха Судьба, об удивительных её фокусах, из-за которых людей то разбрасывает по белу свету, то связывает их судьбы в местах неожиданных и странных?.. У Галиной и в этой мыльной водице прекрасно получается рыбку ловить.

Забавно, что к финалу всякая попытка однозначной идентификации жанра «Медведок» неизбежно терпит крах. Доводы в пользу любого из возможных вариантов не исключают друг друга, а дополняют и вполне мирно уживаются в рамках предложенного сюжета, сохраняя необходимый потенциал для развития каждого.

Очень похоже, именно такого эффекта Мария Галина и добивалась.

Наверное, эту книгу сильно по-разному будут воспринимать люди разных поколений. Мне стукнуло сорок и интересно было сравнить своё отношение к жизни с оценками главного героя романа, моего ровесника. Кого-то развлекут забавные ситуации, в которые Тригорина заводят его фантазии, а кого-то увлекут хитросплетения сюжета, заинтересует мифологическая основа романа. Кто-то найдёт удовольствие в попытках идентификации приморского города – Азовское море или Чёрное, Россия или всё-таки Украина? Вариантов хватает. Вообще, бэкграунд у романа насыщенный, поэтому любителям поиска и раскрытия «пасхалок» работы достанет. Лично меня до сих пор мучает вопрос, намеренно ли рядом оказались фамилии Тригорина, Топорова и Зильберштейна, или это из разряда тех совпадений, которым посвящено немало страниц книги? Как уже говорилось, от Галиной можно всего ожидать, хотя с равным успехом силы будут потрачены на поиски чёрной кошки в тёмной комнате. Впрочем, при определённых условиях – довольно занятное времяпрепровождение.

Но если спросите, при чём тут медведки и наговоры, отвечу честно: понятия не имею. Как вариант, читателю намекают – не жди ничего хорошего, когда вызванные из небытия неосторожным гением, со всех щелей полезут толпы давно ушедших, глубоко и долго скрывавшихся. Ибо все они, мягко говоря, в основном вредители. Если копнуть глубже – не будет радости герою за рамками открытого финала. «С тех пор все тянутся передо мною кривые глухие окольные тропы»

А что? Вполне себе трактовочка, не хуже иных многих. Заумно и философично. Сойдёт за мировоззрение.

Не заморачивайтесь, просто почитайте. Может быть кому-то больше повезёт в расшифровке смыслов сокрытых в измышлённых автором названиях и выбранных им эпиграфах. Потом сравним впечатления. Но прочесть «Медведок» стоит хотя бы и ради одной только приятности самого процесса чтения.





330
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 12:46

цитата Крафт

Только терзали меня сомнения – не тот автор Мария Семёновна.

Эм... Я что-то не понял?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 12:57
Вам буква «Ё» не по душе?
 


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 13:00
Нет. Извините, проглючило. Последнюю Н не разглядел :-D Читаю и думаю, при чем здесь автор Волкодава?..
 


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 13:03
Бывает. У самого ещё и не такое было.
 


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 13:12
За текст спасибо, но читать вряд ли буду, по крайней мере пока. Изначально чую, что мне она сейчас в настроение не впишется.
 


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 13:15
А чего душа требует? ;)
 


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 13:18
Душа серьезно требует чего попроще, повеселее и по оптимистичнее. Но сейчас у нее нет права голоса и ей приходится просто упорно трудиться :-)))
P.S. Я так понял чем-то Эндрю автору насолил? :-D
 


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 14:42
Да нет, вроде бы. Просто ни с того ни с сего в тексте появляются такие предложения:

цитата

Раз пошла такая пьянка, я пролистал работы Хоммеля и Захаровой. А еще Топорова и Зильберштейна.

Вроде бы оба автора — вполне реальные персонажи с опубликованными работами по теме.
И кто его знает, как оно там на самом деле, но «этот» Топоров над «Медведками» поиздевался всласть.
 


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 15:11

цитата Крафт

И кто его знает, как оно там на самом деле, но «этот» Топоров над «Медведками» поиздевался всласть.

Я слушал уже.
Вообщем все подробности история умалчивает :-D


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 12:59
Спасибо за статью, передвину «Медведок» поближе в очереди на прочтение.
Пока читал у Галиной только «Малую Глушу» — очень сильные впечатления.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 13:02
А я теперь сам с вожделением на «Глушу» смотрю — все говорят, намного сильнее роман.
 


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 13:07
На мой взгляд, главное — на первую часть большого внимания не обращать. Вторая — гораздо гораздЕе. ИМХО, конечно.
 


Ссылка на сообщение19 января 2012 г. 13:11
Спасибо, учту.
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 01:37
Вот, как странно. А мне именно первая часть гораздо гораздЕе пришлась. Хотя в целом — отличная вещь.
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 09:48
Ничего себе скорость чтения! :-)
Первая мне тоже понравилась, но «проняло» именно во второй.
Можно ли ждать соответствующей статьи в колонке?
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 16:17

цитата evgeniy_n

Можно ли ждать соответствующей статьи в колонке?

То, что мне навеяло «СЭС-2», максимально, просто неприлично далеко от традиционной формы рецензии. В двух словах: « Мы с Галиной в альтернативно-советском пространстве». Пересечений там больше, чем несколько. Но кому это интересно?

Хотя у меня весьма благосклонные подписчики.

Буду думать.
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 16:19
Интрига уже есть! :-)))
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 16:38

цитата Крафт

Хотя у меня весьма благосклонные подписчики.


Это если пан колумнист пишет. А если не пишет -- ой не благосклонные!
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 16:50
Эй, кто бы говорил?!! Человек, у которого в последнее время по три слова и четыре ссылки в каждой статье АК?

И пусть пан не смотрит, что его выбрали лучшим автором АК — это называется «головокружение от успехов«! :-[

*в сторону* Как выбрали, так и уберем... У нас руки длинные!!! (с) >:-|
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 16:51
Будет вам, злыдни, сегодня статья с картинками, ужо! С картинками и цитатами, я бы даже сказал. Да-с.
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 16:52

цитата Крафт

лучшим автором АК


Кстати, вроде ж не выбирали? А, впрочем...
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 16:59
На мой вкус, и номинация тут — повод для гордости.

Чорд! Так и до самоуспокоения недалеко...
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 19:41

цитата Крафт

Чорд! Так и до самоуспокоения недалеко...


Ну да, ну да -- лишь бы в колонку не писать. С пониманием!
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 20:14
8:-0 Блин! Из вредности сейчас пойду сравнивать количество знаков (с пробелами) у одного и у другого колумниста. За период с НГ:-)))
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 20:16
Не спеши, я как раз сейчас ваяю балшой статья. И кстати, не могу ж смолчать: размер -- не главное.
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 20:19

цитата Vladimir Puziy

размер -- не главное.

Уел :-D
 


Ссылка на сообщение29 апреля 2012 г. 12:31

цитата Крафт

Хотя у меня весьма благосклонные подписчики.

Вот именно...


⇑ Наверх