место печи изменить


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» > место печи изменить нельзя
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

место печи изменить нельзя

Статья написана 20 февраля 2012 г. 15:25

Братья Вайнеры

Эра милосердия

Full disclaimer: Я не смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя».

1945-й год. Война только что закончилась. Молодой офицер Владимир Шарапов возвращается с фронта и устраивается в МУР ловить воров и убийц. Бывалый сыщик Глеб Жеглов в первый же день начинает учить новичка основам уголовного розыска: «сиди, слушай, набирайся опыта!» А опыт набирать есть где. В Москве действует банда «Черная кошка», которая оставляет на местах ограблений свою метку: рисует углем кошку или подкидывает черного котенка. Первая же попытка заслать в банду своего сотрудника под прикрытием оборачивается трупом. Смерть товарища и коллеги открывает Шарапову глаза: убивают на гражданке не хуже, чем на фронте, где хотя бы знаешь своего врага. Отправить «Черную кошку» за решетку становится делом принципа всего отдела по борьбе с бандитизмом. Позже Жеглов и Шарапов берутся за расследование убийства молодой женщины, в котором подозревается ее муж Груздев, ждавший развода с женой. Это убийство неожиданно оказывается связанным с цепью бандитских ограблений. Шарапову предстоит еще много чему научиться и решить не одну моральную дилемму.

Роман написан в 1975-м году, и ожидаешь взвешенного взгляда на послевоенные события. Взгляд получился чересчур взвешенным: Сталин не упоминается ни разу, об итогах войны герои тоже не говорят, «лекции по коммунизму» Жеглов Шарапову читает, но совсем мало, зато пытается учить бывшего фронтовика азам уголовного розыска. Здесь-то Вайнеры и сели в лужу. Жеглов всю книгу разговаривает таким тоном, что сложно поверить, что он бывалый сыщик. Скорее все его уроки напоминают, как один мальчишка уичт другого стрелять из рогатки. Назидательность вперемежку с глупостью, попытки пошутить с попытками показаться крутым. Жеглов не ас УР, а нелепый гибрид маразматичного старика и шестилетнего ребенка. Тем более сложно поверить в него как звезду МУРа, когда за всю книгу он толком не показвает никаких умений в милицейской работе. На словах Жеглов прожженный сыщик, упрятавший сотни преступников за решетку, на деле же он вряд ли способен изловить хоть одного карманника.

Вайнеры провалились и на уровне сюжета. Если ежедневная работа МУРа показана с высокой долей реализма (сотрудники не расследуют неделями одно дело, как это часто бывает в современных говенных детективах), когда отдел занимается то одной кражей, то другой, то убийством, то назвать основной сюжет банальным и перекошенным, значит сделать комплимент авторам. Линия с Груздевым и убийством его жены оказывается обманкой, за что Вайнерам должно быть стыдно. «Черную кошку» тоже ловят чередой совпадений, берут на понт жулье, так что кажется, что среди воров в Москве живут одни только стукачи. Мотивы бандитов слабо поддаются каким-то объяснениям, и это, видимо, можно списать на то, что авторы не смогли влезть в шкуру преступников.

«Эра милосердия» могла стать сильным высказыванием о борьбе новой и старой морали, о честности и предательстве, благо есть здесь и предатель-гнида среди ментов, и столкновение характеров Жеглова и Шарапова, и встреча фронтовиков по разные стороны закона, но слабый сюжет и неуклюжий стиль делают эту книгу всего-навсего тухлым детективом.

Финал несколько искупает авторские промахи, но финал это всего 30 страниц из 330, что делать с остальными 300? Совсем я не милосерден к «Эре милосердия».





57
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх