Думают ли о апгрейде


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Miya_Mu» > Думают ли о апгрейде электроовцы?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Думают ли о апгрейде электроовцы?

Статья написана 16 октября 2013 г. 04:11

Лично моя внутренняя  электроовца  о всяком таком думает в количествах, в то время как мой внутренний Нео хотел бы уже остановиться и осваивать новые реальности постепенно, а не пробивать головою потолок. Сама же по себе, как совокупность электроовцы и Нео, я больше всего опасаюсь, чтобы  проапгрейдясь в очередной раз (что происходит на уровне инстинкта), не оказаться в одиночестве на окраине Галактики; хотелось бы оставаться в своей же  страте мышления и миропонимания.

Комментарии к предыдущему посту; конкретно о влиянии текстов на современников.

На его же тему в дневе у ЖСВ angels_chinese написал такую интересную мысль

цитата

При чтении процессор читателя обрабатывает программу писателя — это всегда. Дальше вопросы к мощности процессора и программе — о чем она, хорошо ли написана, не сбоит ли, что дает на выходе и, кстати, чего требует на входе.

Но АБС выламываются из этой схемы — они писали программы, которые апгрейдят процессор. Хотя есть нюансы. Условия тотальной невосприимчивости процессора

И в сочетании с

цитата

Интереснее (для меня :), что АБС так все-таки не писали, ИМХО. АБС писали шире — не апеллируя к многоразмерности сознания, а увеличивая его размерность малозаметным для не столь уж размерного (пока) сознания образом.

к самому посту говорит, что идею надо развить дальше и глубже.

То, что АБС не апеллировали к многозадачному мышлению я бы отнесла не к особенностям авторов, а к особенностям эпохи. Собственно, в предыдущем посте я и писала о эпохальных изменениях в способах восприятия реальности, новые же авторы только закрепляют эти изменения в оформленном виде — что с начала времен было одной из задач литературы. На компьютерной метафоре — новое поколение процессоров вызывает к жизни новые поколение программного обеспечения.

Если еще раз изменить ракурс и посмотреть совсем издали, из исторической перспективы, то мы сталкиваемся с таким головокружительным феноменом, о котором не поленюсь сказать отдельно. До самой до индустриальной эпохи многозадачность была неотъемлимой частью мыслящего сознания. Нам совершенно напрасно морочили голову чрезвычайной гениальностью Леонардо да Винчи — мол, и художник, и инженер, и на машинке вышивает. По-другому и не было, ну вот чисто для примера — Кристофер Рен, третий или четвертый президент Лондонской Академии Наук, врач по образованию, в качестве архитектора отстроил Лондон после Большого Пожара, а на сто лет раньше Джон Ди, вообще говоря, астролог и алхимик, в нежном юном возрасте уже мастерил роботов (за летающего механического жука его чуть не выгнали из колледжа) и написал комментарии к Началам Евклида.

Потом три века индустриальной эпохи, знание становится продуктом, философия отделяется от науки, а литература от них обоих, специализация же возводится в ранг добродетели. Когда в семидесятых  двадцатого века было объявлено о наступлении эпохи постиндустриальной, сиречь информационной, французские философы (единственная на тот момент серьезная школа, вернее, две школы, в западном мире) обрадовались, как дети, приветствуя «конец темных веков» и возвращение целостного многоразмерного восприятия. Дальше, думаю, все знают — синергетика, информатика, системный подход, теория Хаоса (о теории Хаоса у ЖСВ  — это вообще песня! он сам, кажется, не понял, как преподнес ее на блюдечке читателям, апгрейдя всех электроовец без разбору. В то же время она сейчас торчит из каждого приличного западного НФ-текста); одни мозги в состоянии усвоить это изобилие, другие быстро от него устают.

Первых, надо думать, со временем будет становиться все больше, вторые со временем начнут совершать усилие.

Во время АБС читательский эгрегор (жуткое какое слово) был довольно еще гомогенный. До появления Дрюона и Пильняка, если мне память не изменяет, читали все одно и тоже, и только с них начали разбираться; тогда, собственно, у нас началось читательское расслоение.

Вот что меня не перестает удивлять — это то, что с одной стороны, все понимают закономерности такой движухи среди читателей, а с другой — к авторам относятся из какой-то архаичной системы отсчета, ориентируясь не на будущее литературы, а на ее прошлое.

Давайте так: сделаем фантдопущение, что

— есть некая группа авторов, которые знают и любят литературу настолько, что живут в ее поле непрерывно, не дистанцируясь и не проецируя себя на это поле гигантским големом

— и от того движутся вместе с ним (а оно движется вдоль развития мысли), опережая, таким образом, всех электроовец без исключения, включая и свою собственную.

В общем, это не я придумала, что все новое кристаллизируется в социуме через написанное слово (не через каждое написанное слово, добавлю на всякий случай) ; напомню, что с самого начала мыслилось разобраться, в чем же все-таки новаторство Хобо.

И вот в связи со всеми этими сменами эпох, о котрых выше, совершенно убеждена, что многозадачность, многоплановость и разнообразие  текста (проза ЖСВ, Ляха, Бэнкса, плюс помощь зала называет еще Пинчона, плюс наверняка есть кто-то еще)  не искусственное образование, а вполне себе отражение новых смыслов и возможностей, которые поступили уже в наше распоряжение. Это такой же незаметный апгрейд сознания, который делали АБС, только в другой уже области, не этической, а мироощущальной.

Ну я же еще в первом постике сказала, что по моим впечатлениям, Хобо написан уже из будущего. Муар только один из аспектов и только один из факторов влияния, но почти что самый важный (думаю сейчас).





176
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 11:26

цитата Miya_Mu

Первых, надо думать, со временем будет становиться все больше, вторые со временем начнут совершать усилие.


Ах, вот бы так было на самом деле! Но будет ли?..

цитата Miya_Mu

До появления Дрюона и Пильняка, если мне память не изменяет, читали все одно и тоже, и только с них начали разбираться; тогда, собственно, у нас началось читательское расслоение.


И здесь вопрос в сторону от магистральной темы этого вбоквела: было ли это явление характерно для Союза (и, может, стран соцлагеря)? Потому что, по моим впечатлениям, расслоение читательских страт (помимо очевидного: возрастного) в той же Западной Европе случилось сильно раньше. «И всё, что это повлекло за собой». (С)

цитата Miya_Mu

многозадачность, многоплановость и разнообразие  текста (проза ЖСВ, Ляха, Бэнкса


Вот тут же умные читатели, не говоря уж об авторе колонки. Для меня (читавшего мейнстримные романы Бэнкса + «Флеба», «Инверсии» и «Безатказное арудие») фантастика уважаемого автора в этот ряд -- «многозадачность, многоплановость и разнообразие текста» -- ложится с трудом. Многозадачность я вижу в том же «Князе света», но где она в «Инверсиях» или «Флебе»? Это не отдельного флуду для; просто пытаюсь понять, как Бэнкс оказался в этом ряду и отчего его фантастические романы ставятся на одну доску с «Хобо» или Пинчоном, например. Может, я что-то не то читал?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 11:54
Кстати, да, «Князь Света» — это и многозадачность, и апгрейд сознания, который дико усиливается, если понимать многозадачность (для меня это одна из лучших книг о сути буддизма). У Бэнкса я пробовал читать только «Флеб» в плохом переводе и «Фабрику» в хорошем, и прочел «Песнь камня», и многозадачности правда не заметил — но это все странные примеры; надо, конечно, Культуру целиком и в оригинале.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 12:02

цитата angels_chinese

Кстати, да, «Князь Света» — это и многозадачность, и апгрейд сознания, который дико усиливается, если понимать многозадачность (для меня это одна из лучших книг о сути буддизма).


А давай-ка попытаемся вспомнить еще книги, работающие в том же ключе. «Творец снов»? «Солярис»? «Ложная слепота»?
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 12:09
Для меня — нет, нет, нет :) «Слепота» — многозадачность, но ноль расширения сознания, извенити. Поставь «Слепоту» рядом с АБС — это будет даже не смешно.

Я бы назвал «Очаг на башне» и «Гравилет «Цесаревич»», а также «Остромова», но беда в том, что это (а) личное и (б) скорее апгрейд, чем многозадачность. Как и, опять же для меня, «Лейтесь, слезы, сказал полицейский», или «Помутнение», или «Три стигмата...»
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 12:17
«Остромов» -- для меня, скорее попытка, но -- скорее же -- неудачная: в какой-то момент исходный материал «задавил» автора, попытка следовать «исторической правде» для романа сослужила плохую службу.

