Шум за сценой или Театр по


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Alisanna» > "Шум за сценой" или "Театр по правилам и без"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Шум за сценой» или «Театр по правилам и без»

Статья написана 6 сентября 2012 г. 23:04

Где

    Сегодня расскажу о двух постановках одной пьесы, которые можно будет увидеть на московской сцене в этом сезоне. Первая, «Шум за сценой», идет в театре имени Моссовета. Вторая, «Театр по правилам и без» от Независимого Театрального Проекта – в Театриуме на Серпуховке.

Что

    Комедия Майкла Фрейна «Noises off» впервые была поставлена в Лондоне в 1982 году. Пьеса имела грандиозный успех и с тех пор не сходит с театральной сцены. В Москве очень удачная постановка под названием «Шум за сценой» была осуществлена в 1987 году режиссёром Инной Данкман в театре имени Моссовета. Спектакль с участием А.Ильина, А.Голобородько, А.Ленькова, Т.Бестаевой, Я.Арлазорова продержался в репертуаре около десяти сезонов.

    В пьесе использован открытый еще в шекспировские времена прием «театра в театре», когда актеры играют актеров, играющих что-то еще.

Итак, поговорим о сюжете. Классическая английская домоуправительница, весьма эксцентричная дама, решает воспользоваться хозяйским отъездом и провести свой законный выходной в их особняке. Но ее уединение нарушает толпа народу. В доме появляется пара любовников, выдающих себя за возможных арендаторов. Затем внезапно возвращаются хозяева, которые для всех отдыхают на курорте, а на самом деле скрываются от налогов. А чуть позже в окно влезает почтенного возраста домушник. И каждый из персонажей рассчитывает на то, что дом пуст… Вот такую незамысловатую комедию положений под названием «Любовь и сардины» должна в рекордные сроки отрепетировать сборная труппа актеров. Потому что уже завтра – премьера, а потом – длительный гастрольный тур по провинциальным городкам.

    Пьесу про сардины «прогонят» перед Вами трижды, темп и количество забавнейших неувязок постоянно нарастают. Первый показ: ночная репетиция перед премьерой. Режиссер весь на нервах, артисты путаются в тексте и мизансценах, декорации не готовы. Но выхода нет – зритель ждет. Второй показ: дневной спектакль в маленьком провинциальном городке месяц спустя. Вид «сзади» — нам покажут, что происходит за кулисами во время действия. Актерские мелкие пакости, интриги и интрижки, ссоры и «дружба» одних против других.Третий показ: три месяца спустя. Актеры смертельно устали от жесткого гастрольного графика и ненавидят друг друга и свою работу. Но они выходят на сцену и играют. От пьесы и замысла режиссера мало что осталось, все одержимы мыслью хоть как-нибудь дотянуть до финала. И финал получается поистине феерический.

    В последнее время навязчивый продакт-плейсмент, да и антрепризная халтура, стали для нас привычны. В пьесе блистательно и по-настоящему смешно показана изнанка этого театрального бизнеса. Возможно, кому-то из зрителей не хватит глубины сюжета, кому-то — тонкости и психологии в характерах героев. Но в целом, если Вы хотите комедию ради комедии, но без вульгарности – это то, что надо.

Кто

    Несколько слов об актерах. В постановке театра имени Моссовета хочу отметить Елену Валюшкину в роли Дотти/экономки. Широкая публика помнит Валюшкину как нежную и романтичную любовь графа Калиостро из фильма «Формула любви». То, что сегодня она – замечательная театральная актриса, знают далеко не все. Из известных артистов назову также Валерия Сторожика (роль режиссера Ллойда) и Александра Сергеевича Ленькова (он не только сыграл пьющего актера /домушника Сэлздона, но и был режиссером нынешнего моссоветовского спектакля). Валюшкина и Леньков работали в тандеме в постановке И.Данкман, теперь перешли на более возрастные роли, но по-прежнему хороши. Что касается Сторожика – в его коллекции немало ролей в театре и кино, но по-настоящему огромен список кино-персонажей, которым он подарил свой голос. Это и герой Рэймонд Бэббит в «Человеке дождя, и Харви Дент в «Темном рыцаре», и Люциус Малфой в «Гарри Поттере» и т.д. Также Сторожик озвучивает компьютерные игры.

