Филип Пулман Темные


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Календула» > Филип Пулман. Темные начала.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Филип Пулман. Темные начала.

Статья написана 15 февраля 2013 г. 21:04

Филип Пулман. Темные начала.

Трилогия «Темные начала»:

• «Северное сияние» (Northern Lights, 1995)

• «Чудесный нож» (The Subtle Knife, 1997)

• «Янтарный телескоп» (The Amber Spyglass, 2000)

• повесть-сиквел «Лирин Оксфорд» (Lyra's Oxford, 2003)

Вопреки многим я не стану вести речи о религиозном и антирелигиозном подтексте трилогии. Коснусь пары моментов. Скажу лишь, что он есть, но об этом и без меня написано немало. Меня интересуют главным образом персонажи, устройство и описание мира Лиры и связи между героями.

«В основе трилогии лежит миф о сотворении и восстании, развитии и сопротивлении. Я не писал об этом прямым текстом, но мне было важно раскрыть именно эту тему», — говорил сам Пулман. И эти постулаты в тексте раскрываются, местами весьма явно, а порой завуалировано.

И еще раз коснусь темы Бога. По моему скромному мнению,  Бога в трилогии  нет вообще  — его место занимает некая Пыль, которую автор описывает  как разумную неорганическую  субстанцию, некий эфир, основу мира. Нет здесь и церкви в классическом ее понимании. Есть некий  Магистериум, лидеры которого обличили себя властью  трактовать и изменять божественную волю, пытаясь уничтожить первородный грех и предотвратить новое грехопадение.

Касательно героев. Явных положительных персонажей вопреки канону здесь мы не увидим. В каждом из героев плюс и минус друг друга уравновешивают. Нет превалирующих черт, хотя Лира и Уилл и претендуют на роли положительных героев – спасителей мира и борцов за правду. Но Лира злая, мстительная и взбалмошная, она, по собственному признанию, умеет хорошо делать лишь две вещи — врать и пользоваться правдометром. Винить в становлении ее характера можно как обстоятельства – воспитание в колледже, непринятие сверстниками, внутреннее одиночество, — так и наследственность – отец – лорд Азриээль — погруженный в научные опыты и опусы, и мать – миссис Колтер — светская львица, беспринципная в своем стремлении ставить опыты над детьми по отделению от них деймонов. Вот идея с деймонами самобытна. Это некое вещественное воплощение души человека. И у каждого деймон имеет вид определенного животного, что выражает внутреннюю сущность человека.

Уилл – житель нашего мира, вынужденных опекать мать, не приспособленную к жизни, и убегать от органов опеки. Он изгой среди сверстников, вынужденный вечно оглядываться и бояться.

Автор показывает нам и существ, населяющих мир Лиры, не имеющих аналогов в литературной традиции, и вполне традиционные образы. Перед нами предстает цивилизация бронированных медведей, мулефа – колесных существ, способных видеть Пыль, галливспайнов, передвигающихся верхом на стрекозах, мы видим призраков, пожирающих деймонов, ведьм, бесплотных ангелов, мир мертвых.

Персонажей много, они пресловутым образом пересекаются, их жизни сплетаются, пути соединяются и расходятся, но большинство из них для сюжета и понимания сути книг не нужны, они вторичны, ими только перегружен сюжет.

Противостояние Лиры и ее друзей неизвестному, весьма расплывчатому, идейному, я бы сказала, врагу видится мне сродни борьбе с ветряными мельницами. И вывод этот я делаю на основании того, что трилогия заканчивается весьма невнятно. Уилл и Лира расстаются навсегда, в обоих мирах  все остается по-прежнему, а произошедшее «грехопадение» к рождению нового человечества не приводит.





256
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх