Царство православное


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > Царство православное
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Царство православное

Статья написана 11 марта 2009 г. 15:31

Итак, мы продолжаем наше плавание по неспокойным бурлящим волнам отечественного кино. На очереди — фильм очень уважаемого мной режиссера, создателя знаковых фильмов эпохи 80-90-х годов, «Зеркало для героя» и «Спальный вагон» Владимира Хотиненко — «1612». Итак....

Благодаря стараниям Голливуда, исторические блокбастеры на темы пробуждения национального самосознания надолго вошли в моду. Снять за огромные деньжища (чем больше — тем лучше) блокбастер в типичном для голливудского кино, размашистом и небрежном стиле, ныне почитается за честь в любой стране. Отгремели уж давно французские гимны Жанне Д,Арк за авторством Люка Бессона, даже поляки уж давненько отстрелялись со своим «Огнем и мечом». А чем мы хуже басурман? Даешь первый православный пеплум!

Справедливости ради, нужно отметить, что попытки создания истинно православного (а иначе никак) блокбастера уже предпринимались, и у руля тогда стояло самый большой Король — Солнце нашей киноиндустрии Никита Сергеевич М. Однако, тогда у него получился очень дорогостоящий казус, напоминающий попытку создать путеводитель по загадочной русской душе для зарубежного зрителя вкупе с кратким курсом православия. У меня нет данных по зарубежным епархиям о том, сколько народу посмотрев «Сибирского цирюльника» ринулись приобщаться к русской душе через принятие религии, но попытку принято считать провальной. В Каннах фильм освистали, на «Оскар» не выдвинули, а одной исконно русской публике вытянуть 50 миллионный бюджет было не под силу. Никита Сергеевич с горя наградил себя самого «Золотым орлом», другие добрые люди пожалели и дали еще в довесок «Нику», и историю благополучно забыли.

Однако, успех голливудских блокбастеров «Гладиатора» и особенно, «Царства небесного» вновь вернули ему былой азарт. Правда, на этот раз, Михалков уступил место рулевого Владимиру Хотиненко, оставив себе лишь скромную роль генерального.... нет, не секретаря, всего лишь — продюсера. Но железная хватка мэтра угадывается в этом фильме с первого взгляда.

Несмотря на внушающие доверие простому зрителю, угрожающие надписи типа в таком то году произошло то, а в таком то- это, фильм Хотиненко на историчность даже не претендует, и это откровенно радует. Есть же в литературе и в кино удачные примеры соединения откровенного вымысла на фоне реальных исторических событий — к примеру,«Потоп» и «Пан Володыевский» в романах Генриха Сенекевича и одноименных экранизациях Ежи Хоффмана. Однако, для первого православного блокбастера в 1612 многовато заимствований из совершенно не православных, голливудских фильмов. Линия слуги, ворующего у мертвого хозяина его имя и чин откровенно слямзена из «Истории рыцаря». Однако, тот фильм не претендовал ни на какую серьезность и пафос и был всего-лишь легким, полукомедийным зрелищем. Главная проблема 1612 же заключается в том, что он хочет, чтобы его воспринимали в качестве фильма для взрослых (натурализма и жестокости здесь хватает), при этом оставаясь по сути богатырской былиной, сказкой для детей.

Образ единорога, мелькающий весь фильм пред очами главного героя, очевидно по воли авторов должен символизировать чистоту родной страны в минуты тяжких испытаний. Однако, само послание выбрало весьма странную форму для воплощения. Общеизвестно, что единорог — символ чистоты и непорочности ( смотри фильм Ридли Скотта «Легенда»), но для нашего человека этот образ совершенно чужероден. Если даже после дичайшей попойки главному герою (кстати,  очень умело загримированному под Орландо Блума) и явилось бы сие чудо с рогом во лбу, то во-первых, он вряд ли бы смог его опознать, а во-вторых, сразу же бы принял за бесовщину, ведь всем на Руси известно, кто носит на голове рога. Или это дух католичества так тлетворно пропитал нашу землю?

Но на этом странности не кончаются. Обучение главного героя — бывшего холопа — бурлака основам фехтования происходит за одну  ночь и ....во сне. То есть герой заснул, во сне его посетил призрак хозяина, который продемонстрировал ему парочку ударов, и проснувшись, он уже владеет шпагой не хуже чемпиона по фехтованию. Чистая «Матрица», ей Богу: «Я знаю кунг-фу» и сразу же «Вжик, вжик, вжик — уноси готовенького!» Снимаю шляпу перед фантазией сценариста.

