Два детектива


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Petro Gulak» > Два детектива
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Два детектива

Статья написана 11 апреля 2012 г. 00:54

Переношу из ЖЖ:

Когда говорят, что автор не понимает собственную книгу, это, как правило, звучит глупо. Но если и был на Земле писатель, который отказывался понимать собственные книги, то, конечно, Лем. Что касается «Соляриса», он это, по крайней мере, признавал. Но вот другой пример (из книги интервью «Так говорит... Лем»):

— Очень интересным в жанровом отношении было «Расследование», использующее жанровые рамки криминального романа и ломающее их в финале. То, что через много лет вы вернулись к этой проблеме в «Насморке», означает, что первое решение вы признали неудачным, но идея была столь интересной, что ее стоило литературно проиграть еще раз.

— Первая версия меня не удовлетворяет, хотя она вполне пристойно написана и держит читателя в напряжении. Окончание же — это просто нарушение жанрового образца и попытка взобраться на высокого коня, так как там вставлена релятивистская философийка, показывающая, что могло быть так, а могло быть совсем иначе. «Насморк» лучше, потому что достовернее. Я сам готов ему поверить.

Странно, что Лем, мастер сложных метафор, не узнавал таковые даже в собственных текстах (что уж говорить о чужих: см. «Фантастику и футурологию»). Разумеется, «Расследование» намного лучше «Насморка» — хотя бы потому, что лучше написано, — а вот финал... Стругацким в «Отеле...» не удалось создать «еще одну отходную детективному жанру», как они намеревались: вышел переход в иной жанр и в иную проблематику, а сам по себе детектив остался невредимым. «Насморк» стройнее: предположение «убийца — дворецкий» подменяется (заменяется) ответом «убийца — стечение обстоятельств». Ну и что? — скажу я. Главное, что убийца все-таки есть. «Расследование» куда радикальнее (радикальнее даже, чем даже «Имя розы», написанное через двадцать лет): убийцы нет вообще, потому что наш мир — не космос, а хаос. «Философийка» к тому же не вводится на последних страницах, а пронизает весь роман на всех уровнях: всё, что окружает героя, так и остается необъясненным. Виртуозная работа: Лем (как и Борхес) умел вызывать чувство глубокого беспокойства вполне «умственными», «головными», «теоретическими» текстами. Когда нас пугают ползущим хаосом Ньярлатотепом — это не страшно. Страшно — это когда «хаос шевелится» под вполне рационалистичного вида, гм, дискурсом. Оборачиваешься — и видишь, что мир стал Тлёном уже много страниц назад.

(Для сравнения: дочитываю «Покой» Джина Вулфа — и вот это, кажется, пример того, как не надо такие вещи делать. Но — в другой раз.)



Тэги: Лем


238
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 апреля 2012 г. 04:58

цитата Petro Gulak

Странно, что Лем, мастер сложных метафор, не узнавал таковые даже в собственных текстах

Ниоткуда не следует, что не узнавал. Но ему не нравились «просто метафоры», они должны быть связаны с реальной жизнью, вырастать из неё, как раковая опухоль из организма. Напридумывать метафор можно сколько угодно, а вот увидеть их и сложнее, и (для Лема) интересней. Можно сколько угодно с ним не соглашаться, но пренебрегать его позицией вовсе, по-моему, немудро.

цитата Petro Gulak

Разумеется, «Расследование» намного лучше «Насморка»

Разумеется, ничего подобного... :-) Может, даже и получше, но уж точно ненамного. И они прекрасно дополняют друг друга. Каждый роман говорит что-то такое, чего нет в другом, но что другой делает понятней и чётче.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2012 г. 23:02

цитата zarya

Ниоткуда не следует, что не узнавал. Но ему не нравились «просто метафоры»

Соглашусь, но уточню: «просто метафоры» для Лема возможны в текстах, скажем, кафкианского типа, но уже Борхес подозрителен, не говоря о всяких там Саймаках.
Ну, и подозрительность Лема по отношению к «антинаучной» «Маске» хорошо известна.

цитата zarya

И они прекрасно дополняют друг друга.

Дополняют, да. Но без финала «Насморк» остался бы средней руки детективом о близком будущем — если говорить о художественной стороне как таковой.
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 04:19

цитата Petro Gulak

подозрительность Лема по отношению к «антинаучной» «Маске» хорошо известна

Я бы не назвал это отношение подозрительностью. Иррациональное раздражало Лема с его гипертрофированным интеллектом, но того же интеллекта было вполне достаточно, чтобы хорошо понимать ценность иррационального, в том числе и особенно в творчестве. «Маску» он любил и ценил.

цитата Petro Gulak

без финала «Насморк» остался бы средней руки детективом о близком будущем

Без финала, во-первых, его бы не было. А во-вторых, осталась бы как минимум замечательная сцена в аэропорту — квинтэссенция злоключений человека в техногенной среде, которую он уже не в состоянии до конца понять, несмотря на то, что этим технологиям ещё очень и очень далеко до того уровня, когда они будут «равнозначны чуду». Действенная именно на символическом уровне, при абсолютной конкретности.
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2012 г. 12:21
В общем, чувствую, что нужно перечитывать.


Ссылка на сообщение11 апреля 2012 г. 09:37
Спасибо за точку зрения. К стыду своему не читал ни «Расследования», ни «Отеля», ни «Насморка», но вот и дополнительный стимул отложить остальное и прочесть.

цитата Petro Gulak

(Для сравнения: дочитываю «Покой» Джина Вулфа — и вот это, кажется, пример того, как не надо такие вещи делать. Но — в другой раз.)


Только не запамятуйте
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2012 г. 23:03

цитата Borogove

К стыду своему не читал ни «Расследования», ни «Отеля», ни «Насморка», но вот и дополнительный стимул отложить остальное и прочесть.

Эх, а я проспойлерил!

цитата Borogove

Только не запамятуйте

Обязательно-обязательно (благо уже дочитал). Но уже после того, как закончу срочные работы.


⇑ Наверх