Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 13 апреля 2013 г. 00:01

Всех лаборантов поздравляю с замечательным праздником — Днем космонавтики!

Ура, друзья! Космос не стал дальше, как этого опасались еще пару лет назад. И это радует и обнадеживает.

Но это долгий разговор и надеюсь у нас получится его еще продолжить.

А пока забавный плакат на тему космоса и фантастики от тех, кто как раз сейчас несет свою трудную и благородную вахту на околоземной орбите.


Статья написана 10 апреля 2013 г. 21:54

Осталось всего два дня до одного из моих самых любимых праздников. Постараюсь поэтому побольше новых заметок в формате "Примечательные исторические фото с комментариями" посвятить космической тематике.

К сожалению, два примечательных снимка, которые я собираюсь сегодня показать, связаны с трагическими событиями в истории пилотируемой космонавтики.

Оба они редкие и в своем роде уникальные. Но обо всем по порядку.

Речь у нас пойдет об одном знаменитом космическом корабле, который также приобрел печальную славу в связи с двумя трагическими инцидентами.

Общеизвестно, что первый космический полет многоразового космического корабля НАСА системы «Спейс Шаттл», названного "Колумбией", оказался приурочен (не знаю случайно или намеренно) к годовщине первого полета человека в космос и состоялся 12 апреля 1981 года, то есть ровно через двадцать лет после исторического полета Юрия Алексеевича Гагарина.

Кораблем управлял экипаж, состоявший из опытнейшего астронавта НАСА Джона Янга, командира корабля и ветерана пилотируемой космонавтики (личность совершенно выдающаяся и заслуживающая отдельного рассказа о нем) и Роберта Криппена, пилота и новичка в космосе. Помимо того, что это был первый космический полет многоразового космического корабля (более ранний экземпляр шаттла, прототип "Энтерпрайз", тоже летал, но только в пределах атмосферы для отработки некоторых деталей полета), миссия была уникальна еще и тем, что это был первый в истории освоения космоса полет корабля принципиально нового типа, который происходил сразу с людьми на борту, без предварительных испытательных беспилотных полетов. Объяснялось это просто — шаттл просто не смог бы приземлиться, не находись в кабине за штурвалом пилоты.

Несмотря на этот огромный риск, полет прошел удачно и Янг с Криппеном в течение трехдневного полета смогли вывести шаттл на околоземную орбиту, провести во время витков ряд маневров и успешно посадить корабль.

Но мало кто знает, что непосредственно перед полетом, на этапе подготовки "Колумбии" к старту, произошла трагедия, которая унесла две человеческие жизни.

Всмотритесь в эту уникальную фотографию, запечатлевшую сам момент трагедии. Несчастный случай произошел на стартовой площадке 19 марта 1981 года. "Колумбия" уже находилась на стартовом столе и работы по подготовке ее к старту шли полным ходом. Выполнялась тестовая прогонка процедур предстартового отсчета. Пятеро техников из наземной команды специалистов вошли в кормовую часть шаттла для рутинной проверки. Перед этим были выполнена плановая операция по продувке двигательного отсека чистым азотом. Это было в порядке вещей — отсечные пространства в зоне двигателей продували азотом, чтобы устранить возможные скопления кислорода, которые при тестовом запуске двигателей могли привести к пожару на шаттле. По непонятным причинам (возможно в связи с неплановыми изменениями в программе предстартовых процедур и перебоями со связью техников, работавших на шаттле, с центром управления) техники решили, что опасности нет и пошли в кормовой отсек без кислородных аппаратов. Оказавшись в атмосфере 100%-го азота, они не сразу поняли, что подвергаются смертельной опасности — азот бесцветный газ и не имеет запаха. Когда пятеро человек потеряли сознание от кислородного голодания, было уже поздно. Шестой техник, обнаруживший их, сумел вызвать подмогу. Кто-то из охраны вне отсеков шаттла надел кислородную маску и смог вытащить людей наружу. Действия по спасению пострадавших, к сожалению, были замедлены из-за того, что машину скорой помощи, спешившую по экстренному вызову, остановила для обыска на целых семь минут охрана внешнего периметра стартовой площадки. Один из пятерых пострадавших — Джон Бьорнстад (John Bjornstad) скончался по дороге в больницу, второй — Форрест Коул (Forrest Cole) умер через две недели после происшествия. Причина смертей — поражения мозга от длительной асфиксии.

Двое погибших техников фирмы Rockwell стали четвертой и пятой жертвами в печальном мартирологе американской пилотируемой космонавтики после погибшего, тоже на стартовом столе, 27 января 1967 года экипажа Аполлона-1 — Вирджила Гриссома, Эдварда Уайта и Роджера Чаффи.

Инцидент не повлиял на график миссии и 12 апреля Джон Янг и Роберт Криппен отправились в полет, к счастью закончившийся благополучно.

К сожалению, "Колумбия" не ограничилась двумя человеческими жертвами и 1 февраля 2003 года случилась еще одна, еще более тяжкая, трагедия, окончательно закрепившая за злополучной "Колумбией" репутацию рокового корабля.

28-ой полет шаттла оказался последним. В рамках миссии STS-107 "Колумбия" с экипажем из семи астронавтов возвращалась на Землю с орбиты. Корабль при этом не посещал МКС — как самый первый корабль своего типа "Колумбия" была тяжелее последующих и не имела стыковочного модуля, вследствие чего не могла пристыковываться ни к "Миру", ни к МКС. Повреждения внешнего теплозащитного слоя корабля, произошедшие во время старта, привели к нарушению целостности теплозащиты на самом ответственном участке приземления. Шаттл разрушился при входе в плотные слои атмосферы. Все семеро членов экипажа погибли.

Эта фотография уникальна — она является последним снимком экипажа. Ее смогли распечатать с уцелевших при аварии непроявленных фотопленок, которые были обнаружены среди обломков шаттла, найденных поисковыми группами. Семеро астронавтов сфотографировались в научно-исследовательском модуле SPACEHAB, который располагался на борту "Колумбии" в грузовом отсеке. Цвет рубашек указывает на номер смены.

В нижнем ряду (красные рубашки), слева направо — Калпана Чавла, второй специалист полета, первая женщина-астронавт индийского происхождения; Ричард Хасбанд, командир корабля; Лорел Кларк, третий специалист полета; Илан Рамон, специалист по полезной нагрузке, первый астронавт Израиля. Во втором ряду (синие рубашки), слева направо — Дэвид Браун — первый специалист полёта; Уильям МакКул — пилот; Майкл Андерсон — бортинженер.


Статья написана 7 апреля 2013 г. 18:55

Всем привет! К сожалению, последняя неделя выдалась крайне тяжелой, был сильно занят, времени на полноценную заметку не удалось выкроить. Так что пока просто выложу пару-тройку фотографий.

Это фотографии из разряда тех, которые я для себя называю "фото со смыслом, подтекстом". Фотографии, в которых есть некий намек и легкая ирония.

Я сначала снабдил их, как обычно, подписями, но потом подумал и решил выложить просто без подписей. Чтобы у читателей моей колонки была возможность поразвлечься, угадывая, в чем же, собственно, состоит "смысл" этих фотографий. Уверен, что никакого труда это не составит.

Ну и чтобы, не портить удовольствия подошедшим попозже, рискну попросить вас свои предположения о содержании фото и "смыслах" в них выкладывать скрытым текстом.

Удачи всем и до следующих встреч!


Статья написана 24 марта 2013 г. 21:31

Въ дѣтствѣ, навѣрное, каждый увлекался необычными алфавитами, шифрами и кодами. Мнѣ, напримѣръ, всегда было интересно вникнуть въ какой-нибудь оригинальный письменный наборъ. Въ классѣ, кажется, третьемъ отецъ отдалъ меня нашему деревенскому муллѣ, который принялся для начала учить меня арабскому. Но занятіе состоялось только одно — совѣтская школа была начеку и отцу учителя устроили небольшой скандалъ. Видимо сдѣлали ему тонкій намекъ на толстыя обстоятельства. Къ муллѣ я ходить пересталъ, жалко.

Еще помню, что какъ-то не-то на урокѣ исторіи, не то на урокѣ литературы, я пытался написать рефератъ полностью съ соблюденіемъ правилъ русской дореформенной грамматики, но не хватило свѣдѣній.

А теперь выяснилось, что въ моей операціонной системѣ ѣсть и шрифты съ поддержкой такой грамматики, и возможность настроить раскладку клавіатуры. Такъ что, используя могучаго звѣря — интернетъ, мечту мою, какъ оказалось, осуществить довольно легко.

Всегда казалось забавнымъ, какъ обычный, въ сущности, текстъ, написанный такимъ образомъ начинаетъ выглядѣть архаично и мудрено.

Напримѣръ, вотъ такой отрывокъ:

цитата
Прежде начала временъ въ мірѣ не было ничего, лишь посреди пространства стоялъ Алданъ-тэсэгъ, а на нѣмъ сидѣлъ старикъ Тэнгэръ, который ужѣ тогда былъ старъ. Тэнгэръ сидѣлъ на Алданъ-тэсэге и думалъ о вѣчномъ. И чѣмъ больше онъ думалъ, тѣмъ яснѣе ему становилось, что вѣчность длится долго, и конца ей не видно. Тогда Тэнгэръ сказалъ:

— Это правильно, что у вѣчности нѣтъ конца, а я — безсмертенъ, потому что для мыслей о вѣчномъ нужна вѣчность. Въ этомъ ѣсть смыслъ, и міръ всегда будетъ такимъ.

И тутъ онъ услышалъ голосъ:

— Ты ошибаешься, мудрый Тэнгэръ!

Тэнгэръ глянулъ внизъ и увидѣлъ, какъ изъ темной дыры въ подножіи Алданъ-тэсэга выползло существо сквернаго вида.

— Я Ероолъ-Гуй — обитатель бездны, — сказало существо. — Я родился изъ твоихъ отбросовъ и за это ненавижу тебя. Теперь я буду сидѣть на твоемъ мѣстѣ и думать о вѣчномъ, а ты пойдешь внизъ.

Тэнгэръ, разгнѣванный такими словами, всталъ и схватилъ существо, чтобы запихать его обратно въ дыру, изъ которой оно выползло, но Ероолъ-Гуй обхватилъ Тэнгэра безчисленными дюжинами цѣпкихъ рукъ и началъ биться съ нимъ за право сидѣть на тэсэге. Тэнгэръ былъ сильнѣе, но Ероолъ-Гуй прильнулъ къ нѣму дюжиной дюжинъ жадныхъ ртовъ и пилъ его кровь, поэтому Тэнгэръ не могъ сокрушить врага, а тэсэгъ стоялъ пустой, и въ мірѣ не было порядка. Битва продолжалась долго, и когда у вѣчности кончились древніе вѣка, Тэнгэръ сказалъ:

— Ты видишь, что никто изъ насъ не можетъ побѣдить, ибо мы оба безсмертны. Скажи, что хочешь ты теперь? Обѣщаю исполнить это ради тишины и моего спокойствія.

— Я хочу имѣть мѣсто, гдѣ я могъ бы жить, — отвѣтилъ Ероолъ-гуй.

— Хорошо, я построю для тебя четырехъугольный далайнъ — обширный и не имѣющій дна, я наполню его водой, чтобы ты могъ плавать, населю всякими тварями, мерзкими и отвратительными на видъ, а ты будешь владычествовать надъ ними.

— Еще я хочу, чтобы тамъ тоже былъ тэсэгъ, потому что и я люблю думать о вѣчномъ, — сказалъ Ероолъ-Гуй.

— Пусть будетъ такъ, — согласился Тэнгэръ. — Я поставлю въ далайне квадратный островъ — оройхонъ. Онъ будетъ опираться на восемь столбовъ, и на верхушкѣ каждаго изъ нихъ встанетъ суурь-тэсэгъ, что значитъ: мѣсто, откуда далеко видно.

— Но пусть и на оройхоне водятся твари, годныя мнѣ въ пищу: я буду ихъ убивать, потому что ненавижу всѣхъ, умѣющихъ ходить.

— Ты хочешь многаго, — сказалъ Тэнгэръ, — хотя я согласенъ и на это. Но тогда я построю не одинъ, а пять оройхоновъ, чтобы ты не могъ убить всѣхъ разомъ, потому что ты умѣешь лишь ползать, и тѣ, кто успѣютъ убѣжать отъ тебя на сосѣдній оройхонъ — будутъ въ безопасности. Надѣюсь, теперь ты доволенъ?

— Нѣтъ, — сказалъ Ероолъ-Гуй. — Мнѣ надо, чтобы среди этихъ тварей была одна похожая на тебя какъ схожи капли воды, чтобы у нея были двѣ руки и двѣ ноги, чтобы она умѣла разговаривать и думать о вѣчномъ. Я буду убивать эту тварь въ память о нашей битвѣ и смѣяться надъ тобой.

Нахмурился Тэнгэръ.

— Ты зря просишь это, — сказалъ онъ, — но разъ я обѣщалъ, то я создамъ для тебя человѣка. Только знай, что разъ въ поколѣніе — а люди по твоей просьбѣ будутъ смертны — среди нихъ станетъ рождаться илбэчъ — строитель оройхона. Онъ начнетъ дѣлать новыя острова для себя и своихъ дѣтей, острововъ будетъ становиться всѣ больше, вскорѣ появятся и такіе, до которыхъ ты не сможешь дотянуться, поскольку ихъ со всѣхъ сторонъ закроютъ сосѣдніе острова, а твой путь — лишь одинъ оройхонъ. И я не знаю, кто надъ кѣмъ будетъ смѣяться въ концѣ концовъ.

— Я проклинаю твоего илбэча! — вскричалъ Ероолъ-Гуй. — Онъ нигдѣ не найдетъ покоя и не встрѣтитъ счастья. У него не будетъ друзей, и даже родня станетъ издѣваться надъ нимъ. А если онъ хоть кому-нибудь скажетъ о своемъ дарѣ, то проживетъ не больше дня. Я буду охотиться за нимъ неутомимо, онъ не уйдетъ отъ моей мести, даже если выстроитъ оройхонъ на краю міра. Граница встрѣтитъ его жаромъ и пламенемъ, и онъ не сможетъ ни жить тамъ, ни убѣжать изъ далайна. Такъ я сказалъ!

— Ты сказалъ всѣ? — спросилъ Тэнгэръ.

— Нѣтъ, но мое послѣднее слово я скажу потомъ.

Промолвивъ такъ, Ероолъ-Гуй уползъ въ темную дыру, а Тэнгэръ пошелъ строить далайнъ. Алданъ-тэсэгъ остался пустымъ, и никто не думалъ о вѣчномъ.

Долго продолжалась работа, лишь на исходѣ срединныхъ вѣковъ вернулся Тэнгэръ, ударилъ по основанію Алданъ-тэсэга и, когда Ероолъ-Гуй выползъ, сказалъ ему:

— Я всѣ сдѣлалъ по твоему слову.

Онѣ вмѣстѣ отправились къ далайну, и Ероолъ-Гуй, увидавъ, что всѣ исполнено, усмѣхнулся и произнесъ:

— Я отравлю воду далайна своимъ ядомъ, такъ что это ужѣ будетъ не вода, и когда-нибудь ядъ разъѣстъ стѣны далайна и растечется по всему пространству, и нигдѣ не останется мѣста для глупаго Тэнгэра.

— Что жъ, — сказалъ Тэнгэръ. — Это было твое послѣднее слово, и пусть будетъ по-твоему. Но берегись, если прежде въ далайне не останется мѣста для тебя!

И поскольку это дѣйствительно были послѣдніе слова, то Ероолъ-Гуй молча канулъ въ глубинѣ далайна, а Тэнгэръ вернулся на Алданъ-тэсэгъ, думать о вѣчности, у которой кончились срединныя вѣка и начались новыя.

P.S. Кстати, практическій интересъ отъ этой статьи — у всѣхъ ли всѣ буквы отобразились правильно?


Тэги: шалости
Статья написана 21 марта 2013 г. 12:26

Добрый день! В сегодняшней небольшой подборке любопытных фотографий мы так или иначе затронем тему Второй Мировой войны.

Нажмите здесь для того, чтобы продолжить просмотр. Осторожно, трафик!







  Подписка

Количество подписчиков: 109

⇑ Наверх