Между первой и второй


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Между первой и второй. Хроники Раздолбая
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Между первой и второй. Хроники Раздолбая

Статья написана 23 июля 2013 г. 12:10


Оформление обложки издания в твердом переплете.

Без малого 20 лет прошло с того момента, как выпускник ВГИКа Павел Санаев опубликовал в журнале «Октябрь» повесть «Похороните меня за плинтусом» – трогательную историю о собственном «счастливом» детстве. Публикация была хорошо принята читателями и в том же 1996 году повесть получила премию за лучший дебют года. Впоследствии по «Плинтусу» были поставлены спектакли в Петербурге, Красноярске, Челябинске и даже Литве.

С 2008 года в переизданиях «Плинтуса» публикуется фрагмент нового романа писателя – «Хроники Раздолбая. Похороните меня за плинтусом-2»  – однако долгожданная вторая часть нашумевшей истории появилась на книжных прилавках только сейчас. По большому счету, книга все о том же – о взрослении, только теперь речь идет об обретении новых идеалов в переломное для человека и перестроечное для страны время.

На страницах романа разыгрывается история практически по библейским мотивам: все начинается с добровольного прощания с раем, отчим домом, после чего герой оказывается на распутье между добром и злом. Автор стремится показать, насколько важную роль играет влияние окружающих людей, будь то друзья, приятели или даже случайно обретенные знакомые.

Стоит признать, что иногда темная сторона дает больше знаний, чем светлая. Под ее началом Раздолбай взрослеет, обучаясь хитростям и завороженно наблюдая за пороками. «Надо учиться жить красиво» – сразу же решает Раздолбай, ощутив ветер свободы. «Чтобы оставаться человеком, предстоит отказаться от многих соблазнов» –  осаждает его внутренний голос, который воспринимается главным героем в разных ситуациях то как голос Бога, то как совесть, то как слабости и страхи. Герой пока не сделал себе имя, он зовется Раздолбаем, потому что еще не имеет цели в жизни, а когда она появляется, он оказывается в замешательстве, какие средства выбрать для ее достижения. «Зачем удерживаться от маленького зла, если знаешь, что способен совершить большое?» – искушает малодушного Раздолбая персонаж Мартин, олицетворяющий желание «жить красиво».

Раздираемый противоречиями, бедный Раздолбай теряется в гуще моральных дилемм, которые возникают чуть ли не на ровном месте. Подавить малодушие и сделать главного героя более целеустремленным под силу только чистой и светлой любви. Кажется, что именно этим объясняется посвящение автором «Хроник» своей жене.

Связь между двумя романами, безусловно, есть, она все время проскальзывает между строк, но ожидать появления знакомых имен из первой части все же не стоит. Приписку «Похороните меня за плинтусом-2» следует рассматривать исключительно в качестве указания на возникший из двух книг цикл. Санаев акцентирует внимание читателей на том, что на этот раз автобиографии в романе крайне мало. По словам автора, сделано это было для того, чтобы глубоко личная история о Саше Савельеве из первой части в итоге переросла в хронику целого поколения с собирательным образом Раздолбая с большой буквы.

Неформальная молодежная обложка призвана привлечь нынешних девятнадцатилетних раздолбаев, которым, как и главному герою, предстоит разобраться в себе. В свою очередь, описание атмосферы великих перемен может вызвать ностальгию у тех, кто был девятнадцатилетним в период Перестройки. Таким образом, из-за существенного промежутка между выходом первой и второй книги, «Хроники» вызывают интерес сразу у двух поколений читателей.

Примечательно, что роман не имеет сюжетной развязки: чаша весов добра и зла во все времена отличается большой неустойчивостью. В скором времени автор собирается приступить к прямому продолжению «Хроник», которое будет иметь название «Спор на балу Воланда». Выход заключительной части цикла планируется ориентировочно через два года также в издательстве «АСТ».





413
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх