100 замечательных


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «cat_ruadh» > 100 замечательных научно-фантастических рассказов, написанных женщинами
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

100 замечательных научно-фантастических рассказов, написанных женщинами

Статья написана 27 июля 2013 г. 22:06

Полгода назад я постил списки лучших произведений НФ и фэнтези, составленные в результате опроса Локуса. Теперь вот хочу предложить вашему вниманию другой список.

В начале июля молодой британский автор Иэн Сейлс (я писал о нём в этом году в связи с полученной им премией BSFA и выдвижением на премию Sidewise) в своём блоге опубликовал этот список, составленный на основе его личных впечатлений как читателя и рекомендаций друзей. Предваряя список, он пишет следующее:

«Приведенный список содержит 100 произведений малой формы – рассказов, новелл и повестей, – написанных женщинами и опубликованных с 1927 по 2012 год. Один автор – одно произведение. Эти тексты не обязательно являются лучшими произведениями своих авторов. В большинстве случаев я не настолько хорошо знаком со всем творчеством, чтобы выбрать лучшее; в других случаях я выбрал рассказ, который сам читал, и мне он понравился. И да, в списке есть несколько рассказов, которые я отношу к своим любимым. Я не читал их все – некоторые рекомендации пришли по Твиттеру или в комментах в моём блоге (спасибо всем, кто в этом участвовал), другие я взял из списков лауреатов разных премий и Лучших за год. В список могли просочиться один-два фэнтезийных рассказа, поскольку не всё тексты удалось найти и проверить. Однако, все произведения в списке должны быть научной фантастикой – и это также должно продемонстрировать большое разнообразие стилей, тем и подходов, присущих жанру.

Смысл составления этого списка в том, чтобы показать: женщины писали хорошую научную фантастику с самого зарождения жанра. Это вопиющим образом проигнорировали составители антологии 100 лучших научно-фантастических рассказов (1978) Азимов, Гринберг и Оландер, где перу женщин принадлежит всего пять. Например, первый рассказ в моём списке занял третье место в конкурсе, проведенном журналом Amazing Stories в течение второго года его публикации.

Безусловно, найдутся произведения и авторы, которых я пропустил, и которых вы очень хотели бы видеть в списке. Пишите мне об этом в комментах. Также можете свободно распространять этот список, выделив одним шрифтом то, что вы уже прочитали, а другим то, что значится в вашем списке на прочтение.»

1 ‘The Fate of the Poseidonia’, Clare Winger Harris (1927, рассказ)

2 ‘The Conquest of Gola,’ Leslie F Stone (1931, рассказ)

3 ‘Water Pirate’, Leigh Brackett (1941, рассказ)

4 ‘Space Episode’, Leslie Perri (1941, рассказ)

5 ‘No Woman Born’, C.L. Moore (1944, новелла)

6 ‘That Only a Mother’, Judith Merril (1948, рассказ)

7 ‘Contagion’, Katherine Maclean (1950, новелла)

8 ‘Brightness Falls from the Air’, Margaret St Clair [as Idris Seabright] (1951, рассказ)

9 ‘All Cats are Gray’, Andre Norton (1953, рассказ)

10 ‘The Last Day’, Helen Clarkson (1958, рассказ)

11 ‘Captivity’, Zenna Henderson (1958, повесть)

12 ‘The New You’, Kit Reed (1962, рассказ)

13 ‘The Putnam Tradition’, Sonya Dorman (1963, рассказ)

14 ‘Lord Moon’, MJ Engh [as Jane Beauclerk] (1965, рассказ)

15 ‘Weyr Search’, Anne McCaffrey (1967, повесть)

16 ‘The Heat Death of the Universe’, Pamela Zoline (1967, рассказ)

17 ‘The Steiger Effect’, Betsy Curtis (1968, рассказ)

18 ‘The Power of Time’, Josephine Saxton (1971, новелла)

19 ‘And I Awoke and Found Me Here on the Cold Hill’s Side’, James Tiptree Jr (1972, рассказ)

20 ‘When It Changed’, Joanna Russ (1972, рассказ)

21 ‘Sheltering Dream’, Doris Piserchia (1972, рассказ)

22 ‘Of Mist, and Grass, and Sand’, Vonda N McIntyre (1973, новелла)

23 ‘Clone Sister’, Pamela Sargent (1973, новелла)

24 ‘The Violet’s Embryo’, Angélica Gorodischer (1973, новелла)

25 ‘Stone Circle’, Lisa Tuttle (1976, рассказ)

26 ‘Eyes of Amber’, Joan D Vinge (1977, новелла)

27 ‘Cassandra, CJ Cherryh (1978, рассказ)

28 ‘The View from Endless Scarp’, Marta Randall (1978, рассказ)

29 ‘Scorched Supper on New Niger’, Suzy Mckee Charnas (1980, новелла)

30 ‘Abominable’, Carol Emshwiller (1980, рассказ)

31 ‘Sea Changeling’, Mildred Downey Broxon (1981, новелла)

32 ‘In the Western Tradition’, Phyllis Eisenstein (1981, повесть)

33 ‘Her Furry Face’, Leigh Kennedy (1983, рассказ)

34 ‘Bloodchild’ Octavia E Butler (1984, новелла)

35 ‘Symphony for a Lost Traveller’, Lee Killough (1984, рассказ)

36 ‘All My Darling Daughters’, Connie Willis (1985, новелла)

37 ‘Webrider’, Jayge Carr (1985, рассказ)

38 ‘Out of All Them Bright Stars’, Nancy Kress (1985, рассказ)

39 ‘The View from Venus: A Case Study’, Karen Joy Fowler (1986, новелла)

40 ‘Reichs-Peace’, Sheila Finch (1986, новелла)

41 ‘Daily Voices’, Lisa Goldstein (1986, рассказ)

42 ‘Rachel in Love’, Pat Murphy (1987, новелла)

43 ‘Forever Yours, Anna’, Kate Wilhelm (1987, рассказ)

44 ‘Stable Strategies for Middle Management’, Eileen Gunn (1988, рассказ)

45 ‘War and Rumours of War’, Candas Jane Dorsey (1988, рассказ)

46 ‘The Mountains of Mourning’, Lois Mcmaster Bujold (1989, повесть)

47 ‘Tiny Tango’, Judith Moffett (1989, повесть)

48 ‘Identifying the Object’, Gwyneth Jones (1990, новелла)

49 ‘Loose Cannon’, Susan Shwartz (1990, новелла)

50 ‘Dispatches from the Revolution’, Pat Cadigan (1991, новелла)

51 ‘The Road to Jerusalem’, Mary Gentle (1991, рассказ)

52 ‘The Missionary’s Child’, Maureen F McHugh (1992, новелла)

53 ‘The Story So Far’, Martha Soukup (1993, рассказ)

54 ‘The Good Pup’, Bridget McKenna (1993, рассказ)

55 ‘California Dreamer’, Mary Rosenblum (1994, рассказ)

56 ‘Last Summer at Mars Hill’, Elizabeth Hand (1994, повесть)

57 ‘Coming of Age in Karhide’, Ursula K Le Guin (1995, новелла)

58 ‘De Secretis Mulierum’, L Timmel Duchamp (1995, повесть)

59 ‘Merlusine’, Lucy Sussex (1997, новелла)

60 ‘Noble Mold’, Kage Baker (1997, рассказ)

61 ‘All the Birds of Hell’, Tanith Lee (1998, новелла)

62 ‘Rain Season’, Leanne Frahm (1998, рассказ)

63 ‘Echea’, Kristine Kathryn Rusch (1998, новелла)

64 ‘Patient Zero’, Tananarive Due (2000, рассказ)

65 ‘Knapsack Poems’, Eleanor Arnason (2002, рассказ)

66 ‘State of Oblivion’, Kaaron Warren (2003, рассказ)

67 ‘Inside Out’, Michaela Roessner (2004, рассказ)

68 ‘Griots of the Galaxy’, Andrea Hairston (2004, новелла)

69 ‘Riding the White Bull’, Caitlín R Kiernan (2004, новелла)

70 ‘The Avatar of Background Noise’, Toiya Kristen Finley (2006, рассказ)

71 ‘Captive Girl’, Jennifer Pelland (2006, рассказ)

72 ‘The Bride Price’, Cat Sparks (2007, рассказ)

73 ‘Tideline’, Elizabeth Bear (2007, рассказ)

74 ‘Arkfall’, Carolyn Ives Gilman (2008, повесть)

75 ‘Legolas does the Dishes’, Justina Robson (2008, рассказ)

76 ‘The Ecologist and the Avon Lady’, Tricia Sullivan (2008, новелла)

77 ‘Infinities’, Vandana Singh (2008, новелла)

78 ‘Chica, Let Me Tell You a Story’, Alex Dally Macfarlane (2008, рассказ)

79 ‘Spider the Artist’, Nnedi Okrafor (2008, рассказ)

80 ‘Cold Words’, Juliette Wade (2009, новелла)

81 ‘Eros, Philia, Agape’, Rachel Swirsky (2009, новелла)

82 ‘Non-Zero Probabilities’, NK Jemisin (2009, рассказ)

83 ‘Sinner, Baker, Fabulist, Priest; Red Mask, Black Mask, Gentleman, Beast’, Eugie Foster (2009, рассказ)

84 ‘It Takes Two’, Nicola Griffith (2009, новелла)

85 ‘Blood, Blood’, Abbey Mei Otis (2010, рассказ)

86 ‘The Other Graces’, Alice Sola Kim (2010, рассказ)

87 ‘Agents of Repair’, Rosie Oliver (2010, рассказ)

88 ‘Amaryllis’, Carrie Vaughn (2010, рассказ)

89 ‘I’m Alive, I Love You, I’ll See You in Reno’, Vylar Kaftan (2010, рассказ)

90 ‘Flying in the Face of God’, Nina Allan (2010, рассказ)

91 ‘Six Months, Three Days’, Charlie Jane Anders (2011, рассказ)

92 ‘Nahiku West’, Linda Nagata (2011, новелла)

93 ‘The Cartographer Bees and the Anarchist Wasps’, E Lily Yu (2011, рассказ)

94 ‘Silently and Very Fast’, Catherynne M Valente (2011, повесть)

95 ‘Jagannath’, Karin Tidbeck (2011, рассказ)

96 ‘A Vector Alphabet of Interstellar Travel’, Yoon Ha Lee (2011, рассказ)

97 ‘Immersion’, Aliette de Bodard (2012, рассказ)

98 ‘The Lady Astronaut of Mars’, Mary Robinette Kowal (2012, новелла)

99 ‘The Green’, Lauren Beukes (2012, рассказ)

100 ‘Significant Dust’, Margo Lanagan (2012, новелла)

В блоге Сейлса каждое произведение снабжалось ссылкой на онлайновую публикацию, или книгу, где его можно найти. Ввиду технической сложности переноса сотни ссылок руками (а другого Фантлаб пока что не позволяет), я дал ссылку на исходный блог, где кажый может воспользоваться ссылками на публикации.

Особо продвинутых прошу составить нечто подобное из произведений НФ, написанных на русском. Ольга Ларионова и Ариадна Громова были известны, в первую очередь, вещами крупными, но в малой форме тоже выступали. С тех пор у нас есть множество дам, пишущих фантастику. Думаю, сейчас самое время для составления такого списка.

И милости прошу спорить и обсуждать представленные здесь произведения!

P.S. Картина Джима Бёрнса -- от фонаря. Просто я посчитал, что при такой публикации должен быть женский портрет. Кстати, картина очень свежая -- Джим закончил её неделю назад и сразу предъявил миру на Фейсбуке.



Тэги: списки


795
просмотры





  Комментарии
Страницы: 123


Ссылка на сообщение28 июля 2013 г. 23:20
Анна (Ли) Китаева хоть в основном работает по фэнтэзи-магреализму, но есть и вполне НФ
«По ту сторону Джера»
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение29 июля 2013 г. 11:49
Согласен. Хотя мне у неё встречались только фэнтези.


Ссылка на сообщение30 июля 2013 г. 00:40
Крайне тупой список. Я даже не нахожу смысла в его существовании. 39 рассказов и новелл, написанных женщинами-фантастами, которые стали победителями ХЬЮГО и НЕБЬЮЛЫ, не вошли в него. И это не считая повестей-победителей — их наберется еще с десяток, а также просто хороших произведений, попадавших в номинации двух основных премий — таких вообще под сотню.
Этим английским любителям фантастики можно посоветовать просто не позориться со своими списками лучших.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июля 2013 г. 13:08
Принцип «одна писательница — один рассказ», это раз.
Субъективное мнение писателя Иэна Сейлса, это два.
Читать надо внимательнее, это три.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2013 г. 14:18
Славич, мое объективное мнение, в фантлабе не стоит печатать субъективные мнения начинающего писателя, которые совершенно далеки от объективности.
Кстати, приношу извинение за предыдущее свое замечание — в приведенный список не попали 38 произведений.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2013 г. 14:26
Так главное не в том, правильно ли некий Сейлс назвал лучшие произведения (он сам об этом пишет). Главное, что он составил список из 100 (ста!) писательниц. В этом и смысл — в именах. А лучшие рассказы мы и сами подберём — субъективно.;-)
 


Ссылка на сообщение30 июля 2013 г. 19:16
Неужели Вам незнакома ссылка http://www.sfadb.com/# — здесь в рубрике Names составлен каталог подавляющего большинства англоязычных авторов с перечнем всех наград, полученных за свои произведения. За час любой желающий может составить список из ста самых доСТОйных фантастов-женщин, причем с очень высокой степенью объективности.
Все, на этом переписку я завершаю.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2013 г. 20:58
Сам регулярно работаю с этой базой. И знаете, она не так уж сильно помогает в составлении подобного списка. В 1960 году в мире существовала всего одна «фантастическая» премия — Хьюго, так что 1920 — 1960 годы наградами охвачены плохо.
А список субъективный, согласен.
 


Ссылка на сообщение2 августа 2013 г. 08:48

цитата validity

39 рассказов и новелл, написанных женщинами-фантастами, которые стали победителями ХЬЮГО и НЕБЬЮЛЫ, не вошли в него.

И в чём проблема? Я вот тоже не считаю, что рассказы, лауреаты, исключительно шедевры. При желании любой выбор можно оспорить и подвергнуть сомнению.
Что собственно данный список и демонстрирует.


Ссылка на сообщение30 июля 2013 г. 13:34
Очень странно, что в список даже не было попытки включить произведения российских и украинских авторов: например, — Козинец, Ларионова («У моря, где край земли»)...
Для англо-американцев непреодолимое препятствие — кириллица. Но для Фантлаба-то его нет...
А картинка с драконятами — неплохая! Может, дополнить список и изобразительной фантастикой?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 июля 2013 г. 13:41
А давайте составим свой список, исходя из тех же принципов? На предыдущей странице идёт довольно активное обсуждение.
 


Ссылка на сообщение30 июля 2013 г. 13:47
Да, неплохо бы сделать дамам и барышням подарок к 8 Марта (или к любой иной подходящей дате)...
 


Ссылка на сообщение31 июля 2013 г. 08:32
Про В Журавлеву я свои предпочтения уже написал
А.Громова к сожалению рассказов почти не писала. Я за «Поединок с собой»
Л Немченко «Бог и беспокойная планета»
О Ларионова так много хорошего, что трудно выбрать.
У Д Трускиновской рассказы почти не читал
 


Ссылка на сообщение30 июля 2013 г. 13:56
Если верить Евгению Харитонову, первая в мире писательница-фантаст была русской — Вера Крыжановская. Приоритет же Мэри Шелли, как бы признанный во всем мире, оспаривается на том основании, что, дескать, Шелли писала фантастику спорадически, тогда как Крыжановская постоянно. :-)


Ссылка на сообщение6 августа 2013 г. 12:39

цитата mad_abram

При желании любой выбор можно оспорить и подвергнуть сомнению.Что собственно данный список и демонстрирует.

Нет, вообще-то иногда прикольно такие списки читать. Любые списки и антологии(что, на мой взгляд, есть некое отражение таких списков), что все это есть некий выбор ограниченного числа людей и отражающий именно их выбор и взгляд( и не только в области фантастики/фэнтези, но и личных взглядов, в том числе и на феминизм, что не может не являться вкусовщиной). И что может не отражать настоящее положение дел в жанре 8-).


Ссылка на сообщение7 августа 2013 г. 21:30

цитата Славич

И всё ж беда — как мало написали многие советские фантасты! И как мало среди них дам, даже в 60-е, годы расцвета жанра.

Хм. А это плохо или не очень? На самом деле, если сравнивать с Западом, то книг вообще выходило мало. Зато процентно количество — дрянь-качественная работа — у нас превышение качества над дрянью. То бишь среди 100 помоек один Хайнлайн, а у нас из 10 — Стругацкие, Булычев, Михайлов и еще кто-нибудь.
Так вот — женщин и так было мало писательниц, зато действительно — иной раз одно произведение, а в список ста можно вносить! Мариэтта Чудакова (блистательный исследователь Булгакова) и написала-то «Пространство жизни», а множество уважаемых фантастов и критиков сразу заценили. Хотя тот же Ревич весьма жестко подходил к халтуре.
И вот еще интересный факт — «Уральский следопыт» печатал список изданных в стране «фантастических» произведений. Но туда попадали и книги сказочного направления — типа книги Ирины Христолюбовой «Топало» (87 год, Пермь). Так что женских имен больше. А история Зинаиды Бобырь как переводчицы неожиданно перешла в разряд Бобырь-писательница.
Спасибо за внезапный поворот — от «тамошних» писательниц к нашим. Очень интересно.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 августа 2013 г. 21:47

цитата hellsing

А это плохо или не очень? На самом деле, если сравнивать с Западом, то книг вообще выходило мало. Зато процентно количество — дрянь-качественная работа — у нас превышение качества над дрянью. То бишь среди 100 помоек один Хайнлайн, а у нас из 10 — Стругацкие, Булычев, Михайлов и еще кто-нибудь.
Готов допустить, что благодаря цензуре (страшно звучит, правда?) в Союзе доля хороших книг была в два, в три раза выше, чем в США. Иными словами, тот же закон Старджона, только 30 на 70, а не 10 на 90.
Не будем забывать, что помимо АБС, Булычёва и Михайлова, были ещё молодогвардейцы и иже с ними. Да и большая часть советской НФ проверку временем не прошла.
Но причина даже не в особенностях книгоиздания тех лет. Просто в русской прозе XIX — первой половины XX веков практически нет женщин-классиков.
 


Ссылка на сообщение7 августа 2013 г. 22:06
Да ну? БСФ 68 — Ефремов, Стругацкие, Биленкин, Михаил Анчаров, Зубков и Муслин — все классики (Руденко я не читал, это 6 имя). 72 — Колупаев, Днепров, Варшавский, Булычев (Гусляр!) и приличная вещь Сергея Павлова — 100 из 100. 75 — один Кир Булычев. По разному было. И проверку временем как раз прошла! «Знаки Зодиака» Ольги Ларионовой вышли в андроповском 83 в БСФ. Но читать ее произведения тем, кто изначально воспитывается на тухлятине «военно-хисторрической фянтястике», «юмарыстыческой фентастики»(вот где разгул именно женских помоев с уровнем интеллекта «табуретка») необычайно сложно. Это мы не прошли проверку.
«Дороги еще заплачут о турках, поскольку некому заставлять их чинить» — сербская народная шутливая песня.
А мы заплачем о советской цензуре:-)))
Поскольку преодолевать ее помогали великие женщины — Беркова, Клюева, да и Ариадна Громова. И они пробивали хорошие книги.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2013 г. 11:10
Не в порядке спора, а токмо ради выяснения истины.

цитата hellsing

Да ну? БСФ 68 — Ефремов, Стругацкие, Биленкин, Михаил Анчаров, Зубков и Муслин — все классики
Вот я лично читал из них только первых четырёх. Из них безусловные классики лишь Ефремов и АБС. Если под словом «классики» понимать тех, кого читают и кому подражают. (Разумеется, мои личные вкусы здесь не в счёт).
Но дело даже не том, какова доля хороших книг в советской фантастике. Умножим ли мы число советских НФ книг на 50% или на 10% — всё равно окажется мало. Скажите, что лучше: 3 хороших книги в год или 10?
Плодородный слой почвы слишком тонок, чтобы на нём сейчас проросло что-то путное.:-(


Ссылка на сообщение8 августа 2013 г. 11:23
Если разговор о писательницах советского периода, согласитесь, что на них закон Старджона не распространялся8:-0
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2013 г. 13:20
Ваша правда. Пробиться удалось только лучшим.


Ссылка на сообщение8 августа 2013 г. 12:18
Ибо пробиться в писательницы было для женщины тяжело, очень. Если ты не шла по «разнарядке» — для цифры.
А давайте сделаем нашу сотку? Правда с рассказами вопрос... А еще с временными рамками. То есть Хаецкую или Семенову видеть хочется, но вот копаться в куче «писотельнец» всяких «юмеристычных» и «глямурных» фянтастик совсем нет. Хотя и туда может занести очень приличного человека.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение8 августа 2013 г. 13:14
Вот! Именно ради этого я всё и затевал! Именно об этом говорил в исходном посте: составим свой список. До 100, пожалуй, не дотянем, но 50 вполне.
 


Ссылка на сообщение8 августа 2013 г. 16:52
Как ни странно, но через 50 можем перебраться... Если пойдем по пути Запада и отметим все просто интересное. Ибо рассказы 40х в США и в мужском варианте часто интересны только спецам и упертым читателям (как я — только я был суперупертым по части СССР — в библиотеке вычитывал даже газетные вещи и журнал «Крокодил»:-)))). А уж женские явно не памятник литературе, а памятник тем годам.
Как набирать будем? Тоже по хронологии? Я раньше Мариэтты Шагинян не читал (СССР, естественно). Но если «Последний милитарист» и «Голова медузы» вышли в 16 году — то она мостик с «дореволюции). И как будем заценивать Веру Крыжановскую-Рочестер? Ее влияние довольно серьезно. Ибо про выдающегося украинского графомана Бердника (у меня есть его произведения 60х- это ужас и кошмар) так четко в Энциклопедии Фантастики и написано — «опубликовал серию слабых в художественном отношении романов, полных мистики и псевдонаучности, явно списанных у Крыжановской». Ну, прямо-таки списанных — это несколько перегнули. Но то, что это направление (мистика и псевдонаучность) в духе знаменитой писательницы мощно выперлось у Головачева и Юрия Никитина — это точно. Так что перед Верой Ивановной надо снять шляпу!!
 


Ссылка на сообщение9 августа 2013 г. 02:54

цитата hellsing

перед Верой Ивановной надо снять шляпу!!

А она фантастические рассказы писала? Или вообще будем любой жанр включать


Ссылка на сообщение9 августа 2013 г. 13:15

цитата cat_ruadh

составим свой список. До 100, пожалуй, не дотянем, но 50 вполне.

Если делать общий список не по странам, а по вкладу. Пусть список будет смешанным, международным.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение9 августа 2013 г. 14:36
Сложно будет сопоставлять, думаю. Неравновесный список получится.


Ссылка на сообщение9 августа 2013 г. 21:05
По вкладу — не получится. Иногда отличные единичные рассказы или романы мелькали звездой и... все. Или вот вклад Ариадны Громовой и Мариэтты Чудаковой оценивать только беллетристикой нельзя. Один только «клуб» шестидесятников на квартире Громовой — это супервклад.
Да и англоязычная фантастика — это одна культура (слова в том числе), а русская — совсем иная. И если «умную» фантастику Урсулы Ле Гуин и Ольги Ларионовой можно поставить рядом, то сравнить все равно не выйдет. Разные уж больно.
Но если оценивать НАШИХ женщин (а наши — это СССР и ныне русскоязычные писательницы), то видимо романы тоже придется включать. Хоть и писала Семенова хорошие рассказы, но ее мощный вклад — эти «антиконан»-Волкодав. Да и Хаецкая больше романистка.
Напоследок в качестве улыбки — как супругов Дяченко заценивать будем? С Зоричем типа все ясно — это типа «мужиг». А Дяченко дозиметром делить:-)))?


Ссылка на сообщение10 августа 2013 г. 05:11
Ещё вспомнил: Лилианна Розанова правда написала всего пять фантастических рассказов
Страницы: 123

⇑ Наверх