Примечательные фотографии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Примечательные фотографии. Часть 5
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Примечательные фотографии. Часть 5

Статья написана 10 апреля 2013 г. 21:54

Осталось всего два дня до одного из моих самых любимых праздников. Постараюсь поэтому побольше новых заметок в формате «Примечательные исторические фото с комментариями» посвятить космической тематике.

К сожалению, два примечательных снимка, которые я собираюсь сегодня показать, связаны с трагическими событиями в истории пилотируемой космонавтики.

Оба они редкие и в своем роде уникальные. Но обо всем по порядку.

Речь у нас пойдет об одном знаменитом космическом корабле, который также приобрел печальную славу в связи с двумя трагическими инцидентами.

Общеизвестно, что первый космический полет многоразового космического корабля НАСА системы «Спейс Шаттл», названного «Колумбией», оказался приурочен (не знаю случайно или намеренно) к годовщине первого полета человека в космос и состоялся 12 апреля 1981 года, то есть ровно через двадцать лет после исторического полета Юрия Алексеевича Гагарина.

Кораблем управлял экипаж, состоявший из опытнейшего астронавта НАСА Джона Янга, командира корабля и ветерана пилотируемой космонавтики (личность совершенно выдающаяся и заслуживающая отдельного рассказа о нем) и Роберта Криппена, пилота и новичка в космосе. Помимо того, что это был первый космический полет многоразового космического корабля (более ранний экземпляр шаттла, прототип «Энтерпрайз», тоже летал, но только в пределах атмосферы для отработки некоторых деталей полета), миссия была уникальна еще и тем, что это был первый в истории освоения космоса полет корабля принципиально нового типа, который происходил сразу с людьми на борту, без предварительных испытательных беспилотных полетов. Объяснялось это просто — шаттл просто не смог бы приземлиться, не находись в кабине за штурвалом пилоты.

Несмотря на этот огромный риск, полет прошел удачно и Янг с Криппеном в течение трехдневного полета смогли вывести шаттл на околоземную орбиту, провести во время витков ряд маневров и успешно посадить корабль.

Но мало кто знает, что непосредственно перед полетом, на этапе подготовки «Колумбии» к старту, произошла трагедия, которая унесла две человеческие жизни.

Всмотритесь в эту уникальную фотографию, запечатлевшую сам момент трагедии. Несчастный случай произошел на стартовой площадке 19 марта 1981 года. «Колумбия» уже находилась на стартовом столе и работы по подготовке ее к старту шли полным ходом. Выполнялась тестовая прогонка процедур предстартового отсчета. Пятеро техников из наземной команды специалистов вошли в кормовую часть шаттла для рутинной проверки. Перед этим были выполнена плановая операция по продувке двигательного отсека чистым азотом. Это было в порядке вещей — отсечные пространства в зоне двигателей продували азотом, чтобы устранить возможные скопления кислорода, которые при тестовом запуске двигателей могли привести к пожару на шаттле. По непонятным причинам (возможно в связи с неплановыми изменениями в программе предстартовых процедур и перебоями со связью техников, работавших на шаттле, с центром управления) техники решили, что опасности нет и пошли в кормовой отсек без кислородных аппаратов. Оказавшись в атмосфере 100%-го азота, они не сразу поняли, что подвергаются смертельной опасности — азот бесцветный газ и не имеет запаха. Когда пятеро человек потеряли сознание от кислородного голодания, было уже поздно. Шестой техник, обнаруживший их, сумел вызвать подмогу. Кто-то из охраны вне отсеков шаттла надел кислородную маску и смог вытащить людей наружу. Действия по спасению пострадавших, к сожалению, были замедлены из-за того, что машину скорой помощи, спешившую по экстренному вызову, остановила для обыска на целых семь минут охрана внешнего периметра стартовой площадки. Один из пятерых пострадавших — Джон Бьорнстад (John Bjornstad) скончался по дороге в больницу, второй — Форрест Коул (Forrest Cole) умер через две недели после происшествия. Причина смертей — поражения мозга от длительной асфиксии.

Двое погибших техников фирмы Rockwell стали четвертой и пятой жертвами в печальном мартирологе американской пилотируемой космонавтики после погибшего, тоже на стартовом столе, 27 января 1967 года экипажа Аполлона-1 — Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи.

Инцидент не повлиял на график миссии и 12 апреля Джон Янг и Роберт Криппен отправились в полет, к счастью закончившийся благополучно.

К сожалению, «Колумбия» не ограничилась двумя человеческими жертвами и 1 февраля 2003 года случилась еще одна, еще более тяжкая, трагедия, окончательно закрепившая за злополучной «Колумбией» репутацию рокового корабля.

28-ой полет шаттла оказался последним. В рамках миссии STS-107 «Колумбия» с экипажем из семи астронавтов возвращалась на Землю с орбиты. Корабль при этом не посещал МКС — как самый первый корабль своего типа «Колумбия» была тяжелее последующих и не имела стыковочного модуля, вследствие чего не могла пристыковываться ни к «Миру», ни к МКС. Повреждения внешнего теплозащитного слоя корабля, произошедшие во время старта, привели к нарушению целостности теплозащиты на самом ответственном участке приземления. Шаттл разрушился при входе в плотные слои атмосферы. Все семеро членов экипажа погибли.

Эта фотография уникальна — она является последним снимком экипажа. Ее смогли распечатать с уцелевших при аварии непроявленных фотопленок, которые были обнаружены среди обломков шаттла, найденных поисковыми группами. Семеро астронавтов сфотографировались в научно-исследовательском модуле SPACEHAB, который располагался на борту «Колумбии» в грузовом отсеке. Цвет рубашек указывает на номер смены.

В нижнем ряду (красные рубашки), слева направо — Калпана Чавла, второй специалист полета, первая женщина-астронавт индийского происхождения; Ричард Хасбанд, командир корабля; Лорел Кларк, третий специалист полета; Илан Рамон, специалист по полезной нагрузке, первый астронавт Израиля. Во втором ряду (синие рубашки), слева направо — Дэвид Браун — первый специалист полёта; Уильям МакКул — пилот; Майкл Андерсон —  бортинженер.





181
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 апреля 2013 г. 12:55
Спасибо за как всегда интересную и содержательную статью-заметку.
Вашу колонку всегда любопытно читать
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2013 г. 15:09
Спасибо. Заходите почаще. :-)
 


Ссылка на сообщение11 апреля 2013 г. 15:13
Всегда пожалуйста) И захожу всегда — вы у меня в подписке — но не всегда комментирую, потому как иногда, кроме спасибо, добавить и нечего 8:-0
Значит, буду стараться чаще благодарить, отмечая свою заинтересованность в вашем творчестве и усилиях;)


Ссылка на сообщение11 апреля 2013 г. 15:56
Спасибо за очередную интересную историю!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2013 г. 08:14
Не за что, рад, что было интересно.


Ссылка на сообщение11 апреля 2013 г. 22:13
Благодарю!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2013 г. 08:14
Не за что. :-)


Ссылка на сообщение12 апреля 2013 г. 08:15
К сожалению, занят сильно, что-то написать не успеваю. Поэтому просто поздравлю всех читателей моей колонки с замечательным праздником — Днем космонавтики! :beer:


⇑ Наверх