Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ray Garraty» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 февраля 2012 г. 14:58

Борис Руденко

Беглец

Очень кратко: бывший инженер, умеющий читать мысли, сбегает от коварного эсбэшника, задумавшего навести порядок на родине и заодно обогатиться, чтобы хватило до конца жизни, не зря же столько лет пахал. Пустившись в бега, инженер оказывается у старого приятеля на Украине, где устраивается официантом, пережидая возможный его розыск. Герой вскоре оказывается втянут в разборку двух криминальных боссов, нечистых на руку чекистов, умного опера, продажных депутатов и банкиров.

Руденко пишет крепкую прозу, хотя по части диалогов он не Элмор Леонард. Запустив честного инженера в мясорубку сюжета, к финалу писатель, кажется, сам позабыл, что герой вообще умеет читать мысли, и обрубил весь фантастический элемент совсем.

Все бы ничего, но на 290-й странице уже начинаешь мечтать, чтобы книга закончилась. Не знает Руденко, когда нужно остановится, перебарщивает. На каждого второстепенного героя он уделяет по несколько страниц биографии, отчего книга распухает до 420 страниц. Надо еще что-нибудь у Руденко почитать.


Статья написана 24 февраля 2012 г. 14:08

а вот такой вопрос: если вы прочитали говенную книгу, то есть совсем плохонькую, вы будете дальше читать другие книги этого автора? я сразу ставлю крест.


Статья написана 22 февраля 2012 г. 22:41

я не люблю трейлеры. я и смотрю трейлера два в год. в кинотеатры я не хожу, новинки проката почти не смотрю, так что попусту время на трейлеры не трачу.

тем более я не люблю буктрейлеры. они еще бесполезнее, чем кинотрейлеры. из-за бюджетности они не могут сравниться с кино-, а потому ожидать от них чего-то глупо. содержания из трейлера все равно не узнать. посмотреть трейлер это все равно что прочитать аннотацию к книге, изданной эксмо. один туман, и никаких признаков жизни. иногда в буктрейлерах можно увидеть ту же аннотацию, обложку и дату выхода. все это можно прочитать на страницы изд-ва или онлайн-магазина. ме.

более того, буктрейлеры это уже вчерашний день. эпоха буктрейлеров закончилась, еще не начавшись. что реально имеет воздействие на читателя и что действительно современно, так это автор-трейлеры. корявый термин, но другого нету. видеопрофайлы, так еще это можно назвать. не знаю, были ли в этом деле пионерами open road media или нет, но они поняли силу этих профайлов и с успехом поставили их на поток.

open road выпускает в электронном виде разные старые out-of-print книги. и для тех своих авторов, кто еще жив (а многих, как понимаете, с нами уже нет), они делают небольшой ролик-презентацию. за пять-десять минут мы видим место, где писатель живет и работает, видим, как он работает, плюс, конечно, сам автор рассказывает о себе и своих книгах. мы видим человека, мы слышим его голос — это как раз то, чего нет в бездушных буктрейлерах. услышав голос писателя, мы хотим читать его книги, чтобы услышать его голос через книгу. причем профайл продает не одну книгу, а сразу все книги писателя.

ролики эти, причем, даже сняты и смонтированы куда лучше 99% буктрейлеров.

мне кажется, за этими профайлами будущее. знакомство с реальным человеком в эпоху виртуальности.

примеры таких профайлов: томас кук, чарльз маккэри, эндрю клаван, джозеф уомбо, мартин уэйтс. ссылки в жж.


Статья написана 20 февраля 2012 г. 15:25

Братья Вайнеры

Эра милосердия

Full disclaimer: Я не смотрел фильм «Место встречи изменить нельзя».

1945-й год. Война только что закончилась. Молодой офицер Владимир Шарапов возвращается с фронта и устраивается в МУР ловить воров и убийц. Бывалый сыщик Глеб Жеглов в первый же день начинает учить новичка основам уголовного розыска: «сиди, слушай, набирайся опыта!» А опыт набирать есть где. В Москве действует банда «Черная кошка», которая оставляет на местах ограблений свою метку: рисует углем кошку или подкидывает черного котенка. Первая же попытка заслать в банду своего сотрудника под прикрытием оборачивается трупом. Смерть товарища и коллеги открывает Шарапову глаза: убивают на гражданке не хуже, чем на фронте, где хотя бы знаешь своего врага. Отправить «Черную кошку» за решетку становится делом принципа всего отдела по борьбе с бандитизмом. Позже Жеглов и Шарапов берутся за расследование убийства молодой женщины, в котором подозревается ее муж Груздев, ждавший развода с женой. Это убийство неожиданно оказывается связанным с цепью бандитских ограблений. Шарапову предстоит еще много чему научиться и решить не одну моральную дилемму.

Роман написан в 1975-м году, и ожидаешь взвешенного взгляда на послевоенные события. Взгляд получился чересчур взвешенным: Сталин не упоминается ни разу, об итогах войны герои тоже не говорят, «лекции по коммунизму» Жеглов Шарапову читает, но совсем мало, зато пытается учить бывшего фронтовика азам уголовного розыска. Здесь-то Вайнеры и сели в лужу. Жеглов всю книгу разговаривает таким тоном, что сложно поверить, что он бывалый сыщик. Скорее все его уроки напоминают, как один мальчишка уичт другого стрелять из рогатки. Назидательность вперемежку с глупостью, попытки пошутить с попытками показаться крутым. Жеглов не ас УР, а нелепый гибрид маразматичного старика и шестилетнего ребенка. Тем более сложно поверить в него как звезду МУРа, когда за всю книгу он толком не показвает никаких умений в милицейской работе. На словах Жеглов прожженный сыщик, упрятавший сотни преступников за решетку, на деле же он вряд ли способен изловить хоть одного карманника.

