Заканчивающийся год я могу смело назвать годом Черепахи. И даже не одной, а сразу четырёх! Поскольку именно в этом году я заново открыл для себя эту великолепную ниндзя-команду.
Черепах люблю с детства. К сожалению, в том возрасте, когда я был бы в диком восторге от первого мультсериала, посмотреть его толком мне не удалось. В связи с этим я жадно читал комиксы, которые издавались в 1990-х годах издательством «Махаон». Ну, а как известно, комиксы о Черепахах (любые) вообще имеют с мультсериалом 1987 года довольно мало общего.
Потом уже было знакомство с легендарным мультиком. И он меня несколько разочаровал. Не такими я представлял себе эту зелёную четвёрку. Но опыт был интересный — всё ж таки, как я считал, это было начало начал, первооснова Черепах! Как выяснилось потом, я ошибался... И рад этому.
Спустя несколько лет я увидел новый мультсериал, тот, что стартовал в 2003 году и в наших палестинах известен как «Новые приключения». Вот тут-то мне и открылась истина. И герои в панцирях выглядели совсем иначе, и приключения их были совершенно иного толка, чем в мультсериале 1987 года, — более серьёзные, драматичные, для более взрослой аудитории.
Собственно, оставался всего один шаг до оригинальных комиксов Истмена и Лэрда, но сделал я его ещё позже, уже после просмотра полнометражного мультфильма «Черепахи навсегда», где чёрно-белая инкарнация этих героев показала себя весьма суровой, немногословной и поистине крутой. Именно такой, какой мне всегда подспудно хотелось видеть Черепах.
Впрочем, о комиксах говорить ещё рано. Начну с художественных фильмов и сериала.
Черепашки-ниндзя (1990) |
Среди фанатов Черепах (да и не только среди них) лучшим фильмом считается именно первый. Во-первых, он достаточно серьёзен (по сравнению с двумя другими — вообще запредельно), во-вторых, имеет вполне нормальный, связный сюжет, в-третьих (а для истинных ценителей оригинальных Черепах, пожалуй, во-первых), почти всецело основывается на комиксах Истмена и Лэрда.
В Нью-Йорке разгул преступности, жертвой грабителей едва не становится репортёр Эйприл О'Нил, но её, конечно же, спасают Черепахи. Знакомство с ними происходит почти так же, как в мультсериале 1987 года. Поначалу она не может поверить, что перед ней действительно говорящие черепахи и крыса. Скоро происходит знакомство и со вторым другом-человеком: Рафаэль сталкивается на улице с Кейси Джонсом — причём почти так же, как это было в комиксе от Кевина Истмена и Питера Лэрда.
Между тем Шреддер, он же Ороку Саки, где-то в городских трущобах готовит из малолетних преступников банду ниндзя. Черепахам придётся сразиться с ними и бежать, потерпев поражение. К тому же потеряв учителя Сплинтера — он попадает в руки Шреддера. Черепахи, Эйприл и Кейси размещаются на старой ферме, зелёная команда копит силы для решающего сражения... Конечно же, наступает момент, когда они возвращаются в Нью-Йорк, чтобы дать бой своему врагу и его воинству.
Фильм получился в меру серьёзным, в меру весёлым, увлекательным, динамичным и атмосферным. И совершенно верно его называют лучшим, потому что всего этого уже не скажешь о двух следующих картинах.
Черепашки-ниндзя II: Секрет канистры (1991) |
Нельзя сказать, что вторая часть не удалась, но первой она, несомненно, уступает. И по многим позициям.
Черепахи и их учитель живут дома у Эйприл, так как их подземное логово было уничтожено людьми Шреддера ещё в первом фильме. Они ищут новый дом (и в конце концов находят), попутно пытаясь разгадать тайну своего происхождения, которой с некоторых пор озаботился Сплинтер. Черепахи выходят на компанию «TGRI» (отсылка к оригинальной истории), где, как они выясняют, и производилась та жидкость, искупавшись в которой, обычные черепахи и крыса стали мутантами. Доктор, занимавшийся этой разработкой, уничтожил все запасы вещества... Почти все...
Последняя канистра с зеленоватой жидкостью становится объектом охоты. Её ищут не только Черепахи, но и — кто бы мог подумать? — Шреддер, так и не умерший в конце первого фильма! Уж он-то очень хорошо знает, как поступить с канистрой, когда она попадает ему в руки — и нашу отважную четвёрку ждут новые испытания...
Такой вроде бы захватывающий сюжет воплощён на экране, увы, весьма посредственно. Вместо атмосферности и напряжённого действия — клоунада и шутки-прибаутки. Черепахи сражаются, не переставая выдавать остроумные сентенции; они веселятся, танцуют и безо всякого стеснения пользуются помощью «deus ex machina» в финале. Новые мутанты, появляющиеся в картине, смехотворны и даже ещё более нелепы, чем незабвенные Бибоп и Рокстеди из мультсериала. Шреддер, такой, казалось бы, могучий и могущественный, уже совсем не тот, что был в первой части, и конец его не вызывает ничего, кроме уныния и разочарования. (Кейси Джонса здесь нет вообще.) Увы, создатели кино многое потеряли, сделав упор на юмор. Такой сюжет, по-моему, вполне можно было бы воплотить так, чтобы получилось по крайней мере не хуже первого фильма.
Черепашки-ниндзя III (1993) |
Ну, и замыкает тройку японское приключение Черепах. Начинается оно вполне обыденно: Эйприл приносит своим друзьям подарки, среди прочих — странный скипетр для Сплинтера. Решив осмотреть его лично, она случайно обнаруживает, что тот обладает какой-то мистической силой. Эйприл переносится в феодальную Японию, а на её место — человек из того времени. Ну, как тут быть? Конечно, девушку надо спасать, и Черепахи отправляются вслед за ней посредством того же скипетра времени. На их место переносятся самураи, с которыми теперь предстоит нянчиться Кейси Джонсу...
А в Японии весёлые времена: зреет крестьянское восстание, европеец Уолкер ведёт переговоры с местным господином о продаже пушек... И среди всего этого — Эйприл и демоны-Черепахи, по поводу которых у японцев даже существует пророчество. Конечно, бравые зелёные герои разруливают ситуацию, примиряя крестьян с самураями, а Уолкеру не препятствуя лететь с огромной высоты в море. Микеланджело даже не хочет обратно в родной Нью-Йорк двадцатого века, но, конечно же, в итоге возвращается...
В картине царит всё та же клоунада, что и во второй части, только уже не имеющая каких-либо пространственно-временных ограничений. Практически никакого «черепашьего духа» здесь вовсе не ощущается, как, впрочем, и «буквы» (разве что скипетр времени напоминает о Ренет, но её имя в фильме не упоминается). На месте Черепах могли оказаться совсем другие персонажи — и ничего бы ровным счётом не изменилось. Коротко говоря, худший фильм серии, напрочь оторванный от вселенной ЧН.
Как бы ни любил я Черепах, но этот сериал посмотреть не смог. Хватило одной серии, чтобы понять, что дальше знакомиться с этим второсортным продуктом смысла не имеет. Следить за развитием сюжета этого произведения, да ещё и в течение двадцати шести серий, очень не хочется. Может быть, когда-нибудь я всё-таки осилю сериал, но, видимо, не в ближайшее время...
См. также: