Обзоры фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Денис Чекалов» > Обзоры фантастики: Возвращение на Мост Теней
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Обзоры фантастики: Возвращение на Мост Теней

Статья написана 17 февраля 2009 г. 16:47

«Марс» Джо Холдемана — девочка-подросток встречает инопланетян на Марсе. «Маска теней» — супер-герои комиксов, вывернутые наизнанку. «Лорд Тофет» Грегори Фроста — продолжение романа «Мост теней», один из лучших фэнтези-романов за последние годы, по оценке Sci-FI.com.


Марс (Marsbound)

Джо Холдеман (Joe Haldeman)

издательство Ace Books

твердый переплет, август 2008

http://www.scifi.com/sfw/books/sfw19205.html

После того, как их семья получила шанс участвовать в Марсианском проекте, — Кармен Дьюла и ее младший брат Кард провели год за тренировками, готовясь к новой жизни на Красной Планете. Вскоре, вместе с другими поселенцами, Кармен отправляется на Марс, на космическом корабле «Джон Картер».

Почти сразу же у нее появляются сомнения. Марс — не самая дружелюбная планета в космосе. Его атмосфера способна сразу же убить человека. Поэтому жить поселенцам предстоит на подземной базе.

Да и Дарго Солинджен, главный администратор поселения, словно нарочно взялась портить жизнь Кармен. Может быть, дело в ревности? Ведь у девушки завязался роман с привлекательным пилотом Полом Коллинзом.

Вскоре Кармен узнает, что Дарго следит за всеми поселенцами, как «Большой Брат». Это открытие вывело девушку из себя. Она решает пройтись по поверхности планеты. Ее сопровождает механический пес, с радио и запасом кислорода.

Но Кармен не повезло. Она упала в разлом и сломала колено. Выбраться самой не удастся, на радио тоже надежды нет. Остается гадать, что случится раньше, — она замерзнет до смерти, или закончится кислород. И в это время появляется Оно, — странное существо с щупальцами. Выясняется, что пришельцы давным-давно построили базу на Марсе…

Название романа я перевожу как «Марс», хотя это не совсем точно. Окончательный вариант оставим за переводчиком. Своим мнением о романе делится Памела Сэржант, писательница-фантастка, редактор и известная на Западе феминистка.

В романе «Марс» Джо Холдеман вновь доказывает, что является непревзойденным мастером «чистой» научной фантастики. Он умеет вложить массу информации и деталей в простые, ясные предложения.

Кармен Дьюла, — идеальная рассказчица. Мы видим происходящее ее глазами. Это яркая, любопытная девушка, — хотя ее страсть к приключениям порой играет с ней злую шутку. И вновь героиней становится девушка в эпоху взросления, — мы уже видели, что эта тема стала чрезвычайно популярной в западной фантастике.

Холдеман ярко описывает различные технические диковины. И хотя многое мы уже встречали у других авторов, — в книге «Марс» все заиграло новыми красками. Прежде всего, это космический элеватор, — этакий современный вариант бобового стручка. Пионерами этой идеи были Пол Шеффилд («Сеть между мирами») и Артур Кларк («Фонтаны рая») — оба романа были опубликованы в 1979 году.

Кроме этого, нас ждут космические корабли (а как же без них?), фабрики по сбору воды и космическая станция, созданная для людей и пришельцев.

И, конечно, не стоит забывать о пришельцах. Они давно готовились к встрече с людьми. Но первый же контакт закончился плачевно. Пришельцы распространяют микробы, которые смертельны для людей.

Поэтому и была создана космическая станция «Маленький Марс», этакий «Вавилон 5» в миниатюре, — где люди смогут общаться с пришельцами, не боясь заразиться. И все идет к тому, что Кармен и Дарго предстоит работать там вместе…

В мире будущего, каким его описывает Джо Холдеман, тоже есть серьезные проблемы. К примеру, автор упоминает об атаке террористов, — когда с помощью нанотехнологий были убиты миллионы людей. Но люди продолжают жить и бороться, и это главное.

«Этот роман, полный надежды, наверняка понравится юным читателям, — полагает Памела Сэржант. — А для взрослых читателей книга сможет стать хорошим противоядием против цинизма».

Роман получает оценку «пять с минусом».


Темная маска: Герои теней
(The Darker Mask: Heroes from the Shadows)


составители Гэри Филлипс и Кристофер Чемберс
(Gary Phillips and Christopher Chambers)


издательство Tor Books

мягкая обложка, 2008 г.

http://www.scifi.com/sfw/books/sfw19618.html

В сборник «Темная маска» вошли рассказы, которые высмеивают, — или ставят с ног на голову, — навязшие в зубах штампы о супергероях, что носят трусы поверх брюк.

Маску супергероя вместе с нами примерит Адам-Трой Кастро, обозреватель Sci-Fi.com, писатель-фантаст, номинант таких престижных премий, как Хьюго, Небьюла и премия Брэма Стокера.

Рассказ «Посланник» Уэйна Л. Уилсона («The Messenger», Wayne L. Wilson) напомнит Вам «Рождественскую песнь» Чарльза Диккенса, и некоторые истории из «Сумеречной зоны». Главный герой — не самый приятный человек на свете; и встреча с миром неведомого дает ему шанс измениться.

Не все рассказы, вошедшие в сборник, рассказывают о супергероях. Возьмем «Последний танец Стреги» («The Strega’s Last Dance» Лоренцо Картакерра / Lorenzo Carcaterra). Это история о современной колдунье, к которой за помощью обращается гангстер. Темой рассказа становится победа справедливости, — но и он ближе по духу к «Сумеречной зоне», чем к комиксам.

«Семнадцать» Александры Соколофф («The Edge of Seventeen», Alexandra Sokoloff), — рассказ о девочке-подростке. Ее терзают видения о страшной трагедии, которая скоро произойдет в школе. Адам-Трой Кастро полагает, что рассказ написан хорошо, — но не отвечает тематике сборника.

Не все произведения, вошедшие в сборник, одинаково хороши. Рассказ «Истина в вине» Питера Шпигельмана («In Vino, Veritas», Peter Spiegelman) слишком похож на обычные комиксы. Главный герой обладает необычной способностью, — он может чувствовать ложь. Но это непростое бремя. Для того, чтобы не сойти с ума, персонаж то и дело прикладывается к бутылке.

К нему за помощью обращается боксер Магнус Прайм. Герою предстоит разнюхать секретные планы суперзлодея, — и в результате, пишет Адам-Трой Кастро, получается не то Филипп Марлоу, герой детективных романов и повестей Рэймонда Чэндлера, не то Фостер Брукс, комедийный актер, прославившийся ролями пьяниц.

Нельзя сказать, что рассказ плох, полагает критик. Просто не так хорош, как все остальные в сборнике.

Действие рассказа «Домашние хлопоты» («Housework», Досель Янг / Doselle Young) разворачивается в 1947 году. Главной героиней становится уборщица. Однажды она сталкивается с убийством. Для того, чтобы раскрыть преступление и призвать злодеев к ответу, ей потребуются сверхъестественные способности.

Похожий сюжет в рассказе Уолтера Мозли «Пикет» («The Picket», Walter Mosley). Бывший заключенный работает мойщиком посуды. У него бывают странные видения, — об убийстве… «Дред» Джерри Родригеса («Dred», Jerry A. Rodriguez), — история о наркомане-героинисте, который обладает сверхъестественными способностями. Ему предстоит померяться силами с уличной бандой.

Теперь перейдем к двум рассказам, которые Адам-Трой Кастро считает лучшими в сборнике. «Оруженосец» Мэта Джонсона («Henchman», Mat Johnson), — вновь история о бывшем заключенном. Он прозябал на плохой работе, получал гроши, — но однажды ему улыбнулась удача. Его взял на работу известный супер-злодей.

Но наш герой не собирался всю жизнь ходить в шестерках. Оказалось, что у него есть блестящие способности лидера. Шаг за шагом, он поднимается по криминальной лестнице, — и сам становится супер-злодеем.

В финале, он рассуждает о том, что приносит много пользы обычным людям, — тогда как так называемые супер-герои только и знают, что надевать смешные костюмы и лупасить кого ни попадя.

Самый удачный рассказ в сборнике, по мнению Адама-Троя Кастро, — «Ангел Одиночества» Виктора Ла Валля («The Angel of Loneliness», Victor LaValle). Рассказ одерживает победу сразу в трех номинациях — лучший герой, лучший злодей и лучшая сцена поединка.

Главный герой, Флоу (Flow), работает на банду. Он прекрасный специалист по взрывчатке, — и это делает его незаменимым в глазах преступников. Впрочем, Флоу для них — даже не сообщник, а нечто вроде раба.

Злодеем в рассказе выступает Пьяная Медсестра (Boozy Nurse), — за годы службы в клинке, она так часто прикладывалась к бутылке, что приобрела сверхъестественные способности, в том числе, и неуязвимость. Сражение между этими героями, — лучшая сцена во всей книге.

Конечно, в кратком обзоре нельзя упомянуть все рассказы. В сборник также вошли произведения таких авторов, как Л.Э. Бэнкс, Кристофер Чэмберс, Рид Фаррел Коулмем, Майкл Э. Гонзалес, Джэр Энтони Хейвуд, Наоми Хирахара, Энн Носенти, Гэри Филипс, и творческий дуэт мужа и жены: Стив Барнс и Тэнанарайв Дью (L.A. Banks, Christopher Chambers, Reed Farrel Coleman, Michael A. Gonzales, Gar Anthony Haywood, Naomi Hirahara, Ann Nocenti, Gary Philips, Steven Barnes and Tananarive Due).

Сборник получает заслуженную «четверку».


Лорд Тофет (Lord Tophet)

Грегори Фрост (Gregory Frost)

издательство Del Rey

мягкая обложка, июль 2008

Продолжение романа «Мост теней» (ShadowBridge).

http://www.scifi.com/sfw/books/sfw19160.html

Рецензию на книгу пишет фантаст Пол Уиткавер. Он считает, что «Мост теней» — один из лучших фэнтези-романов за последние годы. Фрост — великолепный рассказчик и создатель миров. И хотя «Лорд Тофет» во многом уступает первой части, — в целом дилогия заслуживает самого пристального внимания.

Действие разворачивается в водном мире, где люди живут на сложной системе спиральных мостов. Главная героиня — Леодора, дочь легендарного кукольника теней Бэрдшема. Она попадает в Мир на Краю (Edgeworld), высшую сферу реальности, — и мы не знаем, перенеслась ли туда Леодора во плоти, или только своей душой.

Ей предстоит сделать непростой выбор, — и обрести золотой амулет, в форме головы льва. Лев разговаривает с ней, делясь своей туманной мудростью. Затем Леодора возвращается на Мост Теней, в Коулмейн.

Там она встречает Диверуса, — юношу, который уже бывал в Мире на Краю, и боги того края даровали ему необычные способности к музыке. Также Леодору ждет Сотер, — старик, который знал ее отца. Он учит девушку секретам театра кукловодства теней, и становится ее менеджером.

Впрочем, не всем по душе, что это знание перешло женщине. Леодора вынуждена носить маску, и только Сотер знает правду о ней. А впрочем, у девушки есть и другая причина скрываться…

Леодора попадает в Понс Азинорум, — мир под мостом, отражение небесного мира. Это край фейри. Девушка и Диверус оказываются здесь заперты, — но такую цену стоило заплатить в обмен на то, что им предстоит узнать.

Между героями завязывается роман, — но берегитесь! В мире фейри все не так, как кажется…

Однако вернемся в Коулмейн. Коварный лорд Тофет пытается найти Леодору, — и явно не для того, чтобы подарить валентинчик. И девушка, и ее друзья теперь в смертельной опасности.

Но у нее есть Золотая Голова и бутыль загадочной жидкости, которую Леодора получила от другого бога, — а может, призрака? Нашей героине придется посмотреть в глаза своим страхам, — а под конец встретиться с самим Лордом…

Как и «Мост Теней», «Лорд Тофет» — причудливая вязь из разных историй, что вложены одна в другую, словно матрешки. Одни истории Леодора разыгрывает на сцене, во время своих кукольных представлений. Другие ей кто-нибудь расскажет; третьи разворачиваются без ее участия.

Часть этих историй правдива; есть среди них и легенды, — а во многих правда и ложь смешаны так, что не различить.

Две книги сильно отличаются по своему ритму. В романе «Мост теней» действие разворачивается медленно, лениво, — настраивая читателя на созерцательный лад. В «Лорде Тофете» события сразу закручиваются в тугой узел, — смотри, как бы с кресла не вылететь! Такая смена темпа, конечно, немного сбивает с толку.

Однако мир, в котором проиходят действия романа, по-прежнему полон очарования. Пол Уиткавер сравнивает книгу с фильмами Миядзаки. Книга не устает удивлять, — отмечает критик. Куда попали герои? В магический мир? Или в виртуальную реальность, созданную на компьютере? Впрочем, похоже, для автора это не имеет значения…

Уиткавер сравнивает романы Фроста с произведениями Джина Вульфа. Оба автора предлагают читателю много вопросов и загадок. Но если Вульф всегда дает ответы на них, — пусть и в завуалированной форме, — то Фрост не спешит раскрывать все тайны. Многого я так и не понял, признается Уиткавер. А может, просто не смог найти все подсказки.

Мост Теней выстроен в форме спирали. Такую же форму имеет и сам роман. С каждым витком мы приближаемся к развязке. Единственное, в чем можно упрекнуть издателей, — им следовало выпустить обе книги под одной обложкой. Читать их следует в правильном порядке.

Роман получает оценку «пять с минусом».





205
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 февраля 2009 г. 18:06
Интересная подборка. Спасибо.
Может переведут что-нибудь со временем. Фроста точно хочется...8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 февраля 2009 г. 06:49
Какой-то уж очень заметно этот Фрост вторичный. Бэнкс и Вулф так и прут. Впрочем, заимствует у интересных авторов, так что посмотреть, пожалуй, стоило бы.


Ссылка на сообщение17 февраля 2009 г. 19:55
Спасибо за регулярные обзоры.
Холдеман — автор-загадка. Чем он хорош, почему держится столько лет... Книга скорее всего слишком детская.
Второй сборник похож на провальные (у нас) «Дикие карты». Однакож, оценка А-Д. Кастро дорогого стоит — сам он писатель вдумчивый, да и похохмить по теме можно.
Фрост — а фиг его знает. Описание невнятное, в стиле «он пошел, она сказала».


⇑ Наверх