Досье Дрездена Рецензия на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Кечуа» > "Досье Дрездена". Рецензия на "Лики смерти" - лучшую книгу эпопеи.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Досье Дрездена». Рецензия на «Лики смерти» — лучшую книгу эпопеи.

Статья написана 22 декабря 2012 г. 14:47

      

        Джим Батчер. «Лики смерти».

Сериал «Архивы Дрездена» на протяжении прочитанных пяти томов вызывал у меня самые противоречивые эмоции — от искреннего восхищения до неприятия. Батчер искал себя, пробовал менять стиль, играл с языком, тасовал во многом непохожие друг на друга сюжеты, выбирая, какой положить в основу очередной книги. Часто эксперементы удавались, иногда нет. Поэтому-то сериал и был столь неоднозначно мною принят. Но, однако, при всей непохожести следующей истории о Дрездене на предыдущую, каждая из них являлась определённой вехой в развитие эпопеи, рубежом, завоёванным или же, наоборот, покинутым писателем. «Лики смерти» — очень важный, ключевой, если хотите рубеж. К пятой части чего-либо автор обязан доказать читателю, что тот не зря потратил время на чтение и цикл не стоит бросать на полпути. Батчер доказал, ибо «Лики смерти» — лучшая из первых пяти книга сериала.

На этот раз Дрездену поручено не расследовать загадочное убийство, как это было во всех предыдущих томах кроме, разве что, «Могилы в подарок», а найти древний и могучий артефакт — Туринскую Плащаницу — кусок материи, в которую, по легенде был завёрнут Спаситель после снятия с распятия. Плащаницу украли, и теперь она находится в Чикаго — городе, где, как известно, и обитает великий и могучий Гарри Блэкстоун Копперфилд Дрезден. Как выяснится, за двухтысячелетней «тряпочкой» охотится не только Гарри. Некий могучий орден, чьи члены имеют отнюдь не земное происхождение, также стремится заполучить артефакт. Джентельмен Джонни Марконе — харизматичный гангстер, глава всей чикакгской мафии — также по неизвестным причинам входит в игру. Величину сделанной игроками ставки трудно недооценить, ведь дело потребовало вмешательства сразу трёх рыцарей креста — посланцев господа, призванных отстаивать благие цели. Похоже, Гарри сам не понимает, во что ввязался. К несчастью, его проблемы не ограничиваются Туринской Плащаницей. Ведь нобль красной коллегии вампиров вызывает Дрездена на дуэль. А полицией выписан ордер на его арест (Дрездена, не нобля). Впрочем, всё это — «третий пункт в списке сегодняшних проблем Гарри».

Пятый роман эпопеи сделан по другому рецепту, нежели предыдущая книга. «Летний рыцарь» был вершиной эпичности цикла, и я ожидал, что в «Ликах смерти» Батчер продолжит увеличивать масштабы бедствия. Этого, однако, не произошло. Интрига с фэйри исчерпала себя в четвёртом томе, и Батчер резонно не стал её продолжать. Но, вопреки моим ожиданиям, начавшаяся в «Могиле в подарок» война вампиров и белого совета также не вышла на первый план, а так и осталась фоном. Конечно, линия с Ортегой занимает  в книге определённое место, но она не является сюжетообразующей. Новую же интригу с динарианцами трудно назвать эпичной. Нет, конечно, в Ликах присутствуют и сверхмогучие силы, и страшная угроза миру, от которой Дрезден этот самый мир традиционно спасёт, и крутые драки с летающими файерболлами и горящими кварталами... Всё это, да и многое другое в романе есть. Но при всём этом книга ориентирована скорее на развитие героев, нежели на голливудскую эпичность.

Да, вы не ослышались, именно так. Это первая книга про Дрездена, в которой герои развиваются; они не статические. Мне впервые стало действительно жаль Сьюзен — её линия в кои-то веки не производит впечатления отрывка из мыльной оперы. Майкл наконец-то действительно стал тем, кем должен был бы быть по замыслу Батчера с самого начала. Обычным смертным человеком, боящимся за свою семью, но искренне верящим в чудо, не сдающимся, первым идущим в бой. Вообще, вся команда Рыцарей Креста вышла у Батчера отменной. Широ очень понравился. Какой образ?! Бесподобно. Восхищаюсь умением автора рисовать целиком и полностью положительных героев так, что в них веришь. Запала в душу фраза: «Мы живём в мире белого и чёрного. Ты, Дрезден, — в мире серого. Тебе это делать сложнее, но всё равно верь». Как-то так это звучало. Мощно. Вообще, только с появлением японца я смог действительно поверить в Рыцарей Креста. Не только поверить, понять их. Третий рыцарь — Саня — вышел чуть похуже. Если говорить на чистоту, то Батчер просто пожалел для него места в книге. Думаю, иначе образ раскрылся бы лучше. Но всё равно получилось неплохо. Этакий здоровенный детина-русский, верящий в свою правду, делающий что-либо, руководствуясь только своими убеждениями. Линия с Мёрфи тоже вышла ничего. Без надоевших не к месту разбрызганных слёз и так же не к месту разбросанного пафоса. Со злодеями, надо признать, ситуация обстоит похуже. Все кроме Никодимуса сливаются в одно неудобоваримое месиво из щупалец, многочисленных глаз и волос-ножей. Но зато Никодимус получился на славу. Он — воплощение зла. Зла ради зла, если точнее. От него через книжные страницы веет тьмой. ИМХО, этого не хватило образу Ортеги.

Сам Гарри тоже изменился. Как мне и предсказывали, он стал более жёстким, пробивным, где-то даже жестоким. И мыслить стал чуть-чуть иначе. Радует, что Бачтер не спешит сразу и кардинально менять главного героя. Он делает это постепенно, не торопясь, так что метаморфозы выглядят вполне естественно. А ведь менять Гарри, пусть даже и самую малость, всё ж таки надо.  Его враги всё сильнее. И всё больше роялей надо будет впоследствии расставлять, чтобы этот денди времён девятнадцатого века раз за разом побеждал плохих парней. Он их, кстати, в этой книги не побеждает, скорее ухитряется ослабить, а затем унести ноги. Такой поворот сюжета не может не радовать, ведь маг тоже не может быть непобедимым.

Что огорчает, нам в этой книге так ничего и не рассказали о том волшебном мире, в котором обитает Дрезден. Очень интересно было бы вместе с Гарри ещё раз побывать в небывальщине. Это «четвёртое измерение», так отличающиеся от реальности  манит, притягивает читателя своими тайнами и загадками. Кстати, странно, что Дрезден даже в самый критический момент не воспользовался своими «связями» в небывальщине. Что-то мне подсказывает, там у него нашлось бы немало друзей.

Отдельно следует сказать про язык романа. В рецензии на Рыцаря я писал о том, что язык сериала всё усложняется, но я затрудняюсь объективно ответить на вопрос хорошо ли это. Думаю, теперь я вправе высказать свою точку зрения. Итак, усложнение языка — это плохо. Не впринципе, конечно, но конкретно в данном случае. Потому как начала появляться вода. Пока что это не очень заметно, но если Батчер будет продолжать действовать в таком же духе… В общем, я опасаюсь.

Следует отметить, что «Лики смерти» неожиданно похожи на «Грозу из преисподней». Казалось бы, серия всё дальше уходила от камерности первого романа, разрастаясь, включая в интригу всё более могущественные силы. А тут — такой сюрприз. Порадовало меня такое закольцовывание. Ведь теперь книга приобрела ту душевность, которая была в Грозе, самую малость — в Луне, но напрочь отсутствовала в третьей и четвёртой книгах.

Одним словом, впечатлил меня роман. Зацепил. Своими героям, сюжетом, атмосферой. Захотелось читать дальше. Очень захотелось! Очень, очень!! Это если кратко.

А если ещё короче, то AVE, БАТЧЕР!

Оценка — 8,5





368
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 15:00

цитата Кечуа

Как мне и предсказывали, он стал более жёстким, пробивным, где-то даже жестоким.
Угу, он примерно с этой книги становится более жёстким.

цитата Кечуа

Батчер будет продолжать действовать в таком же духе… В общем, я опасаюсь.
Следующая книга для меня лучшая и я считаю, что это вершина первой половины цикла. Очень важная и очень сбалансированная книга.

цитата Кечуа

. Интрига с фэйри исчерпала себя в четвёртом томе, и Батчер резонно не стал её продолжать. Но, вопреки моим ожиданиям, начавшаяся в «Могиле в подарок» война вампиров и белого совета также не вышла на первый план, а так и осталась фоном. Конечно, линия с Ортегой занимает в книге определённое место, но она не является сюжетообразующей.
Я тоже удивлялся помню.

