Цитата дня


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «irish» > Цитата дня
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Цитата дня

Статья написана 18 июня 2013 г. 21:30

Уже давно известно, что в те периоды европейской культуры, когда люди хуже всего умели читать и писать, они поднимали больше всего шума относительно того, что все написанное до них невозможно читать. Подобные тенденции наблюдались в эпоху эллинистического декаданса и в пятнадцатом веке. Так происходит и сегодня. Если людям недостает навыков в чтении и письме, их ущербность выражается в чрезмерной критичности к тому, что пишут другие.

Мортимер Адлер «Как читать великие книги»





136
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 июня 2013 г. 21:37

цитата irish

поднимали больше всего шума относительно того, что все написанное до них невозможно читать <...> Так происходит и сегодня.

Когда Адлер это писал — да, а сейчас уже нет такой проблемы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 07:07
Уточняю: под умением читать и писать автор понимает не умение переводить буквы в слова и обратно, а то, что можно назвать культурой чтения и письма — способность осмыслять сложные тексты и выражать свои мысли согласно законам логики и риторики. Если эти умения у нас на высоте, то откуда бы взяться многокилометровым сра дискуссиям на тему «Школьная программа литературы слишком сложна и скучна для старшеклассников, давайте выкинем Толстоевского и прочих классиков»? ;-)
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 10:27
Так ведь и я о том же — подобные дискуссии сошли на нет, скорее наоборот, некоторым писателям прошлого хотят придать статус классиков.
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 11:10
У нас, видимо, разная статистика: в ЖЖ-сообществе что_читать, на которое я подписана, тема актуальности школьной программы по литературе поднимается регулярно. :-)
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 11:20
Кажется потому я ЖЖ пользоваться перестал, что они из пустого в порожнее преливают :-D
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 11:44
Немножко слишком обобщающее утверждение о десятках и сотнях тысяч пользователей, не находите? ;-)
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 11:49
Так ведь процесс начался лет пять назад и уже необратим 8:-0


Ссылка на сообщение18 июня 2013 г. 23:44
А по мне, так золотые слова...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 08:10
Постараюсь их вспомнить в следующий раз, когда мне захочется выразить свое «фи» в адрес какого-нибудь писателя. :-D


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 01:45
С одной стороны — вроде бы логично — не можешь прочитать, невозможно и читать, что неудивительно. А с другой стороны перспектива выхода в «Сперва добейся» незримо витает...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 07:13
В первоисточнике не витает, напротив, автор скорбит по поводу и всячески призывает прокачивать навык чтения.
История из книжки в качестве иллюстрации:

«История, о которой я собираюсь рассказать, произошла на одном из моих занятий. Мы читали трактат Фомы Аквинского о страстях, но подобное случалось множество раз с самым разнообразным материалом. Я спросил одного из студентов, что говорил святой Фома о страстях. Тот совершенно верно ответил, что святой Фома считал любовь первичной страстью, а остальные чувства – перечисленные студентом совершенно правильно – следовали за ней в определенном порядке. Я спросил, что это значит. Студент был обескуражен. Разве он неправильно ответил на мой вопрос? Конечно, правильно, сказал я, но необходимо объяснить смысл. Недостаточно просто добросовестно пересказать слова Фомы Аквинского – мне нужно было знать, что именно автор имел в виду. Студент снова попытался ответить, но ничего не вышло – он повторил то же самое, немного изменив порядок слов. Вскоре стало очевидно, что он не понимает, о чем говорит, хотя его ответ заслужил бы хорошую оценку на любом экзамене, не предполагающем каверзных вопросов о смысле.

Я постарался ему помочь и спросил, в каком смысле любовь первична – не в том ли, что из нее проистекают все прочие чувства? Каким образом от любви зависят ненависть и гнев, надежда и страх? Как связаны с любовью радость и горе? Что такое любовь? Голод или жажда – это любовь? Или же любовь – это лишь то прекрасное чувство, которое правит миром? Тяга к деньгам и славе, знаниям и счастью – любовь ли это?

В том случае, когда студент мог ответить на эти вопросы словами Фомы Аквинского, он так и поступал. Если его пересказ был неточен, на помощь приходили его однокурсники.

Я попробовал зайти с другой стороны. Извинившись, я попросил их вспомнить о собственном эмоциональном опыте. Судя по возрасту, они уже вполне могли пережить какие-то страсти. Приходилось ли им ненавидеть, была ли ненависть связана с любовью к этому человеку? Или ее провоцировал кто-то другой? Случалось ли им испытывать ту неповторимую гамму чувств, когда одно ощущение незримо перетекает в другое? Студенты отвечали весьма расплывчато, но не от смущения или недовольства, а потому что абсолютно не привыкли изучать свой эмоциональный опыт подобным образом. Они явно не проводили никаких параллелей между страстями святого Фомы и собственным опытом. Для них это были совершенно разные вещи.

Именно тогда стало ясно, почему они абсолютно не поняли прочитанный текст. Они восприняли его исключительно на уровне слов, которые запомнили и смогли повторить в ответ на мои вопросы. Так они поступали и с другими предметами, а я просто слишком многого от них хотел.

Тем не менее я продолжал настаивать. Если им сложно понять Фому Аквинского в свете собственного опыта, не поможет ли опыт, заимствованный из романов? Художественную литературу они читали. Некоторые из них читали даже великие романы. Встречались ли там упоминания тех или иных страстей? Они были разными? Как они были связаны между собой? Студенты все так же «плавали». Их ответы состояли из поверхностного пересказа сюжетов. Увы, прочитанные романы они поняли не лучше, чем Фому Аквинского.

Наконец я спросил, какие еще предметы они изучают? Где еще они в ходе занятий могут обсуждать страсти и чувства? Как оказалось, большинством студентов был освоен элементарный курс психологии, а двое из них даже слышали о Фрейде и, возможно, что-то о нем читали. Обнаружив то, что они не установили связь между физиологией эмоций, по которой наверняка сдали экзамены, и описанием страстей Фомы Аквинского, как и то, что они не уловили совпадение позиций святого Фомы и Фрейда, я понял истинную причину своего недовольства.

Эти студенты учились на разных курсах колледжа. Они умели читать только в первом значении этого слова. Долгие годы в школе они читали только ради информации, которую нужно было получить, чтобы успешно написать контрольные работы и сдать экзамены. Они никогда не пытались связать истинный смысл книги с собственным опытом.

Разве знали они, что книги существуют не только для того, чтобы запоминать их содержание? Увы, нет. Разве подозревали они о своей несостоятельности, пока не пришли в мой класс? Тоже нет. Они старательно подготовились к занятию и искренне полагали, что сделали это хорошо. Им даже не пришло в голову, что кто-то может поинтересоваться пониманием прочитанного. Я понял проблему – мы начали усиленно заниматься. Но даже в конце курса мои студенты, к сожалению, оставались беспомощными. В лучшем случае они осознали, что весьма плохо понимают прочитанное, но ничего не смогли с этим сделать. Сейчас, на завершающей стадии обучения, они оказались абсолютно неподготовленными к чтению ради понимания.»
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 11:22
Надо будет прочесть, уже давно советуют на одном сайте.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2013 г. 14:38
Тогда пардон — к вышенаписанному добавить 'в вырванной из контекста фразе'

Видимо побочный эффект темы 'Пиратский контент' — в каждой фразе ищещь по 10 смыслов)


А вторая цитата прекрасна — жалко, что таких учителей мало
 


Ссылка на сообщение20 июня 2013 г. 17:04

цитата kastian

'в вырванной из контекста фразе'

Каюсь, сознательно немножко хулиганю, цитируя вот так. 8-] Зато интересные собеседники приходят, какое-никакое развлечение в ожидании отпуска. :)

цитата kastian

жалко, что таких учителей мало

Много или мало, судить не возьмусь — надо идти в школу и пересчитывать педагогов на местах, чтобы ответственно делать такие заявления. А вот что наша школьная программа дает достаточно возможностей для развития мышления — факт. Адлер же ничего особенного не предлагает, на самом-то деле: выделить ключевые слова, определить тему и главную мысль текста, найти аргументы, пересказать своими словами, найти другие примеры, иллюстрирующие тезис, критически отнестись к тезису — чего из этого мы не делали на уроках? Имхо, если кто-то получает документ об образовании, так и не научившись думать, не стоит всю вину валить на учителя и систему. В конце концов, для думания надо самому прилагать кой-какие усилия, и никакой самый гениальный учитель за ученика это не сделает.

цитата kastian

'Пиратский контент'

К слову, эту книжку я откуда-то пиратски скачала и читаю с экрана. А если б не было такой возможности, сколько знаний мимо бы прошло... :-(((
 


Ссылка на сообщение21 июня 2013 г. 12:38

цитата irish

Много или мало, судить не возьмусь — надо идти в школу и пересчитывать педагогов на местах, чтобы ответственно делать такие заявления.

Ну не знаю — это выводы по трем обычным школам и одному техникуму в промежутке 1991-2002 (плюс минус пару лет, вечно даты путаю)) ). Нет может быть за последние 10 лет все внезапно поменялось к лучшему, но честно говоря 'свежо предание, да верится с трудом'

цитата irish

длер же ничего особенного не предлагает, на самом-то деле: выделить ключевые слова, определить тему и главную мысль текста, найти аргументы, пересказать своими словами, найти другие примеры, иллюстрирующие тезис, критически отнестись к тезису

Ну все гениальное вообще просто в большинстве, только не каждый до этой простоты додымывается.

цитата irish

Имхо, если кто-то получает документ об образовании, так и не научившись думать, не стоит всю вину валить на учителя и систему. В конце концов, для думания надо самому прилагать кой-какие усилия, и никакой самый гениальный учитель за ученика это не сделает.  

Учитель таки может дать 'волшебный пендаль' в нужном направлении, как например во второй цитате. А через полгода занятий — вполне может и разшевелить этого студента на самостоятельное мышлениу. (Оффтоп — читал нам в музыкалке философию замечательный учитель — так после его пар даже блондинки-вокалистки(блондинки — в смысле как из анекдотов) обсуждали в курилке Томаса Гоббса). Но это уже был институт. А бабушки с записанными на подкорке шаблонами a la 'Лев Толстой, как зеркало русской революции' (иллюстрация — прелестная миниатюра начала прошлого века Аркадия Бухова «Таня и Татьяна) — движению не способствуют.


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 07:42

цитата irish

все написанное до них невозможно читать
Тайна сия велика есть — почему вдруг авторов, классиков или беллетристов, только-только имевших колоссальные тиражи (переписываемых на пергамент или шелк), перестают читать и забывают?

цитата irish

Извинившись, я попросил их вспомнить о собственном эмоциональном опыте.
Всё. Осталось только еще велеть выделить положительного героя и спросить, чему нас учит эта книга — и вон из профессии.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 08:08

цитата ааа иии

выделить положительного героя

Выделить героя в нехудожественном тексте? нетривиальная задача. :-)))
 


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 19:43
Это Вы такая сообразительная.
А от человека, считающего, что канонизированный итальянский аристократ XIII века делит один духовный мир со колледжером первой половины ХХ (и последний еще и способен им прилюдно поделиться), вполне можно ожидать чего-то в этом роде.
 


Ссылка на сообщение20 июня 2013 г. 09:57
Ну что вы, у автора были все основания апеллировать к личному опыту студентов: коль скоро страсти — печальное наследие грехопадения Адама и Евы, то они одинаково присущи всем людям вне зависимости от эпохи, социального положения и культурно-образовательного ценза.
Нет, конечно, и сам тезис о страстях как части человеческой природы можно оспорить, но для этого надо выйти за рамки модели Фомы Аквинского, а та аудитория к подобной дискуссии явно была не готова, если уж сама модель осталась не понята.
Нормальный школьный урок описан, не придирайтесь. Посади меня за книжку по физике — точь-в-точь такой диалог и выйдет. :-D
 


Ссылка на сообщение20 июня 2013 г. 21:45
Э, нет. Эмоции, инстинкты, обезьянья этология — да, неизменны. А вот способы их непосредственного выражения, рефлексии и, что самое важное, рассказа про них, меняются сильно. Этнография имеет не только пространственное, но и темпоральное измерение. Классическим примером будет диалог Татьяны Лариной с няней :-)
Но в данном случае речь идет совершенно о другом. Люди — разные, и рассчитывать на то, что каждый будет автоматически примерять на себя излияния литературного персонажа так же нелепо, как требовать от всех учеников фотографической памяти и музыкального слуха (если их набирали не по этому признаку).

цитата irish

Нормальный школьный урок описан
Не нормальный. Подозрительно хорошо проработан по другую сторону кафедры предмет.


Ссылка на сообщение19 июня 2013 г. 20:16

цитата irish

Они умели читать только в первом значении этого слова. Долгие годы в школе они читали только ради информации, которую нужно было получить, чтобы успешно написать контрольные работы и сдать экзамены. Они никогда не пытались связать истинный смысл книги с собственным опытом.


Для понимания «многослойности», многоуровневости информации, конечно, следует созреть, но и чтобы созреть, следует этого желать, к этому стремиться, работать над этим.
Вообще, умение работать с информацией — ключевая составляющая интеллектуального, и как следствие, духовного развития человека.

Смею полагать, что информация, как и время, пространство, материя — непрерывна, представляет собой неотъемлемое свойство, единую, цельную грань мира. Все сущее несет информацию, как о собственном, так и о Вселенском и о Божественном бытии.

И человек устроен от собственного сотворения так, что способен (в потенциале) не только воспринимать эту информацию во всей ее полноте и глубине, но и осмысливать ее, т.е принимать участие в сотворении новых смыслов, а следовательно, быть причастным Божественному Бытию и Творению.

Мысль человеческая — всегда акт творения, а не просто некое движение материи и информации.

Осмысленной ответственности за собственные мысли — вот чего всегда нехватает людям и человечеству...:-)


⇑ Наверх