Сало или 120 дней


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «armitura» > Сало, или 120 дней Содома
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сало, или 120 дней Содома

Статья написана 12 июня 2012 г. 15:06


Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. В смысле, если кинохудожник уровня Пазолини решает снять наполненную пытками, унижением и извращениями экранизацию романа Де Сада, значит, зачем-то ему это понадобилось. Никогда, конечно, не стоит сбрасывать со счетов вариант священного авторского безумия, под воздействием которого великий режиссер решил снял фильм, в котором весь сюжет можно уместить в одном предложении, сполна характеризующем происходящее на экране. Однако дело, наверное, не только в том, что Пазолини отключил тормоза и выплеснул на экран то, от чего пришел бы в ужас его психоаналитик. Безусловно, есть в «Сало» ощутимый элемент черной сатиры, сквозь которую скромное обаяние буржуазии смотрится отнюдь не скромно и не обаятельно. Есть здесь также аллюзии на упадок цивилизации, пир во время чумы, и многое другое, что значительно лучше и тоньше смог перенести на экран за два года до Пазолини другой итальянский режиссер Марко Феррери в своем фильме «Большая жратва». При общей схожести сюжетных линий (разве что Пазолини сменил безудержное обжорство на похотливую и извращенную оргию плоти) и отталкивающем натурализме обеих картин Марко Феррери точнее передал свою мысль, в то время как в «Сало» нарочитая эпатажность иногда все же заслоняет авторский посыл.


Удивительно, что, экранизируя Де Сада, Пазолини практически не живописует пытки и физическое насилие, найдя ему место лишь в последней десятиминутке. Зато моральное унижение практически бесконечно, и выражено во всех мыслимых формах. Ханжам здесь делать нечего, не для них снималось. Количество голых тел на минуту времени с легкостью убирает любой фильм Тинто Брасса, однако никакого эротизма здесь нет, за наготу героев стыдно, равно как стыдно и за то, что продолжаешь смотреть, не выключая, и тем самым отчасти уподобляясь безымянному Герцогу или Президенту.


При этом поставлен фильм со всем присущим Пазолини профессионализмом, работа любимого оператора Серджио Леоне Тонини Дели Колли великолепна, за музыку отвечал Эннио Морриконе, и вместе они со всем возможным мастерством возвели памятник порокам человека. Получилось ожидаемо отвратительно, но в этой отвратительности и смысл, и цель, и задача. Кто-то примет, кто-то сплюнет, а понять можно как первых, так и вторых…


6 ИЗ 10




162
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 июня 2012 г. 08:41

цитата armitura

Удивительно, что, экранизируя Де Сада, Пазолини практически не живописует пытки и физическое насилие, найдя ему место лишь в последней десятиминутке

Это, возможно, потому, что и в книге так же, там этого почти нет. Де Сад писал эту книгу сидя в тюрьме, и планировал описать самый сенокос в конце, но у него кончилась бумага :-). Поэтому роман фактически не закончен, в конце там идет тезисно, чем все должно было завершиться.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение13 июня 2012 г. 10:53
Забавно, не знал))
Ну Пазолини то в конце всетаки умучил тьму народу. Хотя и тоже тезисно)


Ссылка на сообщение13 июня 2012 г. 19:47

цитата armitura

олучилось ожидаемо отвратительно, но в этой отвратительности и смысл, и цель, и задача.


Тогда возникает вопрос — чем это отличается от обычного итальянского «сексплойтешн» и пр.?
Только именем Пазолини?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 июня 2012 г. 18:23
Если отойти от того, что фильм Пазолини качественно на ином уровне, то сексплотейшн все-таки призван играть на низменном, возбуждать, а Пазолини это самое низменное раздавливает в клочья, удовольствия от просмотра в целом ноль, зато отвращения сколько угодно.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2012 г. 18:29

цитата armitura

Если отойти от того, что фильм Пазолини качественно на ином уровне


Да разумеется, забыл упомянуть

цитата armitura

то сексплотейшн все-таки призван играть на низменном, возбуждать, а Пазолини это самое низменное раздавливает в клочья, удовольствия от просмотра в целом ноль, зато отвращения сколько угодно.


Очень субъективно, до предела. «Целеполагание» искусства вообще не очень тема. Но Сало есть в списках сексполойтешн (и других -тейшн) и на соответсвующих ресурсах и весьма высока по уровню просмотров — получают удовольствие.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2012 г. 18:31

цитата Kniga

Но Сало есть в списках сексполойтешн (и других -тейшн) и на соответсвующих ресурсах и весьма высока по уровню просмотров — получают удовольствие.

На любой продукт есть свой любитель, но все же хочется верить, что Пазолини снимал не для них)
 


Ссылка на сообщение15 июня 2012 г. 18:34

цитата armitura

На любой продукт есть свой любитель, но все же хочется верить, что Пазолини снимал не для них)


Ну нет, я читал Пазолини, он приличный человек, художник — он ни для кого не снимал, он просто снимал.
Да и бог с ними с желаниями и целями авторов. У нас есть факт — само произведение.
 


Ссылка на сообщение15 июня 2012 г. 18:41
Скажем так, на любую, даже самую извращенную фантазию найдутся свои любители.
Пазолини доводит извращенность многих из них практически до предела, но находятся охочие и это переварить.
А с сексплотейшном тут дело такое, я не думаю, что режиссер ориентировался на это, но я понимаю, отчего фанаты захотели перетащить произведение к себе. Потому что среди их малобюджетных дурносклееных постановок работа Пазолини смотрится тяжеловесом.


⇑ Наверх