    Независимый Театральный Проект, по всем правилам антрепризы, рекрутировал популярных актеров театра и кино. Почти все лица знакомы зрительской аудитории по фильмам и телесериалам. Скажу о тех, кто на меня действительно произвел впечатление. Агриппина Стеклова (роль Белинды/Флавии) – прима райкинского «Сатирикона», яркая, с роскошной огненной шевелюрой. Это дочка актера Владимира Стеклова, опровергающая народную мудрость «на детях великих природа отдыхает» — Агриппина просто великолепна. В комедии «Любовь и сардины» пару А.Стекловой составляет Валерий Яременко, актер театра имени Моссовета, известный москвичам по роли Иуды в ставшей классикой постановке рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» и еще нескольким музыкальным проектам. Вячеслав Разбегаев (роль Ллойда) и Петр Красилов (роль Гарри/Роджера) – коллеги Яременко по популярнейшей московской антрепризе «Ladies’ Night. Только для женщин» — кстати, это тоже постановка НТП. В кино и телефильмах Разбегаев – либо боевик (Метис в «Антикиллере», крысолов в «Обитаемом острове»), либо герой-любовник, но в любом случае – настоящий мужик. Петр Красилов сыграл несколько больших ролей в театре Российской Армии, Ленкоме, РАМТе, театре имени Станиславского, в том числе Мэшема в «Стакане воды» и Жюльена Сореля в «Красном и черном». В самом начале карьеры, в 2002 году, за исполнение роли молодого Фандорина в «Азазеле» (РАМТ) П.Красилов был удостоен театральной премии «Чайка». Если даже Вы никогда раньше не слышал о Красилове, можете примерно представить, чего ожидать. Аудитория поклонников Петра обширна, и она еще увеличилась после его участия в телепроектах «Форт Баярд», «Танцы на льду, «Ледниковый период».

Что выбрать

    За счет режиссуры персоналий актеров при одинаковом тексте пьесы получилось два разных спектакля. Различие постановок хорошо иллюстрирует выбор исполнителей одной из центральных ролей – режиссера Ллойда. В «Театре по правилам и без» это брутальный мачо (В.Разбегаев), в «Шуме за сценой» — ловелас-интеллигент (В.Сторожик). НТП сделал более смешную версию, настоящий фейерверк заразительного веселья, но будьте готовы к тому, что в некоторых эпизодах преувеличена мимика и жестикуляция, и есть шутки ниже пояса. Спектакль в театре имени Моссовета – более классический, игра актеров не такая бесшабашная и раскрепощенная, зал не накрывает волной хохота, как это происходит в Театриуме на Серпуховке. Комедия остается комедией, но здесь более уместны сдержанные улыбки и негромкий смех. При всей моей нежной любви к моссоветовцам, скажу, что римейк того, прошлого «Шума за сценой», оказался бледнее оригинала.

    Если хотите хорошо провести вечер в театре, непременно сходите на этот спектакль, на ту версию, которая больше соответствует Вашим личным предпочтениям.

P.S.Совет по дислокации. Чтобы в полной мере оценить декорацию и передвижения актеров, нужно смотреть из середины зала. В Театре имени Моссовета лучше разместиться поближе – с 6 по 10 ряд партера, либо в середине 1 ряда бельэтажа. В Театриуме на Серпуховке стратегически правильно взять билеты в 13 ряд, перед ним – широкий проход, что обеспечивает хороший обзор и более спокойный вход-выход.

P.S.S. О В.Яременко, рок-опере и других спектаклях Театра имени Моссовета и НТП буду писать специально, позже в этом сезоне.



Тэги: театр


468
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх