Доклад-показ «Спецэффекты в раннем кино: от Мельеса до Кинг-Конга» (С. Бережной)
Как это ни парадоксально, спецэффекты появились ещё до рождения кинематографа. Но только после оглушительного триумфа изобретения братьев Люмьер экранные чудеса оказались по-настоящему востребованы. Особенности зрительского восприятия живой экранной реальности превратили кинематограф из занимательного научного аттракциона в полноценное направление искусства, за три десятилетия пережившее несколько технических и эстетических революций. Мы проследим, как этот процесс зарождался и развивался — от наивных времен, когда даже простой поворот камеры воспринимался публикой как чудо, до изощренных технологий, которые распахнули киноэкран в совершенно новые миры.
- Зарождение спецэффектов.
- Скрытый спецэффект: чудо есть, но мы его не видим.
- Спецэффект как основное содержание (Мельес).
- Способы создания киночудес (Владислав Старевич, Лон Чейни, Уиллис О'Брайен).
- Спецэффект-демиург: творение миров, богов и чудовищ («Нибелунги», «Метрополис», «Кинг-Конг»).
Мероприятие ведёт Михаил Шавшин, представитель исследовательской группы «Людены».
Часть первая: провальный дебют (60-е годы):
- Драматическая и поучительная история написания первого в жизни сценария, или злоключения киноверсии «Страны багровых туч» в пространственных и временных координатах.
- Ловушки и подводные камни в диалоге «писатель — кинорежиссер».
- Неожиданные выводы из неудавшегося опыта.
- И все же — «Трудно быть богом» для А.Германа и совместно с ним.
- От «Дела об убийстве» до «Чародеев». Принеси то, не знаю что, или чего хотят кинодеятели от авторов бестселлеров.
- Одинокая вершина Тарковского.
- Странные видения 80-х.
- Суета вокруг «Обитаемого острова».
- Чего ждать от новых кинотехнологий.
- Есть ли виды на будущее?