И далее все выдержано в подобном духе. Аутентичные красивые костюмы, симпатичные декорации пляшут вприсядку с совершенно чужеродными элементами, понатасканными где только можно и категорически не дающими воспринимать фильм всерьез. Один Святой Старец в исполнении Золотухина, из которого сотворили локального Гэндальфа, только без фирменной остроконечной шляпы, чего стоит. Если это фэнтези, убираем все взаправдашние титры, Ксению Годунову (которая, к слову в описанный год уже томилась в монастыре после насильного пострига в монахини), Лжедмитрия, Пожарского ( кстати, интересно, а где потерялся Минин), если историческое приключенческое кино, то наоборот — возвращаем этих и делаем срочный «секир — башка» всем магам, единорогам и консультациями с покойниками. Неужели, такой заслуженный режиссер как Хотиненко сам всего этого не понимал?

Полагаю, что прекрасно понимал. Но фильм был типичным госзаказом, а билет в кино — приложением к российскому государственному празднику 4 ноября, дабы дать справку о его исторической подоплеке. Бюджет выделили, по нашим меркам неслабый — 12 миллионов бушевских рублей. Однако, кто у нас ходит в кино на сугубо исторические фильмы? Вот и пришлось «разбавлять» т.н. «Хроники смутного времени» откровенно фэнтезийными элементами, дабы привлечь в кинотеатры молодежь. Видимо, и это получилось не очень, раз фильм собрал в прокате менее четверти собственного бюджета. Не растет, видать, фэнтези на русской земле, сколько ты его не поливай.

Актерская игра вызывает смешанные чувства. С одной стороны, очень радует поляк Михаил Жебровский в колоритной роли гетмана. Однако, его персонаж — бритый и с бородой, выглядит почему-то вылитой копией Федора Бондарчука, только в отличие от оригинала он играть умеет. С остальными хуже. Мне уже порядком надоело, что из каждого предыдущего российского фильма, в каждый последующий дружным шалманом следует одна и та же актерская компания: Пореченков, Балуев, Башаров, чуть менее часто — Спиваковский. Я конечно, понимаю, что для раскрутки фильма нужно, чтобы в кадре мелькало побольше узнаваемых народом лиц, но предложенные в этом фильме роли им совершенно не подходят. Если бы князь Пожарский так же уныло взывал народ на борьбу с захватчиками, как это в фильме изобразил Пореченков, подозреваю, что мы до сих пор жили бы под властью какой-нибудь Великой Шляхты.

Одного у картины не отнимешь — как и «Цирюльник», как и предшествовавший ему «Русский бунт», фильм Хотиненко может похвалиться неплохой зрелищностью: массовки, осада крепости, взрывы сняты на «ять» с плюсом. Хотиненко — очень порядочный режиссер, поэтому православного блокбастера у него не получилось — все два с половиной часа на экране проходят без квасного патриотизма и прочих перегибов по части национализма. Правда, Никита Сергеевич не удержался и даже сюда засунул кадры басурманской масленицы по-польски, дабы подчеркнуть преемственность с тем, что не получилось у него лично. К счастью (или, наоборот, к несчастью) этим сходство с «Цирюльником» и ограничивается. Ах, да, еще дважды: в начале и в конце, смачно плюнули в сторону Ватикана. Впрочем, плевать в сторону Запада — это один из элементов истинно православного крещения.

В итоге, фильм вызывает очень противоречивые чувства. С одной стороны, неплохо снятые массовки и баталии, с другой — не до конца понятный режиссерский замысел и явная вампука вместо сценария. Общий технический уровень 1612 свидетельствует о том, что не за горами тот светлый момент, когда русские кинематографисты наконец -то научатся снимать историческое кино, которое можно будет не стыдно демонстрировать по всему миру. Однако, его сценарная и актерская составляющая, наоборот уверяет, что этот день настанет еще очень не скоро.





549
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 15:59

цитата fox_mulder

предлагаю делать заказы на те фильмы, которые следует «расстрелять» в моем блоге

Ну что ж, буду первым. «Мертвые дочери».
А «1612» что-то не хочется смотреть...:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 16:01

цитата valkov

Ну что ж, буду первым. «Мертвые дочери»
Заказ принят. Скачаю, посмотрю и отпишусь. К концу недели ждите.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 16:11
То есть вы фильм не смотрели?
 


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 16:21

цитата valkov

То есть вы фильм не смотрели?
Пару лет назад, урывками. Для подробного обзора придется полностью пересмотреть.


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 16:44
Дело в том, что есть фильмы которые вообще лучше не трогать, т.к. критика будет подразумевать исключительно смакование и опускание чего-то ниже плинтуса. Вообщем к тому — что рассказывать как устроен мусор не так уж и обязательно. :-)

А вот тот же «1612» фильм провальный, как по сборам так и по качеству самой картины. Ничего в нём собственно нет, но признаюсь честно первая половина фильма весьма смотрибельна как хотя бы развлекательное кино, а вот как только начинается экшен, то смотреть уже невозможно — сделано на очень низком уровне, да и самое главное что — нелепо и ещё раз нелепо.

Статья зачётная.


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 17:22
Может отечественным «хитам» дать немножко оклематься? И написать о каком-нибудь достойном кино, например «Космической одиссее» или «Заводном апельсине» Кубрика?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 21:36

цитата ileec

И написать о каком-нибудь достойном кино, например «Космической одиссее» или «Заводном апельсине» Кубрика?
А смысл? Добавить, что-то новое, помимо того, что уже написано и в немалом количестве, вряд ли удастся. Не люблю повторяться за другими.


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 18:11

цитата fox_mulder

Выражаю благодарность уважаемому мной   suhan_ilich у за то, что его лихие разборы произведений отечественных авторов, в свою очередь вдохновили меня на аналогичный подвиг в отношенни отечественного кинематографа.        

Не надо уподобляться своим же героям и безрассудно заимствовать чужие идеи и приёмы!

цитата ileec

И написать о каком-нибудь достойном кино
ведь получается не хуже!!!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 21:46

цитата eladislao


Не надо уподобляться своим же героям и безрассудно заимствовать чужие идеи и приёмы!

Не поясните? Каким именно героям?

цитата eladislao

ведь получается не хуже!!!
Рад, что Вам нравится. Но достойных фильмов сейчас — капля в безразмерном океане. по поводу отзывов на киноклассику я уже написал выше. Не люблю повторяться. Я и отзывы на книги на фантлабе не пишу, если вижу, что до меня уже все сказали в других рецензиях.


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 21:51
Героям ваших обзоров ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 22:02

цитата eladislao

Героям ваших обзоров
Тогда еще один вопрос: чьи идеи и приемы я заимствую? Все мои отзывы я пишу сам на основании того, что увидел / не увидел в данном фильме. Если эти же косяки замечает кто-то еще, в этом нет моей вины.
Данная колонка ни коем образом не построена на переписывании чужого мнения, с целью выдать его за собственное. В том, что я пишу, я отвечаю за каждое слово.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 22:10
Ой. Я ж в виде шутки юмора. Вот чьи:

цитата

цитата fox_mulder

Уважаемый suhan_ilich в своей колонке проводит такое состязание: читатели сообщают ему название книги, которую нужно заклевать, он читает ее и потом публикует свое мнение в виде разгромной статьи у себя в колонке. Конечно, мои способности куда более скромные, но попробовать стоит.
 


Ссылка на сообщение11 марта 2009 г. 22:20

цитата eladislao

Вот чьи:
Ну это скорее в виде эксперимента. Чтобы тем, кто читает колонку было интереснее. А то, иногда по отзывам не остается вообще ни одного комментария и мне остается ломать голову: то ли я, что-то не то написал, то ли просто комментировать нечего.
Хочется быть ближе к народу.;-)


Ссылка на сообщение16 марта 2009 г. 19:41
Помню, посмотрел я этот фильм не без удовольствия, именно вследствие его зрелищности. Ну и посмеяться было над чем :) Историческое фэнтези такое...
Но вот почему героиней сделали Ксению Годунову, хотя история ее большей частью списана с Марины Мнишек, осталось непонятным. Видмио, что-то политическое.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 марта 2009 г. 19:46

цитата Nog

Но вот почему героиней сделали Ксению Годунову, хотя история ее большей частью списана с Марины Мнишек, осталось непонятным

Видимо, посчитали, что герой не должен влюбляться в дочь воеводы-захватчика. Мне, кстати, тоже показалось, что изначально в сценарии была Мнишек ( жизнь героини уж очень смахивает на факты ее биографии), а вместо польского гетмана, вероятно был Лжедмитрий 2, но потом заменили, для наглядности. Все-таки, Лжедмитрий 2 был русским. Поляк-злодей — это куда нагляднее.;-)


⇑ Наверх