Калейдоскоп фантастики


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Калейдоскоп фантастики» облако тэгов
Поиск статьи в этом блоге:
   расширенный поиск »

  

Калейдоскоп фантастики


Данная рубрика посвящена всем наиболее важным и интересным отечественным и зарубежным новостям, касающимся любых аспектов (в т.ч. в культуре, науке и социуме) фантастики и фантастической литературы, а также ее авторов и читателей.

Здесь ежедневно вы сможете находить свежую и актуальную информацию о встречах, конвентах, номинациях, премиях и наградах, фэндоме; о новых книгах и проектах; о каких-либо подробностях жизни и творчества писателей, издателей, художников, критиков, переводчиков — которые так или иначе связаны с научной фантастикой, фэнтези, хоррором и магическим реализмом; о юбилейных датах, радостных и печальных событиях.

Модераторы рубрики: С.Соболев, DeMorte, Kons

Авторы рубрики: bakumur, artem-sailer, swgold, polak22, isaev, versta, sanbar, inyanna, breg, visto, ceh, cat_ruadh, denshorin, glupec, Kons, WiNchiK, Petro Gulak, sferoidi, Pouce, shickarev, snovasf, suhan_ilich, Vladimir Puziy, Денис Чекалов, Мартин, Aleks_MacLeod, ameshavkin, Sagari, iwan-san, demihero, С.Соболев, Ank, angels_chinese, senoid, Verveine, saga23, Nexus, Сноу, votrin, vvladimirsky, Ksavier, coolwind, Lartis, geralt9999, ula_allen, gleb_chichikov, Сферонойз, Мэлькор, sham, Burn_1982, Горе, Mitgarda, garuda, drogozin, Pickman, Славич, vad, HellSmith, sloboda89, grigoriynedelko, validity, volodihin, volga, vchernik, tencheg, creator, Anahitta, Календула, Берендеев, Брисоль, iRbos, Вертер де Гёте, Кел-кор, doloew, Silvester, slovar06, atgrin, Стронций 88, nufer, Пятый Рим, Ny, magister, Green_Bear, Толкователь, 2_All, 240580, darkseed, =Д=Евгений, Кибренетик, Thy Tabor, БорЧ, DeMorte, Pirx, Алекс65, Ведьмак Герасим, Иар Эльтеррус, mif1959, JimR, bellka8, chert999, kmk54, Zangezi, Fyodor, Леонид Смирнов, kenrube, Алексей121, keellorenz, Death Mage, shawshin, khripkovnikolai, amarkov, EllenRipley007, rvv, negrash, монтажник 21, DGOBLEK, Мстислав Князев, fhistory, merlin_leroy, Wladdimir



Статья написана вчера в 12:06

В 2018 году ныне покойный писатель и издатель Николай Ютанов, главный редактор издательства «Terra Fantastica» и возрожденного журнала «Если», объявил о создании в Пулковской обсерватории музея, посвященного Аркадию и Борису Стругацким. Который в перспективе должен был превратиться в музей истории советской фантастики вообще.

2 июня 2018 года в РБК писали:

цитата
Музей откроется в Пулковской обсерватории в помещении площадью 300 кв. м. Пространство включит в себя три площадки: «Библиотека», которая будет связана с наследием Стругацких и историей фантастики России и СССР, и образовательно-просветительскую часть, которую посвятят современной науке и литературе, также там будут представлены книги Стругацких во всех форматах. На площадке «Лекторий» будут проводить образовательно-просветительские лекции для школьников и молодежи, сценарные игры на основе миров Стругацких, семинары и встречи с писателями-фантастами, а также выставки и мультимедийные проекты. Также планируется открыть секцию «Планетарий».

Но грантовых средств на запуск проекта не хватило, а найти софинансирование не удалось – в итоге деньги пришлось вернуть, музей так и не открылся. «Terra Fantastica» и «Если» тоже канули в Лету еще при жизни Ютанова, но это другая печальная история.

Несколько лет спустя мы с известным петербургским музейщиком Виктором Сеничкиным приготовились к реализации проекта онлайн-музея советской фантастики, который много обсуждали еще во время ковида. Виктор получил «добро» Смольного, все уже, казалось, на мази.

4 сентября 2021 года газета «Петербургский Дневник» писала:

цитата
Рабочее название проекта – «Музей истории советской фантастики». Планируется, что сначала в онлайн-формате, а после и в очной форме будет сформирован музей и фактически исследовательский центр отечественной фантастической литературы. По словам исследователя, автора проекта Виктора Сеничкина, создание и развитие музея советской фантастики – это многолетний процесс, рассчитанный на сохранение памяти о достижениях русской фантастической литературы, ее систематизацию и популяризацию.

Мы уже были готовы приступать к оцифровке архивных документов и разработке сайта, но мой коллега получил приглашение из Москвы, от которого он не смог отказаться – и музей не открылся. Виктор, насколько я знаю, не теряет оптимизма, надеется когда-нибудь реализовать проект, но даже если это случится, музей откроется в другом городе.

Если человек один раз наступил на грабли, это случайность. Если два — настойчивость. А если три — традиция. Поэтому когда в конце 2024 года литературный музей «XX век» пригласил меня проконсультировать постоянно действующую экспозицию, посвященную истории советской фантастики, мы решили традицию нарушить и громко о планах пока не объявлять. Как выяснилось, не без оснований, пару раз открытие из-за непоняток с подрядчиками откладывалось. Но вот – свершилось: в Петербурге заработал первый в истории Музей истории советской фантастики. С 23 декабря 2025 года он принимает посетителей, ура. Можно рассказывать, что мы с удовольствием и делаем.

Пока это больше похоже на музей современного искусства с упором на арт-объекты, художественные инсталяции и кинетические скульптуры. Мне, конечно, ближе классический музей, хранилище документов и объектов, имеющих историческую ценность, но желание первым делом показать товар лицом тоже понятно. Надеюсь, все еще будет – и сайт с архивными документами, как мы когда-то планировали с Сеничкиным, и другие экспозиции, благо потенциал к расширению у музея есть. И, конечно, площадка будет работать как лекционное пространство, место для кинопоказов и прочего, связанного с историей нашей фантастики – оборудование там современное, лекционный зал небольшой, но вполне комфортный. В общем, ура, товарищи: с третьего раза – удалось!

Подробнее с фоточками – на сайте журнала «Мир фантастики».

И еще несколько рабочих фотографий на финальном этапе сборки выставки под катом.




Статья написана позавчера в 14:35

Студия «МедиаКнига» представляет аудиокнигу «Одержимая» известных писателей-фантастов Марины и Сергея Дяченко – победителей литературного международного конкурса писателей фантастов фантастов «ЕвроКон».

Книга прочитана популярным актером дубляжа Андреем Сидоровым.

Аннотация :

Она – современная ведьма-авантюристка, ворожит и снимает порчу, но верит только в деньги. Он – демон, вселившийся в нее.

Она – одержимая. Она – гончая. Он – жестокий хозяин.

Двое ненавидят друг друга и связаны общей миссией. Стоит хоть раз ошибиться, опоздать, просчитаться – и ведьма, и демон отправятся в ад. Но в таком трудном деле ошибка – всего лишь вопрос времени…

Аудиокнига доступна эксклюзивно на Литрес

Источник тут


Статья написана 21 декабря 14:52

Константин Сергеевич Волков... Ещё один советский фантаст, дата смерти которого неизвестна. Нигде нет фотографии этого писателя. Вот так: был человек, жил в Москве, книги выходили в центральных издательствах. Растворился в движении истории, исчез...



Константин Волков. Звезда утренняя. — М.: Детгиз, 1957 г. Тираж: 15000 экз. Оформление и внутренние иллюстрации Г. Алимова.



Из доступных, очень скудных источников известно, что Константин Сергеевич Волков (1907 – ?) — русский советский писатель-фантаст. Родился в Москве. Работал в системе Госплана СССР, в 1940 году опубликовал пособие для промысловых артелей "В помощь ревизионной комиссии". Увлекался живописью и художественной фотографией. Известен своими научно-фантастическими произведениями, написанными в зрелом возрасте. Среди них: рассказ "Тайна безыменного острова" (1956), повесть "Звезда утренняя" (1957), роман "Марс пробуждается" (1961).



Титульный разворот книги К. Волкова "Звезда утренняя" (1957). Художник Г. Алимов.



Повесть Волкова "Звезда утренняя" была издана в 1957 году. Вышла она очень небольшим для тех лет тиражом — всего 15 тысяч экземпляров. Для себя я объясняю появление этого довольно сырого произведения событиями, сопутствующими его изданию. Книжка была сдана в набор 6 июня 1957 года, подписана к печати 15 сентября 1957 года. Вспомним, что это был за год. Четвёртого октября 1957 года с Пятого научно-исследовательского полигона Министерства обороны СССР "Тюра-Там", позже получившего открытое название космодром "Байконур", был запущен первый искусственный спутник Земли. Этим запуском человечество триумфально открыло космическую эру своей истории.



Рисунок художника Г. Алимова к повести К. Волкова "Звезда утренняя" (1957).



Похоже, Константин Волков настолько удачно и так вовремя предложил свою повесть "Звезда утренняя" в редакцию фантастики Государственного Издательства Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, что её не особенно редактировали и дорабатывали, ведь "дорога ложка к обеду". Это было то, что нужно в такой момент — книжка о межпланетном путешествии! Уж очень "Звезда утренняя" была космическая, динамичная и даже в чём-то нахальная. Из истории советской фантастики мы знаем, что рукописи многих авторов-фантастов (а начинающих — в первую очередь) обычно доводились до ума под руководством внимательных и знающих редакторов. Например, Аркадий Стругацкий, будучи в конце пятидесятых-начале шестидесятых редактором Детлита, не один месяц курировал правку в своё время очень популярного фантастического романа "Экипаж "Меконга" (1961) Евгения Войскунского и Исая Лукодьянова.



Рисунок художника Г. Алимова к повести К. Волкова "Звезда утренняя" (1957).



В том же памятном 1957 году в журнале "Техника-молодёжи" был напечатан знаменитый социально-философский роман Ивана Ефремова "Туманность Андромеды", но это совсем другой случай: масштабность гения автора сложилась с его широчайшей научной эрудицией и уже солидным писательским опытом. За плечами Ефремова, печатавшегося с 1944 года, был целый ряд фантастических повестей и рассказов, а также роман-дилогия "На краю Ойкумены" ("Великая Дуга"). Это вам не пособие "В помощь ревизионной комиссии"... Тем не менее, в авторском предисловии к первому книжному изданию "Туманности Андромеды", вышедшему в 1958 году в издательстве "Молодая гвардия", Ефремов пишет, что внёс поправки в текст романа, которые были вызваны запуском первых искусственных спутников Земли. Таким образом, влияние советских спутников на фантастическую литературу сомнению не подлежит.



Рисунок художника Г. Алимова к повести К. Волкова "Звезда утренняя" (1957).


Содержание полной статьи:

• Растворился в движении истории…

• "Звезда утренняя" вышла в 1957 г. небольшим для тех лет тиражом – всего 15 тыс. экз.

• Космическая, динамичная и в чём-то нахальная…

• Влияние первых советских спутников на фантастику сомнению не подлежит.

• Считаем ракетные "блины" в Чёрном море.

• В пятидесятые годы фантасты неоднократно овладевали Утреней звездой.

• "Академик достал огромную лупу…"

• Как на Земле возникла жизнь, мы узнаем на Венере.

• Межпланетный корабль создан, но у него почему-то нет названия.

• Наташе рисковать молодым телом не понадобилось.

• За стремление мечтать я писателя Константина Волкова упрекать не стану...

• Описания эмоций героев, когда у них захватывает дух от великолепия природы и могущества техники, в текстах советских фантастов получались очень чувственными.

• Советская фантастика должна была быть научной, достоверной, познавательной, героичной и занимательной. Что получилось у К. С. Волкова?

• Мечтая о полётах к другим планетам, Константин Волков мечтами не ограничился, а дерзко и самоуверенно сочинил повесть о полёте на Венеру и роман о полёте на Марс...

• Ровно 55 лет назад автоматическая межпланетная станция "Венера-7" впервые совершила посадку на Утренней звезде: неприветливая реальная Венера.

Читать статью полностью: https://dzen.ru/a/aTf2IQdOPFqmJDd5


Статья написана 20 декабря 19:28

Вступление

С момента публикации «Элантриса» прошло уже двадцать лет, именно тогда все и началось. Я считал, что самыми необычными в моей профессиональной карьере будут первые десять лет — во многом потому, что они прошли под знаком «Колеса времени».

Забавно перечитывать Итоги Сандерсона 2015 года, где я ностальгирую по поводу сорокалетия. Что ж, прошло еще десять лет, и они оказались не менее необычными. Наши издания в кожаных переплетах пользовались значительным успехом (мы перешли от эксперимента с «Элантрисом» к публикации самого «Колеса времени»), как и наши краудфандинговые кампании (и это еще мягко сказано). Мы запустили Nexus, и если этот год чему-то нас научил, так это тому, что нам не нужно делать громкий выпуск очередной книги, чтобы вызвать интерес к конвенту. А Dragonsteel за это время выросла из небольшой компании из друзей и родственников в настоящую компанию с отделом кадров и всем остальным.

Я по-прежнему безмерно благодарен вам за то, что вы остаетесь со мной на протяжении всего этого пути. Я понимаю, что не всегда успеваю взяться за побочные проекты, которые от меня ждут, но это неизбежная плата за возможность сохранять творческий запал. (И чтобы самому не потерять интерес к «Архиву буресвета» и «Рожденному туманом».)

Оглядываться на двадцать лет назад немного страшновато. Я уже воплотил половину задуманного по Космеру, и мне кажется, что получается хорошо, но в пятьдесят я чувствую себя намного старше, чем в сорок, когда ко мне пришло осознание возраста. Я уже пишу ежегодные итоги дольше, чем живет на свете мой младший сын. Просто с ума сойти.

Неизменным остается одно: мне нравится рассказывать свои истории. Десять лет назад я шутил о том, что меня называют слишком продуктивным, и с тех пор у меня так и не появилось ни малейшего желания сбавить темп. Если вы вдруг пропустили, на Nexus я анонсировал шестой секретный проект The Fires of December и прочитал первые главы, которые кажутся мне самым сильным началом книги из всего мной написанного.

Всегда есть еще один секрет — и еще одна история.

А теперь к Итогам Сандерсона! Это мой ежегодный отчет, в котором я делюсь новостями и подвожу итоги года.




Тэги: Итоги
Статья написана 16 декабря 11:07

В этом выпуске «ФантКаста» рассказываем немного о внутренней кухне, об одном из феноменов, вокруг которых строится повседневная жизнь отечественного фэндома.

цитата
Разговоры о фантастических книгах, фильмах и телесериалах, комиксах и видеоиграх – не то чтобы главная, но важная составляющая жизни сообщества любителей фантастики. Но на конвентах и книжных фестивалях, в книжных магазинах и библиотеках о фантастике говорят по-разному – и слушатели ждут разного от экспертов, выступающих со сцены. В этом выпуске «ФантКаста» наш постоянный ведущий Василий Владимирский попробовал обобщить свой четвертьвековой опыт спикера, модератора и организатора публичных выступлений разного рода и предложил свою классификацию. Которая, возможно, поможет слушателям определиться: на какое публичное выступление стоит идти – а какое можно с легким сердцем вычеркнуть из своего молескина.


Слушаем выпуск и подписываемся на «ФантКаст» на платформах:

ВКонтакте

Telegram

Apple Podcasts

Яндекс.Музыка

Castbox

SoundStream

Spotify

Podcast Addict

YouTube

YouTube.Music

ЛитРес

MyBook

Mave

RSS


Реквизиты для тех, кто готов финансово поддержать Петербургскую фантастическую ассамблею и ФантКаст:

— Карта Сбербанка 2202206210159153

— И подписывайтесь на нашу страничку на Бусти!






  Подписка

Количество подписчиков: 732

⇑ Наверх