Сборник Воины


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > Сборник «Воины»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сборник «Воины»

Статья написана 21 декабря 2012 г. 11:59

Эпиграф должен произноситься голосом Охлобыстина из фильма «Соловей-разбойник»

— Я, конечно, от армии человек бесконе-ечно далекий… Но!

Что интересного может быть в войне? Если убрать как юношескую наивность, так и старческий пессимизм, то получаем три составляющих:

— зрелище. Схватка вообще довольно занятная штука. Военные действия – тоже. А если их описанием занимаются фантасты? Драконы и звездолеты, охотники на мамонтов и боевые треножники;

— трагедия. Очень широкий спектр – от слезодавилки до эпоса. Враги сожгли родную хату, а через тридцать лет в сражении пал лучший войн их империи.

— смысл. Ради чего ведется война. Это может быть и самым скучным, и самым интересным вопросом. Причем месть врагам и красота схватки тут лишь первые этапы понимания проблемы.

Как? С кем? За что? – вот, имхо, три вопроса.

И вот сборник отвечает на них очень неравномерно.

Зрелищность имеет место быть в превосходной степени. Даже если герои не сражаются, а молча умирают на кресте, или перегоняют самолеты от одного тылового аэродрома к другому – авторы заботятся о «фоне». А уж когда в ход идет описание битв – любо-дорого почитать.

С трагедией – во многих текстах решительный успех. Есть умирающие войны, есть скучающие войны, сомневающиеся, отчаявшиеся, полные надежды – любые. И коллизии для них. Самые головоломные.

А вот со смыслом – несколько хуже. Для чего это все? Тут слишком многие авторы либо играют в молчанку, либо дают такие объяснения, что лучше бы уж молчали. Соответственно финалы у многих текстов как бы обрублены. В придачу к батальной развязке не желает наступать мировоззренческая.

Разумеются, скажут многие, перед нами сборник про воинов как людей, а не про войну, как историческое явление. Потому нужно искать личные мотивы, а общественные – подождут. Да, с личными мотивами почти во всех текстах – полный порядок. Но сколько-нибудь сложная война, показанная глазами рядового  — это чистый хаос. Это загадка. Это тайна. Кто куда бежит, отчего стреляют и как быть дальше – ничего не ясно.

И вот этого странного метельшения в текстах – с перебором. «Туман войны» слишком густой.

Теперь по текстам (жаргонизмы употребляются для колорита, а спойлеры встречаются неожиданно).

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

1. «Короли Норвегии». Викинги бухали. Утром корабли вышли из пункта А в пункт Б с целью начистить рожу негодяю С. Феодальная разборка. Личный состав большей частью полег в финальной битве, но главный герой, уже пленный, в процессе казни, выполнил задумку. Дальше главному герою и его корешу надо становиться королями. Обет дан. Если вам нравится про  викингов – строго для вас.

2. «Вечные узы». В ближайшем будущем нейрохирургия позволяет объединять человека с машиной. Солдаты-роботы (большие), управляемые людьми. Но люди нужны особенные и еще связанные между собой. Потому есть группы, в группах романы – романы невиданной интенсивности и эротических переживаний. Немного напоминает «9 жизней» Ле Гуин, только тут утрачена будет лишь одна жизнь. Герой в итоге женится на посторонней женщине.

3. «Триумф». Два дружбана-римлянина попали в Карфаген. Как пленные. Одного подвергли мучительной казни и он медленно умирает, второй просто раб. Второй нашел способ убить первого, облегчить уход.

4. «Чистый лист». Некая гражданка для устранения детской психотравмы (педофилия) начинает методично истреблять своих половых партнеров. Психологизм есть, интрига выдержана.

5. «Вестники Господни». Из планетной системы А (фундаменталисты) в планетную систему Б (либералы) подослали генетически доработанного фанатика со специальным голосами бесов в голове. Голоса – чтобы фанатичнее был, чтобы боролся с ними. В процессе покушения фанатика поймали, но он сбежал. Бесы выпали. Думает, как жить дальше. Вполне себе боевичок, без лишней рефлексии, хоть автор и пытается её изобразить. Аналогии с современностью – слишком прозрачны.

6. «Солдатское житье» — дикий запад. Двое цветных записались в армию, и была у них стычка с индейцами. Фантастики не очень. Колорит – вестерн он и есть вестерн.

7. «Dirae» — некая женщина, которая подверглась нападению и сейчас в коме. Она создает призрака-супергероиню. Этот призрак, в стиле Бэтмена – перемещается по мегаполису и предотвращает убийства, ограбления, изнасилования. Сам текст – это один прыжок за другим. Один эпизод за другим. В максимальном темпе. Но вот приходит время – женщине-создательнице пора. Просто пора. И призрак-супергероиня душит её.

8. «Армейские традиции» — осада Квебека в Семилетнюю войну. Военные действия описаны вполне реалистично – главный герой смотрит на все с английской стороны. Плюс описание салонных развлечений, любовных интрижек, пристроенных бастардов. Вещь скорее историческая, чем фантастическая. Приятный неторопливый стиль.

9. «В семи годах от дома» — помесь «биологических» вещей Ле Гуин и «Аватара». Планета, два континента, на одном техническая цивилизация, на другом биологическая. Понятное дело, технической нужные месторождения. Начинает колонизацию второго континента. «Апокалипсис сегодня». Но вторая сторона начинает выводить всяческих тварюшек, которые жрут металл. И микробов начинает выводить. И животных модифицировать. (все – без средств контроля за генетическим кодом, ну чисто эльфы) Сюжет показан глазами женщины-посла, с Земли. Она вроде бы человек гуманный, но и «эльфо-индейцев» жалко, и сама она – дипломат. В итоге эльфо-индейцы вывели вирусы, которые пожрали всю технику, истребили девять десятых населения той стороны. Героиня обиделась, покаялась, отправилась на Землю, в тюрьму.

10. «Орел и кролик» — Рим и Карфаген, только обратный случай. Последние беглецы из Карфагена укрываются в пустыне. Их находят римляне. В пути к морю через пустыню осуществляется поговорка «разделяй и властвуй» — римляне хотят получить одного надсмотрщика из массы рабов. Но карфагеняне не желают делиться на враждующие атомы… Есть добротный психологизм, хотя ближе к финалу он сбивается в достоевщину.

11. «Яма» — история о собачьих боях и собаке, которую забирают после таких боев в дом. Самая мелодраматическая история во всем сборнике. Слезодавилка, если на то пошло. Общий фон – современность, городские «низы».

12. «Из тьмы». На примере таких текстов понимаешь, что бред в стиле «Битвы за Лос-Анжелес» или «Дня независимости» — это не чисто киношные флюктуации, тут была литературная основа. Итак, есть некие агрессивные инопланетяне из галактического содружества рас. Припёрлись на Землю с целью колонизировать. Прошлая экспедиция — разведовательная — была 500 лет назад, но за это время земляне нехило продвинулись. Главарь захватчиков в сомнениях. Но решает, что планета хороша, надо брать, а такие вот хорошие трудолюбивые аборигены – на рабов пойдут.  Как результат первого удара – уничтожены все высокотехнологические точки сопротивления. Инопланетяне спускаются – и начинается партизанская война. У инопланетян нет постоянной поддержки с воздуха (?), у них шумные беспилотники (?), у них танки, которые пробиваются из гранатометов (?). Наконец, психологический портрет землянина они составляют уже через пару недель после начала вторжения. Выясняется, что землянин предан не своему виду или расе, а ближайшему окружению (семье). Потому оставшиеся будут драться до упора. Главный герой от землян – американский военный, которого вторжение застало над Румынией (летел из Афганистана). Партизанит с командой таких же как он американских военных. (тут не хватает голосом Задорнова «а пришельцы тупы-ы-е») Потом встречает (вы не удивитесь, совершенно не удивитесь) графа Дракулу с отрядом румын. Они объединяются. И вот когда инопланетяне, потеряв половину десанта, решают что свалят с планеты, и все перед этим сожгут – Дракула и американский военный прорываются на главный корабль пришельцев и душат ихнего командира. Остальная эскадра так же идет лесом.

13. «Девушки из Эвенджера». Женщины-пилоты, 1943-й, тыловые перегоны самолетов. Две приятельницы. Одна из них вдруг пропадает, отчет о крушении засекречен. Вторая, преодолевая мужской шовинизм, раскапывает, что ухажер первой во время тренировочного полета задел крыло её самолета – крылом своего. Получился таран. Мстить нельзя — каждый пилот слишком ценен для Америки. В результате – вторая приятельница идет на фронт пилотом. Если вам нравится читать про эмансипацию – ваш профиль.

14. «Древние пути». Среднее Поволжье, 2055-й, техники больше нет. Молодой казак в стычке с татарами + на стороне казака некий неизвестный воин. Они объединяются и прутся в Астрахань, освобождать принцессу. На этом приключение не заканчивается – молодой воин оказывается девушкой, принцесса – её сестрой, а казак все не может выбрать, с которой из них переспать. Из этого легко можно сделать цикл романов конанизма средней интенсивности.

15. «Ninienslando». Первая мировая, западный фронт. Нейтральная полоса. В её глубинах окопались уцелевшие солдаты. Дезертиры с обоих сторон, которые решают переделать мир. Говорят на эсперанто. Продовольствие и амуницию воруют у обеих сторон. В сумме их десятки тысяч. Перемирие – и они расползаются, уничтожая следы своего пребывания.

16. «Рецидивист» — Земля после становления ИИ, а потом и их ухода (?). Европа сталкивается с Америкой. У человека может возникнуть собачья голова. Пустеют целые мегаполисы. Время ужасных чудес (как постапокалиптика неплохо, как киберпанк — умеренно). И вот некий человек пытается провести некую, совершенно непонятную комбинацию. Чтобы воздействовать на ИИ. Ничего не выходит.

17. «Имя мне легион» — драка за Сирию (Дамаск) летом 1941-го. Драка между французами. Очень много исторических отсылок, колорита, экзистенциализма, рассуждений о чести.

18. «Защитники фронтира». Посреди пустыни – относительно пригодные места для жизни. Есть форт в котором не наберется и двух десятков человек. Есть противник – почти исчезнувший. А когда-то людей в форте было около десяти тысяч. Дозор, охота на бегемота, снова дозор. И вот убит последний солдат противника. Надо идти домой. Но куда – уже мало кто помнит. То есть не помнит вообще. И хоть от женщин в местной деревеньку у солдат не рождаются дети – женщин решено взять с собой. Начинается возвращение, но ясно, что через пустыню они не дойдут. И что случилось с империей, которая их послала тоже непонятно. Главный герой убивает капитана. Форт – все что остается этим солдатам.

19. «Свиток» — впечатляющее подражание Борхесу. Французский инженер, подчиненный Вобана, попадает в плен к некоему африканскому (Алжир, Марокко, Тунис) правителю-деспоту. Тот, потомок Мухаммеда, предсказывает судьбу пленного, пишет несколько строчек в свитке, а потом требует от пленного убить человека. Пленный – не желает убивать. И вот деспот развлекается, убивая на глазах пленного то одного, то другого товарища по несчастию. То француза, то англичанина, то мальчишку-посыльного. И со временем пленный начинает мучиться не столько смертями вокруг (хотя от этого страдает), сколько предначертанностью своей судьбы в свитке. В итоге, когда в свитке остается лишь одна надпись он освобождается путем самоубийства, но его сын попадет в те же жернова.

20. «Таинственный рыцарь». Ну, Мартин. Ну, одна из историй за «много-много лет» до основного цикла событий «Песней…». Ну, есть странствующий рыцарь и мальчишка, который – косвенный наследник престола (что санкционировано нынешним правителем). Есть заговор и его разоблачение. Интересно читать, живые образы, вменяемое фэнтези, но уровень интриги чуть пониже, чем в «Песнях».

Итого: яркая, но неровная подборка. Если вы милитари-фанат — приобретайте смело. Если вы просто увлекаетесь фантастикой — имеет смысл подумать.





299
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 декабря 2012 г. 12:22
Резюме, общая оценка сборнику какая? И с Вашей точки зрения. Достоин или нет для многоразового прочтения
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2012 г. 17:25
Исправил: Итого: яркая, но неровная подборка. Если вы милитари-фанат — приобретайте смело. Если вы увлекаетесь фантастикой — имеет смысл подумать.


Ссылка на сообщение21 декабря 2012 г. 12:41
:-D особо посмеял пункт 12.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2012 г. 13:03
По-моему, худший текст в сборнике: просто за гранью профессионализма.
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2012 г. 13:30
Сверхпрофессионал, АРХИ, МЕГА и тд.
Единственно появляется вопрос — как и зачем такой рассказ включили в антологию. Чтобы оттенял другие рассказы? Все познается в сравнении )))).
А может по знакомству )))
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2012 г. 13:40
Из-за имени?

Он потом эту повесть на роман раскатал, кстати.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 01:27

цитата Vladimir Puziy

Из-за имени?

Я был лучшего мнения о Мартине

цитата Vladimir Puziy

Он потом эту повесть на роман раскатал, кстати.

никто не мешает из бочки добра сотворить цистерну оного
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 01:40
Мартин все же составлял в компании с Дозуа. Мало ли, может, взаимозачеты какие (берем твоего, но тогда и моего :) ).

А скорее всего заключили контракт, он потом написал и принес -- и что уже было делать?..
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 01:53

цитата Vladimir Puziy

А скорее всего заключили контракт, он потом написал и принес -- и что уже было делать?..

Уж принёс, так принёс )))))) Курочка ряба, ничуть не меньше
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 01:56
:-)))
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 02:02

цитата Vladimir Puziy

А скорее всего заключили контракт, он потом написал и принес -- и что уже было делать?..

Ну можно было отказать, наверное, разорвать тот контракт, даже может без неустойки можно было.
Но кому оно надо портить отношения?
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 02:06
Та отож. Плюс -- действительно у Вебера есть свой круг читателей.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 02:11
Ну да.
Я вот уверен, что пригласили его не из-за имени. Но вот если бы Вася Пупкин написал такой рассказ — у него может и не взяли бы. А тут — все ж таки не сферический Пупкин, а цельный Дэвид Вебер. Не откажешь просто так, да и смысла отказывать нет — найдутся те, кому понравится.
Да и вообще, должны и такие тексты быть в антологиях. Именно для контрасту.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 02:01

цитата Буквоед

Я был лучшего мнения о Мартине

Имя дорогого стоит.
Вот, например, в той же Down These Strange Streets, зачем Мартин с Дозуа взяли рассказ Харрис? Исключительно ради имени, которое гарантированно продаст эту антологию определенной категории читателей. И благодаря этому имени, можно печатать в антологии не столь продаваемых авторов вроде Лэнсдэйла и Дэнтона. Всегда есть какой-то компромисс.
Хотя, с тем, что тут так уж нужно было имя Вебера — вряд ли соглашусь. Тут сам Мартин в числе контрибьюторов, а стало быть громкое имя — уже есть. Наверное, кому-то из составителей понравилось :-)))
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2012 г. 14:48
это Вебер со своей Гонореей — архи и мега?

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

а вообще, рассказ про то, как вампиры съели инопланетян, еще лет 50 назад был написан
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 01:23

цитата heleknar

а вообще, рассказ про то

Навострив свой страшный зуб
Трансильванский наш инкуб
В миг проник на звездолет
Пришлых всех пустив в расход
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 01:32
:-)))
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 01:46
Зер гут :-)))


Ссылка на сообщение21 декабря 2012 г. 14:14

цитата Kima Kataya

особо посмеял пункт 12.


аналогично :-D:-)))


Ссылка на сообщение21 декабря 2012 г. 14:46

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

13. «Девушки из Эвенджера». Женщины-пилоты, 1943-й, тыловые перегоны самолетов. Две приятельницы. Одна из них вдруг пропадает, отчет о крушении засекречен. Вторая, преодолевая мужской шовинизм, раскапывает, что ухажер первой во время тренировочного полета задел крыло её самолета – крылом своего. Получился таран. Мстить нельзя. В результате – вторая приятельница идет на фронт пилотом. Если вам нравится читать про эмансипацию – ваш профиль.
Посмотрел, кто автор. Женщина, как и предсказывал. Дамы, ну нельзя же быть настолько скучными и предсказуемыми...


Ссылка на сообщение21 декабря 2012 г. 17:16
Блин, а я еще сомневался, может таки взять спасибо за обзор и отдельно за номер 12:-)))

P.S. и какое отношение имеет данная антология к серии ЧФ???(тут то и фэнтези кот наплакал).....
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 декабря 2012 г. 17:28
Это знают составители антологии.

Хотя повесть Мартина — фэнтези. Не отнять :-D


Ссылка на сообщение29 декабря 2012 г. 16:45
Главное обложка соотвествует :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 декабря 2012 г. 19:08
Про обложку читывал, что тыреная она практически насквозь.

А что соответствует — ну так рассказы очень разные. Их все на одну обложку — ералаш получатеся или что-то в стиле постера к «Облачному атласу», а такой постер рисовать тщательно нужно. Сплагиатить оно проще.


⇑ Наверх