Вайнеры провалились и на уровне сюжета. Если ежедневная работа МУРа показана с высокой долей реализма (сотрудники не расследуют неделями одно дело, как это часто бывает в современных говенных детективах), когда отдел занимается то одной кражей, то другой, то убийством, то назвать основной сюжет банальным и перекошенным, значит сделать комплимент авторам. Линия с Груздевым и убийством его жены оказывается обманкой, за что Вайнерам должно быть стыдно. «Черную кошку» тоже ловят чередой совпадений, берут на понт жулье, так что кажется, что среди воров в Москве живут одни только стукачи. Мотивы бандитов слабо поддаются каким-то объяснениям, и это, видимо, можно списать на то, что авторы не смогли влезть в шкуру преступников.

«Эра милосердия» могла стать сильным высказыванием о борьбе новой и старой морали, о честности и предательстве, благо есть здесь и предатель-гнида среди ментов, и столкновение характеров Жеглова и Шарапова, и встреча фронтовиков по разные стороны закона, но слабый сюжет и неуклюжий стиль делают эту книгу всего-навсего тухлым детективом.

Финал несколько искупает авторские промахи, но финал это всего 30 страниц из 330, что делать с остальными 300? Совсем я не милосерден к «Эре милосердия».


Статья написана 25 января 2012 г. 23:25

Duane Swierczynski

Hell & Gone

Mulholland Books UK, 2011

Писать про вторую часть трилогии о Чарли Харди «Hell & Gone» довольно тяжело. Те, кто читал первую часть, «Fun & Games» (а что, есть такие, кто не читал? Тогда вам должно быть стыдно: это один из лучших романов, изданных в прошлом году. Ошибки нужно исправлять: срочно покупайте эту книга Дуэйна Сверзински!), получили тонну удовольствия и им не нужны никакие рекомендации, они и так купят «Hell & Gone». Потому что прочитав первую книгу, нельзя не прочитать вторую. Кто же по доброй воле откажет себе в продолжении немыслимого удовольствия?

Если все-таки допустить, что те, кто не читал первую часть, все-таки существуют в природе, то им тоже вряд ли нужна рецензия на вторую часть: страх спойлеров не позволяет им читать даже рецензии на первую часть. Соответственно, остаются те, кто уже прочитал эту книгу. Для них, пожалуй, и написано все нижеследующее.

Чарли Харди, главный герой трилогии, «had been nearly drowned, shot in his left arm, shot in the side of his head, and almost shot in the face at point-blank range», но все же остался жив. Теперь он попадает в руки Людей катастроф – тех мерзавцев, которые безуспешно пытались его убить всю предыдущую книгу. Люди катастроф, секретная организация с необъятными возможностями, решают сохранить Чарли жизнь. Современная медицина способна на все (особенно в руках подонков), и вот уже Чарли заштопан, зашит и приведен в сознание. Наш герой уже ожидает жестокой над ним расправы, но Люди катастроф его удивляют. Чарли оставляют в живых, помещая его в секретную подземную тюрьму. Более того – Чарли делают начальником этой тюрьмы, где помимо него содержат еще несколько опасных преступников. Выбраться из тюрьмы невозможно: если кто-то один попытается сбежать, умрут все. Тем временем Дик Кларк, агент ФБР и единственный человек, которому Харди доверяет, в конце первой книги получивший от Харди сообщение о помощи, пытается разобраться, куда пропал его друг и кто стоит за его похищением.

С грустью приходится признать, но эта книга совсем не так хороша, как первая часть. После первой книги, которая была одним сплошным экшеном, совсем не ожидаешь, что действие резко прекратится, а наоборот – превратится в анти-действие, ведь что такое тюрьма как не ограничение передвижения? Я был бы обеими руками за, окажись «Hell & Gone» тюремным романом. Но «Hell & Gone» с тюремным романом объединяет только то, что здесь тоже есть тюрьма. Почему опаснейшие преступники мира (карикатурные на самом деле персонажи) не были сразу убиты, а заключены в эту тюрьму, из которой все равно нет выхода? Мотивировки, приведенные автором, я нахожу не убедительными. Если бы Люди катастроф хотели использовать этих людей, они бы их использовали, а не держали несколько лет за решеткой. К тому же персонажи в секретной тюрьме собрались придурковатые. От таких пользы все равно не будет.

Сверзински чересчур переборщил в книге с совпадениями и мелодраматизмом. А ведь первая книга оттого и была такой сильной: сюжет был такой, что о совпадениях не было и речи, а мелодраматикой и не пахло.

Написана книга в той же стилистике, что и «Fun & Games». Вот только в первой части стиль сочетался с сюжетом: рубленые фразы и безостановочное действие, — а во второй тюремная замкнутость и темнота требовали длинной фразы, замедления языка, но Сверзински оставил скороговорку первой части, нарушив соответствие стиля и сюжета.

Несмотря на все недостатки, в книге определенно есть чем насладиться. В романе отличное начало и неожиданная концовка. Мы больше узнаем о прежней жизни Чарли. Фрагменты книги о взаимоотношениях Харди и его покойного напарника – одни из самых пронзительных здесь. Да и сюжетная линия с Диком Кларком, что называется, доставляет.

«Hell & Gone», если рассматривать его как мостик к третьей части, получился неплохим, но если рассматривать роман как самостоятельное произведение – это близко к провалу.

Как бы то ни было, с нетерпением ждем третью часть.





  Подписка

Количество подписчиков: 74

⇑ Наверх