«Очаг», пожалуй, надо бы перечитать, но по старым ощущениям -- ага, весьма близко!
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 15:44

цитата Vladimir Puziy

Ах, вот бы так было на самом деле! Но будет ли?..

Если верить тому, что эволюция продолжается и даже набирает обороты, то будет. Вплоть до полной виртуализации и перехода в ангельское состояние, бггг.

В Европах конечно же раньше. Минимум с пятидесятых годов.

А вот на Бэнксе я как раз настаиваю и по нескольким показателям, но вот прямо сейчас с утра ничего внятного сказать об этом не могу :-)


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 13:30
Ох уж этот гипноз метафор и аналогий...


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 13:41

цитата Miya_Mu

До самой до индустриальной эпохи многозадачность была неотъемлимой частью мыслящего сознания.
Эээ... неотъемлемой частью было отсутствие аналитического сознания и системного мышления. Недифференцированная деятельность мозга не тождественна многозадачности. Она ближе к хаотическому белому шуму в отсутствии какой-либо задачи.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 13:54
Цитата не моя. :-)
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 13:58
Видимо, скрипт ленится тащить указанную ссылку, решил взять где поближе.:-)
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 13:58
Чо, все были такие тупые, без аналитического сознания? Да ладна :-))) Хотел бы я посмотреть в глаза современным системно мыслящим, блин, людям, способным понять буддийские трактаты о логике.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 13:59
Все — не знаю, а пишущие книжки — стопудово.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 14:31
Это очень смешно, если учесть, сколько я знаю людей, пишущих книжки.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 14:52
Эээ... Ну, радуйтесь этому знакомству.??? Не улавливаю связи ваших реплик с моими.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 17:13
Попробую переформулировать. Вы всерьез считаете, что нынешние писатели массово обладают более системным мышлением, чем люди до индустриальной эпохи? Или я вас неверно понял?
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 17:22
Я считаю, что доиндустриальные мыслители преимущественно не обладали системным мышлением. И мне кажется, что у них не было возможности таким типом мышления обзавестись. У наших современников такая возможность есть, а воспользовались они ею или нет — отдельный вопрос, которым я до сих пор не озадачивался. Навскидку довольно много примеров за, но у меня очень узкий круг чтения.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 18:50

цитата

доиндустриальные мыслители преимущественно не обладали системным мышлением


Мне кажется, это полная ерунда. Извините :)
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 19:34
Я уже извинил вас пару лет назад:)
 


Ссылка на сообщение17 октября 2013 г. 00:13
Я припоминаю только, что мы как-то не сошлись во взглядах на блаженного Августина :)

Если более конструктивно — сознание после обретения речи вряд ли менялось существенно, и уж точно не по таким дурацким поводам, как индустриализация. Сохранившиеся письменные памятники в контексте столь же разнообразны, частью умны, а частью глупы, как сейчас; и уж точно столь же системны.
 


Ссылка на сообщение17 октября 2013 г. 06:23
Никто не называл индустриальную революцию поводом. Насчёт изменения сознания погуглите и обрящете. Мнений по этому поводу до чёрта, аргументов тоже.
 


Ссылка на сообщение17 октября 2013 г. 10:26
Ну щаз. Гуглить про сознание! Давайте еще про Бога погуглим и обрящем.
 


Ссылка на сообщение17 октября 2013 г. 10:52
No gods were harmed during the googling
 


Ссылка на сообщение17 октября 2013 г. 11:21
Да что там — даже Докинз со своей иконоборческой НФ ничего не сумел сделать с Богом. Как же так.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 15:23
А вот кстати! Ближайший друг ушел в буддийский монастырь на восемь лет. Интеллектуал не мне чета; говорит, что до трактатов о логике за эти восемь лет вряд ли дорастет. Надо его потерзать подробней на эту тему.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 15:10

цитата swgold

Эээ... неотъемлемой частью было отсутствие аналитического сознания и системного мышления. Недифференцированная деятельность мозга не тождественна многозадачности. Она ближе к хаотическому белому шуму в отсутствии какой-либо задачи.


Ну мне просто неудобно опять говорить о неоплатониках, христианской каббале (самой сложной систематизирующей структуре после индуистской), алхимии и прочем герметизме, не говоря о теологии, демонологии и прочем. То есть в белом шуме возрожденческого сознания я сильно сомневаюсь.
Вот насчет системного мышления соглашусь, по ощущениям, это наработка нашего времени.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 15:21
На мой взгляд, тексты Трисмегиста и Да Винчи представляют собой полный хаос. Единственный инструмент — аналогии, да и тот применяется негодным способом, а о логике и говорить нечего. Впрочем, спорить не хочу, если не согласны, замените «аналитический» на «теоретический». Или пусть с ним.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 15:27
Нет-нет, не то, чтобы не согласна, их просто невозможно читать вне знания символического языка, как работу по высшей математики, скажем. Но я вообще-то говорю о более позднем времени, о шестандцатом веке.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 15:57
Даты помню плохо, по-моему, XVI — это всё ещё натурфилософия в полный рост и латынь как универсальный язык науки. Т.е. не было отчетливо разных сфер/способов мышления, которые соединял в себе один и тот же человек, поэтому многозадачность отсутствовала. Вот когда человек, наблюдая за колбочками с синими и красными жидкостями, параллельно видел химические формулы, физическое явление, думал, сколько это стоит и строил прожекты, как это использовать — вот тогда появлялась почва для сравнения с работой компьютерных программ в несколько потоков.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 16:17
Я ошиблась, конечно. Движуха в полный рост началась с конца шестнадцатого века с приходом Фрэнсиса Бэкона и его пропагандой экспериментальности в науках и общего аппарата описания. Самый интересный, на мой взгляд, это рубеж шестнадцатого-семнадцатог о и весь семнадцатый век — но я пристрастна, именно им и занимаюсь, то есть собираю материалы для монографии.
Но вообще бог с ним, действительно, мы куда-то совсем вбок пошли.
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 16:37
Точно, Бэкон. Я сейчас пытался вспомнить, на ком прошел водораздел. Эксперимент против схоластики. Зачатки научного мышления. Впрочем, Роджер тоже был крут, и я их все время путаю.:-)
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 18:48
...хотя гравитацию Бэкон определил как амурчиков (именно так!), силой любви притягивающих атомы друг к другу.... А его Новая Атлантида вообще какая-то китайская резервация, великий Мао явно с нее списывал свои нововведения. Но в целом ничего так чувак был, продвинутый :-)))


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 18:31
Проблема в том, что до индустриальной революции файловая система, образно говоря, была unix-like, а новое системное мышление напоминает оную в виндовз. Что есть методологическая ошибка. С другой стороны, современное научное знание бесполезно структурировать и приводить в порядок, его слишком много для системы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 18:43
Непонятно, но здорово. Я даже не знаю, чем юниксоподобные системы отличаются от остальных, но в священный трепет от этих слов прихожу, конечно :-)


Ссылка на сообщение16 октября 2013 г. 22:59

цитата Miya_Mu

Потом три века индустриальной эпохи, знание становится продуктом, философия отделяется от науки
Нет. Знание неоднократно становилось продуктом до этого — почитайте у Либания, как в Афинах рвали на части новых учеников. И в 18 веке философия не отделилась от науки, а пролезла из вспомогательных в центральные, заняв нишу богословия в университетах.

цитата Miya_Mu

Дальше, думаю, все знают — синергетика, информатика, системный подход, теория Хаоса
Да уж. Этому жонглированию посвящена любопытная книжица — Ален Сокал, Жан Брикмон. Интеллектуальные уловки

цитата Miya_Mu

совершенно убеждена, что многозадачность, многоплановость и разнообразие текста ... отражение новых смыслов и возможностей
О как. О полифоничности еще Бахтин растекался. «Тетива» Шкловского и т.п. О многоплановости, многозадачности и т.п. из фантастов хорошо сказали Борхес Садом расходящихся тропок, — что книги так написанные суть недописанные книги, — и Глен Кук в Воды спят.

цитата

Мне приходилось видеть рукописи, которые, если их сложить вместе, можно было прочесть и по горизонтали, и по вертикали. Причем в каждом случае получалась своя история. Такую работу мог выполнить лишь человек, которому не нужно было беспокоиться о том, что есть на обед. Нынешние официальные правила действуют на протяжении всего лишь нескольких поколений. Они были введены именно ради того, чтобы мы могли читать тексты
друг друга, но многие по-прежнему пренебрегают ими.

Это ни в коем случае не апгрейд. Всего лишь стиль.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 2013 г. 04:39
Совершенно все верно, по крайней мере о античности и Шкловском. Ну я чисто технически не могу в коротком наброске расставить все маркеры.


⇑ Наверх