цитата Кечуа

ИМХО, этого не хватило образу Ортеги.
А для меня наоборот более ярким Ортега вышел. Вообще тот ещё типаж.
Касаемо персонажей они так постпепенно и меняются. Да сначала это не чувствуется, но стоит взглянуть на Дрездена из первой книги и Дрездена из пятой... Разные люди. Не абсолютно, но разные.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 15:32

цитата Мэлькор

Разные люди. Не абсолютно, но разные.

Один и тот же человек, не надо.
Вот только изменившийся, изменивший свои методы например. Но не изменивший своим принципам, не изменивший своей сути, своему ядру. Это главное.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:07
Легалас и Гендальф — один человек. С одним ядром. Но в деталях они немного отличаются. Напрмер, Легалас — эльф, а Гендальф — маг. Но это несущественно. Ядро-то ведь одинаково. Что вы все на меня так уставились? Я абсолютно серьёзно.:-)))
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:11
Ну-ну.
Шутки шутками, но эти разговоры о развитии персонажей цикла уже до абсурда доходят. Понятно, что все меняются. Сравни буквально любого человека в 20 лет и в 40. Но очень немногие меняются настолько, что становятся радикально иными.
Гарри настолько не меняется.
All i wanted to say on this subject.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:14

цитата geralt9999

Ну-ну.

Не стоит обижаться. Цель нашей беседы — не громко хлопнуть дверью, но дойти до истины.:-[:beer::-)))

цитата geralt9999

но эти разговоры о развитии персонажей цикла уже до абсурда доходят.

Вот именно. На твоём месте я бы не стал отрицать очевидного. Дрезден стал совершенно иным.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:19

цитата Кечуа

Не стоит обижаться. Цель нашей беседы — не громко хлопнуть дверью, но дойти до истины.

Да я не обижаюсь. Может так показалось, я тут вполне всем доволен.

цитата Кечуа

На твоём месте я бы не стал отрицать очевидного. Дрезден стал совершенно иным.

Нет. У Дрездена вылезла наружу темная сторона. Она его не заслоняет, но есть. Но она всегда в нем была. Кардинального изменения, другого человека — я там совсем не вижу. Это тот же Гарри, готовый на все ради друзей, например. Да, он стал жестче. Да, он станет еще жестче и решительнее. Но мотивация его не поменяется.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:24

цитата geralt9999

У Дрездена вылезла наружу темная сторона.

Фишка в том, что это скорее всего не является временным явлением. Дрезден изменился навсегда. Он теперь не станет таким, как прежде. Думаю, немногие люди, да и, что мелочиться, немногие маги так меняются в течение жизни.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:28

цитата Кечуа

Фишка в том, что это скорее всего не является временным явлением.

Нет. Но я искренне не пойму, что в этом изменении кардинального?
Он же не вышел на улицу и не начал убивать людей, не?
Он же не предал своих друзей, не?
Он же все так же готов жизнь положить, чтобы спасти невиновных, не?
Это все тот же человек, просто человек осознавший ставки.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 00:07

цитата geralt9999

Это все тот же человек, просто человек осознавший ставки.

Судя по пятой книге я бы не сказал.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 00:09
Ну и что тебя заставляет так думать?
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 00:13
Хотя бы то, что Дрезден всё-таки оказался в пройгрыше. А почему? Из-за слабостей. Из-за решений, принятых под влиянием сердца. Так что в этом плане он как раз всё тот же. Чего нельзя сказть о Гарри-человеке, о его душе.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 00:17

цитата Кечуа

Хотя бы то, что Дрезден всё-таки оказался в пройгрыше.

Иначе никак.
Но он понял, что некоторых врагов нельзя щадить.

цитата Кечуа

Чего нельзя сказть о Гарри-человеке, о его душе.

C ним все нормально. Ну серьезно, что с ним не так?
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 10:23

цитата geralt9999

Ну серьезно, что с ним не так?

Я серьёзно не знаю, как тебе объяснить. Появилось ощущение будто бы действительно про другого человека читаю. С другим характером. Хотя, может я и ошибаюсь. По крайней мере мне показалось именно так.

цитата geralt9999

Но он понял, что некоторых врагов нельзя щадить.

А кого он щадил? Ну кроме, разве что, той бандитки, которая ему всущности ничего и не сделала в конечном итоге?
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 22:08

цитата Кечуа

По крайней мере мне показалось именно так.

Ну, тогда тут больше не имеет смысла спорить.
Согласимся, все-таки, не соглашаться. По этому поводу.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:29
То есть по сути, все изменения, которые с Дрезденом произошли можно двумя словами назвать — потеря наивности.
Это не делает его другим человеком.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 00:08

цитата geralt9999

То есть по сути, все изменения, которые с Дрезденом произошли можно двумя словами назвать — потеря наивности.

Я бы не сказал, что в Грозе он был таким уж наивным.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:11

цитата Мэлькор

Разные люди.

Абсолютно согласен.

цитата Мэлькор

А для меня наоборот более ярким Ортега вышел.

На мой взгляд, Батчеру не удалось показать Ортегу таким, каким он задумывался — коварным, злым и безжалостным мудрецом со стажем в пятьсот лет.

цитата Мэлькор

первой половины цикла.

А что, существует некое условное деление цикла ещё на две части? Просто интересно.

цитата Мэлькор

они так постпепенно и меняются.

Они начали меняться. С пятой книги.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:13

цитата Кечуа

Они начали меняться. С пятой книги.

Вот, кстати, да.
C пятой не с пятой, как по мне с третьей-четвертой, но второстепенные персонажи... ну не меняются, а развиваются. Батчер им глубины придает. В первой паре книг — просто ходячие штампы.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:18

цитата geralt9999

В первой паре книг — просто ходячие штампы.

Не надо на первую книгу наезжать. После Ликов она — лучшая в серие (из тех, которые я прочёл).

цитата geralt9999

Батчер им глубины придает.

А вот с эти спорить не буду. Персонажи действительно стали лучше. Но в первом томе многие из них также были хороши!
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:20

цитата Кечуа

Не надо на первую книгу наезжать.

Ну что ж я могу поделать, если она самая слабая в серии
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 00:17

цитата geralt9999

Ну что ж я могу поделать, если она самая слабая в серии

Мало того, что мне врёшь и не краснеешь, так ещё и население дезинформируешь, неокрепшие умы заведомо ложной информацией пичкаешь.:-)))
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 00:19

цитата Кечуа

так ещё и население дезинформируешь, неокрепшие умы заведомо ложной информацией пичкаешь.

Я населению помогаю.
Ибо многие бы забросили серию, если бы не были предупреждены, что первая книга — самая слабая и не показательная.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 08:38
Вы вдвоём уже флудите, как маленькая армия.:-)))

цитата Кечуа

А что, существует некое условное деление цикла ещё на две части? Просто интересно.
Просто я до десятой пока дошёл. Для удобства (для себя то есть) и делю. А так нет никакого деления.:-)

цитата Кечуа

Они начали меняться. С пятой книги.
Ну, Геральт ниже высказался, что изменения в характерах стали претерпевать уже с 3-4 части. Так что всё верно, постепенно и неторопясь герои меняются.


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 15:31
Ага. А рассказывал — не нраааавится ему. :-D

цитата Кечуа

Сам Гарри тоже изменился. Как мне и предсказывали, он стал более жёстким, пробивным, где-то даже жестоким.

И продолжит меняться. Очень важная концовка в романе, именно в этом плане.

цитата Кечуа

Потому как начала появляться вода.

%-\
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 15:56

цитата geralt9999

Очень важная концовка в романе, именно в этом плане.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Ласкиэль?

цитата geralt9999

%-\
Всё правильно говорит.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 16:34

цитата Мэлькор

скрытый текст

Да. Эта линия вообще показательна тем, что Гарри все равно не сломаешь. Он меняется, но не может измениться настолько.

цитата Мэлькор

Всё правильно говорит.

Да неужели.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 16:39

цитата geralt9999

Да неужели.
Хвалю, что понял.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 16:54
Я тебя никогда не понимаю.
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:20

цитата

%-\

А что? Разве я ошибусь, если скажу, что многие предложения без потери смысла можно было сокращать вдвое?
 


Ссылка на сообщение22 декабря 2012 г. 23:20
Не знаю, что там напереводили, но я как-то воды не заметил.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 00:09
Похоже, действительно напереводили. Но, с другой стороны, с чего бы? Предыдущие переводы были вполне ничего.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 00:10

цитата Кечуа

Предыдущие переводы были вполне ничего.

Ну не знаю, как-то не слышал, чтобы переводы Батчера хвалили.
Ругали — да, слышал.
 


Ссылка на сообщение23 декабря 2012 г. 00:14
Зря ругают. Вцелом переводы ничего.


⇑ Наверх